Рецензия на роман Л. Толстого Воскресение

Свой последний роман, "Воскресенье", Толстой писал в течение 10 лет. Произведение стало своеобразным творческим итогом, а также открыло новые перспективы для дальнейшего развития искусства 20 века.

Композиция

Композиция произведения, которое написал Толстой - "Воскресенье" - содержание его основаны на многообразном и последовательном противопоставлении жизни народа и господ. Автор прямо противопоставляет условия существования Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. За каждым элементом одежды героя, обстановки, предметом быта встает представление о чужом труде, которым они были добыты, что отмечает в своем произведении Л.Н. Толстой ("Воскресенье"). Краткое описание этих и других бытовых предметов автор приводит, таким образом, совсем не случайно.

Нехлюдов завершает галерею образов, созданных Толстым на протяжении всего его творчества. Однако теперь герой полностью отходит от своей среды, общества, осознавая со временем неестественность, ненормальность, жестокость окружающего мира. Встреча с Катюшей Масловой пробуждает чувство раскаяния, стремление загладить вину. Вся дальнейшая его жизнь и действия оказываются соотнесены с мирами народа и господ - двумя противоположными полюсами.

Особенности повествования

Роман "Воскресенье" Толстой написал в своеобразной манере. Повествование полностью лишено эпического спокойствия. Антипатии и симпатии выражены открыто и четко. Что позволяет говорить о некотором возврате к манере повествования "Войны и мира". Слышится неподкупный и суровый голос автора-судьи, который обвиняет не конкретных представителей общества, но весь мир, искалечивший людские души и пытающийся также изуродовать природу.

Это был последний роман, который создал Л.Н. Толстой. "Воскресенье", краткое содержание по главам которого приводится в статье, построено совсем не на любовном сюжете, как может на первый взгляд показаться. Произведение определяется социальной, общественной проблематикой. Обзорный, панорамный принцип повествования захватывает различные области жизни. Складывается впечатление о тесной связи всех лиц и событий, которые отвечают за все, что происходит в мире, друг перед другом. Этот принцип будет использоваться и в последующих произведениях Толстого.

Книга 1

Роман "Воскресенье" Толстой начинает следующими событиями. Одним весенним днем, 28 апреля, в один из 1890-х годов надзиратель в московской тюрьме отпирает замок в камеру и зовет: "Маслова, на суд!"

Предыстория героини

Во второй главе рассказывается история этой заключенной. У арестантки Масловой жизнь была самая обыкновенная. Она рождена незамужней дворовой девушкой от проезжего цыгана в деревне у двух сестер-помещиц. Когда мать заболела и скончалась, Катюше было всего три года. Ее взяли к себе старые барышни в качестве горничной и воспитанницы. Когда Катюше исполнилось 16 лет, к ним в деревню приехал богатый князь, племянник сестер, еще невинный юноша, студент - Нехлюдов. Девушка, не смея даже себе признаться в этом, в него влюбилась.

И это только начало событий романа, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание их следующее. По прошествии нескольких лет Нехлюдов, будучи уже произведен в офицеры и развращен службой в армии, заехал к помещицам по дороге на войну и пробыл в их доме 4 дня. Накануне отъезда он соблазнил Катюшу и уехал, сунув ей бумажку в сто рублей. По истечении пяти месяцев после его отъезда девушка узнала точно, что беременна. Она попросила расчет, наговорив сестрам грубостей, в которых после сама раскаивалась, и они вынуждены были ее отпустить. Катюша поселилась в этой же деревне у вдовы-повитухи, которая продавала вино. Роды прошли легко. Однако повитуха заразила героиню от больной деревенской женщины, и мальчика, ее ребенка, решили отправить в воспитательный дом, где он сразу же после приезда скончался.

На этом предысторию главной героини романа не заканчивает описывать Лев Толстой. "Воскресение", краткое содержание которого мы рассматриваем, продолжается следующими событиями.

Маслову, сменившую уже нескольких покровителей к тому времени, разыскала сыщица, доставляющая девушек в дома терпимости. С согласия Катюши она отвезла ее в популярный в ту пору дом Китаевой. В острог ее посадили на седьмом году работы в этом заведении, а теперь вместе с воровками и убийцами ведут на суд.

