Ремарк жизнь взаймы цитаты из произведения. Жизнь взаймы, цитаты, крылатые выражения из книги эрих марии ремарка

Роман «Жизнь взаймы» Э. М. Ремарка, преднамеренно лишённый исторического фона и политической подоплёки, по праву считается одним из самых пронзительных и драматичных произведений о смысле жизни. Именно с такими книгами приходит понимание ценности каждого прожитого дня. Настолько прочно вошедшие в нашу речь афоризмы и цитаты из «Жизнь взаймы» – на самом деле результат глубоких философских размышлений писателя о смысле бытия, смерти, времени, любви, внутренней свободе. Мы собрали самые красивые и яркие изречения из этого произведения, которые привлекают не только красотой слога, но и поражают своей мудростью, точностью и актуальностью.

Жизнь взаймы. Жизнь, когда не жаль ничего, потому что терять, в сущности, уже нечего. Это - любовь на грани обречённости. Это - роскошь на грани разорения. Это - веселье на грани горя и риск на грани гибели. Будущего - нет. Смерть - не слово, а реальность. Жизнь продолжается. Жизнь прекрасна!..

Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь.

И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живёт минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, — только надежды и иллюзии.

Не всегда поступаешь правильно, сын мой. Даже если сам сознаёшь. Но именно в этом иногда заключается прелесть жизни.

О смерти и лишениях

«Некоторые люди уходят слишком поздно, а некоторые - слишком рано, – заявил он, – надо уходить вовремя…»

Неужели, чтобы что-то понять, человеку надо пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти?

Трагизм и вместе с тем ирония заключаются в том, что все люди на земле начиная от диктатора и кончая последним нищим ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными.

О разуме, чувствах и желаниях

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

Человек всегда становится пленником своей собственной мечты, а не чужой.

Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе.

Фейерверк погас, зачем рыться в золе?

Я хочу владеть всем, а это значит не владеть ничем.

О счастье и любви

На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх.

– У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?
– Да. В платье.
– Очень разумно! – сказал Пестр. – Любовь без страха и без трудностей.
– Такой не бывает.
– Нет, бывает. Это составная часть той единственной любви, которая вообще имеет смысл, – любви к самому себе.

…Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хвалёный опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

Кто хочет удержать - тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить - того стараются удержать.

Великим писатель становится тогда, когда его произведения расходятся на цитаты. Даже если какие-то из них вы видите в первый раз, они уже способны удивить вас силой, глубиной и тонкостью мысли. Ведь мудрые изречения являются ещё и прекрасным проводником в наш собственный мир чувств и переживаний.

«- У вас такой счастливый вид! Вы влюблены?

Да. В платье.»

«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.»

«Дышите глубже, любуйтесь горами, благодарите Бога за свое спасение и думайте о том, что людям гораздо лучшим, чем вы, пришлось умереть.»

«Некоторые люди уходят слишком поздно, а некоторые - слишком рано, надо уходить вовремя…»

«Человек, которому предстоит долгая жизнь, не обращает на время никакого внимания; он думает, что впереди у него целая вечность. А когда он потом подводит итоги и подсчитывает, сколько он действительно жил, то оказывается, что всего-то у него было несколько дней или в лучшем случае несколько недель.»

«Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь.»

«Неужели, чтобы что-то понять, человеку надо пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти?!»

«Фейерверк погас, зачем рыться в золе?»

«У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни.»

«Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать.»

«Она знала, что шляпка, которая тебе идет служит большей моральной опорой, чем целый свод законов. Она знала, что в тончайшем вечернем платье, если оно хорошо сидит, нельзя простудиться, зато легко простудиться в том платье, которое раздражает тебя, или же в том, двойник которого ты, на этом же вечере видишь на другой женщине... Но она знала также, что в моменты тяжелых душевных переживаний платья могут стать либо добрыми друзьями, либо заклятыми врагами; без их помощи женщина чувствует себя совершенно потерянной, зато, когда они помогают ей, как помогают другие люди, женщине намного легче в трудный момент»

