Ричардсон «Памела, или Вознагражденная добродетель.

О.Ю. Рязанцева

Метод «Памелы» трактуется в целом различно, но в русле концепций «психологического реализма» и сентиментализма. Если учесть, что понятие «психологического реализма» в зарубежном литературоведении носит оценочно-комплиментарный характер, то можно увидеть, что специфика метода «Памелы» непосредственным образом связана с проблемой своеобразия двух типов английского сентиментализма. Как правило, метод первого романа писателя либо констатируется на уровне определения, либо трактуется по аналогии со стилистикой драмы начала века без учёта своеобразия отражения раннесентименталистского мирочувствования в романе.

На проблему метода «Памелы» в российском литературоведении влияет неоднозначное понимание сентиментализма: с одной стороны, традиционная концепция “психологического реализма” находится в прямой зависимости от трактовки сентиментализма как реакции на Просвещение, с другой – появление в последнее время тенденции выделять в сентиментализме два этапа позволило рассмотреть творчество Ричардсона в русле раннего сентиментализма. Вместе с тем этот подход требует дальнейшей конкретизации в связи с акцентированием обусловленности сентиментализма предромантической эстетикой, недостаточной разработкой специфики раннего сентиментализма и отсутствием подробного анализа романа.

Как известно, «Памела» появляется в 40-е года XVIII века. По мнению современных учёных, это - время формирования английского сентиментализма, активного переосмысления в его русле опыта предшествующего романа Дефо, Свифта, прозы миссис Хейвуд, миссис Дэвис, Джей Баркер и др., французских, писателей конца XVII - нач. XVIII века (Мариво, Прево, Кребийон, Дюкло и др.). Социокультурная ситуация рубежа веков в Англия и Франции при параллельном сосуществовании нескольких направлений (позднее барокко, рококо, зарождающийся сентиментализм) создала более благоприятные социально-политические условия, психологический климат для культуры рококо, получившей развитие и в Англии. Сложное соотношение «Памелы» с предшествующей традицией свидетельствует о том, что роман появился если не на контрастном, то на несхожем литературном фоне. Думается, что «Памела» возникает как ответ на популярную в рококо этическую концепцию, переосмысляя характерную для этого направления романную любовную ситуацию – героиня (либо герой) перед лицом соблазна. Ричардсон переводит эту ситуацию в сентименталистскую тональность - стойкая добродетель героини вознаграждается нравственным чувством к ней героя и законным браком.

Эпистолярная форма повествования, где ситуация нравственного воспитания не столько является констатирующим морализаторством, сколько поиском необходимого нравственного поведения, позволяет Ричардсону при глубоком знании локковской теории воспитания чувством как основы нравственности, теории врожденного нравственного чувства Гефтсбери не повторить их идеи, не превратить роман в некое прямолинейное назидание, а заставить читателя сопереживать напряжённому конфликту через сочувствие героине, приходя к приятию её нравственной позиции.

Репутация «Памелы» как монологического эпистолярного повествования, созданная многими исследователями романа, представляется неверной. Соединяя эпистолярный принцип повествования с фабульностью, Ричардсон намеренно вводит письма других персонажей (письма родителей Памелы, мистера Б., пастора Уильямса, леди Дэйверз, авторские суждения) во-первых, как средство развития сюжета, во-вторых, для создания атмосферы истинности происходящих событий и объективности характеристик героев, причём Ричардсон создает иллюзии синхронности переписки, когда читатель знакомится с письмами, созданными по свежим следам событий. Попытка преодолеть монологичность есть и внутри эпистол героини: не только в переданных ею диалогах с другими персонажами, но и в установке на определенных адресатов, их реакцию (письмо-утешение, письмо-отказ и т.д.). Привносящая внешне эффект хаотичности структуры романа, - и вместе с тем, подтверждающая авторский замысел изобразить непосредственную в рефлексии и рассудительную добродетель, - вторичная линия переписки персонажей, включенная в записи Памелы, не только способствует амбивалентности восприятия героини (её наивность не противоречит её рассудительности), но также дополняет атмосферу полифоничности романа. В самом повествовательном принципе романа, таким образом, зафиксированы поиски той «диалогичности», которую М. Бахтин считает признаком зрелой романной формы.

Взаимовлияние и взаимообусловленность раннесентименталистской стилистики и проблематики эпистолярностью и её функциями (конфликторазрешающей, сюжетообразующей) проступает в ряде важных аспектов. Оно сказывается в переплетении традиций просветительства (изменение автором традиционного понимания женской, пассивной добродетели, воплощение в образе Памелы добродетели активной, воспитывающей) и сентименталистского колорита, проявляющемся в непреодолимом желинии героини писать даже в заточении, без возможности передать эти записи родителям. Жажда эпистолярного самовыражения и самоанализа является не только компонентом сюжета, но составляет раннесентименталистское своеобразие образа Памелы, главным достоинством которого является чувствительность, передаваемая через рассудочность и проявляющая своё воспитывающее влияние в способности к саморефлексии в письменной форме. Во-вторых, разрешение главного конфликта «нравственной чувствительности» Памелы и «неразумной страсти» мистера Б. также носит просветительски-сентименталистский характер. Традиционная просветительская ситуация воспитания разрешается по-сентименталистски: преображение героя, пробуждение в нём чувствительности становится возможные только после прочтения мистером Б. записей Памелы, фабульная развязка - свадьба героев - реальна после разрешения главного конфликта романа, что также связано с раннесентименталистской концепцией вознаграждения нравственного, разумного чувства, нашедшего воплощение в браке.

