Решу гиа по истории. Репетиторы для подготовки к гиа по истории

Тест по истории 9 класс

Часть 1

А1. В каком году Владимир Мономах был приглашен на киевский престол?

  1. в 1113 г. 3) в 1132 г.
  2. в 1125 г. 4) в 1156 г.

А2. Каковы были последствия «стояния на Угре»?

  1. окончательная ликвидация зависимости Руси от власти ордынских ханов
  2. провозглашение Ивана III великим государем Всея Руси
  3. присоединение к Московскому княжеству Новгорода
  4. разорение русских земель войсками Батыя

А3. Где состоялся съезд русских князей в 1097 г.?

  1. в Киеве 3) в на Долобском озере
  2. в Вышгороде 4) в Любече

А4. Как назывались органы государственного управления, созданные в период реформ Петра I?

  1. департаменты 3) приказы
  2. министерства 4) коллегии

А5. Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя полководца, о котором в нем говорится.

«Захватив свои любимые Фанагорийский Апшеронский полки, генерал поспешил к Измаилу. Шесть дней длилась подготовка к штурму. 11 декабря 1790 г. в 5 часов 30 минут утра начался штурм. Всего два с половиной часа ушло на то, чтобы штурмующие оказались в неприступном Измаиле. Однако это еще не была победа. Яростные, смертельные схватки начались в городе. Каждый дом являл собой маленькую крепость, турки не надеялись на пощаду, сражались до последней возможности. Но храбрость русских войск была необычайной, дошедшей как бы до совершенного отрицания чувства самосохранения.

Неприступный Измаил пал. Турки пришли в ужас, вся Европа была изумлена и поражена. Россия славила своего героя-победителя».

  1. М.И. Кутузов 3) П.А. Румянцев
  2. А.В. Суворов 4) И.Ф. Паскевич
  1. Г.Р. Державин 3) С.М. Соловьев
  2. Н.М. Карамзин 4) В.Н. Татищев

А7. Какое положение было характерно для всех программных документов декабристов?

  1. проведение в России всеобщих выборов в парламент
  2. избрание нового царя
  3. ликвидация крепостного права
  4. предоставление независимости Польше, Украине и Финляндии

А8. Какие из названных лиц были актерами?

  1. А. Мицкевич, Т.Г. Шевченко
  2. М.С. Щепкин, П.С. Мочалов
  3. А.Н. Островский, М.И. Глинка
  4. Ф.В. Булгарин, М.П. Погодин

А9. Где в 1885 г. произошла крупная стачка наемных рабочих?

  1. в Санкт-Петербурге 3) в Одессе
  2. в Москве 4) в Орехово-Зуеве

А10. Прочитайте отрывок из исторического исследования и укажите, о равлении какого императора в нем идет речь.

«Полной отмены предшествующих реформ не было, а вот отход назад – явный… Планировался решительный прорыв в прошлое: предпологалось не просто уничтожить университетскую автономию, но и поручить прием экзаменов государственным чиновникам. Собирались постепенно ликвидировать суд присяжных, публичность и независимость суда, лишить земства исполнительных органов и превратить их в безвластные консультации при губернаторах. Сделать удалось меньше, но и то, что осуществилось впечатляет… Разрушалось и другое начало Великих реформ – всесословность ….»

  1. Николай I 3) Александр III
  2. Александр II 4) Николай II

А11. Какое событие произошло в 1911 г.?

  1. гибель П.А. Столыпина
  2. вступление на престол императора Николая I
  3. начало столыпинской реформы
  4. начало русско-турецкой войны

А12. Назовите лидера партии октябристов.

  1. А.И. Гучков 3) П.Н. Милюков
  2. Ю.О. Мартов 4) В.М. Чернов

А13. Практика создания подконтрольных властям рабочих организаций получила название

  1. Зубатовщина 3) кооперативный социализм
  2. Безобразовщина 4) народный социализм

А14. Каковы были последствия прихода большевиков к власти?

  1. отмена рабочего контроля на предприятиях
  2. национализация промышленности
  3. широкое привлечение иностранных инвестиций в экономику
  4. увеличение количества частных банков

А15.Прочитайте текст и укажите имя героя ВОВ, о котором идет речь в тексте.

«В разгар наступления 23 февраля 1943 года неожиданно ожила вражеская огневая точка, и наш взвод залег под сильным огнем. Немецкий дзот стоял на возвышенности. Трудно было подойти к нему скрытно. Несколько наших товарищей попытались было вырваться вперед, но к дзоту нельзя было пробраться. Тогда к вражескому укреплению кинулся комсомолец… . Кто видел, как он, уже не обращая внимания на пулеметный огонь, вплотную бросился на амбразуру и прикрыл ее своим телом, тот не мог оставаться на месте. В эту минуту даже без команды весь взвод бросился вперед, чтобы подхватить героя и разнести в клочья замолчавшую огневую точку противника».

  1. А.М. Матросов 3) Г.С. Шпагин
  2. Я.Ф. Павлов 4) М.С. Шумилов

А16. Какое событие произошло в 1980 г.

  1. Визит Л.И. Брежнева в США
  2. Принятие Продовольственной программы
  3. XXII Олимпийские игры в Москве
  4. Визит президента США Р.Рейгана в СССР

А17. Кто из режиссеров являлся создателем Московского театра драмы и комедии на Таганке?

  1. Г.А. Товстогонов 3) О.Н. Ефремов
  2. Ю.П. Любимов 4) Г.Б. Волчек

А18. Какой пост занимал А.Н. Косыгин?

  1. председатель президиума Верховного Совета СССР
  2. министр обороны
  3. министр иностранных дел
  4. председатель Совета министров

А19. 1998,2008 гг. характеризовались

  1. проведением денежных реформ
  2. кризисными явлениями в экономике
  3. резким ростом мировых цен на нефть
  4. восстановлением колхозов

А20. Кто являлся патриархом Русской православной церкви в 1990-2008 гг.?

