Революции — локомотивы истории. Революция: это не «локомотив истории», а «таран истории

Ленин сделан из одного куска, он монолитен... Ленин потому мог стать вождем революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство... Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике. Только такие люди успевают и побеждают.
Н.А. Бердяев, русский философ

Я не сторонник теории об исключительной роли «великих людей» в жизни человечества, но уж если вообще говорить о великих представителях нашего рода, то я должен признать, что Ленин был, по меньшей мере, действительно великим человеком.
Герберт Уэллс, английский писатель

Питаю к Ленину чувство крайнего восхищения. Я не знаю другой столь же могучей личности в Европе нашего века... Никогда еще человечество не создавало властителя дум и людей, столь же абсолютно бескорыстного. Еще при жизни он вылил свою моральную фигуру в бронзу, которая переживает века.
Ромен Роллан, французский писатель

Нет ни одного сколько-нибудь значительного для человечества события, которое не было бы связано с Лениным и революцией... Разговаривая с ним, даже самый простой человек чувствовал, что перед ним один из тех необыкновенных людей, кто рождается раз в сто, а может быть, и в тысячу лет... На протяжении веков не было человека, который сумел бы в такой степени привести в движение умы и чувства людей, как Ленин.
Мартин Андерсен-Нексё, датский писатель

Ленин - локомотив истории. Ничего, что напоминало бы кумира толпы, простой, любимый и уважаемый так, как, быть может, любили и уважали лишь немногих вождей в истории. Необыкновенный народный вождь, вождь исключительно благодаря своему интеллекту, чуждый какой бы то ни было рисовки, неподдающийся настроениям, твердый, непреклонный, без эффектных пристрастий, но обладающий могучим умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенной смелости ума.
Джон Рид, американский писатель

21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. В нашем советском прошлом – великий вождь пролетариата, создатель коммунистической партии и советского государства. В нынешней России – крайне противоречивая личность: от великой исторической фигуры до тирана, злодея и душегубца. Вспоминается коллективное обсуждение личности Ленина в телевизионной передаче «Имя России», состоявшейся в 2008 году. В аудитории у А.М.Любимова собралась весьма авторитетная компания: политики Г.А.Зюганов, С.М.Миронов и Д.О.Рогозин, губернатор А.Н.Ткачев, митрополит Кирилл, кинорежиссер Н.С.Михалков, поэт Ю.М.Кублановский, художник И.С.Глазунов, ученые А.Н.Сахаров и С.П.Капица, генерал В.И.Варенников. Каждый говорил очень умные, очень правильные слова. Каждый приводил веские аргументы как за, так и против Ленина. Но к общему мнению так и не пришли.

Что бы ни говорили, миллионы россиян хранят светлую память о Ленине. Эту память не могут уничтожить ни горы лжи и клеветы, ни назойливые напоминания о действительно жестоких поступках, продиктованных неумолимой логикой ожесточенной политической борьбы в трудные годы существования советской страны. Недалекие болтуны готовы исказить, оплевать и перечеркнуть один за другим все этапы нашей истории: стихийные бунты Болотникова, Разина и Пугачева против ужасающих тягот крестьянской жизни, многолетнюю борьбу народников и большевиков с царским произволом и невыносимым гнетом фабрикантов и помещиков, Октябрьскую революцию, наше советское прошлое, победу в Великой Отечественной войне, восстановление и развитие разрушенного войной народного хозяйства, грандиозные достижения в науке, технике, культуре, первый в мире выход в космос, создание второй по промышленному потенциалу мировой державы. По мнению некоторых, все было не так, все было неправильно. Они не устают твердить: плохая история была у России. Но спрашивается, от какой точки они хотели бы начать отсчёт того исторического пути, по которому следовало бы «правильно» идти России? От правления Николая Второго? От времён крепостничества? От восстаний Разина и Пугачёва? От самодержавных реформ Петра Первого? От опричнины Ивана Грозного? Эти люди не понимают, что по их логике американцы должны были бы предать анафеме всю свою историю, начиная с войны Севера и Юга, во время которой было пролито море крови. Но американцы уважают и этот этап, и последующие этапы своей истории. А может быть французам или англичанам следовало бы охаять и перечеркнуть всё то, что происходило у них на многолетнем историческом этапе буржуазных революций: там ведь тоже лилась кровь, были казни и многие другие проявления крайней жестокости? Но французы и англичане помнят и чтут своих героев, в том числе и тех, кто не всегда бывал белым и пушистым.

Междисциплинарная экономическая теория рассматривает историю цивилизации со всеми её поворотами и зигзагами как единый закономерный процесс освобождения человечества от принудительного труда и стремления к такому общественному устройству, при котором работать стало бы интересно. В этом широком контексте нашей стране не приходится стыдиться своей истории. Более того, ею можно гордиться. По большому счету Россия вот уже на протяжении ста лет остается лидером великого созидательного процесса на пути человечества к социально-экономическому прогрессу. Исходя из этого, у меня нет ни малейшего желания заниматься примитивной болтовнёй о том, плохим или хорошим человеком был Ленин. Этого человека, как и его сложное время, невозможно однозначно определить знаком плюс или минус. Ясно главное – Ленин был и останется великим человеком.

