Решу егэ онлайн информатика. Сборник идеальных эссе по обществознанию

У исполнителя Калькулятор две команды:

1. прибавь 3,

2. вычти 2.

Первая из них увеличивает число на экране на 3, вторая – уменьшает его на 2. Если в ходе вычислений появляется отрицательное число, он выходит из строя и стирает написанное на экране. Программа для Калькулятора – это последовательность команд. Сколько различных чисел можно получить из числа 3 с помощью программы, которая содержит ровно 25 команд?

Решение.

откуда следует, что n принимает значения от 10 до 25, т. е. 16 значений.

Ответ: 16

· Прототип задания ·

1. прибавь 4,

2. вычти 2.

Первая из них увеличивает число на экране на 4, вторая – уменьшает его на 2. Если в ходе вычислений появляется отрицательное число, он выходит из строя и стирает написанное на экране. Программа для Калькулятора – это последовательность команд. Сколько различных чисел можно получить из числа 8 с помощью программы, которая содержит ровно 16 команд?

Решение.

Операция вычитания соответствует сложению с отрицательным числом. Для сложения справедлив переместительный (коммутативный) закон, значит, порядок команд в программе не имеет значения.

Результат программы будет определяться равенством: , где n - количество команд 1.

Найдём, сколько из них неотрицательные. Для этого решим неравенство для целых n:

откуда следует, что n принимает значения от 4 до 16, т. е. 13 значений.

Ответ: 13

· Прототип задания ·

Гость 20.05.2013 12:26

в задании №3663 в условии не говорится, что конечное число должно быть неотрицательным, хотя ответ получается с учетом этого условия

Петр Мурзин

"Если в ходе вычислений появляется отрицательное число, он выходит из строя и стирает написанное на экране."

У исполнителя Кузнечик две команды:

1. прибавь 7

Первая из них увеличивает число на экране на 7, вторая – уменьшает его на 5 (отрицательные числа допускаются). Программа для Кузнечика – это последовательность команд.

Сколько различных чисел можно получить из числа 1 с помощью программы, которая содержит ровно 7 команд?

Решение.

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется, так что при количестве команд "1", равному n, сумма получается следующая:

n * (7) + (-5) * (7 - n) = 7n - 35 + 5n = 12n - 35, а так как n принимает значения от 0 до 7, то всего возможных чисел будет 8.

Правильный ответ: 8.

Ответ: 8

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по информатике. Ва­ри­ант 1.

· Прототип задания ·

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

Первая из них увеличивает на 1 число на экране, вторая удваивает его.

Программа для Удвоителя – это последовательность команд.

Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 23?

Решение.

Построим полное дерево решений и подсчитаем количество вариантов. Рассмотрим сначала ветвь, где первая команда умножение:

1) 3 → 6 → 12 → 13 → ... → 23

2) 6 → 7 → 14 → ... → 23

3) 7 → 8 → 16 → ... → 23

4) 8 → 9 → 18 → ... → 23

5) 9 → 10 → 20 → ... → 23

6) 10 → 11 → 22 → ...23

7) 11 → 12 → ... → 23

Теперь рассмотрим ветвь, где первая команда сложение, вторая умножение:

8) 3 → 4 → 8 → 16 → ... → 23

9) 8 → 9 → 18 → ... → 23

10) 9 → 10 → 20 → ... → 23

11) 10 → 11 → 22 → ...23

12) 11 → 12 → ... → 23

Ветвь, где первая и вторая команда сложение:

13) 3 → 4 → 5 → 10 → 20 → ... → 23

14) 10 → 11 → 22 → .. → 23

15) 11 → 12 → ... → 23

Первые три и более команд сложение:

16) 3 → 4 → 5 → 6 → 12 → ... → 23

Ещё 6 программ будут иметь такой же конец, как программы 2 — 7.

Всего 22 программы.

Ответ: 22

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2013 по информатике.

· Прототип задания ·

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

Первая из них увеличивает на 1 число на экране, вторая удваивает его. Программа для Удвоителя - это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 2 преобразуют в число 20?

Решение.

Обе команды увеличивают исходное число, поэтому количество команд не может превосходить 20 − 2= 18.

Верны следующие соотношения:

2. Пусть n делится на 2.

Тогда R(n) = R(n / 2) + R(n - 1)= R(n / 2) + R(n - 2) (если n > 2).

При n = 3 R(n)) = 1 (один способ: прибавлением единицы).

R(6) = 2 + 1= 3 = R(7),

R(8) = R(4)+R(6)= 2 + 3 = 5 = R(9),

R(10) = R(5) + R(8) = 2 + 5 = 7 = R(11),

R(12) = R(6) + R(10) = 3 + 7 = 10= R(13),

R(14) = R(7) + R(12) = 3 + 10 = 13 = R(15),

R(16) = R(8) + R(14) = 5 + 13 = 18 = R(17),

R(18) = R(9) + R(16) = 5 + 18 = 23 = R(19),

R(20) = R(10) + R(18) = 7 + 23 = 30.

Ответ: 30

· Прототип задания ·

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

Первая из них увеличивает на 1 число на экране, вторая удваивает его. Программа для Удвоителя - это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 1 преобразуют в число 20?

Решение.

