Редакционно издательская деятельность вуза. Редакционно-издательская деятельность

Издательская деятельность ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Адрес: 150000, Ярославль, Которосльная наб., 44.

Редакционно-издательский отдел
Начальник отдела
72-64-05 e-mail : [email protected]

Сосновцева Степанида Анатольевна
e-mail : [email protected]

Заместитель начальника редакционно-издательского отдела 32-98-69 Первушина Ольга Владимировна
e-mail : [email protected]
Редакторы 72-64-05 Шереметьева Лидия Константиновна

Кротова Марина Александровна
e-mail : [email protected]

Лапшина Ксения Сергеевна
e-mail : [email protected]

Издательская деятельность ЯГПУ им. К.Д. Ушинского: история и перспективы развития

Издательская деятельность Ярославского государственного педагогического университета развивалась с начала основания вуза.

Открытие учительского института в 1908 году способствовало оживлению научной мысли в Ярославле, поэтому уже в десятых годах ХХ века силами учителей и вузовских преподавателей на базе института началось издание научно-просветительских и педагогических журналов. Авторы научных публикаций этих журналов активно сотрудничали в других просветительских журналах Ярославской и Московской губерний. Таким образом, великолепный научный потенциал ярославских ученых вкупе с приобретенным издательским опытом имели основополагающее значение для редакционно-издательского отдела вуза.

С момента образования РИО Ярпединститута и по сегодняшний день целью его работы является способствование развитию научной и научно-методической мысли Ярославского края и его педвуза, а базовой задачей – обеспечение преподавателей, студентов вуза, учителей города и села научными, учебными и методическими изданиями.

В налаживании научной и учебно-просветительской работы РИО всегда принимали участие все кафедры и подразделения вуза. С самого начала научной деятельности пединститута большое значение для развития РИО имели научные конференции, по окончании которых издательство выпускало серию тематических сборников научных трудов.

Свидетельством зрелости института, научных интересов его профессорско-преподавательского состава и РИО явились десять выпусков «Трудов Ярославского педагогического института», изданных в 1926 - 1929 годах. Два первых выпуска носили общеинститутский характер, последующие четыре по содержанию отвечали профилю отделений института и, кроме того, четыре выпуска имели характер монографий.

«Труды» института отражали научные направления исследований, проводимых ведущими учеными вуза. Впоследствии «Труды» стали называться «Учеными записками».

В настоящее время Ярославский педуниверситет совместно с департаментом образования области издает ежеквартальный научно-методический журнал «Ярославский педагогический вестник», который выходит под грифом Российской Академии образования.

«Новости и проблемы образования», «Новые исследования», «Педагогика и психология», «Ученые практикам», «Педагогический опыт», «Молодые исследователи - школе», «Краеведение» - вот некоторые из его постоянных рубрик. Они отражают широкий спектр научных исследований и практических разработок ученых нашего вуза и многих российских и зарубежных научных центров. Журнал постоянно представляет свои страницы также преподавателям педагогических колледжей и школьным учителям.

В 1997 году «Ярославский педагогический вестник» (два номера) получил грант Фонда Сороса в размере 10 тысяч долларов на издание двух номеров.

В 2003 году Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций выдано Ярославскому педуниверситету свидетельство о регистрации «Ярославского педагогического вестника». В 2004 году журнал включен в Каталог подписки Роспечати. Сегодня РИО научного управления ЯГПУ ведется работа по включению журнала в перечень периодических научных и научно-педагогических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Издательская деятельность университета с начала основания РИО не прекращалась ни разу. Даже в годы Великой отечественной войны, несмотря на трудности, РИО продолжал работать и совершенствоваться в редакционно-издательском мастерстве. В 1943-1945 годах РИО выпустил пять томов «Ученых записок». Это были сборники статей по математическим, естественно-географическим, педагогическим и другим дисциплинам, в которых были помещены 64 статьи. В этот период было издано шесть брошюр научно-популярного характера.

До 1960 года пединститут не имел собственной полиграфической базы, все научные, учебные, методические работы и журналы печатались на Полиграфкомбинате и в других типографиях Ярославля и области.

Полиграфическая база института закладывалась с подержанного ротапринта, то и дело простаивавшего, поэтому полиграфическая практика начиналась с технических трудностей, они вынуждали РИО печатать работы «на стороне». Но технические проблемы не остановили работы РИО и не сломали его планов, более того, именно с 60-х годов начинается активное развитие редакционно-издательского дела в вузе.

В начале 60-х годов в собственной типографии РИО в среднем ежегодно выходило из печати 100-150 работ общим объемом более 100 печатных листов. В 1970-1975 годах коллектив института опубликовал около 900 работ - объемом в 2000 печатных листов, в 1976-1980 годах - 840 наименований объемом в 1500 печатных листов, в 1981-1985 годах изданы 41 сборник научных трудов и 13 учебных пособий общим объемом в 400 печатных листов, получило широкое развитие издание внутривузовской учебно-методической литературы (80 - 90 наименований, 100 - 120 учетно-издательских листов в год).

В 1990 годы, когда книгоиздание России вступило в рыночные отношения, а многим предприятиям, организациям страны приходилось вести борьбу за выживание, РИО университета перешел на хозрасчет. За счет сторонних заказов (в основном печаталась бланочная продукция предприятиям Ярославской области) объем производства увеличился.

В 1997-1998 годах ежегодный выпуск только плановых изданий университета: монографий, учебных пособий, методических рекомендаций - составляет 300 - 350 печатных листов.

Практика хозрасчетных отношений не внесла в научно-организационную, техническую и технологическую деятельность РИО каких-либо кардинальных прогрессивных изменений, удалось удержаться на плаву, а это в 90-е годы было не маловажно. Поэтому сегодня, оставаясь на хозрасчетных отношениях, РИО управления научной работы ЯГПУ как и пятнадцать лет назад ведет целенаправленную работу по первоочередному выпуску научных, учебных и учебно-методических изданий. Начиная с 2000 года в РИО в среднем ежегодно из печати выходит около 150 научных, учебных и учебно-методических изданий общим объемом более 450 печатных листов.

Издательская деятельность нашего вуза всегда была на высоком уровне: публикации его преподавателей не только глубоко научны, но и безупречны в литературном отношении.

В 60-х годах литературное редактирование изданий института осуществляла Калерия Сергеевна Кручинина. С 1968 по 1971 год редактором «Ученых записок ЯГПИ» была Галина Павловна Каргина. В 1975 году в издательстве начинает работать редактор Эльвира Михайловна Сорина. С 1995 года по май 2005 года редактуру учебно-методических работ вуза по всем отраслям науки вела опытный редактор Галина Павловна Каргина.

С 1971 года и по настоящее время редактирование сборников научных трудов, монографий осуществляет член Союза журналистов России Лидия Константиновна Шереметьева. В конце 80-х годов, после проверки Министерства просвещения РСФСР, издательская деятельность вуза была признана перспективной, а редактор Л.К. Шереметьева получила Почетную грамоту Министерства просвещения.

Когда в 80-х годах издательскую работу вузов России реорганизовали: было определено несколько регионов, во главе которых стояли головные вузы. В нашем регионе (Ярославль, Брянск, Тула, Смоленск, Калуга, Орел) руководство издательской деятельностью было поручено РИО Яргоспединститута.

Взаимоотношения не были формальными: создавался единый план работы всех вузов, над рукописями прикрепленных вузов велось тщательное научное и литературное редактирование.

