Ричард К. Шварц «Системная семейная терапия субличностей» - Маргарита

Одним из специфических методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с СУБЛИЧНОСТЯМИ.

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни.

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р...

Взято из Википедии
"Субличность (англ. subpersonality) - воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт.

Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность...

Давайте рассмотрим это более подробно. Но надо понимать, что все эти процессы происходят на уровне энергий, поэтому для лучшего восприятия будем объясняться образными сравнениями.

Итак, субличности находятся около Души, их можно представить…

В виде «разумных» туманностей. С одной стороны, они близко расположены к Душе и испытывают влияние этой очень сильной антиматериальной структуры, так сказать близость «дыхания Вечности», «присутствия частицы из мира Бога». С другой стороны, субличности...

Субличность - это психологическое образование, подобное живым существам. Внутри личности может быть множество субличностей. Каждая субличность имеет собственные мотивы, чувства, привычки и мнения, способ поведения, образ себя.

Это как бы личность в миниатюре. Они формируются в ответ на различные обстоятельства нашей жизни. Среди них могут быть персонажи разбойника и домохозяйки, тирана и мыслителя, Бабы Яги и проститутки. Все они как-то относятся друг к другу и не всегда мирно сосуществуют...

Профанация о Саботажнике

Вы, конечно, знаете про субличности. Это такие маленькие частички «Я», которые друг с другом конкурируют, с тем, чтобы руководить нашими действиями и поступками. Но больше всего они ввязываются в наши мысли.

И, если Вы разговариваете с собой, или с телевизором или, хотя бы с попугайчиком, и получаете мысленные ответы – знайте Вы разговариваете с какой-либо своей субличностью. Но мы этого не осознаем. Мы думаем, что Мы -это Мы. Конечно, Я – это Я.

Я по-прежнему...

Случаи, конечно, бывают разные. Но, если речь идёт о врождённом даре человека, то это означает, что в прошлом воплощении данной Души Личность духовно развивалась, достигла определённых результатов в работе над собой и понимании этого мира.

То есть был хороший скачок в духовном развитии, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы покинуть систему Аримана, вырваться из круга перерождений. Однако в новой жизни у новой Личности с такой Душой есть некоторые преимущества по сравнению с другими...

Еще в начале прошлого столетия гениальный Карл Густав Юнг выдвинул теорию о том, что наша психика состоит из нескольких субличностей, которые живут в нашем подсознании и оттуда управляют нашим поведением и в известном смысле нашей судьбой.

Они формируют наши эмоции, желания, импульсы и влияют на наше поведение.

Ядром нашей личности являются три основных персонажа:

Внутренний Ребенок,
Внутренний Мужчина
и Внутренняя Женщина.

Каждый из них несет в себе свой особый смысл и...

Техники разные, но у всех есть нюансы.
Есть супертехника вейланс - но там надо иметь хорошее воображение, а у меня с ним проблема.

Турбо-сусулик скоро буду применять заново как вычисли все факторы влияющие на результат - пока энергию и намерение только вычислил - при них срабатывает. Лазарев, как и Свияш, тоже говорит чем больше энергии, тем быстрее эффект.

ПЭАТ много сессий надо - моё мнение.
РПТ не даёт 100% гарантии - а самому обучиться не возможно ей.

ТМО почему то не работает...

Программа является практически ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации).

Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической психологии и работы в рамках интегративного подхода - системной терапии субличностей (СТС).

Задачи программы:

  • познакомить слушателей с одним из современных подходов для работы с системами - системной терапией субличностей;
  • изучить методологию данного подхода и базовые приемы работы в этом подходе;
  • развить навыки наблюдения, анализа и синтеза демонстрируемого материала;
  • научить выстраивать и осуществлять интервенции при работе в этом подходе как в индивидуальном режиме, так и при работе с супружескими парами и семьями;
  • сформировать базовые навыки диагностики состояния клиентов, определения последовательности взаимодействия элементов системы и основных приемов/техник консультирования в данном подходе;
  • освоить возможности самостоятельного использования данного подхода в консультативной и психотерапевтической работе;
  • контролировать усвоение полученного материала.

Срок обучения: 54 часа.

Видео, где Алена Рихмаер делится основными понятиями системной семейной терапии субличностей, излагает теорию Ричарда Шварца на Конференции “Открытое поле”.

