Речевые игры для дошкольников. Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста

Раздумья старших дошкольников о слове – хорошая основа для воспитания интереса к изучению родного языка. В статье «Подготовка детей к обучению грамоте» говорилось о задачах подготовки детей к обучению в школе и даны некоторые разъяснения понятий «слова» и «предложения».

Опираясь на знания детей о предметах, животных и т.п., предлагайте им умственные задачи типа: «Как превратить короткое слово «КОТ» в длинное?» Ответов может быть много «котик, котёнок».

То же самое со словами «стол, стул» и т.п. Затем наоборот, пусть дошкольник подбирает короткое слово к длинному — «белочка – белка, звёздочка – звезда, лисичка – лиса и прочее». Таким способом вы сформируете у детей интерес к выполнению задания, умение проявлять самостоятельность, активность, как в работе, так и в мыслительной деятельности, улавливать языковые особенности родного языка.

Ознакомление детей со словесным составом предложений

Следующим этапом мыслительной деятельности – составление предложений из двух слов. Дайте ребёнку задание – составить предложение с тем же словом «белка». Если ребёнок сразу не сможет ответить, задайте ему наводящие вопросы. Вопросы могут быть разными. Если это игрушка белки, то подойдёт вопрос: «Какая белка?» (рыжая, пушистая, мягкая), затем, покажите картинку с изображением белки в действии – сидит, ест, пьёт, грызёт орешки, прыгает и т.п.). Эти упражнения помогут ребёнку научиться самостоятельно, думать, размышлять и уметь пользоваться имеющимися знаниями, а так же предполагают развитие умений в составлении предложений из двух слов. Если добавите предметы для белочки, то можно составить более длинные предложения. Например, дали белке орех (молоко), и у вас получится предложение: «Белка грызёт орех», «белка пьёт молоко» и др. Попросите своего ребёнка обозначить действие белки и её основную особенность. «Белка, какая?» «Рыжая белка пьёт молоко».

Как научить ребёнка составлять предложение из слов

Вы составили предложение «Белка грызёт орех», попросите сына или дочь ответить по-другому на вопрос «Что делает белка?» (ест, лакомится, питается, кормится, кушает).

При помощи таких приёмов ребёнок не только научится самостоятельно размышлять над выполнением задания, но и вы подведёте его к понятию, что предложения бывают разные – длинные и короткие и, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному. Всё зависит от того, какие мы используем слова. Дети научатся понимать, что слова связываются по смыслу и составляют законченную мысль. Использование разных слов, обозначающих действия или признаки предметов, заставляют детей наблюдать за словом, его изменениями, улавливать языковые особенности. Составлять предложения можно по игрушке, картинке, сюжетным картинкам.

В дальнейшей работе по знакомству детей с предложением следует знакомить с расположением слов в нём. Просто задавайте вопросы типа: «Какое первое слово в предложении?» (второе, третье), затем пусть сначала называют третье слово, т.е. дети называют то слово, которое вы ему зададите. (Назови третье слово или которое по порядку слово «грызёт» и т.п.) Предложения из пяти слов и более взрослый приводит в качестве примера, чтобы дать детям понятие, что предложения бывают более длинными. Необходимо упражнять детей в согласовании слов в предложении. Например: «Зайка сидит на полянке — Зайцы сидят на полянке», «Белка грызёт орех – Белки грызут орехи». Использовать в предложениях слова- определения, сравнения. Разберём предложение «Зайцы сидят на полянке»: дайте детям задание описать «полянку»: «какая полянка?» Предполагаемые ответы: «лесная, цветочная, зелёная и т.п. Если в предложение вставить любое из этих слов, получится «Зайцы сидят на цветочной полянке». Точно таким же способом следует научить детей использовать в предложениях предлоги, союзы (чтобы, когда, зачем, если).

Учим детей составлять предложения

Все вышеуказанные способы знакомства детей с предложением подводят их к умению составлять рассказы по сюжетным картинам и картинкам, предметам, игрушкам и т.д. Задача взрослых — научить своих сыновей и дочерей использовать в рассказах слова-синонимы определений, сопоставлений, действий, научить их делать обобщения, сравнения, развивая тем самым детское мышление, воображение, словесное творчество. Например, воспитатель дала задание разобрать содержание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», утром дети в детском саду будут составлять рассказ по ней. Папа с Петей рассматривают картину. Петя затрудняется в определении погоды, написанной художником. Папа задаёт ему вопросы: «Как ты думаешь, какую погоду написал художник?» Ответ: «Тёмную». В принципе — правильно, но не точно. Поэтому вопросы папы продолжаются. В итоге Петя охарактеризовал состояние погоды примерно так: «Погода хмурая, пасмурная, потому что на небе тучи». На вопрос отца «Какое время года изображено на картине?», мальчик ответил – «весна, потому что прилетели птицы». Папа предложил внимательно посмотреть на картину и подробнее дать описание состояния погоды. После уточнения Петя понял, художник описал раннюю весну, так как ещё лежит снег, но он местами тёмный и уже много проталин, даже видна вода на некоторых из них. Мальчик понял, что слово «тёмный» может быть применено к слову «снег», «проталина» — растаявший местами снег.