Встреча Нехлюдова с Масловой

Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. "Не может быть", - говорит Нехлюдов себе. Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.

Суд

Однако суд продолжается, присяжные должны огласить свое решение, повествует Толстой. "Воскресенье", краткое содержание которого вы читаете, продолжается следующим образом. Маслова, невиновная в том, в чем ее подозревали, была признана таковой, так же как и ее товарищи, хотя и с определенными оговорками. Но даже сам председатель удивлен тем, что, оговорив условие "без умысла ограбления", присяжные забывают огласить и другое - "без намерения лишить жизни". По их решению выходит, что Маслова не воровала и не грабила, но тем не менее отравила без всякой видимой цели купца. Ее в результате этой грубой приговаривают к работам на каторге. Описанию судебного процесса посвящены главы с 9 по 11, а также с 19 по 24 первой книги (Лев Толстой, "Воскресение").

Нехлюдову гадко и стыдно, после того как он возвратился домой от своей богатой невесты Мисси Корчагиной (которой очень хочется выйти замуж, а Нехлюдов - подходящая партия), и его воображение очень ясно и живо рисует арестантку с косящими черными глазами. Казавшаяся недавно такой неизбежной и близкой женитьба на Мисси теперь представляется герою абсолютно невозможной. Нехлюдов просит в молитве помочь Господа, и живший в нем Бог просыпается в его сознании. Он ощущает себя способным на все самое лучшее, что только может сделать человек. Особенно герою нравится мысль пожертвовать всем ради своего нравственного удовлетворения и жениться на Масловой.

Свидания с Масловой

Продолжим рассказывать о романе, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание его следующее. Молодой человек добивается свидания с подсудимой и как заученный урок, без интонации говорит ей о том, что хотел бы искупить свой грех и добиться ее прощения. Катюша удивляется: "Что было, то прошло". Герой же ожидает, что, узнав о его раскаянии и намерении служить ей, Маслова умилится и обрадуется. К своему ужасу, он замечает, что прежней Катюши нет, а есть лишь одна только проститутка Маслова. Его пугает и удивляет, что она не только не стыдится своего нынешнего положения проститутки (тогда как положение заключенной кажется ей унизительным), но даже гордится им как полезной и важной деятельностью, ведь ее услуги нужны стольким мужчинам.

В следующий раз, застав ее пьяной при визите в тюрьму, герой сообщает, что, несмотря ни на что, чувствует себя обязанным жениться на ней, чтобы делом искупить свою вину. Катюша отвечает: "Повешусь скорее". Так, в 48 главе первой книги романа, который написал Лев Толстой - "Воскресение", Маслова отказывается выйти замуж. Но Нехлюдов решает служить ей и начинает хлопотать за исправление ошибки и помилование. Он даже отказывается отныне быть поскольку считает суд делом безнравственным и бесполезным. Чувство радости и торжественности нравственного обновления пропадает. Он решает, что не бросит Маслову, не изменит решения жениться на ней, если она сама захочет, однако это ему мучительно и тяжело.

Книга 2

Продолжаем рассказывать о произведении, которое написал Лев Толстой - "Воскресение". Краткое содержание его включает в себя также вторую книгу. События, о которых в ней рассказано, следующие. Нехлюдов отправляется в Петербург, где в сенате будет рассматриваться дело Масловой. В случае неудачи предполагается по совету адвоката подать прошение на имя государя. Если же и это не сработает, необходимо готовиться к поездке в Сибирь за Масловой. Поэтому герой отправляется по принадлежащим ему деревням, чтобы урегулировать отношения с мужиками. Это было не отмененное в 1861 году живое рабство. Не конкретных лиц, а общее рабство малоземельных и безземельных крестьян по отношению к крупным землевладельцам. Нехлюдов понимает, как это жестоко и несправедливо. Еще являясь студентом, он отдал крестьянам землю отца, считая обладание ею столь же тяжким грехом, каким ранее было владение крепостными. Однако наследство, оставленное матерью, вновь поднимает вопрос собственности. Несмотря на предстоящую поездку в Сибирь, для которой нужны деньги, он решает в ущерб себе отдать в аренду за небольшую плату землю крестьянам, дав им возможность не зависеть от землевладельцев вообще. Однако герой видит, что крестьяне ожидают большего, несмотря на благодарственные слова. Он недоволен собой. Чем именно, сказать не может, но Нехлюдову почему-то все время стыдно и грустно.