Много лет ведомственным издательствам искусственно сужали фронт работ: можно было выпускать только строго предписанные министерством издания (сборники научных трудов, учебные пособия, методические рекомендации). С «падением» ограничений публикации стали разнообразнее по тематике, выросли в объемах, улучшилось их полиграфическое исполнение.

В 1996 году научную работу вуза возглавил Михаил Васильевич Новиков. Его идеи и организаторская работа в немалой степени способствовали реорганизации издательской деятельности.

Со второй половины 90-х годов под руководством директора РИО Михаила Сергеевича Жихарева началось обновление технической базы издательства.

Сегодня редакционно-издательский отдел ЯГПУ возглавляет Сосновцева Степанида Анатольевна. Использование нового оборудования, а также многолетний опыт печатниц Ольги Владимировны Первушиной, Марины Валентиновны Сень, Ирины Александровны Бирюковой, инженера-программиста Виктора Никифоровича Шохнина позволили издательству начать переход на новый уровень работы. Значительно сократились сроки выпуска книг, журналов, брошюр, улучшилось их полиграфическое исполнение. Освоена цветная печать. Разработана и успешно используется собственная технология переплета книг. Теперь уже многие организации, предприятия и учреждения города производят заказы на изготовление различной печатной продукции в издательстве ЯГПУ. Издания на коммерческой основе позволяют и дальше наращивать материально-техническую базу РИО.

Одной из славных традиций Ярославского педуниверситета является постоянное обращение к педагогическому наследию Константина Дмитриевича Ушинского. В марте 1983 года в нашем вузе прошли «Педагогические чтения памяти К.Д. Ушинского», посвященные 160-летию со дня его рождения, итогом которых стало издание межвузовского сборника. С 1996 года такие «Чтения» проходят ежегодно. Их материалы публикуются в специальных сборниках. Эти издания дважды получали гранты Фонда Сороса.

Редакционно-издательская деятельность в институте осуществляется на основе строгого планирования в соответствии с ежегодно утверждаемым Планом издательской деятельности. Согласно разделу I «Учебные издания» подлежат изданию 22 работы общим объемом 163 печ.л. В раздел II «Научные издания» включены 26 изданий (в том числе 12 монографий) общим объемом 306 печ.л. Всего в План входит 48 работ общим объемом 469 печ.л. Из 48 изданий 2017 года 30 являются результатами НИР. В План представления учебных изданий для присвоения грифа МВД России на 2017 год включены 4 издания сотрудников института. Общее количество позиций по электронным изданиям, включенных в раздел I «Учебные издания», составляет 10 общим объемом 60 печатных листов. В разделе II запланирован выпуск 5 электронных изданий (монографии) общим объемом 47 печ.л. 15 изданий из 48 запланированных на 2017 год являются электронными, что составляет 31% от их общего числа.

Редакционно-издательская деятельность в институте осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 20 июля 2015 года № 780 «О подготовке учебных и научных изданий в системе МВД России» (в редакции приказа МВД России от 30 декабря 2016 года № 939 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России»). До вступления в силу названного приказа она регламентировалась приказом МВД России от 29 декабря 2012 года № 1153 «О подготовке литературы образовательными учреждениями и научно-исследовательскими организациями системы МВД России». Требования приказа МВД России от 30 декабря 2016 года № 939 учтены в переработанных в феврале 2016 года 6 локальных нормативных актах.

Выпуск учебных и научных изданий осуществляется в целях обеспечения образовательного процесса и научной деятельности института с учетом нормативно определенных направлений и приоритетных профилей подготовки, закрепленных МВД России за образовательной организацией, и тематики научных исследований кафедр института.

1. Организационное обеспечение редакционно-издательской деятельности.

Редакционно-издательскую деятельность в институте организационно обеспечивает редакционно-издательский отдел, структура которого соответствует требованиям приказа МВД России от 14 декабря 2015 г. № 1171 «Об организационно-штатных вопросах Воронежского института МВД России». Штатная численность РИО составляет 26 человек (в том числе сотрудников – 2).

Количество должностей

В том числе работников

Некомплект

Вакантные должности

Редакционно-издательский отдел

Редакторское отделение

Технический редактор

Группа полиграфической и оперативной печати

Оператор копировальных и множительных машин

Типография

2 оператора копировальных и множительных машин

В отделе трудятся опытные редакторы и полиграфисты. Мобильность и взаимозаменяемость позволяют качественно выполнять поставленные задачи.

Должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников и работников РИО подготовлены в соответствии с приказом МВД России от 25 сентября 2012 г. № 886 «Об утверждении порядка разработки и утверждения должностных регламентов (должностных инструкций) и их примерной формы» и утверждены в установленном порядке.

Вопросы организации редакционно-издательской деятельности регулярно и в полном объеме рассматриваются на заседаниях ученого совета. Так, с января 2014 по февраль 2017 года вопросы редакционно-издательской деятельности рассматривались 10 раз на заседаниях ученого совета и 7 раз на оперативных совещаниях у начальника института.

Информация о редакционно-издательской деятельности института в информационно-телекоммуникационной сети Интернет представлена на официальном сайте института, во вкладках «Наука» и «Пресс-служба», и поддерживается в актуальном состоянии.

2. Правовое обеспечение редакционно-издательской деятельности.

В институте разработан и соответствует законодательным и иным нормативным правовым актам МВД России комплекс локальных нормативных актов, на основании которых организована редакционно-издательская деятельность:

Положение «Об организации контроля за качеством и содержанием публикаций, планируемых к размещению в изданиях Воронежского института МВД России, а также в ведомственных и иных изданиях с указанием принадлежности автора к институту» (утверждено приказом начальника института от 15.07.2016 № 626);

Положение «О редакционно-издательской деятельности в Воронежском институте МВД России» (утверждено приказом начальника института от 03.03.2017 № 200);

Положение «О редакционно-издательском отделе Воронежского института МВД России» (утверждено приказом начальника института от 03.03.2017 № 200);

Положение «О редакционно-издательском совете Воронежского института МВД России» (утверждено приказом начальника института от 03.03.2017 № 200);

Положение «О порядке разработки и регистрации электронных учебных и научных изданий в Воронежском институте МВД России» (утверждено приказом начальника института от 03.03.2017 № 200);

Положение о газете (информационном бюллетене) «Известия Воронежского института МВД России (утверждено приказом начальника института от 03.03.2017 № 200);

Устав журнала «Вестник Воронежского института МВД России» (утвержден приказом начальника института от 03.03.2017 № 200).

3. Материальное обеспечение редакционно-издательской деятельности.

Типография и группа оперативной и полиграфической печати имеют полный комплект оборудования для мелкосерийного производства, позволяющий осуществлять выпуск различных видов полиграфической продукции (бланочная, газетная, книжно-журнальная). Квалификация персонала позволяет выполнять ручные переплетно-брошюровочные работы: изготовление папок с завязками, папок личных дел, реставрация книг для библиотеки. Имеется возможность изготовления полноцветной полиграфической продукции формата А3 и печати плакатов на плоттере формата А0.

Типография института в инспектируемый период расширила свою материальную базу и полностью обеспечивает потребности института в полиграфической продукции. Так, в 2015 году запущена линия оборудования Canon image RUNNER ADVANCE 8205 PRO, позволяющая оперативно осуществлять выпуск учебной, научной и учебно-методической литературы с высоким качеством печати. Значительно расширились технические возможности за счет замены старого оборудования на современное: цифровой копи-принтер с компьютерной станцией Хerox DС 12, принтер полноцветной печати Canon iRC 4080i, широкоформатные принтеры Epson Stylus Pro 7890 и Canon iPF 8400, 2 цифровых дупликатора DUPLO DP-S850, система черно-белой цифровой печати Canon iR 5065N, копировальный аппарат c цифровым комплектом и фидером Sharp AR-5625.