«Видимо жизнь любит парадоксы: когда тебе кажется будто все в абсолютном порядке, ты часто выглядишь смешным и стоишь на краю пропасти, зато, когда ты знаешь, что все пропало, - жизнь буквально задаривает тебя. Ты можешь даже не пошевелить пальцем, удача сама бежит за тобой, как пудель (Лилиан)»

«Ведь женщина может бросить возлюбленного, но ни за что не бросит платья (Клерфэ)»

«Кто знает, может, жизнь дана нам в наказание за те преступления, которые мы совершили где-нибудь в ином мире? Быть может, наша жизнь и есть ад и церковники ошибаются, суля нам после смерти адские муки.»

«Ты приходишь, смотришь пьесу, в которой сперва не понимаешь ни слова, а потом, когда начинаешь что-то понимать, тебе уже пора уходить.»

«Если человек долго никого не ждал, ожидание делает его на десять лет моложе. А то и на двадцать.»

«Превысить скорость, данную людям, ещё не значит стать Богом.»

«Я хочу владеть всем, а это значит не владеть ничем.»

«Ведь женщина может бросить возлюбленного, но ни за что не бросит платья»

«Сострадание - плохой спутник, но еще хуже, когда оно становится целью путешествия.»

«Не всегда поступаешь правильно, сын мой. Даже если сам сознаешь. Но именно в этом иногда заключается прелесть жизни. »

«В стране, где деньгам дают ласкательные имена, никогда не будет фашизма.»

«Шахматы - мир в себе, не знающий ни суеты, ни… смерти.»

«Люди всегда смешны, - возразил Клерфэ. - И если осознать это, жизнь кажется намного легче.»

«От судьбы никому не уйти. И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, - только надежды и иллюзии.»

«Самые простые чувства - это и есть самые сильные чувства. И одно из них - ревность.»

«Прошлых ошибок не исправишь никакими средствами, меньше всего логикой.»

«Каждый мужчина, если он не лжет женщине, говорит глупости.»

«Мы все стареем. Надо только суметь устроить свою жизнь, пока не поздно.»

«Жизнь - это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться.»

«Странно, - подумала она, - как одностороннен человек; он признает только собственный опыт и только ту опасность, которая угрожает ему лично.»

«Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе - результат неведения.»

«В этом и заключалась трагедия спортсмена: если ты вовремя не умрешь, тебе суждено тянуть обычную лямку.»

«Все зависит от того, откуда смотришь, - вот какие простые уроки дает нам иногда жизнь»

«Ты думаешь, что женитьба привязывает женщину больше, чем наряды, и что она скорее вернется?»

«В минуту смертной тоски хорошо иметь рядом с собой близкого человека. Не знаю, прав ли он; мне думается, что в такие минуты люди так безнадежно одиноки, что они и не заметят, если вокруг их кровати соберется целая толпа близких людей.»

«Всегда надо оставлять немного свободного места; не нужно полностью завершать рисунок, иначе не будет простора для фантазии.»

«Человек всегда становится пленником своей собственной мечты, а не чужой.»

«Противоположность любви - смерть. Горькие чары любви помогают нам на короткое время забыть о ней. Поэтому каждый, кто хоть немного знаком со смертью, знаком и с любовью.»

«Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным. »

«Ведь все это одни слова. Ими жонглируешь, когда не хватает сил идти дальше; потом их снова забываешь. Они похожи на всплески фонтана: к ним прислушиваешься какое-то время, а потом начинаешь слышать то, что нельзя выразить словами.»

«Платье - это нечто большее, нежели маскарадный костюм. В новой одежде человек становится иным, хотя сразу это не заметно. Тот, кто по-настоящему умеет носить платья, воспринимает что-то от них; как ни странно, платья и люди влияют друг на друга, и это не имеет ничего общего с грубым переодеванием на маскараде. Можно приспособиться к одежде и вместе с тем не потерять своей индивидуальности. Того, кто понимает это, платья не убивают, как большинство женщин, покупающих себе наряды. Как раз наоборот, такого человека платья любят и оберегают. Они помогают ему больше, чем любой духовник, чем неверные друзья и даже чем возлюбленный.»

