Рене жиля стимульный материал. Методика тестирования Рене Жиля и её применение для диагностики младших школьников

Осуществить многогранную психологическую диагностику младших школьников помогут разнообразные методики, которые будут одновременно интересны детям и не приведут к интеллектуальному и эмоциональному перенапряжению. Исследование на основе методики рене Жиля окажет существенную помощь в формировании более глубокого понимания внутреннего мира ребёнка, его потребностей и психологических проблем. В дальнейшем полученные данные помогут специалистам определить важные направления профилактических и коррекционных мер психологического воздействия на развивающуюся личность ребёнка.

Сущность методики тестирования Рене Жиля для школьников младших классов: цели, способы, результат

Полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм-тест» Рене Жиля используется в диагностике уровня социально-психологической адаптации ребёнка, особенностей его взаимоотношений с окружающими людьми, а также для выявления доминирующих черт характера и приоритетной поведенческой модели.

Методика была презентована Рене Жилем в 1959 году, её цель была определена как исследование личности ребёнка.

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать её в своём ребёнке, начиная с той минуты, когда ребёнок почувствовал своё «я» и отделил себя от окружающего мира.

Писарев Д. И.

Отечественный адаптированный вариант тестирования был предложен И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и приобрёл известность и признание у профессиональных психологов как «Фильм-тест» Р. Жиля. Преимуществом этой методики является её промежуточная форма между анкетированием и тестами проективного характера.

Принципы «Фильма-теста»:

  • Проективный перенос - глубинные стереотипы и поведенческие мотивы проявляются прямо или опосредованно в проигрывании тестовой ситуации, не провоцируя при этом защитной реакции тестируемого.
  • Символическая линейность - прямые расстояния между персонажами, изображёнными на картинке в вымышленной ситуации, обнаруживают эмоциональную дистанцию в отношениях с реальными людьми. Выбор короткой, близкой дистанции свидетельствует о положительном характере эмоциональных связей.

Методика широко используется школьными психологами при диагностике детей в возрастном диапазоне от четырёх до двенадцати лет, но в случаях наблюдаемого инфантилизма или отсталости психоэмоционального развития допускается применение и в более старшем возрасте. Стоит учитывать, что тестирование одиннадцатилетних детей резко утрачивает характер проективности, поскольку ответы приобретают прямолинейный характер. Особую эффективность исследование продемонстрировало в процессе работы с детьми, имеющими проблемы речевого развития, так как от ребёнка не требуется развёрнутого ответа, специалисту достаточно знать его выбор на карточке с изображением конкретной ситуации, расстояние, которое определяет для себя ребёнок от нарисованных объектов, его поведенческие приоритеты.

Наиболее значимым диагностическим плюсом теста является широкий диапазон социально-психологических характеристик ребёнка:

Методика предлагает тринадцать показателей и аналогичное количество шкал:

  1. «Отношение к матери»;
  2. «Отношение к отцу»;
  3. «Отношение к обоим родителям», «Родители как чета»;
  4. «Отношение к братьям и сёстрам»;
  5. «Отношение к дедушке и другим родственникам»;
  6. «Отношение к другу»;
  7. «Отношение к учителю»;
  8. «Любознательность»;
  9. «Стремление к доминированию»;
  10. «Стремление к общению в больших группах детей»;
  11. «Конфликтность, агрессивность»;
  12. «Реакция на фрустрацию», «Социальная адекватность поведения»;
  13. «Стремление к уединению, отгороженность».

Содержание теста: ребёнку предлагают внимательно рассмотреть сюжетные картинки, ответить на сопровождающие их вопросы, определиться с местом своего «я» на рисунке, рассказать о своей реакции на происходящие события и выбрать сценарий своего поведения. Исследователь во время проведения тестирования беседует с ребёнком, уточняет ответы, просит подробнее рассказать о причинах того или иного выбора, осуществлённого испытуемым, узнаёт информацию о членах семьи и других персонажах, которые изображены на карточках, но не определены (важно фиксировать порядок, в котором ребёнок их называет).

Помимо тестирования самого ребёнка некоторые исследователи предлагают активно сотрудничать с родителями, обращаясь к ним с просьбой предположить и показать позиции, которые предпочёл бы их ребёнок («какое бы место выбрал ваш сын или ваша дочь»). Таким образом, психолог получает расширенную информацию по поводу представлений родителей о характере отношений их ребёнка с окружающим миром. Отмечается высокий уровень несовпадений ожиданий родителей и реального выбора их ребёнка.

«Фильм-тест» очень популярен в практике консультирования, поскольку помогает не только выявить проблемы, но и проследить дальнейшую траекторию результативности психологической терапии. Специалисты рекомендуют вместе с методикой Рене Жиля использовать графический тест «Рисунок семьи», который поможет уточнить показатели отношений ребёнка с родственниками, что сделает итоговые выводы более достоверными и объективными.

Проведение исследования

Тест является эффективным инструментарием, помогающим установить контакт с ребёнком и выстроить доверительное взаимодействие. Порядок проведения тестирования:

  1. Психолог предлагает внимательно рассмотреть рисунки, изображающие вполне знакомые и понятные ребёнку ситуации, прочитать задание (при слабом владении техникой чтения ученикам первого-второго класса задание поможет прочитать взрослый).
  2. Ребёнок озвучивает своё решение или показывает позицию, наиболее приемлемую для него в конкретном эпизоде.
  3. С помощью дополнительных уточняющих вопросов психолога ребёнок сопровождает свой выбор рассказом, моделирующим и объясняющим его поведение.
  4. Выбор ребёнка в виде графической отметки фиксируется психологом или самим тестируемым в стандартном бланке карточек стимульного материала, в дальнейшем этот бланк не используется, особенно если речь идёт о групповом варианте методики.