Программа состоит из 5 разделов, которые логично связаны друг с другом, и включают в себя теоретические и практические блоки, расширяющие представление слушателей о возможностях консультирования с использованием системной терапии субличностей.

Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:

  • информационная лекция с использованием традиционных образовательных технологий, предполагающих прямую трансляцию знаний от преподавателя к слушателю (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения);
  • демонстрация преподавателем отдельных приемов консультативной работы и фрагментов терапевтической работы в данном подходе для участников образовательных групп;
  • организация самостоятельного анализа наблюдаемых приемов и отдельных работ;
  • самостоятельное практическое использование приемов работы, предполагающих выполнение индивидуальных и коллективных заданий, направленных на формирование умений и навыков психологической работы. Часть самостоятельных работ выполняется под наблюдением преподавателя;
  • дискуссия - организованное преподавателем обсуждение слушателями полученного на лекциях и в результате наблюдения за работой преподавателя материала, направленное на улучшение качества усвоения материала.

Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст.76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Основные понятия системной семейной терапии субличностей.

Истоки возникновения системной системной терапии субличностей. Идеи множественности психики К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, расщепления - как реакция на травму (М. Кляйн, О. Кернберг, Д. Виникотт). «Самость» и ЭГО в психоанализе. Системное мышление. Распространение системного мышления на системы, окружающие человека (социальные) и существующие у него внутри. Индивид, рассматриваемый как система субличностей, его части и особенности их взаимодействия. Отличительные особенности данной модели от других, опирающихся на множественность психики.

Системы взаимодействия на внутриличностном уровне. Модели, позволяющие совмещение внутриличностного и межличностного уровней терапии.

Особенности понятия «Самости» в данном подходе. Типы частей, их задачи и функции. Система из трех групп «Изгнанники», «Менеджеры», «Пожарные». Поляризация частей. Понятие «Груз прошлого». Восстановление равновесия и лидерства «Самости» как задачи терапии.

Раздел 2. Системная терапия субличностей при индивидуальной работе с клиентом.

ТЕМА 1. Организационные аспекты СТС

Установление надежного контакта и сотрудничества «терапевт - клиент». Этапы работы в данном подходе. Представление модели клиенту.

ТЕМА 2.

Основные техники и приемы СТС.

Первичные навыки выделения субличностей. Обсуждение моделей взаимоотношений между частями и частями и «Самостью». Возможности укрепления доверия к «Самости».

Процессы, происходящие с различными частями. От слияния к дифференциации частей. Дифференциация частей, как базовый прием при работе с субличностями клиента. Распознавание типов частей и направления работы с каждой из частей на начальном этапе терапии. Работа со внутренними опасениями и страхами. Особенности работы с травмами в данном подходе. Различные приемы, направленные на «возвращение застрявших в прошлом» частей и освобождение их от «груза прошлого». Техники «Внутренний взор», «Прямой доступ», «Внутренняя комната» и другие приемы данного подхода. Использование системных вопросов и циркулярного интервью при работе с субличностями.

Раздел 3. Техники различных подходов в СТС.

Психосинтез и его приемы при выделении частей. Наиболее часто встречающиеся субличности в психосинтезе и приемы работы с ними. Возможности использования психодрамы в данном подходе: дублирование и монодрамма. Гештельт-подход и его особенности работы с субличностями клиента. Техника «пустой стул», ее плюсы и ограничения. Использование арт-терапевтических приемов и работы с ассоциативными картами. «Расстановка внутренних частей» и системная семейная терапия субличностей. Сходство и отличие системной семейной терапии субличностей и теории травматического расщепления Ф. Рупперта. Упражнения «Я и моя «Самость», «Препятствия на пути к «Самости», «Самость» как ресурс» и другие техники системно-феноменологической психотерапии.

Раздел 4. Субличности психотерапевта.

Принципы работы в данном подходе. «Самость» и субличности самого терапевта. Их влияние на ход терапии. Вмешательство «Беспокойных и Заботливых менеджеров», а также других частей в процесс психотерапии. Способы диагностики и возможности дальнейшей психотерапии. Возможности использования переноса и контрпереноса в данном подходе. Правила безопасности при работе с внутренней системой клиентов. Особенности сопротивления и методы обхождения. Устойчивость и контакт с «Самостью» самого психотерапевта, как основа дальнейшей работы.

Ответственность терапевта за процесс.

Раздел 5. Семейная и супружеская терапия с точки зрения системной терапии субличностей.