Петербург

Рассматриваем дальше краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжается следующим образом. После поездки в деревню Нехлюдов испытывает отвращение к среде, в которой жил до сих пор, допускающей страдания миллионов для удовольствия и удобства нескольких людей. В Петербурге к заботе о Масловой добавляются и хлопоты за некоторых других политических, а также сектантов, которых хотят сослать на Кавказ за то, что они неправильно толковали Евангелие. Однажды после многочисленных визитов Нехлюдов просыпается с чувством, как будто совершает какую-то гадость. Его начинают преследовать мысли о том, что нынешние намерения: отдача земли крестьянам, женитьба на Катюше - неосуществимые мечты, неестественные, искусственные, а жить следует так, как было всегда. Однако герой осознает, что теперешняя жизнь для него единственно возможная, а возвращение к старому означает смерть. По прибытии в Москву он передает Масловой решение сената и сообщает о необходимости подготовки к отправлению в Сибирь. Сам герой направляется за ней следом. Вторая книга завершена, так заканчивается ее краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжает третья книга.

Книга 3

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, "Воскресенье"). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.

Новая любовь Масловой

Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон. Решение Масловой описано в 25 главе 3 "Воскресенье").

Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать. Последняя, 28-ая, глава 3 книги (роман "Воскресенье", Толстой Л.Н.) посвящена новой жизни Нехлюдова. Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.

Вывод

Прочитав произведение, которое написал Толстой - "Воскресенье", краткое содержание его, можно сделать вывод о том, что необходимо разрушить в корне буржуазный "людоедский" строй и освободить народ путем революции. Однако писатель его не делает, поскольку он не понял и не принял революции. Толстой проповедовал идею насилием. Он хотел устыдить представителей господствующих классов, уговорить их отказаться добровольно от богатства и власти.

Роман "Воскресение" Толстого, краткое содержание которого было представлено в этой статье, заканчивается тем, что автор побуждает князя Нехлюдова искать спасения в Евангелие. Однако все содержание романа призывает к другому выводу - к разрушению порочного строя угнетения и насилия народа и замене его справедливым общественным устройством, при котором все люди будут свободными и равными, исчезнут распри, нищета и войны, станет невозможной эксплуатация одного человека другим.