Нам надо принимать и уважать всю нашу историю, без искажений и изъятий. Нам вообще давно пора меньше заниматься критиканством по адресу советского прошлого. Тем более что мы во многом продолжаем пользоваться созданным в то время, поскольку пока не слишком преуспели в создании светлого настоящего. Надо смелее брать на вооружение все лучшее и из нашего советского опыта, и из опыта других стран. Не раскачивать без конца лодку общественного сознания, а заняться более продуктивным делом. Надо впрягаться в работу, возрождать и развивать великую страну. И при этом не забывать, что все мы родом из страны Владимира Ильича Ленина.

Ни одна из буржуазных революций 1848 - 1849 гг., ни одно из пролетарских выступлений и ни одно из национальных движений этого времени но увенчались победой.

Но и в 1848-1849 гг. битвы трудящихся масс были не напрасны!

«Революции - локомотивы истории,- так определял значение рево­люций в истории развития человечества великий основоположник научного социализма Карл Маркс.

Результаты победоносных революций легко обозримы: они воплощают­ся в очевидных прогрессивных преобразованиях, резко ускоряющих исто­рическое развитие человечества, его движение от классового порабоще­ния к коммунизму. Но и революции, потерпевшие поражение, являются локомотивами истории. Именно эта идея выражена, хотя и в иных словах, на первой же странице первой научной истории революции 1848 г., в работе Маркса «Классовая борьба во Франции».

«За исключением лишь немногих глав, каждый более или менее зна­чительный раздел революционной летописи от 1848 до 1849 г. носит за­главие: поражение революции.

Но в этих поражениях погибала не революция. Погибали пережитки дореволюционных традиций, результаты общественных отношений, не заострившихся еще до степени резких классовых противоположностей, погибали лица, иллюзии, представления, проекты, от которых революци­онная партия не была свободна до февральской революции, от которых ее могла освободить не февральская победа, а только целый ряд пора­жению).

Эти строки были написаны Марксом в январе 1850 г. и относились они непосредственно к событиям, происходившим во Франции в 1848-1849 гг. Но ведь и вся европейская «революционная летопись», вся картина рево­люций и революционных движений 1848-1849 гг. широко освещается той же идеей: погибали не революции, а лица, иллюзии, заблуждения, от которых стали освобождаться различные народы Европы, различные по­литические партии и группировки вследствие поражений, понесенных в ожесточенной революционной борьбе.

Воздействие революции на общество, па его текущую жизнь и после­дующие формы развития - непреодолимо. Одной из наиболее глубоких философско-исторических идей Маркса, высказанных им тогда же, в се­редине XIX в., является мысль о том, что революции сохраняют свою великую преобразующую силу и проявляют ее не только в границах того или иного революционного периода, например в 1848-1851 гг. во Франции, но и в последующие периоды, в периоды реакции.

Во Франции, в период буржуазной республики, с 24 февраля 1848 г. до 2 декабря 1851 г., революция, как указывал Маркс, закончила половину своей подготовительной работы: в это время была доведена до «совершен­ства», т. е. до полного изобличения своей узко классовой, антинародной сущности законодательная, парламентская власть буржуазии; после 2 де­кабря 1851 г. завершалась вторая половина исторического дела революции: разоблачалась классовая сущность исполнительной власти буржуазии. Предвидя новую революцию во Франции, революцию пролетарскую, Маркс писал в начале 1852 г.: «Сначала она [революция] довела до со­вершенства парламентарную власть, чтобы иметь возможность ниспровер­гнуть ее. Теперь [после 2 декабря 1851 г.], когда она этого достигла, она доводит до совершенства исполнительную власть, сводит ее к ее самому чи­стому выражению, изолирует ее, противопоставляет ее себе как единствен­ный объект, чтобы сконцентрировать против нее все свои силы разрушения. И когда революция закончит эту вторую половину своей предваритель­ной работы, тогда Европа поднимется со своего места и скажет, торже­ствуя: ты хорошо роешь, старый крот!»

Одновременно с Марксом, также и Энгельс в своей работе о революциях 1848-1849 гг. в Германии, Австрии, Венгрии высказал идентичную мысль: поражение, понесенное народными массами в революции - не есть пора­жение революции! Энгельс писал: «Поражение после упорного боя - факт не меньшего революционного значения, чем легко выигранная победа. Поражения - парижское в июне и венское в октябре 1848 г.-во всяком случае сделали несравненно больше для революционизирования умов народа в этих двух городах, чем февральская и мартовская победы».

В трудах величайших революционных теоретиков и революционных вождей, В. И. Ленина и И. В. Сталина мысль о революциях, как локомо­тивах истории (независимо от того, побеждают ли эти революции или тер­пят поражение) неизменно сохраняет свое значение главной, ведущей идеи.

Повторив афоризм Маркса: «Революции - локомотивы истории», В. И. Ленин далее писал: «Революции - праздник угнетенных и эксплу­атируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса, с точки зрения узкой, мещанской мерки постепеновского прогресса» .