  1. Алексий II 3) Сергий
  2. Пимен 4) Тихон

Часть 2

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) первое упоминание о Новгороде в летописи

Б) первое упоминание о Москве в летописи

В) основание города Владимира

Г) основание Сарай-Бату

В2. Установите соответствие между именем московского князя и землей, которая была присоединена при нем к Москве. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

КНЯЗЬ ЗЕМЛЯ

А) Василий I 1) Киев

Б) Иван III 2) Новгород

В) Василий III 3) Муром, Таруса

4) Смоленск

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В3. Какие два города из перечисленных были основаны в XVIII в.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

  1. Екатеринбург
  2. Владивосток
  3. Севастополь
  4. Вятка
  5. Томск

В4. Прочитайте характеристику исторического деятеля и напишите его имя.

« Пи дворе, среди аристократии, хотя и потомок старого дворянства, всегда был чужаком; если даже не было так широко и твердо известно, что царь его терпеть не может, то и тогда ни Воронцовы, ни Шереметевы, ни Волконские, ни Строгановы вполне «своим» его бы никогда не признали. В большие генералы он вышел еще при Румянцеве и Суворове. Два раза он был тяжело ранен и в полном смысле слова был на волосок от смерти. Глаз у него выбила турецкая пуля в битве под Алуштой, когда ему было еще 29 лет, Суворов был в восторге от его поведения во время штурма Измаила и называл его своей правой рукой и тогда же назначил его комендантом Измаила. В 1805 г. считался главнокомандующим австрийской и русской армий и всеми силами и средствами противился желанию Александра дать генеральную битву Наполеону. Битва под Аустерлицем была дана и проиграна. С тех пор Александр очень невзлюбил его…»

В5. Какие организации относились к народническим. Укажите два верных положения из пяти предложенных.

  1. «Земля и воля»
  2. Кирилло-Мефодиевское общество
  3. «Союз спасения»
  4. «Союз русского народа»
  5. «Черный передел»

Ответ: _________.

В6. Прочитайте текст и напишите имя кинорежиссера, о картинах которого говорится в тексте.

«В каждом его фильме есть эпизод с обязательным присутствием живописи, с помощью которой выражается идея всего фильма. В «Ивановом детстве» это «Апокалипсис» Дюрера, в «Андрее Рублеве» - иконы фрески самого Рублева, единственный эпизод в цвете. В «Солярисе» - картина Брейгеля, в «Ностальгии» - картина Пьеро дела Франческо. В последнем фильме, «Жертвоприношение», - картина Леонардо и русские иконы».

Ответ: ______________________.

В7. Установите соответствие:

РУКОВОДИТЕЛИ ДОЛЖНОСТИ

  1. Ю.В. Андропов 1) председатель Совета министров
  2. Э. Шеварднадзе 2) министр внутренних дел
  3. Г.М. Маленков 3) министр иностранных дел

4) председатель Комитета государственной безопасности

Часть 3

Прочитайте отрывок из исторического труда Б.А. Рыбакова «Рождение Руси» и выполните задания С1-4. Используйте в своих ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«Ростово-Суздальская земля обособилась от Киева одновременно с другими русскими землями в 1132-1135 годах. Здесь княжил один из младших сыновей Мономаха – Юрий, получивший характерное прозвище Долгорукого, очевидно, за свою неуемную тягу к далеким чужим владениям… В свои южные авантюры Юрий Долгорукий втягивался постепенно. Началось с того, что изгнанный из Киева в 1146 году, Святослав Ольгович, его феодальный сосед по княжествам, обратился к Юрию за помощью… Когда Святослав Ольгович начал успешные действия и «ополонился» в верховьях Протвы, к нему прибыл гонец от Юрия, пригласивший его в погрничный суздальский городок, очевидно, отпраздновать победы: «Приди ко мне, брате, в Москов». Никто не думал тогда, что этому городку в вятических лесах суждено будет стать одним из крупнейших городов мира.

Кроме Москвы, Юрием Долгоруким были построены или укреплены здесь города Юрье-Польской, Дмитров, Коснятин, Кидекша, Звенигород, Переяславль и др.

В своих южных делах, отвоевывая Киев у племянника Изяслава Мстиславовича или у своего старшего брата Вячеслава, Юрий то выигрывал сражения и доходил почти до Карпат, то стремительно бежал из Киева в лодке, бросив дружину и даже тайную дипломатическую переписку. Умер Юрий в Киеве в 1157 году».

С1. Каковы годы правления Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве?

С2. Какие еще земли стали независимыми от Киева в XII веке? Назовите не менее двух земель.

С3 Почему князь Юрий получил прозвище Долгорукий?

С4. Какие города были основаны Юрием Долгоруким? Укажите не менее четырех городов.

Вступление на престол императрицы Екатерины II ознаменовало начало политики «просвещенного абсолютизма» в России. Для нее характерно провозглашение «союза государей с философами», следование идеям Просвещения, проведение ряда реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие институты, шаги в сторону веротерпимости, смягчения цензуры и др.

С5. Приведите три примера политики «просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II.

С6. Назовите имена французских просветителей, идеи которых Екатерина использовала в своей политике. Приведите не менее трех имен.


Не так много времени осталось у школьников в девятом классе, прежде чем им нужно будет сдавать ОГЭ. Среди многих предметов, представленных на выбор, можно также пройти тестирование по истории. Данный предмет не обязателен, но оценка по нему будет существенно влиять на аттестат.

Этот экзамен охватывает все события от Древнего Мира до нынешнего времени. Именно поэтому он крайне сложен, ведь практически невозможно запомнить даты всех событий.

Какая особенность экзамена по истории?

ОГЭ по истории включает тридцать пять заданий. Первые три десятка являются несложными задачи. Необходимо будет указать одну цифру, которое соответствует определенному номеру. Последние пять заданий требуют от школьника развернутого ответа. Оценка по ним будет выставляться экспертами на основании разработанных критериев.

