Реформы витте. Привлечения иностранных капиталов О подготовке кадров

Денежная реформа Витте

Денежная реформа 1897 года, которую называют реформой Витте, явилась локомотивом, который потащил промышленность России, ускорив тем самым модернизацию государства.

Необходимость денежной реформы в России диктовалась развитием промышленности. Необходимо было обеспечить устойчивость российского рубля. Это помогло бы привлечь иностранные инвестиции, которые были необходимы промышленности в связи с нехваткой внутренних капиталов. Денежная реформа, инициатором которой был Витте, признана довольно успешной, хотя и имела некоторые недостатки.

Предпосылки реформы

Русский капитализм в последней четверти XIX-начале XX вв. вступил в империалистическую стадию, что соответствовало мировым тенденциям. В 90-е годы XIX в. в экономике России становятся актуальными монополистические объединения — картели и синдикаты, возникают акционерные коммерческие банки. Но для устойчивого развития экономики была необходима стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Попытка укрепления кредитного рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения потерпела поражение. И к концу XIX в. все более ясной становилась необходимость перехода к золотой валюте.

Первой на этом пути была Великобритания, которая ввела золотомонетный стандарт в 1816 году. Затем к золотому денежному обращению перешли Швеция, Германия, Норвегия, Дания, Франция, Голландия, Италия, Греция и Бельгия.

Россия входила в мировой рынок, поэтому возникла потребность создания такой же денежной системы, что и в других странах Европы. Рубль был полностью конвертируемой валютой, но продажа иностранной валюты за рубли и неограниченный вывоз кредитных рублей за границу препятствовали развитию внешней торговли и уменьшали доходы бюджета. Это мешало притоку в страну иностранного капитала, так как будущие прибыли в золотой валюте становились неопределенными, а инвестиции — рискованными. Таким образом, основной причиной денежной реформы 1895-97 гг. стала заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

Николаевский рубль после денежной реформы Витте

Что обозначает выражение «золотой стандарт»?

Это такая денежная система, когда золото признается и используется в качестве единственного денежного товара и всеобщего эквивалента ценностей. Этот стандарт не подвержен инфляции. В случае падения экономической активности золотые монеты уходили из обращения и оседали у населения, а при расширении потребности в деньгах золото снова пускалось в обращение. Золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость. Это упрощало оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.

Пять рублей золотом. Аверс

Пять рубей золотом. Реверс

Как отнеслось общество к новой денежной системе?

По-разному. Особенно оппозиционно были настроены дворянство и помещики. Если это было хорошо для новой торгово-промышленной буржуазии России и зарубежных компаньонов, то отечественной буржуазии неустойчивость денег давала возможность увеличивать доходы, в частности, от экспорта хлеба

Подготовка к реформе

Была проведена огромная работа по подготовке реформы с 80-х годов XIX в. министром финансов Н.Х. Бунге и его преемником И.А. Вышнеградским. Цель подготовки — замена инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта. Предстояло не просто вернуться к металлическому обращению вместо бумажных денег, но и изменить основу денежно-валютного устройства: перейти от серебряного стандарта к золотому.

Следовало достичь положительного итога платежного баланса и накопления золотого запаса (за счет увеличения экспорта, ограничения импорта, ведя протекционистскую политику, и заключения внешних займов). Ликвидировать бюджетный дефицит. Стабилизировать валютный курс.

Целенаправленная экономическая и финансовая политика привела к тому, что на 1 января 1897 г. золотой запас России достиг 814 млн. руб.

Вступивший в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле. Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту. Его предшественники на этом посту — ученые-финансисты Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский предпринимали попытки упорядочения денежной системы, основным пороком которой был избыток кредитно-бумажной массы, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость.

В результате удалось сократить масштабы спекуляции. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 гг. создала предпосылки для проведения денежной реформы: фиксации курса на основе размена кредитного рубля на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.

Предпосылками для проведения денежной реформы были: золотой запас, стабилизированный валютный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет, невмешательство царя и Государственного Совета в работу министерства финансов и Государственного банка.

Николай II

8 мая 1895 г. Николай II утвердил закон, по которому всякие законные сделки могли заключаться на российскую золотую валюту и уплата по таким сделкам может производиться золотой монетой либо кредитными билетами по курсу золота на день платежа.

Но золотая монета очень медленно становилась приоритетным платежным средством. Государственный банк даже пошел на следующий шаг: 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а в 1896 г. покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. В январе 1897 г. было решено ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте. 3 января 1897 г. Николаем II был подписан закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет».

Новая денежная система

С 3 (15) января 1897 г. Россия перешла на золотой стандарт. Чеканились и входили в обращение золотые монеты по 5 и 10 рублей, а также империалы (15 рублей) и полуимпериалы (7,5 рублей). Кредитные билеты нового образца свободно обменивались на золото.

Однако многие предпочитали бумажные деньги: их было легче хранить.

Конвертируемость рубля укрепила кредит и способствовала притоку иностранных капиталовложений, экономическому развитию страны. Инициатором и проводником денежной реформы 1897 года был С.Ю Витте, министр финансов России в 1892-1903 годах.

