Реформа гос управления ивана 4. Иван грозный и его реформы по управлению государством

Реформы Ивана IV

В период царствования Ивана IV (1533-1584) в стране назрели объективные предпосылки для проведения целого ряда преобразований. В январе 1547 г. в Московском государстве произошло важное событие - Иван IV короновался и принял титул царя. С этого времени в стране были проведены важные преобразования, затрагивавшие многие области общественной жизни. Политика реформ разрабатывалась и осуществлялась небольшим кружком приближенных царя, который вошел в историю под именем «Избранной рады». Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизн и. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений. Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов. Первый собор был созван по инициативе царя в 1549 г. Земские соборы сыграли значительную роль в истории русского государства на протяжении XVI - XVII веков. Былапроведена судебная реформа - в 1550 г., был введен новый Судебник Ивана IV. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. Впервые в России закон был провозглашен единственным источником права .

В период царствования Ивана Грозного была завершена т.н. губная реформа , которая представляла собой реформу местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам», которые избирались из местных детей боярских. В эти же годы была проведена земская реформа, которая явилась продолжением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 50-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе . Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Реформы были направлены, прежде всего, против административного произвола.

Важнейшей реформой была военная реформа, утвердившая принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории было зарождение приказной системы центрального государственного управления.

На всем протяжении царствования Ивана Грозного Московское государство вело войны за расширение своих территорий и выход к балтийскому побережью, что потребовало от общества напряжения всех сил. Первым мероприятием, успешно проведенным Иваном IV, можно считать завоевание земель Казанского ханства и взятие Казани. В результате - в состав Московского государства вошли плодородные земли Поволжья, что давало возможность царю предоставлять значительные земельные пожалования своим слугам и увеличивать тем самым численность поместного войска. В 1556 г. царским войскам почти без боя удалось взять Астрахань. С этого времени Волга становится важнейшим торговым путем Московского государства. В этот же период в состав России добровольно переходят башкиры и удмурты. Таким образом, территория Московского государства расширилась до Уральских гор, что создавало благоприятные условия для дальнейшего освоения русскими пространств Урала и Сибири. Уже к концу царствования Ивана Грозного русские отряды во главе с Ермаком приступили к завоеванию Западной Сибири.

Иван Грозный на протяжении 25 лет (1558-1583 гг.) вел изнурительную борьбу за овладение Прибалтикой, которая известна как Ливонская война. Однако после того как в войну против России вступили такие мощные военные государства того времени, как Речь Посполитая и Швеция, военные неудачи стали преследовать русские войска. В Ливонской войне Россия потерпела поражение и потеряла выходы к Финскому заливу. Негативные последствия Ливонской войны сказались впоследствии на зарождении такого явления русской истории как Смута . В целом же Россия к концу царствования Ивана Грозного представляла собой огромное государство, простиравшееся от берегов Белого моря до Каспия и от Урала - до границ с Речью Посполитой.

6. Смутное время (1598 – 1613)

Рубеж XVI - XVII веков стал переломным в жизни Московского государства. В предшествующий период в русском обществе накопилось столько негативных явлений и факторов, что они, в конечном счете, привели к системному кризису – Смуте .

Смутное время можно определить как первую в истории России гражданскую войну. Важную роль в формировании предпосылок Смуты сыграли Ливонская война и опричнина . Резкое ухудшение положения крестьянства приводило к увеличению числа беглых крестьян и холопов, и к продлению действия «заповедных лет», увеличению срока сыска беглых холопов.

Главной причиной Смуты стало пресечение династии. В 1598 г. умер последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного - царь Федор Иванович, который не оставил потомства. Созванный по этому поводу Земский собор избрал на царствование Бориса Годунова. Однако возникновение нового политического прецедента – избрание нового царя , создавало в государстве целый ряд опасных для нового царя последствий. И здесь свою роль сыграли особенности политической культуры и менталитет народа, который видел в Годунове не природного государя - помазанника Божьего, а всего лишь человека, избранного народом. Важнейшим основанием борьбы за власть противников Годунова был факт таинственной гибели последнего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия в Угличе в мае 1591 г.