Обозначим R(n) - количество программ, которые преобразуют число 2 в число n. Обозначим t(n) наибольшее кратное 2, не превосходящее n. Заметим, что мы можем получить только числа, кратные 2.

Обе команды увеличивают исходное число, поэтому количество команд не может превосходить 20 − 1 = 19.

Верны следующие соотношения:

1. Если n не делится на 2, то тогда R(n) = R(t(n)), так как существует единственный способ получения n из t(n) - прибавлением единиц.

2. Пусть n делится на 2.

Тогда R(n) = R(n / 2) + R(n - 1)= R(n / 2) + R(n - 2) (если n > 2).

При n = 2 R(n) = 2 (два способа: прибавлением единицы и удвоением).

Поэтому достаточно постепенно вычислить значения R(n) для всех чисел, кратных 2 и не превосходящих 20.

R(4) = 2 + 2 = 4 = R(5),

R(6) = R(3) + R(4) = 2 + 4 = 6 = R(7),

R(8) = R(4) + R(6) = 4 + 6 = 10 = R(9),

R(10) = R(5) + R(8) = 4 + 10 = 14 = R(11),

R(12) = R(6) + R(10) = 6 + 14 = 20 = R(13),

R(14) = R(7) + R(12) = 6 + 20 = 26 = R(15),

R(16) = R(8) + R(14) = 10 + 26 = 36 = R(17),

R(18) = R(9) + R(16) = 10 + 36 = 46 = R(19),

R(20) = R(10) + R(18) = 14 + 46 = 60.

Ответ: 60

· Прототип задания ·

1. прибавь 2,

2. умножь на 2.

Первая из них увеличивает на 2 число на экране, вторая удваивает его. Программа для Удвоителя - это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 2 преобразуют в число 42?

Решение.

Обозначим R(n) - количество программ, которые преобразуют число 2 в число n. Обозначим t(n) наибольшее кратное 2, не превосходящее n. Заметим, что мы можем получить только n, кратные 2.

Верно следующее соотношение: R(n) = R(n / 2) + R(n − 2) (если n > 2).

При n = 4 R(n)) = 2 (один способ: прибавлением двойки, второй способ: умножением на два). Поэтому достаточно постепенно вычислить значения R(n) для всех чисел, кратных 2 и не превосходящих 42. R(n) для любого нечетного n равно 0.

R(6) = R(3) + R(4) = 0 + 2 = 2,

R(8) = R(4) + R(6) = 2 + 2 = 4,

R(10) = R(5) + R(8) = 0 + 4 = 4,

R(12) = R(6) + R(10) = 2 + 4 = 6,

R(14) = R(7) + R(12) = 0 + 6 = 6,

R(16) = R(8) + R(14) = 4 + 6 = 10,

R(18) = R(9) + R(16) = 0 + 10 = 10,

R(20) = R(10) + R(18) = 4 + 10 = 14.

R(22) = R(11) + R(20) = 0 + 14 = 14.

R(24) = R(12) + R(22) = 6 + 14 = 20.

R(26) = R(13) + R(24) = 0 + 20 = 20.

R(28) = R(14) + R(26) = 6 + 20 = 26.

R(30) = R(15) + R(28) = 0 + 26 = 26.

R(32) = R(16) + R(30) = 10 + 26 = 36.

R(34) = R(17) + R(32) = 0 + 36 = 36.

R(36) = R(18) + R(34) = 10 + 36 = 46.

R(38) = R(19) + R(36) = 0 + 46 = 46.

R(40) = R(20) + R(36) = 14 + 46 = 60.

R(42) = R(21) + R(40) = 0 + 60 = 60.

Ответ: 60

· Прототип задания ·

1. прибавь 1,

2. умножь на 3.

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая утраивает его. Программа для Утроителя - это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 37?

Решение.

Верны следующие соотношения:

2. Пусть n делится на 2. Тогда R(n) = R(n / 3) + R(n − 1)= R(n / 2) + R(n − 2) (если n > 6). При n = 6 R(n) = 1 (один способ: прибавлением единиц). Поэтому достаточно постепенно вычислить значения R(n) для всех чисел, кратных 3 и не превосходящих 37.

R(6)= 1 = R(7) = R(8),

R(9) = 2 = R(10) = R(11),

R(12) = R(4) + R(11) = 1 + 2 = 3 = R(13) = R(14),

R(15) = R(5) + R(14)= 1 + 3 = 4 = R(16) = R(17),

R(18) = R(6) + R(17) = 1 + 4 = 5 = R(19) = R(20),

R(21) = R(7) + R(20) = 1 + 5 = 6 = R(22) = R(23),

R(24) = R(8) + R(23) = 1 + 6 = 7 = R(25) = R(26),

R(27) = R(9) + R(26) = 2 + 7 = 9 = R(28) = R(29),

R(30) = R(10) + R(29) = 2 + 9 = 11 = R(31) = R(32),

R(33) = R(11) + R(32) = 2 + 11 = 13 = R(34) = R(35),

Ответ: 16

Источник: ЕГЭ по ин­фор­ма­ти­ке 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.

· Прототип задания ·

1. прибавь 1,

2. умножь на 3.

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая утраивает его. Программа для Утроителя - это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 36?

Решение.

