Редкие оперы.

Роберт I вступил на престол в 1027 году, после смерти своего старшего брата, Ричарда III, которого он, как говорили, отравил. Роберту пришлось вести борьбу с восставшими вассалами; затем он восстановил графа фландрского Балдуина IV, изгнанного собственным сыном, оказал помощь французскому королю Генриху I в борьбе с его матерью Констанцией, усмирил графа Одо Шампанского, принудил герцога Алена Бретонского признать его верховную власть. Желая принести покаяние в совершенных жестокостях, Роберт совершил паломничество к св. местам: прошел всю Францию, Италию, долгое время пробыл в Риме и через Константинополь дошел до Иерусалима; на обратном пути умер в Никее, в 1035 году. Ему наследовал единственный (незаконный) сын его, знаменитый Вильгельм I Завоеватель.

Легенда

Согласно средневековому преданию, душа Роберта II ещё до его рождения была посвящена дьяволу. Уничтожить действие этого проклятия, как пророчил герцогу некий святой эремит, можно лишь дав и соблюдая обет молчания и питаясь вместе с собакой. В течение своей жизни герцог Роберт носил прозвания как «Великолепный», так и «Дьявол». По сюжетам легенд о Роберте II французский композитор Джакомо Мейербер создаёт в 1831 году оперу Роберт-Дьявол (Robert le diable).

Краткая информация

  • Полное имя: Роберт, 6-й Герцог Нормандии
  • Герцог Нормандии 1027-1035
  • Дата рождения: ок. 1000
  • Место рождения: Нормандия, Франция
  • Дата смерти: 3 июля 1035
  • Место смерти: Никея, Вифиния, Византия
  • Причина смерти: согласно некоторым источникам Роберта отравили
  • Отец: Ричард II Добрый, 4-й Герцог Нормандии
  • Мать: Юдита Бретонская

Брак

Сведения о браках в первоисточниках отсутствуют

Дети

  • с Эрлевой (Арлеттой)
    • Аделаида Нормандская, однако существуют сомнения в этом, учитывая прямое свидетельство Роберта де Ториньи, что Аделаида не являлась дочерью Герлевы..
    • Вильгельм I Завоеватель

Опера в пяти актах, шести картинах с апофеозом. Либретто Э. Скриба и Ж. Делавиня.
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 21 ноября 1831 г.

Действующие лица:

  • Изабелла, дочь короля Сицилии (сопрано)
  • Роберт, герцог Нормандии (тенор)
  • Рембо, нормандский трубадур (тенор)
  • Алиса, его невеста (сопрано)
  • Бертрам, дух зла (бас)
  • Принц Гренады (без речей)
  • Рыцари, дамы, слуги, народ, демоны, призраки, монахи, отшельники

Действие происходит на Сицилии в XI веке.

История создания

В 1827 году Мейербер, уже составивший себе имя как оперный композитор в Италии, переселяется в Париж. Здесь происходят два знаменательных события - постановка «Немой из Портичи» Обера (1828) и «Вильгельма Телля» Россини (1829), которые стали вехами в истории романтической оперы. Мейербер понимает, что для завоевания Парижа нужно писать не итальянские оперы, стилем которых он овладел, а создавать нечто другое. Этим другим стал новый жанр - французской большой оперы, который, собственно, и возник с первым французским опытом Мейербера - оперой «Роберт-дьявол».

«Роберт-дьявол» - результат сотрудничества композитора с очень популярным в то время французским драматургом и либреттистом Эженом Скрибом (1791-1861). Скриб, не отличавшийся вьщающимся талантом, был мастером сценической интриги, непревзойденным изобретателем сценических эффектов. Он прекрасно знал театр и театральную публику, умел безошибочно угадывать ее вкусы, чувствовал веяния моды. Со своим постоянным соавтором Жерменом Делавинем (1790-1868) он написал для Мейербера либретто по старинной легевде о нормандском герцоге Роберте, прозванном за свою жестокость дьяволом.

Премьера оперы состоялась в парижской Grand Opera 22 ноября 1831 года. Как писал известный исследователь И. Соллертинский, «Роберт-дьявол» «одержал победу над парижанами. В нем было все, что могло привлекать в те годы: живое действие, яркие контрасты, аромат таинственности, роковые разоблачения, бутафорская фантастика, пикантный балет развратных монахинь, поющий сатана... умело дозированная сентиментальность и, наконец, яркая театральная музыка».

Сюжет

В Палермо пируют рыцари, среди них неузнанный герцог Роберт, изгнанный из родной Нормандии. Трубадур Рембо поет балладу, в которой рассказывает о нормандской принцессе, соблазненной дьяволом и родившей от него сына. Разгневанный Роберт угрожает Рембо смертью, но появляется невеста Рембо Алиса, в которой Роберт узнает подругу детских дней. Алиса прислана умершей матерью герцога, но ее завещание она сможет отдать только если он достоин этого. Роберт понимает, что не имеет права прочесть послание. Алиса берется передать письмо Роберта к любимой им сицилийской принцессе Изабелле. Испуганная появлением постоянного спутника герцога - Бертрама, Алиса уходит. Роберт в знак примирения с Рембо сзывает рыцарей и предлагает играть в кости. Эту мысль ему внушил Бертрам. Он хочет довести Роберта до отчаяния, чтобы заставить его подписать договор с адскими силами. Роберт проигрывается дотла: у него не остается ни денег, ни коня, ни оружия. В ярости он грозит всем страшной местью.

Зал во дворце короля Сицилии. Изабелла тоскует: она любит Роберта, но отец выдает ее замуж за принца Гренады. Алиса приносит Изабелле письмо от Роберта, а вслед появляется и он сам. Принцесса дает ему оружие для поединка с соперником. Роберт уходит на его поиски, а зал заполняет праздничная толпа. Гренадский принц вызывает рыцарей на поединок, наградой за победу в нем станет Изабелла. В страхе она видит, что Роберта нет. Его увлек отсюда Бертрам, продолжающий козни: жених Изабеллы - вызванный им фантом. Он нужен для той же цели, что и фатальный проигрыш.