Традиционно Лжедмитрия I отождествляют с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым . Получив поддержку со стороны польского короля Сигизмунда III и католической церкви, он собрал войско, состоявшее из казаков и литовцев, и выступил в поход на Москву. В силу целого ряда обстоятельств и факторов, в том числе и внезапной смерти Б. Годунова, претендент в июне 1605 г. с войском вступил в Москву и был венчан на царство под именем Дмитрия Ивановича. В период его правления резко возросло недовольство боярства. В 1606 г. в результате узкого боярского заговора, который был организован В. Шуйским и его сообщниками, Лжедмитрий I был убит, Россия осталась без царя. Уже 19 мая на московский престол узким кругом людей был «выкрикнут» князь Василий Шуйский. Его избрание носило сугубо олигархический характер. Воцарение Шуйского можно считать поворотным пунктом Смуты: она принимает общенациональный характер. Существенным признаком Смуты стала польско-литовская интервенция , начавшаяся летом 1609 г. Летом 1610 г. Шуйский был низложен, и власть в стране перешла к семи членам Боярской думы – «Семибоярщине». Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Во время обсуждения статей договора о «призвании» Владислава, поляки были впущены в Москву. Их бесчинства вызвали широкое недовольство, и в 1611 г. формируется первое ополчение под руководством П. Ляпунова. Однако это мероприятие оказалось неудачным. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде созывается второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского, которое в октябре 1612 года освободило Москву от поляков. Так завершились основные события русской Смуты. Государственность и суверенитет России были восстановлены.

К февралю 1549 года относится начало деятельности на Руси Земских соборов - сословно-представительных органов. «Земские соборы, - писал Л.В. Черепнин, - это орган, пришедший на смену вечу», воспринявший древнерусские "традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов", но заменивший «элементы демократизма началами сословного представительства». Они представили собой совмещение в одном учреждении тех двух начал, которые действовали раздельно в центральном и областном управлении: начала приказной бюрократической службы, представленного на соборах личным составом центральных государственных учреждений, и начала натуральной общественной повинности, на котором было построено областное управление и которое было положено в основу соборного представительства служилого и торгово-промышленного класса.

Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля. Вначале он выступил перед боярами, окольничими, дворецкими и казначеями в присутствии церковного «освященного собора», и в тот же день он говорил перед воеводами, княжатами и дворянами.

Земская реформа Ивана IV, реформа местного управления в Русском государстве в середине 16 века, проведена для ликвидации кормлений, т. е., содержания должностных лиц за счёт населения, и введения земского самоуправления. Реформа вызвана необходимостью укрепить местный аппарат управления в интересах дворянства и купечества. В 1549 на соборе «примирения» наметили программу земских реформ. В 1551 Стоглавый собор утвердил «уставную земскую грамоту».

В начале 50-х гг. в отдельных областях была упразднена власть наместников. Но только в 1555-56 наместничье управление отменили в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах выбирались земские старосты, возглавлявшие земские избы и выбиравшиеся из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян. В их ведении находились суд (исключая дела о крупных уголовных преступлениях), управление тяглым населением и сбор налогов с него. «Посошной окуп», заменивший наместничьи сборы, стал поступать в царскую казну, которая осуществляла и общий надзор за деятельностью органов земского самоуправления. Земская реформа завершила перестройку на сословно-представительских началах местного управления и усилила централизацию государственного управления.

Следующим шагом явилась прямая ликвидация в 1551-1552 годах наместничьего управления в отдельных областях. А в 1555-1556 годах приговором царя «о кормлениях» наместничье управление отменялось в общегосударственном масштабе. Его место занимало местное управление, проделавшее долгий и нелегкий путь.

Местное управление не представляло собой единообразия, а принимало различные формы в зависимости от социального состава той или иной местности. В центральных уездах, где было развито частное землевладение, вводилось губное управление, а дворяне выбирали из своей среды губных старост. Вместе с выборными городовыми приказчиками они возглавили уездную администрацию.

Это означало завершение губной реформы.

Выборные власти стали появляться и в тех уездах, где не было частного землевладения. Здесь из зажиточных слоев черносошного населения выбирались земские старосты. Впрочем, черносошные общины и прежде имели свои выборные мирские власти в лице старост, сотских, пяти десятских, десятских и т. д.

