Рекомендации к олимпиаде по русскому языку. Олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) на тему: Методические рекомендации по организации и проведению олимпиады по русскому языку

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а так же рекомендации по оцениванию решений участников олимпиады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Утверждаю

Зам. директора по ОД

СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых

технологий «Краснодеревец»

/_______________/

по организации и проведению олимпиады по русскому языку

Разработчик: преподаватель Куракина Ольга Васильевна

  1. Пояснительная записка
  2. Оргкомитет и жюри Олимпиады
  3. Форма и порядок проведения Олимпиады
  4. Подведение итогов Олимпиады
  5. Общая характеристика заданий Олимпиады
  1. Задачи Олимпиады и выбор заданий для её проведения.
  2. Формулировки заданий
  3. Типы заданий
  4. Типы творческих заданий

7. Материалы для подготовки Олимпиады

Пояснительная записка

Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по русскому языку, требования к структуре и содержанию олимпиадных задач рекомендуемые источники информации для подготовки задач, а так же рекомендации по оцениванию решений участников олимпиады.

Олимпиада по русскому языку является одной из наиболее массовых форм внеаудиторной работы по русскому языку. В основе подготовки к олимпиаде должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиаде должна быть непрерывным процессом, начинающимся в начале учебного года. В течение учебного года для учащихся следует проводить мини-Олимпиады и разнообразные интеллектуальные игры. Это поможет избежать стрессов на Олимпиаде в конце учебного года.

Целями Олимпиады по русскому языку являются:

  • стимулирование интереса обучающихся к русскому языку
  • выявление обучающихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности
  • активизация творческих способностей обучающихся
  • популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины в колледже

ОРГКОММИТЕТ И ЖЮРИ ОЛИМПИАДЫ

Олимпиада по русскому языку проводится в колледже, как правило, в феврале-марте. Конкретная дата проведения устанавливается организатором. Для проведения Олимпиады создаются Оргкомитет и жюри. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы, преподавателей. Состав жюри формируется из преподавателей предметников гуманитарного цикла и представителей администрации. Оргкомитет совместно с жюри определяет порядок проведения Олимпиады.

Олимпиада проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает преподаватель русского языка и литературы с учетом рекомендаций методической кафедры общеобразовательных дисциплин.

Организационно-технологическое обеспечение процедуры проведения Олимпиады по русскому языку осуществляет Оргкомитет.

ФОРМА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Олимпиада проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач.

Письменный тур Олимпиады состоит из 20 заданий. Задания следуют в произвольном порядке. Их расположение определяется необходимостью смены форм умственной деятельности и переключения внимания и степенью сложности. Вопросы должны иметь однозначный ответ. При оценке выполнения заданий наряду со знанием учебной программы по русскому языку оцениваются также лингвистическая эрудиция, языковая интуиция, аналитические навыки, умение рассуждать логически.

При проведении Олимпиады рекомендуется выделить кабинетные помещения для участников так, чтобы были созданы свободные условия для работы – один человек за партой. Все участники должны быть ознакомлены с временем выполнения заданий. Рекомендуемое время для обучающихся I-II курсов– 3 академических часа. Рекомендуемое время начала Олимпиады – 10:00 по местному времени. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий и канцелярскими принадлежностями (бумага, ручки).

Руководствуясь целями проведения Олимпиады, необходимо обеспечить наличие в кабинетном помещении и использование текстов художественной литературы, словарей, учебно-методической литературы.

Для организации и контроля над выполнением олимпиадных заданий по русскому языку рекомендуется привлечь преподавателей – несловесников.

По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит шифровку работ и передает их на проверку.

Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания; Оргкомитет дешифрует работы участников и определяет победителей и призеров Олимпиады отдельно среди обучающихся.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОЛИМПИАДЫ

Определение победителей и призеров Олимпиады осуществляется на основе Положения об организации и проведения Олимпиады.

После проверки работ проводится их разбор: жюри отмечает лучшие ответы, интересные подходы, оригинальное оформление, называет победителей. Кроме анализа по группам, используются и другие формы информации: сообщение о результатах на стендах колледжа на сайте колледжа. Оглашение имен победителей и награждение проходит в торжественной обстановке.

Для проведения апелляции участник подает письменное заявление на имя председателя жюри в течение одного часа с момента объявления результатов. Апелляция проводится в течение трех часов с момента объявления результатов. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ

  1. Задачи Олимпиады и выбор заданий для ее проведения.

Участники должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка
  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слов
  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности
  • знание программ художественных произведений
  • умение пользоваться словарями, справочниками, учебно – методической литературой
  • коммуникативные умения и навыки
  • творческие способности

Главная задача Олимпиады – выявление и поддержка одаренных детей, способных к углубленному изучению и научному исследованию языка.

Такая задача обуславливает и требования к олимпиадным заданиям. Они должны быть разнообразные по форме и содержанию.

  1. Формулировка заданий.

Формулировки заданий должны быть четкими, ясными. В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически…,сформулировать…), а в некоторых случаях и его объем. В большей степени задачам Олимпиады соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующие культуру письменной речи, способность студентов и обучающихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения.

Задания, для выполнения которых необходимо аргументация, включают формулировки « докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ – рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи.

  1. Типы заданий.
  • Лингвистические тесты (задания №№1,2,3,4,5,6,7,8 см. Приложение №2)

К этому типу относятся задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела языка (орфоэпии, фразеологии, лексики, грамматики). Эти задания позволяют выявить широту кругозора, знания истории русской письменности, историко – культурных сведений о языке, его стилистических ресурсов.

  • Лингвистические задачи.

Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для успешного выполнения олимпиадных заданий. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем «правила языка» студенты и обучающиеся сталкиваются с текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих и читающих. Поэтому классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).

  1. От текста к языку (задания №№8,16 и др., см. Приложение №2). В заданиях этого типа предлагается текст, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц.
  2. От языка к тексту (задания №9 см. Положение № 2). В этих заданиях моделируется активная речевая деятельность. Исходным условием являются правила, закономерности языка. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи.
  3. От языковых фактов к системе языка (задания №№17,19 см. Приложение № 2). В этих заданиях студенты и обучающиеся не должны опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой – либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода понимания как системных внутриязыковых связей языка, так и межуровневых.
  1. Типы творческих заданий.

Задания №№18,20 (см. Приложение № 2) связаны с творческой переработкой текста (создание триолета) и написанные сочинения. Они оцениваются по следующим параметрам: доказательность, логичность и последовательность, аргументированность, композиционная стройность, выразительность, речевое разнообразие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИАДЫ

  1. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 2, М: Просвещение, 2009.
  2. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 3, М: Просвещение, 2011.
  3. http://www.rosolymp.ru
  4. http://www.philologia.ru – учебный филологический ресурс, учащий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.
  5. Материалы Интернет – олимпиады «Русский язык без границ», 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Задания Олимпиады

Задание № 1

Обозначьте прописной буквой правильное ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами.

апостроф
бутик
вальдшнеп
вероисповедание
гусеница
догмат донельзя
древко
дремота
запасник
знамение
избалованный
клала
козлы
коклюш
лассо
насадит
новорожденный
обнаружение
оркестровый
откупорить
петля
плато
сливовый
созыв
украинский
умно
ходатайствовать
юродивый

Каждый правильный ответ – 0,5 балла. При указании различий, которыми характеризуются варианты, – 1 балл за правильный ответ.

Задание № 2

Найдите и исправьте грамматические ошибки. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов.

Олимпийское Сочи
далекое Осло
вечерние Хельсинки
загадочный Токио
густонаселенный Гродно
широкое Лимпопо
солнечный Брешиа
старинное Брюгге
забытые Заветы Ильича (колхоз)
неспокойный Онего
прибрежное Турку
подмосковные Химки
красивый Шираз
мглистый Осака
независимый Гаити

За каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл.

Задание № 3

Запишите числительное 128 287 685 буквами и просклоняйте его.

5 баллов за правильно выполненное задание.

Задание № 4

Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам собственным.

кольт
комбинат
колония
кондом
гастарбайтер
гафний
дерби
детектор
иезуит
иммельман
бостон
монофтонг
панама
уотергейт
унисон
тюфяк
сэндвич
садизм
маньяк
рудбекия
рецепт
мичман
мансарда
лямблия
бойкот
бойфренд
бикини
берданка
бердыш
бедлам
батист
батик
бактриан
эрудит
эскалоп

1 балл за каждое правильно указанное слово. Если в ответе будет допущена ошибка (указано нарицательное существительное, не восходящее к имени собственному), баллы за это задание участнику начислены не будут.

Задание № 5

Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море; грамота; Москва; место .

Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая нога, собаку съесть, всех собак вешать и т. д.

Каждый фразеологизм – 0,5 балла, но не более 20 баллов.

Задание № 6

Выберите правильные словосочетания из предложенного списка.

заглавная роль
косный мозг
крёстный ход
маневровый тепловоз
туристское агентство
запасный выход
обидчивый человек
элитарные войска
драматургический театр
жилищный вопрос

1 балл за каждое правильно указанное словосочетание. Если в ответе будет допущена ошибка (указано некорректное словосочетание), баллы за это задание участнику начислены не будут.

Задание № 7

Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам: раболепствовать, побеждать, лгать, зябнуть . Например: трудиться – пахать как папа Карло, как карлик на водокачке, не покладая рук, вкалывать как ишак ...

0,5 балла за каждый фразеологизм, но не более 20 баллов.

Задание № 8

Перед вами цитаты из произведений русских писателей. Объясните значение слов, выделенных полужирным курсивом.

«Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал , пустил его в Сильвио, который едва успел отклониться от удара». А. Пушкин, «Выстрел».

«А родитель мой, надо сказать, хотя и из ластовых был, но место имел доходное и, понятное дело, сыну тоже дал порядочного ходу». В. Короленко, «Ат-Даван».

«В журнале "Будни морзиста" Ляписа встретили гостеприимно. "Хорошо, что вы пришли, Трубецкой. Нам как раз нужны стихи. Только - быт, быт, быт. Никакой лирики. Слышите, Трубецкой? Что-нибудь из жизни потельработников и вместе с тем, вы понимаете?.."» И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев».

«Может быть, он вспоминает, что сделал бы в этом случае майор, или капитан, или бригадмилец из «Дела "пестрых"». В. Высоцкий «О любителях "приключений"».

1 балл за каждое правильное объяснение.

Задание № 9

Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы.

Почему слова пятерочник, троечник, двоечник пишутся через Ч, а слово колышник (тот, кто учится на колы) – через Ш?

Почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое?

Почему пишется ЖВачка, но ЖЕВательная резинка?

За аргументированный ответ на каждый вопрос – 5 баллов.

Задание № 10

В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова.

Задание № 11

Исправьте все стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте.

Отправляясь в Японию, осознано отдаешь себе, отчет, что ты попадаешь в иной мир. Он не экзотичный и даже не загадочный – просто, другой. Уже после приземления понимаешь, что прогресс уже не просто шагнул вперед в этой стране, она и есть сам прогресс. Но, при этом, союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах едущие в скоростных поездах ни вызывают ни какого удивления. Не в одной стране мира я ни встречала такого прекрасного сочетания прогресс и традиция, доведенного до абсолютного совершенства.