4. Эффективность планирования редакционно-издательской деятельности.

Редакционно-издательская деятельность в институте осуществляется на основе строгого планирования в соответствии с ежегодно утверждаемыми Планами. В соответствии с отчетами об издательской деятельности
Воронежского института МВД России за 2014-2016 годы подготовлено 566 наименований печатной продукции (в т.ч. монографий – 22, электронных изданий – 157) общим тиражом 43597 экземпляров, объемом 3505 авторских листов. Внеплановые работы в 2014-2017 годы не издавались, планы выполнялись в полном объеме, переносов позиций не имелось. В 2014-2016 годах в институте изданы все запланированные работы. Количество внеплановых работ, включенных в отчеты об издательской деятельности института за 2014-2016 годы, соответствует критерию «не более 10%», установленному распоряжением МВД России от 01 июня 2016 г. № 1/5155. По состоянию на 30 июня 2017 г. работ, выполненных вне плана издательской деятельности на 2017 год, нет.

Количество литературы, выпущенной в 2014-2016 годах

Вид изданий / Год

Итого

1. Учебники

2. Учебные пособия

4. Монографии

5. Сборники научных трудов

6. Сборники материалов конференций

7. Курсы лекций

8. Практикумы

9. Методические

разработки

10. Рабочие тетради и альбомы схем

11. Задачники

12. Хрестоматии

13. Электронные

ИТОГО

При планировании издательской деятельности приоритет отдается изданиям, подготовленным в соответствии с планами научной деятельности и приоритетными профилями подготовки, осуществляемыми в институте. Так, в 2016 году из 150 изданий 64 было подготовлено в соответствии с планами научной деятельности, из 86 инициативных изданий 73 подготовлены в соответствии с приоритетными профилями подготовки.

Выпуск электронных изданий был начат в институте в 2012 году в соответствии с Положением «О порядке разработки и регистрации электронных образовательных и научных изданий», утвержденным приказом начальника института от 27.04.2012 № 281. Положение неоднократно дополнялось в 2015–2017 годах (п. 1.4. приказа начальника института от 20.07.2015 № 639, п. 1.4. приказа начальника института от 30.09.2015 № 864, п. 1.4. приказа начальника института от 3.03.2017 № 200).

В 2014-2016 годах в институте возросло количество электронных изданий, подготовленных профессорско-преподавательским составом: в 2014 году их доля составила 14% от общего числа работ, в 2015 году она возросла до 19%, в 2016 году – до 57%.

Количество электронных изданий в 2014-2016 годах

Вид изданий / Год

Итого

1. Учебники

2. Учебные пособия

3. Учебно-методические пособия

4. Словари

5. Практикумы

6. Альбомы схем

7. Методические материалы

10. Учебно-методические материалы

11. Сборники тестов

12. Сборники задач

13. Курсы лекций

14. Справочник

15. Методическое пособие

16. Учебно-наглядное пособие

17. Хрестоматия

ИТОГО

Общее количество изданий

Доля электронных изданий в общем количестве изданий (%)

Все электронные издания регистрируются в Федеральном государственном унитарном предприятии «Научно-технический центр «Информрегистр», откуда авторам направляются свидетельства. Обязательный экземпляр каждого издания поступает в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина». Все электронные издания учитываются наряду с печатными.

Электронные издания существенно снижают нагрузку на оборудование, затраты на опубликование, более доступны для использования лицами, обучающимися в институте и проходящими службу в отдаленных регионах.

Все планово-отчетные документы по вопросам редакционно-издательской деятельности имеются в наличии и соответствуют нормативным правовым актам МВД России, в планово-отчетных документах указаны достоверные сведения.

5. Работа редакционно-издательского совета.

Координацию редакционно-издательской деятельности и контроль за обеспечением качества издаваемой литературы в институте осуществляет редакционно-издательский совет, заседания которого проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и оформляются протоколами.

Работа редакционно-издательского совета строится в строгом соответствии с требованиями приказа МВД России от 20 июля 2015 г. № 780 «О подготовке учебных и научных изданий в системе МВД России».

Изменения в состав редакционно-издательского совета и положение о нем вносятся приказами начальника института. В состав редакционно-издательского совета входят ведущие специалисты института из числа научного и научно-педагогического состава по основным направлениям деятельности Института.

На заседаниях совета рассматривались проекты ежегодных планов и отчетов об издательской деятельности института в инспектируемый период, рукописи учебных и научных изданий, принимались решения о целесообразности их выпуска, направлении работ, включенных в План представления образовательными и научными организациями системы МВД России учебных изданий для присвоения грифа МВД России, и в Сводный тематический план централизованного выпуска учебных и научных изданий, вырабатывались рекомендации по развитию и совершенствованию редакционно-издательской деятельности. В соответствии с приказом МВД России от 20 июля 2015 года № 780 «О подготовке учебных и научных изданий в системе МВД России» на заседаниях совета рассматривались и вопросы о внесении изменений в план издательской деятельности института в случае необходимости корректировки состава авторского коллектива, наименования и срока (протоколы заседаний РИС от 24 мая 2016 г. № 7, от 31 мая 2016 г. № 8, от 25 октября 2016 г. № 12).

Работа редакционно-издательского совета и его состав соответствуют требованиям нормативных правовых актов МВД России.

6. Присвоение грифов МВД России и УМО учебным изданиям сотрудников института.

Качество изданной в 2014-2016 годах литературы подтверждает присвоение грифов МВД России направляемым в ДГСК МВД России из института рукописям. Издания института ежегодно включаются в План представления образовательными и научными организациями системы МВД России учебных изданий для присвоения грифа МВД России, они получают грифы УМО Минобрнауки России.

Отказов в присвоении грифа изданиям института в 2014 – 2016 годах не зарегистрировано. Все учебные издания, представленные в ДГСК МВД России в отчетный период, получили гриф МВД России.

№ п/п

2014 г.

2015 г.

2016 г.

ИТОГО

Включено в план

присвоения грифа МВД России

2 (пункты 59, 67)

6 (пункты 27, 31, 43, 51, 52, 53)

3 (пункты 16, 18, 39)

Присвоен гриф МВД России

Отказано в присвоении грифа МВД России

Перенесено в план на следующий год

Присвоен гриф УМО Минобрнауки России

В связи с тем, что в 2016 году подразделениями центрального аппарата МВД России разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов МВД России в области обработки и защиты персональных данных, издание учебного пособия «Организация защиты персональных данных в органах внутренних дел» (авторы: к.ф.-м.н. доцент С.П. Алексеенко, к.т.н. Д.Ю. Лиходедов) из плана 2015 г. (п. 52) по согласованию с ДИТСиЗИ и ДГСК МВД России (исх. от 11.03.2016 № 915) перенесено в план представления образовательными и научными организациями системы МВД России учебных изданий для присвоения грифа МВД России на 2017 год (п. 42). В 2017 году гриф МВД России присвоен учебному пособию «Служебный этикет в полиции России» (автор – д. соц. н., доцент В.Е. Талынев).

