Рэй брэдбери цитаты на английском. Брэдбери рэй - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы

Демонстрация ума женщинам категорически противопоказана. Почти всех молодых людей даже крохотный женский ум пугает до паники, тогда парни делают стрекача от слишком заумной дамы без оглядки и никогда потом не возвращаются.

Я нуждаюсь в беседе, только слушать некому. Когда я говорю со стенами, то давят они неимоверно своим писклявым криком на перепонки. Супруге тоже неинтересно меня слушать, ибо ей нравится беседа со стенами. – Рэй Брэдбери

Любовь это прожитые вместе годы, года летом, осенью также интересно и ново, как и в зной, и стужу. Когда строишь бесконечные планы: то вместе пошли за ягодами, то наломали сирени, то катались на санках или играли в футбол.

Первое понимание в сознании – ты явный дурак. В последний миг ты также явственно осознаешь, что дураком и остался.

Мертвая бабочка еще не означает, что гром грянет в ясную погоду. Богу по силам все.

Вино можно гнать из одуванчиков, но лишь ранней весной, иначе отравишься.

Рэй Брэдбери: На чаше весов два зависимых понятия – созидание или крушение. Середины нет. Психология доказала: созидатели не могут стать разрушителями. Кто ломает – строить, как правило, не в состоянии.

Бывают мгновения, когда я один, а вокруг вакуум.

Чтобы полноценно жить, человек обязан быть многогранным и разносторонним. Сто работ, сто занятий, тысячу перспективных дел и обязанностей.

Продолжение цитат Рэя Брэдбери читайте на страницах:

Яблочко к яблочку, свояк свояка, психи тоже кучкуются.

Молодым девушкам часто хочется быть роковыми роковыми, но вместо этого они получаются немножко жестокими и легкомысленными. И только в пожилом возрасту приходят доброта и понимание.

Я тебе одно скажу, Дуг: ужасно люблю вечером ложиться спать! Так что уж один-то раз в день непременно бывает счастливый конец. Наутро встаешь и, может, все пойдет - хуже некуда. Но тогда я сразу вспомню, что вечером опять лягу спать и, как полежу немножко, все опять станет хорошо.

Побывала я в Париже, в Вене, в Лондоне – и всюду одна да одна, и тут оказалось: быть одной в Париже ничуть не лучше, чем в Гринтауне, штат Иллинойс. Все равно где – важно, что ты одна. Конечно, остается вдоволь времени размышлять, шлифовать свои манеры, оттачивать остроумие. Но иной раз я думаю: с радостью отдала бы острое словцо или изящный реверанс за друга, который остался бы со мной на субботу и воскресенье лет эдак на тридцать.

Ненавижу римлянина по имени Статус Кво… – Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через 10 секунд умрёшь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете. А если есть, так он сродни обезъяне-ленивцу, которая день-деньской висит на дереве головой вниз, и всю жизнь проводит в спячке. К чёрту! Тряхни посильнее дерево, пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю!

В войне вообще не выигрывают. Все только и делают, что проигрывают, и кто проигрывает последним, просит мира.

Когда человеку исполняется шестнадцать лет, ему кажется, что умнее его нет на целом свете. Если в тридцать продолжает думать также – значит, так и не вырос.

и купаться в реке. Осенью вместе варить варенье и заклеивать окна

Главные потрясения и повороты жизни – в чем они? – думал он сейчас, крутя педали велосипеда. Рождаешься на свет, растешь, стареешь, умираешь. Рождение от тебя не зависит. Но зрелость, старость, смерть – может быть, с этим можно что-нибудь сделать?

Вопрос журналиста: Как вы считаете, что станет с человеком, всегда думающим о смерти? Рей Брэдбери: Тогда вы станете Вуди Алленом.

А ведь в прежние времена никому не дано было видеть, как умирает дорога. Ну, можно было еще заметить, как она постепенно угасает, или ночью в постели вдруг уловить своего рода намек, толчок, смятенное предчувствие – дорога сходит на нет. Но проходили годы и годы, прежде чем дорога отдавала богу свою пыльную душу и взамен начинала оживать новая. Так было: новое появлялось медленно, старое исчезало медленно. Так было всегда. Было, да прошло. Теперь это дело нескольких часов.

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.