До 20 баллов за исправленный текст.

Задание № 12

Перед вами фразы, ставшие эпиграфами к произведениям русских писателей. Назовите: 1) откуда заимствована фраза; 2) имя и фамилию писателя, использовавшего данную фразу в качестве эпиграфа, а также название произведения, в котором данная фраза использована как эпиграф.

Пример : Фраза «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Ответ : 1) Тредиаковский В. К., «Тилемахида». 2) Эпиграф к «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Охота пуще неволи.

Жомини да Жомини, // А об водке ни полслова...

Род проходит и род приходит, земля же вовек пребывает.

Переходя улицу, оглянись по сторонам.

Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть неизбежна.

Горе тебе, Вавилон, город крепкий.

О, Русская земля!..

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!

Ты камнем упала, я умер под ним.

По 2 балла за каждый правильный ответ (за неполный ответ 1 балл)

Задание № 13

Как сейчас называются эти города?

Андропов
Брежнев
Екатеринодар
Горький
Куйбышев
Ораниенбаум
Царицын
Баронск
Молотов
Арзамас-16
Калинин
Невдубстрой
Надеждинск
Свердловск
Ворошиловск
Энгельс

0,5 балла за каждый правильный ответ.

Задание № 14

Кому посвящены поэтические произведения, строки из которых даны ниже? Назовите авторов этих строк.

Душе настало пробужденье: // И вот опять явилась ты, // Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!// Потому, что я с севера, что ли, // Я готов рассказать тебе поле, // Про волнистую рожь при луне...

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, //Как шли бесконечные, злые дожди, // Как кринки несли нам усталые женщины, // Прижав, как детей, от дождя их к груди...

Где Вы теперь, кто Вам целует пальцы? // Куда ушёл ваш китайчонок Ли?..

О Александр, ты был повеса, как я сегодня хулиган…

Куда мне до нее! Она была в Париже, // И я вчера узнал - не только в нем одном.

Я поздравляю вас, как я отца // Поздравил бы при той же обстановке. // Жаль, что в Большом театре под сердца // Не станут стлать, как под ноги, циновки.

Женщина, безумная гордячка! // Мне понятен каждый ваш намек, // Белая весенняя горячка // Всеми гневами звенящих строк!

По 1 баллу за каждый правильный ответ (правильными считаются только полные ответы).

Задание № 15

Что объединяет все перечисленные слова: вправду, добро, зло, лето, на пригреве, обожгло, понапрасну, пятипалый, светло ?

5 баллов за правильный ответ.

Задание № 16

Перед вами фрагменты описания различных городов, взятые из произведений русской литературы XIX–XX вв. Названия городов (там, где это необходимо для составления задания) заменены многоточием. Определите: 1) о каких городах идет речь, 2) какие из них являются вымышленными, а какие настоящими, а также 3) укажите название произведения и фамилию автора.

«... – самый скверный городишко из всех приморских городов России».

«У белых башенных ворот провинциального кремля две суровые старухи разговаривали по-французски, жаловались на советскую власть и вспоминали любимых дочерей. Из церковного подвала несло холодом, бил оттуда кислый винный запах. Там, как видно, хранился картофель».

«Город... – типичный, в общем–то, райцентр на пятнадцать тысяч голов населения, довольно спокойного, в основном сельского. Промышленность здесь была лесная, кудельная и сельскохозяйственная. Беспокоил порой и будоражил городок, стоявший на отшибе, текстильный техникум да межзональный дом отдыха лесозаготовительной отрасли».

«Ближе к центру, на Екатерининской, вид города изменился. Появились дома в два и даже три этажа, совсем европейского вида. Первые этажи многих домов были заняты магазинами, витрины которых были укрыты от солнца полосатыми, с фестонами, маркизами».

«В осажденном городе... на бульваре, около павильона играла полковая музыка, и толпы военного народа и женщин празднично двигались по дорожкам. Светлое весеннее солнце взошло с утра над английскими работами, перешло на бастионы, потом на город – на Николаевскую казарму и, одинаково радостно светя для них, теперь спускалось к далекому синему морю, которое, мерно колыхаясь, светилось серебряным блеском».

« ... жил бурливо–холодной, пресыщенной, полуночной жизнью. Фосфорические летние ночи, сумасшедшие и сладострастные, и бессонные ночи зимой, зеленые столы и шорох золота, музыка, крутящиеся пары за окнами, бешеные тройки, цыгане, дуэли на рассвете, в свисте ледяного ветра и пронзительном завывании флейт – парад войскам перед наводящим ужас взглядом византийских глаз императора».

По 1 баллу за каждый правильный ответ (за неполный ответ 0,5 балла).

Задание № 17

Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения). Как называются произведения, кто автор?

Башмачкин
Беликов
Вронский
Головин
Калитина
Костыльков
Ларина
Лужин
Мещерская
Тарасевичева
Твистер
Фандорин
Шатов
Штирлиц

По 1 баллу за каждого персонажа.

Задание № 18

Триолет – это стихотворение в восемь строк, из которых 4–я и 7–я повторяют первую, а восьмая – вторую, причем всё стихотворение написано на две рифмы.

Например:

Твой лик загадочный и нежный
Как отраженье в глубине,
Склонился медленно ко мне.
Твой лик загадочный и нежный
Возник в моем тревожном сне.
Встречаю призрак неизбежный:
Твой лик, загадочный и нежный,
Как отраженье в глубине.
(В. Брюсов)

Ты промелькнула, как виденье,
О, юность быстрая моя,
Одно сплошное заблужденье!
Ты промелькнула, как виденье,
И мне осталось сожаленье,
И поздней мудрости змея.
Ты промелькнула, как виденье,
О, юность быстрая моя.
(К. Бальмонт)

Напишите триолет на тему «2014 - Год культуры в РФ».