В уединенной долине в горах Рембо ждет свидания с Алисой. Он горько сожалеет о своей бедности. Неожиданно появившийся Бертрам бросает ему туго набитый кошелек и соблазняет отказаться от брака: теперь, когда Рембо богат, ему может принадлежать любая, к чему связывать себя? Поддавшись искушению, Рембо уходит. Бертрам слышит голоса демонов. Начинается буря, и он укрывается в пещере, из которой вырываются языки пламени. С гор спускается Алиса. Из пещеры доносятся голоса духов, буря усиливается, в ужасе Алиса приникает к кресту. Бертрам, узнавший, что потеряет Роберта навсегда, если тот не предастся ему сегодня до полуночи, пытается соблазнить Алису, которая слышала его речи и проникла в ужасную тайну. Она взывает к Божьей помощи. Появляется Роберт, Алиса убегает. Герцога гнетет страх, терзают злые предчувствия. В бою с принцем Гренады меч сломался в его руках, он изгнан под страхом смерти. Бертрам уверяет, что соперник Роберта призвал для победы адские силы и предлагает помощь: нужно похитить с гробницы святой Розалии волшебную ветвь кипариса, которая даст победу, богатство, бессмертие.

Бертрам приводит Роберта на кладбище, где похоронены благочестивые монахини. Он призывает восстать из гробниц умерших дев. Роберт хочет сорвать ветвь, но с ужасом отступает. Его окружают вызванные Бертрамом призраки монахинь в виде соблазнительных вакханок, среди которых Клеопатра, и увлекают к святой могиле. Роберт пытается бежать прочь, но поддается искушению: чудесная ветвь в его руках. Под раскаты грома, из-под земли поднимаются торжествующие демоны: ад победил!

В дворцовом покое дамы славят Изабеллу, мир, любовь. Алиса прощается с принцессой: она едет на родину, но прежде отдаст Роберту письмо матери. Принц Гренады готовится вести невесту к венцу. Вдали показывается Роберт с чудесной ветвью. По мере его приближения все погружаются в волшебный сон. Роберт будит Изабеллу. Она понимает, что Роберт одержим злым духом, и призывает Творца. Герцог страшен - его любовь превратилась в бесовскую страсть. Мольбы Изабеллы, отвращение, которое она испытывает к посланнику адских сил, вызывают в нем перелом: если Изабелла не любит его более, он умрет! Роберт ломает ветвь. Все просыпаются. Он обречен на казнь.

Во дворе монастыря отшельники славят свой уединенный приют. Народ возносит благодарение за спасение принцессы от чародейства Роберта. Появляются Роберт и Бертрам. Роберт чувствует, что лишь под кровом монастыря найдет спасение. Бертрам призывает герцога отдаться его власти и предлагает подписать торжественный акт. Роберт готов, но доносящееся из монастыря пение его останавливает. Он вспоминает мать. Тщетно Бертрам зовет его за собой и, наконец, решается на последнее средство: открывает Роберту, что он, его отец, сделает все для сына - соперник, принц Гренады, исчезнет. Роберт готов следовать за Бертрамом, и пусть торжествует ад. Эти слова слышит Алиса. Она пришла с радостной вестью: венчание Изабеллы было прервано неземной силой, жениха больше нет, Изабелла простила любимого и ждет его. Бертрам пытается увести Роберта, но Алиса вручает ему завещание матери. Герцога раздирают противоречия: строки матери заклинают бежать от Бертрама. Колокол возвещает полночь - спасенный Роберт теряет сознание. Все заволакивают тучи.

Тучи рассеиваются, предстает внутренность собора в Палермо. Изабелла и Роберт идут к алтарю.

Музыка

«Роберт-дьявол» - образец французской большой оперы с ее непременным пятиактным строением, широко выписанным фоном, яркими хоровыми сценами, балетом. Опера отличается виртуозными вокальными партиями, яркой театральностью, умелым использованием музыкальных и сценических контрастов, оркестровых эффектов. Отдельные акты сопоставляются по принципу контраста.

Краткое вступление с эффектно звучащей темой тромбонов вводит в I акт, основанный почти исключительно на звучании мужских голосов. Баллада Рембо «В земле Нормандии счастливой» начинается безыскусно, к концу строфы появляются черты виртуозности. II акт - яркий контраст I акту. Ария Изабеллы «Увы! Напрасно в любови страстной» отличается прихотливой, изощренной мелодикой. Мрачная ария Бертрама из III акта «Вот развалины те» - один из самых известных номеров оперы (его можно слышать в исполнении Шаляпина).

Л. Михеева

Это сочинение Мейербера, написанное в стиле французской большой оперы, имело успех у публики. Эффектная театральность, романтический накал страстей обеспечили ему популярность. Русская премьера прошла в 1834 (Москва, Большой театр, под названием "Роберт"). В Петербурге партию Бертрама с блеском исполнил О. Петров. Из постановок последних лет отметим спектакль 1985 в Гранд-Опера (солисты Ванцо, Д. Андерсон, Рэми и др.).

Дискография: CD - Melodram. Дир. Сандзоньо, Роберт (Мериги), Изабелла (Скотто), Бертрам (Христов).

Память о воинственных и жестоких нормандских герцогах, не раз совершавших разбойные нападения на мирное население французского побережья, отразилась в легенде о Роберте-Дьяволе.

Его историческим прообразом считают Роберта I, отца Вильгельма Завоевателя. По слухам, Роберт I отравил своего старшего брата, чтобы самому занять престол, жестоко расправлялся с непокорными вассалами, но под конец жизни стал очень благочестив и направился в паломничество по святым местам, во время которого умер.