Рекомендуется использовать рабочую тетрадь для схематичного изображения тестовых ситуаций и упражнений. В таком своеобразном тестовом блокноте со слов ребёнка исследователь отмечает его выбор и делает записи-комментарии о сопутствующих репликах и поведении ребёнка, в этом случае бланки стимульного материала не используются.

Пример схематичного оформления тестового задания.

Стимульный материал.

Авторский комплект стимульного материала включает 69 карточек с изображением стандартных жизненных ситуаций, которые могут быть важны для ребёнка, а также задания в форме тестов. Русифицированный вариант насчитывает сорок два задания (двадцать пять из них в виде карточек с картинками, а семнадцать представлены в качестве тестовых заданий). Рисунки не передают информацию об эмоциональном настрое изображённых фигурок. Стимульные карточки лишь схематично передают расположение изображённых людей и оставляют за испытуемым право самостоятельно «наполнить эмоциями» лицо любого персонажа. Все эпизоды условно можно отнести к трём примерно равноценным группам, каждая из которых соответствует определённому типу взаимодействия между тестируемым и объектами на картинке:

  • отношения ребёнка со взрослым окружением (1, 3, 7, 14, 26, 27, 28, 29, 32, 37, 38, 41);
  • взаимодействие со сверстниками (20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34, 35, 39);
  • тестируемый одновременно выстраивает взаимоотношения с детьми и взрослыми (2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 30, 40, 42).

Тестирование применяется как в индивидуальном, так и коллективном формате, однако, стоит заметить, что индивидуальное общение позволяет полнее отследить разнообразные реакции и получить более подробную и ценную информацию, повышающую уровень валидности итоговых выводов исследования. На практике психолог сталкивается с различной реакцией детей на тестирование: некоторые из них общаются непринуждённо и с интересом, другие же предпочитают свои ответы зафиксировать письменно и не вступать в вербальный контакт с исследователем. Стоит проявлять деликатность и уважать право выбора ребёнком способа проведения обследования.

Обработка результатов тестирования и итоговые выводы

Построение профиля базируется на внимательном прочтении и творческой интерпретации каждого тестового сюжета. Оформление итоговых выводов проходит три этапа.

Этап 1. Создание профиля взаимоотношений ребёнка с окружающими его личностями.

Исследователь работает в системе координат, состоящей из двух параметров:

  • номер задания по шкале, например, шкала № 2 «Отношение к отцу»;
  • задания, относящиеся к этой шкале по таблице, например, к шкале № 2 относятся двадцать вопросов.

Если ребёнок выбирает позицию в непосредственной близости к отцу, то такой выбор даёт основание исследователю зафиксировать положительную эмоциональную реакцию на личность отца. Заполнение проводится в соответствии с ключом.

№ шкалы Название шкал № заданий Общ. количество заданий
1 Отношение к матери 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
2 Отношение к отцу 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 20
3 Отношение к матери и отцу как родительской чете 1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
4 Отношение к братьям и сёстрам 2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42 18
5 Отношение к бабушке, дедушке и другим родственникам 2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 16
6 Отношение к другу (подруге) 4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40 14
7 Отношение к учителю (или авторитетному взрослому) 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40 12
8 Любознательность 5, 26, 28 ,29, 31, 32 6
9 Общительность в больших группах детей 4, 8, 17, 22–24, 40 7
10 Доминирование, лидерство в группе детей 20–24, 39 6
11 Конфликтность, агрессивность 22–25, 33–35, 37, 38 9
12 Социальная адекватность поведения 25, 33–38 7
13 Стремление к уединению, отгороженность 7–10, 12, 14–18, 22–24, 29, 30, 40–42 18

В шкалах под номерами от одного до семи обычно выбор осуществляется в пользу одного персонажа, поэтому значок положительной реакции заносится в одну из шкал, связанных с этим заданием. Если ребёнок позиционирует себя между нарисованными фигурками родителей, то отметка положительного восприятия заносится в шкалу № 3 («Отношение к родителям как к чете»).

Этап 2. Создание профиля, раскрывающего личностные характеристики испытуемого.

Шкалы № 8, 9, 10, 11, 13 раскрывают особенности характера личности испытуемого (стремление к приобретению новых знаний, общительность, склонность к конфликтным ситуациям, отстранённость). Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что некоторые задания могут положительно оцениваться одновременно по нескольким параметрам, то есть позиция, выбранная ребёнком, может иметь многозначную интерпретацию.

Карточка № 22 Это игровая площадка. Определи и отметь значком свою позицию на рисунке. Расскажи о происходящих на картинке событиях.

Если испытуемый выбирает фигурку в центре событий и описывает свои активные действия, например, такими словами: «Я объясняю правила игры», то его поведение получает положительную оценку одновременно в шкалы, относящиеся к общительности (№ 9) и проявлению лидерских качеств (№ 10). В случае если в ответе ребёнка присутствует агрессивная интонация, например, «Из-за меня началась драка, это я её начал», к положительным знакам напротив позиций № 9 и 10 добавляется «+» в шкалу № 11, обозначающей склонность к проявлению агрессии, повышенную конфликтность поведения.

Таблица соответствия шкал и заданий.

№ задания № соответствующих шкал № задания № соответствующих шкал
1 1, 2, 3 22 9, 10, 11, 13
2 1, 2, 4, 5 23 9, 10, 11
3 1, 2, 3 24 9, 10, 11, 13
4 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 25 11, 12
5 2, 3, 4, 5, 6, 8 26 7, 8
6 3, 4 27 1
7 3, 5, 13 28 7, 8
8 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13 29 7, 8, 13
9 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 30 4, 5, 6, 7, 13
10 1, 2, 4, 5, 6, 13 31 8
11 1, 2, 4, 5, 6, 7 32 7, 8
12 1, 2, 4, 5, 6, 13 33 11, 12
13 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 34 6, 11, 12
14 1, 2, 3, 13 35 11, 12
15 1, 2, 4, 13 36 12
16 4, 13 37 2, 11, 12
17 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 38 1, 11, 12
18 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 39 10
19 1, 2, 4, 5, 6, 13 40 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13
20 10 41 1, 2, 3, 5, 13
21 10, 13 42 1, 2, 3, 4, 13

Этап 3. Анализ поведенческой реакции ребёнка (шкала № 12).