Перечень литературы, получившей гриф МВД России или УМО Минобрнауки России в 2014–2017 годах:

Вид издания

Наименование издания

Педагогика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних

Ювенальная криминология

Учебное пособие

Алгебра и геометрия

Учебное пособие

Проблемы профилактической работы сотрудников полиции с лицами, совершающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений

Учебное пособие

Учебное пособие

Учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие

Правовые основы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Учебное пособие

Учебное пособие

Учебное пособие

Учебное пособие

Организация радиосвязи в органах внутренних дел

Дискретная математика

Учебное пособие

Служебный этикет в полиции России

В план на 2017 год включены 4 издания сотрудников института, над которыми в настоящее время ведется работа.

Пункт плана

Вид издания

Наименование издания

методическое пособие

Процессуальные и организационно-тактические особенности фиксации доказательственной информации, хранящейся на ресурсах сети Интернет

методическое пособие

Получение и использование доказательственной информации, фиксируемой электронными системами контроля и мониторинга движения транспортных средств, при расследовании преступлений

Учебное пособие

Системы радиосвязи специального назначения

Учебное пособие

Защита персональных данных в информационных системах органов внутренних дел

7. Подготовка работ в соответствии со Сводными тематическими планами централизованного выпуска учебных и научных изданий МВД России.

Показатели подготовки работ в соответствии со Сводными тематическими планами централизованного выпуска литературы и учебных и научных изданий МВД России в 2014-2016 годах представлены в таблицах.

№ п/п

2014 г.

2015 г.

2016 г.

ИТОГО

Включено в Сводный темплан МВД России

Подготовлено к изданию

Перенесено на следующий год

Пункт плана

Вид издания

Наименование издания

Учебное пособие

Теоретические и правовые основы доказывания экстремистской деятельности

Учебное пособие

Социально-психологические аспекты современного экстремизма

Учебное пособие

Системы и сети передачи информации

Учебное пособие

Обеспечение конфиденциальности информации в телекоммуникационных системах ОВД

Учебное пособие

Порядок эксплуатации средств связи

методическое пособие

Типовые ошибки сотрудников полиции при составлении административно-процессуальных документов

Решением Министра внутренних дел Российской Федерации от 29.04.2016 из Сводного тематического плана на 2016 год исключены 17 изданий из 31 в связи с необходимостью подготовки сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должности рядового и младшего начальствующего состава, проходящих профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки, повышения качества полиграфического исполнения работ и отсутствием дополнительного финансирования. В числе прочих из Сводного темплана исключено издание учебно-методического пособия «Типовые ошибки сотрудников полиции при составлении административно-процессуальных документов» (п. 31), получившего в апреле 2016 года гриф МВД России. Указанное пособие включено в Сводный тематический план централизованного выпуска учебных и научных изданий МВД России на 2017 год (п. 6).

Все выпущенные учебные и научные издания сотрудников института, подготовленные в соответствии со Сводным тематическим планом централизованного выпуска учебных и научных изданий МВД России в 2014-2016 годах, имеются в образовательной организации

В ДГСК МВД России в феврале-мае 2017 года направлены 6 работ, включенных в Сводный тематический план централизованного выпуска учебных и научных изданий МВД России на 2017 год.

Пункт плана

Вид издания

Наименование издания

Учебное пособие

Основы применения специальной техники и информатики в профессиональной деятельности сотрудника полиции

методическое пособие

Типовые ошибки сотрудников полиции при составлении административно-процессуальных документов

Памятка сотрудникам органов внутренних дел по правилам и порядку ведения радиопереговоров

Учебное пособие

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними

Учебное пособие

Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних

Учебное пособие

Защита прав личности в оперативно-розыскном производстве

7. Издание журнала.

Научное периодическое издание «Вестник Воронежского института МВД России» издается с 1999 года. Периодичность выхода – 4 раза в год. Его учредителем является Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». Журнал зарегистрирован как средство массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-29515 от 12 сентября 2007 г.), имеет международный стандартный серийный номер ISSN 2071-3584. С 2010 года журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК Минобрнауки России. В 2015 году журнал подтвердил статус издания, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (письмо Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России (исх. № 13-6518 от 01.12.2015)). Состав редакционной коллегии журнала утверждается приказом начальника института. В состав редакционного совета журнала входят руководители профильных Главков и Департаментов МВД России, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, видные отечественные и зарубежные ученые.

Издание является политематическим, его основные рубрики: «Радиотехника и связь», «Информатика, вычислительная техника и управление», «Юридические науки». Публикуемые статьи освещают новейшие научные и технические разработки, особенности применения современных цифровых технологий в практической деятельности правоохранительных органов, посвящены вопросам противодействия преступности. Издание позволяет ученым и практическим сотрудникам обмениваться результатами научных исследований и опытом работы по наиболее важным направлениям деятельности правоохранительных органов, служит площадкой конструктивного диалога между научными, педагогическими и практическими работниками и востребовано научным сообществом России и ближнего зарубежья. Импакт-фактор журнала с 2014 по 2015 год вырос с 0,226 до 0,467.

8. Контроль за качеством и содержанием публикаций

В соответствии с решением расширенного совещания у начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России по вопросам совершенствования деятельности ведомственных образовательных организаций (протокол № 2 от 17 марта 2016 года) образовательным организациям рекомендовано обеспечить контроль за качеством и содержанием публикаций, планируемых к опубликованию в ведомственных и иных изданиях с указанием принадлежности авторов к МВД России.

С целью исключения фактов опубликования в сборниках научных трудов или материалах научно-практических конференций рукописей низкого научного уровня и сомнительного содержания; статей, содержащих высказывания и комментарии, расходящиеся с официальной позицией министерства, ставящих под сомнение результаты деятельности органов внутренних дел, способных привести к ухудшению имиджа сотрудника органов внутренних дел; предотвращения допуска к печати рукописей, содержащих формулировки, граничащие с проявлением экстремизма, в институте приказом от 15 июля 2016 года № 626 утверждено Положение об организации контроля за качеством и содержанием публикаций, планируемых к размещению в изданиях Воронежского института МВД России, а также в ведомственных и иных изданиях с указанием принадлежности автора к институту. В Положении нормативно закреплена система контроля, предусматривающая персональную ответственность авторов за качество подготовки публикаций, рассмотрение рукописей на заседаниях кафедр с подготовкой заключений, организацию работы редакционных коллегий периодических научных изданий, создание соответствующей комиссии – органа, призванного принимать решения в спорных ситуациях.

При подготовке Положения учтено, что практически все издания института попадают в широкий доступ в результате размещения их полнотекстовых версий в сети Интернет, и поэтому публикация в них подобных материалов может негативно отразиться на имидже как института, так и министерства в целом.

В соответствии с требованиями названного приказа при подготовке материалов к открытой печати в изданиях различной ведомственной принадлежности рукописи проходят обязательное обсуждение на заседаниях кафедр, а при публикациях сборников материалов научно-представительских мероприятий, проводимых в институте, – на заседаниях секций и редакционных коллегий сборников материалов.

Указанные требования учтены при подготовке материалов конференций, изданных в сентябре 2016 года – июне 2017 года.

С целью повышения качества учебной и учебно-методической литературы, разрабатываемой для осуществления профессиональной подготовки сотрудников, в институте создана система контроля качества учебной и учебно-методической литературы, разрабатываемой для осуществления профессиональной подготовки сотрудников, включающая меры организационного и правового характера. Разработаны изменения в Положение о методическом совете института, создается подкомиссия по контролю качества издаваемой литературы. Кроме того, внесены изменения в Положение о редакционно-издательской деятельности, предусматривающие: обязательное прохождение рекомендуемой к изданию литературы через методический совет института, установление предельных сроков использования в образовательном процессе учебных и учебно-методических изданий, привлечение в обязательном порядке в качестве рецензентов сотрудников, военнослужащих территориальных органов, организаций, подразделений МВД России или Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, размещение сведений о рассмотрении и рекомендации работы к изданию на заседаниях методического и редакционно-издательского советов на обороте титульного листа.