Роман «Воскресение» закончен писателем 16 декабря 1899 года. Так сказать, под занавес уходящего столетия. Грядущий век принесёт человечеству две мировые войны и всевозможные революции. Интуиция великого писателя подсказала ему, что люди должны измениться, стать лучше, чтобы жизнь их была без потрясений. Этим романом Лев Толстой подсказывает каждому человеку и как бы говорит: «Начни с себя. И если каждый очистит свою душу, то мир станет совсем другим». Это подсказка всем, живущим на белом свете. И всё же с написания романа прошло вот уже сто пятнадцать лет, а мир стал ещё более жестоким, чем во времена Льва Толстого.
Главный герой романа, князь Дмитрий Нехлюдов, богатый человек, владеющий одиннадцатью тысячами гектаров земли, доставшихся ему по наследству от матери. На этих угодьях трудятся тысячи крестьян. Хозяйством руководит нанятый управляющий. Так что время для переосмысливания личных жизненных эпизодов имеется. У него не было той суеты, которую имеем мы, простые люди, живущие в двадцать первом веке. Да, собственно говоря, и сам писатель был из того же дворянского общества, что позволило ему очень тонко раскрыть душевные переживания своего героя и атмосферу жизненного уклада дворянства того времени. Для сравнения приведу несколько строк из произведения о молодости Нехлюдова: «Перед обедом он засыпал где-нибудь в саду, потом за обедом веселил и смешил тётушек своей весёлостью, потом ездил верхом или катался на лодке и вечером, опять читал или сидел с тётушками, раскладывая пасьянс». Вот так по молодости, начитавшись английских книг по экономике, он отдал крестьянам часть отцовских земельных наделов. Это кроме тех одиннадцати тысячи гектаров.
Заседая в суде, Дмитрий Нехлюдов неожиданно узнаёт на скамье подсудимых Екатерину Маслову. Прошло много лет, но он узнал в ней воспитанницу-горничную Катеньку, «в которую он был влюблён, именно влюблён, а потом в каком-то безумном чаду соблазнил и бросил её и о которой потом никогда не вспоминал, потому что воспоминание это было слишком мучительно, слишком явно обличало его и показывало, что он, столь гордый своей порядочностью, не только не порядочно, но прямо подло поступил с этой женщиной». Нехлюдов вдруг увидел, что женщина по его вине оказалась на самом дне общества. «Ребёнок, которого она родила от него, уже давно умер. Те сто рублей, которые он дал ей на прощание, только лишний раз подтверждали его аморальное состояние». Своего героя Толстой называет в основном по фамилии, как бы подчёркивая своё осуждающее отношение к нему. Ведь по вине его молодая красивая, чистая душой девушка, после него вступила на неприглядный жизненный путь, работая в публичном заведении. А сейчас Нехлюдов должен был ещё и судить её, потому, как он был присяжным. Вскоре выяснилось, что в убийстве купца Екатерина не виновата, но присяжные по оплошности неправильно сформулировали свой вердикт, а потому Катюшу приговорили к четырём годам каторги.
Нехлюдов часто посещает Маслову, которая была отправлена по этапу в Сибирь. Здесь он сталкивается совсем с другой реальностью, о которой ранее никогда не подозревал. Светская жизнь Нехлюдова вдруг раскрывается перед ним иначе. Он видит в этой богатой внешне яркой жизни духовную пустоту. На его землях работают бесправные крестьяне. Они живут бедно, отдавая большую часть всего заработанного ему, хозяину этих земель. Перед тем, как следовать за Катюшей по этапу, Нехлюдов попытался отдать свои земли крестьянам, чтобы они платили ему установленную цену. Это было им выгодно, но крестьяне никак не могли уразуметь и поверить в искренность барина. Не закончив эту передачу своих земель крестьянам, Нехлюдов устремляется за Катюшей Масловой. Он обещает жениться на ней во имя искупления своего греха, но не по любви. И поэтому она отклоняет его благородный порыв. «И в ней вдруг поднялось опять прежнее озлобление к нему, захотелось бранить, упрекать его».
Маслова, оказавшись среди политических заключённых, увидела людей, готовых пожертвовать своей жизнью ради общего блага. Таким был и политический узник Симонсон, полюбивший Катюшу своей платонической любовью. «Нехлюдов предлагал ей брак по великодушию и по тому, что было прежде; но Симонсон любил её такою, какою она была теперь, и любил просто за то, что любил. Кроме того она чувствовала, что Симонсон считает её необыкновенной… . И это заставляло её стараться быть такой хорошей, какой она только могла быть». Катюша встретила здесь совсем необычных людей и была благодарна за это своей судьбе. «Она поняла, что люди эти шли за народ против господ; и то, что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободой и жизнью за народ…».
Нехлюдов тоже начинает относиться с пониманием к политическим заключённым, но дальнейшее формирование его взглядов происходит под влиянием христианских ценностей.
Конечно же, на рубеже 19 и 20 столетий революционные идеи в России уже начинают зарождаться и проникать в самые низы общества. Социалистическая направленность мыслей несомненно чувствуется и в этом произведении. Нам в двадцать первом веке уже проще судить об этом. Мы уже знаем, что такое социализм в России с его террором против своего же народа, уничтожением православия и других религий. Все эти мысли «за народ» выглядят сейчас несколько инфантильными и воспринимаются с некоторым скептицизмом.
Нехлюдов, посещая осуждённую Катюшу, познакомился со многими узниками, которым помогал своим участием в их делах. К Масловой он стал относиться с чувством жалости и умиления. Затем это чувство перешло и на всех остальных: от «конвойного солдата до начальника тюрьмы». Нехлюдов стал сомневаться, что государственная машина действительно наказывает и перевоспитывает. «Вместо пресечения было поощрение преступников, из которых многие, как бродяги, добровольно шли в остроги. Вместо исправления было систематическое заражение всеми пороками».
Нехлюдову удаётся добиться помилования Катюши. Она теперь может поселиться с кем угодно и где пожелает, но делает свой выбор в пользу Симонсона. Катюша освобождает Нехлюдова от его долга перед ней. «Она любила его и думала, что, связав себя с ним, она испортит его жизнь, а уходя с Симонсоном, освобождала его и теперь радовалась тому, что исполнила то, что хотела, и вместе с тем страдала, расставаясь с ним».
Нехлюдов приходит к мысли, что исправлять зло можно только с добрыми намерениями. Злой человек не способен исправить зло. Случайно Нехлюдов заглядывает в Евангелие и ему, как никогда, вдруг открывается глубокий смысл восемнадцатой главы от Матфея и заповедей Нагорной проповеди.
«…Он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом – единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, тотчас же влекущая наказание».
Повествование этого романа – это история воскресения одной души, покаяние её за свои совершённые ошибки, а потому и название этого произведения «Воскресение». Лев Толстой в этом романе описал такой случай с человеком, когда Господь вдруг открывает этому человеку завесу, за которой непостижимое Божье слово становится осознанным и постигнутым. Человек вдруг видит всю свою жизнь совсем по-иному: будто бы взглядом Иисуса Христа. Поэтому роман заканчивается цитированием из Евангелия от Матфея из глав пятой и восемнадцатой с подробным объяснением этих стихов.
Теперь, после описания душевных коллизий Нехлюдова, мне хотелось бы снова обратиться к образу главной героини Масловой Екатерины. Хочу отметить, что много женщин попадают в такую жизненную ситуацию, но они не идут на панель. Думаю, что героиня романа даже не самая обыкновенная, а напротив, слабая женщина, не вызывающая восхищения. Нехлюдов же, наоборот, удивляет своим нравственным перевоплощением и поступками.