Во время революций, как неоднократно указывал Ленин, обнажаются, всплывают наружу противоречия, вызревавшие в течение десятилетий и да­же целых веков. «Жизнь становится необыкновенно богата. На политиче­скую сцену активным борцом выступает масса, всегда стоящая в тени и часто поэтому игнорируемая или даже презираемая поверхностными наблюда­телями». Эта народная масса испытывает во время революции свои силы, проверяет теории своих идеологов, и «… как бы велики ни были отдель­ные поражения, как бы ни ошеломляли нас потоки крови и тысячи жертв,- ничто и никогда но сравнится, по своему значению, с этим непосредствен­ным воспитанием масс и классов в ходе самой революционной борьбы».

Революция учит, постоянно указывал В. И. Ленин как в статьях, написанных непосредственно в период революции 1905 г. в России так и позднее, в других работах. «Революция учит тем, что выдвигает под­лежащие решению очередные задачи политики в их самой наглядной, ося­зательной очевидности, заставляя массы народа прочувствовать эти за­дачи, делая невозможным самое существование народа без решения этих за­дач, разоблачая на деле негодность всех и всяких прикрытий, отговорок, посулов, признаний». В отличие от «мирных» периодов во время револю­ции неизбежно возникают более разнообразные формы борьбы, с преобла­данием именно непосредственной и революционной борьбы масс над пар­ламентской, публицистической и всей прочей пропагандистско-агитационной деятельностью вожаков.

Характеризуя время революции, как время «действия и сверху и снизу», Ленин подчеркивал, что революция быстро сплачивает тру­дящиеся массы и быстро просвещает их. «Давно уже сказано,- писал Ленин,- что в политике часто приходится учиться у врага. А в революционные моменты враг всегда навязывает нам правильные выводы особенно назидательно и быстро». Поэтому Ленин и сравни­вал революционные периоды с военным временем, когда молодые рекруты учатся непосредственно на практике военных действий. Подраз­умевая исторические условия начала XX в., когда выражение «социал- демократическая наука» еще могло означать науку о революции, Ленин писал: «Помните, что каждый практический шаг революцион­ного движения будет неизбежно и неминуемо учить молодых рекрутов именно социал-демократической науке, ибо эта наука основана на объек­тивно-верном учете сил и тенденций различных классов, а революция ость не что иное, как ломка старых надстроек и самостоятельное выступле­ние различных классов, стремящихся по своему создать новую надстрой­ку». Только в борьбе и познается «… действительная сила всех интересов, всех стремлений, всех задатков». Либералам и растерявшимся интелли­гентам, твердившим: «не идите туда, где были раз разбиты, не становитесь, снова на этот роковой путь», Ленин отвечал: «… великие войны в истории, великие задачи революций решались только тем, что передовые классы не раз и не два повторяли свой натиск и добивались победы, наученные опытом поражений».

Отвечая на вопросы первой американской рабочей делегации, ошибоч­но считавшей, что взгляды Маркса и Ленина по вопросу о творческой силе- революции будто бы различались, И. В. Сталин сказал: «Я думаю, что- всякая народная революция, если она является действительно народной революцией, есть революция творческая, ибо она ломает старый уклад, и творит, создаёт новый».

Революция широко раскрывает все внутренние противоречия обще­ственных классов, борьбу классов за овладение властью. «Революционная эпоха тем, собственно, и замечательна, что борьба за власть принимает здесь наиболее острый и обнаженный характер».

Время революции есть время предметных уроков для народа. Одним из главнейших уроков революций 1848-1849 гг. был уже сам факт почти общеевропейского восстания народных масс против своих угне­тателей, против своих классовых и национальных врагов. Нигде и никогда ранее, ни в древности, ни в средние века, ни даже во времена первых буржуазных революций не было и быть не могло у народов подоб­ной возможности подняться одновременно в разных странах и тем самым наглядно доказать не только в границах какого-либо отдельного государ­ства, но именно на европейской арене свою способность к вооруженной освободительной борьбе. Только к середине XIX в., в условиях, когда развитие капитализма, как неоднократно пояснял И. В. Сталин, отли­чалось характерной для этой эпохи сравнительной плавностью? и когда поэтому в ряде европейских стран кризис феодально-абсолютистского порядка одновременно достиг последнего фазиса своего развития и привел к резкому обострению классовых противоречий, когда - в то же время - в Европе разразился торгово-промышленный кризис, со­провождавшийся сельскохозяйственными бедствиями,- революцион­ная борьба и национальные движения могли впервые принять такой широкий размах. Как ни различны были результаты начавшихся в Европе в январе, феврале и марте 1848 г. революционных наступле­ний, важно было уже то, что народные массы поднимались тогда - в Париже и Риме, в Берлине и Бухаресте, в Лондоне и Мадриде, в Вене и Стокгольме, в Дублине и Праге, в Будапеште и Копенгагене, в Брюс­селе и Кракове. Но перечислить европейские столицы и описать происхо­дившие там в 1848-1849 гг. события - это значило бы приоткрыть лишь часть с трудом обозримой картины революционных движений того времени. Множество провинциальных городов, сел и деревень на тер­ритории от Атлантического побережья до Урала были участниками волнений, которые во многих местах не менее убедительно, чем дви­жения в столицах, обнаруживали свойственную трудящимся массам беззаветную отвагу, готовность жертвовать жизнью в освободительной борьбе.