Вино из одуванчиков. Самые эти слова - точно лето на языке. Вино из одуванчиков - пойманное и закупоренное в бутылки лето. И теперь, когда Дуглас знал, по-настоящему знал, что он живой, что он затем и ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир, он понял еще одно: надо частицу всего, что он узнал, частицу этого особенного дня - дня сбора одуванчиков - тоже закупорить и сохранить…

Точно огромный зрачок исполинского глаза, который тоже только что раскрылся и глядит в изумлении, на него в упор смотрел весь мир. И он понял: вот что нежданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. Я ЖИВОЙ,- подумал он. Пальцы его дрожали, розовея на свету стремительной кровью, точно клочки неведомого флага, прежде невиданного, обретенного впервые…

Человек в наше время - как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают…

Значит, можно вырасти и все равно не стать сильным? Значит, стать взрослым вовсе не утешение? Значит, в жизни нет прибежища? Нет такой надежной цитадели, что устояла бы против надвигающихся ужасов ночи?

Искать кроликов в шляпах – гиблое дело, все равно как искать хоть каплю здравого смысла в голове у некоторых людей.

Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.

Ненавижу римлянина по имени Статус Кво,- сказал он мне однажды.- шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете. А если есть, так он сродни обезьяне-ленивцу, которая день-деньской висит на дереве головою вниз и всю свою жизнь проводит в спячке. К черту! – говорил он. – Тряхни посильнее дерево, пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю!

Жизнь - это одиночество.

от холода. Зимой - помогать пережить насморк и долгие вечера…

Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, - в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги - только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.

Под Дугласом шептались травы. Он опустил руку и ощутил их пушистые ножны. … В ушах, как в раковинах, вздыхал ветер. Многоцветный мир переливался в зрачках, точно пестрые картинки в хрустальном шаре. Лесистые холмы были усеяны цветами, будто осколками солнца и огненными клочками неба. По огромному опрокинутому озеру небосвода мелькали птицы, точно камушки, брошенные ловкой рукой. Дуглас шумно дышал сквозь зубы, он словно вдыхал лёд и выдыхал пламя. Тысячи пчел и стрекоз пронизывали воздух, как электрические разряды. Десять тысяч волосков на голове Дугласа выросли на одну миллионную дюйма. В каждом его ухе стучало по сердцу, третье колотилось в горле, а настоящее гулко ухало в груди. Тело жадно дышало миллионами пор.

На самом деле абсолютно ничего не изменилось. Детки всего лишь получили новые игрушки. Только теперь они называются атомными и водородными, вот и все.

Вам не книги нужны, а то, что когда-то было в них, что могло бы и теперь быть в программах наших гостиных. То же внимание к подробностям, ту же чуткость и сознательность могли бы воспитывать и наши радио- и телевизионные передачи, но, увы, они этого не делают. Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, - в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги - только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки Вселенной в единое целое. - 451 градус по Фаренгейту

Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного – от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, – и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу.

Книги демонстрируют гнилые пятна на коже жизни. Поэтому их часто боятся.

Даже бабушка, когда спустится в зимний погреб за июнем, наверно, будет стоять там тихонько, совсем одна, в тайном единении со своим сокровенным, со своей душой, как и дедушка, и папа, и дядя Берт, и другие тоже, словно беседуя с тенью давно ушедших дней, с пикниками, с теплым дождем, с запахом пшеничных полей, и жареных кукурузных зерен, и свежескошенного сена. Даже бабушка будет повторять снова и снова те же чудесные, золотящиеся слова, что звучат сейчас, когда цветы кладут под пресс, - как будут их повторять каждую зиму, все белые зимы во все времена. Снова и снова они будут слетать с губ, как улыбка, как нежданный солнечный зайчик во тьме.

Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них - любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, - не дай бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки! Ну что ж, они так и сделали. Журналы превратились в разновидность ванильного сиропа. Книги - в подслащённые помои. Так, по крайней мере, утверждали критики, эти заносчивые снобы. Неувидительно, говорили они, что книг никто не покупает. Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы. Так-то вот, Монтэг. И всё это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления и нажим со стороны этих самых групп - вот что, хвала господу, привело к нынешнему положению. Теперь благодаря им вы можете всегда быть счастливы: читайте себе на здоровье комиксы, разные там любовные исповеди и торгово-рекламные издания. - 451 градус по Фаренгейту

Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником.