Изучение их опыта, трезвый расчет, непреклонная воля, профессиональная компетентность, знание механизмов власти дали С.Ю. Витте возможность разработать проект реформы и добиться поддержки императора Николая II. Реформа готовилась в обстановке секретности, так как предполагалось, что ее не поддержат широкие слои общества, особенно придворные круги и поместное дворянство: стабилизация руля отвечала задачам развития промышленности, но приводила к падению цен на сельхозпродукцию.

Министерство финансов и его глава подверглись резкому возмущению, нападкам, обвинениям в желании обнищания страны. В прессе появлялись критические статьи, злые фельетоны, памфлеты и карикатуры.

Карикатура на Витте

Большинство членов Государственного совета выступало против реформы, что вынудило Витте передать ее на усмотрение Финансового комитета, там он имел много соратников. Под председательством императора Николая II решение о принятии денежной реформы было принято расширенным заседанием Финансового комитета.

Значение денежной реформы 1897 года

Она стабилизировала курс рубля и упорядочила денежное обращение, создала прочную базу под отечественное предпринимательство, укрепила позиции России на международном рынке.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

С.Ю. Витте. Литография А. Мюнстера

Государственный деятель. Занимал должности Министра путей сообщения (1892), Министра финансов (1892-1903), председателя Комитета министров (1903-1906), председателя Совета министров (1905-1906). Член Государственного совета. Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник.

Происхождение – от балтийских немцев. Мать — из русского княжеского рода Долгоруковых.

Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) в 1870 г., получил степень кандидата физико-математических наук.

Отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора, затем занимался коммерческой деятельностью эксплуатации железных дорог и далее постоянно остается в этой сфере, став в 1892 г. Министром путей сообщения, а в конце этого года – Министром финансов. Этот пост он занимал 11 лет. Ускорил растянувшееся строительство Транссибирской магистрали, считая ее важным этапом экономического прогресса страны.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности.

При его участии разрабатывалось рабочее законодательство.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Содействовал сооружению КВЖД.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

С.Ю.Витте и управление народным хозяйством

(к 150-летию со дня рождения)

ВАДИМ МАРШЕВ
профессор МГУ им. М.В.Ломоносова

Яркой фигурой, стоявшей во главе системы государственного управления хозяйством в России, был Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915). Начав службу после окончания физико-математического факультета Новороссийского университета (г.Одесса) с должности кассира на Одесской казенной железной дороге, он вырос до ее начальника, а потом министра путей сообщения, министра финансов и председателя Совета министров. Свою карьеру С.Витте закончил членом Государственного совета (1906-1915 гг.).

За 17 лет (с 1889 по 1906 г.) пребывания на руководящих государственных должностях С.Витте подготовил и реализовал более 10 крупных народнохозяйственых реформ, в результате которых Россия совершила скачок в своем экономическом и особенно промышленном переустройстве и развитии.

Экономическая политика С.Витте

Находясь на высших руководящих постах, С.Витте делал основной акцент в своей деятельности на усилении роли государства в управлении народным хозяйством, особенно в критических ситуациях. В целом его экономическая политика базировалась на двух важнейших элементах - протекционизме и привлечении иностранных капиталов.

Если первое не было оригинальным, а, по существу, продолжало идеи И.Вышнеградского 1 , то второе потребовало от С.Витте резких изменений во взглядах, чему способствовало успешное проведение разработанной им денежной реформы. Еще в 1893 г., уже будучи министром финансов (с 1892 по 1903 г.), он весьма осторожно отзывается о привлечении иностранных капиталов, высказывая опасение, что “русская предприимчивость”, несмотря на таможенное ограждение, может оказаться не в силах одолеть у себя соперничества “иностранной предприимчивости”. Но к концу 90-х годов С.Витте начал выступать за интенсивное привлечение иностранных капиталов.

Основной идеей Витте было стремление приобщить Россию к мировому хозяйству, открыть широкие пути для промышленного развития страны, утвердить прочную денежную систему – залог привлечения к промышленной деятельности капиталов и расширения сферы кредитных отношений с Европой.

О развитии отечественной промышленности

В марте 1899 г. на совещании министров под председательством царя обсуждался доклад С.Витте “О необходимости установить и затем неуклонно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи”, содержавший его взгляды на перспективы экономического развития России. В докладе он утверждал, что упомянутая политика должна проводиться “по определенному плану, со строгой последовательностью и систематичностью”, ибо только благодаря этому может быть решена “коренная не только экономическая, но и политическая задача” – создание своей собственной национальной промышленности.

Не отрицая наличия у населения огромных финансовых трудностей, возникших в связи с введением таможенного тарифа 1891 г., и одновременно указывая на низкое качество отечественной продукции и общую слабую развитость национальной промышленности, С.Витте видел решение всех проблем в “капиталах, знаниях и предприимчивости”. Прежде всего - в капиталах, ибо без них “нет и знаний, и нет предприимчивости”. Россия бедна капиталами, следовательно надо искать их за границей. При этом он настаивал на сохранении таможенного тарифа 1891 г., а также на том, чтобы “по крайней мере до 1904 г.” не производилось никаких стеснений притоку иностранных капиталов.