Разработчики теста предлагают обратить внимание на такие варианты реакции на ситуацию фрустрации:

  • демонстративно-агрессивную, направленную вовне и выражающуюся в раздражительности, враждебности, гневе, злобе, крике, физическом и психологическом насилии, активном протесте, оскорблении и сарказме и т. д.;
  • скрыто-страдальческую - обида, отчуждённость, плачь;
  • спокойно-адекватную - нейтральная, уравновешенная и умиротворённая линия поведения.

Во время анализа результатов исследования оценивается уровень социальной адекватности поведения ребёнка, а также моменты, искажающие эту адекватность. И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева считают, что ребёнок социально адаптирован и умеет сдерживать и контролировать негативные эмоциональные всплески в случае проявления уравновешенной, нейтральной реакции на ситуацию фрустрации.

Пример ответов по шкале № 12

В результате анализа ответов респондента можно прийти к выводу, что у ребёнка в равной мере присутствуют агрессивные и страдальческие реакции за исключением сферы отношений с матерью. Область контактов со сверстниками демонстрирует напряжённость и конфликтность, но во время взаимодействия с матерью ребёнок умиротворён и покладист.

Стоит обратить особое внимание на то, что в шкалу № 12 фиксируют положительную реакцию исключительно в случае нейтрального поведения, агрессивные реакции заносятся в шкалу, обозначающую конфликтность, реакции страдания не регистрируются.

Ситуация, предлагаемая заданием № 35, классифицируется как спорная, поскольку она не предполагает вариант адекватной реакции:

  • Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что ты будешь делать?
    • Плакать?
    • Жаловаться?
    • Попытаешься отобрать?
    • Начнёшь его бить?

Статистический анализ детских ответов приводит к выводу, что большинство респондентов вне зависимости от гендерных различий склоняются к варианту «отобрать». Исследователи полагают, что этот ответ можно считать нормой для данной возрастной категории, поэтому ребёнок получает положительную оценку одновременно в шкалы фрустрации и конфликтности.

Пример заполнения показателей теста.

  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №3 – (0)
  2. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №4 – (+); Шкала №5 – (0)
  3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты. Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №3 – (0)
  4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (например: папа, мама, брат, сестра, бабушка и другие родственники; или: друг, подруга, товарищ, одноклассник. Кого хочешь). Шкала №1 – (+); Шкала №2 – (0); Шкала №3 – (0); Шкала №4 – (0); Шкала №5 – (0); Шкала №6 – (0); Шкала №9 – (0)
  5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где бы сел ты? Кто этот человек? Комментарий ребёнка: «Это наш учитель, он ведёт урок… а я рядом…Я помогаю ему вести урок» Шкала №2 – (0); Шкала №4 – (0); Шкала №5 – (0); Шкала №6 – (0); Шкала №7 – (+); Шкала № 8 – (+)
  6. Ты со своей семьёй будешь проводить каникулы у знакомых, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя. Шкала №3 – (0); Шкала №4 – (+)
  7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком или покажи мне комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты. Шкала № 3 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 13 – (+)
  8. Ещё раз у знакомых. Покажи или обозначь крестиком комнаты некоторых людей и твою комнату. Шкала № 1 – (0); Шкала № 2 – (0); Шкала № 3 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (+); Шкала № 6 – (0); Шкала № 9 – (0); Шкала № 13 – (0)
  9. Решено преподнести одному человеку подарок. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Какой ответ ты выбираешь? Напиши ниже или скажи мне. Ответ ребёнка: «Маме» Шкала № 1 – (+); Шкала № 2 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 6 – (0); Шкала № 7 – (0); Шкала № 13 – (0)
  10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно - для тебя, а второе - для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже или скажи мне. Ответ ребёнка: «Маму» Шкала № 1 – (+); Шкала № 2 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 6 – (0); Шкала № 13 – (0)
  11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже или скажи мне. Ответ ребёнка: «Бабушке» Шкала № 1 – (0); Шкала № 2 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (+); Шкала № 6 – (0); Шкала № 7 – (0)
  12. У тебя болят зубы, и ты должен идти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдёшь один? Или с кем-нибудь? Если пойдёшь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши ниже или скажи мне. Ответ ребёнка: «С мамой» Шкала № 1 – (+); Шкала № 2 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 6 – (0)
  13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже или скажи. Ответ ребёнка: «Маме» Шкала № 1 – (+); Шкала № 2 – (0); Шкала № 3 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 6 – (0); Шкала № 7 – (0)
  14. Ты на прогулке за городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты. Шкала № 1 – (0); Шкала № 2 – (0); Шкала № 3 – (0); Шкала № 13 – (+)
  15. Другая прогулка. Покажи или обозначь крестиком, где ты на этот раз. Шкала № 1 – (+); Шкала № 2 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 13 – (0)
  16. Где ты на этот раз? Покажи или обозначь крестиком. Шкала № 4 – (+); Шкала № 13 – (0)
  17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Шкала № 1 – (0); Шкала № 2 – (0); Шкала № 3 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 6 – (+); Шкала № 7 – (0); Шкала № 9 – (0); Шкала № 13 – (0)
  18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то один получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши или скажи. Ответ ребёнка : «Мне все равно» Шкала № 1 – (0) Шкала № 2 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 6 – (0); Шкала № 7 – (0); Шкала № 13 – (+)
  19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже или скажи мне. Ответ ребёнка : «По маме» Шкала № 1 – (+) Шкала № 2 – (0); Шкала № 4 – (0); Шкала № 5 – (0); Шкала № 6 – (0); Шкала № 13 – (0)
  20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Напиши или обозначь крестиком, где находишься ты. Шкала № 10 – (+)
  21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста. Младше тебя. Старше тебя. Подчеркни или скажи мне один из ответов. Ответ ребёнка: «С товарищами моего возраста» Шкала № 10 – (0); Шкала № 13 – (0)
  22. Это площадка для игр. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты. Расскажи, что здесь происходит.

