Река Пур: описание и фото. Строительство моста через реку пур на ямале начнется осенью этого года

В бассейне Карского моря есть река Пур. Ее длина - 389 километров. А с рекой Пякупур и ее притоком р. Янгьягун - 1024 километров. Пур является одной из длиннейших российских рек. Площадь ее бассейна равна 112 тысячам квадратных километров. Пур впадает в Карскую Тазовскую губу.

География реки

Река протекает в Ямало-Ненецком округе. Водоем имеет примерно 6351 водооттоков. Из них почти восемьдесят процентов имеют длину менее десяти километров. Рек длиной 50-100 километров - 57. А более ста километров - 40. Высоты Пура - от 15 до 50 метров над уровнем моря. Ширина русла - от 200 до 850 метров. Глубина перекатов - 1,2 метра. Река Пур протекает по району вечной мерзлоты. Поэтому теплые островки встречаются редко.

В бассейне реки Пур главные ископаемые - нефть и природный газ. В долине водоема встречаются самоцветы сердолик и агат. Река Пур протекает в тундровой и лесной зонах. Большая часть русла находится в северной тайге. Заболоченность местности по течению Пур - приблизительно семьдесят процентов. Питание реки в основном снеговое. Для Пура характерны весеннее половодье, зимняя и летняя межень и осенние паводки.

Флора и фауна

В верховье реки растут лиственные, хвойные и лишайниково-моховые леса. В середине реки и в нижнем течении водоем окружен кустарниками и пойменными лугами. Река Пур богата на сиговую рыбу (омуль, чир, ряпушка и т.д.). А также там водится много карася, стерляди, плотвы и другой мелочи. В устье можно поймать камбалу и семгу. Но в зимний период на реке наблюдается безрыбье. Вся подводная живность старается сконцентрироваться в узких притоках или выходах грунтовых вод.

Переправа

Один из самых длинных российских водоемов - река Пур. Переправа через нее понтонно-мостовая. По ней переправляется транспорт и различные грузы. Переправа оснащена плавучими опорами. Несмотря на огромную массу, сооружение абсолютно непотопляемое. Достоинство этой переправы в том, что она может использоваться в любом месте реки. Причем к своеобразному мосту периодически присоединяются дополнительные звенья. В результате значительно увеличивается длина переправы. Она состоит из нескольких частей:

  • мостовые понтонные участки;
  • береговые фиксаторы;
  • настил;
  • аппарель, или наклонная площадка.

Переправа двусторонняя, что является ее большим преимуществом. Это увеличивает пропускную способность. Грузоподъемность переправы - до 100 тонн. Этот плавучий мост легко собирается и демонтируется. Иногда переправа используется в качестве причала для небольших речных катеров.

Мост

В 2015 г. было запланировано строительство моста через реку Пур. И была почти завершена разработка технического плана. Мост планировалось построить между поселком Уренгой и станцией Коротчаево. Сооружение должно было выдерживать передвижение автомобилей. Поэтому по плану должны были быть установлены одиннадцать опор.

Мост через Пур должен быть протяженностью один километр, а дорожные подходы - 2700 метров. Вдоль всего сооружения будет установлено современное освещение, сигнализация и видеонаблюдение. Мост предназначается для перевозки больших объемов грузов.

Поэтому проезд по автопереходу через Пур будет платным. Исключение сделано только для местного населения. Для строительства моста требуется шесть миллиардов рублей. В 2016 г. проект моста ожидал своего окончательного утверждения. А сроки строительства сооружения установлены с 2017 по 2019 годы.

Мост через реку Пур очень важен для развития региона. Новый переход входит в план освоения Арктики. На данный момент между станцией Коротчаево и поселком Уренгой работает только понтонная переправа. Но многое изменится в ближайшие годы, когда возведут новый мост через данную реку.

Правобережье ямальской реки Пур уже второй месяц отрезано от «большой земли». На левом берегу реки скопились тысячи тонн грузов, необходимых для обеспечения работы по добыче газа и нефти, ведения геолого-разведывательных работ «Газпромом», «Роснефтью», «Новатэком». Товары первой необходимости для жителей поселка Уренгой и нескольких районов Ямала, расположенных на правом берегу Пура, доставляют паромами. Люди с берега на берег добираются катерами на воздушной подушке, выкладывая 500 рублей за переправу в одну строну с каждого пассажира. В прежние годы переправа закрывалась не больше чем на пару недель, во время ледохода. Уже в конце мая движение восстанавливалось. Но тогда у поселка Уренгой работали две переправы. ООО «Ямбургтранссервис» перекидывало через реку понтонный мост с реверсным движением. «Корпорация Роснефтегаз» - мост с двухсторонним движением, сооруженный из восьми барж. Но 21 августа 2017 года мост из барж ликвидировали.