Обозначим R(n) - количество программ, которые преобразуют число 3 в число n. Обозначим t(n) наибольшее кратное 3, не превосходящее n.

Верны следующие соотношения:

1. Если n не делится на 3, то тогда R(n) = R(t(n)), так как существует единственный способ получения n из t(n) - прибавлением единиц.

2. Пусть n делится на 2. Тогда R(n) = R(n / 3) + R(n − 1)= R(n / 2) + R(n − 2) (если n > 6). При n = 6 R(n) = 1 (один способ: прибавлением единиц). Поэтому достаточно постепенно вычислить значения R(n) для всех чисел, кратных 3 и не превосходящих 36.

R(9) = 2 = R(10),

R(33) = R(11) + R(32) = 2 + 11 = 13 = R(34),

R(36) = R(12) + R(35) = 3 + 13 = 16 = R(37).

Ответ: 16

Источник: ЕГЭ по ин­фор­ма­ти­ке 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

· Прототип задания ·

1. прибавь 1,

2. умножь на 3.

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая утраивает его. Программа для Утроителя - это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 33?

Решение.

Обозначим R(n) - количество программ, которые преобразуют число 3 в число n. Обозначим t(n) наибольшее кратное 3, не превосходящее n.

Верны следующие соотношения:

1. Если n не делится на 3, то тогда R(n) = R(t(n)), так как существует единственный способ получения n из t(n) - прибавлением единиц.

2. Пусть n делится на 2. Тогда R(n) = R(n / 3) + R(n − 1)= R(n / 2) + R(n − 2) (если n > 6). При n = 6 R(n) = 1 (один способ: прибавлением единиц). Поэтому достаточно постепенно вычислить значения R(n) для всех чисел, кратных 3 и не превосходящих 33.

R(9) = 2 = R(10),

R(12) = R(4) + R(11) = 1 + 2 = 3 = R(13),

R(15) = R(5) + R(14)= 1 + 3 = 4 = R(16),

R(18) = R(6) + R(17) = 1 + 4 = 5 = R(19),

R(21) = R(7) + R(20) = 1 + 5 = 6 = R(22),

R(24) = R(8) + R(23) = 1 + 6 = 7 = R(25),

R(27) = R(9) + R(26) = 2 + 7 = 9 = R(28),

R(30) = R(10) + R(29) = 2 + 9 = 11 = R(31),

R(33) = R(11) + R(32) = 2 + 11 = 13.

Ответ: 13

Источник: ЕГЭ по ин­фор­ма­ти­ке 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

· Прототип задания ·

1. прибавь 1,

2. умножь на 2.

Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая удваивает. Программа для Удвоителя - это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 3 преобразуют в число 24?

Решение.

Обозначим R(n) - количество программ, которые преобразуют число 2 в число n. Обозначим t(n) наибольшее кратное 2, не превосходящее n. Заметим, что мы можем получить только числа, кратные 2 или 3.

Верны следующие соотношения:

1. Если n не делится на 2, то тогда R(n) = R(t(n)), так как существует единственный способ получения n из t(n) - прибавлением единиц.

2. Пусть n делится на 2. Тогда R(n) = R(n / 2) + R(n − 1)= R(n / 2) + R(n − 2) (если n > 6). При n = 4 R(n)) = 1 (один способ: прибавлением единицы). Поэтому достаточно постепенно вычислить значения R(n) для всех чисел, кратных 3 и не превосходящих 24.

сместиться на (a, b) , где a, b – целые числа. Эта команда перемещает Чертёжника из точки с координатами (x,y) в точку с координатами (x + a, y + b). , то команда сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Цикл

ПОВТОРИ число РАЗ

последовательность команд

КОНЕЦ ПОВТОРИ

Будет выполнена указанное число раз (число должно быть натуральным).

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм (число повторений и величины смещения в первой из повторяемых команд неизвестны):

сместиться на (4, 6)

ПОВТОРИ …РАЗ

сместиться на (…, …)

сместиться на (4, -6)

КОНЕЦ ПОВТОРИ

сместиться на (-28, -22)

В результате выполнения этого алгоритма Чертёжник возвращается в исходную точку. Какое наибольшее число повторений могло быть указано в конструкции «ПОВТОРИ … РАЗ»?

Решение.

После выполнения команд сместиться на (4, 6) и сместиться на (–28, −22) Чертёжник окажется в точке с координатами (−24, −16). После выполнения цикла Чертёжник переместится на n · (a + 4, b − 6).

n · (a + 4) = 24 и n · (b − 6) = 16.

Переменные a , b и n должны быть целыми, причём n > 1. Следовательно, числа 24 и 16 должны быть кратны n . Наибольшее, подходящее n равно 8.

Ответ: 8.

Ответ: 8

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2018 по информатике.

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду сместиться на (a, b) , где a, b – целые числа. Эта команда перемещает Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

ПОВТОРИ число РАЗ

последовательность команд

КОНЕЦ ПОВТОРИ

означает, что последовательность команд будет выполнена указанное число раз (число должно быть натуральным).