«Сидеть на солнце - это почти то же самое, что говорить о любви.»

«Все люди на земле, начиная от диктатора и кончая последним нищим, ведут себя так, будто они будут жить вечно. Если бы мы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными.»

Ремарк начал писать после того, как отвоевал в Первую мировую войну. "На западном фронте без перемен" - роман, с которым дебютировал Ремарк, произвел впечатление разорвавшейся бомбы. История "потерянного поколения" была переведена на 25 языков мира, экранизирована и получила все возможные призы от Академии киноискусства.

"Жизнь взаймы" вышла в 1959 году, позже название было изменено на "Небо не знает фаворитов". В романе писатель исследует извечную тему жизни и смерти. Под прицелом - парадоксальное наблюдение, что при всей скоротечности жизни - она вечна, а смерть при всей своей неизбежности - мгновенна. В России роман под первым названием печатался в журнале "Иностранная литература". По мотивам в 1977 году был создан фильм "Бобби Дирфилд", гонщика сыграл Аль Пачино (режиссер Сидни Поллак).

В ожидании неизбежного

Итак, роман о жизни и смерти. Главные герои: Лилиан и Клерфэ. Их объединяют прямопротивоположные желания: Лилиан больна туберкулезом, поэтому безумно хочет жить, а Клерфе безрассудно рискует жизнью, проверяя ее на прочность и, судя по всему, стремится умереть.

Философия "потерянного поколения" затронула умы главных героев романа. Бессмысленность прожигаемой жизни волнует их обоих.

Вот несколько цитат из книги Э. М. Ремарк "Жизнь взаймы":

Все они стремятся либо к приключениям, либо к бизнесу, либо к тому, чтобы заполнить шумом джазов пустоту в себе.

Развлечения и охота за приключениями не дают покоя целому поколению людей, потому что, как показали случившиеся войны, нет никаких гарантий в наступлении завтрашнего дня. Единственная возможность ощутить себя живым - бросится в пучину жизни со всею силой.

Говорят, что в наше время можно разделаться с деньгами двумя способами. Один из них — копить деньги, а затем потерять их во время инфляции, другой — потратить их.

В то же время встреча с Лилиан заставляет Клерфэ по-другому взглянуть на жизнь: с точки зрения девушки, для которой каждый прожитый день - подарок судьбы.

Еще цитата из книги "Жизнь взаймы":

Она же гонится за жизнью, только за жизнью, она как безумная охотится за ней, словно жизнь— это белый олень или сказочный единорог. Она так отдается погоне, что ее азарт заражает других. Она не знает ни удержу, ни оглядки. С ней чувствуешь себя то старым и потрепанным, то соверешеннейшим ребенком.

И тогда из глубин забытых лет вдруг выплывают чьи-то лица, воскресают былые мечты и тени старых грез, а потом внезапно, подобно вспышке молнии в сумерках, появляется давно забытое ощущение неповторимости жизни.

Авторалли по жизни

Что же может среди скуки и обыденности оживить почти умершую душу? Только сама жизнь. Как только человек встает перед угрозой потерять ее, он цепляется всеми силами за эту эфемерную субстанцию, хотя прекрасно понимает, что это временное состояние. Но почему же его хочется продолжать? Неужели - всесильная любовь заставляет человека жить...

Цитаты "Жизнь взаймы" на эту тему:

Она знает, что должна умереть, и свыклась с этой мыслью, как люди свыкаются с морфием, эта мысль преображает для нее весь мир, она не знает страха, ее не пугают ни пошлость, ни кощунство.

Почему же я, черт возьми, ощущаю что-то вроде ужаса, вместо того чтобы, не задумываясь, ринуться в водоворот?

Главный герой романа не сразу доверяет вспыхнувшему чувству, потому что он слишком часто рискует жизнью, она для него не имеет ценности. Слишком навязчива, коротка и не предсказуема, так считает Клерфэ.