Воспитание детей - это сложный процесс, который нуждается в постоянном наблюдении и коррекции со стороны взрослых. Существует несколько диагностик, позволяющих на основе тестирования сделать вывод об отношениях с близкими людьми и уровне развития тех или иных качеств ребёнка. Наиболее эффективными являются проективные методики, которые предлагают испытуемому оценить своё место в той или иной предложенной ситуации. К одному из таких приёмов относится тест Рене Жиля для младших школьников.

Суть методики Рене Жиля и предназначение

В конце 50-х годов ХХ века французский психолог Рене Жиль, озабоченный вопросами воспитания подрастающего поколения в условиях политической и экономической нестабильности во Франции в тот период, занимался поиском методики исследования уровня развития личностных качеств ребёнка. В результате наблюдения за значимыми сторонами жизни дошкольников и учащихся начальных классов учёный пришёл к выводу, что существует 7 особенностей, характеризующих конкретно-личностные взаимоотношения ребёнка, и 6 переменных, определяющих чувства самого малыша. Эти показатели и стали основополагающими при составлении теста, который получил название «Методика Рене Жиля».

Проектная визуально-вербальная методика Рене Жиля представляет собой 42 вопроса, 25 из которых - картинки с изображёнными на них детьми или взрослыми и заданием, поясняющим рисунок. Остальные 17 пунктов носят исключительно текстовый характер.

Такие простые картинки предлагаются ребёнку во время тестирования

Целью теста является определение:

  • социальной приспособленности младшего школьника к существующим условиям жизни;
  • особенностей отношений ребёнка с другими людьми;
  • восприятия связей, образованных внутри семьи;
  • поведенческих моделей и чувств малыша.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Дети с угнетёнными чувствами - это, как правило, дети с угнетённым интеллектом, обеднённой мыслью. Там, где нет свободного проявления чувств, немыслим духовный порыв, переживание идеи».

Таким образом, приём Рене Жиля даёт возможность выявить зоны конфликта в отношениях ребёнка с социумом и самим собой, и тем самым повлиять на дальнейшее развитие подрастающей личности и скорректировать его.

Проведение тестирования среди младших школьников

Методика Рене Жиля предполагает, что, выполняя задания теста, ребёнок ставит себя на определённое место на картинке или выбирает один из предложенных ему вариантов поведения. В процессе беседы взрослый задаёт наводящие вопросы, позволяющие узнать информацию:

  • о составе семьи;
  • о значимых людях в окружении малыша (например, в задании №1 ребёнок может дорисовать персонажей, при этом важно выяснить, кто они и в каком порядке были добавлены);
  • о роли каждого человека в жизни младшего школьника.

Если ребёнок слишком зажат, то на тестировании может присутствовать близкий ему человек

Инструкция по выполнению теста для ребёнка:

  1. Посмотри на картинки.
  2. Внимательно прочитай (или прослушай) вопрос.
  3. Подумай пару минут и ответь, выбрав подходящее для себя место среди нарисованных людей. Или, определив для себя один из предложенных вариантов, отметь наиболее подходящий.

Диагностика проводится индивидуально с младшими школьниками до 12 лет (если у ребёнка задержка психического развития или выраженный инфантилизм, то и в более старшем возрасте) и сопровождается пояснениями испытуемого.

Файл: Стимульный материал для диагностики

Интерпретация и оценка результатов

В этом поможет следующая таблица:

Название шкалы Номера вопросов Количество заданий
Отношения с мамой 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
Отношения с папой 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 20
Отношения с родителями как единым целым 1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
Отношения с бабушками и дедушками 2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 16
Связь с братьями и сёстрами 2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42 18
Отношения с друзьями 4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40 14
Отношения с учителями 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40 12
Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6
Желание общаться с широким кругом сверстников 4, 8, 17, 20, 22–24, 40 8
Стремление лидировать 20–24, 39 6
Конфликтность (агрессивность) 22–25, 33–35, 37, 38 9
Отклик на возможный негатив со стороны окружающих 25, 33–38 7
Желание уединиться 7–10, 14–19, 21, 22, 24, 30, 40–42 18

Анализ ответов проводится внутри каждой категории. Чем чаще ребёнок делает акцент на том человеке (людях), отношения с которым исследуются в конкретной группе заданий, тем большее значение он имеет в жизни школьника. Например, если малыш постоянно в категории вопросов о маме ставит её рядом с собой, это означает, что он находится в тесных отношениях с этим родителем. По такому же принципу оцениваются и особенности поведенческой линии личности: чем чаще малыш выбирает ту или иную модель решения ситуации, тем ярче проявляются характерные черты.

Психологи рекомендуют вместе с диагностикой Рене Жиля проводить тест «Рисунок семьи», в котором расположение на картинке родственников испытуемого, близость/удалённость от фигуры самого ребёнка и другие нюансы позволят подтвердить или опровергнуть выводы об отношениях школьника с родными.

Методика тестирования Рене Жиля позволяет определить степени близости ребёнка с окружающими его людьми и сделать вывод о поведенческой манере малыша. По результатам диагностики можно подкорректировать оценочную шкалу подрастающей личности и помочь школьнику построить гармоничные отношения с близкими.

Тест Рене Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого. Эта проективная визуально-вербальная методика была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для обследования детей.

Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает следующие показатели:

Характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым);
- особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.

Все показатели, помимо качественной оценки, получают свое количественное выражение.