На занятии в детском саду, после рассказов детей, воспитатель дала задание – придумать название картины. Петя назвал картину «Ранняя весна». Другие дети просто обозначили картину – «птицы», «деревня». Основная масса детей не смогла определиться с названием. Воспитатель заметила, что самое удачное название придумал Петя, а затем озвучила название, которое дал художник картине. Вывод из данного примера можно сделать только один – взрослые должны помочь детям выделить главную сторону сюжета, если рассматривают картину, при рассматривании игрушки или другого предмета – основной его признак, отличающий этот предмет от других. Тогда детям несложно будет составить предложения по заданным предметам и картинам. Чем больше дети будут знать слов – определений, сопоставлений, сравнений, действий т.д., тем интереснее будут составленные ими предложения.

В случае, если ваши дети не готовы составлять предложения, то самое лучшее использовать приёмы, уточняющие представления детей о предложении:

  • Чётко произносить слова предложения с паузой (котёнок… играет).
  • Последовательное название слов в предложении.
  • Посчитать, сколько слов в предложении. Хорошо использовать фишки, чтобы ребёнок мог на каждое слово отложить фишку, посчитав фишки, он сделает вывод – сколько слов в предложении. В качестве фишек могут выступать счётные палочки, пуговицы, кружочки, вырезанные из бумаги и прочее.
  • Графическое изображение слов на листе бумаги виде чёрточек, нанесения геометрических фигур и прочее. Так же, как и фишки, сосчитать нарисованные фигуры и назвать количество слов в предложении.
  • Оживляет внимание детей использование хлопков, ударов в бубен и т.п. (На каждое слово – хлопок).

В конце подобных занятий с детьми важно спросить их, чем они занимались, чему научились, что узнали нового. Этим самым вы развиваете у детей логическое мышление, умение делать выводы, правильно формулировать свои ответы и выводы.

Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установлен­ным правилам и предназначенных для идентификации и общей характе­ристики документа. Для библиографического оформления студенческих работ достаточно краткого описания, включающего следующие обязатель­ные элементы:

Заголовок;

Выходные данные;

Сведения об издании;

Сведения о количественной характеристике.

Описание материалов конференций, совещаний, семинаров:

Описание отдельного тома многотомного издания: Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1.М., 1987.637 с.

Описание составной части книги, сборника:

Описание статьи из журнала:

Описание статьи из газеты:

Описание официальных материалов:

Описание учебных пособий, хрестоматий, справочников:

Описание библиографических методических пособий:

Библиографические списки различаются по полноте охвата материала. «Библиографией» можно называть лишь такой список, который гаранти­рует максимальный охват изданий. Чаще всего составляются «Списки ис­пользованной литературы».

Ссылки лучше всего размещать в затекстовом списке, по порядку упо­минания или же по алфавиту. Следует аккуратно составлять библиогра­фические списки и не забывать ссылаться на источник. Библиографическая ссылка - это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте до­кумента другом документе (его части), необходимых для его общей харак­теристики и поиска. В России разрешено цитировать чужой текст (обяза­тельно со ссылкой) объемом до 300 знаков.

Библиографическая ссылка может быть приведена полностью или час­тично в тексте или в примечаниях. В рефератах часто исполь­зуется подстрочное размещение ссылок. Если ссылки на один и тот же ис­точник следуют непрерывно, используется форма «Там же». При ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц. При цитировании части документа или фрагмента указывают со­ответствующую страницу в соответствии с правилами.

Конспект ознакомление детей с предложением. Старшая группа

Преподаватель:

Мещерякова С.В.

Красноярск, 2013


Цель: Дать детям знание того, что предложение является единицей речи, что в предложении про кого-то или про что-то сообщается, что слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим.

Задачи: Учить составлять двух и трехсловные предложения про предметы, обозначать слова фишками;

Развивать логику;

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Время проведения: 20 минут

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Чтение художественной литературы, Познание.

Материал: Предметные и сюжетные картинки, фишки, полоски-слова (на каждого ребёнка по 4 штуки), детские книги, мешочек.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня у нас в гостях Капитошка. Он нам принёс волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что находится в мешочке. (Достаю из мешочка картинки) Рассмотрим картинки? Давайте посмотрим, кто нарисован на картинке и что он делает? (Девочка пьёт молоко, птичка поёт песню, белка грызёт орешки).

Воспитатель: Такие ответы называются предложением. Что бы вы поняли, я выложу предложение с помощью слов- фишек.