Блокада Уренгоя

Глава администрации поселка Уренгой Олег Якимов принял меня в своем просторном кабинете и долго, вдохновенно рассказывал, как жизнь в поселке становится лучше день ото дня. Отметил, что нет проблем со снабжением, прилавки магазинов ломятся от товаров. И это правда. Я проверил. В магазинах поселка Уренгой действительно изобилие. Правда, цены оказались намного выше, на некоторые товары более чем на 100%, чем на левом берегу реки Пур. К примеру, в Новом Уренгое пакет молока стоит 50 рублей, а на правобережье — уже 90. Килограмм яблок в поселке можно купить за 180 рублей, в городе — за 120, килограмм огурцов — на правом берегу Пура стоит 170 рублей, на левом — 80, килограмм лимонов — 270 в Уренгое и 120 рублей — в Новом Уренгое…

Продавцы в поселке объяснили, что дороговизна возникает из-за «паромной» наценки. Перевозка с одного берега реки на другой, к примеру, 15-тонного грузовика стоит 23 тысячи рублей. Два конца обходятся в 46 тысяч. Надо ли говорить, что эту сумму оплачивают покупатели.

Олег Якимов то ли не знает этого, то ли талантливо имитирует неведение. На мой вопрос, как отразилась на поселке «блокада», бодро ответил:

— Уренгой ничего не потерял…

По поводу перспектив налаживания переправы через Пур глава администрации прибрежного поселка дал оптимистический прогноз. Мол, уже 140 понтонов спущены на воду, и, чтобы собрать переправу и запустить по ней машины, потребуется всего несколько дней.

Не знаю, на чем основан оптимизм Якимова. Я прогулялся воль берега и пересчитал все понтоны. Непосредственно у правого берега их порядка двадцати. Еще около шестидесяти, уже собранных в звенья, я обнаружил в затоне недалеко от места, где и должна начать работать переправа. На левом берегу собраны еще сорок понтонов. Итого порядка 120 штук. То есть все понтоны, которые есть в распоряжении ООО «Ямбургтранссервис», уже собраны и спущены на воду. Но для организации переправы необходимо не менее 140 понтонов.

Когда в августе прошлого года ликвидировали мост из барж, о таком сценарии развития событий, видимо, не подумали. Ну а чего думать-то? Понтонная переправа осталась монополистом, весь автомобильный поток, а это порядка трех тысяч автомобилей ежедневно, безальтернативно достался ей. Нагрузка на понтонную переправу увеличилась даже не в два раза. По тоннажу нагрузка увеличилась в разы. Потому как многотонные автомобили раньше предпочитали мост из барж.

Многократное увеличение нагрузки на понтоны ускорило и их износ. В результате многие из них пришли в негодность, лишив ООО «Ямбургтранссервис» маневрового резерва.

Ликвидаторы

Еще осенью прошлого года я рассказывал, как в «операцию» по ликвидации моста из барж были вовлечены сотни человек — силовики и чиновники, казаки и политтехнологи… Как рано утром 21 августа к сооружению прибыли сотрудники ООО «Ямбургтранссервис», компании, владеющей понтонной переправой, и под прикрытием двух десятков омоновцев разобрали мост. Стоявшие под всеми парами буксиры тут же угнали баржи. Ликвидация моста прошла без эксцессов, бригадам МЧС и скрой помощи, также направленным к сооружению, работы не нашлось.

Угон барж назвали арестом по предписанию службы судебных приставов. Но уже в октябре было установлено, что исполняющий обязанности начальника отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП по ЯНАО Александр Бурулов превысил свои полномочия, подписав постановление об аресте барж. Это прямо следует из решения Арбитражного суда ЯНАО по делу № А81-6551/2017, вынесенного 23 октября 2017 года. Суд признал постановление об аресте барж недействительным. Получив на руки это судебное решение, Ситников обратился в СКР с требованием возбудить уголовное дело по статье 169 УК РФ (воспрепятствование предпринимательской деятельности).

Очевидно, что Бурулов в этой истории всего лишь технический исполнитель. Операция по ликвидации моста из барж через реку Пур, думаю, была интересна куда более серьезным людям, обладающим административным ресурсом, который позволяет скоординировать действия судебных приставов и полиции, чиновников и предпринимателей, рассчитывающих получить собственную выгоду. Достаточно вспомнить, что за четыре дня до ликвидации моста из барж департамент природно-ресурсного регулирования администрации ЯНАО объявил аукцион на право «заключения договора водопользования… для размещения наплавного моста» как раз на том участке реки Пур, где еще находился мост из барж, принадлежащий «Корпорации Роснефтегаз».

