Речь не отражает опыт говорящего человека. Определение личных качеств человека по признакам устной речи

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.

Голос - это средство, с помощью которого сообщение доносится до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров.

Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т.е. незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Под сознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:
неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность (хотя это может быть и просто бронхит);
не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.

Темп речи. Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение в два раза степени ее понимания. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.

Кроме того, одна из особенностей медленного темпа - тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

Громкость. У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.

Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.

Интонация. Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем резче падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.

Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

Пауза в речи. Пауза (молчание) - важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед началом речи. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Смысловые ударения. В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
более медленного произнесения ключевых слов;
изменения громкости в момент их произнесения;
повышения или понижения интонации в процессе произнесения слова;
выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.

«Речь - это канал развития интеллекта

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И. Жинкин

Речь имеет очень большое значение в жизни человека. С ее помощью мы общаемся друг с другом, познаем мир. Речевая деятельность для человека и общества имеет огромное значение. Это среда обитания человека. Так как без общения человек не может существовать. Благодаря общению формируется личность человека, развивается интеллект, человек воспитывается и получает образование. Общение с другими людьми помогает организовать общую работу, обсудить и реализовать планы. Таким образом, общество достигло высокого уровня цивилизации, полетело в космос, спустилось на дно океана.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя -- средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог -- двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык -- это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же -- это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

речь психология малый группа

На вопрос Как речь характеризует человека? заданный автором Julietta лучший ответ это Беспорядочная поспешная речь говорит о нервном и неспокойном характере, о желании быть замеченным. Речь с ненормативной лексикой означает, что человек склонен к риску и непредсказуемым выходкам. Речь филолога и интеллигента видна сразу, грамотно построенное предложение, правильное ударение и т. д. за этим стоят люди особого склада ума, чаще ортодоксального и приверженцы традиционных взглядов на язык и общение, люди, стоящие над всеми теми, кто не умеет говорить правильно. Некоторые из них не устают поправлять вас, если вы поставили ударение не там, если вы не правильно слово произнесли и т. д. А вообще по речи можно сразу определить к какому социальному классу принадлежит человек.


Ответ от способ [гуру]
Сразу видно откуда он приехал.... грамотная речь или бульварная.... если человек говорит уверенно с ним и разговаривать приятно хоть он и несет всякую чушь


Ответ от Евровидение [гуру]
Речь-одно из самых видных доказательств культуры человека, его воспитания и знаний. Если человек говорит, но делает много ошибок в построении содержимого, то знайте- он некультурен или иностранец, незнающий нашего языка.
Жаргон улицы также присущен людям, которые не интересуются своим внутренним воспитанием.
А если Вы разговариваете с иностранцем, то сразу же по его диалогу с Вами, узнаете, что он не знает русского языка. Разумеется, если иностранец не учил его.
Пример разговора с иностранцем: -,Простите, Вы не видели мою машину Форд у ресторана?, Он Вам отвечает-Какой машин? Не видели...Какая Форд? ,-примерно таким образом можно по речи установить кто с Вами говорит, и как можно достичь по речи одну из характеристик человека.


Ответ от Дианочка Линкин [гуру]
На сколько он образован, умен, начитан.. .