Одновременно, в значительной мере под влиянием европейских собы­тий, усилилась освободительная борьба также и за океаном. Своекорыст­ная, гибельная для демократического движения политика буржуазного правительства США, тайно сблизившегося весной 1849 г. с реакционным правительством испанской монархии, была одной из главных причин про­вала кубинской экспедиции генерала Лопеза и, в связи с этим, причиной поражения начавшегося еще в 1848 г. освободительного движения на Кубе. Воздействие революции 1848- 1849 гг. на негров в различных частях Аме­рики, на ее материке и близких к нему островах подтверждается даже и томи скудными источниками, которые нам доступны.

Изучая историю и уроки Русской революции, важно для начала определиться - а что мы понимаем под революцией?

Революция - явление всеобъемлющее, охватывающее все стороны жизни общества. Под социально-политической революцией (речь не идёт о революциях в ином смысле слова, например о научно-технических) понимают очень разные вещи. Это и качественные скачки в развитии, и переходы от одной социально-экономической формации к другой, и социальные перевороты, связанные с вторжениями в отношения собственности, и разрушительные социальные взрывы, и политические перевороты, своего рода «обвалы власти», либо просто «нарушения системного равновесия». Некоторые из этих точек зрения совместимы между собой, но, на мой взгляд, они трактуют явление либо расширительно, либо, напротив, зауженно.

Широкое хождение приобрела фраза Маркса о революции как «локомотиве истории». Мол, на станции «феодализм» стоят вагончики общества, к ним подцепляется «локомотив» революции и перетаскивает страну на станцию «капитализм», в более передовую общественную формацию.

В действительности так не происходит. Переход от феодализма к капитализму (а точнее, от традиционного аграрного к индустриальному городскому обществу) - процесс длительный. Революции играт в нём свою роль, но явно не роль локомотива. Если говорить об экономике, то они иногда даже отбрасывают общество назад. Советский историк А.В. Адо отмечал, что во Франции в результате революции даже замедлился переход к промышленному перевороту, укрепились доиндустриальные отношения.

Так, может быть, революция - это не «локомотив», а «диверсия на рельсах истории»? Всё шло хорошо, эволюция ведёт страну вперёд, но злые диверсанты закладывают на рельсах заряд революции? Но откуда берутся эти диверсанты? Можно сколько угодно искать в революциях масонский след и руку зарубежных держав, но на улицы-то выходят массы жителей данной страны.

Если революции - «исторические недоразумения», то почему они происходили, а то и неоднократно, в большинстве развитых стран? Значит, они зачем-то нужны истории.

Революция почти всегда не случайна. Как правило, даже её начало бывает спровоцировано не революционерами, а действиями правящего режима, в результате которых терпению людей приходит конец.

Революция вовсе не обязательно происходит в результате доведения населения до голодного существования. Более того, как правило, в условиях голода никакой революции не происходит.

Революция - продукт предыдущего прогресса, который достиг «пределов роста». Предыдущий прогресс породил ожидания, надежды на выход из существующего состояния, которое воспринимается как стеснённое, неблагоприятное. Рост благосостояния, медленный эволюционный прогресс дает человеку модель благоприятного будущего, а невозможность осуществить его планы в обозримой перспективе - кризис надежд, разочарование, поиск причин неудачи жизненного проекта. В результате у всё большего числа людей происходит переход от материальной мотивации к идейной - к стремлению изменить общество вокруг себя.

Человек ведёт себя не рефлекторно, просто реагируя на ухудшение положения - не каждый сбой роста вызывает революцию. Революцию вызывают такие сбои, которые объясняются именно чертами существующей системы. С одной стороны, это - результат действия «субъективного фактора» (от развития общественной мысли до эффективности пропагандистов). Но, с другой - это результат реального кризиса системы общественных отношений, которая не может обеспечить реализацию назревших потребностей миллионов людей, потребностей, которые воспринимаются как реальные и необходимые. По мере модернизации сознания имущественное и правовое неравенство уже не воспринимается как норма, существующая социальная иерархия становится синонимом несправедливости, легитимность существующего порядка подрывается.

Если существующее устройство общества приводит к накоплению социальных проблем, это значит, что страна в своем развитии подошла к стене, которую нужно преодолеть. Поток людских судеб упирается в стену, начинается «давка», разочарование миллионов и нарастание недовольства не только правителями, а своим образом жизни.

Из этого положения три выхода.

Либо пойти назад - по пути деградации и архаизации общества.

Либо разобрать стену «сверху» - путём филигранных, смелых и продуманных реформ. Но такое в истории случается нечасто. И дело не только в уме государственных деятелей, но и в их социальной опоре. Ведь «разобрать стену» - значит лишить привилегий социальную элиту, господствующие слои общества. А ведь реформатор вышел из их среды, опирается на них и их же опасается. Не удивительно, что, например, П.А. Столыпин, проводя реформы, не мог покуситься на помещичье землевладение и основы аристократическо-корпоративной системы формирования государственного руководства. Стену, уже надломленную революцией 1905-1907 годов, разобрать не удалось. Бывают и удачные примеры, самый известный из них - «новый курс» Ф. Рузвельта в США. Его, конечно, нельзя идеализировать, но социальную ситуацию эти реформы разрядили и открыли перед страной новые перспективы развития.