Можно предположить, что ликвидация баржевого моста была банальной рейдерской атакой с целью захвата привлекательного бизнес-актива. Но история получила огласку далеко за пределами Ямала. Пришлось срочно скорректировать планы. Администрация поселка Уренгой экстренно приняла постановление о создании «условий для массового отдыха», решив на обоих берегах реки Пур организовать по пляжу. Да, вы правильно поняли, два пляжа в Сибири на широте Анадыря. Видимо, по случайному совпадению места для купания и принятия солнечных ванн запланировали насыпать не вдоль берега, а перпендикулярно ему, как раз в тех местах, где были подъездные пути к мосту из барж, сооруженные из железобетонных плит. Администрация вообще не имела права принимать решение об изменении назначении участка, не освободив землю от прежних конструкций. Документ о зонах отдыха датирован 23 августа 2017 года. Именно на него сослался департамент природно-ресурсного регулирования администрации ЯНАО, отменив аукцион на право заключения договора водопользования.

Интересная деталь. «Корпорация Роснефтегаз» ни водной глади, ни берегов не захватывала. Еще 5 ноября 2002 года губернатор ЯНАО подписал документ № 1107-р «О выборе земельного участка», на основании которого администрация Пуровского района ЯНАО вынесла два распоряжения. 31 января 2003 года увидело свет распоряжение № 53 «О предоставлении земельного участка». А 3 апреля того же года было подписано распоряжение № 327-р «О согласовании акта выбора земельного участка». Этими документами «Корпорации Роснефтегаз» были переданы земельные участки площадью 1,76 га на берегах Пура — именно для организации работы понтонной переправы.

А уже на основании распоряжений администрации был заключен договор аренды земельных участков и начала работать понтонная переправа, которая позже была заменена на мост, сооруженный из барж.

Администрация Пуровского района даже не пыталась расторгнуть договор аренды земельных участков. А юристы «Корпорации Роснефтегаз» посчитали, что договор автоматически пролонгирован на неопределенное время, как это регламентировано статьей 621 Гражданского кодекса России, определяющей, что «при надлежащем исполнении условий договора аренды земельного участка в случае, если стороны не высказывали желания расторгнуть договор, такой договор считается возобновленным на неопределенный срок».

Но когда началась подготовка к операции по ликвидации моста из барж, эти юридические нюансы предпочли не вспоминать. А подготовка, надо сказать, вылилась в массированную агитационно-информационную атаку на «Корпорацию Роснефтегаз» и ее основателя Олега Ситникова. С рассылкой анонимок с объявлениями, что Ситников приглашает на митинги и пикеты с требованием ликвидировать поселок Уренгой… И это притом что незадолго до этих событий именно на средства, выделенные «Корпорацией Роснефтегаз», в Уренгое началось строительство церкви… Даже получил огласку некий проект «технического задания», цель которого — «привлечь внимание общероссийского общественного мнения и мнения руководства федеральных правоохранительных органов к факту наличия криминальной группы «Роснефтегаз» (так почему-то названа корпорация предприятий Ситникова. И. М. )… Организовать в том или ином виде начало процедуры ликвидации всей группы компаний…». Политтехнологи даже в «Новую газету» обращались с предложением опубликовать серию статей об Олеге Ситникове и его «противоправной деятельности».

Мы, понятное дело, отказались. Но судя по тому, что на десятках региональных сайтов появились однотипные публикации, соответствующие «техническому заданию», нашлись и исполнители проекта.

«Новая газета» еще осенью прошлого года предполагала, что монополизация переправы через реку Пур ни к чему хорошему не приведет. К сожалению, наш прогноз оказался даже оптимистичнее реальности. Мы-то думали, что ООО «Ямбургтранссервис», де-факто ставший монополистом, взвинтит цены. Но никак не могли предположить, что переправа вообще не будет работать даже к концу июня.


Администрация Уренгоя решила организовать два пляжа поперек берега реки Пур

Месть прокурора?