ТЕМА 1. Особенности работы с семьей в СТС

Семья и ее развитие с точки зрения данной модели. Карта базовых проблем в четырех аспектах семейных систем. Развитие в ограничивающих условиях - бремя травмы. Травмы, полученные в ходе развития семьи и супружеской пары, полученные в виде грузов родительского наследия и грузов развития. Способы работы с ними. Дисбаланс, как один из аспектов проблемы. Виды дисбаланса. Проблемы лидерства в семье и паре. Проблемное руководство, как одна из базовых проблем. Понятие семейный и супружеский процесс.

ТЕМА 2. Принципы и техники работы с супружеской парой в СТС

Виды поляризаций в паре. Паттерны взаимоотношений частей по типу слияния, колебания от слияния к поляризации и от поляризации к слияния. Прослеживание последовательности взаимодействия субличностей между супругами. Работа с частями каждого из супругов в присутствии другого как основа восстановления доверия. Фекторы, которые необходимо учитывать при работе с супружеской парой. Техники повышения уверенности к «Самости». Использование методов терапии по М. Боуэну, как дополнение к данной модели.

Список основной литературы:

  1. Щварц Р.К. Системная семейная терапия субличностей. М. Научный мир 2011.
  2. Ассаджиолли Р. Психосинтез. М. Наука. 1997.
  3. Реноуттер Дж Это в ваших силах Ростов- на дону Феникс. 1995.

15.03.2019

Проводится по адресу: Горького, 1, комната 8. Записаться

Другие тренинги

Теория и практика семейного консультирования. Базовый курс. АВ-3 Повышение квалификации: "Особенности работы с зависимыми и членами их семей" Повышение квалификации: "Телесная лаборатория (обучение + личный опыт)" Семинар-практикум «Снятие венца безбрачия… и другое приданное» - взгляд психолога-расстановщика Семинар: "Открытая работа с семьей" Повышение квалификации: "Перинатальная психология и психология родительства" Тренинг для мужчин и женщин "Секреты семейного счастья" Тренинг для родителей "Радость воспитания" Практикум: "Арт-терапия - творчество в жизни" Интервизорская группа по расстановкам "Древо рода" (эксперимент) Группа по семейным расстановкам Интервизорская группа "Телесная лаборатория" Семинар-практикум «Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ» Психотерапевтическая группа "Телесный коучинг" Танцевально - психологический тренинг "Искусство движения" Фестиваль "Семейный круг 2015" от Гильдии психологов и педагогов Группа "Надо расслабиться" (телесно-ориентированная терапия) Тренинг "Исполнение желаний в Новом году" "Неделя семьи" - мастер-классы для семейного взаимодействия

Система из трех групп: Изгнанники, Менеджеры и Пожарные

Процессы, организующие человеческие системы, разделяются на три группы. Члены одной группы имеют склонность к опекающему поведению, оперативным решениям и заинтересовавши контроле над ситуацией, чтобы быть уверенными в безопасности. Во внутренней семье членов, входящих в эту группу, называют «Менеджерами». В другую группу входят самые чувствительные члены системы. Их, раненых или оскорбленных, менеджеры изолируют - для безопасности их собственной и всей системы в целом; они становятся «Изгнанниками». Представители третьей группы склонны к мощным автоматическим реакциям на неблагополучие Изгнанников - они пытаются подавить или смягчить эти чувства. Эту группу называют «Пожарные». Во многих случаях возникает поляризация как между тремя группами, так и внутри группы между отдельными ее членами.
Способ, которым многие люди реагируют на травму, может положить начало поляризации между Изгнанниками и теми, кто старается защитить систему и поддерживать ее функционирований. Чем больше травмированным, разъяренным или сексуально использованным изгнанникам «затыкают рот», тем сильнее их тенденция впадать в крайности, и тем более обоснованными становятся старания менеджеров и пожарных не давать им вырваться. Приходится прибегать к более радикальным способам подавления. Чем большее давление оказывается на Изгнанников, тем сильнее они стараются вырваться, так что все три группы оказываются жертвами нарастающего по спирали порочного круга…

