Рэй брэдбери улыбка в сокращении.

Рэй Брэдбери «Улыбка» краткое содержание рассказа Вы можете вспомнить за 3 минуты.

Брэдбери «Улыбка» краткое содержание

Холодная осень 2061 года. Большой город. Точнее то, что от него осталось после атомных бомбардировок. Люди потеряли надежду на лучшую жизнь. Они жестоки и понятия добра, красоты, человечности для них не существует. Уже разрушены заводы, уничтожены машины, теперь настала очередь картины «Мона Лиза». Между руин зданий образовалась длинная очередь.

Праздник. На главной площади с пяти часов собирается очередь. Мальчик Том тоже стоит в очереди с раннего утра. Стоящий сзади мужчина пытается занять место паренька, но за него заступается впереди стоящий человек по фамилии Григсби.

Этим людям не терпится взглянуть, а точнее… плюнуть в картину. Григсби объясняет Тому, что человек так устроен - он ненавидит то, что его погубило. А по мнению большинства людей их погубило Прошлое.

Том вспоминает праздники, в которых ему удалось поучаствовать: сожжение книг, уничтожение последнего автомобиля… Том, хотя и стоит в очереди, чтобы плюнуть на картину, начинает задумываться над тем, зачем плевать, зачем уничтожать все прекрасное, зачем убивать, разрушать все вокруг.

Мальчик спрашивает у Григсби о Цивилизации, тот отвечает, что она уже не вернётся. Среди толпы находится человек, который видит в ней и хорошие стороны. Он предсказывает, что появится ещё башковитый человек, у которого душа лежит к красивому, и именно он вернёт старую, ограниченную, «подлатанную» Цивилизацию.

Наконец очередь доходит и до них. Том заворожён женщиной на картине. Он не может заставить себя плюнуть в неё, но это с удовольствием делает Григсби. Том узнает, что название картины - «Мона Лиза».

Верховой делает заявление, о том, что картина передаётся в руки местных жителей для уничтожения. Мальчика вытесняют из давки. Обезумевшая толпа бросается к картине и начинает рвать её на куски - старухи жуют холст, мужчины ломают раму.

Один Том стоит, притихший, посреди этой свистопляски. В руке он сжимает кусочек холста. Григсби окликает его, но паренёк, всхлипывая, несётся прочь. На закате он добирается домой. Семья уже спит, а отец обещает разобраться утром с невесть где шлявшемся сыном.

Книга лучших рассказов выдающегося американского писателя-фантаста.