Легенда гласит, что герцог Нормандский, отец Роберта, долгое время был бездетен. Супруга герцога молила небо о даровании ей наследника, но ее мольбы оставались тщетными. Тогда, в отчаянии, она обратилась к адским силам и поклялась, если они даруют ей сына, посвятить его дьяволу.

Вскоре герцогиня забеременела. Когда подошло время родов, явились грозные знамения: солнце померкло на небе, и день стал темнее ночи, ураганные вихри налетели со всех четырех сторон света, потрясая стены герцогского замка. Пол раскаты грома, в блеске молний герцогиня разрешилась от бремени сыном.

Младенца окрестили Робертом. Он рос необыкновенно быстро и очень рано стал проявлять свой жестокий и необузданный нрав. Роберт был еще ребенком, но его уже называли не иначе как Дьяволом.

Роберт-Дьявол постоянно затевал ссоры и драки со своими сверстниками, заканчивавшиеся для них тяжелыми увечьями, не почитал родителей и не повиновался наставникам. Местный священник не раз пытался увещевать его, и однажды Роберт, впав в ярость, убил старика.

Герцог, отец Роберта, ужаснулся и был готов проклясть сына, но герцогиня умолила его не делать этого. Несчастная мать понимала: лишь она виновата в том, что у ее сына дьявольский нрав.

Когда Роберту минуло восемнадцать лет, его посвятили в рыцари, и в честь этого события в герцогском замке был устроен рыцарский турнир.

Однако благородное состязание по вине Роберта-Дьявола превратилось в кровавое побоище. Пренебрегая турнирными правилами и законами чести, Роберт-Дьявол, как дикий зверь, обрушился на своих противников, яростно нанося им смертельные удары. Многие достойные рыцари обрели на том турнире бесславный конец.

Вскоре Роберт бежал из отцовского дома. Он набрал шайку головорезов, поселился с ними в лесу, выстроив там разбойничий замок, и стал наводить ужас на всю округу.

Во главе своей шайки Роберт-Дьявол грабил на большой дороге купцов и пилигримов, разорял селения и монастыри, убивал мирных земледельцев и благочестивых монахов.

Старый герцог, отец Роберта, послал отряд вооруженных людей, чтобы вернуть сына домой, но Роберт захватил посланных отцом в плен и предал их смерти.

Тогда герцог, невзирая на мольбы и слезы своей жены, проклял сына и пожаловался на него папе Римскому, а папа Римский отлучил Роберта от церкви.

В лесу, где стоял разбойничий замок, в уединенной хижине жил благочестивый отшельник. Узнав об этом, Роберт-Дьявол сел на коня, отыскал праведного старца и заколол его мечом. Но, вкладывая в ножны окровавленный клинок, он вдруг задумался о том, что заставило его совершить это преступление.

И тут на Роберта снизошло озарение: ему стало ясно, что с самого рождения он живет не по своей воле, а подчиняясь какой-то неведомой силе.

Медленно, в раздумье, возвращался Роберт в свой замок. По дороге он встретил знатную даму, ехавшую в карете в сопровождении слуг. Это была герцогиня, мать Роберта. Слуги, завидев Роберта, разбежались, оставив свою госпожу одну. Роберт сошел с коня, опустился перед матерью на колени и со слезами стал молить, чтобы она сказала, почему он не таков, как все, и что за злая сила толкает его на жестокости и святотатства.

Герцогиня подняла сына и, сама упав перед ним на колени, поведала страшную правду.

И тогда Роберт торжественно поклялся, что освободится от власти дьявола, которому мать его посвятила.

В тот же день он распустил свою шайку и отправился в Рим, чтобы исповедаться перед папой Римским и испросить у него отпущение грехов.

По пути он заехал в монастырь, незадолго перед тем им разграбленный. Настоятель монастыря при виде Роберта в страхе перекрестился, но Роберт смиренно облобызал его руки и передал ключи от своего замка, попросив забрать оттуда все неправедно добытое добро и вернуть тем, у кого оно было похищено, а если владельцев отыскать не удастся – раздать бедным.

Роберт оставил в монастыре своего коня и меч – свидетеля и орудие его былых преступлений, и дальше пошел пешком.

Достигнув Рима, он припал к стопам папы и без утайки поведал ему обо всех своих грехах. Папа Римский был поражен чудовищностью и неисчислимым количествам преступлений Роберта. Он не осмелился сразу дать ему отпущения греков, решив подождать какого-нибудь знамения.

Ждать пришлось недолго. Той же ночью одному святому старцу, жившему неподалеку от Рима, явился во сне ангел и объявил, что Бог простит Роберту его грехи, если он выдержит тяжкое испытание: семь лет будет ходить в рубище, подобно нищему, питаться объедками вместе с псами и притворяться немым и слабоумным. Роберт с готовностью согласился на испытание. Вскоре жители Рима привыкли к немому слабоумному нищему, в любую погоду бродившему по городским улицам. Простые люди жалели его, богатые и знатные над ним потешались. И то, и другое Роберт принимал с неизменной кротостью. Через некоторое время о нем прослышал король и взял его к себе во дворец в качестве шута.

Прошло без малого семь лет. Испытание Роберта близилось к концу.

В это время в Итальянские земли вторглись турки-мусульмане. Они подошли к самому Риму, угрожая разорением христианской столице. Король со своим войском выступил навстречу врагу.

Накануне решающей битвы Роберту, остававшемуся в королевском, дворце явился ангел. Он привел коня белой масти, принес белоснежные доспехи, меч щит и копье, повелел Роберту вооружиться и поспешить на помощь королевскому войску.

И вот, когда враги начали теснить королевское войско, неведомо откуда появился Белый рыцарь. Его натиск был так мощен и стремителен, что турки обратились в бегство.