План экзаменационной работы ОГЭ

Система оценивания отдельных заданий

Для начала нужно разобраться, каким именно образом количество набранных баллов с ОГЭ по истории переходит в пятибалльную систему. Для этой ситуации существует следующая таблица:

  • от 0 до 12 набранных баллов – «2»;
  • 13-23 переводится в «3»;
  • с 24 по 34 – это «4»;
  • 35-44 оцениваются как «5».

Шкала оценивания

При оценивании вопросов с краткими ответами важно, чтобы была правильно написана цифра, их последовательность и определенное слово. За задания до номера «30», кроме 24 и 26, будет выставлен один балл.

Если полностью правильно ответить в ОГЭ тестировании по истории на задания с номерами «24» и «26», тогда школьник получит за каждое из них два балла. В случае не полного ответа, оценка будет выставлена в два раза меньше.

Все остальные задания будут оценены в зависимости от того, насколько полный дан ответ. Количество возможных набранных баллов варьируется: от 0 до 3. В итоге получается, что максимальная оценка достигает показателя в «44».

Где можно подготовиться?

Вариант теста по истории по ОГЭ

На данный момент существует множество популярных порталов, которые помогают быстро и эффективно подготовиться к экзамену по истории. Стоит помнить, что хорошая подготовка к ОГЭ позволит поступить на бюджетное место в любой колледж или техникум.

Сайты с ответами на тесты

Популярный портал «Незнайка» позволяет не только решать варианты и задания в режиме онлайн, но и при возможности распечатать их и попробовать выполнить в письменном виде.

Сайт Незнайка

Для повышения уровня подготовки можно еще посетить сайт «Решу ОГЭ».

Сайт Решу ОГЭ

Здесь всегда удобные задания, а также можно передавать статистику по выполненным тестам своему преподавателю, чтобы тот видел слабые места ученика и помог дополнительно его подготовить.

История 9 класс ОГЭ 2016 г. История 9 класс ОГЭ 2016 г.

Вариант 1

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    В каком веке была составлена Правда Ярослава?

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.

    Разорение Москвы ханом Тохтамышем произошло в княжение

1) Ивана Калиты

2) Дмитрия Донского

3) Василия II

4) Ивана III

    Что из названного было следствием введения опричнины при Иване IV?

    1) окончательное освобождение Руси от ордынского владычества

    2) разгром Крымского ханства

    3) победа России в Ливонской войне

    4) экономическое разорение страны

    Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите период времени, в который происходили описываемые события.

«Московский князь, родоначальник династии московских князей, был младшим сыном Александра Ярославовича Невского и потому получил незначительный в то время московский удел. Этот удел, полученный князем, состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сёл и деревень без единого каменного здания… Однако мудрая политика князя в итоге принесла свои плоды: Московское княжество значительно расширилось за счёт присоединения Коломны и Переславля-Залесского. В связи с ростом территории Московского княжества значительно возрос на Руси и авторитет московского князя».

1) первая половина XII в.

2) конец XII - начало XIII в.

3) середина XIII в.

4) вторая половина XIII - начало XIV в.

    Когда была создана Табель о рангах?

1) в первой четверти XVIII в.

2) во второй половине XVIII в.

3) в первой половине XIX в.

4) во второй половине XIX в.

    Какое из названных мероприятий было осуществлено в годы Первой российской революции 1905-1907 гг.?

1) отмена крепостного права

2) создание Государственной думы

3) ликвидация помещичьего землевладения

    Какое из перечисленных событий привело к укреплению России на Чёрном море в XVIII в.?

1) присоединение к России Крымского ханства

2) участие России в Северной войне

3) установление дипломатических отношений с Османской империей

4) участие России в Семилетней войне

    Прочтите отрывок из указа Петра I и укажите, где произошло сражение, о котором идёт речь.

«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому ж ещё гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила, и «матерью Полтавской баталии» названа как одобрением людей, так и временем».

1) при Гросс-Егерсдорфе

2) у д. Лесной

3) при Цорндорфе

4) у о. Гренгам

    Народное восстание на Дону в годы правления Петра I возглавил

1) И. И. Болотников

2) К. А. Булавин

3) С. Т. Разин

4) Е. И. Пугачёв

    Укажите памятник архитектуры, созданный при участии итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

1) Софийский собор в Киеве

2) Софийский собор в Новгороде

3) Успенский собор во Владимире

4) Успенский собор Московского Кремля

    Проведение политики сплошной коллективизации было начато в

1) 1918 г.

2) 1921 г

3) 1929 г.

4) 1937 г.

    Укажите характерную черту политики «военного коммунизма».

    1) свобода рыночной торговли

    2) деятельность иностранных концессий

    3) активное развитие товарно-денежных отношений

    4) введение всеобщей трудовой повинности

    Что из названного относится к последствиям заключённого в 1918 г. Брестского мира?

    1) отказ Германии от территориальных претензий к Советской России

    2) начало полосы дипломатического признания Советской России

    3) большие территориальные потери Советской России

    4) улучшение отношений Советской России со странами Антанты

    Бои за Мамаев курган велись в ходе

1) битвы за Москву

2) Сталинградской битвы

3) Курской битвы

4) освобождения Киева

    Прочтите отрывок из книги, написанной фронтовиком, и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«Разгорелся неравный бой пехоты с танками… ___________ грузно прислонился к стене окопа и на мгновение опустил голову.

- Товарищ политрук, Вы ранены? - с тревогой спрашивает подбежавший боец. - Идите в медпункт.