Менеджеры стараются избежать любых отношений или ситуации, в которых Изгнанники могут попытаться вырваться на свободу или сделать определенные чувства, ощущения или воспоминания доступными сознанию. Разные менеджеры прибегают к разным стратегиям. Следует помнить, что менеджеры вынужденно оказываются в ролях, которые им совершенно не нравятся - они просто не видят другого выхода, кроме как вести себя именно так, а не иначе.
Часто встречается Менеджер, пытающийся заставить человека держать под своим контролем все отношения или ситуации, опасаясь, что малейшая оплошность или неприятная неожиданность активизируют одну из юных травмированных частей. Такой Менеджер может быть очень разумным, он успешно справляется с задачами, но он будет с какой-то одержимостью отталкивать любые чувства. Клиенты часто называют такого Менеджера «Ревизором», «Контролером» и т.д. Эта или другая часть будут как толкать человека к карьерному росту или благосостоянию, сделать его высокостатусным, наделенным властью, так и стараться отвлечь его от чувств. Чтобы мотивировать человека, эта часть надзирает за действиями, отпуская едкие критические замечания, и никогда не бывает довольна ни самой работой, ни результатом.
Другая часть бывает чрезвычайно требовательна к внешнему виду и манерам, пребывая в уверенности, что если человек будет хорошо выглядеть и все будут им довольны - его не бросят и не ранят. С булимичными клиентами эта часть (часто она называется «Оценщиком») озабочена контролем над весом, называя клиента толстяком или обжорой. Другой менеджер может стараться держать клиента в роли жертвы, при которой гарантирована забота других людей. Его имя - что-то вроде «Зависимый», и его функции - делать так, чтобы человек выглядел беспомощным, обиженным и пассивным.
Также бывает Менеджер, занятый избеганием рисков, связанных с близкими отношениями, особенно в ситуациях, в которых возможен гнев, сексуальное возбуждение или страх. Такой «Пассивный Пессимист» может привести человека в состояние полной апатии и отстранения, так что он даже и не пытается с кем-нибудь сблизиться. Обычно эта часть подрывает уверенность в себе и саботирует попытки начать действовать, так чтобы у человека не хватило смелости для достижения своих целей. Или же эта часть будет пристально высматривать и подчеркивать недостатки в объекте желания, подтачивая стремление обладать им. У людей, переживших тяжелое насилие, эта часть может превратиться во внутреннего Террориста, приобретающего характеристики насильника и запугиванием приводящего человека к состоянию еще большей пассивности.
Многие женщины воспитаны в привычке полагаться на менеджера по имени «Хранительница очага»: ее крайний вариант - заставлять женщину жертвовать своими собственными потребностями ради других, думать в первую очередь о других и о них заботиться. Такой свойственно обвинять женщину в эгоизме, стоит ей лишь задуматься о себе. Также часто встречаются Вечно Беспокоящаяся или Караулящая части, постоянно пребывающие в состоянии готовности к опасности; они специализируются на проигрывании перед человеком сценариев «худшего варианта развития событий», стоит возникнуть малейшему намеку на риск. Встречается также Отрицающая часть, искажающая восприятие так, что человек не видит возможного риска и не реагирует на информацию о том, что ситуация небезопасна. Также встречается часть Имеющая Право, подбивающая человека получать все, чего ему хочется, и неважно, что при этом можно навредить кому-то (привычку опираться именно на этого менеджера обычно воспитывают у мужчин).
Важно помнить, что изначальная задача всех Менеджеров - держать Изгнанников в ссылке, как в целях безопасности самих Изгнанников, так и для защиты всей системы от них, Изгнанников. Важно не допустить утечки чувств и мыслей, связанных со страхом…
Встретив у клиента беспокойную, перфекционистскую, ищущую признания часть - Менеджера, мы далее обнаружим у нее похожие чувства, связанные ощущением собственного несчастья и оставленности - поскольку должен же кто-то держать пол контролем всю жизнь человека…