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм (количество повторений и смещения в первой из повторяемых команд неизвестны):

Сместиться на (2, 2)

ПОВТОРИ n РАЗ

Сместиться на (a , b )

Сместиться на (2, -3)

КОНЕЦ ПОВТОРИ

Сместиться на (-20, -14)

После выполнения этого алгоритма Чертёжник возвращается в исходную точку. Какое наибольшее число повторений могло быть указано в конструкции «ПОВТОРИ … РАЗ»?

Решение.

После выполнения команд сместиться на (2, 2) и сместиться на (–20, −14) Чертёжник окажется в точке с координатами (−18, −12). После выполнения цикла Чертёжник переместится на n · (a + 2, b − 3).

Поскольку требуется, чтобы после выполнения программы Четрёжник вернулся в исходную точку, имеем два уравнения: n · (a + 2) = 18 и n · (b − 3) = 12.

Переменные a , b и n должны быть целыми, причём n > 1. Следовательно, числа 18 и 12 должны быть кратны n . Наибольшее, подходящее n равно 6.

Ответ: 6.

Ответ: 6

Источник: ЕГЭ - 2019. До­сроч­ная волна. Вариант 1.

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Повтори 7 paз

Сместиться на (−1, 2) Сместиться на (−2, 2) Сместиться на (4, −4) Конец

Каковы координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, если в конце он оказался в точке с координатами (0, 0)?

Решение.

Команда Повтори 7 paз означает, что команды Сместиться на (−1, 2) Сместиться на (−2, 2) Сместиться на (4, −4) выполнятся семь раз. В результате Чертёжник переместится на 7·(−1 − 2 + 4, 2 + 2 − 4) = (7, 0). Таким образом, чертёжник окажется в точке (7, 0). Следовательно, координаты точки, из которой Чертёжник начинал движение (−7, 0) .

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 7 paз

Сместиться на (−1, 2) Сместиться на (−2, 2) Сместиться на (4, −5) Конец

Каковы координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, если в конце он оказался в точке с координатами (1, 1)?

Решение.

Команда Повтори 7 paз означает, что команды Сместиться на (−1, 2) Сместиться на (−2, 2) Сместиться на (4, −5) выполнятся семь раз. В результате Чертёжник переместится на 7·(−1 − 2 + 4, 2 + 2 − 5) = (7, −7). Поскольку в конце Чертёжник оказался в точке с координатами (1, 1), координаты точки, из которой Чертёжник начинал движение: (−6, 8) .

Ответ: 2.

Ответ: 2

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 paз

Каковы координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, если в конце он оказался в точке с координатами (−1, −1)?

1) Сместиться на (−11, 4)

2) Сместиться на (4, −11)

3) Сместиться на (8, 22)

4) Сместиться на (22, 8)

Решение.

Команда Повтори 5 paз означает, что команды Сместиться на (0, 1) Сместиться на (−2, 3) Сместиться на (4, −5) выполнятся пять раз. В результате Чертёжник переместится на 5·(0 − 2 + 4, 1 + 3 − 5) = (10, −5). Поскольку в конце Чертёжник оказался в точке с координатами (−1, −1), координаты точки, из которой Чертёжник начинал движение: (−11, 4) .

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 4 paз

Сместиться на (−1, −1) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (3, −3) Конец

1) Сместиться на (−16, −8)

2) Сместиться на (16, 8)

3) Сместиться на (16, −8)

4) Сместиться на (−16, 8)

Решение.

Команда Повтори 4 раз означает, что команды Сместиться на (−1, −1), Сместиться на (2, 2) и Сместиться на (3, −3) выполнятся четыре раза. В результате Чертёжник переместится на 4·(−1 + 2 + 3, −1 + 2 −3) = (16, −8). Таким образом, чертёжник окажется в точке (16; −8). Следовательно, для того, чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку ему необходимо выполнить команду Сместиться на (−16, 8) .

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 paза

Сместиться на (1, 1) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (1, −3) Конец

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1) Сместиться на (12, 0)

2) Сместиться на (0, 12)

3) Сместиться на (0, -12)

4) Сместиться на (-12, 0)

Решение.

Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (1, 1), Сместиться на (2, 2) и Сместиться на (1, −3) выполнятся три раза. В результате Чертёжник переместится на 3·(1 + 2 + 1; 1 + 2 −3) = (12, 0). Таким образом, чертёжник окажется в точке (12; 0). Следовательно, для того, чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку ему необходимо выполнить команду Сместиться на (−12, 0) .

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 paз

Сместиться на (1, 2) Сместиться на (−2, 2) Сместиться на (2, −3) Конец

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1) Сместиться на (−5, −2)

2) Сместиться на (−3, −5)

3) Сместиться на (−5, −4)

4) Сместиться на (−5, −5)

Решение.

Команда Повтори 5 раз означает, что команды Сместиться на (1, 2) Сместиться на (−2, 2) Сместиться на (2, −3) выполнятся пять раза. В результате Чертёжник переместится на 5·(1 − 2 + 2, 2 + 2 −3) = (5, 5). Таким образом, чертёжник окажется в точке (5, 5). Следовательно, для того, чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку ему необходимо выполнить команду Сместиться (−5, −5) .

Ответ: 4.

Ответ: 4

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 7 paз

Сместиться на (−1, 2) Сместиться на (−5, 2) Сместиться на (4, −4) Конец

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1) Сместиться на (14, 0)

2) Сместиться на (15, 1)

3) Сместиться на (16, 2)

4) Сместиться на (17, 3)

Решение.