Направления научных исследований закреплены за институтом приказом МВД России от 18 марта 2013 г. № 150 «Об организации научного обеспечения и применения положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации».

Утверждены приказом МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России».

В конце декабря 2012 г. в Учебном центре подготовки руководителей Высшей школы экономики (Санкт-Петербург, г. Пушкин) при поддержке Издательско-полиграфической ассоциации университетов России состоялся ставший уже традиционным ежегодный специализированный семинар «Издательская и полиграфическая деятельность вуза» . Семинар собрал свыше 70 коллег, причём значительную часть участников составляли руководители издательских подразделений высших учебных заведений. В Пушкин съехались специалисты 58 вузов из 38 городов России.

Основная программа проходила в здании Учебного центра подготовки руководителей, расположенном в бывшем особняке Кочубея, и включала пленарное заседание, работу в группах, обсуждение и обмен опытом на тематических круглых столах, а также подведение итогов с участием экспертов. Формат проведения семинара позволял участникам сформулировать вопросы в рабочих группах, обсудить их с экспертами и совместно выработать ответы.

НАУЧНОЕ КНИГОИЗДАНИЕ: ВЕКТОР НА ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА ГОСУДАРСТВА

Основным продуктом научной деятельности учёного являются публикации в самом широком смысле слова (статья в журнале, доклад на конференции, монография, учебное пособие, патент и др.), которые оцениваются по двум базовым параметрам: количеству опубликованных работ и их цитируемости. Публикации оцениваются в индексах научного цитирования в международных базах данных Web of Science, Scopus и др. и национальной базе «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 559 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача увеличения к 2015 г. доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, до 2,44%.

Зам. директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России Сергей Александрович ЛУКЬЯНОВ в пленарном докладе рассказал о мероприятиях, планируемых Минобрнауки по увеличению доли цитируемости российских учёных в международной базе Web of Sience.

Первые предложения, собранные от экспертов и отдельных вузов в направлении стимулирования вузов к увеличению показателей цитируемости, предусматривают:

  • включение показателя цитируемости в число аккредитационных и отчётных показателей вуза по науке, а также в число критериев выполнения государственного задания, используемых при расчёте государственной субсидии на научные исследования, и критериев для распределения мест в магистратуру, а также как аккредитационный показатель по магистратуре и аспирантуре;
  • обобщение опыта ведущих вузов по стимулированию публикационной активности научно-педагогических работников и выработка рекомендаций по организации этой работы во всех вузах;
  • внедрение системы поддержки изучения иностранных языков в вузе с увеличением объёмов обязательного обучения и использованием новых форм обучения;
  • создание в регионах страны на базе ведущих вузов сети Центров по содействию учёным вузов и академических институтов региона в написании текстов на английском языке с учётом специфики сферы научных исследований и специфики конкретного научного журнала, в который направляется статья.

Кроме того, публикации статей в журналах, входящих в индексы Web of Science и Scopus , предлагается включить в качестве требований к отчётности по государственным грантам и конкурсам.

Планируется также предусмотреть стимулирование создания научных журналов, выходящих только на английском языке и выполняющих требования по включению в индексы цитирования Web of Science и Scopus.

Таким образом, намечается спектр инструментов, который должен существенно изменить эффективность и сектора науки, и сектора образования.

О системах оценки автора и научного журнала в РИНЦ рассказал Павел Геннадьевич АРЕФЬЕВ , главный специалист Национального фонда подготовки кадров. Из 4000 научных журналов по всем отраслям современного знания, издаваемых в России, в РИНЦ зарегистрировано 3700. В этом массиве 2,3 млн статей, включающих 11 млн ссылок, а также 250 тыс. диссертационных работ на степень кандидата и доктора наук и 240 тыс. российских патентов. Кроме этого пласта научной информации в РИНЦ загружены записи из международной базы данных Scopus – свыше 500 тыс. научных статей российских авторов и свыше 1,5 млн цитирующих статей за период с 1996 по 2011 гг.

Сейчас в РИНЦ встречается более 600 тыс. авторов, но не все они активны. Актуальным автором может считаться тот, кто опубликовал хотя бы одну статью за последние три года. Таких авторов, которые работают примерно в 2500 организациях, около 270 тыс. На вузы, по данным 2011 г., приходится более 50% всего публикационного потока. 40 университетов России, среди которых 9 федеральных, 27 национальных исследовательских и два университета с особым статусом (МГУ, СПбГУ), обеспечивают свыше 30% российских научных публикаций, которые индексируются Web of Science. В целом же российские университеты в РИНЦ составляют 52–53% в общем публикационном потоке, в Web of Science – 42–43%.

По мнению П.Г. Арефьева, доля публикационной активности российских университетов в базе Web of Science увеличится к 2015–2016 гг. не менее чем на 10%. К этому есть все основания: динамика роста университетских публикаций 8-9%, что в три раза выше общероссийских показателей.

Что касается научных журналов, которые издаются в каждом вузе, то в каждой из предметных областей знаний есть свои приоритетные международные базы данных, куда надо стремиться попасть. Этот промежуточный этап значительно облегчит попадание в международные индексы цитирования Web of Science и Scopus.

ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО КНИГОИЗДАНИЯ

«Темы, которые мы сейчас обсуждаем на семинаре, 11 лет назад мною даже не прогнозировались: не было ни ридеров, ни других подобных устройств», – обратился к участникам семинара президент Издательско-полиграфической ассоциации университетов России, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Александр Васильевич ИВАНОВ, который предложил разобраться в ситуации электронного издания, начиная с основных понятий и этапов становления.

Что сегодня можно назвать электронной книгой? Наверное, даже публикацию в Сети. Но когда мы говорим об университетском электронном книгоиздании – это интерактивный мультимедийный учебник. Однако эта позиция не получила массового распространения: pdf-формат всё ещё считается основным носителем электронной книги, хотя потребителя это уже не устраивает.

Доля выпуска традиционных изданий неуклонно снижается, а динамика легального рынка электронных изданий (ЭИ) в России достаточно позитивна: если в 2008 г. объём продаж ЭИ составлял 11 млн рублей, то в 2011 г. – 135 млн рублей. Что касается рынка электронных ридеров, то, по сравнению с 2009 г., продажи за 2010 г. увеличились в три раза и достигли 2 млн штук. По данным Аналитического центра Юрия Левады, ридер пока ещё является самым распространённым носителем для чтения электронных книг. Самыми «читаемыми» видами нехудожественной литературы в электронном виде являются книги по специальности (29%), учебная литература (24%), энциклопедии (23%), психология (18%), словари (16%), затем книги по здоровью, о компьютерах, городах и странах, экономическая и юридическая литература.

Сегодня существуют социальные сайты, где можно зарегистрироваться и издать свою электронную книгу, например, izdat-knigu.ru, т.е. появляются всё новые возможности для книжного бизнеса в электронном формате.

Но вузовские издатели находятся совершенно в иной бизнес-ситуации. Для научных журналов необходимо учитывать показатели РИНЦ и публикационную активность авторов. Электронный учебник не вписывается сегодня в учебный план вуза: ректор не может в отчёте за год указать, сколько электронных материалов опубликовано в Интернете, для отчётности первостепенное значение имеют только издания на твёрдых носителях – бумаге или компакт-диске. К слову, в Германии давно не издают учебники тиражом 1000 экз., а вывешивают их в Интернете для всех студентов.