НЕХЛЮДОВ

НЕХЛЮДОВ - герой романа Л.Н.Толстого «Воскресение» (1889-1899). Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), «Утро помещика» (1856) и рассказа «Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)» (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести «Казаки» под именем Оленина, а в «Анне Карениной» под именем Левина.

Развивающийся художественный образ, нашедший в романе «Воскресение» свое финальное воплощение, вобрал в себя много автобиографических черт: напряженные духовные искания, стремление к нравственному самоусовершенствованию, строгий суд над собой и окружающей средой, чувство вины и ответственности за совершающееся в мире. В литературной критике этот тип получил название «кающийся дворянин».

Историю о человеке из общества, который случайно встретил на скамье подсудимых жертву своего давнего увлечения, рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель А.Ф.Кони; поэтому начатую повесть о Валерьяне Юшкине, переименованном позднее в Н., автор называл в дневнике и письмах «конев-ской». Уже после завершения и публикации романа Толстой говорил своему биографу П.И.Бирюкову: «Вот вы пишете про меня все хорошее. Это неверно и неполно. Надо писать и дурное. В молодости я вел очень дурную жизнь, и два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. И я вам, как биографу, говорю это и прошу вас это написать в моей биографии. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни, до моей женитьбы. На это есть намек в моем рассказе «Дьявол». Второе - это преступление, которое я совершил с горничной Глашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла».

Читатель знакомится с Дмитрием Ивановичем Н., просыпающимся в своей богато убранной спальной в утро суда над Катюшей Масловой, где он обязан присутствовать присяжным заседателем. Портрет героя ни здесь и ни далее не обрисован; говорится преимущественно о дорогих принадлежностях туалета и праздной жизни: «Все вещи, которые он употреблял - принадлежности туалета: белье, одежда, обувь, галстуки, булавки, запонки,- были самого первого, дорогого copra, незаметные, простые, прочные и ценные». Героем романа Н. становится в силу того, что способен на раскаяние, «чистку души»; он намерен жениться на Катюше и предлагает ей это, хотя в итоге получает отказ.