Основатель «Корпорации Роснефтегаз» Олег Ситников предполагает, что вдохновитель атак на его бизнес, включая ликвидацию моста из барж через реку Пур, — прокурор ЯНАО Александр Герасименко. Предположение не лишено основания, если вспомнить, что Ситников даже судился с силовиком, когда какой-то неизвестный сотрудник прокуратуры переслал предпринимателю копию приказа, подписанного Герасименко, которым тот фактически потребовал от своих подчиненных усилить административное давление на предприятия, входящие в «Корпорацию Роснефтегаз»…

Главным сюжетом противостояния прокурора и предпринимателя стала волокита расследования покушения на Ситникова. Еще в июле 2015 года в публикации «Тиски «ликвидаторов» я рассказал о покушении на бизнесмена. Как он чудом выжил, получив девятнадцать ножевых ранений, потеряв почти три литра крови и проведя трое суток в реанимации.

Ситников убежден, что это покушение было связано с его планами построить переправу. Преступление было совершено как раз после того, как «Корпорация Роснефтегаз» приобрела баржи и начала готовиться запустить мост в эксплуатацию.

Преступление до сих пор не раскрыто, расследование тормозится. С куда большим усердием правоохранительные органы начали «трясти» самого Ситникова, на его предприятия обрушился шквал проверок, которые пошли одна за другой…

— Герасименко уже одиннадцатый год занимает должность прокурора округа. Но сколько бы я ни обращался к нему с жалобами и заявлениями, всегда получаю отписки, подписанные кем угодно, только не прокурором округа, — рассказывает Олег Ситников. — Генеральный прокурор России куда более открыт для граждан, нежели прокурор округа. С Юрием Чайкой я уже трижды встречался. И передавал ему жалобы на действия окружного прокурора. Но, к сожалению, эти жалобы снова спускались в Салехард. А все опять же потому, что Герасименко ни разу не ответил мне лично.

Но, так или иначе, после одной из встреч Ситникова с Юрием Чайкой в ЯНАО была направлена комиссия Генпрокуратуры, по итогам работы которой прокурору округа был объявлен строгий выговор.

«Прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа Герасименко А.В. на протяжении нескольких лет инициировались проверки группы компаний Ситникова при отсутствии законных оснований», — написал Чайка в мотивировочной части приказа и подчеркнул, что по результатам этих незаконных проверок «возбуждено более пятидесяти дел об административных правонарушениях» по вопросам, находящимся за пределами полномочий прокурора округа.

Несмотря на строгий выговор Генпрокурора России, объявленный Александру Герасименко, административное давление со стороны прокуратуры ЯНАО на Ситникова и его предприятия не ослабло, а даже усилилось.

А вскоре грянул новый скандал. В редакцию «Новой» прислали фотографии и видеозаписи о том, как человека, похожего на прокурора ЯНАО, занесло в заповедник «Таймырский» в Красноярском крае, внесенный в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Где человек, похожий на прокурора ЯНАО, полетал на вертолете, распугивая заповедных животных (хотя это запрещено), а потом еще и порыбачил, хотя ловля гольцов, занесенных в Красную книгу, тоже под запретом.

К этой публикации новоуренгойский бизнесмен Олег Ситников не был причастен, повторюсь, фото-и видеодоказательства в редакцию «Новой» прислал совершенно другой источник. Но прокурор Герасименко, по всей видимости, посчитал иначе. Прессинг на предприятия Ситникова резко увеличился и в конечном итоге вылился в ликвидацию моста из барж через реку Пур. Получается, что из-за подозрительности и амбиций одного чиновника страдает население целого поселка, вынужденное втридорога платить за продукты с левого берега реки.

P.S.

На момент подписания номера понтонная переправа через реку Пур близ поселка Уренгой, возобновление работы которой было обещано на 20 июня, так и не заработала.

Рабочее совещание по вопросам строительства объектов социальной инфраструктуры магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе состоялось в Коротчаево муниципального образования Новый Уренгой (ЯНАО). Строительство объектов ведется в рамках дополнительного соглашения № 4, подписанного в г. Сургуте в апреле 2015 года между полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе, губернаторами Тюменской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, ПАО "Транснефть" и АО "Корпорация Развития".

В совещании приняли участие заместитель генерального директора АО "Транснефть - Сибирь" Сергей Сметанюк , генеральный директор АО "Корпорация Развития" Сергей Черняев , начальник Уренгойского управления магистральных нефтепроводов АО "Транснефть - Сибирь" Дмитрий Дементьев , генеральный директор ЗАО "Спинокс" Андрей Горемыкин и генеральный директор ООО "Уралстройинвест" Игорь Леонов .

Участники совещания обсудили ход проведения строительных работ. До конца текущего года жители Коротчаево получат два новых объекта. Один из них - спортивно-оздоровительных комплекс с лыжной базой, спортивными залами, теннисным кортом, шахматным клубом и другими административно-бытовыми помещениями. Сейчас в здание будущего спорткомплекса заведено тепло. В помещениях ведутся отделочные работы, обустраиваются инженерные коммуникации. Подрядной организацией ООО "Уралстройинвест" заказано все необходимое для бытовых нужд и занятий спортом оборудование. Готовность объекта составляет 67%.