Эти волостные администраторы генетически восходили к представителям старинной сотенной общинной организации Киевской Руси. Они традиционно осуществляли надзор за общинными землями, распределяли и собирали налоги, разрешали мелкие судебные дела, решали другие вопросы, затрагивающие интересы общины в целом. И раньше мирские власти состояли из представителей наиболее зажиточного крестьянства: «лучших» и «средних» людей. Кстати сказать, черные волости, даже становясь частновладельческими землями, сохраняли структуру мирского управления.

Земская реформа наряду с черносошными землями затронула и города, где тоже (но из зажиточного посадского населения) выбирались земские старосты. Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков - пришлых людей - действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Справедливости ради необходимо отметить, что полностью местные реформы были осуществлены лишь на Севере.

Считается, что губная и земская реформы являются шагом на пути централизации. При этом, однако, не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI века представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. Традиции эти оказались действенными и потом - в Смутное время.

Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов как функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Челобитенный, в котором принимались жалобы на имя царя, и проводилось расследование по ним. Во главе этого, по сути высшего органа контроля, стоял А. Адашев.

Посольский приказ возглавлял дьяк Иван Висковатый. Поместный приказ ведал делами поместного землевладения, а Разбойный разыскивал и судил "лихих людей". Первый приказ военного ведомства. Разрядный - обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод, а другой - Стрелецкий - ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов. Разрядным приказом некоторое время руководил дьяк И.Г. Выродков, при котором он стал как бы генеральным штабом русского войска. Финансовые дела находились в компетенции Большого прихода и Четвертей (Четей). С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Окончательное завершение формирования приказной системы приходится на XVII век.

Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. Земская реформа должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей.

В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства, Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной.

Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства.

Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

Первое событие, с которого хочется начать данную тему, это – венчание Ивана IV царство в январе 1547 года, при достижения совершеннолетия. Ритуал венчания на царство разработал митрополит Макарий, он проводил обряд и из его рук Иван IV принял все знаки царской власти – шапку Мономаха, скипетр, державу, Барму. Обряд венчания проходил в Успенском соборе. С этого времени великий князь Московский стал называться царем. Таким образом, первым царем на Руси стал Иван IV Грозный. Этимология: царь – от лат. цезарь – наследственный монарх, государь.

Реформа государственного управления при Иване Грозном.

На всем протяжении предыдущей истории, Боярская дума играла важную роль органа законодательной и совещательной власти при великом князе. При Иване IV Боярская дума также сохранялась, но Иван IV предпринял много усилий, чтобы ослабить в ней позиции старой боярской аристократии, увеличив ее состав почти втрое.

Появляется новый орган власти – Земский собор . Земские соборы решали важнейшие государственные дела такие как: вопросы внешней политики, финансов, выбирали царей, когда это было необходимо. Историки насчитали, что за всю историю Земские соборы собирались более 50 раз. Это был сословно-представительный орган, и Боярская дума была его лишь составной частью. Кроме Боярской думы в него входили представители высшего духовенства (Освященный собор), представители от дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор состоялся в 1549 году, основным его решением было приятие нового Судебника, утвержденного в 1550 году, а также была рассмотрена и утверждена программа реформ. Так сложилось, что ещё задолго до этого, отдельные отрасли государственного управления и управление отдельными территориями стали «приказываться», т.е. поручаться боярам. Это и стало основой для принятия решения об образовании Приказов. Приказы – учреждения, которые управляли отдельными отраслями хозяйства или отдельными регионами страны. Появилось около двадцати таких Приказов.

Разрядный – руководил делами поместного войска;

Пушкарский – артиллерией;

Стрелецкий – стрельцами;

Оружейная палата – арсеналом;

Посольский приказ – управлял иностранными делами;

Приказ Большой приход – финансами;

Поместный приказ – государственными землями, которые раздавались дворянству;

Холопий приказ – холопами.

Отдельными территориями управляли следующие Приказы : Сибирский, Казанский.

Во главе каждого Приказа стоял дьяк или боярин, которые считались крупными государственными чиновниками. Приказы управляли, собирали налоги, судили.

Создание Приказной системы демонстрировало централизованное управление страной. Поскольку, число задач у государства росло, соответственно росло и количество Приказов. К началу 18 века их насчитывалось около 50.