- Да, что-то сильно обожгло здесь. Ничего, заживёт… Вот ещё ползут! - Встрепенувшись от сильной боли, бледный, он обращается к бойцам: Велика Россия, но отступать некуда - за нами Москва! Со связкой гранат он бросается на надвигающийся танк. Примеру _________ следуют оставшиеся в живых бойцы. У разъезда Дубосеково на израненном воронками снарядов и авиационных бомб поле замерли, объятые дымом и пламенем, вражеские танки…»

1) Н. Ф. Гастелло

2) В. В. Талалихин

3) А. М. Матросов

4) В. Г. Клочков

    В каком году была принята Конституция Российской Федерации?

1) 1991 г.

2) 1993 г.

3) 1998 г.

4) 2002 г.

    Авария на Чернобыльской АЭС произошла в период

1) последних лет руководства страной И. В. Сталина

2) «оттепели»

3) «застоя»

4) «перестройки»

    Прочтите отрывок из выступления руководителя СССР и укажите период, когда это заявление было сделано.

«Теперь несколько слов насчёт планов работы Коммунистической партии на ближайшее будущее. Как известно, эти планы изложены в новом пятилетнем плане, который должен быть утверждён в ближайшее время. Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путём последовательного снижения цен на все товары и на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы».

1) 1945-1953 гг.

2) 1956-1964 г.г

3) 1964-1982 г.г.

4) 1985-1991 г

    Одним из руководителей Белого движения в годы Гражданской войны был

1) А. А. Брусилов

2) П. Н. Врангель

3) П. А. Кропоткин

4) М. В. Фрунзе

    Рассмотрите карту одного из этапов Отечественной войны 1812 г.

Населённым пунктом, обозначенным на карте цифрой «1», является

1) Бородино

2) Тарутино

3) Фили

4) Царёво Займище

    Фреска в Древней Руси - это

1) изображение, выполненное водяными красками по сырой штукатурке

2) картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков

3) техника изготовления ювелирных украшений

4) вид скульптуры, в котором изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева

    Рассмотрите изображение.

На рисунке изображено светское мероприятие, появившееся в России

1) во второй половине XVII в.

2) в первой четверти XVIII в.

3) во второй половине XVIII в.

4) в первой четверти XIX в.

    Расположите в хронологической последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1. Октябрьское вооружённое восстание под руководством большевиков в Петрограде.

2. Отречение Николая II от престола.

3. Корниловский мятеж.

4. Роспуск Учредительного собрания.

    Установите соответствие между князьями и событиями, произошедшими в годы их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

А) Олег

Б) Игорь

В) Святослав

1) крещение Руси

2) разгром Хазарского каганата

3) восстание древлян, приведшее к гибели киевского князя

4) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами:

    Какие из перечисленных мероприятий относятся к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II? Найдите в приведённом ниже списке два мероприятия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) созыв Уложенной комиссии;

2) учреждение министерств;

3) упразднение патриаршества;

4) создание военных поселений;

5) издание жалованной грамоты городам.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Выпуск некоторых видов техники советской промышленностью в 1931–1933 гг.

Показатель

1931 г.

1932 г.

1933 г.

Производство танков всех типов

928

3347

3482

Производство тракторов для артиллерии

614

464

451

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) Производство танков

Б) Количество произведённых танков в наибольшей степени превысило количество выпущенных тракторов в

В) Наивысших показателей производство тракторов для артиллерии достигло в

1) 1931 г.

2) 1932 г.

3) 1933 г.

4) постоянно увеличивалось

5) постоянно снижалось

«Высший нормативный акт государства. Впервые в истории России принят в качестве Основного закона в 1918 г.».

    Сравните особенности народных восстаний под предводительством С. Т. Разина и под предводительством Е. И. Пугачёва. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) участие в восстании горнозаводских рабочих;

2) зарождение восстания на окраинах государства;

3) копирование восставшими придворных учреждений, чинов и этикета;

4) стихийное участие крестьянских масс.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите слово, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень названий русских городов. Все они, за исключением одного, были разорены монгольскими захватчиками в XIII в.

1) Новгород; 2) Киев; 3) Рязань; 4) Владимир; 5) Козельск.

Часть 2

Из сочинения историка

«Император был человеком капризным, легко менял свои привязанности и к тому же отличался болезненной подозрительностью. Эти черты, несомненно, наложили свой отпечаток на его внутреннюю политику. Внешняя политика императора отличалась такой же экстравагантностью, как и внутренняя.

Во главе русско-австрийских войск Суворов совершил поход в Северную Италию, где в сражениях на реках Адде, Требии, а также при Нови одержал победы над французскими войсками. Одновременно с сухопутными войсками русская эскадра Ф. Ф. Ушакова побеждала в Средиземном море, изгоняя французов из Ионического архипелага, где под протекторатом России возникла республика - первое независимое от турок греческое государство. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий. Некоторые историки считают, что император находился в плену идеи удушения Французской революции путём объединения в Мальтийском ордене под его руководством дворян всей Европы».

    Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите годы его правления.

    В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится положение, подтверждения которого приводятся в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного положения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ

исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    Будущий российский император волею судьбы приходился внуком Петру I и внучатым племянником его злейшему врагу - шведскому королю Карлу XII. До 14 лет воспитывался в герцогстве Гольштейн как наследник шведского престола, но затем был привезён в Россию и объявлен наследником русского престола. Став российским императором, правил чуть более года, после чего был свергнут с престола в результате заговора, организованного его женой.

1) Назовите императора, о судьбе которого идёт речь.

2) Назовите императора (императрицу), при котором (ой) будущий император был привезён в Россию.

3) Какие поступки (взгляды) императора способствовали лёгкости осуществления дворцового переворота его женой?

    Существует точка зрения, что, несмотря на наличие существенных отличий, в развитии русской литературы в XV-XVI вв. сохранялись черты, характерные и для литературы XII-XIII вв. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Население Древнерусского государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Население Древнерусского государства».

Контрольно-измерительный материал

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 35 заданий. Часть 1 содержит 30 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 час (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответы к заданиям 23–30 записываются в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности.