Характерной особенностью раннесентимемталистской стилистики является создание писателем прозы, эволюционизирушей внутри себя: это - временная диспропорция первой части и всего остального действия романа, служащая средством акцентирования «минутных подробностей», удлинение эпистол и разрастающаяся рефлексия по мере движения действия к развязке, замедление действия после разрешения конфликта. Представляются неправомерными упреки некоторых исследователей в затянутости действия и слишком ранней кульминации, так как использование этих средств позволило писателю передать подробности не только критических для героини событии и вызванных ими чувств, но художественно воссоздать состояние рождающегося взаимопонимания мужчины и женщины, нравственную, и следовательно, настоящую любовь, приносящую счастье дружеского общения, т.е. истинное вознаграждение добродетели.

Отражение в «Памеле» нового раннесентиментального мирочувствования, подготовленного социально-культурным контекстом первой половины XVIII века, повлекло за собой своеобразное переплетение в романе традиций английского Просвещения, тесно связанного с пуританством и философскими концепциями Локка, Шефтсбери и сентименталистских тенденции с их особым пониманием к чувствительности и к чувству как критерию истины. Вместе с тем решение просветительской романной коллизии происходит по-сентименталистски: герой перевоспитывается только тогда, когда просыпается его чувствительность, когда он тронут письмами Памелы, глубиной ее моральной рефлексии, убедительностью доводов, ее рассудительностью.

Л-ра: Становление и развитие зарубежного социально-психологического романа. – Днепропетровск, 1993. – С. 106-111.

Памела, или награжденная добродетель. (Часть первая)

НАГРАЖДЕННАЯ

ДОБРОДѢТЕЛЬ.

Аглинская нравоучительная повѣсть

Сочиненная Г. Рихордсономъ

Въ IV Частяхъ

Переведенная съ Французскаго языка.

съ дозволенія управы Благочинія.

Печатана

Въ САНКТПЕТЕРБУРГѢ

ПРЕДИСЛОВІЕ

французскаго переводчика

Не большое сіе Сочиненіе столь благосклонно въ Англіи было принято, что въ одинъ годъ онаго пять тисненій вышло. Оное доказываетъ, что издатель умѣлъ найти вкусъ общественной; однако же оно также какъ и прочія, было подвержено порицанію. Но гдѣ найти такое твореніе, которое бы не порицалось! Сидъ (* Г. де ла Бруера. ) есть изъ лучшихъ Поемъ, какую только сочинить было возможно; не оставлено было безъ осужденія. Слѣдственно не должно казаться удивительнымъ, что и Памела была осуждаема. Однако я не стану сравнивать оную съ Сидовымъ порицаніемъ. Памелины Порицатели столь слабы и столь не справедливы, что не достойны и вниманія. Въ противномъ же случаѣ ежели найдутся такія, кои и достойны, то издатель самъ на оныя отвѣчать можетъ, когда заблаго разсудитъ.

Но оставя сіе, стану говорить о переводѣ моемъ: я старался здѣлать ево столь близкимъ, сколь возможно было, въ разсужденіи не сходности языковъ. Извѣстно, что Аглинской языкъ не столь ограниченъ какъ Французской; въ немъ бываютъ такія выраженія, кои во Французскомъ не позволяются. И легко бы можно было показать множество въ томъ примѣровъ, ежелибъ понадобилось. Сія то и была причина, которая принудила меня стараться изъяснить точной смыслъ Сочинителевъ, а не слѣдовать строгому наблюденію въ ево выраженіяхъ. Однако не надобно забыть и то, что большая часть его писемъ писаны шестьнадцатилѣтнею дѣвушкою, то и слѣдственно, чтобъ слогъ оныхъ отвѣчалъ и лѣтамъ ее и полу.

Уповательно, что мысли о человѣколюбіи, добродѣтели и Вѣрѣ, также какъ и о разныхъ Характерахъ искусно выведены въ подлинникѣ сего сочиненія причиною, что оно столь благосклонно было принято Агличанами, сіе то и обнадѣживаетъ меня ласкаться, что также и прочіе Иностранцы благосклонно и съ удовольствіемъ читать сей переводъ мой будутъ. Еще одно слово только скажу: сей переводъ произошелъ подъ руководствомъ Сочинителя которой здѣлалъ мнѣ одолженіе, снабдя не большимъ числомъ прибавленія и поправленія. А какъ желалъ я быть извѣстенъ о нравахъ тѣхъ, о которыхъ упоминается въ сей повѣсти, то Сочинитель былъ столь ко мнѣ снисходителенъ, что сообщилъ описаніе о нѣкоторыхъ особахъ, о коихъ онъ упоминаетъ въ послѣднемъ своемъ изданіи, чего не имѣется въ пяти первыхъ; ибо онъ тогда позабылъ о томъ вспомнить.

ПИСЬМО КЪ ИЗДАТЕЛЮ ПАМЕЛЫ.