Н. принадлежит к людям, которые обладают высшим, с точки зрения Толстого, свойством: способностью к резким переменам, к нравственному движению, росту. Именно в связи с рассказом о душевной жизни Н. сформулирован знаменитый афоризм романа: «Люди как реки...» (гл. LIX первой части). Свободный от сословных пут, просветленный взгляд Н. способен разглядеть комедию суда, ужасы крестьянской нищеты, бесчеловечность чиновников, особенно высших, жестокость и несправедливость всего существующего строя. Широкая панорама российской жизни последних десятилетий прошлого века развертывается в романе, требуя от героя внимания к себе и отклика. На этом фоне отодвигаются на второй план отношения Н. с героиней романа, и А.П.Чехов с проницательностью великого художника заметил: «Это замечательное художественное произведение. Самое неинтересное - это все, что говорится об отношениях Нехлюдова к Катюше, и самое интересное - князья, генералы, тетушки, мужики, арестанты, смотрители» (письмо М.О.Меньшикову, 28 января 1900).

Толстой расстается со своим героем, читающим Евангелие, покоренным пятью заповедями и постигающим истину: «Ишите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам». Рассказ о «новом периоде жизни» Н. не был создан, хотя в дневнике Толстого находятся заметки к «продолжению» романа - о «крестьянской жизни» героя, о «деревенском» Н. 17 июля 1904 г. записано: «Дорбгой увидал дугу новую, связанную лыком, и вспомнил сюжет Робинзона - сельского общества переселяющегося. И захотелось написать 2-ю часть Нехлюдова. Его работа, усталость, просыпающееся барство, соблазн женский, падение, ошибка, и все на фоне робинзоновской общины».

Прекрасные живописные изображения Н. сделал Л.О.Пастернак, первый иллюстратор «Воскресения».

В литературной критике образ Н. оценивался по-разному. Редактор журнала «Нива», где в 1899 г. появился роман, Р.И.Сементковский причислил толстовского героя к «лишним людям» типа грибоедовского Чацкого, гоголевского Манилова, тургеневского Рудина, гончаровского Райского. Они «все осуждают и ничего не делают. В сущности, они носятся только с собственной личностью, с своими душевными движениями, любуются собой». По мнению Н.К.Михайловского, Н.- последователь Толстого, один из толстовцев новой эпохи, человек «шаткий» и поэтому ненадежный. Мнимой «трагедии» Н. и Катюши критик-народник противопоставил платоническую чистоту отношений Симонсона и Марии Павловны Щетининой. Критик журнала «Мир Божий» А.И.Богданович увидел в Н. «возможность воскресения для каждого». Напротив, В.В.Розанов, в ту пору деятельный сотрудник газеты «Новое время», полагал, что Н. никогда не мог бы воскреснуть - в нем есть что-то «кислое», «сморщенное», это герой «отрицания», «негации», пассивных идеалов и даже лицемерия. В курсе лекций «История русской литературы», читанных на Капри в 1908-1909 гг. (опубликованы в 1939 г.), М.Горький высказался о значении образа Н. для всего творчества Толстого: «Итак, почти все художественное творчество Толстого сводится к единой теме: найти для князя Нехлюдова место на земле, хорошее место, с которого вся жизнь мира представлялась бы ему гармонией, а он сам 285 себе - красивейшим и величайшим человеком мира».

Переведенный сразу после публикации на европейские языки, роман Толстого и его главный герой вызвали противоречивые отклики. Англичанин Джон Кенворти сетовал на несоответствие Н. эталону положительного героя, а Джордж Пэрис, еще в 1898 г. издавший книгу «Толстой - великий мужик», справедливо обратил внимание на глубокий смысл финала в судьбе Н.: «Последняя романтическая идея его филантропического периода рушится, когда деревенская девушка Маслова отвергает предложение и находит сама свое спасение».