УЛЫБКА. Перевод Л.Жданова

И ГРЯНУЛ ГРОМ

Может быть, мы уже уходим . Перевод Р.Рыбкина

И грянул гром . Перевод Л.Жданова

Ветер Геттисберга . Перевод Т.Шинкарь

Чепушинка . Перевод Р.Рыбкина

Tyrannosaurus Rex . Перевод Р.Рыбкина

Убийца . Перевод Н.Галь

Наказание без преступления . Перевод Я.Берлина

Кошки-мышки . Перевод Н.Галь

Лучезарный феникс . Перевод Н.Галь

Идеальное убийство . Перевод Р.Рыбкина

Жила-была старушка . Перевод Р.Облонской

Превращение . Перевод Н.Галь

Ракета . Перевод Н.Галь

Космонавт . Перевод Л.Жданова

ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ СОЛНЦА

Золотые яблоки солнца . Перевод Л.Жданова

Нескончаемый дождь . Перевод Л.Жданова

Все лето в один день . Перевод Н.Галь

Бетономешалка . Перевод Н.Галь

Синяя бутылка . Перевод Р.Рыбкина

Разговор оплачен заранее . Перевод О.Битова

Земляничное окошко . Перевод Н.Галь

Калейдоскоп . Перевод Н.Галь

МАЛЬЧИК-НЕВИДИМКА

Морская раковина . Перевод Р.Рыбкина

В дни вечной весны . Перевод Р.Рыбкина

Апрельское колдовство . Перевод Л.Жданова

И все-таки наш… Перевод Н.Галь

Детская площадка . Перевод Р.Рыбкина

Час привидений . Перевод Р.Рыбкина

Мальчик-невидимка . Перевод Л.Жданова

Чертово колесо . Перевод Р.Рыбкина

Песочный человек . Перевод Р.Рыбкина

Вельд . Перевод Л.Жданова

Здравствуй и прощай . Перевод Н.Галь

Берег на закате . Перевод Н.Галь

Каникулы . Перевод Л.Жданова

МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ Перевод Л.Жданова

ЗЕЛЕНОЕ УТРО. Перевод Л.Жданова

Составитель: Лазарчук Е.А.

Художник: Цветков Ю.А.

Рэй Брэдбери

Улыбка

УЛЫБКА

На главной площади очередь установилась еще в пять часов, когда за выбеленными инеем полями пели далекие петухи и нигде не было огней. Тогда вокруг, среди разбитых зданий, клочьями висел туман, но теперь, в семь утра, рассвело и он начал таять. Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди еще люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой, и в чистом холодном воздухе звук голосов казался вдвое громче. Мальчишка притоптывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки, поглядывая то на грязную, из грубой мешковины, одежду соседей, то на длинный ряд мужчин и женщин впереди.

Слышь, парень, ты-то что здесь делаешь в такую рань? - сказал человек за его спиной.

Это мое место, я тут очередь занял, - ответил мальчик.

Бежал бы ты, мальчик, отсюда, уступил бы свое место тому, кто знает в этом толк!

Оставь в покое парня, - вмешался, резко обернувшись, один из мужчин, стоящих впереди.

Я же пошутил. - Задний положил руку на голову мальчишки. Мальчик угрюмо стряхнул ее. - Просто подумал, чудно это - ребенок, такая рань, а он не спит.

Этот парень знает толк в искусстве, ясно? - сказал заступник, его фамилия была Григсби. - Тебя как звать-то, малец?

Наш Том, уж он плюнет что надо, в самую точку - верно, Том?

Смех покатился по шеренге людей.

Впереди кто-то продавал горячий кофе в треснувших чашках. Поглядев туда, Том увидел маленький костер и бурлящее варево в ржавой кастрюле. Это был не настоящий кофе. Его заварили из каких-то ягод, собранных на лугах за городом, и продавали по пенни чашка, согреть желудок, но мало кто покупал, мало кому это было по карману.

Том устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной. - Говорят, она улыбается, - сказал мальчик.

Ага, улыбается, - ответил Григсби.

Говорят, она сделана из краски и холста.

Точно. Потому-то и сдается мне, что она не подлинная. Та, настоящая, - я слышал - была на доске нарисована, в незапамятные времена.

Говорят, ей четыреста лет.

Если не больше. Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год.

Две тысячи шестьдесят первый!

Верно, так говорят, парень, говорят. Брешут. А может, трехтысячный! Или пятитысячный! Почем мы можем знать? Сколько времени одна сплошная катавасия была… И достались нам только рожки да ножки.

Они шаркали ногами, медленно продвигаясь по холодным камням мостовой.

Скоро мы ее увидим? - уныло протянул Том.

Еще несколько минут, не больше. Они огородили ее, повесили на четырех латунных столбиках бархатную веревку, все честь по чести, чтобы люди не подходили слишком близко. И учти, Том, никаких камней, они запретили бросать в нее камни.

Ладно, сэр.

Солнце поднималось все выше по небосводу, неся тепло, и мужчины сбросили с себя измазанные дерюги и грязные шляпы.

А зачем мы все тут собрались? - спросил, подумав, Том. - Почему мы должны плевать?

Григсби и не взглянул на него, он смотрел на солнце, соображая, который час.

Э, Том, причин уйма. - Он рассеянно протянул руку к карману, которого уже давно не было, за несуществующей сигаретой. Том видел это движение миллион раз. - Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым. Ответь-ка ты мне, как мы дошли до такого состояния? Города - груды развалин, дороги от бомбежек - словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные… Вот и скажи, Том, что это, если не последняя подлость?