Ответ от CCCР [гуру]
Этот вопрос отчасти лингвистики, отчасти психологии, отчасти психиатрии. Коротко разберем эти три аспекта.
1. ЛИНГВИСТИКА. За редким исключением, можно отличить речь человека, для которого русский язык - родной от речи человека, для которого русский язык - иностранный, даже не разбираясь в акцентах (которые тоже достаточно хорошо характеризуют происхождение и местожительство) . Если иностранец НЕ ЗАНИМАЛСЯ долго и профессионально русским языком (это и есть те самые редкие случаи) то в его русской речи будут прослеживаться языковые конструкции, которые в его языке естественны. Например, немец на вопрос КТО ВЫ ПО ПРОФЕССИИ может ответить Я ЕСТЬ и далее назовет профессию - связка ЕСТЬ - IST (нем.) в немецком языке одна из основных. У грузин в языке нет понятия рода, поэтому они называя женское имя употребляют вместе с ним глагол для местоимения мужского рода - ОНА ПОШЕЛ. И т. д.
2.ПСИХОЛОГИЯ - в ряде случаев можно однозначно связать речь человека и его психологическое состояние. Например, речь человека, который находится в состоянии сильного стресса может характеризоваться некоторой несвязанностью, выкриками, "набеганием" слов друг на друга и т. д. Установлением состояния человека по его речи занимается фонопсихологическая экспертиза - чаще всего она применяется при анализе речи, где сообщается о возможных террактах, разговорах террористов с заложниками и т. д.
3.ПСИХИАТРИЯ - ряд психических заболеваний производит ОДНОЗНАЧНОЕ влияние на речь пациента - например, при тяжелых формах шизофрении в стадии обострения характерна словесная "окрошка" - бессвязная речь, состоящая однако из правильных слов.
Таких примеров можно привести очень много.
P.S. Я не стал приводит примеры отличия речи образованного и культурного человека от прочих, так здесь все на мой взгляд очевидно.


Ответ от В и х р ь [гуру]
Здравствуйте!
Речь человека - прекрасный показатель и уровня его образованности и культуры. Лорд Честерфильд в "Письмах к сыну" написал "...Ничто так не характеризует джентльмена и его уровень, как культурная, вежливая и грамотная речь... ".
Поэтому если Вы видите даже по-щеголски одетого человека, но речь его некультурна, Вы всё рано не примете его за интеллигента! А уж наиболее тяжело воспринимается плохое произношение, см:
Поэтому появившаяся в России ужасная мода (см. ТВ, Радио, общение людей…) на развязную, грубую, некультурную и неграмотную речь - это свидетельство общего падения нравов и культуры в России и является явным признаком «действия» Доктрины А. Даллеса для России по разрушению Великой Культуры России, См:
и поэтому интеллигентным и культурным людям России просто необходимо БОРОТЬСЯ за сохранение культуры Российской речи!
Всего Вам доброго.

Встретив человека по одежке, следующую оценку мы даем ему по его словам. Речь о многом может рассказать и помогает определить характер человека. Умение говорить и слушать изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы жить «по понятиям», нужно уметь контролировать свою речь. Там очень трепетно относятся к высказыванию Будды о том, что слово может убить.

Но не все в нашей речи подвластно контролю. Язык, порой, как помело, выдает наружу то, что мы даже не успеваем прежде обдумать. В такие моменты одна реплика, совершенно безобидная, иногда даже ничего не значащая, может рассказать о характере человека очень много.

Но зачастую мы пропускаем мимо ушей такой полезный для изучения характеров наших партнеров материал. Поэтому, продолжая делиться с вами знаниями о разных типах человеческих характеров, сегодня мы расскажем об особенностях речи каждого из десяти эннеатипов.

Напомним, что таких типов существует десять, они называются эннеатипами. И любой человек обладает качествами и талантами одного из них. Эти качества проявляются в нас неосознанно, как бы сами по себе. В речи - это скорость, громкость и способ изложения мысли, а также некие речевые обороты, по которым мы можем прочитать скрытую сущность человека.

Эти обороты принимают форму емких риторических фраз или шуток. Не замечая этого, человек по привычке, не осознанно, очень часто их использует в своей речи. И всего за несколько секунд, если мы обратим на них внимание, они расскажут нам о партнере больше, чем психологические тесты, анкеты, и даже годы совместной жизни или работы.