Одержав победу, Белый рыцарь развернул своего коня и ускакал с поля боя так же внезапно, как и появился.

И лишь королевская дочь видела из окна дворца, как прискакавший во весь опор Белый рыцарь спешился, отдал коня и доспехи ангелу – и превратился в нищего. Но королевна была немая от рождения и никому не могла рассказать об увиденном. "

Меж тем король, с победой вернувшийся во дворец, приказал отыскать Белого рыцаря, пообещав щедро его наградить и отдать ему свою дочь в жены. Однако, найти Белого рыцаря не удалось, а сам он не откликнулся на королевский призыв.

Тогда один из вельмож короля, человек трусливый и лживый, решил воспользоваться случаем. Он купил коня белой масти, заказал доспехи точь-в-точь как у Белого рыцаря, и, явившись во дворец, заявил, что он и есть победитель турок.

Король поверил обманщику, пожаловал ему много золота и отдал руку своей дочери. Но когда обманщик-вельможа и королевская дочь шли к венцу, случилось чудо: королевна, немая от рождения, внезапно обрела дар речи и поведала, что Белым рыцарем является не тот, кто присвоил себе эту честь, а нищий, много лет проживающий во дворце.

Свершившееся чудо свидетельствовало о том, что королевна говорит правду. Все почтительно склонились перед Робертом. Но он делал вид, что ничего не понимает, и в смущении отказывался от почестей.

Тут неожиданно появился святой старец, через которого ангел семь лет назад сообщил о назначенном Роберту испытании. Святой старец торжественно возвестил, что испытание Роберта окончено, Небо простило его, и он может открыть свое настоящее имя и звание.

В это самое время к королевскому двору прибыли послы из Нормандии. Уже давно они искали Роберта, поскольку его отец, старый герцог, скончался, и теперь Роберт должен был занять герцогский престол.

Король был доволен, что тот, кому он пообещал в жены свою дочь, оказался знатного рода.

Однако Роберт отказался и от герцогского престола, и от руки прекрасной королевны.

Он удалился в пустыню и окончил свои дни благочестивым отшельником.

Таким образом, в лоне церкви оставались миракль и моралите с их почти сказочными, далекими от реальности текстами. Священнослужители преуспели в устройстве литургических представлений и применяли множество театральных эффектов. Вкрапление фарсов в ткань литургической драмы заставило церковь вывести театр сначала на паперть, потом на улицу. Тогда театр попал под влияние городской толпы, которая не сочувствовала богатым и хоть с опаской, но посмеивалась над служителями церкви. Стала развиваться мистерия . Она сохранилась в своей форме до наших дней, но утратила прежнее религиозное содержание.

Со временем религиозные игры вобрали в себя весь круг событий, связанных с историей божественного деяния. Если события пасхальных игр вращались вокруг воскресенья, то сочинители и исполнители позднейших игр значительно расширили круг тем, объединив в одно целое события и Ветхого и Нового завета. Возникла мистерия, занимающая центральное место в религиозном театре позднего средневековья. Наряду с легендарными играми о святых это – важнейшая форма религиозной драмы.

Иван Александрович Хлестаков был большим любителем оперы. Есть даже целый ряд сочинений, им «созданных» — «Норма», «Свадьба Фигаро», «Роберт-дьявол», «Фенелла». «Уж и названий даже не помню», - признается он. (IV, 48). Среди музыкальных пристрастий героя, если судить по тексту последней редакции «Ревизора», одно обращает на себя особое внимание. Это опера Джакомо Мейербера «Роберт-дьявол». В речи Хлестакова она упоминается в тексте пьесы дважды. А это необычно для человека, который «не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли» (IV, 9).

Игорь Виноградов трактует разнообразные, хотя и довольно бессистемные познания Хлестакова в искусстве как дурно понятое Просвещение, как воспитание, привившее пустые ценности, не способные сформировать полноценную, ответственную, духовную личность . Согласившись с этим мнением, попытаемся понять, что же это за ценности и что за культурный символ «Роберт-дьявол» - столь близкое Хлестакову произведение?

Во втором акте «Ревизора» возвратившийся в гостиницу Хлестаков завершает свой первый монолог рассказом о карточном проигрыше пехотному капитану и «скверности» местного города, где ничего не дают в долг. А после, по ремарке автора, «насвистывает сначала из «Роберта», затем «Не шей ты мне, матушка», а потом - «ни се, ни то» (IV, 29). Здесь, как и во всех остальных редакциях комедии, Гоголь использует сокращенное название оперы - «Роберт». Долгое время по настоянию митрополита опера шла на столичной сцене под таким неполным заглавием.

В третьем действии увлеченный Хлестаков перечисляет: «Много есть моих сочинений: „Женитьба Фигаро“, „Роберт Дьявол“, „Норма“» (IV, 48;). Здесь Хлестаков уже упоминает оригинальное заглавие оперы, не принятое в России. С одной стороны, автор делегирует герою хорошее знание актуальной европейской культуры. С другой, подчеркивает некую инфернальность, заключенную в образной системе оперы.

Логика перечисления Хлестаковым приписываемых себе сочинений менялась от редакции к редакции. В опубликованном в 1836 году первом варианте комедии вместо двух упомянутых опер Хлестаков претендовал на авторство балета «Сумбека» Алексиса Сципиона Блаша и оперы Франсуа Обера «Фенелла». Что же побуждало Гоголя менять список хлестаковских культурных предпочтений?