К началу XX в. политика Витте приняла конкретный и целенаправленный характер - в течение примерно 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Средства предлагались те же - таможенная защита отечественной промышленности и поощрение вывоза; привлечение иностранных капиталов; накопление ресурсов с помощью косвенного налогообложения, казенной винной монополии и казенных железных дорог.

С.Витте критически оценивал достижения России, признавая ее земледельческой страной. В связи с этим он писал: “при сложившемся ныне строе политических и экономических международных отношений земледельческая страна, не имеющая своей собственной промышленности, достаточно развитой, чтобы удовлетворить главным потребностям населения продуктами отечественного труда, не может почитать свою мощь непоколебимой; без своей собственной промышленности она не может достигнуть настоящей экономической независимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять в полной мере и свое политическое могущество. Англия, Германия, Соединенные Штаты прежде чем стать влиятельными державами в международной политике, напряженными усилиями и всесторонней системой мероприятий насаждали и развивали у себя промышленность”.

По мнению Н.Бунге 2 , ни один из министров финансов пореформенной России не пользовался так широко средствами государственного воздействия на экономику страны, как С.Витте. При этом он не пренебрегал опытом частного предпринимательства. Сказалось то, что на протяжении более 10 лет он практически реализовывал и оценивал возможности частного хозяйства, занимая различные руководящие должности в акционерном обществе юго-западных железных дорог. Будучи управляющим юго-западными дорогами С.Витте руководил 30-тысячным коллективом и вывел это частное хозяйство из убыточного в прибыльное.

О работе с персоналом

Уже там раскрылись его способности по работе с кадрами. Он сумел создать такое рабочее настроение и так умело подобрать людей, что дорога стала творить “чудеса”. Все ее служащие стояли друг за друга и готовы были сделать для дороги все возможное и невозможное. Причем стоило С.Витте в каком угодно ведомстве встретить мало-мальски выдающегося человека, как он немедленно устраивал его у себя. Заняв высшую государственную должность, он использовал свои знания и опыт (и прежде всего опыт работы с людьми), чтобы сделать казенное железнодорожное хозяйство страны прибыльным.

С.Витте с первых же дней своей деятельности в качестве министра путей сообщения, а вскоре и министра финансов стал привлекать в качестве сотрудников известных ему специалистов из частного сектора, формируя, как теперь модно выражаться, команду специалистов и руководителей. Приходилось преодолевать устоявшиеся бюрократические каноны системы чинопроизводства. Благо, что в 80-х годах в России серьезно обсуждался вопрос об ее отмене, высказывались отрицательные оценки этой системы, порождавшей массовую “узаконенную” некомпетентность и в итоге сковывавшей развитие производительных сил страны.

В ту пору ряд ведомств в интересах привлечения специалистов начали пополняться лицами, переходящими с частной службы на государственную, а следовательно, либо не имевшими чинов, либо находившимися в чинах, не соответствующих занимаемому положению. В этом вопросе С.Витте имел и личный опыт. Будучи управляющим юго-западными дорогами в момент назначения директором департамента железнодорожных дел министерства финансов он имел чин всего лишь IX класса (титулярного советника), а получил сразу чин IV класса (действительного статского советника). Правда, этот случай был уникальным, сугубо персонифицированным, поскольку перевод был осуществлен по решению Александра III.

В связи с острой потребностью в профессионалах и компетентных кадрах по инициативе С.Витте были изданы законы, устанавливавшие вопреки “Уставу о службе гражданской” новые правила определения на государственную службу лиц ведомства министерства финансов, что позволило ему на законном основании реализовывать свою кадровую политику. Так, он пригласил на службу специалистов в области тарифного дела преимущественно из управления юго-западных дорог, часто не имевших никаких чинов и даже прав на вступление на государственную службу.

По оценкам современников и исследователей, такой метод подбора чиновников явился успешной и к тому же, по всей вероятности, первой в истории российской бюрократии попыткой введения в состав среднего чиновничества служащих предпринимательских организаций.

Став министром финансов, С.Витте в конце 1894 г. внес представление в Госсовет, испрашивая разрешения на прием в должности всех ведомств министерства до V класса включительно (чин статского советника) лиц, не имевших права на определение на службу, но при условии наличия у них высшего образования. Это способствовало значительному увеличению в составе государственных учреждений людей с высшим образованием - с 1893 по 1896 г. их число возросло на 64% при общем увеличении штата на 6%. Оценивая кадровую политику и реальные мероприятия С.Витте, не надо забывать, что все они проводились с целью сделать вмешательство государства в экономическую жизнь страны более эффективным.

