Ресурсная школа - территория успеха для каждого.

В настоящее время понятие «ресурсный класс» подразумевает несколько трактовок. В приоритетном случае — мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам — 1 «А», 1 «Б» (это могут быть не только первые классы, но и любые другие — для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута). Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы.
В ресурсном классе может использоваться прикладной поведенческий анализ, а может не использоваться. Прежде всего — ресурсная зона, это зона, в которой есть необходимые «ресурсы» — специалисты, территория, методики, инструментарий и т.д.

Об уже существующем опыте:

Ресурсные классы — модель, существующая в России уже несколько лет (около 5ти). Кроме Москвы — это также Воронеж, Белгород, Санкт-Петербург.

РОО помощи детям с РАС «Контакт» оказывает помощь в открытии и поддерживает несколько родительских групп в образовательных учреждениях Москвы. У многих классов есть свои страницы в соц.сетях, где они делятся опытом, рассказывают о том, что у них происходит.

«Инклюзивная молекула» (ресурсные классы) – это пилотный образовательный проект в Москве. В него вошли 9 школ. Проект направлен на создание и обеспечение специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом методом создания в школах ресурсных зон.

Проект начался с консолидированного и квалифицированного родительского запроса. Представители РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонда «Выход» и АНО «Ресурсный класс» представляли его вниманию специалистов НПЦ ПЗДП, а также на уровне Министерства образования и Департамента образования города Москвы («ДОгМ»).

С 15 по 18 апреля 2015 года проект «Инклюзивная молекула» был представлен силами МГАРДИ, РОО помощи детям с РАС «Контакт», команды волонтеров и фонда «Выход» на Московском международном салоне образования постоянным стендом и докладом.

На сегодняшний день в Москве существует около 20 классов, основанных на передовых педагогических методиках, как входящих в проект, так и действующих вне его. Прикладной поведенческий анализ (АВА) используется не на всех площадках, однако на большинстве — лежит в основе обучения детей с РАС. В самой «Инклюзивной молекуле» участвуют девять столичных школ: ГБОУ гимназия № 1540, ГБОУ лицей №1574, СОШ 285, ГБОУ школа №1465, школа №1321 «Ковчег», лицей №1367, школа №1206, ГБОУ школа №2009, школа №192. География значительна: представлены Центральный, Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный округа.

Департаментом образования г. Москвы совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и РОО помощи детям с РАС «Контакт» был запущен пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации» в 2015/2016 учебном году. Цель образовательного проекта - повышение доступности и качества образовательных услуг для детей с РАС на различных уровнях образования.

1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Подробнее с нормативно-правовой базой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе .

Перед общеобразовательными организациями стоит задача создания специальных образовательных условий для данной категории детей: подбор квалифицированных педагогических кадров, создание комфортной среды, создание локальной правовой и методической базы. Посмотреть список организаций, обучающих сотрудников образовательных учреждений можно .

Реализация образовательного проекта «Инклюзивная молекула» позволит рассмотреть и проанализировать круг вопросов инклюзивного обучения, среди которых создание эффективных моделей обучения детей с РАС; разработка и апробация эффективной диагностики индивидуальных возможностей, потребностей и достижений обучающихся.

Прикладной поведенческий анализ — эффективная методика обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, которая применима и эффективна для обучения любых других детей с ОВЗ, а также независимо от того, инклюзивное или коррекционное это образовательное учреждение.

Проект «Инклюзивная молекула»

Важно

Посмотрите страницы ресурсных классов в интернете. Например:
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в «Ковчеге» (школа 1321)
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в школе N 2009

Видеоматериалы:

Видеозапись доклада об опыте класса на конференции «Аутизм. Выбор маршрута» на канале МГППУ:

Пакет нормативных документов:

Протоколы встреч рабочих групп в Департаменте образования (ГППЦ):

Презентационные материалы ГППЦ:

ФГОС для детей с ОВЗ:

ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4877 детей-инвалидов обучают в специальных коррекционных образовательных организациях, 1859 детей-инвалидов получают образование на дому, в том числе и с использованием дистанционных технологий, 8654 ребенка-инвалида обучают в условиях инклюзивного образования. В дошкольных учреждениях на сегодняшний момент также представлены дети-инвалиды, которые получают первоочередное право при зачислении в дошкольные отделения образовательной организации, и в дошкольных учреждениях сегодня обучают 5148 детей-инвалидов. (См. схему 2.)
В 80 процентах колледжей созданы условия для получения профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для этого организуют инклюзивное обучение, группы коррекционно-развивающего обучения, используют дистанционные образовательные технологии. Как правило, дети данной категории с первого года обучения сориентированы и закреплены за предприятиями, на которых они проходят производственную практику и производственное обучение. Колледжи совместно с этими предприятиями ведут работу по дальнейшему трудоустройству выпускников.
В рамках межведомственного соглашения, которое подписано между Департаментом образования и Департаментом социальной защиты населения, а также соглашения между Департаментом образования и Департаментом здравоохранения, идет комплексная работа по созданию единого адаптированного пространства, позволяющего каждому ребенку создать территорию успеха. (См. схему 3.)
При Департаменте образования работает межведомственная рабочая группа, в состав которой входят представители Департамента образования, Департамента социальной защиты, Департамента здравоохранения, представители родительской общественности, по разработке специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов. Как результат комплексное сопровождение особого ребенка в образовательном пространстве города осуществляют при ведомственном взаимодействии всех заинтересованных сторон.
В настоящий момент Департамент образования подготовил трехсторонний приказ, в котором прописаны все те проблемы, которые на сегодняшний день выявлены, для того чтобы сопровождение было адресным и достаточно эффективным.
В этом году произошла модернизация Центральной психолого-медико-педагогической комиссии, миссия Центральной комиссии изменилась, теперь главным стало обеспечение права ребенка на образование, адекватное его уровню развития и возможностям здоровья, через выявление специальных образовательных потребностей и определение условий, необходимых для развития ребенка, получения образования, адаптации и социализации. (См. схему 4.)
Создание единой Центральной комиссии позволяет реализовать единый алгоритм получения услуги на территории города, четче прописать регламент этой услуги. Все специалисты комиссии осуществляют свою деятельность согласно методическим рекомендациям по организации деятельности ЦПМПК Москвы, что предполагает единую форму протокола комиссии, использование единых формулировок в психолого-педагогическом заключении, позволяет максимально облегчить реализацию образовательного маршрута и рекомендаций по созданию специальных условий образовательных организаций - обследование детей, посещающих образовательные организации, для подтверждения, уточнения или изменения образовательного маршрута.
Центральная комиссия совместно работает со специалистами консилиумов образовательных организаций, осуществляет мониторинг учета рекомендаций, которые были выданы ранее, что позволяет видеть динамику достижений ребенка и корректировать его образовательный маршрут.
Участие специалистов ЦПМПК в работе консилиума образовательной организации, электронная запись на обследование минимизирует затраты родителей на получение рекомендаций по созданию специальных условий обучения, обеспечивает своевременность предоставления этой услуги, а также позволяет реализовать ее по стандарту, единому для Москвы.
Финансирование обучения детей-инвалидов в образовательных организациях Москвы осуществляют в соответствии с постановлением Правительства Москвы. Коэффициент 2 применяют для детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, коэффициент 3 - для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей. Помимо этого в ведомственном перечне предусмотрены государственные работы и государственные услуги, которые могут оказывать образовательные организации. (См. схему 5.)
В настоящее время повышенное финансирование детей-инвалидов, а в Москве это порядка 400 тысяч рублей в год, передают той школе, в которой учится ребенок-инвалид, независимо от ее названия, большая часть образовательных организаций на сегодняшний момент стараются создать условия, которые реализуют те запросы родителей, которые обращены сейчас к системе образования.
В рамках организации работы по внедрению эффективных мер стимулирования повышения качества образования и поддержки образовательных организаций, стабильно показывающих высокие результаты, вручают 50 грантов мэра Москвы в сфере образования за лучшие достижения в создании развивающей сферы, среды для обучающихся, обеспечивающих все возможности их социализации и творческого развития. Каждый грант - по 2 миллиона. (См. схему 6.)
В рамках процедуры отбора лауреатов гранта в Москве учитывали результаты работы образовательных организаций по созданию условий для получения качественного образования особой категории детей - детей-инвалидов.
Экспертный совет по государственной программе Москвы, в состав которого входят ведущие специалисты, утвердил новые подходы к формированию рейтинга образовательных организаций столицы с учетом работы с детьми с особыми образовательными возможностями.
В настоящий момент в образовательных организациях города Москвы создают специальные условия обучения. У нас очень часто путают две вещи. Есть специальные условия обучения, которые полностью прописаны и в федеральном государственном стандарте для детей с ОВЗ, а есть специальные условия, которые содержат в себе режимные моменты или элементы медицинской реабилитации и социальной реабилитации. На сегодняшний день в заключении ЦПМПК мы сделали две графы. Специальные условия обучения - это образовательные программы, методы, учебники, технические средства обучения. Помимо этого прописаны те специальные условия, которые необходимы ребенку для того, чтобы адаптироваться в образовательном пространстве: укороченный учебный день, массаж, ЛФК, наличие технических перерывов, то есть те медицинские рекомендации, которые прописывают дополнительно в медицинском заключении, но не относят к специальным условиям обучения. (См. схему 7.)
Государственная итоговая аттестация осуществляется также с учетом создания специальных условий обучения и заключения ЦПМПК, ответственность за это была возложена на руководителей образовательных организаций для того, чтобы снизить тревожность родителей и исключить родителей из этой системы, до того родители куда-то шли, что-то получали, хотя для этого было достаточно отработать процедуру на уровне документов. На сегодняшний момент по анализу работы можно сказать, что мы выявили нарушения, теперь по сравнению с прошлым годом количество нарушений и количество образовательных организаций, которые неправильно проинформировали родителей или не в полном объеме выполнили обязательства перед детьми с особыми образовательными возможностями в рамках итоговой аттестации, практически сведены к нулю.
Самая больная тема, по которой нам чаще всего задают вопросы, - это то, что якобы «в результате реорганизационных мероприятий в Москве ликвидированы специальные коррекционные школы».
В 2011 году, до начала мероприятий, которые реализует Департамент образования, комплекса мер, направленных на приведение в соответствие с действующим законодательством, порядка финансирования и организационно-правовой формы образовательных организаций, реализующих программу общего образования, в том числе и специального коррекционного, специальных коррекционных образовательных учреждений было 79.
По результатам на сегодняшний день: 79 учреждений осталось, ни одного приказа о ликвидации образовательной организации выпущено не было; 19 учреждений изменили ведомственное подчинение; 19 коррекционных образовательных организаций вошли в состав образовательных комплексов; 41 специальная коррекционная школа работает на сегодняшний день как самостоятельное юридическое лицо. (См. схему 8.)
Помимо того что было 79 в 2011 году, мы сохранили 79 специальных коррекционных учреждений, изменив их форму, но при этом у нас добавилось еще 316 образовательных организаций, которые на сегодняшний день реализуют инклюзивные практики у себя в разном объеме. Не могу сказать, что все школы у нас инклюзивные, но тем не менее 316 образовательных организаций включились в проект по реализации инклюзивных практик на территории Москвы.
Департамент образования запустил проект «Ресурсная школа - территория успеха для каждого» на территории каждого микрорайона. Цель создания «Ресурсной школы» под патронатом межрайонных советов директоров - формирование адаптированной образовательной среды, обеспечивающей комплексное использование ресурсов, современных технологий, технических и методических средств для обучения, воспитания, социализации детей, имеющих особые образовательные потребности. Создание «Ресурсной школы» на территории каждого микрорайона по многим позициям решит те вопросы, с которыми сталкиваются родители. (См. схему 8.)
Ни для кого не секрет, что специальные коррекционные школы неравномерно распределены на территории Москвы и иногда для того, чтобы ребенок получал ту или иную программу, родителям необходимо ребенка везти из одного конца в другой конец Москвы. Ресурсная школа позволит реализовывать все виды адаптированных программ в рамках микрорайона. Департамент образования разработал модель оказания адресной помощи, психолого-педагогической помощи как родителям, так и детям с особыми образовательными потребностями как на базе образовательных организаций, так и на базе Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. (См. схему 9.)
Эта модель позволяет поставить во главу угла ребенка и помощь, которую оказывают семье, сделать ее адресной, своевременной и эффективной, в максимальной степени позволить ребенку социализироваться и адаптироваться, получить образование, которое соответствует его стартовым возможностям.