Ты приходишь, смотришь пьесу, в которой сперва не понимаешь ни слова, а потом, когда начинаешь что-то понимать, тебе уже пора уходить.

Его раздражают любые проявления неискренности, любая фальшь, лицемерие. Символом такого равнодушного проявления заботы для него становится лечащий персонал санатория для туберкулезных больных, где лечится Лилиан.

Э. М. Ремарк, "Жизнь взаймы", цитаты:

И почему эти стражи здоровья обращаются с людьми, которые попали в больницу, с таким терпеливым превосходством, словно те младенцы или кретины?

Но неожиданно для себя он делает вывод о том, что именно неизбежность смерти делает возможным для человека ощущение жизни:

Я понял, что все, в чем мы считаем себя выше животных — наше счастье, более личное и более многогранное, наши более глубокие знания и более жестокая душа, наша способность к состраданию и даже наше представление о Боге, — все это куплено одной ценой: мы познали то, что, по разумению людей, недоступно животным, — познали неизбежность смерти.

На чаше весов

В романе "Жизнь взаймы" нет места политике: война окончена, люди вернулись к мирной жизни и пытаются разными способами ее наладить. Кроме главных героев романа, которые идут наперекор течению жизни. Почему? Что заставляет Лилиан стремительно броситься в водоворот жизни при первой возможности, покинуть убежище, где может быть есть шанс на выздоровление.

Мысли героини в цитатах:

Что я знаю о жизни? Разрушения, бегство из Бельгии, слезы, страх, смерть родителей, голод, а потом болезнь из-за голода и бегства. До этого я была ребенком.

Я уже почти не помню, как выглядят города ночью. Что я знаю о море огней, о проспектах и улицах, сверкающих по ночам? Мне знакомы лишь затемненные окна и град бомб, падающих из мрака. Мне знакомы лишь оккупация, поиски убежища и холод. Счастье? Как сузилось это беспредельное слово, сиявшее некогда в моих мечтах. Счастьем стало казаться нетопленая комната, кусок хлеба, убежище, любое место, которое не обстреливалось.

Смерть подруги толкает Лилиан к безрассудному поступку: покинуть санаторий. Этот бунт - фактически бегство от смерти, бегство за мечтой. Особенно она не раздумывала, ведь цену жизни можно узнать, только прожив ее.

"Жизнь взаймы", цитаты из книги:

Неужели, чтобы что-то понять, человеку надо пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти?!

Клерфэ сопротивляется, он привык рисковать, а встреча с Лилиан сначала представляется ему приключением с провинциалкой. В отличие от Лилиан, ему есть что терять, у него было желание рисковать и не было особого желания жить. Он сопротивлялся до тех пор, пока не понял, что любовь нельзя преодолеть. Любовь похожа на смерть - также неизбежна и неотвратима. И он устремляется за возлюбленной.

Пути назад в любви нет. Никогда нельзя начать сначала: то, что происходит, остается в крови… Любовь, так же как и время, необратима. И ни жертвы, ни готовность ко всему, ни добрая воля - ничто не может помочь, таков мрачный и безжалостный закон любви.

И никаких планов на будущее

Искать утешение во всем, находить даже там, где его нет, - одержимая этой мыслью, Лилиан совершает бегство от смерти.

У меня нет будущего. Не иметь будущего — это почти то же, что не подчиняться земным законам.

Она ищет в окружающем символы, подтверждающие ее правоту. Даже Сен-Готардский железнодорожный тоннель, через который герои проезжают по пути в Париж, кажется Лилиан библейской рекой Стикс, в которую нельзя войти дважды. Мрачность и темнота тоннеля - это безрадостное прошлое, в конце тоннеля - яркий свет жизни...

В безутешных ситуациях люди всегда ищут утешения где только можно. И находят.

Жизни не надо смотреть в лицо, достаточно ощущать ее.

Теперь, как свет и тень они были неотделимы друг от друга.

Лилиан вдруг поняла, чем они похожи друг на друга. Они оба были людьми без будущего. Будущее Клерфэ простиралось до следующих гонок, а ее — до следующего кровотечения.