Первый эннеатип. Вообще Единицы любят уединение и разговоры для них - это целое испытание. Поэтому их речь, интонации и жесты - сухи и скупы. Но разговаривают Единицы быстро. Складывается впечатление, что они сразу желают рассказать все самое важное, чтобы быстрей замолчать и больше не привлекать к себе внимания. Поэтому и мысль Единицы излагают лаконично и четко, избегая лирики, передавая только суть.

Они лучше других знают, как не должно быть, поэтому, выражая свои мысли, в речи часто используют частицу «не». Врожденный негативизм Единиц усугубляется их любовью к английскому юмору и сарказму. Вот фразы, по которым вы можете понять, что имеете дело с Единицей:

- У меня день рождения, слава Богу, никто не пришел.

- Хотите сделать меня счастливым - оставьте в покое.

- Лучшая в мире компания - это я сам.

- Он молчит. Я молчу. Нам хорошо вместе. Мы понимаем друг друга.

- Давайте перейдем к делу.

- Все и так понятно.

- Краткость - сестра таланта.

- Молчание - золото.

- Суета нужна только при ловле блох.

- К сожалению, я перфекционист.

Второй эннеатип. Двойки любят поговорить. О чем? Да хотя бы и о себе! Если на стандартном уровне мышления это будет пустая болтовня и сплетни, то на индивидуальном и гениальном, можно рассчитывать на высокохудожественные импровизации.

Скорость их речи - очень быстрая, темп - энергичный, громкость - высокая, поэтому часто Двоек называют болтунами и болтушками. В диалоге с вами 90% информации будет поступать именно от Двойки. Вам остается просто молчать, поддакивать и изредка задавать вопросы. Вот типичные фразы, которые можно услышать от представителя второго эннеатипа:

- У меня есть еще и такой вариант.

- Давайте набросаем несколько идей и выберем лучшую.

- Послушай, что я придумал.

- Посмотри, как я умею.

- Ты меня любишь? Я тебя люблю.

- Выбери, что тебе больше нравится.

- Я нашел лучшее решение.

- Давай быстро пробежимся по тем вариантам, которые придумали.

- Что я могу для тебя сделать?

- Я здесь нужен?

- Спасибо, я справлюсь сам.

- У меня все в порядке! Лучше всех!

Третий эннеатип. Особенностью Троек является их врожденное стремление изображать других. Поэтому, копируя тот или иной образ, они в точности будут передавать жесты, мимику, стиль одежды, и особенности речи «оригинала».

Но именно в речи они себя ведут как истинные Тройки, когда прямо или косвенно говорят лишь о себе. Даже если Тройка научится прятать выпирающее слово «я» и начнет говорить о деле своей жизни, то будьте уверены: это дело является частью его «я». Стив Джобс, классическая Тройка, вряд ли случайно назвал свои творения iPhone и iPad.

И еще Тройки часто говорят о том, как важно выглядеть на все сто. Для них образ - это все. Вот типичные фразы, которые можно услышать от Троек, в каком бы образе они в данный момент не находились:

- Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

- Я - само совершенство.

- Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих.

- Встречают по одежке.

- Они не достойны меня и не способны оценить меня по достоинству.

- Я достоин лучшего.

- У меня все прекрасно. Что нужно сделать, чтобы было еще лучше?

- Как я сейчас выгляжу?

- Я выбираю только лучшее.

- Главное, чтобы костюмчик сидел.

- Самое важное в обществе - это правильно себя подать.

Четвертый эннеатип. При общении с Четверками у вас может возникнуть ощущение, что они как бы находятся не здесь, хотя сидят напротив вас и выглядят так, будто внимательно слушают. Заметив это, попытайтесь предположить и почувствовать, где находится в этот момент их внимание.

Если оно в процессе наблюдения за тенью, войдите в эту игру. Например, протяните руку их тени и поздоровайтесь. Или сделайте необычный жест, который изменит фигуру вашей тени, после чего на мгновение остановитесь, обратив внимание на собственную тень. Четверка обязательно оценит ваш ход. Это произойдет потому, что вы заговорили с ней на ее языке.

