Речевые такты и логические паузы. Запорожец

Если слог является составной частью речевого такта (фонетического слова), то речевой такт является составной частью фразы. «Как слог «держится» на слогообразующем тональном элементе, так и в фонетическом слове есть свой опорный элемент, конструктивный минимум: это ударный слог» . Из сказанного следует, что такт – это частьфразы из нескольких слогов, объединенных одним ударением. Единство, целостность такта, таким образом, создается ударением.

Ударение – это выделение с помощью различных фонетических средств одного из слогов неодносложного слова в составе речевого такта или фразы на фоне безударных слогов .

Из определения следует, что ударность предполагает безударность, а значит, ударение не принадлежит отдельному слогу и тем более – отдельному гласному ударного слога» . Распространяясь на всю протяженность слова, как бы накладываясь на нее, ударение тем самым выступает в качестве суперсегментного (сверхсегментного, надлинейного) с редства организации такта как фонетической единицы.

Понятие речевого такта (фонетического слова) строится с учетом так называемых клитик , т.е. слов, не имеющих ударения и примыкающих к знаменательным словам, вместе с которыми они и составляют фонетическое слово . В качестве клитик чаще всего выступают слова служебных частей речи – предлоги, послелоги, артикли, союзы, частицы и т.п.

В зависимости от места примыкания к знаменательному слову клитики подразделяются на проклитики (примыкание спереди: под-окнум ) и энклитики (примыкание сзади: придйшь-ли? ). Иногда имеют место случаи перемещения ударения в рамках фонетического слова со знаменательной части на служебную, в результате чего знаменательное слово занимает место клитики, например, пу-полю, зб-спину, ъз-лесу.

Различают три основных вида ударения –динамическое (силовое, экспираторное), квантитативное (количественное) имузыкальное (тональное).

Динамическое ударение характеризуется усилением голоса в ударном слоге на фоне ослабления голоса в безударных слогах, следствием чего может явиться не только количественная, но и качественная редукция, наблюдающаяся, в частности, в русском языке (см. § 18).



Динамическое ударение может быть:

1. Фиксированным (постоянным), т.е. закрепленным за одним и тем же слогом: в чешском, венгерском, латышском языках ударение закреплено за первым слогом; в польском – за последним слогом
и т.д.

2. Нефиксированным (свободным), т.е. незакрепленным за одним и тем же слогом, как, например, в русском языке: гнлзда (на первом слоге), гнезду (на втором слоге), гнездовуй (на третьем слоге) и т.д.

По возможности перехода с одного слога на другой внутри одного того же слова, т.е. при изменении его формы , различают подвижное инеподвижное динамическое ударение. Примеры из русского языка: головб, головы, головй, но гулову (подвижное ударение) и съльный, съльного, съльному… съльным, съльными и т.д. (неподвижное ударение).

Квантитативное – это количественное (долготное) ударение. Оно достигается удлинением гласного ударного слога и возможно только в тех языках, в которых «нет фонологически значимого различия гласных по долготе и краткости» . В чистом виде количественное ударение (как, впрочем, и ударение других типов) не встречается ни в одном языке. Преобладающим оно является в индонезийском языке. Элементы количественного ударения присущи и русскому языку, почему его правильнее рассматривать как экспираторно-количественное.

Музыкальное ударение – это тоновое, мелодическое ударение, характеризующееся изменением голосового тона по высоте внутри одного и того же слога. Оно встречалось во многих индоевропейских языках далекого прошлого (в древнеиндийском, древнегреческом). Из современных языков музыкальное ударение присуще китайскому, дунганскому, тайскому, вьетнамскому и некоторым другим языкам. Количество тонов по языкам может быть различным: например, в китайском языке 4 тона, во вьетнам-ском – 6.

Фраза и интонация

Фраза – самая крупная фонетическая единица, которую нельзя отождествлять с предложением как основной коммуникативной единицей синтаксического уровня языка. Примечательны на этот счет следующие суждения проф. С.О. Карцевского (цитируются по кн. ): «… фраза не должна обязательно иметь форму предложения. Фраза вообще не имеет ничего общего с грамматикой… Фраза – единица актуализированной коммуникации. Она не обладает собственной грамматической структурой. У нее есть особая фонетическая структура, которая состоит в интонации. Именно интонация создает фразу».