Команда Повтори 7 paз означает, что команды Сместиться на (−1, 2) Сместиться на (−5, 2) Сместиться на (4, −4) выполнятся семь раз. В результате Чертёжник переместится на 7·(−1 − 5 + 4, 2 + 2 − 4) = (−14, 0). Таким образом, чертёжник окажется в точке (−14, 0). Следовательно, для того, чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку ему необходимо выполнить команду Сместиться на (14, 0) .

Ответ: 1.

Ответ: 1

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 paза

Сместиться на (−1, 0) Сместиться на (0, 2) Сместиться на (4, −4) Конец

Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1) Сместиться на (6, 0)

2) Сместиться на (−6, 2)

3) Сместиться на (−9, 6)

4) Сместиться на (9, 3)

Решение.

Команда Повтори 3 раза означает, что команды Сместиться на (−1, 0) Сместиться на (0, 2) Сместиться на (4, −4) выполнятся три раза. В результате Чертёжник переместится на 3·(−1 + 0 + 4, 0 + 2 − 4) = (9, −6). Таким образом, чертёжник окажется в точке (9, −6). Следовательно, для того, чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку ему необходимо выполнить команду Сместиться на (−9, 6) .

Ответ: 3.

Ответ: 3

Источник: СДАМГИА

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 paз

Сместиться на (0, 1) Сместиться на (−2, 3) Сместиться на (4, −5) Конец

Координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, (3, 1). Каковы координаты точки, в которой он оказался?

1) Сместиться на (15, −6)Сместиться на (a, b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 5 paз

Сместиться на (0, 1) Сместиться на (−1, 4) Сместиться на (3, −6) Конец

Координаты точки, с которой Чертёжник начинал движение, (4, 0). Каковы координаты точки, в которой он оказался?

(где a, b (x, y) , в точку с координатами (x+a, y+b) . Если числа a, b

Сместиться на (–2, 4)

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Команда3

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Сместиться на (–4, 8)

Повтори 4 раз

Команда1 Сместиться на (–2, –5) Сместиться на (4, 6)

1) Сместиться на (2, –9)

2)Сместиться на (–1, –3)

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) , в точку с координатами (x+a, y+b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные - уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4) переместит его в точку (–1, 5).

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Команда3

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Сместиться на (–3, –6)

Повтори 3 раз

Команда1 Сместиться на (2, –5) Сместиться на (3, 3)

Какую команду надо выполнить Чертёжнику вместо команды Команда1, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1) Сместиться на (–4, –4)

2) Сместиться на (–2, 8)

3) Сместиться на (4, –4)

4) Сместиться на (–4, 4)

Решение.

Сначала происходит смещение на (−3; −6). Команда Повтори 3 раз означает, что команды Сместиться на (2, –5) и Сместиться на (3, 3) выполнятся три раза. В результате Чертёжник переместится на (–3, –6) + 3·(2 + 3, (−5) + 3) = (12, −12).

Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (−12, 12). Учитывая, наличие команды Повтори 3 , приходим к выводу, что Команда 1 это команда Сместиться на (−4, 4) .

Ответ: 4.

Вариант № 2536015

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Даны 5 целых чисел, записанных в двоичной системе:

11110001 2 ; 11111110 2 ; 11111111 2 ; 11011111 2 ; 11111101 2 .

Сколько среди них чисел, больших, чем ED 16 + 20 8 ?

Ответ:

Логическая функция F задаётся выражением

¬z ∨ (¬x ∧ y).

На рисунке приведён фрагмент таблицы истинности функции F, содержащий все наборы аргументов, при которых функция F истинна. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z.

Перем. 1 Перем. 2 Перем. 3 Функция
??? ??? ??? F
0 0 0 1
0 0 1 1
0 1 0 1
0 1 1 1
1 0 1 1

В ответе напишите буквы x, y, z в том порядке, в котором идут соответствующие им столбцы (сначала – буква, соответствующая первому столбцу; затем - буква, соответствующая второму столбцу, и т. д.) Буквы в ответе пишите подряд, никаких разделителей между буквами ставить не нужно.

Пример. Пусть задано выражение x → y, зависящее от двух переменных x и y, и таблица истинности:

Перем. 1 Перем. 2 Функция
??? ??? F
0 0 1
0 1 0
1 0 1
1 1 1

Тогда первому столбцу соответствует переменная y, а второму столбцу соответствует переменная x. В ответе нужно написать: yx.

Ответ:

На рисунке слева схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах).

Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. Определите длину дороги из пункта Г в пункт Е. В ответе запишите целое число.