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.
Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых - группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого.

Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях.
По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик.

И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева предлагают не только качественно анализировать результаты, но и высчитывать количественную оценку, строить графический профиль межличностных отношений испытуемого.
В комплект методики входят:
- методическое пособие;
- набор заданий;
- регистрационный лист;
- таблицы распределения заданий по шкалам.

Количественные результаты помогают получить дополнительную информацию для сравнительного анализа экспериментально-психологических данных, полученных при обследовании больших групп испытуемых.
Однако в процессе количественного анализа «возможны потери важной психологической информации и исходных целей проективного тестирования: выявление малодоступных обобщенному пониманию индивидуальных особенностей ребенка, а также скрытых для окружающих проблем ребенка» (А.К. Осницкий).

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.

А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану:

  1. Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы. То есть вместо традиционных и порядком надоевших ребенку вопросов типа “Как тебя зовут?”, “Сколько тебе лет?” и т.п. ему предлагают посмотреть не совсем обычные, но вполне понятные картинки и просят “указать пальчиком”, “на какой бы стул он скорее всего сел”, “среди каких ребят он находился бы”, “как бы он повел себя в такой ситуации” (о занимательности теста для ребенка свидетельствует хотя бы то, что если в картинках или словесном описании ситуации встречается непонятное ребенку, он спрашивает об этом сам, независимо от уровня развития познавательной активности). Ребенок воспринимает задание как простое, доступное и достаточно новое и начинает его исполнять с 5 - 6 лет. (В работе с детьми 4 лет можно использовать лишь часть картинок и часть словесных ситуаций.) Во время опроса, помимо того, что связано непосредственно с инструкцией, ребенок сообщает множество интересных деталей, важных для воссоздания содержательной картины условий, в которых он живет. Последовательно переходя от одной картинки к другой, мы восстанавливаем определенный (не обязательно достоверный) ряд жизненно важных обстоятельств его жизни, ряд его отношений к взрослым, сверстникам и существенным для него событиям. По сути дела, именно они и лежат в основе проблем, возникающих у ребенка.
  2. Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком.
    Предъявляя картинки маме или папе надо попросить родителей показать, “на какой из стульев сел бы ваш ребенок”, “среди каких ребят он поставил бы себя” и т.д., угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. Это дает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу. Ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно часто. Различна лишь степень этого несоответствия.
  3. Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем. Таким образом, обнаруживая расхождения восприятия мира, окружающего ребенка, с занимаемых им позиций и восприятия родителями внутреннего мира ребенка, получаем результаты, характеризующие различную степень соответствия выборов ребенка и угадывания их взрослыми:
    1. высокая (совпадения в 80% и выше);
    2. средняя (совпадения в 50-79%);
    3. низкая (совпадения в 49% случаев и ниже).
  4. Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.

Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.

Бланк регистрации ответов

ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Тест Р. Жиля, предназначенный для исследования взаимоотношений детей в семье, и методика «Рисунок семьи» могут коррелировать между собой.
В качестве основных значимых признаков конкуренции детей в семье на рисунке семьи мы выделили:

    - различный размер фигур детей;
    - расположение фигур детей не на одной линии;
    - изоляцию одной или обеих фигур детей;
    - выделение фигуры сиблинга (брата или сестры) или автора штриховкой, темными тонами;
    - разделение фигур детей различными предметами, людьми или пространством.
Главное, что выявляет методика Р. Жиля, - это взаимоотношения членов семьи, их позиция относительно друг друга. Поэтому при интерпретации мы обращали внимание прежде всего на следующие признаки:
    - расположение детей относительно друг друга (не на одной линии);
    - разделение фигур детей различными предметами, людьми, пространством;
    - местоположение детей относительно родителей.
Надо заметить, что тестовые задания 9–13, 18, 19 не диагностировали ни одного признака. Однако они были необходимы для получения дополнительной информации о взаимоотношениях в семье.

Для работы используются только 20 заданий из варианта теста-фильма, широко распространенного в отечественной науке: 13 картинок и 7 текстовых заданий (их номера по русскоязычному варианту И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой - 1, 2, 4–6, 8–19, 30, 40, 42).
Такой выбор объясняется соответствием заданий шкале «Отношение к братьям и сестрам». Задания к картинкам были дополнены фразами типа «А кто другие люди, которые находятся вокруг тебя?» (№ 14, 15 и т. п.) или «Обозначь других людей, сидящих за столом» (№ 1). Таким образом, картина межличностных отношений в семье получалась более полной.

Экспериментальная работа

Экспериментальная работа проводилась в группе с детьми 6–14 лет. Тест Р. Жиля давался после выполнения участниками рисунка семьи (обычно на следующем занятии).
Проведение данного теста наиболее оптимально с группой, состоящей из 5–10 детей, когда они сидят за круглым столом, и психолог имеет возможность наблюдать за работой каждого.
При выполнении группового теста в классе (25–30 человек) часто возникают вопросы при интерпретации, а у детей появляется дополнительная возможность «групповой» работы.
Индивидуальная работа целесообразна с детьми, не умеющими писать и читать, медлительными и имеющими различные отклонения в развитии.

Для удобства обработки нами был создан специальный бланк обработки результатов.

БЛАНК ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЗНАЧИМЫЕ ПРИЗНАКИ

Регистрация признаков производится в соответствии с критериями методики «Рисунок семьи». Кратко напомним их.

Расположение детей в пространстве
Не регистрируется при отсутствии фигуры одного из сиблингов. Дети могут находиться как в одной части листа (верхней или нижней), так и в разных (ставится 1 балл ). При расположении фигур в одной части листа признак засчитывается, если разница в расположении видна невооруженным глазом, т.е. можно сказать, кто нарисован выше, а кто - ниже (ставится 1 балл ).