Девочка пьет молоко (выставляю фишки). Сколько фишек в этом предложении? (3 фишки).

Воспитатель: Сколько слов в предложении - столько и фишек. Какое первое слово в этом предложении? Второе? Третье? (воспитатель показывает указкой на фишки, а дети называют слово, которое соответствует показанной фишке).

Воспитатель: Ребята, если я скажу только слово «обезьяна», вам понятно, что она делает? (ответы детей). Что бы понять какой предмет и что он делает нужно составить предложение. Составьте предложение про эту обезьяну. (показываю картинку с изображением банана). И выложите с помощь фишек сколько слов в предложении.

А теперь составьте предложения из этих картинок, (здесь можно выставить картинки- действия, чтоб дети определи, чего не хватает).

У вас возникли трудности? Чего не хватает? (не хватает, кто это все делает).

Выставляю картинку с кошкой.

Воспитатель: Запомните, словом мы только называем, а в предложении что-то сообщаем.

Дидактическое упражнение

«Живые слова»

На доске 3 фишки, придумайте каждый по предложению, согласно этой схеме. (Перед началом спросить, сколько слов будет в предложении)

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя,

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора!

Работа с детской книжкой

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит книжка. Откройте её и найдите начало и конец предложения. (дети выполняют задание).

Воспитатель: Как обозначается начало предложения? (большой буквой). Но в середине предложения вы тоже можете встретить слова большую букву, как вы думаете почему? (размышление детей).

Воспитатель: Имена людей, клички животных, названия городов пишутся с большой буквы.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята чем мы занимались на занятии? Какие задания вам понравилось выполнять? Какое задание было трудно выполнить? Почему?

Методика ознакомления со словом и предложением при подготовке дошкольников к обучению грамоте

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

В ходе занятия реализуется основной принцип образования - принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. (Приложение Б).

Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.

Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам».

Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему? », «Зачем?», «Как?»), побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е.И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе.

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

Методика ознакомления со словесным составом предложений.

В процессе речевого общения дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.

Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры.

Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

Четкое произнесение слов с паузой;

Произнесение слов под хлопки;

Последовательное называние слов в предложении;

В громкой речи, про себя;

Произнесение слов по рядам;

Шепотный анализ предложения;

Составление предложений с заданным словом;

Составление предложений по «живой сценке»;

Перепрыгивание через скакалку;

Отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

№ 1 «Сколько слов?»

Цель : развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

Описание:

Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: "Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?" После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш , затем слова, в которых этого звука нет. (5-6 ответов.)

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов: "Мишка спит", и спрашивает: "А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш ; слово, в котором нет этого звука". После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое - второе (слит), воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Например, дошкольник назвал фразу "Машина едет" и говорит: "Первое слово машина, второе - едет. В слове машина есть звук ш , в слове едет - звука ш нет". Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: "Едет зеленая машина", перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении "Мама купила Тане плюшевого мишку" дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плюшевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

№ 2 Упражнение на составление предложений.

Цель: Составлять предложения по «живой модели»

Оборудование: игрушка - кукла

Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения

Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая , ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая ). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла ). Слово красивая –сядет, а выйдет слово любимая . Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая . Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла ). Слово кукла –попляши. Слово любимая –похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».

№ 3 Упражнение - работа с предложением.

Цель: Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку

Описание: Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом например, ИГРУШКА (любое другое слово). Опрашивает 5-6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему.

№ 4 Упражнение- выкладывание предложений.

Цель: Продолжать учить (закреплять умение) выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил.

Описание: Например, предложение Сима и Соня играли.

Дети определяют количество слов в нем(4), называют 1-е,2-е, 3-е и 4-е слово. Затем выкладывают его буквами и фишками. После того, как предложение будет выложено на доске воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками («с», «СЬ»), показывает буквы С с, говорит, что они обозначают звуки «с» и «сь». Дети заменяют фишки буквами и читают предложение с выделением ударных гласных звуков в словах

№ 5 Игра «Собери слова в предложение»

Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов.

Описание: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.

Например: Тема «Космос»

Ракета, космос, лететь, в.

Яркие, небо, большие, на звезды.

Корабль, на, летит, космический,Луна.

Мы, земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т.д.

№ 6 Упражнение «Собери предложение»

Цель: Из предложенных слов составить предложение.

Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть определенный звук. Определить какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

Например, из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть звук «т»: улитка, тыква, танк, тень, утенок, котенок, туфли, терка, телефон, паутина, утюг, утка, кот, вата. Назвать оставшиеся картинки. Какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

2.ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»

№ 1 «Что делает?»

Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

Оборудование. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.

Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

№ 2 «Подскажи слово»

Цель

Оборудование : стихи в книгах

Описание: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

№ 3 «Скажи, как я»

Цель - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

Описание:

Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.

Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.

Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.