Пожарные Случается, что несмотря на все усилия Менеджеров I Изгнанники активизируются и берут верх. Когда такое происходит, в дело вступает еще одна группа частей. Эти субличности пытаются задержать или загасить чувства, ощущения или образы. Я назвал их «Пожарными», потому что они реагируют немедленно, стоит активизироваться Изгнаннику. Будто звучит сигнал тревоги, и они молниеносно бросаются тушить пожар чувств. Они делают все, что, по их мнению, необходимо, чтобы человек отделил или загасил чувства трепещущих от ужаса Изгнанников, не очень-то учитывая возможные последствия.
Излюбленные приемы Пожарных заключаются в разнообразных действиях с притупляющим эффектом - это могут быть самоповреждения, приступы обжорства, пьянство или наркотики, навязчивая мастурбация или сексуальная распущенность. Будучи активизирован, Пожарный берет над человеком такой контроль, что человек перестает чувствовать что бы то ни было, кроме неодолимого желания делать что-то для отвлечения или самоуспокоения. Такие Пожарные могут сделать человека сфокусированным на самом себе (нарциссичным), с нездоровой, по сравнению с другими, тягой к материальным благам.
Другие проявления Пожарных могут заключаться в использовании ярости как средства защиты и достижения состояния бесчувственности, воровства, дающего приятное чувство возбуждения и свободы, или мыслей о самоубийстве как утешительных и создающих комфорт.
Хотя в целом у Пожарных та же роль, что и у Менеджеров, ~ им надо держать Изгнанников в изгнании - их роли и стратегии изрядно отличаются друг от друга, а часто прямо противоречат менеджерским. Менеджеры стараются предотвратить восстание Изгнанников, вставляя человека держать все под контролем и угождать всем, в особенности - тем, от кого зависит человек. Обычно они чрезвычайно рациональные, организованные, они готовы предвидеть и предотвратить чреватые восстанием ситуации. Пожарные, напротив, начинают реагировать после того как Изгнанники оказались активизированными. Они делают человека ни за что не отвечающим и неприятным для всех вокруг. Часто они импульсивные, бездумные и реактивные. Тогда как Менеджеры будут склонные реагировать на разыгравшихся Изгнанников попытками спрятать их еще дальше, Пожарные будут искать что-то, что могло бы успокоить или насытить Изгнанника» — чтобы загасить разбушевавшееся пламя.
Менеджеры и Пожарные, однако, уживаются между собой странно и плохо. Менеджеры рассчитывают на Пожарных и призывают их в случае необходимости, а потом презрительно отталкивают за то, что они позволили человеку распуститься, сделали его слабовольным, из- за них человек оказался в опасности или стал невнимателен к другим. То есть Пожарные вызывают шквал критики как со стороны внутренних Менеджеров, так и со стороны Менеджеров, окружающих людей. Такое неодобрение снова пробуждает Изгнанников, что приводит к повторному всплеску активности Пожарных, и так далее. Человек оказывается в замкнутом порочном круге: чем больше Изгнанники стараются прорваться, тем более отчаянно Менеджеры и Пожарные стараются их удержать, но то, как именно они их сдерживают, Изгнанников только активизирует.
Большинство людей, даже тех, кто никогда не бывал серьезно травмирован, внутри организованы в соответствии с этим принципом: Менеджеры, Пожарные и Изгнанники.

Несостоятельность и потребность в искуплении грехов.
Если ребенку прямо или косвенно сообщают, что он мало что значит, наиболее юные части его личности организуют свой убеждения в соответствии с этой установкой. Они отчаянно хотят восстановиться в глазах человека, который так его оценивает, на этих лежит Груз никчемности, моторы й позволяет им думать, что их не полюбит - и они будут держаться за это убеждение, какую бы обратную связь они ни получали от других. Как будто тот, кто обесценил ребенка; отобрал у него самооценку и теперь ею владеет.
Эти нагруженные юные субличности оказывают мощное воздействие на близкие отношения человека, поскольку постоянно находятся в поиске спасителя - того, кто снимет с них проклятие «нелюбимости». Они будут раз за разом возвращаться к тому, кто отнял у них самооценку, или будут искать кого-то, кто на него похож. Часто это заканчивается историей о насилии или неудовлетворенности в близких отношениях…

Другие Ноши прошлого.
По тому же сценарию другие детские части, скорее всего, присвоят качества, свойственные тому, кто похитил их самооценку и чувство безопасности. Эти субличности так отчаянно стараются завоевать одобрение, что начинают копировали этого человека, чтобы такое дитя стало более приемлемым. Часто они превращаются в менеджеров внутри ребенка: часто это внутренние критики и морализаторы, несущие на себе бремя перфекционизма, уверенные, что стоит им все-таки добиться от ребенка идеала - и его примут и спасут.
Аналогичным образом принимают на себя другие Грузы прошлого. Часто передаваемые ноши - ощущение обязанности защищать другого члена семьи; ощущение необходимости быть очень успешным; или уверенность в том, что успеха никогда не будет, и что мир слишком опасен. Фактически каждая склонная к крайностям часть родителя или авторитета может быть с копирована этой ищущей признания детской частью.