Ответ:

Во фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите идентификационный номер (ID) родной сестры Решко В.А.

align="center">
Таблица 1
ID Фамилия_И.О. Пол
2272 Диковец А.Б. Ж
2228 Диковец Б.Ф. М
2299 Диковец И.Б. М
2378 Диковец П.И. М
2356 Диковец Т.И. Ж
2265 Тесла А.И. Ж
2331 Тесла А.П. М
2261 Тесла Л.А. Ж
1217 Тесла П.А. М
1202 Ландау М.А. Ж
2227 Решко Д.А. Ж
2240 Решко В.А. Ж
2246 Месяц К.Г. М
2387 Лукина Р.Г. Ж
2293 Фокс П.А. Ж
2322 Друк Г.Р. Ж
... ... ...
Таблица 2
ID_Родителя ID_Ребенка
2227 2272
2227 2299
2228 2272
2228 2299
2272 2240
2272 1202
2272 1217
2299 2356
2299 2378
2322 2356
2322 2378
2331 2240
2331 1202
2331 1217
2387 2261
2387 2293
... ...

Ответ:

По каналу связи передаются сообщения, содержащие только шесть букв: А, B, C, D, E, F. Для передачи используется неравномерный двоичный код, удовлетворяющий условию Фано. Для букв A, B, C используются такие кодовые слова: А – 00, B – 010, C – 1. Какова наименьшая возможная суммарная длина всех кодовых слов?

Примечание. Условие Фано означает, что ни одно кодовое слово не является началом другого кодового слова. Коды, удовлетворяющие условию Фано, допускают однозначное декодирование.

Ответ:

Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.

1. Складываются отдельно первая и вторая цифры, вторая и третья цифры, а также третья и четвёртая цифры.

2. Из полученных трёх чисел выбираются два наибольших и записываются друг за другом в порядке неубывания без разделителей.

Пример. Исходное число: 9575. Суммы: 9 + 5 = 14; 5 + 7 = 12; 7 + 5 = 12. Наибольшие суммы: 14, 12. Результат: 1214.

Укажите наименьшее число, при обработке которого автомат выдаёт результат 1517.

Ответ:

В ячейки диапазона A1:F6 электронной таблицы записаны числа, как показано на рисунке.

A B C D E F
1 3 2 1 0 4 6
2 5 4 1 10 100 1000
3 11 23 2 20 200 2000
4 10 16 3 30 300 3000
5 20 30 4 40 400 4000
6 50 40 5 50 500 5000

В ячейке D3 записали формулу =D$1+$A3. После этого ячейку D3 скопировали в ячейку E6. Какое число будет показано в ячейке E6?

Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации.

Ответ:

Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы:

Ответ:

Производится четырёхканальная звукозапись с частотой дискретизации 32 кГц и 32-битным разрешением. Запись производилась в течение 3 минут. Определите приблизительно размер полученного файла (в Мбайт). В качестве ответа укажите ближайшее к размеру файла целое число, кратное 10.

Ответ:

Вася составляет 4-буквенные слова, в которых есть только буквы Б, Р, О, Н, Х, И причём буква Х используется в каждом слове только 1 раз. Каждая из других допустимых букв может встречаться в слове любое количество раз или не встречаться совсем. Словом считается любая допустимая последовательность букв, не обязательно осмысленная. Сколько существует таких слов, которые может написать Вася?

Ответ:

Ниже записаны две рекурсивные функции, F и G:

function F(n: integer): integer;

if (n > 2) then F:= F(n - 1) + G(n - 1) + F(n-2)

function G(n: integer): integer;

if (n > 2) then G:= G(n - 1) + F(n - 1) + G(n-2)

Чему будет равно значение, вычисленное при выполнении вызова F(5)?

Ответ:

Для узла с IP-адресом 203.155.196.98 адрес сети равен 203.155.192.0. Найдите наибольшее возможное количество единиц в двоичной записи маски подсети.

Ответ:

При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдаётся пароль, состоящий из 15 символов и содержащий только символы из 12-символьного набора: А, В, C, D, Е, F, G, H, I, J, K, L. В базе данных для хранения сведений о каждом пользователе отведено одинаковое минимально возможное целое число байт. При этом используют посимвольное кодирование паролей, все символы кодируют одинаковым минимально возможным количеством бит. Кроме собственно пароля для каждого пользователя в системе хранятся дополнительные сведения, для чего выделено целое число байт, одно и то же для всех пользователей. Для хранения сведений о 20 пользователях потребовалось 400 байт. Сколько байт выделено для хранения дополнительных сведений об одном пользователе? В ответе запишите только целое число – количество байт.

Ответ:

Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки цифр.

заменить (v, w)

нашлось (v)

Дана программа для исполнителя Редактор:

ПОКА нашлось (19) ИЛИ нашлось (299) ИЛИ нашлось (3999)

ЕСЛИ нашлось (19)

ТО заменить (19, 2)

КОНЕЦ ЕСЛИ

ЕСЛИ нашлось (299)

ТО заменить (299, 3)

КОНЕЦ ЕСЛИ

ЕСЛИ нашлось (3999)

ТО заменить (3999, 1)

КОНЕЦ ЕСЛИ

КОНЕЦ ПОКА

Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из "1" и 100 идущих подряд цифр "9"? В ответе запишите полученную строку.

Ответ:

На рисунке изображена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К, Л, М, Н, П, Р, Т, X. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город X?

Ответ:

Решите уравнение = . Ответ запишите в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Ответ:

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» – символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.

Запрос Найдено страниц
(в тысячах)
Юпитер & (Марс | Сатурн) 467
Марс & Юпитер 274
Марс & Юпитер & Сатурн 119

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Юпитер & Сатурн ?

Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Ответ:

Обозначим через m&n поразрядную конъюнкцию неотрицательных целых чисел m и n.

Например, 14&5 = 1110 2 &0101 2 = 0100 2 = 4.

Для какого наименьшего неотрицательного целого числа А формула

x&17 = 0 → (x&29 ≠ 0 → x&А ≠ 0)

тождественно истинна (т. е. принимает значение 1 при любом неотрицательном целом значении переменной х)?

Ответ:

В программе описан одномерный целочисленный массив с индексами от 0 до 9. Ниже представлен фрагмент программы, обрабатывающей данный массив:

В начале выполнения этого фрагмента в массиве находились числа 3, 2, 4, 6, 3, 10, 12, 14, 16, 18 т. е. А=3, А=2 и т. д. Чему будет равно значение переменной с после выполнения данной программы?

Ответ:

Получив на вход число x, этот алгоритм печатает число M. Известно, что x > 100. Укажите наименьшее такое (т. е. большее 100) число x, при вводе которого алгоритм печатает 60.

Ответ:

Напишите в ответе число, которое выведет программа в качестве ответа.

Ответ:

Исполнитель Июнь16 преобразует число на экране. У исполнителя есть три команды, которым присвоены номера:

1. Прибавить 1

2. Умножить на 2

3. Умножить на 3

Сколько существует программ, для которых при исходном числе 2 результатом является число 26 и при этом траектория вычислений содержит число 12 и не содержит число 22?

Ответ:

Сколько различных решений имеет логическое уравнение

((x1 ≡ x2) → (x3 ≡ x4)) ∧ ((x3 ≡ x4) → (x5 ≡ x6)) ∧ ((x5 ≡ x6) → (x7 ≡ x8)) = 1

где x1,x2,…,x6,x7,x8 – логические переменные? В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных, при которых выполнено данное равенство. В качестве ответа нужно указать количество таких наборов

Ответ:

Дано целое положительное число N , не превосходящее 1000. Необходимо определить, является ли это число степенью числа 4. То есть требуется определить, существует ли такое целое число К , что 4 K = N , и вывести это число либо сообщение, что такого числа не существует. Для решения этой задачи ученик написал программу, но, к сожалению, его программа оказалась неверной.

Бейсик Python

DIM N, K AS INTEGER

WHILE N MOD 4 = 0

PRINT "Не существует"

n = int(input())

k = k + (n // 4)

print("Не существует")

Паскаль Алгоритмический язык

var n, k: integer;

while n mod 4 = 0 do begin

k:= k + n div 4;

writeln("Не существует")

нц пока mod(n, 4)=0

k:= k + div(n, 4)

если n то вывод k

иначе вывод "Не существует"

Си++

Дан целочисленный массив из 40 элементов. Элементы массива могут принимать целые значения от 0 до 10 000 включительно. Опишите на естественном языке или на одном из языков программирования алгоритм, позволяющий найти и вывести количество пар элементов массива, в которых десятичная запись хотя бы одного числа оканчивается на 2. В данной задаче под парой подразумевается два подряд идущих элемента массива.

Например, для массива из пяти элементов: 16 3 142 55 22 – ответ: 3.

Исходные данные объявлены так, как показано ниже на примерах для некоторых языков программирования и естественного языка. Запрещается использовать переменные, не описанные ниже, но разрешается не использовать некоторые из описанных переменных.

Бейсик Python

DIM A (1 TO N) AS INTEGER

DIM I, J, K, AS INTEGER

//допускается также использовать

//две целочисленные переменные j и k

for i in range(0, n):

a.append(int(input()))

Паскаль Алгоритмический язык

a: array of integer;

i, j, k: integer;

for i:= 1 to N do

целтаб a

нц для i от 1 до N

Си++ Естественный язык

#include

using namespace std;

for (i = 0; i cin >> a[i];

Объявляем массив A из 40 элементов.

Объявляем целочисленные переменные I, J, K .

В цикле от 1 до 40 вводим элементы массива A с 1-го по 40-й.

В качестве ответа Вам необходимо привести фрагмент программы (или описание алгоритма на естественном языке), который должен находиться на месте многоточия. Вы можете записать решение также на другом языке программирования (укажите название и используемую версию языка программирования, например, Free Pascal 2.6) или в виде блок-схемы. В этом случае Вы должны использовать те же самые исходные данные и переменные, какие были предложены в условии (например, в образце, записанном на естественном языке).

Два игрока играют в следующую игру. На координатной плоскости стоит фишка. Игроки ходят по очереди. В начале игры фишка находится в точке с координатами (3, −5). Ход состоит в том, что игрок перемещает фишку из точки с координатами (x , y ) в одну из трёх точек: или в точку с координатами (x + 3, y ), или в точку с координатами (x , y + 4), или в точку с координатами (x , y + 5). Выигрывает игрок, после хода которого расстояние по прямой от фишки до точки с координатами (0, 0) больше 9 единиц. Кто выиграет при безошибочной игре обоих игроков - игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока? Ответ обоснуйте.

Постройте дерево партии для выигрышной стратегии (в виде рисунка или таблицы) .