Должны разводить собственные райские сады, - тихо закончил я. Смерть - дело одинокое.

Где-то на Земле есть некий Человек и у него Рычаг, довольно ему нажать на рычаг – и он спасет эту планету. Но Человек этот сейчас не у дел. Заветный Рычаг покрывается пылью. А сам он играет в карты - Бетономешалка

Вино из одуванчиков. Самые эти слова - точно лето на языке. Вино из одуванчиков - пойманное и закупоренное в бутылки лето… - Вино из одуванчиков

современная литература классика фантастика художественная литература зарубежная литература любимое философия роман зарубежная проза американская литература

Люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде IPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру… Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы.

Время гипнотизирует людей. В девять лет человеку кажется, что ему всегда было девять и всегда так и будет девять. В тридцать он уверен, что всю жизнь оставался на этой прекрасной грани зрелости. А когда ему минет семьдесят – ему всегда и навсегда семьдесят. Человек живет в настоящем, будь то молодое настоящее или старое настоящее; но иного он никогда не увидит и не узнает.

Первое, что узнаешь в жизни, – это что ты дурак. Последнее, что узнаешь, – это что ты все тот же дурак.

Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: Что-то не то происходит - или: Она меня бросит - или: Я уже раз обжёгся, а потому… Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз.

Доброта и ум – свойства старости. В двадцать лет женщине куда интересней быть бессердечной и легкомысленной.

Мужчина в 17 лет – идиот, в 18 – болван, к 20 развивается до придурка, в 25 он простофиля, в 30 – ни то ни сё, и только к славному 40-летнему возрасту становится обычным дураком.

В том-то и беда с вашим поколением, - сказал дедушка.- Мне стыдно за вас, Билл, а еще журналист! Вы готовы уничтожить все, что есть на свете хорошего. Только бы тратить поменьше времени, поменьше труда, вот чего вы добиваетесь. - Вино из одуванчиков

В положении умирающего есть свои преимущества. Когда нечего терять – не боишься риска.

Красивая обложка не гарантирует вкусного содержания.

Когда человеку семнадцать, он знает все. Если ему двадцать семь и он по-прежнему знает все – значит, ему все еще семнадцать.

Слезы порою помогают начать новую жизнь. Я люблю плакать.

Возьми лето в руку, налей лето в бокал - в самый крохотный, конечно, из какого только и сделаешь единственный терпкий глоток, поднеси его к губам - и по жилам твоим вместо лютой зимы побежит жаркое лето…

Мы сами создали зло и постоянно дарим ему новые силы.

Джим умудрился прожить около двадцати лет, хотя ему совсем недавно исполнилось 13. Если смотреть только вперед, можно увидеть намного больше.

Луна, проглянув сквозь щель в темных тучах, следила за мной, будто огромный глаз. Я шел, ступая по зеркалам, а из них на меня смотрели та же луна и те же тучи. Я шел по небу, лежавшему у меня под ногами, и вдруг - вдруг это случилось…

Бьете точно в цель! Врач должен копать канавы. Землекоп раз в неделю дежурить в детском саду. Философы дважды в десять дней мыть грязную и жирную посуду. Математики пусть руководят занятиями в школьных гимнастических залах. Поэты для разнообразия пусть водят грузовики. А полицейские детективы…

Трудно сказать, в какой именно момент рождается дружба. Когда по капле наливаешь воду в сосуд, бывает какая-то одна, последняя капля, от которой он вдруг переполняется, и влага переливается через край, так и здесь в ряде добрых поступков какой-то один вдруг переполняет сердце.

Рэй Брэдбери – известный американский писатель, работавший в жанре научной фантастики, литературы ужасов и психологической прозы. Внимание к его творчеству растет с каждым годом. Человека с книгой Брэдбери где только не встретишь: в метро, в очереди в поликлинике, на перерыве в офисе или в кафе. Творчество писателя поселилось в сознании многих, прочитав одну его книгу, возникает потребность утолить литературную жажду другими его произведениями. Предлагаем вам подборку цитат из наиболее известных книг Рэя Брэдбери. Повествуя о фантастическом мире, писатель мастерски изобличал реальность.