Следует отметить, что технологически отрасль уже готова: макеты создаются в электронном виде, остаётся их только выложить в Сеть. Распространена технология print-on-demand, уже существует технология web-to-print. Таким образом, дело только за официальным признанием электронных научных и образовательных публикаций.

Что же дешевле – электронная книга или традиционное печатное издание? По мнению выступающего, в структуре средней цены для печатного издания розничная наценка занимает наибольшую долю – 50%, в то время как авторский гонорар составляет 5%, прибыль издательства – 10%, редакционно-издательская подготовка – 16% и т.д. В электронной книге иной расклад – авторский гонорар и прибыль издательства по сравнению с печатным изданием увеличиваются в несколько раз и составляют соответственно 25% и 70%, а редакционно-издательская подготовка – 5%. Но при этом печатная книга стоит 300 рублей, а электронная – всего 60–90 рублей.

О РОЛИ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОЕКТОВ

Директор информационно-библиотечного комплекса СПбГУ, исполнительный директор «АРБИКОН» Александр Иванович ПЛЕМНЕК в пленарном докладе отметил, что в решении задач, связанных с цитированием и индексированием, важна роль библиотек.

Концепция единого информационного пространства на базе библиотечных сервисов основана на библиотечных стандартах и правилах, профессиональных каталогизации и описании метаданных, совместимых с международными стандартами. Это позволяет легко объединять метаданные и полные тексты, найти и доставить документ из любой точки мира. Такая система сейчас реализована в России за счёт создания библиотечных консорциумов. Ассоциация региональных библиотечных консорциумов («АРБИКОН») объединяет 57 регионов, 14 консорциумов, 500 организаций, включая федеральные и национальные библиотеки, 300 университетских библиотек, а также зарубежные библиотеки, которые работают в едином каталогизированном пространстве.

На основе единого информационного пространства в «АРБИКОН» создаются и реализуются крупные национальные проекты.

Одним из таких проектов является МАРС (межрегиональная аналитическая роспись статей). В реализации этого проекта задействовано 217 библиотек, в том числе 39 библиотек классических университетов и 84 библиотеки различных вузов. 800 выделенных специалистов в режиме онлайн осуществляют полную роспись всех статей около 2000 журналов. В сводной базе данных в октябре 2012 г. насчитывалось 1,9 млн библиографических записей, расписанных по 39 полям формата RUSMARC. Сводная база данных ежедневно пополнялась на 1000 верифицированных записей, её годовой прирост составил 270 тыс. записей. При этом доставка документа может осуществляться за 11 часов, а в срочном режиме – менее чем за три часа.

Успешное межрегиональное и межведомственное сотрудничество «АРБИКОН» осуществляется в реализации создания Сводного каталога периодики библиотек России (СКПБР), Межбиблиотечного абонемента по обмену электронными копиями (МБА) и других проектах.

Задачей нового проекта «АРБИКОН» является создание национального сводного цифрового архива статей реферируемых русскоязычных научных журналов, состоящего из полнотекстовой базы данных электронных копий статей (журналов) и реферативной библиографической базы данных, при условии соблюдения авторского права в рамках совместного проекта R-JSTOR, российского аналога американского проекта JSTOR.

Участниками этого проекта являются:

библиотеки – участницы проектов «АРБИКОН», имеющие опыт взаимодействия в рамках корпоративных проектов;

«АРБИКОН» , располагающий ИТ-технологией и соответствующей информационной системой, а также имеющий договорные отношения с библиотеками России для ведения реферативной библиографической базы данных МАРС и организации межбиблиотечного обмена электронными копиями журнальных статей;

консорциум «Контекстум» , располагающий уникальной ИТ-технологией и соответствующей информационной системой для лицензионно-договорной работы с правообладателями информационных ресурсов, где отслеживаются правила их исполнения;

агентство «Книга-сервис» , обладающее опытом работы с большим числом издательств, включая зарубежные.

По своим количественным характеристикам проект R-JSTOR превосходит все имеющиеся в мире аналоги. Например, архив американского проекта JSTOR составляет 1000 журналов с глубиной номеров с момента основания, российский проект охватит около 2000 российских журналов с аналогичной глубиной архива, но более высокой оперативностью опубликования – запаздывание не более года после выпуска печатной версии (в американском варианте – 3-4 года). В этом проекте заинтересованы и библиотеки, которые будут иметь возможность доступа к цифровым архивам периодики, и правообладатели, получающие цифровой архив всех номеров с момента создания журнала. При этом все участники проекта получают соответствующий процент от коммерциализации того или иного журнала.

ВУЗОВСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО КАК БИЗНЕС

Излагая свой взгляд на бизнес-модель издательской деятельности в вузе, ректор МГУП им. И. Фёдорова Константин Валерьевич АНТИПОВ заметил, что руководитель вуза обязан обеспечить экономическую эффективность всего вузовского организма, притом что ему необходимо считаться с выполнением задачи повышения цитируемости, научной активности авторов и т.д. Без сильной экономики вузу практически невозможно решить те задачи, которые ставит Минобрнауки. В связи с этим предлагается посмотреть на издательскую деятельность вуза как на бизнес, т.е. как на деятельность, приносящую доход. Ректор МГУП считает, что современные технологические основы коммуникаций позволяют превратить издательскую деятельность вуза не только в один из основных ресурсов развития учебного процесса, но стать инструментом рыночной капитализации практически всех его основных функций. В современных условиях необходимо формировать в вузах центры современных информационных технологий на базе уже существующих издательско-полиграфических комплексов. Это позволяет формировать отношения с целевыми группами, которые являются потенциальными источниками либо дохода, либо репутации. И тот и другой подходы приводят к накоплению и закреплению за вузом целевой аудитории – читателей, слушателей, зрителей.

В современных условиях наиболее эффективной маркетинговой стратегией является персонализация публикаций и отношений с потребителем образовательных услуг. Примеров реализации таких подходов пока немного. Один из самых успешных – Санкт- Петербургский государственный политехнический университет. В МГУП, помимо Издательско-полиграфического комплекса, создан Департамент проектов, основная задача которого – персонализация отношений, накопление аудитории, контактов. Достаточно сказать, что аудитория основных ресурсов вуза за последние полтора года расширилась от нескольких сотен до 100 тыс. авторизованных контактов в месяц. Это позволяет вузу обеспечить приём абитуриентов, издательскому центру – продажи и коммуникации, возможность развивать те или иные проекты, получая средства для поощрения их участников и закупки оборудования.

По итогам круглого стола отмечено, что в учебном книгоиздании намечается ускорение перехода от печатной к цифровой форме, и редакционно-издательские подразделения университетов должны быть готовы к таким трансформациям.

В рамках этих процессов у коллег возникает очень много вопросов по авторскому праву, использованию электронного контента, о его ценообразовании, взаиморасчётах с правообладателями. В качестве одного из путей решения этих задач представители ЦКБ «БИБКОМ» предложили оценить информационные технологии лицензионно-договорной работы с правообладателем «Контекстум» , которая была рекомендована Минобрнауки России для внедрения в 150 вузах (информационное письмо от 29.09.2011 № 07-267).