На главной площади очередь установилась еще в пять часов, когда за выбеленными инеем полями пели далекие петухи и нигде не было огней. Тогда вокруг, среди разбитых зданий, клочьями висел туман, но теперь, в семь утра, рассвело, и он начал таять. Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди еще люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами, которые громко разговаривали между собой, и в чистом холодном воздухе звук голосов казался вдвое громче. Мальчишка притопывал на месте и дул на свои красные, в цыпках руки, поглядывая то на грязную, из грубой мешковины одежду соседей, то на длинный ряд мужчин и женщин впереди.

– Слышь, парень, ты-то что здесь делаешь в такую рань? – сказал человек за его спиной.

– Это мое место, я тут очередь занял, – ответил мальчик.

– Бежал бы ты, мальчик, отсюда, уступил бы свое место тому, кто знает в этом толк!

– Оставь в покое парня, – вмешался, резко обернувшись, один из мужчин, стоящих впереди.

– Я же пошутил. – Задний положил руку на голову мальчишки. Мальчик угрюмо стряхнул ее. – Просто подумал, чудно это – ребенок, такая рань, а он не спит.

– Этот парень знает толк в искусстве, ясно? – сказал заступник, его фамилия была Григсби. – Тебя как звать-то, малец?

– Наш Том, уж он плюнет что надо, в самую точку – верно, Том?

Смех покатился по шеренге людей.

Впереди кто-то продавал горячий кофе в треснувших чашках. Поглядев туда, Том увидел маленький жаркий костер и бурлящее варево в ржавой кастрюле. Это был не настоящий кофе. Его заварили из каких-то ягод, собранных на лугах за городом, и продавали по пенни чашка – согреть желудок, но мало кто покупал, мало кому это было по карману.

Том устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

– Говорят, она улыбается , – сказал мальчик.

– Ага, улыбается, – ответил Григсби.

– Говорят, она сделана из краски и холста.

– Точно. Потому-то и сдается мне, что она не подлинная. Та, настоящая, – я слышал – была на доске нарисована в незапамятные времена.

– Говорят, ей четыреста лет.

– Если не больше. Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год.

– Две тысячи шестьдесят первый!

– Верно, так говорят, парень, говорят. Брешут. А может, трехтысячный! Или пятитысячный! Почем мы можем знать? Сколько времени одна сплошная катавасия была… И достались нам только рожки да ножки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Прочитав этот рассказ, так и хочется воскликнуть: «Уважаемые писатели-фантасты, поучитесь, как из небольшого рассказа создавать большой шедевр постапокалиптики!». Один ключевой момент рассказа, диалог 3 персонажей, минимум «воды» и какой смысловой подтекст!!! В этом рассказе нет ни орд уродливых мутантов, ни набившей оскомину квестовой формы сюжета, ни высокогуманных целей по спасению остатков человечества (которое, как правило, этого не заслуживает), ни раздутого описания «красот» обезображенного мира (порой напоминающего глумление над усопшим), ни глубокомысленных псевдофилософских рассуждений автора о смысле жизни. Здесь нет ничего, что мы называем (порой свысока и незаслуженно) противным словом «штамп». Однако, если ничего этого нет (а мы согласимся, что всё вышеперечисленное является неотъемлемой частью постапокалиптики), то из чего тогда состоит этот рассказ и на каком основании ваш покорный слуга отнёс его к данному жанру. Ответ на эти два вопроса придет к вам как только вы сами прочтёте «Улыбку» Рэя Бредбери, но позицию свою, я тем не менее, постараюсь пояснить.