Комментаторы «Ревизора» в новом академическом полном собрании сочинений отмечают, что в первоначальной авторской рукописи в «сцене вранья» фигурировали «Свадьба Фигаро» (опера Моцарта), «Роберт-дьявол» и «Фенелла». В редакции 1836 года уже «Женитьба Фигаро» (традиционное название оригинальной пьесы Бомарше), «Фенелла», «Сумбека». Отсутствует «Роберт-дьявол» и в варианте рукописи 1841 года. Возвращается он только в окончательную редакцию комедии. По мнению исследователей это связано с тем, что Гоголь добавляет в текст те оперы, которые продолжают идти на петербургской сцене в сезонах 1841/1842 и 1842/1843 годов. Комментаторами отмечается также не просто хорошее знакомство Гоголя с этими произведениями, а определенный интерес к их музыкальным мотивам. По воспоминаниям П. В. Анненкова, Гоголь вместе с Н. Я. Прокоповичем и А. С. Данилевским составлял куплеты и песни об общих знакомых на мотивы новейших опер, в том числе «Фенеллы» и «Роберта». Упоминается «Роберт» и в гоголевских рассуждениях о чрезвычайной популярности французских опер у столичной публики в «Петербургских записках 1836 года» и «дикой, проникнутой адским наслаждением музыки «Роберта» .

Из поля зрения комментаторов выпало одно письмо, где «Роберт-дьявол» и «Ревизор» оказываются в одном контексте. В гоголевском послании Прокоповичу из Парижа от 25 «генваря» 1837 года среди рассуждений о ярких впечатлениях есть рассказ о местной театральной публике: «Народ очень любит драмы и особливо партия республиканская. Это народ сумрачный, аплодирует редко. <...> Знать, как бывает всегда, корчит меломанов и ходит в Италианскую или в Большую оперу (на французском диалекте), где конопатят до сих пор еще „Гугенотов“ и „Роберта“, ударяя в медные горшки и тазы сколько есть духу; или иногда в Opére Comique (французскую оперу)» (XI, 83).

В глазах творца «Ревизора» и самого Хлестакова «Роберт-дьявол» - популярная светская опера. Любовь к этому произведению - знак статуса, принадлежности к высшему обществу (не это ли становится источником привлекательности этого зрелища для Хлестакова, тянущегося к «свету»). Но для самого автора это и своего рода символ духовной пустоты, бездушного искусства.

Далее в этом письме Прокоповичу Гоголь пишет о «Ревизоре» с таким же недоумением, как и о пристрастии публики к творениям Мейербера: «Да скажи, пожалуйста, с какой стати пишете вы все про „Ревизора“? В твоем письме и в письме Пащенка, которое вчера получил Данилевский, говорится, что „Ревизора“ играют каждую неделю, театр полон и проч.... и чтобы это было доведено до моего сведения. Что это за комедия? Я, право, никак не понимаю этой загадки. Во-первых, я на „Ревизора“ - плевать, а во-вторых... к чему это. <...> Не хотите ли вы из этого сделать что-то вроде побрякушки и тешить меня ею, как ребенка? <...> И если бы появилась такая моль, которая бы съела внезапно все экземпляры „Ревизора“, а с ними „Арабески“, „Вечера“ и всю прочую чепуху, и обо мне, в течение долгого времени, ни печатно, ни изустно не произносил никто ни слова, - я бы благодарил судьбу. Одна только слава по смерти (для которой, увы! не сделал я до сих пор ничего) знакома душе неподдельного поэта» (курсив мой - А. З.) (XI, 84). В этом порывистом признании в мечте о создании шедевров сразу можно отметить разность между творцом и его легкомысленным персонажем, приписывающим себе все популярные творения эпохи.

Перемена в отношении к «Ревизору» сказалась на дальнейшей работе над комедией и особенно на тексте комментариев к ней. Гоголь стремится акцентировать внимание на нравственной составляющей пьесы. Возможно, именно в этом контексте, когда самим им Хлестаков трактуется в комментариях для «желающих сыграть как следует Ревизора» как «лживый олицетворенный обман» (IV, 118), усиливаются инфернальные мотивы этого образа. В том числе и за счет дополнительного упоминания оперы Мейербера. В этом случае опера «Роберт-дьявол» и образ ее героя, а также связь популярного в столице сюжета с гоголевской комедией становятся дополнительным смысловым кодом.

Если в начальных редакциях пьесы второе упоминание Хлестаковым «Роберта» было убрано по принципу избыточности - в первой редакции она упоминается в сцене вранья, во второй есть в сцене Хлестакова в гостиничном номере, но вычеркнуто автором из сцены вранья, - то в окончательной редакции последовательное упоминание оперы обретает многозначность. Для понимания истоков и причин пристрастия героя к «Роберту» обратимся собственно к сюжету.

«Роберт-дьявол» - во многом показательное сочинение для своей эпохи. Триумфу парижской премьеры 1831 года предшествовал многолетний стилистический поиск Джакомо Мейербера. Композитор синтезирует итальянский мелодизм и композиционные и ритмические принципы немецкой и французской опер. Во многом он внял советам своего старого друга К. М. фон Вебера - отсюда такая сюжетная и музыкальная близость «Роберта-дьявола» мотивам «Волшебного стрелка» - эталонного романтического произведения. Либретто «Роберта», написанное мастером водевиля Эженом Скрибом и ярым сторонником строгой классики Казимиром Делавинем, парадоксальным образом примиряет романтический демонический конфликт (с уклоном в готику) с любовью публики к счастливым финалам.

В основе сюжета лежит древняя французская легенда, которая наверняка могла быть знакома Гоголю - профессору средневековой истории Санкт-Петербургского университета. Историческим прообразом Роберта-дьявола считают Роберта I, отца Вильгельма Завоевателя - нормандского герцога, в 1066 году захватившего Англию и ставшего ее королем. По преданию, Роберт I отравил своего старшего брата, чтобы самому занять престол. Тайну его рождения легенда связывает с тем, что мать, долго молившаяся о наследнике, в отчаянии обратилась к адским силам. Поведением Роберт сильно отличался от сверстников, его жестокие проделки закончились тем, что он убежал из дома, создал шайку, начал грабить и расправляться с путниками. Однажды, в порыве безотчетной жестокости убив отшельника, он задумался и кинулся к матери, поведавшей ему о тайне своего рождения. После этого он покаялся перед Папой Римским, семь лет ходил в рубище и под конец испытания спас королевство он нашествия иноземцев. По истечении семи лет он отказался от наследования отцовского престола, удалился и жил отшельником .