Государь мой,

Посылаю къ вамъ рукопись Памелы, которую я читалъ съ несказаннымъ удовольствіемъ. Писана она въ пріятной простотѣ съ такою правдою, какой найти весьма рѣдко въ книгахъ сотворенныхъ для наученія и забавы. Она трогаетъ сердце и плѣняетъ разумъ, всѣ приключенія ее естественный и заставляютъ брать во всемъ участіе. Должности вообщежитіи показаны со всевозможною ясностію, слогъ соотвѣтствуетъ свойствамъ тѣхъ, кои выведены на зрѣлище сей повѣсти. Я слѣдовалъ въ степени сей Героини повсюду и бралъ совершенное во всѣхъ бѣдахъ ее участіе, крайне безпокоился, боясь ужасныхъ обстоятельствъ и худыхъ слѣдствій, отъ достохвальнаго ея супротивленія, во всѣ предпріятіи ея мысленно мѣшался, которые она ко убѣжанію своему устроевала, бывалъ много ею доволенъ, а иногда и сердился на нее, а особливо во время ее заключенія въ домѣ Лорда Б… Доволенъ былъ намѣреніемъ ея побѣга, по томъ опять сердился за то, что отъ страха всѣ тѣ достохвальные намѣренія ея изчезали; истинно сожалѣлъ о ея нещастіяхъ, такъ какъ о моихъ собственныхъ, видя какъ она въ своей надеждѣ обманывалась, и какъ всѣ ея предпріятія въ ничто обращались. Однимъ словомъ вся книга сія такъ чувствительна, что не возможно читать оную и не имѣть совершеннаго участія въ ея горестяхъ.

Она въ себѣ содержитъ тысячу изрядныхъ нравоученій, и своею добродѣтелію подаетъ примѣръ многимъ. Сія страдательница слѣдовала по стезямъ добродѣтели всюду, безъ гордости и упрямства. Она такъ вкоренена была въ ея сердце, что въ самыхъ ея горестяхъ, никогда съ нею разлучится не хотѣла, и никогда не помышляла о своей свободѣ, пожертвуя честолюбію бесцѣнное свое сокровище; и хотябы ни какимъ средствомъ, вольность получить было уже не возможно, она любя свою непорочность, среди самыхъ хитрыхъ подлоговъ и опасностей, заключила скорѣе погибнуть, нежели что противное цѣломудрію и поруганію достойное здѣлать. Я разсматривая сію книгу одно нахожу чрезвычайнымъ и могу сказать, что особливаго примѣчанія достойнымъ, которое всякаго во удивленіе привесть можетъ.

Здѣсь видна молодая и чрезвычайно пригожая дѣвушка, рожденная въ подлости и нищетѣ. Никово не имѣла ктобъ могъ ее защитить и подать помощь. Ни какихъ наукъ въ простомъ своемъ воспитаніи не знала, кромѣ собственныхъ примѣчаній, или отъ чтеніе малаго числа книгъ, въ бытность у ласковой и добродѣтельной госпожи своей, и привыкши уже въ роскошной жизни, хотѣла лутче съ великою радостію возвратится въ прежнюю нищету свою, нежели озлобить добродѣтель и съ нею разлучиться. Она презрѣла великое богатство, подвергла себя терпѣнію многихъ бѣдъ и напастей, и могла супротивлятся такому человѣку, котораго она и сама не ненавидѣла, но еще въ пользу его была и предваряема, почитая его достоинствы, а только не терпѣла страсть его. Она умѣла такъ хитро отвратить всѣ, предпринимаемые имъ намѣренія, и продерскіе ухищренія уничтоживъ, что онъ вмѣсто гонителя здѣлался сей бѣдной дѣвицѣ покровителемъ и защитникомъ, а наконецъ на ней и женился.

Во всѣ мои чувства вливалась сладость, когда я читалъ ея Письма, которые она писала во время своихъ несчастій. Всѣ ея разсужденія наполнены были пріятностію и осторожнымъ предпріятіемъ. Къ родителямъ своимъ писала откровенно и безо всякаго притворства, даже что и самомалѣйшія частицы, сокрытые въ ея сердцѣ были видимы.

Я не могу надивиться, для чего такъ долго размышляли напечатать сію нравоучительную книгу, которая въ своемъ родѣ не много подобныхъ имѣетъ, и которую желаю видѣть напечатанну, въ самой той простотѣ, въ какой написана. Она усладитъ читателей и понравится лутче, нежели всѣ тѣ, которые украшены витіеватымъ слогомъ, и которые похожи бываютъ на не хорошо написанную картину, покрытую завесомъ, или на прекрасную сшитую, одѣтую богатымъ платьемъ, изъ подъ котораго не видно искусства художника; по чемубъ и сія книга погружена была во глубину пышныхъ словъ и реченій высокопарныхъ; чрезъ чтобы и самое естественное изъясненіе въ празднословіе превратилось. И для того я думаю Памелу оставить лутче такъ, какъ она сама себя представляетъ, пускай ея реченія останутся такъ, какъ оныя есть безо всякаго украшеніе. Краснорѣчіе хотя и пріятно для читателя, но оно никогда не можетъ восхитить и тронуть сердце. Я восхищаюсь видя Памелу въ простой крестьянской одеждѣ, въ которой она тогда была какъ возвратится хотѣла къ своимъ родителямъ, оное платье болѣе прилично ея непорочности и пріятной простотѣ, нежели то, которое дарила ей покойная госпожа ее.