Итак, настоящий рассказ, как положено отличному настоящему рассказу (прошу прощения за тавтологию) заключает в малой форме глубокий смысл. И проявляется это в самых мелких деталях. Взять хотя бы упоминания заражённых радиацией полей, изрытых воронками от бомб дорог, полуразрушенных домов и всего прочего. Но это всего лишь мимолетные упоминания, но герои рассказа говорят об этом так спокойно и буднично, что воспринимается это не более как фон, как изображение второго плана, создающее необходимую атмосферу и одновременно характеризующее отношение персонажей к новому миру. Далее, мы видим элементы государственных структур в виде полиции, в лице которой государство всячески потакает самым низким желаниям толпы и, по сути, направляет её гнев и раздражение от себя на символы довоенной жизни. Мы постепенно знакомимся с героями рассказа и понимаем, что отец хочет гордиться свои сыном

Спойлер (раскрытие сюжета)

(вспомните его фразу: «Наш Том, уж он то плюнет что надо, в самую точку… »)

Что сын не совсем понимает смыл своего участия в странном мероприятии и с недоумением спрашивает у отца, по-видимому, азбучные истины, которые ему уже давно пора было бы знать. Ещё дальше мы вдруг понимаем, что герои стоят в очереди, но не за пропитанием (что было бы вполне логично, учитывая постапокалиптический антураж), а намерены участвовать в каком-то праздничном действе. Символическое значение «праздника» (а, по сути, короткой массовой истерии толпы, выплеска её негодования) подкрепляет (и в полной мере иллюстрирует) тезис автора о полном падении культуры и о превращении общества в толпу. Но в этой толпе есть тот, кто робко стремиться следовать своим курсом и этот кто-то – ребёнок, мальчик с незамысловатым именем Том.

И здесь позвольте добавить немного критики. Рэй Бредбери вновь и вновь берётся за образ ребёнка. Ребёнок в творчестве Брэдбери занимает особое положение, то он выступает как исчадие ада, как несмышленый источник зла, а то, как последняя надежда человечества. Честно говоря, после 8-10 подобных рассказов этот приём автора начинает постепенно раздражать и вызывать недоумение: «Неужели нельзя обойтись без детей???» – спрашиваю я себя в который раз. Но по-видимому – нельзя. И тогда встаёт другой, более справедливый вопрос: «Насколько обосновано использование подобного приёма в том или ином рассказе Брэдбери?». И я вынужден признать, что если бы Брэдбери обошёлся бы в данном рассказе без образа Тома, то и весь рассказ, весь заложенный в него смысл полностью утратил бы свою глубину и ценность. Поскольку только наивный ребёнок с не искалеченной душой и сердцем (в образе которого Брэдбери дарит читателю надежду на возрождение) способен на глубокое понимание чистой и вечной красоты – обычной человеческой доброй улыбки, то чего нет в его озлобленном и изувеченном мире.

Оценка: 9

Самое ужасное, что таких людей, как описываемая толпа, и сегодня полно. Бессмысленные недоучки, отличающиеся от животных только умением выключать свой мобильник, потому что они терпеть не могут тех людей, которые им звонят. И вообще всех людей. И вообще всё на свете. Они готовы хоть сегодня разорвать в клочья всё, что угодно, просто им не позволяют. А такие как Том - они же тоже есть. Просто они менее крикливые и требовательные. Они, как ни странно, более умные. Именно они спасут мир от уничтожительной войны, потому что хотят жить, и хотят, чтобы жили и другие люди. И улыбка Джоконды - лично мне она не нравится, но поднять на неё руку? Это невозможно. И я всей душой за таких, как Том - в любой стране. В любые века. Именно из таких появляются творцы, благодаря которым и остальные люди могут жить лучше, и становиться лучше.

Оценка: 10

Джоконда всегда считалась самой знаменитой картиной мира, но после выхода книги «Код да Винчи» она стала просто культом. И всё же я больше верю не в Джоконду Брауна,скрывающую древние тайны,а в Джоконду Брэдбери,в улыбке которой сохранилась одна,но самая великая из всех тайн-тайна творчества, его хрупкости и его удивительной силы.

Отчаявшийся,озлобленный человек часто уничтожает самое ценное,самое дорогое для себя.Неудивительно,что люди, разочарованные в своей цивилизации и в самих себе,разрушали самые святые символы красоты.