Всемирную известность писателю принесла антиутопия «451 градус по Фаренгейту». К числу популярных произведений Брэдбери также стоит отнести Вино из Одуванчиков, Марсианские хроники, Летнее утро, летняя ночь и другие. Многие его романы были экранизированы, по мотивам многих рассказов сняты сериалы. Это значит, что творчество Брэдбери живет не только в литературе, но и в кинематографии.

Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть. Смерть - это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым. (Правила жизни Рэя Брэдбери)

Нужно жить, а не о смерти думать.

А я боюсь тебя любить, - продолжал он. Ты опять станешь меня мучить. (Апрельское колдовство)

Если однажды любовь принесла боль, то потом просто появляется страх влюбиться вновь.

Мы не хотим изменять Будущее. Здесь, в Прошлом, мы незваные гости. (И грянул гром)

А зря, ведь будущее в ваших руках и у вас есть возможность сделать его лучше.

Порой мне Солнце кажется горящим древом…
Его плоды златые реют в жарком воздухе,
Как яблоки, пронизанные соком тяготенья,
Источенные родом человеческим. (Золотые яблоки солнца)

Солнце заходит потому, что оно тоже устает от человеческих взглядов.

Мы ни перед кем не обязаны. У нас есть одна обязанность — быть счастливыми. (Каникулы)

Это, пожалуй, и есть наша самая большая обязанность.

Да, когда вспоминаешь свою жизнь, то видишь в первую очередь руки и то, что они сделали, а потом уже лица. Они посчитали в уме, сколько крышек поднято, сколько дверей отворено и затворено, сколько цветов собрано, сколько обедов приготовлено торопливыми или медлительными — в соответствии с характером и привычкой — руками. Оглядываясь на прошлое, они видели словно воплощенную мечту чародея: вихрь рук, распахивающиеся двери, поворачивающиеся краны, летающие веники, ожившие розги. И единственным звуком был шелест порхающих розовых рук, все остальное было как немой сон. (Вышивание)

Голова думает, руки — делают, воплощают все мысли и идеи.

Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей. (Вельд)

Когда возвращаешься домой, там не всегда есть родители, а вот комната ждет всегда…

Стоит захотеть — и услышишь все, что угодно. (Луг)

При желании даже враг может заговорить о дружбе.

Животное не допытывается, в чем смысл бытия. Оно живёт. Живёт ради жизни. Для него ответ заключён в самой жизни, в ней и радость и наслаждение.

Смысл жизни в том, чтобы жить и радоваться жизни.

И может ли один человек быть правым, когда весь мир уверен в своей правоте? (И по-прежнему лучами серебрит простор луна)

Может, а почему бы и нет?)

Вечно все то же: один ждет другого, а его нет и нет. (Ревун)

Вся жизнь состоит в том, что кто-то кого-то ждет.

Никогда не спрашивайте писателя, зачем он пишет, откуда он, куда направляется. Придёт время, он скажет сам. (Апрельское колдовство)

Если писатель пишет под псевдонимом, значит, так нужно. Придет время, и он назовет свое настоящее имя.

Не каждый день человеку предоставляется вторая попытка. (Марсианские хроники)

Да и не каждый год, не то, что день.

Мы просто дети в коротких штанишках, шумные и непоседливые дети, которые носятся со своими ракетными и атомными игрушками. (Марсианские хроники)

В современном мире взрослые все больше и больше напоминают детей.

Вино из одуванчиков

И всё-таки, как хорошо дома! Так тепло, уютно. Нет лучше места на земле.

Дом — это самое лучшее место во всей планете.

Люди, которые мастерили теннисные туфли, откуда-то знают, чего хотят мальчишки и что им нужно.

Жаль только, что никто не знает, чего хотят девочки.

Иногда мне начинает казаться, что люди сами ищут себе смерти.

Так делают только те, кто не ценит жизнь.

Я всегда считала, что истинную любовь определяет дух, хотя тело порой отказывается этому верить.

Влюбляются те, кто близки между собой по духу.

Про женщину всегда сплетничают, даже если ей уже стукнуло девяносто пять.

Такие вот интересные существа, эти женщины, что о них говорят всегда и везде.

Будь тем, что ты есть, поставь крест на том, чем ты была.