Участники круглого стола «Издательская деятельность и рейтинг вуза. Как выживать в рыночных условиях» обсудили конкретные способы, используя которые издательства могут помочь продвижению бренда вуза. Основные выводы свелись к тому, что деятельность издающих подразделений вузов в значительной степени должна быть направлена на внедрение технологий многоканальных массовых коммуникаций с целевыми группами для задач селекции абитуриентов, повышения международного рейтинга вузов, фандрайзинговых кампаний для наполнения эндаумент-фондов. Эта деятельность должна быть одним из способов выживания редакционных отделов в условиях рыночной экономики наряду с традиционной деятельностью. В вузах необходимо создавать специальные структуры, которые будут грамотно продвигать свои бренды, услуги и инновации.

МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ

Наталья Владимировна ЧУМАК , директор издательства Тольяттинского государственного университета:

Семинар оказался для меня в некоторой степени неожиданно полезным, так как перед отъездом мне как директору издательства передали для дальнейшего выпуска пять журналов. Особенно актуальными для меня оказались выступления представителя Минобрнауки А.С. Лукьянова, а также П.Г. Арефьева по вопросам РИНЦ.

Лариса Николаевна НЕЧЕПОРЕНКО , директор издательства Омского государственного технического университета:

Все вопросы, которые были заявлены в программе, были хорошо освещены. Полученная информация оказалась очень полезной. Кроме того, меня интересовал достаточно узкий вопрос – индикатор цифрового объекта DOI, я получила очень квалифицированный ответ.

Лидия Евгеньевна СТРИСКАУСКАС, начальник РИО Владивостокского филиала Российской Таможенной академии:

Наш вуз в Пушкине представляет целая делегация, которая включает ведущего библиографа, представителя головного вуза. Приехали потому, что произошёл информационный скачок, и необходимо быть в курсе всех нововведений по электронным изданиям, нормативной базе, аспектах авторского права. На этом семинаре для себя лично я почерпнула очень много полезной информации. Был хороший состав экспертов, удовлетворяющий спрос вузовского издателя. Но хотелось бы, чтобы пригласили профессионального юриста для освещения вопросов по авторскому праву. Очень полезно, что был представитель Минобрнауки. Актуальными были выступления по вопросам РИНЦ, электронному изданию, новым моделям организации издательской деятельности в вузе. Сейчас необходимо выводить на новый уровень редакционно-издательскую деятельность в вузе, с учётом требований авторского права и выхода в мировое информационное пространство.

Алексей Васильевич ПОДЧИНЁНОВ , директор издательства Уральского федерального университета имени Первого президента России Б.Н. Ельцина:

Целесообразность проведения подобных семинаров неоспорима. Когда встречается сообщество книгоиздателей – это всегда полезно. Этот семинар отличает общение с представителями государственных и общественных структур, которые связаны с книгоизданием и определяют нормативную базу. Здесь можно напрямую получить ответы или уточнения, поскольку в правовой базе содержатся расплывчатые формулировки, особенно это касается электронной книги. Как правило, каждый приезжает с целью решить конкретные проблемы своего издательства и вуза, а оказывается, что они актуальны и для многих других. Например, очень полезными оказались некоторые уточнения, касающиеся рецензируемых журналов, которые входят в список ВАК, последних веяний Минобрнауки в отношении вхождения журналов в международные базы данных Web of Science и Scopus. Понятно, что это актуально, и в этом направлении необходимо предпринимать конкретные шаги. Другой момент, который оказался для меня полезным, связан с электронной книгой: что считать электронным изданием? Пока нет чёткого разграничения, что считать просто электронным ресурсом, а что электронной книгой, и как это всё взаимодействует с ЭБС. Вопросы ЭБС и агрегации контента сейчас предстоит решать каждому вузу. Но не каждый вуз сможет создать свою собственную ЭБС, и здесь без партнёров, на мой взгляд, не обойтись. И последнее, что хотелось бы отметить, – семинар проводится во дворце Кочубея, что психологически раскрепощает людей, сам формат проведения семинара очень удобный.

ИНТЕРВЬЮ ПО ТЕМЕ

Александр Васильевич ИВАНОВ, Президент Издательско-полиграфической ассоциации, доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета

- Александр Васильевич, какие точки взаимодействия могут быть у вузовского издателя с ЭБС?

На мой взгляд, только в отношении распространения и продвижения своих изданий. Я считаю, что это всё-таки больше реклама. Вузовское издательство выпускает учебное пособие или монографию, и метаданные об этом издании ЭБС могла бы распространять, рекламируя эту книгу. Но я не склонен рассматривать ситуацию таким образом, что ЭБС будет продавать эти файлы. Для этого сейчас нужны специальные бизнес-структуры.

- Может ли быть одним из решений вопроса продвижения вузовского контента создание единой площадки, где бы размещались вузовские издания?

Нам уже давно необходим свой портал или сайт в сети Интернет, где любой студент страны мог бы найти любую книгу, выпущенную университетами Российской Федерации, не говоря о том, что хотелось бы понять, какую продукцию вузы производят, чтобы специалисты в областях науки не пересекались. Об этом мы много говорим уже не первый год и сейчас ведём переговоры с Министерством образования и науки РФ, потому что эта проблема должна решаться с помощью государственного механизма регулирования.

- Вы считаете, что только Минобрнауки должно поддержать подобный проект?

Да, если соответствующий приказ Минобрнауки будет спущен в вузы, и они начнут выставлять в Интернет свои издания, и это будет учитываться как показатель их деятельности, тогда дело сдвинется с мёртвой точки. А сейчас нет даже такого аккредитационного показателя, как количество монографий в вузах. Есть такие показатели, как публикация в базах научного цитирования Web of Science и Scopus, показатели НИОКР и другие, но нет показателя по издательской деятельности вуза.

- В 2012 г. подвёл итоги VI Общероссийский конкурс изданий для высших учебных заведений «Университетская книга». По итогам этого конкурса эксперты отмечали падение качества вузовской книги: много книг приходило в авторской редакции, редакционно-издательское оформление учебных изданий не соответствовало профессиональному уровню. Что Вы думаете по этому поводу? Какие причины вызвали такое явление?

Причины, на мой взгляд, лежат в чисто экономической сфере. Ни автор, ни вуз не хотят платить редактору за его работу, считается, что это лишний процесс и лишняя трата денег. Никто не думает, что по книге с ошибками мы будем учить студента. Если раньше при издании учебника высокой печатью существовал набор, а технологический процесс предусматривал контрольный оттиск, и книга всегда редактировалась, то сейчас ситуация упростилась – набрал текст с ошибками на компьютере и отдал в печать. Если хочется, чтобы это было культурно, красиво и хорошо, то затраты на издание возрастают в разы. И люди жертвуют культурой издания.

- Как Вы считаете, будет ли востребована хорошо подготовленная книга?

Знаете, даже русский язык меняется, и очень быстро меняется – входят в оборот много иностранных слов. Процесс идёт очень быстро, и мы не замечаем, как неправильно говорим, делаем неправильные ударения, неправильно употребляем падежи и склонения и т.д. Что касается грамотно изданной книги – это культура целой нации, я бы сказал. Это культурный срез сегодняшнего общества. Что мы хотим от этого общества, когда у нас зачастую чиновники в органах власти лишены этой культуры: они также говорят с ошибками, не могут ничего написать. Эта проблема идёт сверху. Например, возьмём телепередачи. Что там сегодня показывают – упрощённые телесериалы о лёгкой жизни, но не процесс труда, нет передач о том, что всё возникает благодаря труду. И для нас, книжников, опасность представляет как раз телевидение, а не Интернет. Телевидение затуманивает головы молодому поколению, они перестают думать. Это серьёзная проблема, на которую необходимо обратить внимание общества. Но общество сейчас, к сожалению, инертно. Правильно изданная по всем издательским стандартам книга потихоньку будет вытесняться. На данном этапе мы видим культурный регресс во многих слоях нашей с вами жизни, в том числе и в книгоиздании. И никакими механизмами здесь не поможешь, это общая ситуация.