Зачинателем психологической линии в английской литературе XVIII в. был Сэмюэл Ричардсон (1689- 1761). Он внес значительный вклад в развитие принципа психологизма, избрав форму эпистолярного романа (романа в письмах). Имитация переписки героев позволила писателю естественно воссоздать их внутренний мир, передать детали их частной жизни.

В первом романе, «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740), Ричардсон, вопреки традиции галантного романа, вывел в качестве героини простую служанку, а ее путь к благополучию представил не как серию авантюр, а как неуклонное следование добродетели, в итоге приводящее к браку с преследовавшим ее, но раскаявшимся хозяином, сквайром

Когда А. С.Пушкин в «Евгении Онегине» говорит о матери Татьяны Лариной:

Она любила Ричардсона, Не потому, чтобы прочла, Не потому, чтоб Грандисона Она Ловласу предпочла - поэт называет героев двух романов, последовавших за «Памелой»: «Кларисса, или История юной леди» (1747-1748), где Клариссу погубил аристократ-вольнодумец Ловлас (известный и как Ловелас), и «История сэра Чарлза Грандисона» (1754), где была сделана попытка в лице Грандисона представить идеального молодого человека. В XVIII в. Ричардсон был одним из самых читаемых авторов Европы, но уже в следующем столетии громоздкость, композиционная невыстроенность, дидактичность его произведений стали восприниматься как некий анахронизм.

Филдинг. Крупнейшим представителем английского реалистического романа XVIII столетия был Филдинг (1707- 1754). Его первое произведение - сатирическая поэма «Маскарад» (1728) - было подписано псевдонимом . Филдинг вошел в литературу как сатирик, драматург (автор свыше 25 комедий), публицист.

После появления закона о театральной цензуре 1737 г. он оставил драматургию и обратился к жанру романа. Романы Филдинга драматургичны, в отличие от романов Дефо, Свифта и Ричардсона, с которыми он нередко полемизировал по самым различным поводам. Первый Филдинга - «История жизни и смерти Джонатана Уайльда Великого» (1743) - своего рода ответ на книгу Дефо о том же историческом персонаже. Филдинг заостряет черты хищничества, лицемерия своего героя, подчеркивая, что он - лишь отражение гнусности царящей в современной ему Англии.

Роман «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса» (1742) содержит полемику Филдинга с Ричардсоном. Герой Филдинга Джозеф Эндрюс представлен автором как брат Памелы. Подобно ричардсоновской героине, он руководствуется добродетелью и отвергает домогательства своей хозяйки леди Буби, но вместо счастливого брака его ждет лишь увольнение, что, несомненно, более реалистично, чем утопический финал «Памелы» Ричардсона. Абраам Адаме, упомянутый в названию романа, - один из первых в английской литературе образов «чудаков», которые займут столь заметное место в романах Смоллета, Стерна, Теккерея и особенно Диккенса.

Лучший роман Филдинга- «История Тома Джонса, найденыша» (1749) - реалистическая картина английской действительности XVIII в. Это новаторское произведение, хотя во многом Филдинг следовал по пути, проложенном Сервантесом в «Дон Кихоте» (не случайно одна из лучших пьес Филдинга-«Дон Кихот в Англии», 1734, а подзаголовок «Джозефа Эндрюса» - «Написано в подражание манере Сервантеса, автора «Дон Кихота»).

Писатель называл свои романы «комическим эпосом в прозе». В предисловии к «Тому Джонсу» он отстаивал необходимость писать их в третьем лице, что позволяет автору высказывать собственное мнение об изображаемых событиях и персонажах. СамО это мнение весьма оригинально для просветителей: Филдинг, отличие от Дефо, раннего Свифта и Ричардсона, начинает все больше сомневаться в культе Разума.

Это отражается в сюжете системе образов романа: сводный брат Тома Джонса Блайфил, образец добродетели, добропорядочности и разумности, оказывается лицемером, а его рациональность - голым расчетом, в то время как непутевый Том Джонс, порывистый и нерасчетливый, именно чистосердечием привлекает симпатии читателей. Усиливая роль автора в повествовании, Филдинг открывает новые возможности для того, чтобы выйти за рамки частной судьбы персонажа и дать обширное описание общества, всего окружающего мира.

Эстафету сатирического просветительского романа, принял от Филдинга Тобайас Джордж Смоллетт (1721 -1771)1 автор романов «Приключения Родрика Рэндома» (1748), «Приключения Перигрина Пикля» (1751), эпистолярного романа «Путешествие Хэмфри Клинкера» (1771) и др. Разочарование в просветительском культе Разума у Смоллетта усиливается, оптимизм явно слабеет, вера в природную доброту человека подорвана. Сатира у Смоллетта становится более острой, чем у Филдинга, подчас злой, не оставляющей места для юмора. Его персонажи или эгоистичны, или сами оказываются жертвами эгоизма и несправедливости.

Смоллетт перевел на английский язык роман А. Лесажа «ЖильБлаз», «Дон Кихота» Сервантеса, а в последние годы жизни MHOго переводил Вольтера.