Претерпело изменения и система управления на местах. Она стала единой. Важным моментом было упразднение в 1556 году системы кормления. Бояре-кормленщики, по сути, были представителями великого князя, «Государя Всея Руси», в провинциях, они собирали налоги с территорий, которые поступали в их личное распоряжение, и только часть которых они отправляли в государственную казну. Они были фактическим правителями этих земель, «кормились» за счет этих территорий, а размер подати с населения зависел от их неумеренных аппетитов. Теперь же кормление было отменено. Управление на местах было передано губным старостам (губа- округ), которых избирали из местных дворян, кроме управления они были уполномочены проводить сыск и суд по очень важным государственным делам. На землях, принадлежавшим государству, власть передавали земскому старосте, который был из зажиточных черносошных крестьян, в городах – появляются управленцы – городовые приказчики или излюбленные головы.

Из представленной схемы, можно сделать вывод, что при Иване IV складывается государство, форму правления которого можно назвать сословно-представительной монархией . Во всех государствах, складывание сословно-представительной монархии, подчеркивало слабость царской власти, заключавшуюся в том, что монарх еще был вынужден считаться с мнениями представителей различных слоев населения. Сословно-представительная монархия – закономерный этап на пути складывания абсолютной монархии, процесс которой завершится в России при Петре I.

Иван Грозный В 1547 г. великому московскому князю исполнилось 17 лет. Это значит, что отныне власть должна была перейти в руки совершеннолетнего государя.В январе 1547 г. Иван Васильевич в Успенском соборе Московского Кремля торжественно венчался на царствоОтныне великий князь московский стал именоваться "царём" (цезарем) - титулом римских императоров.Титул царя возвышал Ивана IV над остальными Рюриковичами и означал переход всей полноты власти в руки молодого государя.

Реформы Избранной рады.

К 1549 г. вокруг царя сложился кружок из близких людей, в который вошли митрополит Макарий, протопоп Сильвестр, князь А. Курбский, а также дьяки и подъячие, которые пользовались большим влиянием в Боярской думе и признавали необходимость проведения реформ. А. Курбский назвал эту "ближнюю думу" "Избранной радой". Во главе Рады стоял молодой дворянин А.Ф. Адашев. Избранная рада просуществовала 10 лет. Под её руководством в России были осуществлены всеобъемлющие реформы. В научной литературе они получили название "Реформы середины ХУI в.".

В проведении реформ особенно было заинтересовано дворянство. Один из близких царю людей - дворянин И.С. Пересветов стал инициатором проведения реформ. Он обратился к царю с рядом посланий, в которых изложил программу преобразований. Идеал государственного устройства - сильная власть царя, опора царя - дворянство.

Среди проведенных важнейшее место занимали реформы центрального и местного управления.

Реформа центрального управления.

Издавна большую роль при правителе играла Боярская дума как законосовещательный и законодательный орган. Чтобы ослабить в Думе роль боярской аристократии, царь втрое расширил её состав.

Возник новый орган власти - Земский собор (совет). В состав Земского собора стали входить: царь, Боярская дума, Освященный собор - собрание высшего духовенства, представители дворянства, купечества и верхушка городов. По сути, Земский собор стал народным представительством (на Западе - парламент) при государственной власти. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости, и на них решались важнейшие государственные вопросы: внешней политики, финансов, в период междуцарствий происходили выборы нового царя.

Дальнейшее развитие получила приказная система. При Иване IV существовало уже более 20 приказов. Наиболее крупные из них были приказы Разрядный (военных дел), Пушкарский (артиллерия), Стрелецкий (стрелецкое войско), Оружейная палата (арсенал), Посольский (иностранных дел), Большой приход (финансы), Поместный (государственные земли), Сибирский дворец (сибирские земли) и др. Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов, судом.

Реформа местного управления.

Была проведена реформа местного управления, в результате которой на местах развивалось земское самоуправление. Теперь на местах учреждаются выборные земские власти в лице "земских старост", которые выбирались из зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением переходил в руки губных старост, ведающих уголовным судом и выполняющих функции местной полиции, и городовых приказчиков, занимающихся вопросами военно-административного и финансового управления в уездах.

Территория была разделена на следующие территориальные единицы:

губа (округ) - возглавлял губной староста (из дворян);

волость - земский староста (из черносошного населения);

город - представлял самостоятельную территориальную единицу - "излюбленный голова" (из местных служилых людей).

До Ивана IV управители отдельных территорий не получали жалованья из казны, а "кормились" за счёт населения. В 1556 г. система кормлений была отменена. Управители территорий стали получать жалованье из казны.