Своего собеседника Четверки обезоруживают интонациями своего голоса. Их бархатный тон как бы обволакивает вас изнутри и пронзает в самое сердце искренностью и естественностью. Говорят Четверки не торопясь, мысли излагают путанно, перескакивают с одного на другое, теряют нить, начинают все сначала. Вот стандартные реплики, по которым вы можете узнать в человеке Четверку:

- Все, что ни случается - к лучшему.

- У меня тоже получится!

- А что?

- Все гениальное просто. Но просто - не значит примитивно.

- Обыденное мне чуждо.

- Бог дал - Бог взял.

- Почему бы не попробовать это?

- У него это получилось, потому что он умнее, смелее, красивее, удачливее.

- Как бы я хотел быть таким, как ты! Я тоже буду таким и даже лучше!

- Я всех люблю.

- Эврика!

Пятый эннеатип. Пятерки разговаривают, как и ходят, четко, громко и ритмично, помогая себе всем телом. Смотреть предпочитают прямо собеседнику в глаза, чтобы, в случае чего, уличить его в неискренности или обмане. Мысли и чувства обычно выражают просто и прямо, говорят, что думают.

Имеют своеобразное чувство юмора, как бы с задержкой: смеются над шуткой обычно последними, иногда на следующий день. Вот обычные фразы, по которым вы можете узнать классическую Пятерку:

- Давайте взвесим все варианты.

- Решения не должны основываться на голом энтузиазме.

- Я знаю, что ничего не знаю.

- Семь раз отмерь, один отрежь.

- Доверяю только серьезным, вдумчивым и глубоко мыслящим людям.

- Почему?

- Возможно ли это? Конечно, возможно, если не исключено.

- Сравните и взвесьте все «за» и «против».

- Быть или не быть?

Шестой эннеатип. Главное отличие Шестерок - упор на логику. Поэтому свои мысли Шестерки излагают четко, внятно, логично и лаконично, без лишней лирики и эмоций.

Шестерки раскладывают окружающий мир по принципу «причина-следствие» и способны создавать длинные и разветвленные цепочки умозаключений, что, отражается и в их способе излагать. Логики умеют думать, рассуждать и говорить последовательно и непротиворечиво. Очень часто от классической Шестерки вы можете услышать такие выражения:

- Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Зачем?

- Исключения нарушают правила .

- Чтобы быть незаменимым, нужно все время меняться.

- Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман.

- Эмоции - ложка дегтя, пустяк, который все портит!

- Чем труднее, тем интересней.

- К вершине - шаг за шагом, или «Как съесть слона?»

- Если меч тебе понадобится всего раз, носи его всегда.

- Я уважаю ваше мнение обо мне. Но мне на него наплевать.

- Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

Седьмой эннеатип. Вальяжные, спокойные и неторопливые, Семерки всегда видны и слышны, даже в огромной и шумной компании. Они громко произносят все: спичи, тосты, шутки, комплименты. При этом могут нагрубить и нахамить, если социальный статус собеседника ниже «королевского», к которому Семерки относят, конечно же, себя.

Зачастую в их интонациях вы услышите покровительствующие или снисходительные нотки. Вот реплики, по которым вы легко в человеке узнаете Семерку:

- Приятно познакомиться. Царь.

- Гулять, так гулять!

- Жизнь должна приносить удовольствие, только тогда она имеет смысл.

- Делу - время, потехе я посвятил последние полгода!

- Покажите мне проблему, я найду в ней возможность.

- Меня не обязательно любить. Достаточно просто кланяться при встрече.

- Быстрей под папочкино крылышко!

- Я памятник воздвиг себе!

- Слово дал, слово забрал.

- Лень - двигатель прогресса.

- Все, что ты можешь вообразить, реально.

- Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.

- Ситуацию мало уметь использовать, ее надо уметь создавать.