В оперном изложении сюжет выглядит куртуазно, и мистики здесь значительно больше. Влюбленный Роберт добивается у короля Сицилии руки его дочери. Душа юноши мечется между темными страстями, внушаемыми ему загадочным другом Бертрамом - на самом деле земным воплощением сатаны - и добрыми порывами, которые рождаются в его душе рядом с подругой детства Алисой и возлюбленной - принцессой Изабеллой. Роберт бесшабашно проигрывает все состояние и имущество, терпит внезапное поражение от коварного противника в турнире за руку возлюбленной, святотатственно срывает волшебную ветвь кипариса с могилы Святой Розалии, чтобы колдовство помогло ему достичь желаемого - руки принцессы Изабеллы. Бертрам, стремясь завладеть душой юноши, проводит его через всевозможные искушения. Поняв тщетность своих усилий, он признается Роберту в том, что является его отцом и требует полного подчинения. Но внезапно переданное Алисой предсмертное письмо матери, с раскаяньем в ошибке молодости, предостерегает юношу от рокового шага. С последним полночным ударом Бертрам исчезает, а с ним и удачливый в поединке соперник юноши. Счастливый Роберт ведет к алтарю свою невесту-принцессу .

Роберт - своего рода средневековый Хлестаков. Он не сдерживает собственные страсти, объясняя все игрой природы. Спускает свое состояние в карты, проигрывает рыцарский поединок, пытается казнить своего вассала за дерзкую песенку, совершает святотатство на могиле Святой Розалии, ищет руки невесты, которая явно выше его по социальному статусу, и - несмотря на все странности характера - привлекает невесту больше других претендентов. Все сходит Роберту с рук. Налет инфернальной притягательности, даже после избавления от бертрановых чар, подан как позитивная составляющая образа героя. Здесь, в отличие от «Волшебного стрелка» и в целом романтической традиции, полностью исключается необходимость искупления за содеянное.

Такой образ не мог не привлечь Ивана Александровича - никчемного человека, верящего в чудесное преображение судьбы. Ю. М. Лотман в классической статье «О Хлестакове» отмечает важнейшую составляющую характера человека хлестаковского типа - стремление «усваивать готовые тексты и образцы поведения» , главным образом шаблоны романтической культуры. Во многих чертах Роберта Хлестаков находит романтический идеал по принципу «сделать бы жизнь с кого».

Сближение с оперным героем возникает в комедии не раз. Хлестаков насвистывает мотив из «Роберта» после воспоминаний о неудачной игре. Невозможность продолжить игру угнетает его едва ли не больше, чем голод. И сцена взяток - это счастливая игра со своими ставками и возможность продолжения карточной игры дальше на занятые деньги. Карточная игра как форма игры с судьбой для Хлестакова неотъемлемая часть образа жизни возвышенного героя, порывистой романтической натуры. «А в моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость», - говорит он, глядя в глаза потерявшему дар речи Луке Лукичу (IV, 62). Отцовскую волю, угнетающую его, Хлестаков также импульсивно демонизирует, признавая за отцом право распоряжаться сыновней судьбой. Дорожные приключения для него - последний шанс перед отцовским судом в Подкатиловке. Отеческий мотив дополняется в комедии еще одной фигурой старшего героя-спутника - опекающего и весьма умного Осипа, благодаря которому Хлестакову и удается избежать разоблачения.

Иван Александрович, подобно своему любимому герою, не сомневается в действии своих чар на любую женщину. Второе упоминание оперы Гоголь использует в тот момент, когда Хлестаков признается, что его взгляда «ни одна женщина не может... выдержать» (IV, 62). В опере Мейербера влюбленный в сицилийскую принцессу Роберт не прочь приударить и за невестой своего вассала, которого он хотел повесить за непонравившуюся песенку, но милует в обмен на обещание познакомить с собственной невестой. В «Ревизоре» герой тоже смягчает свой необузданный нрав только в присутствии дам. И, подобно оперному персонажу, не чужд и благородным порывам - всегда отзывается готовностью помочь любому просителю и по-своему честен: все долги обещает отдать и замечает Городничему: «Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста, - я не хочу воспользоваться вашею ошибкою» (IV, 79).

Ситуация авторского «двойного кодирования» - когда выбранное героем амплуа наслаивается на его реальную социальную модель поведения, заложенную в сюжете, - отражает сложный семиотический комплекс авторских установок. В данном случае Гоголь продолжает иронизировать, как и в процитированном выше письме Данилевскому, над восторженными поклонниками романтической оперы и надуманной характерологией этого направления. Примеряющий на себя маску оперного героя Хлестаков становится своего рода пародией не только на Самозванца высокой пушкинской трагедии, что было отмечено Сергеем Эйзенштейном, но и на Роберта-Дьявола.

65. РОБЕРТ-ДЬЯВОЛ

Французская легенда о нормандском герцоге Роберте по прозванию «Дьявол» возникла в XI веке. В XIII веке на ее сюжет неизвестным французским автором был написан стихотворный роман. Широкую известность эта легенда приобрела после создания в 1831 году композитором Дж. Мейербером оперы «Роберт-Дьявол».

Нормандия - историческая область на севере Франции. В первой половине X века она была завоевана скандинавскими викингами, известными в средневековой Европе под именем норманнов, то есть «северных людей»; в это время она получила свое название и стала самостоятельным герцогством.