Однако если реформы не состоялись или не удались, а общество не готово просто деградировать, остаётся одна возможность - взорвать, проломить стену. Даже если при взрыве погибнет часть авангарда общества, даже если пострадают многие иные, даже если при ударе о стену общество на какое-то время остановится в развитии, даже если образуется груда развалин, которую затем будет расчищать эволюция и последующие революции меньшей интенсивности (как 1830 год после Великой французской революции). Путь должен быть расчищен. Без этого дальнейшее движение вперед невозможно.

Революция, таким образом, - это не «локомотив истории», а «таран истории».

Как определить, какое событие является революцией, а какое - нет? Можно выделить ряд черт, которые объединяют как минимум все «классические» революции.

1. Революция - это социально-политический конфликт , то есть такой конфликт, в который вовлечены широкие социальные слои, массовые движения, а также политическая элита (это сопровождается либо расколом существующей властной элиты, либо её сменой, либо существенным дополнением представителями иных социальных слоев). Важный признак революции (в отличие от локального бунта) - раскол в масштабе всего социума (общенациональный характер там, где сложилась нация).

Таким образом, революция - это не просто переворот или верхушечный мятеж. Но это - и не просто восстание, бунт и волнения. Например, Пугачёвское восстание не является революцией, потому что не вызвало раскола элит.

2. Революция предполагает стремление одной или нескольких сторон конфликта к изменению принципов общественного устройства, системообразующих институтов. Определение этих системообразующих принципов, критериев изменения «качества» системы - предмет дискуссии историков. Но дело в том, что в ходе революции ведущие социально-политические силы сами указывают, какие социальные институты они считают наиболее важными, системообразующими. Далеко не всегда это отношения собственности, как правило - принципы формирования элиты.

3. Революция - это социально-политическое творчество , она преодолевает ограничения, связанные с существующими правилами принятия решений, существующую легитимность.

Нужно отличать революцию от «революции сверху». Если можно решить проблему в рамках действующего порядка - революция не начинается.

Революция ломает имеющиеся институты, стремится к созданию новых «правил игры». Она отрицает существующую легитимность (иногда опираясь на прежнюю традицию легитимности, как Английская революция). Поэтому революционные действия преимущественно незаконны.

Революция не ограничена существующими институтами и законом, что иногда приводит к насильственной конфронтации. Но массовые убийства - не обязательный признак революции, значительная часть революционных действий ненасильственна - массовые манифестации, революционные преобразования, дебаты, создание органов самоуправления и др. Однако во время революции всё же идёт борьба по поводу таких важных, принципиальных вопросов, что угроза «сваливания» в вооружённую конфронтацию очень велика. Это накладывает огромную ответственность как на власти, так и на лидеров массовых движений.

Революция не может иметь место без массового стремления к изменению самих основ социального устройства. Поэтому не следует путать революции с так называемыми «цветными революциями». По форме они похожи на революции, но ставят задачи смены правящей верхушки при сохранении того же самого общественного строя. Это - выпускание энергии масс в свисток, конструктивная работа революции по созданию нового общества в таких случаях не происходит. В дальнейшем это может вызвать массовое разочарование в переменах и деградацию общества.

Также путь назад, к архаике, может начаться в результате поражения революции, неспособности общества «протаранить стену». В таких случаях очень важно изучать опыт неудачи, чтобы можно было всё же преодолеть барьер со второй попытки.

Таким образом, революцию можно определить как общенациональную социально-политическую конфронтацию по поводу системообразующих институтов общества (как правило - принципов формирования правящей и имущественной элиты), при которой социальное творчество преодолевает существующую легитимность. Или короче: революция - это процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации и социального творчества.

При этом следует иметь в виду, что процесс - это не всегда результат. Революция начинается с момента массовых выступлений против существующего строя, а утверждение принципиально новых отношений происходит уже после прихода к власти (иногда - частичного) сторонников нового строя. Процесс смены строя длителен, в нём могут быть как революционные, так и эволюционные фазы. Революция заканчивается, когда снова утверждается легитимная система принятия решений - как правило, уже новая.

Поэтому Великая российская революция может датироваться 1917-1922 годами. В феврале 1917-го рухнула старая легитимная система - процесс революции начался. К концу 1922-го была сформирована новая общественная система, завершилась Гражданская война, угасли массовые повстанческие движения, и, наконец, была провозглашена новая государственность - СССР. Лава революции затвердела в новых формах. Новая легитимность возникла - революция прекратила течение свое. Начался период истории СССР.

Революции - локомотив истории

Революции - локомотив истории
Из работы «Борьба классов во Франции 1848-1850» Карла Маркса (1818-1883).

  • - Стадион "Локомотив".Москва. «Локомоти́в» один из ведущих отечественных спортивных клубов. Основан в 1936. Его предшественниками были «Клуб имени Октябрьской революции» и «Казанка» ...

    Москва (энциклопедия)

  • - 1) тяговая железнодорожная машина, напр. паровоз, тепловоз, электровоз. 2) перен...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - основная двигательная сила жел.-дор. тр-та, обеспечивающая ведение поездов по графику...