До 20 баллов.

Задание № 19

Какие из этих вопросов являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов.

Что такое счастье?
Что делать?
Кто виноват?
Как нам обустроить Россию?
Любите ли Вы Брамса?
Есть ли жизнь на Марсе?
Почему самолеты летают, а крыльями не машут?
Как украсть миллион?
Кто хочет стать миллионером?
А вы могли бы?
Когда же придет настоящий день?
Кто он?
Вы слышите их?
Что такое хорошо и что такое плохо?

1 балл за каждое правильно указанное произведение. Если в ответе будет допущена ошибка (указан вопрос, не являющийся названием произведения, или неверно указан автор), баллы за это задание участнику начислены не будут.

Задание № 20

Тема сочинения – свободная. Однако есть одно условие: сочинение должно обязательно начинаться с фразы « Если бы я был программистом (парикмахером и т.д.)… »

1

Паршиков В.Л.

Тихомиров А.А.

Дьяков В.А.

Колиниченко И.Ю.

Комаровский М.И.

Шевченко А.В.

Савинков К.Е.

Савинков Р.А.

Соломантин Д.А.

Суетин Е.Ю.

Малинен О.О.

Мальтз Д.С.

Милютин В.А.

Морозов Д.Г.

Пассеров Ю.В.

Василенко А.В.

Данилюк Р.С.

Демчук Н.С.

Александров С.Ю.

Андреев А.В.

Балковский Р.А.

Бардин Е.Е.

Белозубов Е.Л.

Белозубов С.Л.

Волудский А.И.

Еженков И.В.

Журавлёв С.И.

Зайцев А.С.

Исаков Д.С.

Кабатов П.Д.

Степанов Б.Г.

Смольский В.А.

Ушакова А.С.

Щёкина Е.В.

Соловейко Е.Ю.

Председатель жюри :

Члены жюри :

Преподаватель В.О.Копейкин

Преподаватель Е.А. Семенова

Милютин В.А.

Балковский Р.А.

Председатель жюри :

Зам. директора по ОД Н.В.Долгополова

Члены жюри :

Зам. директора по УВР Л.А.Ружейникова

Преподаватель В.О.Копейкин

Преподаватель Е.А. Семенова


Олимпиады в начальной школе

Отличительной особенностью школы является обязательное участие полных команд в интеллектуальных соревнованиях по общеобразовательным предметам школьного, районного, городского уровней.

Основными целями и задачами для организаторов проведения конкурсов знаний в этой связи являются:

  1. создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
  2. пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности;
  3. обязательный сравнительный анализ результатов участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах на разных уровнях;
  4. постоянная учебная работа с конкурсными заданиями, решение олимпиадных задач в процессе очной и заочной подготовки школьных команд;
  5. моральное и материальное стимулирование педагогов и учащихся к достижению высоких результатов выполнения заданий повышенной сложности.

Формы проведения интеллектуальных соревнований могут быть разнообразными: смотры знаний, интеллектуальные марафоны, КВН, викторины, конкурсы знатоков и т.д. Но наиболее эффективная форма работы - олимпиада.

Школьная олимпиада является первым этапом государственной олимпиады школьников Российской Федерации и включает в себя олимпиады по всем учебным предметам.

Участие в олимпиаде начальной школы является пропедевтикой участия в олимпиадах среднего и старшего возраста учеников.

Проведение олимпиад в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, служат развитию творческой инициативы ребят. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и т.д.), вызывают интерес к процессу познания.

Но, вот способы оценивания олимпиадных заданий в общеобразовательных учреждениях разные.

Способы оценивания:

1. При распределении призовых мест учитывать процент выполнения заданий, где каждое задание предварительно оценено в баллах

1 место – 100% - 75%

2место – 74% - 65%

3 место – 64% - 60%

2. Оценивать олимпиадные задания можно по балльной системе: 1, 2, 3. Ставится 1 балл ученику, не справившемуся с большей частью задания; 2 балла обычно ставятся ученику, выполнившему верно половину задания; 3 балла заслуживает ученик, выполнивший всё задание верно. Как показывает практика, такая система оценивания достаточно легка при проверке результатов олимпиадных заданий, но она не позволяет выявить самого сообразительного учащегося, т.к. в ней не учитывается степень сложности самого задания.

3. Другая система оценивания – «рейтинговая», где самый высокий балл выставляется за задание, на которое дали правильный ответ наименьшее количество учащихся, и наоборот, наименьший балл получает задание, с которым справляются большинство учащихся данного возраста. Таким образом, «рейтинговая система» позволяет выявить не только самого сообразительного учащегося, но и отследить наиболее трудные для учеников задания. Но такое оценивание олимпиадных заданий применяют довольно редко.

Хотелось бы узнать, как в других городах оценивают олимпиадные задания у детей младшего школьного возраста.

Оценивание олимпиадных работ по литературе

10 -11 кл.

Макс. балл

Максимальный балл -10 0.

Задание №1 (до 70 баллов)

ОЦЕНИВАНИЕ В 9,10,11 классах

*** С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию.

Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе:

первая оценка – условная «двойка»,

вторая – условная «тройка»,

третья – условная «четверка»,

пятая – условная «пятерка».

Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы.

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает.

Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом».

В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 15 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Обязательно оцениваются:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Макс.- 25 баллов.

Шкала оценок: 10 – 15 – 20 – 25

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность.

Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Макс.- 20 баллов.

Шкала оценок: 5 – 10 – 15 – 20

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Макс. 10 баллов.

Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10

4. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста),

работа по этому критерию получает ноль баллов.

Макс.- 5 баллов.

Шкала оценок: 1 – 2 – 3 – 5

Дополнительно оценивается:

5. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего.

Примечание 1 : в случае отсутствия в работе оригинальных наблюдений по этому критерию балл не выставляется. Критерий назван «дополнительным» потому, что оценивает такой аспект работы, наличие которого нельзя вменить в обязанность, но который тем не менее часто в работах присутствует и требует оснований для поощрения. Примечание 2: при выставлении баллов по этому критерию желательна мини-рецензия проверяющего или такая система

обозначений/подчеркиваний в тексте, которая позволила бы ученику при просмотре работы сразу увидеть те оригинальные наблюдения, которые

принесли ему баллы. Эти наблюдения будет удобно выбрать из работ и опубликовать.

Макс.- 10 баллов.

Шкала оценок: 2 – 5 – 8 – 10

Итого: 70 баллов

Задание №2 (до 30 баллов)

Связный текст литературоведческого/историко - литературного/ учебного/ публицистического характера с включением в него 10 слов (словосочетаний).

Для каждой параллели свои 10 слов (словосочетаний).

Ученики сначала кратко письменно объясняют, где и как мог бы быть использован этот текст (статья в газету, репортаж для журнала, фрагмент радиопередачи, статья в энциклопедию, параграф учебника, запись в блоге и др.). Выбирают стиль текста в соответствии с задуманным жанром. Закончив работу, подчеркивают в тексте слова и словосочетания из приведенного списка.

Критерии оценки творческого задания

1. Уместность и корректность употребления приведенных в задании слов (словосочетаний) – по 1 баллу за слово (словосочетание). Макс.-10 баллов.

2. Соответствие выбранного учеником жанра композиционно-стилистическому воплощению текста.

Макс.- 5 баллов.

3. Знакомство с историко-культурным и теоретико-литературным контекстом и умение ориентироваться в них. Макс.- 5 баллов.

4. Связность и стройность работы, точность и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций.

Макс.- 5 баллов.

5. Оригинальность работы (необычность замысла и воплощения, неожиданность ассоциаций, интересные находки, оригинальность «сюжета», стилистическая свежесть и т. п.)

Макс.-5 баллов.

Итого: – 30 баллов

Итого за всю работу - 100 баллов

Накопленные наблюдения и мысли, пережитые радости и страдания писатель на склоне лет выразил в цикле стихотворений в прозе. Со свойственным ему лаконизмом Тургенев многое сумел сказать в своих поэтических миниатюрах. Они считаются стихотворениями, хотя и написаны прозой, потому что они лиричны, язык их музыкален, ритмичен.

Тургенев назвал этот цикл Senilia (Старческое). Создается он в тягостную пору общественной жизни страны и личной жизни самого писателя - в эпоху наступившей реакции, в период надвигающейся старости, болезни. И все же внутренний свет озаряет многие из его стихотворений в прозе.

Трудно представить себе, что больной старик создал такое боевое, молодое произведение, одно название которого вызывает радостное, бодрое чувство: Мы еще повоюем!. Читатель видит добрую улыбку человека, которому дорого все живое, чувствует шутливую ласку в его словах о воробушке: Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!

Отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я,- говорит автор. Смерть неизбежна. Но жизнь сильнее смерти.

Ведущим типом речи в данной миниатюре являет­ся повествование: рассказчик повествует об одном случае из своей жизни. Основа этого мини-рассказа - скрытое сравнение двух ситуаций: воробей - «заво­еватель» не боится кружащего над ним ястреба, кото­рый может «сожрать» его в любую минуту; рассказ­чик, перестроившись под влиянием этой картины, не боится своего «ястреба», т. е. «тяжких предчувст­вий», «унылости».

Изменения в настроении рассказчика от «груст­ных дум» - к «отваге, удали» - тема миниатюры; оптимистический вывод, которым она заканчивает­ся, - «Мы еще повоюем!», т. е. постараемся спра­виться с трудностями, одолеть их, - ее идея, основ­ная мысль. Тема и идея раскрываются в единстве и постепенно. Поэтому текст обладает делимостью. Он построен по следующему плану:

Мы еще повоюем!

I . Какая ничтожная малость может иногда пере­строить всего человека!

И. 1. «Тяжкие предчувствия», «унылость».

2. Наблюдения за «семейкой воробьев».

3. Воробей - «завоеватель».

4. Ястреб на небе.

5. «Завоеватель» - возможная жертва ястреба.

6. «...Грустные думы отлетели прочь».

III. «Мы еще повоюем, черт возьми!»

Как видим, начало текста - первое предложение; конец - последнее, причем оно перекликается с заглавием рассказа, благодаря чему текст получает композиционную завершенность.

Предложения в основной части связаны цепным способом. Так как повествование ведется от первого лица, т. е. от лица рассказчика, среди сцепляющих слов много местоимений 1-го лица единственного чис­ла и соотносительных с ним притяжательных в раз­ных формах: я, мою (грудь), мною, я, передо мною, десяти шагах) от меня, я, надо мною. Кроме местоимений, отметим и другие (морфологиче­ские и лексические) средства межфразовой связи: до­рога - через эту самую дорогу, сочинительный союз и, присоединяющий абзац-предложение к пре­дыдущему; семейка воробьев - один из них, про­тивительный союз а, присоединяющий абзац-пред­ложение к предыдущему; завоеватель - этого самого завоевателя, сочинительный союз и, сцеп­ляющий предпоследнее предложение с предыдущим.

Стиль рассказа - художественный. В нем реали­зуется функция воздействия. Автор как бы призыва­ет читателей: никогда не отчаивайтесь, настройте се­бя по-боевому, старайтесь преодолеть все трудности, забыть все неприятности.