Интонация – сложное явление. Она представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и системы пауз. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка, является суперсегментным средством организации фразы, формирования высказывания и выявления его смысла.

Главной составляющей интонации является мелодика речи , т.е. движение голосового тона по высоте; остальные признаки являются сопутствующими. С учетом сказанного можно так определить фразу: фраза – это отрезок речи, объединенный особой интонацией, фразовым ударением и заключенный между достаточно длительными паузами .

Наиболее загруженной частью фразы является ее конец, где обычно сосредоточивается фразовое ударение , например: Перед-нбми была высокая горб / И-мы должны были отдохнэть / прежде-чем начать восхождйние .

Когда нужно особо выделить, подчеркнуть ту или иную часть высказывания, используют возможности логического ударения, которое представляет собой смещенное фразовое ударение. Примеры:

1) Мой брат вчера вернулся из -командировки.2) Мой брат вчера вернулся из командировки. 3) Мой брат вчера вернулся из командировки.

Обобщая информацию, относящуюся к фонологическому аспекту фонетики, членение фонологии для лучшего восприятия и закрепления в памяти представим в виде следующей схемы:

Выводы

Фонетика – учение о звуковом строе языка. Является самостоятельным разделом языкознания, изучающим материальную сторону единиц плана выражения. Подразделяется на общую и частную. В курсе «Введение в языкознание» изучаются основные вопросы общей фонетики.

В рамках фонетики выделяют собственно фонетику (фонетику в узком смысле слова) и фонологию. Предметом собственно фонетики является область предлингвистики, изучающей звуковую материю языка в артикуляционно-акустическом аспекте. Предметом фонологии является изучение структурно-функциональных закономерностей звукового строя языка.

Фонология подразделяется на фонемику и просодику. Фонемика – учение о теории и описании фонем, выявляющее своеобразие структуры и функционирования фонологических единиц сегментного (линейного) уровня языка. Просодика – раздел фонологии, изучающий структуру и функции ударения и интонации как суперсегментных (нелинейных) средств организации фонетических единиц, превышающих протяженность фонем (слогов, речевых тактов, фраз).

В ведение общей фонетики входит широкий круг вопросов, относящихся к условиям звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека; строятся универсальные классификации гласных и согласных звуков; изучаются закономерности сочетания звуков, их комбинаторно-позиционные и собственно-позиционные изменения в потоке речи (ассимиляции, аккомодации, редукции и др.). При всей важности изучения звуков речи в артикуляционном и акустическом аспектах, главной задачей фонетики является изучение звукового строя языка в фонологическом измерении. Ибо собственно «лингвистическое исследование начинается с того момента, когда из физических и физиологических явлений выделяются такие, которые представляют собой основные элементы коммуникации… Другими словами, только элементы, несущие информацию, являются существенными в лингвистике» .

Фонологию не случайно называют функциональной фонетикой. Всю информацию о звуковом материале она оценивает с точки зрения функций, выполняемых элементами звукового строя языка в процессе его «работы». Главными из этих функций являются дистинктивная (различительная) и идентифицирующая (отождествляющая). С опорой на эти функции строится определение фонемы как минимальной единицы звукового строя языка, служащей для разграничения и отождествления знаковых (двусторонних) единиц языка – морфем и слов в их формах.

Современная фонология располагает хорошей методикой изучения звукового строя языка в его аналитическом и динамическом аспектах. Здесь разработаны правила выделения фонем и определения диапазона их варьирования в зависимости от специфики позиционной структуры звукового уровня конкретных языков. Попадая в различные позиционные условия в процессе функционирования языка, фонемы подвергаются различным модификациям, включая случаи нейтрализации – позиционного снятия противопоставления элементов языковой структуры. В зависимости от возможности или невозможности подведения звуков слабых позиций под сильные различают разрешимую и неразрешимую нейтрализацию. В первом случае звуки слабых позиций выступают в качестве вариантов соответствующих фонем ([^] – вариант фонемы <О> при наличии живого позиционного чередования в алломорфах корня <вод>а: [вΛдб] // [вуды] ); во втором случае ([сΛббка ]) при невозможности проверки сильной позицией звук [Λ ] должен быть квалифицирован как представитель гиперфонемы <о\а>.