Вот как С.Витте сам оценивает свои качества руководителя: “Я имел счастье вообще, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников, что, по моему мнению, составляет одно из самых главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам, а по государственным в особенности. Лица, которые не умеют выбирать людей, не имеют нюха к людям, которые не могут оценить их способностей и недостатков, мне кажется, не могли бы быть хорошими администраторами и управлять большим делом. Что касается меня, то я могу сказать, что у меня этот нюх, может быть природный, очень развит. Я всегда умел выбирать людей, и какую бы должность я ни занимал, и где бы я ни был, везде являлась крупная плеяда талантливых и способных работников. Так было на юго-западных железных дорогах. Особенно же это проявилось на более обширном поприще моей деятельности, т.е. когда я был министром финансов в течение 10,5 лет. Все последующие министры финансов, бывшие после меня, как-то Плеске, Шипов, Коковцов 3 – все это бывшие мои сотрудники, которых я, так сказать, вытащил. Также среди членов Государственного совета есть целая серия членов, которые прежде были моими сотрудниками на различных поприщах. В настоящее время главные посты министерства финансов все заняты бывшими моими сотрудниками, а также это можно сказать и относительно частных обществ”.

О подготовке кадров

Значительны заслуги С.Витте и в создании системы коммерческого и технического образования. Это первостепенной государственной важности дело он сумел поставить на прочный фундамент, отстранив от него всякие следы “духовно-консерваторской опеки” и открыв широкий простор для частной инициативы. Только перечень открытых под эгидой департамента торговли министерства финансов учебных заведений показывает, как много он сделал для народного просвещения.

В начале С.Витте с целью инициирования активности российских промышленников и предпринимателей в учреждении и управлении коммерческими училищами провел через Госсовет Положение о коммерческом образовании. В результате представители частного бизнеса стали охотно давать на это деньги и за 4-5 лет практически без затрат государственных средств были открыты 73 коммерческих училища, реорганизовано Строгановское училище технического рисования и учреждено несколько промышленно-художественных училищ. В заслугу С.Витте нужно поставить и закон 1897 г. о сельских ремесленных учебных мастерских.

Развив сеть среднего коммерческого образования, С.Витте начал кампанию по учреждению первых в России коммерческих и технических высших учебных заведений, “которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов”. Под его руководством был разработан и принят Госсоветом устав Санкт-Петербургского политехнического института, а затем открыты этот и еще два института (в Киеве и Варшаве).

Можно привести и другие примеры успехов С.Витте, но и эти примеры убедительно говорят о его выдающейся государственной экономической деятельности.

1 И. Вышнеградский был министром финансов с 1887 по 1892 г.
2 Н. Бунге был министром финансов с 1881 по 1886 г.
3 Э. Плеске был министром финансов с 1903 по 1904 г., И. Шипов – с 1905 по 1906, В. Коковцов – с 1904 по 1905 г. и с 1906 по 1914 г.

  • Географическое направление и специализация деятельности иностранных ТНК в России
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПТИМИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
  • Закономерно, что в деятельности нового министра финансов кредитные операции занимали одно из центральных мест. На начальном этапе он использовал кредитные заимствования для обеспечения баланса росписи государственных доходов и расходов. Однако, как он считал, такой приём допустим лишь в исключительных случаях и в дальнейшем к нему уже больше не прибегал. Целевое назначение займов, которыми пользовался Витте, сводилось в подавляющем большинстве случаев к трём направлениям: а) накопление золотого резерва в процессе подготовки и проведения денежной реформы, б) замена одних займов государства другими, менее обременительными по своим условиям. Витте удалось конвертировать (заменить) 5-ти и 6-ти процентные займы на 4.5, 4 и даже 3-х процентные, что в свою очередь позволило при увеличении общей суммы задолженности снизить расходы на её обслуживание. Показательно, что общая сумма государственного долга при Витте возросла с 4.6 до 6.6 млрд. рублей, или на 43%, а его обслуживание только на 15%;

    Используя благоприятную конъюнктуру на мировых рынках капитала и возросшее доверие за рубежом к устойчивости российской экономики, в) финансирование железнодорожного строительства.
    Введение золотой валюты укрепило доверие к российскому кредиту: Россия получила не менее трех миллиардов рублей иностранных инвестиций. Витте пытался снять и законодательные барьеры для иностранного капитала, но столкнулся с сопротивлением консерваторов, опасавшихся расшатывания "устоев". По этому вопросу, отмечал он, "существует два противоположных воззрения: одни признают государственный кредит средством крайне вредным и опасным, и рекомендуют всячески избегать его. Другие, наоборот, считают государственный кредит благодеянием, которым можно и должно пользоваться в самых широких размерах. Правильное отношение к государственному кредиту заключается в соблюдении золотой середины между этими крайностями, из которых первая способна совершенно затормозить и политическое, и экономическое развитие страны, а вторая может привести государство к неисправности в платежах, т.е. к банкротству, даже при самой производительной затрате занятых капиталов".
    По словам Витте, "никто не препятствовал тому, чтобы иностранные деньги на различные предприятия к нам шли, но наивно желали, чтобы распоряжались этими деньгами россияне, и распоряжались, не имея в деле никакого интереса, со свойственным русским дельцам новейшей формации денежным распутством". Сам же Витте заявлял, что боится не иностранных капиталов, которые почитает за благо для нашего отечества, а совершенно обратного - "что наши порядки обладают такими специфическими, необычными в цивилизованных странах свойствами, что немного иностранцев пожелают иметь с нами дело". Российское правительство старалось брать кредиты не у международных финансовых организаций, а размещало свои обязательства на внутреннем рынке иностранных государств. "Русские бумаги" специально выпускались невысоким номиналом, делавших их доступными для мелких буржуа, служащих, даже прислуги. Все они отдавали свои скопленные по сантиму или пфеннигу сбережения в надежде стать рантье. Хотя Витте не мог предвидеть, что большевики откажутся расплачиваться по этим долгам, но складывается впечатление, что судьба держателей русских бумаг волновала его в самую последнюю очередь. Главное, доказывал он своим критикам, что "все занятые деньги пошли исключительно на цели производительные". Недаром в те годы говорили, что русские железные дороги строятся на деньги берлинских кухарок.