Если домашнее задание на тему: » Ричардсон «Памела, или Вознагражденная добродетель» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Важнейшим положением филдинговской теории является утверждение о связи романа с жизнью. Авторы комических романов «всегда должны строго придерживаться природы, от Просветительский реализм зрелого периода представлен в Англии творчеством Генри Филдинга. Романист, драматург, создатель английской политической комедии, блестящий публицист, Филдинг выступил «Джозеф Эндрюс» положил начало построению романа как истории жизни и приключений молодого человека, вступающего в жизнь и показанного в столкновении
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Сэмюэл Ричардсон

Памела, или награжденная добродетель. (Часть первая)




НАГРАЖДЕННАЯ


ДОБРОДѢТЕЛЬ.


Аглинская нравоучительная повѣсть


Сочиненная Г. Рихордсономъ


Въ IV Частяхъ


Переведенная съ Французскаго языка.



съ дозволенія управы Благочинія.


Печатана


Въ САНКТПЕТЕРБУРГѢ



OCR Бычков М.Н.


ПРЕДИСЛОВІЕ


французскаго переводчика


Не большое сіе Сочиненіе столь благосклонно въ Англіи было принято, что въ одинъ годъ онаго пять тисненій вышло. Оное доказываетъ, что издатель умѣлъ найти вкусъ общественной; однако же оно также какъ и прочія, было подвержено порицанію. Но гдѣ найти такое твореніе, которое бы не порицалось! Сидъ (* Г. де ла Бруера. ) есть изъ лучшихъ Поемъ, какую только сочинить было возможно; не оставлено было безъ осужденія. Слѣдственно не должно казаться удивительнымъ, что и Памела была осуждаема. Однако я не стану сравнивать оную съ Сидовымъ порицаніемъ. Памелины Порицатели столь слабы и столь не справедливы, что не достойны и вниманія. Въ противномъ же случаѣ ежели найдутся такія, кои и достойны, то издатель самъ на оныя отвѣчать можетъ, когда заблаго разсудитъ.

Но оставя сіе, стану говорить о переводѣ моемъ: я старался здѣлать ево столь близкимъ, сколь возможно было, въ разсужденіи не сходности языковъ. Извѣстно, что Аглинской языкъ не столь ограниченъ какъ Французской; въ немъ бываютъ такія выраженія, кои во Французскомъ не позволяются. И легко бы можно было показать множество въ томъ примѣровъ, ежелибъ понадобилось. Сія то и была причина, которая принудила меня стараться изъяснить точной смыслъ Сочинителевъ, а не слѣдовать строгому наблюденію въ ево выраженіяхъ. Однако не надобно забыть и то, что большая часть его писемъ писаны шестьнадцатилѣтнею дѣвушкою, то и слѣдственно, чтобъ слогъ оныхъ отвѣчалъ и лѣтамъ ее и полу.

Уповательно, что мысли о человѣколюбіи, добродѣтели и Вѣрѣ, также какъ и о разныхъ Характерахъ искусно выведены въ подлинникѣ сего сочиненія причиною, что оно столь благосклонно было принято Агличанами, сіе то и обнадѣживаетъ меня ласкаться, что также и прочіе Иностранцы благосклонно и съ удовольствіемъ читать сей переводъ мой будутъ. Еще одно слово только скажу: сей переводъ произошелъ подъ руководствомъ Сочинителя которой здѣлалъ мнѣ одолженіе, снабдя не большимъ числомъ прибавленія и поправленія. А какъ желалъ я быть извѣстенъ о нравахъ тѣхъ, о которыхъ упоминается въ сей повѣсти, то Сочинитель былъ столь ко мнѣ снисходителенъ, что сообщилъ описаніе о нѣкоторыхъ особахъ, о коихъ онъ упоминаетъ въ послѣднемъ своемъ изданіи, чего не имѣется въ пяти первыхъ; ибо онъ тогда позабылъ о томъ вспомнить.


ПИСЬМО КЪ ИЗДАТЕЛЮ ПАМЕЛЫ.


Государь мой,

Посылаю къ вамъ рукопись Памелы, которую я читалъ съ несказаннымъ удовольствіемъ. Писана она въ пріятной простотѣ съ такою правдою, какой найти весьма рѣдко въ книгахъ сотворенныхъ для наученія и забавы. Она трогаетъ сердце и плѣняетъ разумъ, всѣ приключенія ее естественный и заставляютъ брать во всемъ участіе. Должности вообщежитіи показаны со всевозможною ясностію, слогъ соотвѣтствуетъ свойствамъ тѣхъ, кои выведены на зрѣлище сей повѣсти. Я слѣдовалъ въ степени сей Героини повсюду и бралъ совершенное во всѣхъ бѣдахъ ее участіе, крайне безпокоился, боясь ужасныхъ обстоятельствъ и худыхъ слѣдствій, отъ достохвальнаго ея супротивленія, во всѣ предпріятіи ея мысленно мѣшался, которые она ко убѣжанію своему устроевала, бывалъ много ею доволенъ, а иногда и сердился на нее, а особливо во время ее заключенія въ домѣ Лорда Б… Доволенъ былъ намѣреніемъ ея побѣга, по томъ опять сердился за то, что отъ страха всѣ тѣ достохвальные намѣренія ея изчезали; истинно сожалѣлъ о ея нещастіяхъ, такъ какъ о моихъ собственныхъ, видя какъ она въ своей надеждѣ обманывалась, и какъ всѣ ея предпріятія въ ничто обращались. Однимъ словомъ вся книга сія такъ чувствительна, что не возможно читать оную и не имѣть совершеннаго участія въ ея горестяхъ.