В1066 году нормандский герцог Вильгельм - прославленный Вильгельм Завоеватель - захватил Англию и стал английским королем. Нормандия вошла в состав Англии, но в начале XIII века была отвоевана Францией.

Память о воинственных и жестоких нормандских герцогах, не раз совершавших разбойные нападения на мирное население французского побережья, отразилась в легенде о Роберте-Дьяволе.

Его историческим прообразом считают Роберта I, отца Вильгельма Завоевателя. По слухам, Роберт I отравил своего старшего брата, чтобы самому занять престол, жестоко расправлялся с непокорными вассалами, но под конец жизни стал очень благочестив и отправился в паломничество по святым местам, во время которого умер.

Легенда гласит, что герцог Нормандский, отец Роберта, долгое время был бездетен. Супруга герцога молила небо о даровании ей наследника, но ее мольбы оставались тщетными. Тогда, в отчаянии, она обратилась к адским силам и поклялась, если они даруют ей сына, посвятить его дьяволу.

Вскоре герцогиня забеременела. Когда подошло время родов, явились грозные знамения: солнце померкло на небе, и день стал темнее ночи, ураганные вихри налетели со всех четырех сторон света, потрясая стены герцогского замка. Под раскаты грома, в блеске молний герцогиня разрешилась от бремени сыном.

Младенца окрестили Робертом. Он рос необыкновенно быстро и очень рано стал проявлять свой жестокий и необузданный нрав. Роберт был еще ребенком, но его уже называли не иначе как Дьяволом.

Роберт-Дьявол постоянно затевал ссоры и драки со своими сверстниками, заканчивавшиеся для них тяжелыми увечьями, не почитал родителей и не повиновался наставникам. Местный священник не раз пытался увещевать его, и однажды Роберт, впав в ярость, убил старика.

Герцог, отец Роберта, ужаснулся и был готов проклясть сына, но герцогиня умолила его не делать этого. Несчастная мать понимала: лишь она виновата в том, что у ее сына дьявольский нрав.

Когда Роберту минуло восемнадцать лет, его посвятили в рыцари, и в честь этого события в герцогском замке был устроен рыцарский турнир.

Однако благородное состязание по вине Роберта-Дьявола превратилось в кровавое побоище. Пренебрегая турнирными правилами и законами чести, Роберт-Дьявол, как дикий зверь, обрушился на своих противников, яростно нанося им смертельные удары. Многие достойные рыцари обрели на том турнире бесславный конец.

Вскоре Роберт бежал из отцовского дома. Он набрал шайку головорезов, поселился с ними в лесу, выстроив там разбойничий замок, и стал наводить ужас на всю округу.

Во главе своей шайки Роберт-Дьявол грабил на большой дороге купцов и пилигримов, разорял селения и монастыри, убивал мирных земледельцев и благочестивых монахов.

Старый герцог, отец Роберта, послал отряд вооруженных людей, чтобы вернуть сына домой, но Роберт захватил посланных отцом в плен и предал их смерти.

Тогда герцог, невзирая на мольбы и слезы своей жены, проклял сына и пожаловался на него папе Римскому, а папа Римский отлучил Роберта от церкви.

В лесу, где стоял разбойничий замок, в уединенной хижине жил благочестивый отшельник. Узнав об этом, Роберт-Дьявол сел на коня, отыскал праведного старца и заколол его мечом. Но, вкладывая в ножны окровавленный клинок, он вдруг задумался о том, что заставило его совершить это преступление.

И тут на Роберта снизошло озарение: ему стало ясно, что с самого рождения он живет не по своей воле, а подчиняясь какой-то неведомой силе.

Медленно, в раздумье, возвращался Роберт в свой замок. По дороге он встретил знатную даму, ехавшую в карете в сопровождении слуг. Это была герцогиня, мать Роберта. Слуги, завидев Роберта, разбежались, оставив свою госпожу одну.

Роберт сошел с коня, опустился перед матерью на колени и со слезами стал молить, чтобы она сказала, почему он не таков, как все, и что за злая сила толкает его на жестокости и святотатства.

Герцогиня подняла сына и, сама упав перед ним на колени, поведала страшную правду.

И тогда Роберт торжественно поклялся, что освободится от власти дьявола, которому мать его посвятила.

В тот же день он распустил свою шайку и отправился в Рим, чтобы исповедаться перед папой Римским и испросить у него отпущение грехов.

По пути он заехал в монастырь, незадолго перед тем им разграбленный. Настоятель монастыря при виде Роберта в страхе перекрестился, но Роберт смиренно облобызал его руки и передал ключи от своего замка, попросив забрать оттуда все неправедно добытое добро и вернуть тем, у кого оно было похищено, а если владельцев отыскать не удастся - раздать бедным.

Роберт оставил в монастыре своего коня и меч - свидетеля и орудие его былых преступлений, и дальше пошел пешком.

Достигнув Рима, он припал к стопам папы и без утайки поведал ему обо всех своих грехах. Папа Римский был поражен чудовищностью и неисчислимым количествам преступлений Роберта. Он не осмелился сразу дать ему отпущения грехов, решив подождать какого-нибудь знамения.

Ждать пришлось недолго. Той же ночью одному святому старцу, жившему неподалеку от Рима, явился во сне ангел и объявил, что Бог простит Роберту его грехи, если он выдержит тяжкое испытание: семь лет будет ходить в рубище, подобно нищему, питаться объедками вместе с псами и притворяться немым и слабоумным. Роберт с готовностью согласился на испытание. Вскоре жители Рима привыкли к немому слабоумному нищему, в любую погоду бродившему по городским улицам. Простые люди жалели его, богатые и знатные над ним потешались. И то и другое Роберт принимал с неизменной кротостью. Через некоторое время о нем прослышал король и взял его к себе во дворец в качестве шута.