В рассказе использованы разнообразные средства выразительности речи. Например: в описании доро­ги - творительный сравнения стрелою уходила вдаль дорога; в описании семейки воробьев - эпитет раззолоченная ярким летним солнцем; в описа­нии воробья, который вел себя особенно самонадеян­но, - ирония - завоеватель; в описании нового на­строения рассказчика - градация: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. Нельзя не отметить фразеологизмы, которые и уточняют повествова­ние, и оживляют его: большая дорога - благоустро­енная грунтовая дорога между крупными населенны­ми пунктами (в отличие от проселочной); дерзко чирикая, словно и черт ему не брат - о воробье-завоевателе, который держит себя крайне независи­мо; черт возьми - восклицание, выражающее в данном случае восхищение рассказчика своим бое­вым настроением. Уместно употреблены слова разго­ворного стиля: малость (мелочь, пустяк); и полно {Завоеватель - и полно!); сожрать, пускай.

Миниатюра «Мы еще повоюем!» входит в цикл («Стихотворения в прозе». Особенности этого жанра сам Тургенев определил как «стихотворения без рифм и размера». Их благозвучие, «складность» достигают­ся благодаря продуманному отбору не только слов, но и синтаксических конструкций. В миниатюре пре­обладают простые предложения: из 12 предложений текста - 9 простых и только 3 сложных (2 бессоюз­ных, 1 сложноподчиненное); в 6 случаях употребле­ны обособленные члены предложения, которые прида­ют речи особую напевность.

Стихотворение заканчивается бодрым, жизнеутверждающим призывом:

И пускай надо мной кружит мой ястреб...

Мы еще повоюем, черт возьми!

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.

Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.

К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».

В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.

Новелла - художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.

Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.

На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?

Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.

Книга Солоухина - своеобразное путешествие в “самую дивную из всех волшебных стран - страну детства. Ключи от нее заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно, что никогда, никогда, хотя бы одним глазком, хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. Все там полно значения и смысла Человек, позабывший, что там было и как было там, позабывший даже про то, что это когда-то было, самый бедный человек на земле”.

В книге в полной мере звучит поэзия родной земли, поэзия сельской жизни, поэзия крестьянского труда. Пожалуй, острее всего красоту этого труда чувствуют деревенские ребятишки. И может быть, одна из причин удачи прозаических книг В. Солоухина в том, что он рассказал о поэзии крестьянского быта через восприятие своего детства Многое устарело в этом восприятии, потому что детство писателя пришлось еще на довоенные годы, а сколько появилось после этого в деревне новых (порой странных) примет’ Но в том-то и ценность этой книги, что автор рассказывает здесь только о том, что он пережил, перечувствовал, что успел увидеть и полюбить на родной земле. И судя по книге, мало что запечатлелось в его памяти и сознании с такой же силой и яркостью ощущения, как первые встречи с “великими колхозными работами” - уборкой и молотьбой хлеба, севом, косьбой.

Естественно, что в книге были отзвуки трудностей, которые переживала деревня в ту пору. И все-таки социальные начала в поэтическом видении Солоухина были приглушены. А трудовой человек, крестьянин - кормилец всей страны - был показан мощно и масштабно.

(В помощь проверяющим в 11 классах )

Анализ рассказа Александра Костюнина. «Вальс под гитару». Рассказ

Построение сюжета : вступление (пейзаж) и завязку построена на оксюмороне («гитара без струн»)
Важную роль играет «Мысль семейная »: главный герой ребёнок из неполной семьи. Мать -раздражённая, замученная женщина. Мальчик борется в одиночку с жизненными трудностями. Зато ребёнок возводит образ умершего отца в ранг идеала.
Работа с языком произведения:
Неологизм «Дивьё»; «рубленая речь»; разговорная речь (пацаны, на фиг, придирается, цепляется, музыкалка, зубрить, орёт, училка, блин, не прилипало.) . Фразеологизм: «чёрная полоса». Эпитеты «Ненавистный день», «желанная ночь», «красивую четвёрку», «такой обалдевший», «заветная гитара», «в мешковатом пуховике». Метафоры: «Взгляд лучился добротой», «Сначала идёт тихая музыка», «Он заметно оттаял», «цепляется только ко мне», «и музыка полилась совсем другая». Сравнения: «Это – точно награда»; «мои пальцы – будто его лапки»; «Письмо будет вроде отмычки от неё»; «Хочу теперь на гитаре научиться, как папка»; « он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал». Языковые особенности: разговорные слова: «Подкатил к стоянке», «постоянно придиралась», «громыхает», «тащусь в слезах», «притопал и реву», «таскать», «наши пацаны».