Она въ себѣ содержитъ тысячу изрядныхъ нравоученій, и своею добродѣтелію подаетъ примѣръ многимъ. Сія страдательница слѣдовала по стезямъ добродѣтели всюду, безъ гордости и упрямства. Она такъ вкоренена была въ ея сердце, что въ самыхъ ея горестяхъ, никогда съ нею разлучится не хотѣла, и никогда не помышляла о своей свободѣ, пожертвуя честолюбію бесцѣнное свое сокровище; и хотябы ни какимъ средствомъ, вольность получить было уже не возможно, она любя свою непорочность, среди самыхъ хитрыхъ подлоговъ и опасностей, заключила скорѣе погибнуть, нежели что противное цѣломудрію и поруганію достойное здѣлать. Я разсматривая сію книгу одно нахожу чрезвычайнымъ и могу сказать, что особливаго примѣчанія достойнымъ, которое всякаго во удивленіе привесть можетъ.

Здѣсь видна молодая и чрезвычайно пригожая дѣвушка, рожденная въ подлости и нищетѣ. Никово не имѣла ктобъ могъ ее защитить и подать помощь. Ни какихъ наукъ въ простомъ своемъ воспитаніи не знала, кромѣ собственныхъ примѣчаній, или отъ чтеніе малаго числа книгъ, въ бытность у ласковой и добродѣтельной госпожи своей, и привыкши уже въ роскошной жизни, хотѣла лутче съ великою радостію возвратится въ прежнюю нищету свою, нежели озлобить добродѣтель и съ нею разлучиться. Она презрѣла великое богатство, подвергла себя терпѣнію многихъ бѣдъ и напастей, и могла супротивлятся такому человѣку, котораго она и сама не ненавидѣла, но еще въ пользу его была и предваряема, почитая его достоинствы, а только не терпѣла страсть его. Она умѣла такъ хитро отвратить всѣ, предпринимаемые имъ намѣренія, и продерскіе ухищренія уничтоживъ, что онъ вмѣсто гонителя здѣлался сей бѣдной дѣвицѣ покровителемъ и защитникомъ, а наконецъ на ней и женился.

Во всѣ мои чувства вливалась сладость, когда я читалъ ея Письма, которые она писала во время своихъ несчастій. Всѣ ея разсужденія наполнены были пріятностію и осторожнымъ предпріятіемъ. Къ родителямъ своимъ писала откровенно и безо всякаго притворства, даже что и самомалѣйшія частицы, сокрытые въ ея сердцѣ были видимы.

Я не могу надивиться, для чего такъ долго размышляли напечатать сію нравоучительную книгу, которая въ своемъ родѣ не много подобныхъ имѣетъ, и которую желаю видѣть напечатанну, въ самой той простотѣ, въ какой написана. Она усладитъ читателей и понравится лутче, нежели всѣ тѣ, которые украшены витіеватымъ слогомъ, и которые похожи бываютъ на не хорошо написанную картину, покрытую завесомъ, или на прекрасную сшитую, одѣтую богатымъ платьемъ, изъ подъ котораго не видно искусства художника; по чемубъ и сія книга погружена была во глубину пышныхъ словъ и реченій высокопарныхъ; чрезъ чтобы и самое естественное изъясненіе въ празднословіе превратилось. И для того я думаю Памелу оставить лутче такъ, какъ она сама себя представляетъ, пускай ея реченія останутся такъ, какъ оныя есть безо всякаго украшеніе. Краснорѣчіе хотя и пріятно для читателя, но оно никогда не можетъ восхитить и тронуть сердце. Я восхищаюсь видя Памелу въ простой крестьянской одеждѣ, въ которой она тогда была какъ возвратится хотѣла къ своимъ родителямъ, оное платье болѣе прилично ея непорочности и пріятной простотѣ, нежели то, которое дарила ей покойная госпожа ее.

Однимъ словомъ сказать государь мой, книга сія для многихъ будетъ полезна, ибо многіе, и очень многіе люди, испорчены вредными и развращенными Твореніями, и я еще не читывалъ ни одного, дабы молодымъ мужескаго и женскаго пола особамъ, осмѣлился изъ оныхъ которое одобрить, и не могу обнадежить, что они найдутъ тамъ много такихъ примѣровъ, которымъ послѣдовать должно. Всѣ тѣ которые я читалъ, по большей части вредятъ здравому разсудку и поселяютъ въ сердца молодыхъ людей желаніе къ роскоши и любви.

Для самой ихъ пользы, я и совѣтую оную книгу на печатать. Она какъ забавлять такъ и научать ихъ можетъ. Они увидятъ сію Героиню почти не имѣющую примѣру, которая во всѣхъ своихъ несчастіяхъ, съ великимъ благоразуміемъ и осторожностію поступала, такъ, что на какія искушенія да и самые гоненіи не могли поколебать ея добродѣтель. Я думаю, что конечно всѣ дѣвицы ея состоянія, славному сему примѣру подражать не отрекутся, а при томъ и мущины; нѣсколько оправданія имѣть могутъ въ томъ, что хотя и называютъ ихъ хищниками чести и добродѣтели, но чрезъ сію книгу докажется, что и мущина удачи въ томъ никогда имѣть не могутъ, ежели строгое наблюденіе добродѣтели бываетъ.