- Как выжить сейчас вузовскому издательству в условиях реформы высшей школы, рыночных отношений?

Вопрос больше риторический, вузовское книгоиздание живёт, хотя уже 10 лет выживает… Издательская деятельность в вузе зависит от позиции ректората. Какие отношения у издательства с ректоратом, так оно и живёт. Как правило, отношения сейчас находятся в плоскости «администратор – исполнитель», а не в плоскости бизнес-коммуникации. И выживать нужно, налаживая мосты с администрацией вуза. Ректор решает, профильная для него эта деятельность, или нет, стоит давать на неё деньги, или не стоит. И это опять-таки потому, что нормативно Минобрнауки до сих пор не закрепило такой аккредитационный показатель деятельности вуза, как издательская деятельность.

Основополагающие принципы современного российского книгоиздания заложены в Конституции Российской Федерации, которая обеспечивает неотъемлемые права всех граждан на доступ к информации, в т.ч. печатной, стала одним из важнейших факторов формирования новой издательской системы России, коренным образом отличающиеся от всех предшествовавших ей в историческом прошлом. В сфере демократизации книжного дела особую роль сыграла отмена лицензирования издательской деятельности в 2002 году. С этого года издательская деятельность в высших учебных заведениях стала развиваться более активно. К основным относятся издательства таких вузов как Московский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Пермский государственный институт искусства и культуры, Краснодарский Государственный университет культуры и искусств, Тюменский Государственный институт искусства и культуры, Хабаровский Государственный институт искусства и культуры, и др. Рассмотрим некоторые из них.

Московский государственный университет культуры и искусств одним из крупнейших центров отечественного образования в сфере культурологического и библиотечного образования, социально-культурной деятельности, народной художественной культуры и искусства является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» (МГУКИ). Университет осуществляет научно-просветительную, образовательную, культурно-просветительную и иную деятельность на всех уровнях высшего, довузовского, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру гуманитарных областей знания.

Большое внимание уделяется развитию научно-исследовательской работы и издательской деятельности. МГУКИ является лидером книжного рынка по самому широкому спектру вопросов культуры и искусства. Издательский дом университета осуществляет свою деятельность с 1939 году. Первым изданием была книга Н.И. Карклиной «Справочно-библиографическая работа массовой библиотеки», что стало достижением вузовской науки. С каждым годом увеличивалось количество изданий, улучшалось полиграфическое качество.

С 2002 года университет издает научный журнал «Вестник МГУКИ», который был включен ВАК РФ в перечень ведущих научных журналов и изданий РФ. Издание вошло в дополнения и изменения к перечню ведущих научных журналов, выпускаемых в России, в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. В нем печатаются такие специалисты, как Коршунов О.П., Скворцов В.В., Коготков Д.Я., Зива В.Ф. и др.

В 2005 году был выпущен биобиблиографический указатель «Эмилия Константиновна Беспалова (к 75-летию со дня рождения)». К юбилею ректора издан красочный буклет «Надежда Кротова. Жизнь. Творчество. Судьба» с описанием жизненного и творческого пути Надежды Васильевны. В нём впервые представлена полная библиография её работ.

В 2007 году значительно выросло число читателей, как в России, так и за её пределами. Этому способствовала организация университетом крупнейших международных акций - международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве» ** Москва, Президент-отель, 17 мая 2007 г. - Химки, МГУКИ, 18 мая 2007 г. и Международного студенческого форума. **** Химки, МГУКИ, 20 - 21 декабря 2007 г. Только за 2007 год подготовлено и сдано в типографию 4 монографии, 28 сборников научных статей, 37 учебных пособий, лекций, хрестоматий - всего 69 названий.

Учебные пособия являются одними из первых изданий, освещающих малоизученные и актуальнейшие проблемы теории и истории библиотечного дела. Таковы учебные пособия Коршунова О.П. Библиографоведение, Дворкиной М. Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность, и Информационное обслуживание: социокультурный подход. Подготовленные к изданию учебные пособия и лекции по специальностям библиотековедения, библиографоведения, информатике посвящены центральным проблемам их преподавания; в них нашли отражение фундаментальные научные исследования, ведущиеся в вузе, новейшие методики преподавания.

По-прежнему очень интенсивен процесс издания сборников научных трудов, материалов международных, межвузовских и межкафедральных конференций и диссертаций.

В 2004 г. издательством МГУКИ выпущены монография Берестовой В.Ф. «Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты», Глазкова М.Н. Массовые библиотеки в контексте культурно-исторического пути России 1921-1941; в 2005 г. вышел сборник тезисов и докладов научной студенческой конференции «Всеобщая доступность информации: взгляд студентов» посвященный 75-летию МГУКИ. Издание содержит разделы: документные ресурсы и документационное обеспечение управления; система библиотек России, фонды, обслуживание пользователей; библиотечное дело, книговедение, библиография: теория, история, видные деятели. Из диссертаций можно привести пример Романова П.С. «Аналитическая характеристика документного потока англоязычных диссертаций в области библиотековедения» (2006).

Всего издано 28 сборников научных трудов, в том числе и серийные издания; в печати находится 29-й номер «Ученых записок». Эти издания свидетельствуют о прочном научном фундаменте ведущихся в вузе гуманитарных исследований по вопросам библиотековедения, библиографии, повышения качества подготовки специалистов социально-культурной сферы. Значение издания сборников научных трудов трудно переоценить. По существу, это «ноу-хау» университета, его вклад в развитие российской науки и культуры.

Основой повышения качества учебного процесса, является издания образовательных программ по широкому кругу дисциплин. В 2007 году издано 97 названий учебных программ и учебно-методических комплексов.

Гордостью вуза является интерактивная хрестоматия «Общее библиотековедение», компактное учебное пособие в виде лазерного диска. Он содержит подробную библиографическую информацию по предмету, основную законодательную базу, и другую важную информацию, для преподавателей и студентов высших учебных заведений искусства и культуры.

К своему юбилею университет подготовил и издал несколько интересных изданий: Сборник «Библиотечное дело -2005: деятельность библиотек и развитие информационной культуры общества», под научной редакцией Скворцова М.; Сборник научных статей профессорско - преподавательского состава МГУКИ «Библиотечно-информационный институт: становление и развитие (1930-2005)» и т.д.

Высок профессиональный уровень сотрудников издательства: в их числе - ветераны труда, награжденные знаком «За достижения в культуре», заслуженные работники культуры РФ, кандидаты наук.

Необходимо отметить и стабильную книготорговую деятельность подразделения. Университет имеет круг постоянных клиентов - это крупные книготорговые фирмы, научные университетские библиотеки России: «Регион-книга», «Инфра-М», «Кнорус» (Москва), Бизнес-пресса» (С.-Петербург), «Лань - Юг» (Краснодар), и др.

Таким образом, расширение круга клиентов, улучшение качества выпускаемой литературы, соответствие ее ГОСТам и высокий дидактический уровень, а также оперативное книгообеспечение учебного процесса, и эффективная реализация изданий, являются основными задачами издательской деятельности МГУКИ, и успешно с ними справляется.