Живи настоящим и не неси ношу прошлого.

Мужчины такой народ - никогда ничего не смыслят.

И тем не менее они умудряются изобретать многое…)

На свете миллион таких городишек. И в каждом так же темно, так же одиноко, каждый так же от всего отрешен, в каждом - свои ужасы и свои тайны.

А в этих городишках сотни, тысячи, а то и миллионы семей, в которых тоже есть свои ужасы и свои тайны…

Он был не из тех, для кого бессонная ночь - мученье, напротив, когда не спалось, он лежал и вволю предавался размышлениям: как работает гигантский часовой механизм вселенной? Кончается ли завод в этих исполинских часах или им предстоит отсчитывать еще долгие, долгие тысячелетия? Кто знает! Но бесконечными ночами, прислушиваясь к темноте, он то решал, что конец близок, то - что это только начало…

Ночь без сна — это не повод пить снотворное, это повод поразмышлять о Вселенной…

Как хорошо летним вечером сидеть на веранде; как легко и спокойно; вот если бы этот вечер никогда не кончался!

Летние вечера настолько прекрасны, что они напоминают сказку.

Да, лето состоит из привычных обрядов, для каждого есть свое привычное время и свое привычное место.

Летом каждый стремится уехать туда, где он может отдохнуть, где его душа чувствует свободу…

Взрослые и дети - два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они.

Конфликт поколений неизбежен, так было всегда.

Если долго чего-нибудь не пробовать, поневоле забудешь, как оно бывает.

Регулярность перерастает в привычку, нерегулярность — в диковинку.

Если тебе что-нибудь нужно, добивайся сам…

За тебя к твоим целям идти никто не будет.

Из других книг

Человек в наше время - как бумажная салфетка: в неё сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… (451° по Фаренгейту)

Люди стали относиться к людям, как к вещам, а то и хуже.

Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их. (451° по Фаренгейту)

Не дружить с литературой — это самая большая ошибка человека.

Не пытайтесь судить о книгах по обложкам. (451° по Фаренгейту)

По первой странице тоже не надо делать выводы…

Это цветок без аромата, - замечали старики. - Нынче многие девушки похожи на такие цветы. Дотронешься - а они бумажные… (Летнее утро летняя ночь)

Женский пол пестрит красотой, присмотришься — а она искусственная…

Нужно просто вырасти таким человеком, который смотрит на мир открытыми глазами и не обманывается. В таком случае даже людское вероломство покажется забавным, не более того. Когда поймешь, что в человеческой природе всегда есть частица зла, тебе будет легче выстоять. (Летнее утро летняя ночь)

Как можно быть не обманутым другими, если даже самому себя иногда приходится обманывать.

Некоторые сознательно выбирают такую судьбу: они, как безумные, жаждут, чтобы вид за окном менялся каждую неделю, каждый месяц, каждый год, но с возрастом начинают сознавать, что всего лишь коллекционируют никчемные дороги и ненужные города, не более основательные, чем киношные декорации, и провожают глазами людей-манекенов, которые мелькают в витринах за окном медленного ночного поезда. (Летнее утро летняя ночь)

Каждый выбирает то, что ему нравится.

Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа. (Улыбка)

Если жизнь пошла под откос, то как можно любить то, что ее так погубило?

Не торопитесь. Вот увидите: еще появится башковитый человек, который ее подлатает (цивилизацию). Попомните мои слова. Человек с душой. (Улыбка)


Рэймонд Дуглас «Рэй» Брэдбери - родился 22 августа 1920 года, Уокиган, штат Иллинойс, США. Американский писатель-фантаст, прозаик. Автор романов - «Марсианские хроники», «451 градус по Фаренгейту», «Смерть - дело одинокое», «Из праха восставшие»; повестей - «Вино из одуванчиков», «Канун всех святых», «Отныне и вовек» и др.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Брэдбери Рэй