    Технический железнодорожный словарь

  • - тяговая машина, пред-назнач. только для передвижения поездов или вагонов по рельсам и не используемая для перевозки пассажиров и грузов...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - "..."локомотив" - железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 15.07...

    Официальная терминология

  • - машина, сама себя передвигающая и при этом могущая тянуть за собою груз. Самая употребительная и наиболее в настоящее время важная из этих машин - паровоз, применяемый на жел. дорогах для тяги поездов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Локомоти́в тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. Первоначально Л. назывались только...

    Большая Советская энциклопедия

  • - паровоз, тепловоз, электровоз, газотурбовоз, моторный вагон и другие тяговые машины, относящиеся к подвижному составу и служащие для перемещения поездов по магистральным железным дорогам, вагонов при маневровых...

    Современная энциклопедия

  • - тяговая машина для передвижения поездов по рельсам: электровозы, моторные вагоны, тепловозы, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы, паровозы, комбинированные...
  • - "" - добровольное спортивное общество. Было основано в 1936. С 1957 член Международного спортивного союза железнодорожников. Спортсмены "Локомотива" становились чемпионами Олимпийских св. 50 раз, мира и Европы св. 200 раз...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Из эссе «Случай добровольного невежества» английского писателя Олдоса Леонарда Хаксли...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - ; мн. локомоти/вы, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - муж., франц. паровоз, паровая впряжная повозка...

    Толковый словарь Даля

  • - Из песни «Есть у революции начало...» , написанной композитором Вано Мурадели на стихи поэта Юрия Семеновича Каменецкого. Шутливо-иронически о долгом, затянувшемся процессе, действии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Публ. Патет. О революции, насильственном государственном перевороте. /i> Выражение - часть цитаты из статьи К. Маркса «Последствия 13 июня 1849 г.» из цикла “Классовая борьба во Франции”. Мокиенко, Никитина 1998, 318...

    Большой словарь русских поговорок

"Революции - локомотив истории" в книгах

Двадцатилетие революции 1905 года Из истории революции

Из книги Портреты революционеров автора Троцкий Лев Давидович

Двадцатилетие революции 1905 года Из истории революции Музеем революции в Грузии предоставлен в распоряжение редакции чрезвычайно любопытный документ – копия с письма тов. Сталина.Письмо датировано 24 января 1911 года и отправлено тов. Сталиным из Сольвычегодске

1.1.14. Сущность неолитической революции в истории человеческих обществ

Из книги Экономические институты: возникновение и развитие автора Убайдуллаев Сурат Нусратиллаевич

1.1.14. Сущность неолитической революции в истории человеческих обществ В результате того, что люди смогли освоить производство охотничьего оружия, значительно повышавшего эффективность их охотничьей деятельности, они смогли перейти к использованию ресурсов в новой для

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

30) «КЛАССОВАЯ БОРЬБА – ЛОКОМОТИВ ИСТОРИИ» (МАРКС)

Из книги 50 золотых идей в философии автора Огарёв Георгий

30) «КЛАССОВАЯ БОРЬБА – ЛОКОМОТИВ ИСТОРИИ» (МАРКС) Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трир, в Германии, в семье адвоката. Будущий властитель дум проходил обучение в университетах Бонна и Берлина, где и получил диплом юриста. Уже в это время он всерьез

Роль народных масс в истории. Классы и партии в революции 1848 – 1849 гг. во Франции.

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Роль народных масс в истории. Классы и партии в революции 1848 – 1849 гг. во Франции. Подходя со строго научных, диалектико-материалистических позиций к исследованию классовой борьбы во Франции в 1848 – 1851 гг., К. Маркс в первую очередь обращается к проблеме социальной

ГИЗО. «ПОЧЕМУ УДАЛАСЬ АНГЛИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ? РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ». ПАРИЖ, 1850{23}

Из книги Том 7 автора Энгельс Фридрих

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых

Глобально-стадиальный подход к истории и проблема революции. Магистральные и локальные революции

Из книги Понятие "революция" в философии и общественных науках: Проблемы, идеи, концепции автора Завалько Григорий Алексеевич

Глобально-стадиальный подход к истории и проблема революции. Магистральные и локальные революции Основным научным недостатком той версии исторического материализма, которая существовала в СССР, была нерешенность вопроса о субъекте истории. Из этого недостатка

К истории большевистских организаций Закавказья в период первой русской революции (1905–1907 гг.)

Из книги Сталин. Ледяной трон автора Бушков Александр

К истории большевистских организаций Закавказья в период первой русской революции (1905–1907 гг.) Товарищ Сталин в феврале 1904 г., после побега из ссылки (Сибирь), возвращается в Тифлис и становится во главе большевистских организаций Закавказья, организует и направляет

Глава одиннадцатая. ОТРЫВОК ИЗ «ИСТОРИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» ДЭВИДА ЮМА .