Разделение детей предметами, людьми, расстоянием
Для регистрации данного признака необходимо, чтобы дети не сидели на соседних стульях (рисунки 1, 2, 3, 4, 19, 20), не находились в одной комнате (рисунки 5, 6), не были рядом (рисунки 12–15, 18). Тогда ставится 1 балл .

Местоположение детей относительно родителей
Близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из сиблингов и является признаком конкуренции между ними. Существование у автора ревности к родителям предполагается, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним.
В методике Р. Жиля 1 балл по этому признаку ставится тогда, когда один из сиблингов находится между родителями, а другой - в стороне от этой группы, либо когда один из детей отделен от родителей фигурой брата или сестры. (Другими словами, когда в контакте с родителями находится только один ребенок.) В случаях, когда оба ребенка расположены линейно между родителями или родители окружены детьми, ставится 0,5 балла .
Если все члены семьи находятся как бы по углам ромба (квадрата), то есть каждый ребенок находится примерно на одинаковом расстоянии от каждого родителя, то ставится 0 баллов .
Подобным образом названные признаки отмечаются и в рисунках семьи.
В тех случаях, когда изображены (или названы) все члены семьи кроме одного из детей, ставится 2 балла . Аналогично оценивается и рисунок семьи, на котором нет одного из детей.

Разберем на примере

В качестве примера рассмотрим выполнение теста Р. Жиля девочкой Л., семи лет, имеющей сестру 1,5 лет.
По рисунку семьи было зафиксировано: сиблинги расположены не на одной линии (1 балл); разделены доской (1 балл); члены семьи расположены как бы по углам квадрата (0 баллов).

Признаком ревности Л. (первоклассницы) к младшей сестре является желание «отправить» малышку в школу, как бы поменяться с ней местами, чтобы проводить больше времени с родителями. В данном случае, помимо конкуренции детей между собой, можно говорить о семейной разобщенности. Несмотря на то что дети находятся в одной плоскости, а родители - в другой, ни те ни другие не объединены в микрогруппы. Каждый член семьи как бы сам по себе. Автор рисунка одинаково относится к обоим родителям. По ее мнению, младшая сестра более близка к матери, нежели к отцу. Обе сестры находятся примерно на одинаковом расстоянии от матери, поэтому мы в этом случае ставим 0 баллов.

1. (1) Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. Кто другие люди, которые не обозначены на рисунке?*

2. (2) Другой стол. А теперь где ты сядешь? Обозначь крестиком.

3. (4) А теперь размести несколько человек и себя вокруг стола. Нарисуй или обозначь их крестиками.
Напиши, кем они приходятся тебе (папой, мамой, братом, сестрой или другом, товарищем, одноклассником). Сделай, как хочешь.

4. (5) Вот стол. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где бы сел ты?
Обозначь крестиком. Кто этот человек, сидящий во главе стола? Напиши рядом.

5. (6) Представь, что ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у людей, которые имеют большой дом. Члены твоей семьи уже заняли несколько комнат. Выбери комнату для себя. Обозначь ее крестиком.

6. (8) Представь, что ты в гостях у знакомых. Обозначь комнаты, где расположились члены твоей семьи (выбери кого хочешь), и свою комнату. Напиши, кто где находится.

7. (9) Представь, что одному человеку решено преподнести приятный сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Какой ответ ты выбираешь? Напиши.
ОТВЕТ: Да. Сестре

8. (10) Представь, что ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать,
но там, куда ты едешь, есть только два свободных места: одно для тебя, а второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру

9. (10) Представь, что ты потерял нечто, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.
ОТВЕТ: Маме

10. (12) Представь, что у тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Кто этот человек? Напиши.
ОТВЕТ: С мамой

11. (13) Представь, что ты сдал экзамен (написал диктант, контрольную работу). Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши.
ОТВЕТ: Маме

12. (14) Представь, что ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

13. (15) Представь, что ты на другой прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься на этот раз. Рядом с кем?

14. (16) Представь, что ты еще на одной прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

15. (17) На этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь их крестиками. Подпиши, кто эти люди.

16. (18) Представь, что тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру

17. (19) Представь, что ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши.
ОТВЕТ: По маме

18. (30) Представь, что во время прогулки все расположились на траве. Обозначь крестиком, где находишься ты. Рядом с кем?

19. (40) Представь, что ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой? Напиши и обозначь их крестиком.

20. (42) Представь, что ты опять находишься в кинотеатре. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

По признаку «расположение детей» автор получает по 1 баллу за задания 12, 13 и по 0,5 балла за задания 1 и 2. Итого 3 балла.
По признаку «разделение детей предметами» - 1 балл за задания 1, 2, 5, 6, 12, 13. Итого 6 баллов.
По признаку «местоположение детей относительно родителей» - 2 балла за задание 18; по 1 баллу за задания 6, 20; по 0,5 балла за задания 3, 12. Итого 5 баллов.
Таким образом, результаты испытуемого за выполнение теста Р. Жиля 3+6+5=14 баллов; за выполнение рисунка семьи 1+1+0=2 балла.

Методика Рене Жиля

Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

Назначение теста

Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет , а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми :

    отношение к матери;

    отношение к отцу;

    отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

    отношение к братьям и сестрам;

    отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

    отношение к другу (подруге);

    отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка :

    любознательность;

    стремление к общению в больших группах детей;

    стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

    конфликтность, агрессивность;

    реакция на фрустрацию;

    стремление к уединению

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка , а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Тестовый материал

    Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

    Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

    Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14.Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз? Покажи или обозначь крестиком.

17.Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29.Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей, в кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Регистрационный лист к методике Р. Жиля.