    Доля производственного использования полученных кредитов неуклонно росла. Так, на 1 января 1892 г. задолженность государства по кредитам, используемым на непроизводственные нужды, составляла 63.4 % их общей суммы. Через 11 лет и этот показатель снизился до 52.2%. Соответственно, почти половина полученных кредитов в 1903 г. была израсходована на расширение железнодорожной сети: постройки новых государственных дорог, для обновления и реконструкции действующих, для выдачи ссуд частным железнодорожным обществам (главным образом обществу Восточной китайской дороги), а также для выкупа частных дорог в казну.

    За время пребывания Витте на посту министра финансов резко возрос внешний долг России. Поскольку только на обслуживание этого долга ежегодно уходило до 150 млн. руб., приходилось брать новые займы, чтобы выплатить проценты по старым.

    3. Итоги промышленной политики С. Ю. Витте

    Витте подчёркивал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы. Он писал: « Для блага России, отсталой сравнительно с Западом, прежде всего необходим подъём её производительных сил. Для этого всё больше нужно развитие её обрабатывающей промышленности и транспорта». Действительно транспортные магистрали имели огромную роль в развитии экономики. За 30 пореформенных лет протяжённость железных дорог увеличилась в 30 раз. Вступив на пост министра финансов, Витте получил 29157 вёрст железных дорог, а ушёл, оставив 54217 вёрст. Витте возобновил строительство Транссибирской железной дороги. Проект дороги был продиктован не только военно-стратегическими соображениями, сколько целью развития производительных сил России.

    Быстрыми темпами развивалась лёгкая промышленность. Текстильный фабрики Москвы, Твери, Орехово - Зуева были флагманами российской промышленности. Текстиль вслед за хлебом стал важнейшей частью экспорта. Русские ситцы, плисы, миткаль успешно конкурировали с европейской продукцией на восточном рынке.

    В конце XIX века в промышленности наметился поворот к производству средств производства. Возникают новые отрасли промышленности: нефтедобывающая, химическая, машиностроительная. В российской глубинке строятся крупные заводы: Коломенский, Сормовский. Особенно бурно развивался промышленный Юг страны. Опираясь на металлургические заводы Украины и угольные шахты Донбасса, он обогнал горнозаводской Урал. Уже в 1897 году на Юге выплавлялось более 40% всего чугуна. Здесь были самые мощные печи, самое совершенное потеем временам оборудование, самая высокая производительность труда.

    Пришли в движение «дедовские» (купеческие) капиталы. К началу XX века акционерные банки увеличили свои капиталы до 1,1 млрд.рублей (в 1864 году открылся первый такой банк).

    По степени концентрации производства Россия начала опережать даже более развитые страны. К концу XIX века появляются картели. Синдикаты, тресты – всего около 50 монополистических объединений; 12 крупнейших банков контролировали до 80% всех банковских средств.

    Развивается и ремесленное производство. На долю мелких товаропроизводителей приходится треть всей промышленной продукции. В некоторых отраслях (кузнечное дело) мелкое производство опережало крупное. Ремесленные мастерские успешно конкурировали с фабриками и заводами. Приспосабливались к новым условиям кустарные промыслы. В которых механизмы не могли соперничать с человеческими руками (вологодские кружева и т.д.)

    При Витте (задолго до сталинской) была начата «малая» индустриализация. С целью изыскания средств были увеличены косвенные налоги на (на 42,7%) и введена винная монополия, которая при Витте давала в казну 365 млн.рублей в год (после него – более 500 млн.рублей)

    Государство поощряло частное предпринимательство. Для отечественной промышленности были созданы особо благоприятные условия. С 1891 года ввоз иностранных товаров в Россию облагался 33% пошлины. В то же время экспорт облагался низкими пошлинами. Это позволило добиться активного торгового баланса. В разгар экономического кризиса 1900-1903 годов правительство пришло на помощь предпринимателям щедрыми субсидиями.