  • Писать - это все равно что жить.
  • Страсть несовместима с формулами.
  • Если тебе что-нибудь нужно, добивайся сам.
  • Нельзя потерять то, чего у вас никогда не было.
  • Мы - невозможность в невозможной вселенной.
  • Никогда не подвергай сомнению чудеса, когда они происходят.
  • Мы сумасшедшие. Но хорошо быть сумасшедшими всем вместе.
  • Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их.
  • Нам нужно общество, в котором все-таки есть место шероховатостям.
  • Научная фантастика всегда была и будет сказкой, которая учит морали.
  • Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз.
  • Безумие относительно. Все зависит от того, кто кого запер в какой клетке.
  • Оптимизм для меня означает только одно - шанс вести себя оптимально.
  • Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его.
  • Надо изучать любую науку, осваивать любую технику, а затем избавляться от их «минусов».
  • Первое, что узнаешь в жизни, – это что ты дурак. Последнее, что узнаешь, – это что ты все тот же дурак.
  • Студентов надо учить тому, как любить жизнь, как любить работу, как творить на пределе возможностей.
  • По мере того как новое изобретение заполняет мир, требуются новые законы, контролирующие его приложение.
  • В попытке сделать жизнь для всех очень хорошей мы можем в конечном счете сделать ее для всех очень плохой.
  • В войне вообще не выигрывают. Все только и делают, что проигрывают, и кто проигрывает последним, просит мира.
  • Большинство молодых людей до смерти пугаются, если видят, что у женщины в голове есть хоть какие-нибудь мысли.
  • Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы.
  • Никакой плодотворной формулы, по которой пишется научная фантастика, да и вообще всякая литература, не существует.
  • Фантастика - это архитектура наших мечтаний, и наши книги будут вдохновлять наши следующие поколения мечтателей.
  • Когда человеку семнадцать, он знает все. Если ему двадцать семь и он по-прежнему знает все - значит, ему все еще семнадцать.
  • Научная фантастика и учит мыслить, а значит, принимать решения, выявлять альтернативы и закладывать основы будущего прогресса.
  • Наука совершила насилие над нашей землей, но она засеяла ее с любовью. И все мы - естественные продукты этого посева и этого жестокого насилия.
  • Главное - это личные контакты. Прекратите общаться по телефону, а тем более - по совершенно идиотскому Интернету. Это пустая трата времени.
  • Лучшую научную фантастику создают в конечном счете те, кто чем-то недоволен в нашем обществе и выражает свое возмущение немедленно и яростно.
  • У меня глаза на лоб лезут, когда человек, заработав миллион, покупает дорогую машину «Порше», обзаводится охраной и прекращает здороваться с соседями.
  • Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны.
  • Настоящий писатель пишет потому, что испытывает потребность, необходимость, жажду писать, потому что литература пробуждает в нем высшую радость, страсть, наслаждение, восторг.
  • Тот, кто использует свой разум, свои способности, свой гений, наконец, чтобы улучшить мир, получает полное право на оптимистичные настроения, но не слепые, а основанные на деятельности, созидании.
  • Поместите меня в комнату с карандашом и стопкой белой бумаги, а напротив посадите сотню людей за самые современные компьютеры, я смогу создать нечто гораздо более интересное, чем все они, вместе взятые.
  • Люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде IPhone, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру. Кто знает, каким был бы мир тогда?

Однажды в далёкой молодости Рэй Брэдбери сжёг все свои неудачные, по его мнению, рассказы. Огромный костёр на заднем дворе: зрелище было грандиозным. Да, два миллиона слов были легко сожжены - так он грустно сказал после. Возможно, легко, но не зря, так как в дальнейшем именно это происшествие легло в основу его романа-дебюта «451 градус по Фаренгейту». И сегодня не зря мы вспоминаем об этом удивительном писателе, потому что говорим исключительно о нём - «Рэй Брэдбери: цитаты великого мастера».

Кто он такой?

Трудно в этом мире найти человека, который бы не знал, кто такой Рэй Брэдбери, который бы не прочёл ни одной его книги. Если вы всё еще относитесь к их числу - немедленно отправляйтесь в ближайший книжный магазин и просите, или даже требуйте книги этого великого американского писателя. Какие именно - неважно, они все удивительны. Впрочем, выделить самую яркую «десятку» всегда можно. Итак, если говорить на тему «Рэй Брэдбери: книги, список лучших», то рекомендуется, прежде всего, прочесть уже упоминавшийся роман «451 градус по Фаренгейту», а далее «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники», «Летнее утро, летняя ночь», «Смерть - дело одинокое», «И грянул гром», «Золотые яблоки солнца», «Механизмы радости», «Зеленые тени, Белый Кит», «Октябрьская страна».