К заданиям 31–35 следует дать развёрнутый ответ. Задания 31 и 32 предусматривают анализ исторического источника. Задания 33–35 предполагают развёрнутые ответы на заданные темы. Задания 31–35 выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1.

При выполнении заданий 1-22 запишите в поле ответов одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответ.

    Какое из указанных событий произошло в XIII в.?

1) разорение Северо-Восточной Руси ханом Батыем

2) сожжение Москвы ханом Тохтамышем

3) поход князя Игоря на Царьград

4) Куликовская битва

    Что из названного было следствием военных побед князя Александра Невского?

1) укрепление Московского княжества

2) распад Тевтонского ордена

3) ухудшение отношений с Польшей

4) предотвращение захвата крестоносцами русских земель

    Укажите военные победы, благодаря которым удалось предотвратить захват западными завоевателями русских земель.

1) битва на реке Неве и Ледовое побоище

2) битва на реке Калке и сражение на реке Сить

3) «стояние» на реке Угре и битва на реке Шелонь

4) битва на реке Воже и Куликовская битва

    Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите историческое явление, о котором идёт речь.

«Учреждена же она была потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей, вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, царь заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними».

1) опричнина

2) бироновщина

3) хованщина

4) пугачёвщина

    С каким из перечисленных событий связаны понятия «хутор» и «отруб»?

1) изданием указа «о вольных хлебопашцах»

2) введением военных поселений

3) реформой государственной деревни П. Д. Киселёва

4) аграрной реформой П. А. Столыпина

    Укажите партию, которая в годы первой российской революции защищала идею незыблемости самодержавия.

1) Партия социалистов-революционеров

3) Конституционно-демократическая партия

4) «Союз русского народа»

    В результате проведённой С. Ю. Витте в конце XIX в. финансовой реформы

1) из денежного оборота были изъяты золотые монеты

2) укрепилась денежная система страны

3) выпуск медных монет был полностью прекращён

4) произошло резкое падение уровня благосостояния населения

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите императора, в правление которого этот документ был создан.

«Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

1) Александр I

2) Николай I

3) Александр II

4) Александр III

    Кто был одним из участников междоусобной войны второй четверти XV в. в Московском княжестве?

1) Василий II Тёмный

2) Борис Годунов

3) Василий I

4) Дмитрий Донской

    В формировании архитектурного ансамбля Московского Кремля принимали участие приглашённые из-за границы мастера

1) Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый

2) Бартоломео Растрелли и Доменико Трезини

3) Огюст Монферран и Доменико Жилярди

4) Карл Росси и Осип Бове

    В каком году Западная Украина и Западная Белоруссия вошли в состав СССР?

1) 1922 г.

2) 1924 г.

3) 1936 г.

4) 1939 г.

    Как назывались центральные органы государственного управления, существовавшие в СССР в 1920-1930-х гг.?

1) наркоматы

2) ликбезы

3) совнархозы

4) министерства

    Подписывая Пакт о ненападении с Германией, СССР стремился

1) предотвратить агрессию Германии в Западной Европе

2) создать систему коллективной безопасности в Европе

3) отстоять незыблемость границ в Восточной Европе

4) отсрочить военное столкновение между СССР и Германией

    Тегеранская конференция лидеров трёх держав в ходе Великой Отечественной и Второй мировой состоялась в

1) 1941 г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1945 г.

    Прочтите отрывок из исторического документа и укажите город, о котором идёт речь.

«8 ноября германский моторизованный корпус во главе с генералом Шмидтом захватил Тихвин, нарушил железнодорожную связь между Большой землёй и дорогой через Ладогу, по которой доставлялись грузы. В тот день Гитлер заявил: "Городу рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Его никто не освободит. Кольцо блокады не разорвать никому. Городу суждено погибнуть от голода"».

1) Москва

2) Севастополь

3) Киев

4) Ленинград

    Какое из перечисленных событий произошло в 1950-е гг.?

1) XX съезд КПСС

2) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

3) Карибский кризис

4) создание СЭВ

    Какое из перечисленных явлений характеризовало общественно-политическую жизнь в СССР в период «перестройки»?

1) введение цензуры

2) прекращение критики культа личности И.В. Сталина

3) плюрализм мнений

4) усиление борьбы против диссидентов

    Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название страны, пропущенное в тексте.

«Либерализация партийной и общественной жизни, начавшаяся в … после отставки сталиниста Новотного, была жестоко подавлена. Сначала на многочисленных встречах Брежнев и его окружение пытались внушить новым лидерам местных коммунистов во главе с А. Дубчеком недопустимость в стране свободы слова, собраний и прочих "вольностей", а потом в августе 1968 г. к "непонятливым товарищам" был применён "вариант 1956 года". Исторические документы свидетельствуют, что сам Брежнев, не отличавшийся кровожадностью, не ратовал за интервенцию в братскую страну. Но во имя сохранения собственной власти он не мог не считаться с "ястребами" в Политбюро (П. Шелест и др.), но более всего он опасался давления со стороны военной верхушки».

1) Чехословакия

2) Польша

3) Румыния

4) Югославия

    Переход от плановой к рыночной экономике в Российской Федерации осуществлялся под руководством

1) Н. Д. Кондратьева

2) В. В. Путина

3) Е. Т. Гайдара

4) К. У. Черненко

    Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите век, когда была совершена первая русская экспедиция по маршруту, изображённому на схеме.


1) XVI в.

2) XVII в.

3) XVIII в.

4) XIX в.

    Лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт в России был утверждён лично

1) Петром I

2) Екатериной II

3) Александром I

4) Николаем I

    Рассмотрите плакат и выполните задание.


Укажите год, когда был создан данный плакат.

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1919 г.

4) 1920 г.