Из книги Рассуждения о Франции автора де Местр Жозеф

Глава одиннадцатая. ОТРЫВОК ИЗ «ИСТОРИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» ДЭВИДА ЮМА. Eadem mutata resurgo (стр.170 >)…Долгий парламент торжественно поклялся, что не может быть распущенным, с. 181. Чтобы утвердить свое могущество, он постоянно воздействовал на дух народа: то он возбуждал

Замечания по поводу французского перевода «Истории Февральской революции»

Из книги Троцкий против Сталина. Эмигрантский архив Л. Д. Троцкого. 1929–1932 автора Фельштинский Юрий Георгиевич

Замечания по поводу французского перевода «Истории Февральской революции» 1. Это не перевод, а вариации переводчика на тему автора. Переводчик систематически исправляет автора, заменяет образы, которые ему не нравятся, своими собственными, вставляет длиннейшие фразы

Локомотив

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Локомотив Локомотив – транспортное средство для перемещения вагонов или поездов по рельсовому пути, относится к подвижному составу. Основные характеристики локомотива: мощность, сила тяги, скорость, КПД. Локомотив – это общее название железнодорожного тягового

Революции - локомотив истории

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Революции - локомотив истории Из работы «Борьба классов во Франции 1848-1850» Карла Маркса

Александр Александрович Блок Катилина Страница из истории мировой Революции

Из книги Катилина автора Блок Александр Александрович

Александр Александрович Блок Катилина Страница из истории мировой

Три революции в истории брейнбилдинга

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Три революции в истории брейнбилдинга Революционными называются те открытия и события, которые оказывают существенное влияние на развитие человечества.Первая революция в брейнбилдинге связана с изобретением в Китае бумаги (около 154 г.) и книгопечатания (с деревянных

Изучая историю и уроки Русской революции, важно для начала определиться - а что мы понимаем под революцией?

Революция - явление всеобъемлющее, охватывающее все стороны жизни общества. Под социально-политической революцией (речь не идёт о революциях в ином смысле слова, например о научно-технических) понимают очень разные вещи. Это и качественные скачки в развитии, и переходы от одной социально-экономической формации к другой, и социальные перевороты, связанные с вторжениями в отношения собственности, и разрушительные социальные взрывы, и политические перевороты, своего рода «обвалы власти», либо просто «нарушения системного равновесия». Некоторые из этих точек зрения совместимы между собой, но, на мой взгляд, они трактуют явление либо расширительно, либо, напротив, зауженно.

Широкое хождение приобрела фраза Маркса о революции как «локомотиве истории». Мол, на станции «феодализм» стоят вагончики общества, к ним подцепляется «локомотив» революции и перетаскивает страну на станцию «капитализм», в более передовую общественную формацию.

В действительности так не происходит. Переход от феодализма к капитализму (а точнее, от традиционного аграрного к индустриальному городскому обществу) - процесс длительный. Революции играт в нём свою роль, но явно не роль локомотива. Если говорить об экономике, то они иногда даже отбрасывают общество назад. Советский историк А.В. Адо отмечал, что во Франции в результате революции даже замедлился переход к промышленному перевороту, укрепились доиндустриальные отношения.

Так, может быть, революция - это не «локомотив», а «диверсия на рельсах истории»? Всё шло хорошо, эволюция ведёт страну вперёд, но злые диверсанты закладывают на рельсах заряд революции? Но откуда берутся эти диверсанты? Можно сколько угодно искать в революциях масонский след и руку зарубежных держав, но на улицы-то выходят массы жителей данной страны.

Если революции - «исторические недоразумения», то почему они происходили, а то и неоднократно, в большинстве развитых стран? Значит, они зачем-то нужны истории.

Революция почти всегда не случайна. Как правило, даже её начало бывает спровоцировано не революционерами, а действиями правящего режима, в результате которых терпению людей приходит конец.

Революция вовсе не обязательно происходит в результате доведения населения до голодного существования. Более того, как правило, в условиях голода никакой революции не происходит.

Революция - продукт предыдущего прогресса, который достиг «пределов роста». Предыдущий прогресс породил ожидания, надежды на выход из существующего состояния, которое воспринимается как стеснённое, неблагоприятное. Рост благосостояния, медленный эволюционный прогресс дает человеку модель благоприятного будущего, а невозможность осуществить его планы в обозримой перспективе - кризис надежд, разочарование, поиск причин неудачи жизненного проекта. В результате у всё большего числа людей происходит переход от материальной мотивации к идейной - к стремлению изменить общество вокруг себя.

Человек ведёт себя не рефлекторно, просто реагируя на ухудшение положения - не каждый сбой роста вызывает революцию. Революцию вызывают такие сбои, которые объясняются именно чертами существующей системы. С одной стороны, это - результат действия «субъективного фактора» (от развития общественной мысли до эффективности пропагандистов). Но, с другой - это результат реального кризиса системы общественных отношений, которая не может обеспечить реализацию назревших потребностей миллионов людей, потребностей, которые воспринимаются как реальные и необходимые. По мере модернизации сознания имущественное и правовое неравенство уже не воспринимается как норма, существующая социальная иерархия становится синонимом несправедливости, легитимность существующего порядка подрывается.

Если существующее устройство общества приводит к накоплению социальных проблем, это значит, что страна в своем развитии подошла к стене, которую нужно преодолеть. Поток людских судеб упирается в стену, начинается «давка», разочарование миллионов и нарастание недовольства не только правителями, а своим образом жизни.

Из этого положения три выхода.

Либо пойти назад - по пути деградации и архаизации общества.