Отношение. Поведенческие характеристики

Значения в натуральных единицах

Проценты

Границы нормы

Границы нормы

В натуральных единицах

В процентах

III. Родительская чета

IV. Брат, сестра

V. Бабушка, дедушка и т.д.

VI. Друг, подруга

VII. Учитель

VIII. Любознательность

IX. Общительность в группе

X. Доминирование, лидерство

XI. Конфликтность, агрессивность

XII. Реакция на фрустрацию

XIII. Отгороженность

Ключ к Фильм - тесту межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

I. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери;

2) отношение к отцу;

3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

4) отношение к братьям и сестрам;

5) отношений к бабушке и дедушке;

6) отношение к другу, подруге;

7) отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности;

9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;

10) степень стремления к доминированию и лидерству;

11) конфликтность, агрессивность;

12) социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию;

13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Название шкалы

№ задания

Общее количество заданий

Отношение к матери

1-4,8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

Отношение к матери и отцу вместе, как к родительской чете (родителям)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

Отношение к бабушке, дедушке и другим взрослым родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

Стремление к общению в больших группах детей

4, 8, 7, 20, 22-24, 40

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

Реакция на фрустрацию

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

№ задания

№ соответствующих шкал

№ задания

№ соответствующих шкал

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

2, 3, 4, 5, 6, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7, 13

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7, 13

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13

Интерпретация Фильм - теста межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:

    принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или кос- венно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;

    принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.

Положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях

Примечание. Во-первых, смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». В тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».

Во-вторых, понятие «отгороженность», «стремление к уединению». Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» - близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые - дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек-человек», сколько на отношения «человек-предметный мир».

Обработка результатов (пример).

Примеры заданий из «Фильм-теста» Р. Жиля, (крестиком обозначены ответы ребенка)

Примеры схематичной маркировки ответов в тестовой тетради

Примеры ответов

3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.

Шкала №1 – (+) Шкала №2 – (0) Шкала №3 – (0)

6. Ты со своей семьей будешь проводить каникулы у знакомых, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Шкала №3 – (0) Шкала №4 – (+)

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло?

Шкала №9 – (+) Шкала №10 – (+) Шкала №11 – (+)

Результаты, анализ, заключение (пример).

По словам родителей, Саша поступил в школу в 6,5 лет и поначалу держался очень уверенно, активно отвечал на уроках, взаимодействовал со сверстниками. Через месяц у ребенка стала падать успеваемость, участились случаи упрямства и даже явных истерик, связанных с нежеланием посещать школу. Родители перевели Сашу в частную школу, надеясь что индивидуальный подход изменит его отношение. Ситуация несколько сгладилась, но нормальной не стала. В настоящее время Саша ходит в школу нехотя, постоянно просит, чтобы родители забирали его раньше школа коммерческая, полупансионного типа: дети пребывают там с 9 до 17 часов. К тому же маму мальчика беспокоят его обострившиеся ночные страхи: ребенок часто жалуется на ночные кошмары, «постоянно просит купить ему страшных роботов и фильмы ужасов». Отношение к страхам ребенка у членов семьи разное: мама стремится успокоить, папа не замечает, а старшая сестра обзывает Сашу трусом.

Состав семьи: отец, 40 лет (занимается бизнесом), мать, 35 лет (преподаватель в музыкальном училище), сестра Катя, 11 лет, Саша, 7,9 лет.

При психологическом исследовании мальчик обнаружил высокий уровень интеллектуального развития, а также выраженную эмоциональную напряженность (см. шкалы № 11, 12 методики Р. Жиля). Агрессивные сюжеты и сюжеты страхов проявились также в дополнительных проективных методиках (например, в рисунке на свободную тему Саша изобразил кладбище).

В результатах обследования по методике Рене Жиля показатель по шкале конфликтности, агрессивности выше нормы, а среди поведенческих реакций (шкала № 12 «Реакция на фрустрацию») доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа. Соответственно, показатель социальной адаптированности ниже нормы. При этом наблюдается яркая тенденция к изоляции от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»). Слабая включенность во взаимодействие со сверстниками (заниженный показатель по шкале № 9 «Общительность») при наличии тенденции к доминированию и лидерству (завышенный показатель по шкалам № 10 «Лидерство», № 11 «Конфликтность, агрессивность») может говорить о том, что сфера взаимодействия «ребенок – ребенок» для Саши является конфликтной. В основе этого конфликта, вероятно, лежит противоречие между «я» и «мы», когда ребенок хочет, но не может войти в референтную группу сверстников, хотя в фантазиях видит себя лидером. Таким образом, у испытуемого наблюдается стремление к взаимодействию с другими детьми, желание утвердиться в их глазах, но в реальности наблюдается неумение выстраивать свое поведение соответственно нормам.

Несмотря на то что Саша социально ориентирован, любознателен (шкалы № 7, 8), стремится доминировать (шкала № 10), наличие страхов снижает его уверенность в себе, делает поведение самозащитным и агрессивным, создаёт проблемы в общении со взрослыми, лишает полноценного общения со сверстниками (по словам мамы у Саши всего два друга – один в школе, другой во дворе).

В сфере семейных отношений следует отметить полный отказ мальчика от контактов с отцом на фоне предпочтения матери (показатель по шкале № 1 завышен по сравнению с нормативным). Возможно, сильная привязанность Саши к матери вызывает нежелание идти в школу, так как это вызывает разлуку с ней, а значит потерю уверенности в собственных силах.

Методика Рене Жиля служит для изучения социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности. Фильм - тест Р. Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) позволяет получить информацию, существенно дополняющую представление о внутреннем мире ребенка.

Тест Межличностные отношения ребенка позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Тест Межличностные отношения ребенка является визуально-вербальным, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий, в среднем выполняется ребенком за 15-30 минут. Методика Рене Жиля может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.

Фильм - тест межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

Инструкция

Особенности проведения процедуры обследования. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает:

1) для школьников, начиная с 2-3-го классов, т.е. уже хорошо читающих, что делает возможным самостоятельное выполнение методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения - папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14.Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз? Покажи или обозначь крестиком.