Таким образом, в результате реформы государственного управления в России сложилась государственная власть - сословно - представительная монархия.

Огромная, многонациональная, очень сложная в управлении страна обрела власть, при которой она в качестве европейской державы жила ещё 400 лет. Монархия на тот исторический момент была наиболее оптимальным государственным устройством для России. Именно монархия, стоявшая над интересами различных сословий, социальных и национальных групп, смогла объединить население всей страны для решения задач, очень важных для всего народа. Огромную помощь монархии оказывала Русская православная церковь, у которой не было иных интересов, кроме интересов монархии и народа.

Военная реформа.

В середине ХVI в. от Волги до Балтики Россия была окружена кольцом враждебных государств. В этой ситуации чрезвычайно важным для России было наличие боеспособного войска. Важнейшей из реформ Избранной рады стала военная.

Была проведена реорганизация военных сил страны. Из - за слабого финансово - экономического положения страны постоянного войска создать не удалось, но были сделаны первые шаги в этом направлении.

Дворянское ополчение - составило ядро армии. Под Москвой 1000 провинциальных дворян была предоставлена земля - поместья. За это они должны были служить царю и стать его опорой. В войске они находились в привилегированном положении. Из их числа назначались воеводы, "головы" - низшие офицеры, дипломаты, администраторы. В 1556 г. впервые было составлено "Уложение о службе", которое регулировало прохождение военной службы. В отношении военной службы вотчины приравнивались к поместьям. Теперь вотчинник или помещик мог начать службу с 15 лет и передавать её по наследству. Из - за нехватки денег в казне за службу правительство расплачивалось землёй. За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин (1 десятина - 1,09 га) земли. С каждых 150 десятин земли боярин или дворянин должен был поставить одного воина с лошадью и вооружением. Теперь служилые люди подразделялись на две основные группы: служилые "по отечеству" (по наследству - бояре и дворяне) и по "прибору" (по набору) - пушкари, стрельцы и др.

Стрелецкое войско - пехотинцы с огнестрельным оружием - составили другой корпус войска. Поначалу стрельцов было 3000 чел. В стрельцы могли поступать все свободные люди. За службу стрельцы получали из казны денежное жалованье, вооружение и обмундирование. Но денег в казне постоянно не хватало, поэтому с ними также расплачивались землёй. Стрельцам выдавали коллективные земельные участки земли - "дачи". Из коллективной "дачи" каждый стрелец получал надел для личного пользования. Стрельцы жили слободами и в свободное от службы время занимались ремеслом и торговлей.

Казачество - стали применять для несения пограничной службы. К этому времени на южных границах России стал складываться особый слой русского общества - казачество (от тюркского "казак" - удалец, вольный человек).

Иностранцы - стали ещё одной составной частью русского войска. Но число их было незначительно.

В результате военной реформы Россия во времена Ивана IV стала располагать таким войском, которого раньше не имела. Создание боеспособного войска позволило России решить некоторые давно стоявшие стратегические задачи внешней политики.

В январе 1547 года, в Успенском соборе Кремля, был торжественно венчан на царство Иван IV как «царь и великий князь всея Руси».

Царь понимал, что местное самоуправление не менее других субъектов государственной жизни нуждалось в реформах.

Новый этап в развитии местного самоуправления связан с периодом становления и развития Русского централизованного государства в XVI веке.

Русское государство представляло собой в это время объединение земель без жесткой вертикальной системы соподчинения (центр - периферия), а местные органы власти имели достаточно высокую степень автономии. Важное значение имело взаимодействие верховной власти и сословий (служилых и тяглых) посредством сословно-представительных учреждений - Земских соборов, или как их еще называли - «Советов всея земли».

В течение XVI в. происходило дальнейшее отделение городского общества от сельского, формировались особые разряды городского населения, отличавшиеся по функциям и со своими правами: приказные, посадские, ратные люди. Города стали превращаться в центры ремесла и торговли, а их население в целом поддерживало претензии Ивана IV на ограничение прав крупных землевладельцев.

Социально-экономическое развитие Московской Руси непосредственным образом сказалось и на развитии местного самоуправления. В международной практике того времени складывались два способа управления территориями:

  • 1. децентрализаторский, когда важную роль играют местное управление и самоуправление, представители которого выбираются населением
  • 2. централизаторский, когда сверху донизу - государственная власть, всячески ограничивала местное управление и самоуправление.