Либо разобрать стену «сверху» - путём филигранных, смелых и продуманных реформ. Но такое в истории случается нечасто. И дело не только в уме государственных деятелей, но и в их социальной опоре. Ведь «разобрать стену» - значит лишить привилегий социальную элиту, господствующие слои общества. А ведь реформатор вышел из их среды, опирается на них и их же опасается. Не удивительно, что, например, П.А. Столыпин, проводя реформы, не мог покуситься на помещичье землевладение и основы аристократическо-корпоративной системы формирования государственного руководства. Стену, уже надломленную революцией 1905-1907 годов, разобрать не удалось. Бывают и удачные примеры, самый известный из них - «новый курс» Ф. Рузвельта в США. Его, конечно, нельзя идеализировать, но социальную ситуацию эти реформы разрядили и открыли перед страной новые перспективы развития.

Однако если реформы не состоялись или не удались, а общество не готово просто деградировать, остаётся одна возможность - взорвать, проломить стену. Даже если при взрыве погибнет часть авангарда общества, даже если пострадают многие иные, даже если при ударе о стену общество на какое-то время остановится в развитии, даже если образуется груда развалин, которую затем будет расчищать эволюция и последующие революции меньшей интенсивности (как 1830 год после Великой французской революции). Путь должен быть расчищен. Без этого дальнейшее движение вперед невозможно.

Революция, таким образом, - это не «локомотив истории», а «таран истории».

Как определить, какое событие является революцией, а какое - нет? Можно выделить ряд черт, которые объединяют как минимум все «классические» революции.

1. Революция - это социально-политический конфликт , то есть такой конфликт, в который вовлечены широкие социальные слои, массовые движения, а также политическая элита (это сопровождается либо расколом существующей властной элиты, либо её сменой, либо существенным дополнением представителями иных социальных слоев). Важный признак революции (в отличие от локального бунта) - раскол в масштабе всего социума (общенациональный характер там, где сложилась нация).

Таким образом, революция - это не просто переворот или верхушечный мятеж. Но это - и не просто восстание, бунт и волнения. Например, Пугачёвское восстание не является революцией, потому что не вызвало раскола элит.

2. Революция предполагает стремление одной или нескольких сторон конфликта к изменению принципов общественного устройства, системообразующих институтов. Определение этих системообразующих принципов, критериев изменения «качества» системы - предмет дискуссии историков. Но дело в том, что в ходе революции ведущие социально-политические силы сами указывают, какие социальные институты они считают наиболее важными, системообразующими. Далеко не всегда это отношения собственности, как правило - принципы формирования элиты.

3. Революция - это социально-политическое творчество , она преодолевает ограничения, связанные с существующими правилами принятия решений, существующую легитимность.

Нужно отличать революцию от «революции сверху». Если можно решить проблему в рамках действующего порядка - революция не начинается.

Революция ломает имеющиеся институты, стремится к созданию новых «правил игры». Она отрицает существующую легитимность (иногда опираясь на прежнюю традицию легитимности, как Английская революция). Поэтому революционные действия преимущественно незаконны.

Революция не ограничена существующими институтами и законом, что иногда приводит к насильственной конфронтации. Но массовые убийства - не обязательный признак революции, значительная часть революционных действий ненасильственна - массовые манифестации, революционные преобразования, дебаты, создание органов самоуправления и др. Однако во время революции всё же идёт борьба по поводу таких важных, принципиальных вопросов, что угроза «сваливания» в вооружённую конфронтацию очень велика. Это накладывает огромную ответственность как на власти, так и на лидеров массовых движений.

Революция не может иметь место без массового стремления к изменению самих основ социального устройства. Поэтому не следует путать революции с так называемыми «цветными революциями». По форме они похожи на революции, но ставят задачи смены правящей верхушки при сохранении того же самого общественного строя. Это - выпускание энергии масс в свисток, конструктивная работа революции по созданию нового общества в таких случаях не происходит. В дальнейшем это может вызвать массовое разочарование в переменах и деградацию общества.

Также путь назад, к архаике, может начаться в результате поражения революции, неспособности общества «протаранить стену». В таких случаях очень важно изучать опыт неудачи, чтобы можно было всё же преодолеть барьер со второй попытки.

Таким образом, революцию можно определить как общенациональную социально-политическую конфронтацию по поводу системообразующих институтов общества (как правило - принципов формирования правящей и имущественной элиты), при которой социальное творчество преодолевает существующую легитимность. Или короче: революция - это процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации и социального творчества.

При этом следует иметь в виду, что процесс - это не всегда результат. Революция начинается с момента массовых выступлений против существующего строя, а утверждение принципиально новых отношений происходит уже после прихода к власти (иногда - частичного) сторонников нового строя. Процесс смены строя длителен, в нём могут быть как революционные, так и эволюционные фазы. Революция заканчивается, когда снова утверждается легитимная система принятия решений - как правило, уже новая.

Поэтому Великая российская революция может датироваться 1917-1922 годами. В феврале 1917-го рухнула старая легитимная система - процесс революции начался. К концу 1922-го была сформирована новая общественная система, завершилась Гражданская война, угасли массовые повстанческие движения, и, наконец, была провозглашена новая государственность - СССР. Лава революции затвердела в новых формах. Новая легитимность возникла - революция прекратила течение свое. Начался период истории СССР.