Оценка: 10

Произведения Брэдбери удивительны тем, что их можно спроецировать на нашу реальную жизнь. Ведь, если вдуматься, то человечество здесь, измученное войной и ненавидящее абсолютно всё прошлое и абсолютно всю цивилизацию, разучилось отделять войну от искусства, а достижения цивилизации – от её язв. Для него неважно, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Мона Лиза»

– это величайшее произведение культуры („культ ура“ - культ света), для него она – атрибут проклятого прошлого.

Так и мы упорно из поколения в поколение охаиваем наше прошлое – плюёмся, оскорбляем, принижаем значимость собственных достижений. Простите за политизацию момента, я не говорю исключительно о советском прошлом, ведь и советская идеология неоднократно отрекалась от собственного прошлого.

Конечно, Брэдбери писал не совсем об этом, но тем и удивительны его произведения, что со временем в них открываются какие-то новые грани...

Когда озверевшее, жестокое и жалкое, ненавидящее и ненавидимое человечество с одинаковой жёсткостью рушит склады боеприпасов и музеи, бордели и храмы, базары и театры, не делая между ними никаких различий, то остаётся надежда на вот таких Томов, которые, может быть, смогут сохранить в себе обрывки того светлого, что было раньше и передать эти хрупкие лучики будущим поколениям.

P.S. Простите за некоторую пафосность – я писал этот отзыв для другого сайта, где толпа школьников (очевидно, этот рассказ часто задают по литературе) начала охаивать мастера Рэя и его творчество, либо же просто искренне _не понимать_, о чём писал РБ. В приступе лютой ярости я и накатал сей опус. Да и вообще, это мой первый отзыв на литературное произведение.

Оценка: 9

«Улыбка» - рассказ, с которого для меня началось знакомство с поистине великим мастером слова Рэем Брэдбери.

Автор со свойственной ему аккуратностью повествует о зыбкости нашего, казалось бы, хоть немного стабильного мира. О том, что будущее может преподнести вместо процветания культуры её упадок. О том, что даже самые прекрасные произведения искусства могут пасть смертью храбрых пред лицом разъяренной толпы.

Но даже в таком обществе найдутся люди с чистой душой, которые не утратили чувство прекрасного и «смогут вернуть, так сказать, ограниченную цивилизацию, такую, чтобы мы могли жить мирно».

Оценка: 10

Постапокалиптика имеет множество лиц. Одно из них – лицо по-брэдберински – мы уже видели в «451 по Фаренгейту», и кусочек этого лица проскочил в маленький рассказик «Улыбка». Подобных кусочков в рассказе много, они рисуют отрывистую картину Прошлого: гибель цивилизации, сожжение книг, уничтожение машин и типографий, ядерная война. На фоне лежащего в руинах мира – мёрзнущая ранним утром толпа. И картина с улыбающейся женщиной, когда-то приковывающая к себе благоговейные взоры, а теперь отданная на растерзание жалкой горсточки людей, хранящих обиду на Прошлое. И маленький мальчик, который впервые видит эту картину и не понимает, почему Прошлое так сильно.

Прочти, и ты узнаешь, что останется ценным, когда всё ценное умрёт.

Оценка: 9

Читала в школе, классе в седьмом, и тогда очень понравился рассказ, но я не запомнила автора и названия.. и вот сейчас совершенно случайно нашла его снова, и была безумно рада, потому что рассказ действительно очень сильный, интересный и без излишков. Я даже не удивилась, когда узнала, что это написал Рэй Брэдбери..это так в его стиле!

10, 10 и только 10!!! :)

Оценка: 10

Он первый... Он заглавный рассказ издания 1993 года. Книга воспоминание, книга детства, которая по неизвестной мне причине тогда вызвала у меня отвращение к Рэю, и которая сейчас открывается для меня новыми гранями. Возможно он просто не попал в настроение, или я не была готова пойти на ту глубину, в которой расположились короткие, но такие невероятные по силе рассказы.