    Заключение

    Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. Вроссийской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного подъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленное производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40% всех действовавших к началу XX века предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружениикоторой Витте внес немалый личный вклад. Развитие промышленности согласно курсу ускоренной индустриализации страны не было бы столь успешным, если бы не усиление притока иностранных инвестиций. Что в свою очередь является следствием удачного завершения реформирования финансово-кредитной системы и значительных успехов Министерства Финансов во главе с Витте в области внешней политики.
    Конечно же, для достижения намеченной цели использовались не только заграничные капиталы, которые Витте называл "лекарством против бедности", ссылаясь при этом на примеры из истории США и Германии. Промышленное развитие обеспечивалось также за счёт внутренних ресурсов, накапливаемых с помощью введения казённой винной монополии, усиления косвенного обложения, таможенной защиты промышленности от западных конкурентов, поощрения вывоза.

    Среди других особенностей росписи и исполнения бюджета в период министерства С. Витте стоит отметить также:
    высокую динамику роста доходов и расходов: среднегодовые темпы прироста общего баланса государственного бюджета в 1892-1903 гг. достигли 6,5 % против 2,7 % в предыдущее десятилетие.

    Витте внёс огромный вклад в развитие технического и коммерческого образования в России. Министр финансов прекрасно понимал, что поднять промышленность на ноги без наличия квалифицированных кадров не представляется возможным.
    В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось еще весьма значительным.

    Не всё получилось у великого российского реформатора. Но с именем Сергея Юльевича Витте неразрывно связаны те огромные перемены, которые способствовали подъёму российской экономики на рубеже XIX – XX веков.

    Список используемой литературы:

    1. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. – С.- Петербург: 2000. – 431 с.

    2. Архипов И.Л., Блохин В.Ф. История России в портретах. – Смоленск: Русич, Брянск, Курсив. – 1997. – 512 с.

    3. Бабенко П.М. История реформ (1894-1917). – М.:2000. – 134 с.

    4. Белоусов Р. Экономическая история России 20 век. – М.: ИЗДАТ, 1999. – 406 с.

    5. Витте С. Ю. Избранные воспоминания, 1849-1911 гг.

    – М.: Мысль, 1991. - 453c.

    6. История менеджмента / Ред. Валового Д.В.– М.: 1997. – 253 с.

    7. Племак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. – М.: Весь Мир, 2000. – 360 с.

    8. Сергей И. Витте. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 254с.

    9. Тютюкин С.В. Отечественная история. – М.: Наука, - 2005. – 545 с.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 544 с.

    11. Абалкин. Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. // Мир Музея. – 1999. - №6. – С. 30 – 35.

    12. Артёмов Ю.М. К юбилею великого реформатора.

    // Финансы. – 1999. - №7. – С. 3 – 15.

    13. Гундина И.Ф. Государство и экономика в годы правления С.Ю. Витте.

    //Вопросы истории. – 2006. - №12. – С. 84 – 91.

    14. Исправников В.О., Куликов В.В. Реформы «эры Витте»

    // Российский экономический журнал. – 1997. – №2. – С. 75- 77.

    15. Калинина А.А. Витте, самодержавие и империя: мечты конца XIX века.

    // Российский экономический журнал. – 1997. – №2. – С. 148 – 161.

    16. Слепнев И.Н. Последний год жизни С.Ю. Витте.

    // Исторический архив. – 2004. - №4. – С. 53-84.

    17. Сутягин В. Витте, которого могло и не быть.

    // Лицейское и гимназическое образование. – 2005. - №6. – С. 25 - 27.

    18. Хорос В. С.Ю.Витте: судьба реформатора.

    // Российский экономический журнал. – 1998. - №9. – С. 51 – 63.

    19. Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю.Витте.

    // Россия XXI. – 2001. - №4. – С. 109 – 112.

    20. On-Line библиотека, поисковик Yandex: [Электронный документ]

    21. Web-ресурсы о Сергее Юльевиче Витте (links) [Электронный документ]

    22. Кирдина С. Г. Kirdina.ru персональный сайт [Электронный документ]

    (http://kirdina.ru/public/vittetez/index.shtml) Проверено 14.04.2008.

    23. Российский общеобразовательный портал [ Электронный документ]

    (http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12394) Проверено 01.05.2008


    Экономическая история: Ежегодник 2005/ Ред. Л.И. Боробкин, Ю.А.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 195 с.

    Экономическая история: Ежегодник 2005./ Ред. Л.И. Боробкин, Ю.А.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 203 с.

    Абалкин. Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте.

    // Мир Музея. – 1999. - №6. – 13с.

    Экономическая история: Ежегодник 2005./ Ред. Л.И. Боробкин, Ю.А.

    Петров. – М.: Российская политическая энциклопедия. 2005. – 202с.

    On-Line библиотека, поисковик Yandex: [Электронный документ]

    (http://www.xserver.ru/user/vitmr/2.shtml) Проверено 14.04.2008.

    Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. –

    С.- Петербург: 2000. – 65 с.

    Гундина И.Ф. Государство и экономика в годы правления С.Ю. Витте.

    //Вопросы истории. – 2006. - №12. – С. 84.