Задание 23-30 требуют ответов в виде цифры, последовательность цифр или слова (словосочетания), которые следует записать. Имена российских государей следует писать только буквами (Например: Николай Второй)

    Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:

    1) учреждение министерств;

    2) реформа государственной деревни П. Д. Киселёва;

    3) создание Государственного совета;

    4) начало царствования Александра I.

    Установите соответствие между названиями городов и князьями, в правление которых эти города были присоединены к Московскому княжеству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

НАЗВАНИЯ ГОРОДОВ

КНЯЗЬЯ

А) Новгород и Тверь

Б) Псков и Смоленск

В) Казань и Астрахань

1) Василий II

2) Иван III

3) Василий III

4) Иван IV

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отмена местничества;

2) создание коллегий;

3) упразднение губерний;

4) учреждение Сената;

5) отделение церкви от государства.

    Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начальные части и варианты завершения.

Год

Чугун

Сталь

1913

4,6

4,9

1928

3,3

4,8

1940

14,9

18,3

1950

19,2

27,3

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ

А) К 1950 г., по сравнению с 1913 г., в наибольшей степени увеличилась выплавка

Б) По сравнению с 1913 г. было произведено меньше чугуна и стали в

В) Выплавка стали увеличилась по сравнению с 1913 г. более чем в 5 раз к

1) 1940 г.

2) стали

3) 1928 г.

4) 1950 г.

5) чугуна

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    Запишите термин, о котором идёт речь.

«Введённое по инициативе С.Ю. Витте исключительное право государства на розничную и оптовую продажу крепких спиртных напитков, а также очистку спирта».

    Сравните особенности внутренней политики Петра I и политики Николая I. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт различия.

1) пропаганда «теории официальной народности»;

2) подавление восстаний внутри страны;

3) управление страной с помощью министерств;

4) рост бюрократического аппарата.

Черты сходства

Черты различия

    Запишите имя, пропущенное в схеме.


    Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к системе местного управления в Российской империи в последней четверти XVIII в.

1) городничий; 2) губернатор; 3) воевода; 4) капитан-исправник; 5) вице-губернатор.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Часть 2

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задание 31,32. Используйте в ответах информацию текста, а также задание из курса истории.

Из исторического произведения

«Всю ночь и утро монгольское войско продвигалось в направлении богатого северного города Новгорода. Но к полудню идти вперёд уже стало невозможно. Кони постоянно проваливались по брюхо в рыхлый снег. Ростепель обращала ещё недавно крепкие дороги в набухшие бурные потоки. Кони падали. Всадники, поднимая их, выбивались из сил. Проводники из пленных говорили, что дальше дорога будет ещё хуже, что на пятьдесят дней всякая езда по дорогам прекратится, пока поднявшаяся вода в реках не утечёт в море.

Воины стали громко роптать, ведь и без того потери монголов в этом походе были уже очень велики. На одном перекрёстке, где был вкопан высокий, в три человеческих роста, деревянный крест, войско остановилось. Татары сошли с коней, чтобы дать им передышку. Старые монголы обступили тесным кольцом своего начальника и стали восклицать: «Здесь проклятое место! …В этой земле и так уже полегло много наших воинов. Совсем не осталось корма нашим коням. Не надо нам богатого Новгорода. Повернём назад!»

Монгольский хан, разоривший и разграбивший уже множество русских городов, не желал отказываться от своих планов, тем более что богатый торговый город был уже совсем близко. Но доводы опытных воинов заставили его задуматься… Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

    Назовите имя монгольского хана, о котором говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся события, описанные в тексте.

    В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где говорится о решении, причины которого указаны в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами этого решения.

Задания 33–35 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (33), сравнение исторических событий и явлений (34), составление плана ответа на данную тему (35). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

    «Начиная эту войну, русский царь не исключал неудачи, но такого поражения он всё же не ожидал. «Спасибо брату Карлу, - сказал он, - будет время, и мы ему отплатим за уроки». Царь после поражения в начале войны отдал приказание укреплять города, лить пушки, собирать новые полки. Но враг не воспользовался успехом и не вторгся со своим войском на русскую территорию».

1) Назовите войну, о которой идёт речь.

2) Укажите сражение, в котором потерпела поражение русская армия.

3) Назовите одну из причин поражения русских войск.

    Древнейший из дошедших до нас сборник законов Древнерусского государства Русская Правда состоит из трёх частей. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие общих черт, в нормах Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха имеются существенные различия. Приведите не менее двух любых фактов, подтверждающих эти различия.

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.

Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.

Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.

Вариант 1.

Часть 1.

4

2

4

4

1

2

1

2

2

4

3

4

3

2

4

2

4

1

2

2

1

2

2314

432

15

431

Конституция РСФСР 1918 г.

2413

Астраханское

1

Часть 2.

1) Павел I;

2) 1796-1801 гг.

32. Могут быть указаны следующие подтверждения:

1. После этого император довольно неожиданно порвал союз с Англией, запретил ввоз и вывоз английских товаров и начал сближаться с Наполеоном, который к этому времени упрочил свою власть во Франции.

2. В стремлении помочь новому другу император внезапно предписал русской армии (40 казачьих полков) выступить в поход на завоевание Британской Индии.

3. В то же время император со свойственным ему жаром и интересом к игре в рыцари так увлёкся судьбой Мальты, что после бегства в 1798 г. с острова гроссмейстера ордена неожиданно для всех принял титул его главы, хотя европейские державы не поддержали его претензий.

33. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император - Пётр III:

2) императрица, при которой будущий император был привезён в Россию - Елизавета Петровна:

3) поступки (взгляды), например:

- Пётр III прекратил военные действия против Пруссии (Семилетняя война) и заключил с Фридрихом II Петербургский мир на крайне невыгодных для России условиях:

- Пётр III, будучи поклонником прусского короля Фридриха II, ввёл прусские порядки в армии:

- Пётр III пренебрегал русскими национальными и религиозными традициями, чем вызвал недовольство среди дворян и гвардии.