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В физической лаборатории проводится долговременный эксперимент по изучению гравитационного поля Земли. По каналу связи каждую минуту в лабораторию передаётся положительное целое число - текущее показание прибора «Сигма 2015». Количество передаваемых чисел в серии известно и не превышает 10 000. Все числа не превышают 1000. Временем, в течение которого происходит передача, можно пренебречь.

Необходимо вычислить «бета-значение» серии показаний прибора - минимальное чётное произведение двух показаний, между моментами передачи которых прошло не менее 7 минут. Если получить такое произведение не удаётся, ответ считается равным –1.

Вам предлагается два задания, связанных с этой задачей: задание А и задание Б. Вы можете решать оба задания или одно из них по своему выбору.

Итоговая оценка выставляется как максимальная из оценок за задания А и Б. Если решение одного из заданий не представлено, то считается, что оценка за это задание - 0 баллов.

Задание Б является усложнённым вариантом задания А, оно содержит дополнительные требования к программе.

А . Напишите на любом языке программирования программу для решения поставленной задачи, в которой входные данные будут запоминаться в массиве, после чего будут проверены все возможные пары элементов. Перед программой укажите версию языка программирования. Обязательно задания А .

Максимальная оценка за выполнение задания А - 2 балла.

Б . Напишите программу для решения поставленной задачи, которая будет эффективна как по времени, так и по памяти (или хотя бы по одной из этих характеристик).

Программа считается эффективной по времени, если время работы программы пропорционально количеству полученных показаний прибора N , т. е. при увеличении N в k раз время работы программы должно увеличиваться не более чем в k раз.

Программа считается эффективной по памяти, если размер памяти, использованной в программе для хранения данных, не зависит от числа N и не превышает 1 килобайта.

Перед программой укажите версию языка программирования и кратко опишите использованный алгоритм. Обязательно укажите, что программа является решением задания Б .

Максимальная оценка за правильную программу, эффективную по времени и по памяти, - 4 балла.

Максимальная оценка за правильную программу, эффективную по времени, но неэффективную по памяти, - 3 балла.

Напоминаем! Не забудьте указать, к какому заданию относится каждая из представленных Вами программ.

Входные данные представлены следующим образом. В первой строке задаётся число N – общее количество показаний прибора. Гарантируется, что N > 7. В каждой из следующих N строк задаётся одно положительное целое число - очередное показание прибора.

Пример входных данных:

Программа должна вывести одно число - описанное в условии произведение, либо –1, если получить такое произведение не удаётся.

Пример выходных данных для приведённого выше примера входных данных: 54

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



ЕГЭ по информатике не является обязательным испытанием для всех выпускников школ, но требуется для поступления в ряд технических ВУЗов. Данный экзамен сдается редко, поскольку высших учебных заведений, где он требуется, немного. Распространенный случай при поступлении на ряд специальностей в политехнических ВУЗах – возможность выбрать между физикой и информатикой. В такой ситуации, многие выбирают второе, поскольку физика обоснованно считается дисциплиной более сложной. Знание информатики пригодится не только для поступления, но и в процессе освоения специальности в высшем учебном заведении.


Главная особенность школьного предмета «Информатика» - небольшой объем, поэтому для качественной подготовки нужно меньше времени, чем для других предметов. Подготовиться «с нуля» возможно! Чтобы компенсировать небольшой объем материала, авторы вопросов и заданий предлагают испытуемым сложные задачи, задания, которые провоцируют ошибки, требуют качественного владения информацией и грамотного ее использования. В содержании экзамена присутствует значительное количество заданий, которые вплотную подходят к знанию математики, логики. Значительную часть составляет блок заданий на алгоритмизацию, задачи, программирование. Ознакомьтесь с
Все задания можно разделить на 2 блока – тестирование (задания на знания теории, требуется краткий ответ), развернутые задания. На первую часть рекомендуется тратить около полутора часов, на вторую – более двух. Выделите время на проверку ошибок и внесение ответов в бланк.
Чтобы научиться без проблем преодолевать преграды в виде сложных заданий, воспользуйтесь ресурсом «Решу ЕГЭ». Это отличная возможность проверить себя, закрепить знания, проанализировать собственные ошибки. Регулярное тестирование в онлайн режиме избавит от тревог и волнения по поводу нехватки времени. Задания тут, преимущественно, сложнее, чем на экзамене.


  • Рекомендуется внимательно ознакомиться с программой подготовки к ЕГЭ – это позволит сделать процесс повторения систематическим, и структурировано усваивать теорию.
  • На сегодняшний день разработано множество пособий для подготовки – используйте их для тренировки и изучения материала.
  • Научитесь решать задачи разных типов – это легче сделать при помощи репетитора. При наличии высокого уровня знаний, можно справиться и самостоятельно.
  • Решайте на время, когда вы освоили нужные данные и научились решению задач. В этом поможет онлайн-тестирование.
Что делать, если исходные знания – слабые?
  • Важно не упускать возможности для подготовки: курсы, школьное обучение, дистанционные курсы, репетиторство, самообразование. Очертите круг проблем, которые вызывают наибольшее число вопросов и трудностей.
  • Тренируйтесь в решении заданий – чем больше, тем лучше.
  • Правильно распределяйте время на работу с заданиями разного уровня сложности.
  • Найдите профессионального репетитора, который поможет заполнить проблемы в знаниях.