Прошло без малого семь лет. Испытание Роберта близилось к концу.

В это время в Итальянские земли вторглись турки-мусульмане. Они подошли к самому Риму, угрожая разорением христианской столице. Король со своим войском выступил навстречу врагу.

Накануне решающей битвы Роберту, остававшемуся в королевском дворце, явился ангел. Он привел коня белой масти, принес белоснежные доспехи, меч, щит и копье, повелел Роберту вооружиться и поспешить на помощь королевскому войску.

И вот, когда враги начали теснить королевское войско, неведомо откуда появился Белый рыцарь. Его натиск был так мощен и стремителен, что турки обратились в бегство.

Одержав победу, Белый рыцарь развернул своего коня и ускакал с поля боя также внезапно, как и появился.

И лишь королевская дочь видела из окна дворца, как прискакавший во весь опор Белый рыцарь спешился, отдал коня и доспехи ангелу - и превратился в нищего. Но королевна была немая от рождения и никому не могла рассказать об увиденном.

Меж тем король, с победой вернувшийся во дворец, приказал отыскать Белого рыцаря, пообещав щедро его наградить и отдать ему свою дочь в жены. Однако найти Белого рыцаря не удалось, а сам он не откликнулся на королевский призыв.

Тогда один из вельмож короля, человек трусливый и лживый, решил воспользоваться случаем. Он купил коня белой масти, заказал доспехи точь-в-точь как у Белого рыцаря, и, явившись во дворец, заявил, что он и есть победитель турок.

Король поверил обманщику, пожаловал ему много золота и отдал руку своей дочери. Но когда обманщик-вельможа и королевская дочь шли к венцу, случилось чудо: королевна, немая от рождения, внезапно обрела дар речи и поведала, что Белым рыцарем является не тот, кто присвоил себе эту честь, а нищий, много лет проживающий во дворце.

Свершившееся чудо свидетельствовало о том, что королевна говорит правду. Все почтительно склонились перед Робертом. Но он делал вид, что ничего не понимает, и в смущении отказывался от почестей.

Тут неожиданно появился святой старец, через которого ангел семь лет назад сообщил о назначенном Роберту испытании. Святой старец торжественно возвестил, что испытание Роберта окончено, Небо простило его, и он может открыть свое настоящее имя и звание.

В это самое время к королевскому двору прибыли послы из Нормандии. Уже давно они искали Роберта, поскольку его отец, старый герцог, скончался, и теперь Роберт должен был занять герцогский престол.

Король был доволен, что тот, кому он пообещал в жены свою дочь, оказался знатного рода.

Однако Роберт отказался и от герцогского престола, и от руки прекрасной королевны.

Он удалился в пустыню и окончил свои дни благочестивым отшельником.

Из книги 100 великих загадок природы автора Непомнящий Николай Николаевич

СУМЧАТЫЙ ДЬЯВОЛ Сумчатые животные, как всем известно, обитают в Австралии, Новой Гвинее и на окружающих островах. Исключение составляют американские опоссумы Сумчатые ближе к первобытным зверям, которые выкармливали свое потомство в сумках на животе В процессе борьбы

Из книги Большая книга афоризмов автора

ДЬЯВОЛ ИЗ ДЕВОНШИРА Ученые и оккультисты до сих пор гадают о природе неведомых следов в графстве Девоншир, которые крайне взволновали местных жителей. Кому они принадлежали: самому дьяволу, неизвестной науке птице или же их сотворила группа проказников?Ученые XIX века

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Дьявол и черти См. также «Ад и рай» Дьявол - джентльмен; он никогда не входит без приглашения. Джон Линкольн Дьявол не может быть безбожником. Лешек Кумор У дьявола нет ни одного оплачиваемого помощника, тогда как у Противной Стороны их миллион. Марк Твен Если дьявол -

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЬ) автора БСЭ

Дьявол и черти Дьявол - обезьяна Бога. Ириней Лионский (ок. 130–200), христианский богослов Этот бедняга, который не может любить. Испанская монахиня Тереза Авильская (1515–1582) о дьяволе Бог уловляет людские души удочкой, дьявол забрасывает сеть. Александр Дюма-отец (1802–1870),

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Дьявол (христ.) - «клеветник» - мифологический дух, олицетворяющий мировое зло и противостоящий Богу. В христианской мифологии считается повелителем подземного мира, где мучаются души грешников (ада), и является главным вдохновителем колдунов и ведьм, причиняющих зло

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

Влюбленный дьявол (Le Diable amoureux)Фантастическая повесть (1772)Повествование ведется от лица молодого испанского дворянина, едва не ставшего жертвой дьявольских козней. Когда дону Альвару Маравильясу было двадцать пять лет, он служил капитаном гвардии короля Неаполитанского.

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Из книги 100 знаменитых мистических явлений автора Скляренко Валентина Марковна

Дьявол и Господь Бог (Le Diable et le Bon Dieu) Пьеса (1951) Действие происходит в развороченной крестьянской войной Германии XVI в. Однако история для автора - всего лишь фон, герои, обрядившиеся в старинные

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Якутский дьявол Задрожали от его рева стороны света, Небосвод, поднебесье, земля и горы. «Махабхарата». Легенды о таинственном чудовище, обитающем в водах глубокого озера, довольно широко распространены в фольклоре коренных жителей Сибири - эвенков и якутов. Легенды

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Страшный Суд. Апокалипсис наших дней автора Головачёв Сергей

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Книги о сильных женщинах автора Иванова Анна

Где живет морской дьявол? Еще с древних времен в морских рассказах упоминается о каких-то страшных морских чудовищах, которые неожиданно появляются из морской пучины и так же неожиданно исчезают. Можно, конечно, все это считать фантазией или обычной галлюцинацией. Но