Разговорно-сниженные слова: «Такой обалдевший», «пулят в тебя», «орёт и цепляется», «двойку вкатили», «орёт». Жаргонные слова: «На фиг тебе баян», «Блин! Мне двойка выходит», «училка», «домашку не сделал». Двойная антитеза: «желанная ночь» и «ненавистный день». В прозаическом тексте есть стихотворная вставка: Белый стих с использованием анафоры (Чтобы…). Опять использован оксюморон: «Темнота точно награда…»
Одна из главных идей рассказа - вера в человека и укрепление его духа просто добрым словом.
Проблема талантливости: герой рассказа явно одарённая личность, но он очень плохо учился (на двойки!)
Мальчик оказался между двух огней: мама и учительница. Итог катастрофичен: мысли о самоубийстве. Очень серьёзная проблема нашего времени в педагогике и психиатрии . Подросток ночь предпочитает дню, темноту свету. Он хочет спать, а не бодрствовать. Доведённый до отчаяния ребёнок пишет на «листочке»заветный текст. Он загадывает что-то для себя очень важное. Терпение его иссякло, бороться в одиночку нет сил. Ивдруг свершается ЧУДО! (Как часто в нашей жизни важные решения зависят от случайностей) . Наступает счастливый перелом в судьбе. А может быть, это просто награда за упорный труд?(Переход количества в качество).
Талант героя раскрывается. У него своё оригинальное видение мира: музыка слышится везде…
Интересны рекомендации учительницы перед концертом: не смотреть в зал, чтобы не сбиться, а если сбился, всё равно доигрывай!(Это хороший жизненный урок всем нам, не только для сцены)
Центральным является образ отца. Какую важную роль он играет в жизни ребёнка! (Особенно это проблематично в наше время разводов и матерей-одиночек).
Автор устами героя делает философский вывод: многомесячный каторжный труд в итоге сводится к блестящему … двухминутному выступлению?!
Кульминация рассказа – анонимный подарок (вожделенная гитара!) Кто сказал, что чудес не бывает? Самое большое чудо – доброе человеческое сердце (ср. А.Грин «Алые паруса»,К. Паустовский «Снег»)
Выводы: Чудо музыки; Упорный труд; Самоубийство – проявление слабости; Первый подвиг – преодолеть самого себя; Роль матери и отца в жизни ребёнка; Взаимоотношения учителя и ученика; Уроки доброты!

Описана ситуация, когда мальчик возвращался из города со сломанной гитарой отца. В маршрутке он разговорился со случайным попутчиком. Отвечая на вопрос о гитаре, мальчик обрисовал всю свою жизнь, которая так или иначе была связана с этой гитарой. На этой гитаре играл его отец. Из-за его игры на гитаре в отца влюбилась мать. Сейчас мальчик хочет играть на гитаре. Мне кажется, эта гитара дорога мальчику прежде всего из-за того, что на ней играл его папа. Эту глубокую связь между отцом и сыном мы видим из рассказа о его первом концерте. Тогда мальчику показалось, что за его игрой на баяне наблюдал папа, и он играл для него. Сейчас у мальчика есть большое желание научиться играть на гитаре, и я думаю, что он в душе надеется вернуть ту же ситуацию и еще раз «поиграть» для отца, но уже на гитаре.
Из рассказа мальчика мы видим, что он очень старательный и целеустремленный. Кроме того мальчик очень талантлив и музыкален. Как он сам говорит, вначале у него были большие проблемы с учебой в музыкальной школе. Страх сковывал его, он боялся, что ошибется и на него опять накричат. Мне понравилось, что он сам нашел выход из этой ситуации. Он «вооружился» заявлением об уходе из музыкальной школы и уже спокойно шел в школу. Это его спокойствие и уравновешенность сказались на том, что он стал обращать внимание на окружающее. Раньше все ему казалось мрачным, темным, а тут он увидел березы и загадал на них желание. И когда это его желание получить четверку сбылось, мальчик поверил в себя, в свои силы и возможности.
Этот рассказ учит не сдаваться перед трудностями, верить в себя и свои силы. В конце рассказа происходит чудо. После концерта мальчику передают прекрасную современную гитару от незнакомца. И все мы знаем, кто подарил эту гитару. Ее подарил попутчик, восхищенный талантом, основатель-ностью мальчика. Думаю, если было бы продолжение этого рассказа, мы бы узнали о том, как мальчик научился играть на гитаре, стал известным музыкантом, прославился на весь мир, а самое главное, создал прекрасную семью и воспитывал троих замечательных сыновей. А в их большом доме на самом видном месте висела гитара, старая, со сломанным грифом, но такая дорогая и милая душе отцовская гитара.

Душа, темные аллеи, испытания. Свобода выбора, сочувствие, сострадание, соучастие, вера, любовь, свет. Именно такие ассоциации вызвал у меня рассказ А. Костюнина «Вальс под гитару». Герой рассказа испытывает чувство одиночества, потерянности, отчаяния. И принимает решение уйти из музыкальной школы… « Буду свободен» Решение принято. Настроение меняется. Ощущение внутренней свободы меняет подростка. Он обретает уверенность в себе, появляется интерес к жизни: «А тут загадал:. Вот подниму голову, сколько берез увижу перед собой, такую отметку на уроке и получу…..Ага,- думаю – хорошо…».И действительно у него все получилось. А как знакома эта ситуация! И здесь главное желать и верить, как сделал главный герой. И с этого момента черная полоса закончилась, стало все получаться.
Мальчик сделал шаг навстречу жизни, и мир обернулся любовью к ней. Герой растет профессионально. Ему есть, к чему стремиться: «…Как папка…он лучше всех играл. Душа компании».
Концерт. «он смотрел прямо на меня. Я стал играть для него… Только он и я…. В главной роли музыки – он…..они танцуют счастливые…я заплакал от счастья…» Невозможно без слез читать эти строки. Перечитываю еще и еще раз, И опять слезы, слезы тихой радости, светлой надежды. Сколько любви. Благодарности, нежности, оптимизма в этих строчках!
Чудо? Нет. Подросток, пройдя через страдания, сделал тот выбор, который подсказывало его сердце, его желание, его вера, любовь. И свет восторжествовал. Случайный попутчик оказался благодарным слушателем. Может, узнал в подростке себя, и поэтому подарил мальчику чудо в день Светлого Христова Воскресения. Концовка рассказа символична. Герой заслужил чудо, воскрешение к новой жизни, полной любви, надежды и веры.
Произведения А. Костюнина о жизни, о нашей сегодняшней жизни. Героем их может стать любой из нас. Но он еще раз напоминает нам вслед за Л. Толстым, что ничего не происходит просто так, любая случайность – это результат закономерностей. Главное в человеке –« чувства добрые», которые писатель заставляет трудиться и день и ночь. И все испытания, посылаемые нам судьбой, направлены на то, чтобы проверить наши души на прочность, а следовательно и мы на право называться Человеками.