    Белоусов Р. Экономическая история России 20 век. – М.: ИЗДАТ, 1999. – 406 с.

    Абалкин. Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. // Мир Музея. – 1999. - №6. – С. 30 – 35.

    Племак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. – М.: Весь Мир, 2000. – 77 с.

    Web-ресурсы о Сергее Юльевиче Витте (links) [Электронный документ]

    (http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/shil99.ssi) Проверено 14.04.2008.

    Бабенко П.М. История реформ (1894-1917). – М.:2000. – 13-16 с.


    | | | | | 6 |

    Витте с большой энергией создавал условия для притока в Россию иностранного капитала как в виде займов, так и в форме прямых вложений, что противоречило заветам Вышнеградского. Сырьевые и энергетические ресурсы страны, дешевая рабочая сила, устойчивая денежно-финансовая система и преувеличенные представления о социально-политической стабильности самодержавного строя делали Россию исключительно выгодной сферой приложения иностранного капитала. Его доля в акционерном капитале горной, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей превышала долю российского капитала. Иностранный капитал преобладал в тяжелой промышленности Юга России, в разработке бакинской нефти, в золотопромышленности. На иностранные деньги развивались такие новые отрасли, как электрохимическая, электротехническая, городское коммунальное хозяйство, производство новейших средств связи. Если в 1893 г. доля иностранного капитала по отношению ко всему акционерному капиталу составляла 27%, то к 1900 г. она возросла до 45%.
    Этот курс на привлечение иностранного капитала был экономически оправдан: в его основе лежал тот несомненный факт, что Россия была страной, бедной капиталами, с ограниченными внутренними возможностями их концентрации и с высокой долей непроизводительных расходов. Попытки Вышнеградского и Витте использовать сельскохозяйственное производство для нужд промышленной модернизации наталкивались на сопротивление поместного дворянства, да и в принципе могли дать подлинный эффект лишь при беспощадном разграблении русской деревни, что в конце XIX в. представлялось немыслимым.
    Воздействие иностранного капитала не сказывалось на самостоятельности российской внешней и внутренней политики, хотя государственные и частные займы, делавшиеся во Франции, несомненно укрепляли прочность русско-французского союза. Знаменательно признание С. Ю. Витте: «Я совсем не боюсь иностранных капиталов, почитая их за благо для нашего отечества, но я боюсь совершенно обратного, что наши порядки обладают такими специфическими, необычными в цивилизованных странах свойствами, что немного иностранцев пожелают иметь с нами дело».
    Реформы Витте. Главным делом С. Ю. Витте в первые годы его министерства, когда он ощущал полное доверие Александра III, стало введение винной монополии. Задуманная Вышнеградским в целях резкого увеличения поступлений в казну, винная монополия включала в себя розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками и очистку спирта. В 1894 г. винная монополия получила силу закона и постепенно стала вводиться в губерниях Российской империи. К концу министерства Витте она охватила практически всю территорию страны и давала значительные поступления в казну — более 10 процентов бюджетных доходов.
    Витте завершил конверсию российских внешних займов, которая была задумана еще Бунге и начала осуществляться при Вышнеградском. С 1888 г. на Парижской бирже обменивались 5-процентные и 6-процентные российские государственные облигации на облигации с более низким процентом и более длительными сроками погашения. Конверсия внешних займов России привела к переходу русских ценных бумаг на французский денежный рынок и к увеличению государственного долга. При Витте усилился рост частной и общественной задолженности зарубежным банкам: к 1903 г. внешнегосударственная задолженность достигла огромной по тем временам цифры 5 800 млн. руб.
    Увеличение внешней задолженности дало возможность стабилизировать положение рубля и провести в 1897 г. денежную реформу, которая устанавливала золотой монометаллизм. Рост налоговых поступлений, добыча и покупка золота позволили Государственному банку увеличить золотую наличность до размера, который почти соответствовал сумме обращавшихся кредитных билетов. Кредитные билеты стали обмениваться на золото без ограничений. Введение золотого стандарта открывало новые возможности для привлечения иностранного капитала.
    Денежная реформа Витте укрепила внешний и внутренний курс рубля, но в ее основе лежали финансовые и фискальные мероприятия, а не подлинная экономическая стабилизация. Витте называл денежную реформу «величайшей» и гордился тем, что провел ее вопреки сопротивлению помещиков — экспортеров хлеба, а также французского правительства, которое высказывалось за биметаллизм. Ее значение он видел в дальнейшем укреплении национальной промышленности.
    В определенном смысле эта цель была достигнута. С 1893 г. российская промышленность развивалась невиданно бурными темпами: за неполных 7 лет объем промышленного производства более чем удвоился. К концу XIX в. по основным структурным параметрам и валовым показателям Россия входила в число 4-5 ведущих промышленных держав мира. Все возрастающая роль России в мировой системе хозяйства вполне соответствовала ее политическому авторитету и военному могуществу.
    Необратимый характер приобрела урбанизация: к 1897 г. городское население еще недавно сплошь земледельческой страны составляло 13%, приток населения в крупные промышленные центры был исключительно высок. Серьезную конкуренцию старым промышленным центрам — Уральскому, Центральному, Северо-Западному — стали составлять новые: Донецкий и Бакинский.