17.Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29.Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей, в кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Регистрационный лист к методике Р. Жиля.

Отношение. Поведенческие характеристики

Значения в натуральных единицах

Проценты

Границы нормы

Границы нормы

В натуральных единицах

В процентах

III. Родительская чета

IV. Брат, сестра

V. Бабушка, дедушка и т.д.

VI. Друг, подруга

VII. Учитель

VIII. Любознательность

IX. Общительность в группе

X. Доминирование, лидерство

XI. Конфликтность, агрессивность

XII. Реакция на фрустрацию

XIII. Отгороженность

Ключ к Фильм - тесту межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

I. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери;

2) отношение к отцу;

3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

4) отношение к братьям и сестрам;

5) отношений к бабушке и дедушке;

6) отношение к другу, подруге;

7) отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности;

9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;

10) степень стремления к доминированию и лидерству;

11) конфликтность, агрессивность;

12) социальная адекватность поведения - реакция на фрустрацию;

13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Название шкалы

№ задания

Общее количество заданий

Отношение к матери

1-4,8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

Отношение к матери и отцу вместе, как к родительской чете (родителям)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

Отношение к бабушке, дедушке и другим взрослым родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

Стремление к общению в больших группах детей

4, 8, 7, 20, 22-24, 40

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

Реакция на фрустрацию

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

№ задания

№ соответствующих шкал

№ задания

№ соответствующих шкал

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9

2, 3, 4, 5, 6, 8

1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7, 13

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13

1, 2, 4, 5, 6, 7, 13

1, 2, 4, 5, 6, 13

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13

Интерпретация Фильм - теста межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:

  • принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или кос- венно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;
  • принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.

Положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях

Примечание. Во-первых, смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». В тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».

Во-вторых, понятие «отгороженность», «стремление к уединению». Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» - близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые - дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек-человек», сколько на отношения «человек-предметный мир».

Обработка результатов (пример).

Примеры заданий из «Фильм-теста» Р. Жиля,
(крестиком обозначены ответы ребенка)
Примеры схематичной маркировки ответов в тестовой тетради Примеры ответов
3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.

Шкала №1 – (+)
Шкала №2 – (0)
Шкала №3 – (0)
6. Ты со своей семьей будешь проводить каникулы у знакомых, которые имеют большой дом.
Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.


Шкала №3 – (0)
Шкала №4 – (+)
23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло?

Шкала №9 – (+)
Шкала №10 – (+)
Шкала №11 – (+)

Результаты, анализ, заключение (пример).

По словам родителей, Саша поступил в школу в 6,5 лет и поначалу держался очень уверенно, активно отвечал на уроках, взаимодействовал со сверстниками. Через месяц у ребенка стала падать успеваемость, участились случаи упрямства и даже явных истерик, связанных с нежеланием посещать школу. Родители перевели Сашу в частную школу, надеясь что индивидуальный подход изменит его отношение. Ситуация несколько сгладилась, но нормальной не стала. В настоящее время Саша ходит в школу нехотя, постоянно просит, чтобы родители забирали его раньше школа коммерческая, полупансионного типа: дети пребывают там с 9 до 17 часов. К тому же маму мальчика беспокоят его обострившиеся ночные страхи: ребенок часто жалуется на ночные кошмары, «постоянно просит купить ему страшных роботов и фильмы ужасов». Отношение к страхам ребенка у членов семьи разное: мама стремится успокоить, папа не замечает, а старшая сестра обзывает Сашу трусом.

Состав семьи: отец, 40 лет (занимается бизнесом), мать, 35 лет (преподаватель в музыкальном училище), сестра Катя, 11 лет, Саша, 7,9 лет.

При психологическом исследовании мальчик обнаружил высокий уровень интеллектуального развития, а также выраженную эмоциональную напряженность (см. шкалы № 11, 12 методики Р. Жиля). Агрессивные сюжеты и сюжеты страхов проявились также в дополнительных проективных методиках (например, в рисунке на свободную тему Саша изобразил кладбище).

В результатах обследования по методике Рене Жиля показатель по шкале конфликтности, агрессивности выше нормы, а среди поведенческих реакций (шкала № 12 «Реакция на фрустрацию») доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа. Соответственно, показатель социальной адаптированности ниже нормы. При этом наблюдается яркая тенденция к изоляции от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»). Слабая включенность во взаимодействие со сверстниками (заниженный показатель по шкале № 9 «Общительность») при наличии тенденции к доминированию и лидерству (завышенный показатель по шкалам № 10 «Лидерство», № 11 «Конфликтность, агрессивность») может говорить о том, что сфера взаимодействия «ребенок – ребенок» для Саши является конфликтной. В основе этого конфликта, вероятно, лежит противоречие между «я» и «мы», когда ребенок хочет, но не может войти в референтную группу сверстников, хотя в фантазиях видит себя лидером. Таким образом, у испытуемого наблюдается стремление к взаимодействию с другими детьми, желание утвердиться в их глазах, но в реальности наблюдается неумение выстраивать свое поведение соответственно нормам.

Несмотря на то что Саша социально ориентирован, любознателен (шкалы № 7, 8), стремится доминировать (шкала № 10), наличие страхов снижает его уверенность в себе, делает поведение самозащитным и агрессивным, создаёт проблемы в общении со взрослыми, лишает полноценного общения со сверстниками (по словам мамы у Саши всего два друга – один в школе, другой во дворе).

В сфере семейных отношений следует отметить полный отказ мальчика от контактов с отцом на фоне предпочтения матери (показатель по шкале № 1 завышен по сравнению с нормативным). Возможно, сильная привязанность Саши к матери вызывает нежелание идти в школу, так как это вызывает разлуку с ней, а значит потерю уверенности в собственных силах.

Тесты по психологии для школьников, тесты для детей, проективные методики.

Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка. / Проективная психодиагностика. / Le Test-Film, Rene’ Gille).