Фонологические явления, распространяются на речевые отрезки, превышающие протяженность фонем и слогов как минимальных незнаковых единиц, являются предметом просодики. Как раздел фонологии она охватывает область суперсегментных накладок двух разновидностей – акцентологических и интонационных в их взаимосвязи, что предполагает изучение закономерностей функционирования звуковых объектов на уровне речевых тактов и фонетических фраз.

Основная литература

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Глава «Фонетика и фонология» по любому изданию учебника.

2. Кочергина В.А. Введение в языкознание. – 2-е изд. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 1991. – С.10-71.

3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. Раздел «Фонетика» по любому изданию учебного пособия.

Дополнительная литература

1. Кузнецов П.С. К вопросу о фонологии ударения // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М.: Наука, 1970. – С.360-367

2. Реформатский А.А. Язык, структура и фонология // Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М.: Наука, 1970. – С.516-523.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. Ред. В.Н.Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – Статья «Фонология» (с. 555-557).


ГЛАВА 5. ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Речевой такт

(речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт - понятие интонационное, выдыхательная группа - понятие физиологическое, синтагма - понятие семантико-синтаксическое.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "речевой такт" в других словарях:

    Речевой такт. Синтагма (речевой такт) отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно. Связать? … Википедия

    речевой такт

    фонетическая синтагма (или речевой такт) - Сегментная единица, которая характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением. При этом паузы между синтагмами не обязательны. Членение фразы на синтагмы зависит от значения: Как обрадовали ее слова / друзей. – Как обрадовали ее / слова… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I м. 1. Метрическая музыкальная единица каждая из обычно равных по длительности долей, на которые делится музыкальное произведение в соответствии с числом метрических ударений в нём; единица ритмического движения (в музыке). 2. Графическое… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Единица ритмико интонационного членения речи, произносимая одним непрерывным произносительным потоком и выделяемая паузами. см. речевой такт, фонетическое слово … Словарь лингвистических терминов

Введение

Раздел предмета «Сценическая речь» - логика сценической речи - развивает умение доносить мысль в звучащей речи. Владение логикой сценической речи дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте роли, рассказа, лекции, помогает определенным образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнера на сцене и на зрителя.

Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, ученых-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.

Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет словесного действия, - он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли.

Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно произнести, то есть определить место и длительность логических пауз, определить главное ударное слово, отметить второстепенные и третьестепенные ударения. Иными словами, для этого надо знать правила расстановки пауз и ударений.

Когда фраза будет таким образом проанализирована и организована, слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.

М.О. Кнебель, рассказывая о работе Станиславского с учениками в его студии, свидетельствует, что в последние годы жизни Станиславский особенно упорно добивался точнейшего соблюдения правил логики сценической речи - расстановки логических пауз, ударений, верной передачи в звучании знаков препинания и т.д. Она говорит: «Станиславский с каждым годом все настойчивее требовал изучения законов речи, требовал постоянной тренировки, специальной работы над текстом».

Речевые такты и логические паузы

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха - «воздушные», от немецкого Luft - воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

" - люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

между двумя подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами «и», «да» перед разделительным союзом «или» и др.;

например: Томление / и зной / усиливались.

после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже -- стоящих в середине или конце предложения).

например: Со школьных лет / я чувствовал красоту русского языка, / его силу / и плотность.

Разъединительная логическая пауза ставится между предложениями, если они не развивают непосредственно мысль друг друга.

например: С этим словом он перевернулся на одной ножке и выбежал из комнаты. /// Ибрагим, оставшись наедине, поспешно распечатал письмо.

Люфтпауза (соединительная пауза) - очень короткая, ее лучше использовать за дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить; как добор воздуха.

Психологическая пауза - вводится в текст актером в процессе работы над ролью, на письме может быть обозначена многоточием. Эта пауза всецело относится к области словесного действия.

например: Я никого не люблю и… уже не полюблю.

Близко к психологической паузе стоит так называемая пауза умолчания или прерванной речи, когда недосказанные слова заменяются многоточием.

например: Жена его… впрочем они были совершенно довольны друг другом.

Фраза может члениться на речевые такты, или синтагмы . Речевой такт (или фонетическая синтагма ) - это отрезок речи, составляющий фразу, объединенный особой интонацией, тактовым (синтагматическим) ударением и заключенный между двумя не столь длительными паузами, по сравнению с межфразовыми паузами.