И такъ государь мой, мнѣ кажется что сію книгу на печатать весьма будетъ полезно, и она думаю не долго будетъ сокровенна, ибо всякая фамилія, захочетъ въ своемъ домѣ имѣть Памелу, которая можетъ подавать чести и не поколебимой добродѣтели ясные примѣры. Будетъ исправлять заблуждающихъ въ безпорядочной жизни, и исцѣлять волнующіяся и утопающія во страстяхъ нравы, а можетъ быть Памела, заставитъ и во всей Англія, гдѣ она на свѣтъ появилась, молодыхъ дѣвушекъ послѣдовать осторожнымъ ея поступкамъ.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков Новиков В И

Памела, или Вознагражденная добродетель

Памела, или Вознагражденная добродетель

(Pamela, or Virtue Rewarded)

Роман в письмах (1740)

Памела, едва достигшая пятнадцати дет, дочь бедной, но добродетельной супружеской четы Эндрюс, сообщает в письме к родителям, что благородная дама, в услужении у которой она провела последние несколько лет своей жизни, скончалась от тяжелой болезни. Ее благородство и доброе отношение к Памеле выразилось не только в том, что она научила девушку читать и считать, но и не забыла о ее будущем на смертном одре, вверив заботу о Памеле своему сыну. Молодой господин так участливо отнесся к девушке, что одарил ее значительной для крестьянской дочери суммой - четырьмя золотыми гинеями и серебром, - которую она отдает теперь своим родителям, чтобы они могли расплатиться хотя бы с частью долгов. К тому же он соблаговолил прочесть ее письмо, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок (в дальнейшем хозяин начал «охоту» за письмами, так как не хотел, чтобы наивную девушку просветили, истолковав истинный смысл его знаков внимания). А так как при этом молодой эсквайр держал Памелу за руку и предложил в дальнейшем пользоваться библиотекой своей покойной матери, наивная девушка уверилась в его бесконечной доброте.

Из ответа родителей следовало, что любезность и щедрость молодого господина их чрезвычайно насторожили, и они призывают Памелу следовать только по пути добродетели. Супруги Эндрюс, посоветовавшись с одной весьма достойной дамой о поведении молодого хозяина, просят дочь помнить о том, что двери их дома всегда открыты для нее, если она сочтет, что ее чести грозит малейшая опасность. В последующих письмах девушка говорит о добром отношении к себе всех живущих в доме. Так, приехавшая в гости сестра хозяина - леди Дэверс, заметив красоту Памелы, дает ей добрый совет - держать мужчин на расстоянии. Добрая леди, помимо этого, пообещала взять юную красавицу в свой дом. Такие же мысли, по наущению своего хозяина, внушали Памеле и другие обитатели дома. Только потом стало ясно, что, якобы заботясь о благонравии девушки, мистер Б. думает только о своих интересах, далеких от сохранения девичьей чести. Девушка не упускает ни одной подробности из своих взаимоотношений с хозяином и другими слугами в доме. Родители узнают о подарках мистера Б. - платьях, белье, носовых платках (редкость в быту даже состоятельных людей тех времен) и даже передниках из голландского полотна. Восхищение молодой служанки своим хозяином сменилось настороженностью, а потом и страхом, после того как мистер Б. перестал скрывать свои намерения. Памела вспомнила о предложении леди Дэверс и хотела было переехать в ее дом, но хозяин, восхищение которым окончательно прошло, категорически воспротивился, при этом лживость его доводов была очевидна. Самые горькие опасения родителей подтвердились. Молодой хозяин уже давно, еще при жизни своей матери, обратил внимание на прелестную служанку и решил сделать ее своей любовницей. Письма Памелы стали исчезать, а хозяин и его слуги пытались убедить Памелу в том, что ей не следует переписываться с родителями, под смехотворным предлогом, что она причиняет вред семье мистера Б., сообщая своим близким о происходящем. Поэтому многие подробности случившегося с ней запечатлены не в письмах, а в дневнике.

Памела была готова уехать немедленно. Экономка миссис Джарвис, не сумев уговорить девушку остаться, вызвалась сопровождать ее, как только сможет найти время. Девушка отложила свой отъезд. Со временем ей стало казаться, что ее благочестие и стыдливость смягчили жестокое сердце мистера Б., так как он не только согласился отпустить ее, но и предоставил в ее распоряжение дорожную карету и кучера для сопровождения к тому месту, где Памелу должен был встретить отец. Девушка собрала все вещи, когда-либо подаренные ей покойной хозяйкой и молодым господином, с тем чтобы экономка проверила содержимое ее узелков. Сама же переоделась в то самое простое крестьянское платье, в котором некогда прибыла в Бедфордшир. Мистер Б., подслушавший разговор обеих женщин, воспользовался ситуацией, обвинив впоследствии девушку в воровстве, надеясь тем самым удержать Памелу при себе. Позднее девушка узнает и о других бесчестных поступках эсквайра, например о судьбе мисс Салли Годфри, соблазненной мистером Б.