Восьмой эннеатип. Говорят Восьмерки громко, мысль излагают кратко и четко, как будто руководят вами, даже если вы познакомились всего пару минут назад. Стиль их общения сухой и лаконичный. Их речь структурирована и напоминает пункты плана. А если все идет не так, как хотят Восьмерки, ждите придирок, провокаций и раздражения.

Восьмерки не боятся открытых споров и конфликтов. При этом с ними можно договориться: поспорить и отстоять свою позицию, что делает общение с ними продуктивным и конструктивным. Но никакой романтики, чувств и слез в общении с Восьмерками вы не заметите. Чувства - признак слабости, а хороший босс не может быть слабым. Часто Восьмерки выдают себя следующими репликами:

- Если не я, то кто же?

- Не существует неспособных людей.

- Мистер Фикс, у вас есть план?

- Я знаю, чем все это закончится.

- Должно быть все сделано, как я решил.

- Отдыхать будем на кладбище.

- На войне все средства хороши.

- В споре рождается истина.

- Докажи, что ты сильный.

- Я всегда контролирую все.

- Строг, но справедлив.

Девятый эннеатип. Девятки созерцательны, медлительны и ленивы, не терпят суеты, болтливости и торопливости. Поэтому и сами говорят мало и медленно, негромко, как бы, не желая сильно напрягаться. При этом часто забывают упомянуть, казалось бы, важные подробности, детали, нюансы. Но это лишь особенность их способа мыслить абстрактно. Им нужна общая картина, общее впечатление. Детали для Девяток - неважны.

Им проще понять и сформулировать, чего они не хотят, с чем они не согласны. Поэтому отрицательная частица «не» их постоянный спутник в способе выразить свои мысли. Подчёркивает негативизм натуры Девяток и их склонность к черному юмору и сарказму. А вот и фразы, которые могли бы стать девизом на гербе любой Девятки:

- Бесит, когда ты лежишь на софе и занимаешься созерцанием окружающего мира, а тебя называют бездельником.

- Что мне нужно сделать сейчас, чтобы потом я мог спокойно расслабиться?

- Ребята, давайте жить дружно!

- Вам что-то не нравится? Это ваша проблема.

- Весь мир - спектакль, а я в нем - зритель.

- Всегда оставайся собой!

- Я плыву по течению.

- Все считают меня неконфликтным человеком. Но они не знают, что мне просто лень отвечать на тупость некоторых людей.

- Упрямство - дорога к успеху.

- Главное - не выдохнуться на разминке.

- Мне ничего не надо.

- Не сейчас. Потом как-нибудь.

- Мне все равно.

Десятый эннеатип. Десятки знают, что не бытие определяет сознание, а наоборот. Поэтому на первом месте у них всегда чувства, идеи, мысли и энергии. Десятки говорят энергично и быстро, как бы желая не отстать от своих идей и фантазий, излагают мысли путанно и эмоционально, те кажутся невероятными или непонятными.

Тем не менее, они, как магниты, притягивают к себе других людей. Реплики и фразы, по которым вы безошибочно узнаете в человеке Девятку:

- Я не такой, как все!

- У меня хотя бы была мечта.

- Вы никогда не угадаете, сколько мне лет!

- Мир прекрасен! О Боже! Какая красота!

- Интуиция - наше всё!

- Делать нужно только то, что приносит счастье.

- Эпатаж - это я.

- Взрослые не умеют радоваться жизни. Поэтому я - большой ребенок.

- Что угодно, только не рамки.

- Я не боюсь ничего, кроме предательства.

- Я верю в чудеса, магию и волшебство.

- У меня табу на грустных и скучных.

- Перепады настроения - это так гадко… это так здорово… это так ужасно… это так забавно!

И помните, что приведенные фразы - всего лишь обобщения. В каждом конкретном случае они могут быть выражены другими словами. Но смысл останется тот же.

Приятных вам открытий после внимательного «прислушивания»!