Самостоятельность в поступках, ответственность, человеческая личность – об этих понятиях я размышляла

после прочтения произведения Александра Костюнина «Вальс под гитару».
Герой рассказа - мой сверстник, мальчик четырнадцати лет. Он учится в школе, занимается музыкой,

живет с мамой.
В определенный момент жизни перед ним встают проблемы: все, чем он занимался, у него не получается,

знания «не прилипают», окружающие не понимают.
Читая, как он трогает родную щербинку, чувствуешь, как на него навалилась невыносимая усталость, как ему тяжело.
Мальчик огорчен и встревожен. Он даже пишет заявление об уходе из музыкальной школы…
Если бы поговорить с кем-нибудь по душам, возможно, стало бы легче. Но с кем? Одноклассники

предпочитают играть в карты, да, и засмеют еще. Мама одна тянет лямку семейной жизни. Отца нет.

Мальчику, особенно в этом возрасте, необходимо общение с папой. Он обязательно бы выслушал,

посоветовал, и стало бы «весело, приятно, счастливо даже».
Как найти выход? Можно бросить занятия музыкой, ничем не заниматься, никуда не ходить.
И все-таки герой - сильный по натуре человек. Он начинает бороться с неудачами. Потихоньку,

маленькими шажками, благодаря высокому духовному содержанию, у него открывается «второе дыхание».
Мальчик сыграл на концерте вальс так, что все просто заслушались. Музыка шла с самых глубин души. А играл он, вспоминая об отце, о маме – его успех говорит о бескорыстной любви к близким людям. У героя раскрывается душа и огромный потенциал, появляется потребность сыграть лучше, необычнее «Вальс под гитару».
Мы наблюдаем самостоятельность и инициативу – герой ищет мастера для ремонта старой гитары, чтобы научиться играть. А это уже проявление личности. Эти качества увидел в мальчике и случайный попутчик. Эта встреча не случайна, так как происходит серьезные изменения в жизни мальчика. Попутчик увидел в мальчике себя. И этот разговор, возможно, облегчил душу обоим.
Есть глубокая уверенность - у героя все получится, потому что существует цель. Мальчику присущи такие качества как ответственность, контроль над поведением, самостоятельность, любовь к родителям.
Когда у человека есть такие качества и идеалы, сбываются любые мечты и происходят чудеса.
В результате своих размышлений, я пришла к выводу, что благодаря трудолюбию, силе воли, любви

можно стать личностью, раскрыть таланты. Каждый из нас может встать на этот путь. В этом

поможет разум, семья, окружающие люди, а кому-то вера в Бога.

Произведение «Вальс под гитару» замечательное. В этом рассказе открывается мне образ обычного 14- летнего мальчишки в черном, слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.
В рассказе у него нет ни имени, ни фамилии, просто мальчишка. Герой измучен от непонимания взрослых, проблем в школе, требовательности учительницы музыки. В один момент мальчишка не выдержал этих рухнувших на его плечи проблем. Он почти сдался, принял решение и написал заявление в музыкальную школу, чтобы его отчислили из третьего класса. Не от лица мамы, а от себя. И как только решение принял, успокоился. И подумал: «Ну, все!», но оказалось, что еще не все. Не случайно автор выделил эпизод с березками. По пути в музыкальную школу мальчик-баянист загадал: «Вот подниму сейчас голову, сколько берез увижу перед собой, такую отметку на уроке получу». Березок оказалось четыре. Он не был уверен в этой оценке, просто мальчик хотел получить ее. Растущие березы вдоль тропинки, на которые подросток не обращал внимания, придали сил, уверенности в себе и не позволили совершить нежелательного поступка. У мальчишки пропала боязнь перед учителем. Когда он взял инструмент и начал играть, его музыка стала прекрасной, мальчик начал играть во много раз лучше, чем прежде.
Герой рассказа не может сдаться, отказаться от мечты и от любимого дела. К нему вернулась уверенность в своих силах, в свои способностях. Мальчишка стал во всем слышать музыку.
У героя рассказа есть мать. Об отце мы знаем только, что он был военный и погиб в одной из горячих точек. Может, именно поэтому мальчик незнакомому мужчине стал откровенно рассказывать о своем большом достижении - победе над собой, над всеми трудностями, которые казались ему огромными. Но теперь тяжелая и бессмысленная жизнь осталась позади, а впереди - конкретная цель, ежедневный труд и чувство гордости за себя самого.
Герой исполняет на концерте вальс «На сопках Маньчжурии»,
играя на баяне. Он выступал с волнением, но ему помог справиться с ним отец, образ которого представил во время исполнения.

Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964 года в Карелии. Окончил художественную школу. Увлечения: литературное творчество, фото и рисование. Его фотокартина под названием «Родительский дом» украшала кабинет Владимира Путина в Кремле. Персональные фотовыставки проходят в разных странах мира. Его мать была учителем русского языка и литературы, но сочинения писать он не любил. Мать помогала ему, и он старательно переписывал то, что предлагалось ему.
Окончил два факультета: сельскохозяйственный и экономический. Член Союза писателей РФ.
Женат, имеет двоих детей. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово - связующая нить времени» за книгу « В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу ».
Костюнин о себе: «Мои литературные наброски не относятся к коммерческому проекту. Это скорее разновидность «креста», который каждый по жизни несёт в силу своих убеждений. Сейчас полностью посвятил себя творчеству.»