«Улыбка» скорее предостережение, сигнал нам сегодняшним задуматься: что о нас скажут те, кто придет за нами и станет расхлебывать всю ту кашу, что мы варим сейчас. Но это и знак того, что толпа не умеет разделять один пласт от другого: отрицание - так всего, уничтожение - так до самого основания. А ведь по-отдельности мы все очень хорошие и ценные для общества. Так почему же, когда мы вместе, мы не можем сохранить этот светлый прорыв к красоте?

Оценка: 9

Этот рассказ я уже читал. Давно. И он мне запомнился очень чётко. Запомнился и происходящим и своим ощущением. Вот только ощущение это было – наивность. Да, наивность. Не могу объяснить, почему, но наивность. Сейчас же после тонкого, сложного «Были они смуглые и золотоглазые» это ощущение только усилилось. Плюс рассказ прост, и люди в этой толпе всё объяснили сразу о мире и даже сказали про «человека с душой» – всё жирно намекало на то, что будет дальше. Нет, он запомнился, он остался в памяти, но ощущение какой-то наивности всего подтачивало. Да, язык как всегда хорош. И есть как всегда мораль, но… возможно он просто устарел, не для этого времени, ни для этих идей современности? Не знаю. Для меня этот рассказ – средний по уровню самого Брэдбери. Но даже «средний Брэдбери» выше многих иных авторов.

Оценка: 5

автор не зря написал этот рассказ. Он как бы говорит: «Остановись, задумайся!!» И правда: человек должен задумываться над тем, про что он думает и как поступает. А то в очень скором будущем мы можем попасть в такую же ситуацию, как и в этом рассказе.

Очень применимо к нашему миру.

Читайте и делайте выводы!

Оценка: 9

Очень большая сила таится в этом крохотном рассказе. Автор смог донести до читателя свою идею. Очень непривлекательное будущее, когда смыслом жизни людей стала ненависть, месть, негатив. Но есть еще души, в которых сохранился свет, которые способны рассмотреть что-то красивое в окружающем мире, как знак того, что есть надежда на возрождение цивилизации.

Год издания рассказа: 1969

Рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка» по праву называют одним из наиболее популярных рассказов этого знаменитого на весь мир писателя фантаста. Именно благодаря таким произведениям имя Рэя Брэдбери до сих пор занимает высокие места среди . А его книги продолжают переиздаваться на многих языках мира.

Рассказа «Улыбка» краткое содержание

Если читать рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка» краткое содержание, то вы узнаете о событиях, разворачивающихся в далеком 2061 году. Как в , на фоне продолжающейся войны люди возненавидели все прекрасное и цивилизации как таковую. Они бросают жребий, кто разобьет последний автомобиль. Люди с безумным смехом рвут и жгут книги и просто не видят нечего хорошего в цивилизации.

Далее в рассказе Рэя Брэдбери «Улыбка» читать можно о том, как с пяти утра на улицах города образовалась огромная очередь. Все они ждут своей очереди чтоб плюнуть в картину. Стоит в этой очереди и мальчик Том, который чем ближе подходит, тем меньше желает портить это произведение искусства. Ведь она сделана из красок и холста, а еще она улыбается. Поэтому, когда подходит очередь Тома он долго колеблется перед картиной. Тем временем верховой объявляет, что каждый желающий может принять участие в уничтожении картины. Толпа бросается к полотну и вскоре в руках мальчика остается лишь маленький клочок холста, на котором изображена улыбка Мона Лизы.

Дома главный герой рассказа «Улыбка» Рэя Брэдбери встречает серая обыденность. Ворчащий отец и брат, ругающаяся мать и ежедневная рутина. И лишь клочок улыбки в руке согревал душу мальчика и давал надежду, что все еще может измениться к лучшему.

Рассказ «Улыбка» на сайте Топ книг

Рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка» читать настолько популярно, что книга заняла высокое место среду . Интерес к нему проявляют разные возрастные группы и судя по всему этот рассказ далеко не в последний раз представлен в рейтингах нашего сайта.