Лит.: Михайловский Н.К. Литература и жизнь. Несколько слов по поводу двух писем

//Русское богатство. 1900, №3; Розанов В.В. Пассивные идеалы

//Новое время. 1900, №11-13; Горький М. История русской литературы. М., 1939 (Введение и гл. «Лев Толстой»); Гудзий Н.К. Как работал Л.Толстой. М., 1936 (гл. «Воскресение»); Маймин Е.А. Особенности портретной живописи в романе «Воскресение»

//Толстовский сборник. Тула, 1964; Бабаев Э.Г. Судьба «Воскресения» (Первые отклики газетной и журнальной критики в России); Горная В.З. Зарубежные современники Л.Н.Толстого о романе «Воскресение»

//Роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991. Л.Д.Громова-Опульская


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "НЕХЛЮДОВ" в других словарях:

    НЕКЛЮДОВ НЕХЛЮДОВ Неклюд, нехлюд неуклюжий, нескладный человек. (Ф). В Ономастиконе Веселовского Неклюд, Неклюдов: Андрей Иванович Неклюд Мичурин, 1504 г.; Неклюд Дмитриевич Бутурлин, первая половина XVI в.; Неклюд Исупов Аникеев, дворянин, 1550… … Русские фамилии

    Авт. ст. "На положении усиленной охраны" (СПб., 1905). {Венгеров} …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресение (значения). Воскресение … Википедия

    Воскресение

    Воскресение

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    Граф, русский писатель. Отец Т. граф… …

    I Толстой Алексей Константинович , граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 … Большая советская энциклопедия

Рассказал при Толстом историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже ту женщину, которую он когда-то соблазнил . Эта женщина носила фамилию Они, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме .

Трагичность положения полностью отражает сущность проституции и отдельно напоминает рассказ Ги де Мопассана «Порт» - любимый рассказ Толстого, который он перевёл, назвав «Франсуаза»: матрос , приехав из дальнего плавания, в порту нашёл публичный дом , взял женщину и узнал в ней сестру только тогда, когда она начала его расспрашивать, не видал ли он в море такого-то матроса, и назвала ему его собственное имя .

Впечатлённый всем этим, Лев Толстой попросил Кони отдать тему ему. Он начал развертывать жизненную ситуацию в конфликт, и эта работа заняла несколько лет писательского труда и одиннадцать лет раздумий.

Толстой, работая над романом, в январе 1899 года посещал надзирателя Бутырской тюрьмы И. М. Виноградова и расспрашивал его о тюремном быте. В апреле 1899 года Толстой приехал в Бутырскую тюрьму, чтобы пройти с отправляемыми в Сибирь осуждёнными путь до Николаевского вокзала , а затем изобразил этот путь в романе. Когда роман начал печататься, Толстой принялся за его переработку и буквально за ночь до публикации очередной главы «не унимался: раз начав дописывать, он не мог уже остановиться; чем дальше он писал, тем больше увлекался, часто переделывал написанное, менял, вычёркивал…»

Полный рукописный фонд романа превышает 8000 листов. Для сравнения, рукопись романа Флобера «Госпожа Бовари », который он писал 5 лет, составляет 1788 откорректированных страниц (в окончательном варианте 487 страниц) .

Герои романа и их прототипы

Катюша Маслова

Екатерина Михайловна Маслова - дочь незамужней дворовой женщины, прижитая от проезжего цыгана . В три года, после смерти матери, Катюша была взята в господский дом двумя старыми барышнями, помещицами, и выросла у них, - по определению Толстого , - «полугорничной , полувоспитанницей» . Когда ей минуло шестнадцать лет, Катюша влюбилась в молодого студента , племянника помещиц, князя Нехлюдова, приехавшего погостить к своим тётушкам. Через два года, по дороге на войну, Нехлюдов вновь заехал к тётушкам и, пробыв четыре дня, накануне своего отъезда соблазнил Катюшу, сунув ей в последний день сторублёвую бумажку. Узнав о своей беременности и потеряв надежду на то, что Нехлюдов вернётся, Маслова наговорила помещицам грубостей и попросила расчёта. В доме деревенской вдовы-повитухи она родила. Ребёнка отвезли в воспитательный дом , где, как сказали Масловой, он тотчас по приезде умер. Оправившись после родов, Маслова нашла место в доме у лесничего , который, выждав подходящую минуту, овладел ею. Жена лесничего, однажды застав его с Масловой, бросилась бить её. Маслова не далась и произошла драка , вследствие которой её выгнали, не заплатив зажитое.