Для Клерфе обретение любви означало новое отношение к жизни.

Он признается себе:

Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет.

Он решает жениться на Лилиан, делает ей предложение. Видит очарование в том, что прежде было не доступно и противно мировоззрению главного героя.

"Жизнь взаймы", цитаты:

Как прекрасны эти женщины, которые не дают нам стать полубогами, превращая нас в отцов семейств, в добропорядочных бюргеров, в кормильцев; женщины, которые ловят нас в свои сети, обещая превратить в богов. Разве они не прекрасны?

По сути дела, это был приговор их отношениям. Лилиан не могла строить планы на будущее, она слишком хорошо знала о своей болезни. Она решает расстаться со своим возлюбленным, потому что никакого будущего у них быть не может...

Истины наоборот

Охваченные любовью, главные герои романа забыли, что все в этом мире конечно и смерть уже поджидает за поворотом. Но умирает не она, ожидающая смерти, а погибает во время гонок он - решивший жить ради любви.

Я хочу владеть всем, а это значит не владеть ничем.

Ведь нет смысла вести торг со временем. А время - это жизнь.

Все на свете содержит в себе свою противоположность, ничто не может без нее существовать, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, — все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга.

Лилиан не надолго пережила своего героя, она умерла через полтора месяца, вернувшись в санаторий. Перед смертью она предполагает, что человек живет всего лишь несколько дней в своей жизни, когда он бывает действительно счастлив.

Ну что же, Лилиан была по-настоящему счастлива с Клерфэ. Несмотря на трагическую концовку романа и смерть обоих героев, история пронизана оптимизмом и верой в силу любви и неизбежную победу жизни над смертью.

Противоположность любви—смерть. Горькие чары любви помогают нам на короткое время забыть о ней. Поэтому каждый, кто хоть немного знаком со смертью, знаком и с любовью.

Ведь ценность жизни определяется не ее длиной, а отношением человека к ней - Ее Величеству - Жизни.

  • - Ты думаешь, что женитьба привязывает женщину больше, чем наряды, и что она скорее вернется? - Я хочу жениться не для того, чтобы ты возвращалась, а чтобы ты была всегда со мной.
  • Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе.
  • Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.
  • На самом деле человек понастоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимания на время и когда его не подгоняет страх. И все-таки, даже если тебя подгоняет страх, можно смеяться. А что же еще остается делать?
  • У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни.
  • - Ты счастлива? - А что такое счастье? - Ты права. Кто знает, что это такое? Может быть, держаться над пропастью.
  • Мужество вовсе не равнозначно отсутствию страха; первое включает в себя сознание опасности, второе - результат неведения.
  • -Я сейчас счастлив, - сказал он. - И мне нет дела до того, знаем ли мы, что такое счастье или нет.
  • "Если ты хочешь где-нибудь жить, значит ты хочешь там умереть."
  • - У вас такой счастливый вид! Вы влюблены? - Да. В платье.
  • Кто хочет удержать – тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить – того стараются удержать.
  • Неужели, чтобы что-то понять, человеку надо пережить катастрофу, боль, нищету, близость смерти?
  • Я вообще хочу жить не рассуждая, не слушая советов, без всяких предупреждений. Жить, как живется.
  • "Свобода - это не безответственность и не жизнь без цели. Легче понять, какой она не бывает, чем какая она есть."
  • Каждый мужчина, если он не лжет женщине, говорит глупости.
  • Жизнь - это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться.
  • Когда видишь, какие замечательные здания люди строили в старину, невольно думаешь, что они были счастливее нас
  • Всё на свете содержит в себе противоположность; ничто не может существовать без противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...
  • - Некоторые люди уходят слишком поздно,а некоторые - слишком рано, - заявил он, - надо уходить вовремя...Так сказал Заратустра.
  • Я не ухожу, просто иногда меня нет
  • В любви нечего прощать.
  • Люди потеряли уважение к смерти. И это произошло из-за двух мировых войн.
  • ...Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.