    Промышленный подъем, начавшийся в 1893 г., сопровождался техническим перевооружением основных отраслей промышленности. Особенно быстро развивались отрасли тяжелой промышленности: металлургическая, машиностроительная, горнозаводская. Их доля в общем объеме промышленной продукции менее чем за 10 лет возросла с 30 до 46%.
    Протяженность железных дорог за последние 10 лет XIX в. увеличилась почти в два раза. Витте продолжал политику Вышнеградского, которая заключалась в сосредоточении железных дорог в руках государства. Частные железные дороги, нередко обремененные долгами, выкупались на условиях, благоприятных для их владельцев. Новый размах получило казенное железнодорожное строительство, которое служило ускоренному развитию отраслей тяжелой промышленности и привлечению иностранного капитала. Если в 1892 г. было вновь открыто 490 верст железных дорог, то уже в 1894 — 2 117, а в 1899 — более 4 600. Для России с ее пространствами железнодорожное строительство имело исключительное значение: оно способствовало хозяйственному освоению территорий с огромным экономическим потенциалом, стимулировало переход к крупным формам организации производства.
    Успехи экономической модернизации были очевидны. Однако она носила ограниченный характер и практически не затронула сферу сельского хозяйства. При Вышнеградс-ком и Витте возросли товарность и экспортные возможности российской деревни, но рост товарной продукции обеспечивался в основном ценой вовлечения в оборот новых земель. Усилий министров финансов было недостаточно, что- бы изменить расстановку социальных сил в деревне. Позиции поместного дворянства оставались непоколебленными, и важнейший вопрос русской жизни — земельный — не был решен.
    Противоречивы были политические и социальные последствия экономической модернизации. Ее успех не был успехом частнопредпринимательской деятельности, не был торжеством свободной конкуренции и стихийно складывающихся рыночных отношений. Государственное покровительство национальной промышленности привело к тому, что стихией российских предпринимателей был не свободный рынок, а монопольные права, которые им предоставляло правительство.
    С особой силой это проявлялось в сфере взаимоотношений труда и капитала. Опираясь на правительственный аппарат, деятели российской промышленности извлекали сверхприбыли из эксплуатации рабочих. За исключением сравнительно небольших групп, сконцентрированных на государственных военных заводах, промышленные рабочие России зарабатывали меньше, чем в любой другой промыш-ленно развитой стране. Зрелость рабочего движения, совпавшая с периодом модернизации, не была по-настоящему осознана фабрикантами. Под давлением стачечного движения правительство пошло на регламентацию отношений между предпринимателями и рабочими.
    Политическая примитивность российских капиталистов была столь велика, что не только Бунге, но и Витте обвиняли в социализме. Особенности становления и развития российского капитализма делали его представителей невосприимчивыми к идеям и практике социального реформизма и компромисса. Следствием этого была радикализация рабочего класса, а несомненная связь самодержавных институтов и капитала способствовала выдвижению рабочими не только экономических, но и политических требований. Промышленная Россия не знала социальной гармонии. Ценой экономической модернизации стал антагонизм между новыми классами общества: промышленным пролетариатом и буржуазией.
    Промышленный кризис. В конце 1899 г. российская промышленность ощутила первые симптомы кризиса, который в следующем году стал всеобщим, охватив все мировое хозяйство. Для экономики России он оказался особенно длительным и тяжелым.
    Первым предвестником спада стал европейский денежный кризис, что вынудило Государственный банк, а за ним и частные банки сократить кредиты предприятиям, повысить ставки учетного процента. За этим последовало сокращение товарного кредита, массовые закрытия мелких и средних производств. Предприниматели искали выход в резком снижении заработной платы и в локаутах. Безработица в отдельных отраслях промышленности и в некоторых регионах достигала 40-50% , что предопределило неизбежность острого социального столкновения.
    Промышленный кризис 1900 г. свидетельствовал о зрелости капиталистического производства в России, о ее вовлеченности в мировую систему хозяйства. Не случайно именно в эти годы стали возникать первые синдикаты, возвестившие о наступлении стадии монополистического капитализма.
    Одновременно кризис показал неполноту модернизатор-ских усилий Бунге, Вышнеградского и Витте. Развитие производства, структурные изменения в промышленности не сопровождались социальными переменами. Власти откладывали решение назревших социальных вопросов, игнорировали требования масс, что было бесполезно и опасно. Экономическая модернизация оказалась ненужной поместному дворянству, располагавшему всей полнотой политической власти в стране. Объективно ее дальнейшее проведение требовало кардинального изменения существующих социальных отношений, смены политического строя.
    Бездействие власти обрекало народное хозяйство на кризис и вело страну к гибельным потрясениям. Изменить застой и рутину, царившие в верхах, оказалось не под силу даже энергичным министрам финансов. Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте так и не сумели преодолеть косность, некомпетентность и безволие людей, которые решали судьбу России на рубеже XIX-XX вв.