Россия, начиная с Ивана Грозного, пошла вторым путем: вместо старого патриархального управления, рассчитанного на небольшие владения, самодержцы стали создавать совершенно новый, разветвленный абсолютистский аппарат власти, охватывающий и пронизывающий все государство. Постепенно центральная власть стала подминать под себя и сокрушать старинные вольности городов и других территориальных образований.

Именно с этого периода еще более углубилась пропасть, возникшая в XIV в. и еще дальше разошлись пути развития европейских и русских городов.

В XVI в. стала формироваться и такая ключевая административно-территориальная единица, как уезд. Именно с историей развития уездной формы территориальной организации общества неразрывно связана вся история российского местного самоуправления.

Уезд изначально формировался из пригородов или воссоединяемых с Российским государством земель по мере освобождения их от монголо-татарского ига. Отсюда шло и неравенство уездов и различие в их наименовании - «уезд», «земля», «царство». Постепенно из уезда вычленялись другие административно-территориальные единицы - волости, а также особые единицы - станы, погосты, трети, четверти. К концу XVI в. уезд по своей значимости превосходит как более крупные единицы - земли, так и более мелкие - волости.

Волость же в это время сохраняется как основная хозяйственная единица, особенно на Севере, где большинство населения составляли свободные, черносошные крестьяне. Необходимо отметить, что на протяжении столетий все функциональное многообразие российской общины было подчинено главной цели - коллективному выживанию в суровых природно-климатических условиях. Поэтому исторически сложилось так, что наряду с поместьем и вотчиной, сельская община (волость) утвердилась в качестве низовой территориально-административной ячейки общества и стала частью государственного устройства, обладавшей самоуправлением и известным комплексом публично-правовых функций.

Таким образом, в период правления Ивана IV Грозного в Российском государстве сформировались основные территориальные сообщества, необходимые для устройства местного самоуправления: города, волости и уезды.

В 30-х годах XVI в. был введен институт губных старост. Губные старосты избирались на всесословных уездных съездах, но ведали не местными земскими, а общегосударственными делами по важнейшим уголовным преступлениям. На государственный характер этой должности указывает и тот факт, что правительство нередко поручало губное управление другим властям. Так, в XVII в. его исполняли как выборные люди, так и правительственные чиновники: воеводы и сыщики. Должность губных старост упразднялась и снова восстанавливалась, пока не была упразднена окончательно в 1702 г.

В середине XVI в. в местное управление был введен еще один выборный институт - земских или «излюбленных» старост и целовальников, которым передавались все финансовые и судебные дела, входившие еще в сферу деятельности наместников. В результате этих преобразований царя Ивана IV, получивших название земская реформа, институт кормленщиков был упразднен, а их полномочия переданы выборным органам, контролируемым верховной властью.

До последней четверти XVII вв. ведении земских выборных находились следующие дела:

  • 1. владение общинной землей
  • 2. записка в тягло
  • 3. раскладка и сбор податей
  • 4. отправление повинностей
  • 5. производство мирских выборов
  • 6. местная полиция.

Таким образом, общинные власти получили двоякое значение: они исполняли обязанности как внутриобщинные, так и общегосударственные. Но так как земские дела заключались, прежде всего, в сборе податей и в исполнении повинностей, то государственные функции преобладали.

Следует подчеркнуть, что структура местного самоуправления времен Ивана Грозного была крайне сложной и громоздкой. Помимо названных особенностей ее отличало то, что на одной и той же территории действовали одновременно несколько разных систем ведомственного и корпоративного управления и самоуправления: губное, церковное, дворянское, земское, налоговое - решавших, прежде всего, свои собственные задачи и зачастую мешавших друг другу.

Значительный ущерб местному самоуправлению этой эпохи нанесла опричнина, введенная в 1565 году. Это был период дезорганизации не только государственного управления, но и уничтожения самостоятельности и инициативы граждан в решении местных дел.

Однако заложенные в период правления Ивана Грозного ростки гражданской и территориальной самоорганизации народа не исчезли бесследно. Сохранившись в городских и сельских общинах, они, в период великой смуты начала XVII века, сыграли решающую роль в освобождении Русской земли от самозванцев и сохранение ею своего национально-государственного суверенитета.