№ 4 «Какое слово потерялось?»

Цель

Описание: Воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался... (зайка ). Наша Таня громко... (плачет ), уронила в речку... (мячик ). Тише, Танечка, не... (плачь )! Не утонет в речке... (мяч ). Уронили мишку на пол, оторвали мишке... (лапу ). Все равно его не... (брошу ), потому что он... (хороший ). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится... (кошки ).

Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".

№ 5 «Где вы слышали эти слова?»

Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".

№ 6 «Произносим слова»

Цель упражнения - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Оборудование. Игрушка или картинка - лиса.

Описание: Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"

№ 7 «Отыщем картинку»

Цель - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.

Оборудование. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.

Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.

Вариант 1

Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".

Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.

Вариант 2

У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа.

Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.

Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.

Вариант 3

Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук.

При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук).

Вариант 4

Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.

На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.

№ 8 «Слово можно прошагать»

Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)

Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар , шагает, дети шагают тоже и снова один шаг.» Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.- Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

№ 9 «Молчанка»

Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова

Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате

Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Занятие 2. Понятие о речи.

Ты сказал предложение. Наша речь состоит из предложений. 2 .Скажи, что изображено на картинках?

Катя поливает цветы из лейки. 2. Катя поливает цветы из……….. Предложение должно быть законченным.

Наташа даёт рыбкам корм. 2А. Наташа даёт рыбкам………. Предложение должно быть законченным

2 Б. Расскажи о купании куклы.

Из чего состоят предложения? 4.

Небо, тучи, деревья, листья, качаются- это слова 4.Что изображено на картине?

Предложения состоят из слов. Каждое слово в предложении обозначим линией. Первое слово обозначим В конце ставим точку. 4.

Осень. 4.1. Составь предложения по схеме

Улетели птицы. 4.2. Составь предложения по схеме

Белка грызёт орешки. 4.3. Составь предложения по схеме

Ёж несёт три яблока. 4.4 Составь предложения по схеме

Маша укладывает куклу. 7. Маша, кукла, укладывать.

Толя играет машинкой. 7. Машинка, играть, Толя.

Предварительный просмотр:

Занятие 2

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях.)

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложение состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме;, упражнять в передачи повествовательной интонации предложения;, учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: Цветные карандаши, тетради в крупную клетку, на каждого ребёнка картинка «Девочка купает куклу», ручки. (Альбом №1)

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы - в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовите похожих людей, предметы, явления в детском саду.

Учитель-………(воспитатель)

Директор-…….(заведующая)

Класс-…………….(группа)

Парты-……………(столы)

Урок-………………(занятие)

  1. Знакомство с понятием «предложение».

Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

(педагог смотрит пособие на стр.5)

А) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос

Что изображено на картинках?»

Девочка завтракает.

Дети строят башню из кубиков.

Педагог делает вывод:

Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

У нас идет занятие . Я сказала предложение . Все дети внимательно слушают воспитателя . Я сказала ещё одно предложение . Сегодня вы узнаете много нового . Что я ещё сказала?

Б) – Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

- Катя поливает цветы из…. Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

(аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа даёт рыбкам корм. Педагог делает вывод: Предложения должны быть закончены. Педагог упражняет детей в передачи повествовательной интонации.)

В) – В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

  1. Физкультминутка.

(Движения с речевым сопровождением.)

а) В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

б ) «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик – прикорнул,

Это пальчик уж заснул.

Встали пальчики -УРА!

В детский сад идти пора.

(Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счёт 1, 2, 3 касаться всех остальных-«будить». Одновременно с восклицанием «УРА!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

  1. Знакомство с понятием «слово» (с. 6).

Юпик увидел картинку «Осень» и стал рассматривать её. Рассмотрите её и вы. Что изображено на картине?

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т.д.

–Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Педагог делает выводы:

Небо, деревья, листья, качаются, летят, разноцветный, нарядный -это слова.

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

А.Шибаев.

5. Знакомство с составом предложения .

- Составим предложение по картине «Осень ». Осень . Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу ещё одно предложение . Посчитайте, сколько в нём слов : «Небо потемнело.»

(Дети определяют количество слов в предложении. Называют первое, второе слово в предложении.)

- Каждое слово в предложении будет обозначать линией. Маленькая вертикальная чёрточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

Осень.

Небо потемнело.

Прочитайте схему предложения.

- Составьте предложения о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Составление предложения по схеме (с. 7).

А вот ещё картинки Юпик не может понять, что это за линии над картинками. Объясните ему.

Составьте предложение по схеме.

7 . Упражнение в согласовании слов в предложении .

«Поправь Юпика».

Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал:» Маша, кукла, укладывать.» Правильно он сказал? Скажите предложение правильно.

(Педагог делает вывод: слова в предложении должны дружить и следовать в определённом порядке).

8. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите «Слово» . Если предложение- руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».