34. Могут быть приведены следующие факты:

1) сохранились летописные произведения, описывающие исторические события;

2) сохранилась церковная литература (например, жития святых) (могут быть приведены другие факты).

35. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Формирование древнерусской народности. Завершение объединения всех восточных славян в единое

государство к концу X в. и принятие христианства привело к сглаживанию племенных различий в языке и культуре. С течением времени у жителей Древнерусского государства ушло в прошлое отождествление себя с отдельными племенными союзами. Так постепенно сформировалось единая древнерусская народность.

Система оценивания экзаменационной работы по истории

Вариант 2.

Часть 1.

За верное выполнение каждого из заданий части 1, кроме заданий 24 и 26, выставляется 1 балл. Задания 1–30 считаются выполненными верно, если верно указаны требуемые одно-два слова, цифра или последовательность цифр.

Задания 24 и 26 оцениваются по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.

1

4

1

1

4

4

2

3

1

1

4

1

4

3

4

1

3

1

3

2

1

4

4132

234

24

234

Винная монополия

2413

Владимир

3

Часть 2.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания 31 и 32 на анализ исторического источника и за задание 34 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания 33 на анализ исторической ситуации и 35 на составление плана ответа на данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

31. В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) имя хана - Батый;

2) век - XIII в.

32. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает повернуть назад в степи».

1) весенняя распутица;

33. В ответе должно быть указано предложение: «Не дойдя сто вёрст до Новгорода, у Игнач Креста хан приказывает

повернуть назад в степи».

В ответе могут быть указаны следующие факты:

1) весенняя распутица;

2) предупреждения проводников об ухудшении ситуации;

3) большие потери монгольского войска;

4) усталость монгольского войска;

5) недостаток корма для лошадей;

6) требования воинов прекратить поход.

34. Могут быть приведены факты:

1. В «Правде Ярослава» закон еще допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом - вирой.

2. «Устав Владимира Мономаха» уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества.

Могут быть приведены другие факты.

34. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Происхождение славян. Индоевропейцы. Выделение балто-славянских племён. Расселение славянских племён.

2. Разделение славян на три ветви:

а) западные славяне - предки современных поляков, чехов, словаков и др.;

б) южные славяне - предки современных болгар, сербов, хорватов, словенцев и проч.;

в) восточные славяне - предки современных русских, украинцев и белорусов.

3. Расселение восточных славян

Восточные славяне заселили обширные территории от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

4. Крупнейшие племенные союзы восточных славян:

а) поляне;

б) словене ильменские;

в) древляне;

г) вятичи;

д) полочане и др.

Тесты (1 и 2 варианты) по истории России для учащихся 9 классов

Примечание: Для оценки уровня учебных достижений использую тесты. Мониторинг стартовых результатов позволяет мне определить траекторию дальнейшего обучения учащихся, выявить сложившиеся затруднения при изучении предмета и применении практических навыков. В соответствии с полученными результатами вношу коррективы в организацию образовательного процесса. Тесты ЕГЭ являются наиболее оптимальным вариантом проверки знаний обучающихся, предлагаю ряд заданий, посредством выполнения которых также развиваю патриотическую компетентность. Представленные тесты предлагаю обучающимся 9 классов в качестве входящей диагностики. Анализ работ показывает количество ошибок, сделанных школьниками.

Из данной таблицы видно, что в части «А», предполагающей выбор ответа в начале года допустили ошибки 10 человек-это 40% класса, к концу года количество обучающихся,допустивших ошибку снизилось до 5 человек-20%.В части «В» мы тоже видим улучшения результата. На часть «С», которая предусматривает открытый ответ, состоящий из 2х компонентов, необходимо обратить внимание учителю, который будет работать в третьей ступени образования.

Приложение 9

Тест по истории России 9 классов

ВАРИАНТ 1

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных имен связано с периодом монгольского нашествия на Русь?

1) Юрий Всеволодович

2) Владимир Мономах

3) Иван Данилович Калита

4) Юрий Шемяка

А2. В каком году произошло восстание декабристов?

1) 1822г.

2) 1825г.

3) 1855г.

4) 1861г.

А3. В каком году началась Первая мировая война?

1) 1907г.

2) 1913г.

3) 1914г.

4) 1917г.

А4. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошло описанное событие.

«Когда пришел, повелел ниспровергнуть кумиры,- одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в Ручей и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами… После этого Владимир послал гонца по всему городу со словами: «Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня».

1) 945г.

2) 988г.

3) 1054г.

4) 1113г.

А5. Прочтите отрывок из речи и укажите, кому принадлежат эти слова.

«Мелкий собственник, несомненно, явится ядром будущей мелкой земской единицы; он, трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Вот тогда только писаная свобода превратится и претворится в свободу настоящую, которая слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма».

1) В.И.Ленину

2) П.А.Столыпину

3)В.М.Чернову

4)К.П. Победоносцеву

А6. В каком году был подписан Парижский мир, ознаменовавший окончание Крымской войны?

1) 1849г.

2) 1856г.

3) 1858г.

4) 1864г.

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

А) воссоединение Украины с Россией

Б) присоединение Крыма к России

В) присоединение территории Сибирского ханства

Г) включение земель вятичей в состав Древнерусского государства

В2. Что из названного относилось к периоду государственной раздробленности? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

А) создание Русской Правды

Б) Невская битва

В) создание Соборного уложения

Г) образование Московского княжества

В3. Какие из названных имен являются современниками? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

А) М.В. Ломоносов

Б) В.В. Голицын

В) Б.Ф. Годунов

Г) П.А. Румянцев

ЧАСТЬ3

Прочтите отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы С1 иС2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из сочинения А.О. Ишимовой

«(…) объявил своею собственностью девятнадцать городов с разными волостями; выбрал 6000человек из князей, дворян и детей боярских и дал им имения в этих городах, а тамошних владельцев перевел в другие места… Новые ужасы начались вместе с новым порядком в правлении… выбраны были молодые люди, отличные не достоинством, но удальством и дерзкою готовностью на все. Царь взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не дружиться с земскими, не водить с ними хлеба-соли, не знать отца и матери, знать одного государя…(…) истребляя иногда целые поколения князей и бояр, не щадил и тех из них, которые отличались великими заслугами своими в делах военных или гражданских: он казнил их наравне с обыкновенными преступниками, и оттого число умных и знаменитых советников царских беспрестанно уменьшалось… Враги, окружавшие Россию и с завистью смотревшие на ее могущество, обрадовались такой перемене и спешили воспользоваться ею… Враги нападали со всех сторон на бедное отечество наше. Первым из них был крымский хан Девлет – Гирей …».