Знаком («одна вертикальная черта») обозначаются границы речевых тактов.

Фраза может состоять как из одного речевого такта, так и из нескольких.

Например , фраза Шел жидкий снежок состоит из одного такта.

Фраза пушинки его мерно летали за окном также состоит из одного речевого такта.

Во фразе же а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках можно выделить разное количество тактов:

    а ветви акации у тротуара выделено 4 такта;

    а ветви акации у тротуара летом темнившие окна Турбиных все более обвисали в своих снежных гребешках выделено 3 такта.

Членение речевого потока на фразы и речевые такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока.

Сравните два высказывания, смысл которых определяется членением речевого потока на такты.

Надо учиться │ работать │ и отдыхать

Надо учиться работать │ и отдыхать

Как испугали её │ слова брата

Как испугали её слова │ брата

2.3. Фонетическое слово

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов.

Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова.

В состав фонетического слова могут входить безударные слова.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой . Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы:

на ̮ горé

ко ̮ мнé;

проклитики сестрá и ̮ брáт

сказáл чтобы ̮ пришлú

не ̮ знáю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой . Энклитиками бывают обычно односложные частицы:

скажú ̮ ка

энклитики óн ̮ же

придёт ̮ ли

Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: нá ̮ спину, пóд ̮ руки, úз ̮ лесу, бéз ̮ вести, нé ̮ было.

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам.

Например , фраза В ̮ ту ̮ же нóчь │ ширóкая лóдка │ отчáлила от ̮ гостúницы состоит из 3 речевых тактов, каждый из которых состоит из 2 фонетических слов.

Таким образом, фонетическое слово может включать в себя два и более лексических слов.

Шёл жúдкий снежóк пушúнки егó мéрно летáли за ̮ окнóм а ̮ вéтви акáции у ̮ тротуáра лéтом темнúвшие óкна Турбиных всё бóлее обвисáли в ̮ своúх снéжных гребешкáх (М.Булгаков)

"Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз" К.С. Станиславский.

Смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д.

В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения.

В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме остановок-пауз, речевые такты разделяются изменением высоты голоса.

Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречается люфтпаузы (пауза для добора воздуха) и, наконец, паузы.

Обозначим паузы так:

` - короткая пауза (люфтпауза), служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

| - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

|| - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

||| - еще более длительная соединиельно-разделительная пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания, но могут быть и не отмеченными на письме.

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания:

а). между группой подлежащего и группой сказуемого (кроме подлежащего выраженного местоимением):

Лиза | вбежала в дом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

б). между подлежащими или между двумя сказуемыми перед соединительными союзами "и", "да", перед разделительным союзом "или" и др.:

Лиза |пошла к себе,| слушая привычный кашель матери | и тяжелый храп выпившего отца. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

в). после обстоятельственных слов, стоящих в начале предложения (реже - в середине или в конце предложения):

Каждое утро | гость исчезал из дому | и появлялся только поздним вечером,| голодный и усталый. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

г). перед обстоятельствами:

Бабушка | лежала на подушках,| в том доме. (О. Бергольц "Дневные звезды")

Перед каждой из соединительных пауз характерно некоторое повышение голоса на слове, несущем ударение.

Логические паузы между предложениями выполняют те же функции, что и внутри предложения - отделяют и в то же время связывают друг с другом группы предложений:

Вырванная из школы болезнью матери; | ждала сначала возвращения в класс, | потом - свидания с подружками, | потом - редких свободных вечеров на пятачке возле клуба, |потом. (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Если последующее предложение (или группа предложений) не развивает непосредственно мысль предыдущего, то между такими предложениями возникает разделительная пауза. Такая пауза обозначает границы сюжетных композиционных кусков в литературном произведении. Перед разделительными паузами характерно понижение голоса. По сути, разделительная пауза часто является соединительно-разделительной, так как и после такой паузы повествование продолжается:

И зевнул. Длинно, равнодушно, с завыванием. Лиза, кусая губы, метнулась вниз, больно ударилась коленкой и вылетела во двор, с силой хлопнув дверью. ||| (Б. Васильев "А зори здесь тихие")

Дополнительная пауза перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить - люфтпауза. Помогает уточнению и зависит полностью от намерений и задач исполнителя.

Мой дом был цел,| но каким он стал таким` маленьким! (О. Бергольц "Дневные звезды")