Ольга МОСКВИЧЕВА, заведующая сектором обеспечения и реализации программ общего образования для лиц с особыми образовательными потребностями ДОгМ

В каждом микрорайоне Москвы создали ресурсные школы для обучения детей с ОВЗ Ресурсные школы открывают возможности для социализации детей с ОВЗ В Москве на территории каждого микрорайона созданы ресурсные школы, реализующие эффективные модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, сообщил Департамент образования столицы. Проект "Ресурсная школа" позволяет ребятам обучаться в школах, расположенных рядом с домом. Проект "Ресурсная школа" направлен на формирование комфортной образовательной среды. Он реализуется Департаментом образования Москвы с 2015 года. По решению Межрайонных советов директоров в проект были включены 54 образовательные организации, которые имеют опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимое материально-техническое обеспечение и квалифицированных специалистов. Как пояснили в департаменте, создаваемые условия позволяют обеспечивать комплексное использование ресурсов, современных технологий, технических и методических средств для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Проект позволяет ребятам обучаться в школах, расположенных рядом с домом, а также достигать образовательных результатов, которые в дальнейшем определят их жизнь и место в обществе. Основная задача современных педагогов, специалистов сопровождения, логопедов, психологов адаптировать не ребенка со специальными потребностями к образовательной системе, а систему - под такого ребенка. По мнению председателя Ассоциации инклюзивных школ Антона Баталова, важным результатом проекта является создание интегрированного образовательного пространства, в котором есть адаптированная среда, методическая оснащенность, технологичность, профессиональное отношение к детям с особыми потребностями. Эффективность проекта повышается при условии его реализации коллективом единомышленников, когда существует единое понимание проблемы, накапливается и обобщается педагогический опыт, нарабатываются программы и сценарии уроков. В таком случае, индивидуальная образовательная траектория ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится траекторией его успеха. "Дети могут и должны учиться вместе. Они могут достигать разных образовательных результатов, учиться по разным программам, но при этом быть единым детским коллективом. Все вместе творить, побеждать, участвовать в проектах и конкурсах. Мы знаем, что основные нравственные ценности закладываются в школьный период, формируются социальные модели поведения, которые впоследствии формируют общество", - отметил Антон Баталов.​