Второй важнейший для развития поселка объект - канализационно-очистные сооружения производительностью 2,5 тыс. м³ в сутки. Очистка стоков будет производиться последовательно в трех цехах - биологической очистки, механической очистки и механического обезвоживания осадка. К настоящему времени ЗАО "Спинокс" завершает обустройство технологических площадок всех цехов, ведется монтаж инженерных сетей и установка оборудования. Завершены работы по прокладке напорного канализационного коллектора протяженностью 3 км, соединяющего городскую канализационно-напорную станцию и очистные сооружения. Готовность объекта на сегодняшний день составляет 72%.

В скором времени в поселке Уренгой Пуровского района ЯНАО начнутся строительные работы по возведению еще одного объекта инфраструктуры - автомобильного моста через реку Пур. Санкт-Петербургским институтом "Ленпромтранспроект" по заказу АО "Корпорация Развития" полностью подготовлена проектная документация, получены все необходимые разрешительные документы на строительство. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предложило всем заинтересованным предприятиям, прежде всего топливно-энергетического комплекса, принять участие в реализации проекта на условиях концессионного соглашения. Постановлением правительства ЯНАО № 526 от 17 мая 2018 года определены условия и сроки приема заявок. В соответствии с дорожной картой соглашение будет подписано в августе текущего года, а строительные работы начнутся этой осенью. К настоящему времени в уполномоченный орган - департамент экономики ЯНАО - уже поступила первая заявка на участие в концессии от акционерного общества "Мостострой-11".

Мост свяжет заполярные территории, где сейчас идет интенсивное обустройство крупных нефтегазовых месторождений, с автомобильным и железнодорожным транспортным узлом пос. Коротчаево, обеспечит надежное сообщение с большой землей для жителей Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов.

13:45 — REGNUM На Ямале к строительству долгожданного моста, соединяющего посёлки Уренгой и Коротчаево, приступят уже осенью 2018 года. В правительстве ЯНАО собираются возвести его без региональных бюджетных вливаний, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

Напомним, в настоящее время преодолеть реку Пур помогает понтонно-мостовая переправа в летний сезон и ледовая переправа в зимнее время. По этим времянкам проходят не только грузы для населения посëлка Уренгой, но и техника, которая следует к месторождениям «Роснефти», «НОВАТЭКа», «Газпрома», и далее — к Ванкорскому месторождению в Красноярском крае. Ежедневно реку Пур пересекает около 700 единиц автомобильного транспорта, 75% которого имеет грузоподъëмность более 10 тонн. Мост обеспечит бесперебойное сообщение с большой землей для жителей Пуровского, Тазовского и Красноселькупского районов.

Мостовой переход через Пур составит 3,4 километра, автодорожные подходы запланированы протяженностью 2700 метров. Предусмотрены на всем пути следования транспорта современное освещение, системы видеонаблюдения и охранная сигнализация.

Первый заместитель губернатора Алексей Ситников сообщил 28 мая в интервью ОГТРК «Ямал-Регион», что мост через Пур построят в рамках концессионного соглашения, без бюджетных затрат. Само соглашение, согласно «дорожной карте», будет подписано в августе 2018 года

«Организационно-правовая модель и финансовая сформированы. Эта схема складывается так, что регион, я думаю, деньги тратить не будет. Для этого необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части безальтернативности проезда. Думаю, что это будет внесено в ближайшее время на рассмотрение в Государственную думу РФ», — пояснил Алексей Ситников.

Кстати, в департамент экономики ЯНАО поступила первая заявка на участие в концессии по строительству моста через реку Пур. По сообщению ИА «Север-Пресс», заявку подало дочернее предприятие РЖД — «Мостострой-11».

Больше всего мост ждут уренгойцы, сообщает пресс-служба администрации Пуровского района. Мостовой переход для них — надежда на лучшее будущее. Это бесперебойное снабжение продовольствием, возможность свободного сообщения с большой землёй в периоды ледохода и ледостава, качество медицинского обслуживания, активизация жилищного строительства, создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства и многое другое.

«А главное — посёлок Уренгой станет полноценным звеном инфраструктуры арктического региона, что само по себе станет незыблемой гарантией дальнейшего социально-экономического развития легендарного геологического поселка, залогом его стабильного будущего»,прокомментировал события глава Пуровского района Андрей Нестерук .