О книгах

Писатель Рэй Брэдбери, цитаты которого если взять и сложить в одну ёмкость, а затем тщательно перемешать, то получится несколько ярких коктейлей. Вкус у них один на всех - «акварельность» языка и невероятная глубина. Но есть и отличия, так сказать, изюминки. Например, первый напиток насыщен размышлениями о книгах и об искусстве в целом, об их роли в жизни человека. Например, он говорит о том, что «сжигать книги - это ужасное преступление, однако, не читать их - намного хуже». Или вот еще: «Мы привыкли особенно тщательно оберегать, хранить то, что боимся забыть, и книги - это одно из немногих вместилищ данных ценностей». И лишним не будет упомянуть о его высказывании, что не следует судить о книге только по её обложке. Впрочем, то же самое можно сказать не только о книге, а обо всем на свете. То, что скрыто внутри, что скрывается под толщею воды, не сравнить с внешней стороной, с верхушкой айсберга.

О любви

Продолжаем говорить на тему «Рэй Брэдбери: цитаты из книг». Одним из основных вопросов в творчестве любого писателя или поэта является любовь. Рэй Брэдбери не является исключением. О ней он размышляет много. Иной раз может легко оборвать повествование, забыть о главных героях, оставив их в минуту острого накала страстей, чтобы только рассказать читателю о своих мыслях, о любви. К примеру, Рэй Брэдбери (цитаты следуют далее) уверен в том, что «истинную любовь определяет только дух. И разум в этом деле - лишь досадная помеха. Если бы мы слушались одного его, то никогда ни у кого не было бы ни любовных отношений, ни дружбы. Все просто-напросто вспоминали бы прошлые разочарования, впали бы в беспросветный цинизм, и отращивали бы крылья, но не для полёта, а чтобы не упасть со скалы». А еще он просит всех не переставать «удивляться». Она неотъемлемая часть формулы жизни. Если человек «не удивляется, значит - не любит, а если не любит, то не живет, и если не живёт - то скоро окажется в могиле». А вот личные раздумья автора о любви, слова, не принадлежащие ни одному из его персонажей: «Шестьдесят лет назад мы поженились с моей женой Мэгги. У нас не было ничего, кроме восьми долларов на счету в банке. Даже первые два года жили без телефона и снимали крошечную квартирку. И это, не говоря уже о машине. Но самое главное, что у нас было - любовь».

О смысле жизни

Как же без него - без смысла. Он должен быть во всём, иначе жизнь становится бессмысленной, бесцельной и пустой. Но так ли это на самом деле? Отвечает Рэй Брэдбери. Цитаты из его прекрасных произведений помогут понять его лучше.

А он по этому поводу говорит вот что: «Жить полной жизнью - не значит, каждую минуту допытываться, в чем её смысл. Его нет, вернее, жизнь сама по себе и есть главный смысл. Жизни ради жизни». В целом, по его мнению, «жизнь и так достаточно серьезная штука, чтобы еще о ней думать серьезно». Что же тогда нам делать? Рецепт есть, и он состоит из нескольких пунктов. Первое - это сам Рэй Брэдбери. Книги его - это второе. А еще «широко открывайте глаза, живите жадно, как будто смерть постучится в дверь через десять секунд. Изо всех сил старайтесь увидеть весь мир - самое прекрасное, что есть, и не ищите покоя, не просите гарантий. Таких зверей просто в природе не существует».

Время

Оно существует только на земле. А там, наверху о нём никто никогда не слышал. Что же это такое, время, возраст? И на этот вопрос знает ответ Рэй Брэдбери. Книги его - яркое тому доказательство.

Самая удивительная его цитата - о возрасте тела, которое не имеет ничего общего с возрастом души: «Когда человеку исполняется семнадцать лет, и он говорит, что знает всё - это одно. Но если ему двадцать семь, а он, как и прежде, уверен, что знает всё - значит ему всё ещё семнадцать». И последнее по теме «Рэй Брэдбери: цитаты великого мастера»: «Престранная штука это время… Если вдруг как-то не так повернулись винтики или колесики, то результат налицо - человеческие судьбы переплетаются либо слишком рано, либо слишком поздно».