Дневник Памелы позволяет узнать все подробности того, как она оказалась в руках бывшей трактирщицы - миссис Джукс, домоправительницы мистера Б. в его Линкольнширском поместье. По дороге из Бедфордшира (именно там началась история Памелы) к месту встречи со своим отцом девушка была вынуждена остановиться в трактире, где ее приезда уже ждала злобная женщина. Она не скрывала, что следует инструкциям своего хозяина мистера Б. Тщетно ищет Памела защиты у соседей и всех тех, кто, казалось, оценил по достоинству ее набожность и скромность. Никто не захотел выступить в ее защиту, опасаясь мести богатого и потому всесильного эсквайра. Те же, кто отважился поддержать ее, как, например, молодой пастор - мистер уильямс, подверглись гонениям и преследованиям. Он вел с Памелой переписку и был готов помочь девушке любой ценой. Джукс сообщала хозяину о всех планах Памелы и пастора. Священник сначала подвергся жестокому нападению, а затем был арестован по ложному обвинению за неуплату долга. Чтобы предотвратить возможный побег Памелы, жестокосердная Джукс отняла у девушки все деньги, на день отнимала у нее башмаки, а ночью укладывала спать между собой и служанкой. Можно только вообразить горе отца, не нашедшего дочери в условленном месте. Позднее мистер Б. писал родителям девушки и, не скрывая своих намерений, предлагал отцу и матери деньги за дочь.

О душевном состоянии Джона Эндрюса, отца Памелы, мы узнаем из авторских рассуждений, предваряющих дневник девушки. Находясь взаперти, Памеле остается уповать только на Божью помощь, и она не перестает молиться. Но ее ожидает новое несчастье - возвращаясь из поездки в Швейцарию, в Линкольншире появляется молодой хозяин и прямо предлагает девушке стать его любовницей, считая, что деньги и материальное благополучиеее семьи заставят юное создание уступить его домогательствам.

Памела остается непреклонной, и никакие соблазны не могут отвратить ее с истинного пути и свойственного ей благочестия. Коварный соблазнитель, сраженный ее благородством, предлагает Памеле стать ее мужем. Даже угрозы сестры (леди Дэверс) прервать с ним всякие отношения, если он женится на простолюдинке, не пугают молодого дворянина, вставшего на достойный путь. Он старается исправить причиненный им вред, и брачную церемонию поручает провести священнику Уильямсу - единственному, кто отважился защитить невинную девушку. Первая часть романа заключается очередным авторским рассуждением о пользе благочестия и верности моральному долгу.

Роман заканчивается авторским (во всех отступлениях Ричардсон называет себя издателем) заключением о тех обстоятельствах жизни героев, которые не вошли в переписку или дневник. Чета Эндрюс (родители героини) прожили двенадцать лет на своей ферме в довольстве и покое и умерли почти одновременно.

Леди Дэверс после смерти своего мужа поселилась в Линкольншире, рядом со счастливой семьей своего брата и прожила еще очень долго.

Мистер Б. стал одним из самых уважаемых людей в стране, пробыл некоторое время на государственной службе, затем удалился от дел, поселившись со своей семьей, и встретил старость, окруженный всеобщим уважением за свою всегдашнюю доброту и участливость.

Памела стада матерью семерых детей, которые росли, окруженные любовью и нежностью своих родителей.

Р. М Кирсанова

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора

Порок и добродетель Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель. Григорий Богослов (ок. 329–390), христианский богослов, оратор и поэт Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не привержен злу. Буддийский

Из книги Любовь - это дыра в сердце. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

НЕВИННОСТЬ И ДОБРОДЕТЕЛЬ Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи. Евгений Шварц Наивность - родная сестра невинности и двоюродная - глупости. Поль Декурсель Невинность - это пробуждающаяся чувственность, которая еще не понимает себя. Кристиан

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Лучше удобный порок, чем утомительная добродетель Из пьесы «Амфитрон» французского драматурга Жана Батиста Мольера (псевдоним Жана Батиста Поклена, 1622-1673). Слова Меркурия (действ. 1, сцена 4).Цитируется как формула оправдания собственного или чужого недостатка, проступка

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

«За вуалью - добродетель» С рациональной точки зрения мобильный фанатизм никак не объясним… но этого и не требуется. Он обусловлен чувственным фактором, непреходящим зовом сердца. И пока люди, населяющие планету, в большинстве своем живые существа, а не расчетливые

автора Холл Аллан

Из книги Преступления века автора Бланделл Найджел

ПАМЕЛА СМАРТ: УРОК СОВРАЩЕНИЯ Она была учительницей, личностью с определенным положением и авторитетом. И в то же время Памела Смарт была помешана на сексе с подростком. Преступная страсть привела ее к жестокому убийству.Памела Смарт была молода, красива и честолюбива.

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Невинность, целомудрие, добродетель Невинность приходит с опытом.? Александр Соколов, министр культуры РФНевинность – это пробуждающаяся чувственность, которая еще не понимает себя.? Кристиан Фридрих Геббель, немецкий драматург (XIX в.)Невинность – идеал тех, кто любит

Из книги Война за креатив. Как преодолеть внутренние барьеры и начать творить автора Прессфилд Стивен