С 1 . Назовите царя, о котором идет речь в отрывке, и укажите название политики, которую он проводил.

С 2 . Используя текст и знания из курса истории, назовите год введения новой политики царя и ее последствия для России.

ВАРИАНТ № 2

ЧАСТЬ1

А1. В каком веке в Российском государстве наступило Смутное время?

1) 13 в.

2) 15 в.

3) 17 в.

4) 18 в.

А2 . Прочтите отрывок из летописи и укажите имя князя, о котором идет речь.

«В 1480 году к великому князю пришла весть, что царь Ахмат доподлинно идет со своею ордою – с царевичами, уланами и князьями, а так же с королем Казимиром в общей думе; король повел царя на великого князя, желая разорить христиан… Проводники вели царя к реке Угре, на броды. Тогда великий князь послал на Угру своего сына, брата и своих воевод со всеми силами. Придя, они стала на Угре и заняли броды и перевозы».

1) Дмитрий Донской

2) Иван Калита

3) Иван 3

4) Иван 4

А3. Какое из названных имен связано с событиями Крымской войны?

1) М. Скобелев

2) В. Корнилов

3) М. Кутузов

4) С. Витте

А4. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите название сражения, о котором идет речь.

«Советские войска вырвали стратегическую инициативу из рук противника, не позволив ему достичь ни одной из стратегических целей, предусмотренных «планом Барбаросса». Под воздействием сокрушительных ударов «план Барбаросса» рухнул, а его основа – теория молниеносной войны – потерпела полный крах, заставив фашистское руководство перейти к ведению стратеги заряженной войны. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили до 50 дивизий врага, нанеся особенно серьезное поражение основной группировке вражеских войск – группе армии «Центр»?

1) сражение под Ельней

2) Московская битва

3) Сталинградская бита

4) сражение на Курской дуге

А5. В каком веке состоялось монгольское нашествие на Русь?

1) 10 в.

2) 11 в.

3) 13 в.

4) 14 в.

А6. В каком году состоялось первая встреча И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля?

1) 1941 г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1944 г.

Часть 2

В1. Расположите имена исторических лиц в хронологической последовательности их деятельности.

А) Нестор

Б) Аристотель Фиораванти

В) Варфоломей Растрелли

Г) Симон Ушаков

В2. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) изгнание поляков из Москвы

Б) Полтавское сражение

В) Куликовская битва

Г) Гангутское сражение

В3. Что из названного относилось к внутренней политике Ярослава Мудрого? Укажите два верных положения из четырех предположенных.

А) разгром печенегов

Б) введение Юрьева дня

В) создание писаного свода законов

Г) подавление восстания древлян

Часть 3

Прочитайте отрывок из исторического текста и кратко ответьте на вопросы С1 и С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Из сочинения С. Ф. Платонова

«Во – первых, в вопросе о великом княжении московский князь прямо и решительно стал на такую точку зрения, что великокняжеский сан и город Владимир составляют «вотчину», т. е. наследственную собственность московских князей… Во – вторых, в отношении прочих князей Владимиро – Суздальской Руси, а также в отношении Рязани и Новгорода […] держался властно и повелительно … В третьих, Русь впервые отражалась на открытую борьбу с татарами… оставил после себя несколько сыновей… При этом в своем завещании он выразился так: «а по грехом отыметь Бог сына моего князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княжь Васильев удел». На основании этих слов второй сын […], Юрий, считал себя наследником своего брата как в московских землях, так и в великом княжении.

С1. Укажите имя князя и имя митрополита, руководившего делами княжества «по малолетству» князя.

С2. Используя текст и знания из курса истории, укажите, где и когда произошло крупное сражение объединенного русского войска под руководством этого князя против монгольского войска.


В 2019 году в связи с переходом части школ на линейную систему изучения истории создан второй план сборки варианта КИМ (ДЕМО-2), задания которого охватывают период истории с древнейших времен до 1914 г. Количество, типы и сложность заданий двух предложенных вариантов составителями КИМ заявлены одинаковыми, поэтому в наших тестовых заданиях мы ориентируемся на вариант КИМ ДЕМО-1 как наиболее распространённый на сегодняшний день.
В заданиях проверяются следующие умения и способы действий в рамках дисциплины история:

  1. Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с древности по настоящее время.
  2. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории.
  3. Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшейся в ходе исторического развития.
  4. Определение последовательности и длительности важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
  5. Использование данных различных исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных источников.
  6. Работа с исторической картой.
  7. Использование приобретенных знаний при составлении плана и написании творческих работ.
  8. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов.
  9. Систематизация исторической информации.
  10. Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов.
  11. Выявление общности и различия сравниваемых исторических событий и явлений.
  12. Определение причин и следствия важнейших исторических событий
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по истории. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по истории содержит две части. Первая часть содержит 30 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 5 заданий, к которым нужно дать развёрнутый ответ. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 30 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 30 заданий варианты ответов предлагаются в 22 из них. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


При выполнении заданий А1-А22 выберите только один правильный вариант .


При выполнении заданий А1-А20 выберите только один правильный вариант.


При выполнении заданий А1-А22 выберите только один правильный вариант.