Тогда Катюша перебралась в город, где после ряда неудачных попыток найти себе подходящее место, оказалась в доме терпимости . Чтобы усыпить свою совесть, Маслова составила себе такое мировоззрение, при котором она могла не стыдиться положения проститутки. Мировоззрение это состояло в том, что главное благо всех без исключения мужчин, состоит в половом общении с привлекательными женщинами. Она же - привлекательная женщина, может удовлетворять или не удовлетворять это их желание. За семь лет Маслова переменила два дома терпимости и один раз была в больнице. После она была помещена в острог, - по подозрению в отравлении с целью похитить деньги своего клиента, - где пробыла в ожидании суда шесть месяцев.

По сравнению с судьбой Розали Они, в романе Толстого реальная история совершенно переосмыслена. С самого начала работы над романом, он «приближает» материал, делая его более «личным», а персонажи более понятными для себя. Таким образом, сцена соблазнения Катюши создаётся Толстым уже на основе личных воспоминаний о своей юношеской связи с горничной по имени Гаша, жившей в доме его тётки. Незадолго до смерти, Толстой рассказал своему биографу П. И. Бирюкову о «преступлении» , которое он совершил в молодости, соблазнив Гашу: «она была невинна, я её соблазнил, её прогнали, и она погибла» .

Дмитрий Нехлюдов

Дмитрий Иванович Нехлюдов - князь, человек из высшего общества. Молодого Нехлюдова Толстой характеризует честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело и считавшим своим «настоящим я» своё духовное существо. В юности Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований. Такое мировоззрение и поступки Нехлюдова признаются окружающими его людьми странностью и хвастливой оригинальностью. Когда же, достигнув совершеннолетия , он, будучи восторженным последователем Герберта Спенсера и Генри Джорджа , отдаёт крестьянам имение, наследованное от отца, потому что считает несправедливым владение землёю, то этот поступок приводит в ужас его мать и родных, и делается постоянным предметом укора и насмешки над ним всех его родственников. Сначала Нехлюдов пытается бороться, но бороться оказывается слишком сложно и, не выдержав борьбы, он сдаётся, делаясь таким, каким хотят его видеть окружающие и совершенно заглушив в себе тот голос, который требует от него чего-то другого. Затем Нехлюдов поступает в военную службу , которая по Толстому «развращает людей» . И вот, уже таким человеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, где совращает влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ей сторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают» . Выйдя из армии в чине гвардии поручика , Нехлюдов селится в Москве, где ведёт праздную жизнь скучающего эстета , утончённого эгоиста , любящего только своё наслаждение , .

В первом неоконченном наброске будущего романа (тогда ещё «Коневской повести») главного героя зовут Валерьян Юшков, затем, - в том же наброске, - Юшкин. Делая попытки «приблизить» материал, Толстой изначально заимствует для своего героя фамилию своей тётки по отцу П. И. Юшковой, в доме которой он жил в юности.

Принято считать, что образ Нехлюдова во многом автобиографичен, отражает перемену во взглядах самого Толстого в восьмидесятых годах, что желание жениться на Масловой - момент теории «опрощения ». И приобщение к Евангелию в конце романа - типичная «толстовщина »

Нужно отметить, что в произведениях Толстого у Дмитрия Нехлюдова из «Воскресения» было несколько литературных предшественников. Впервые персонаж с таким именем появляется у Толстого ещё в 1854 году , в повести «Отрочество » (гл. XXV). В повести «Юность » он становится лучшим другом Николеньки Иртеньева - главного героя трилогии. Здесь молодой князь Нехлюдов один из самых светлых персонажей: умный, образованный, тактичный. Он несколькими годами старше Николеньки и выступает в роли его старшего товарища, помогая ему советами и удерживая от глупых, необдуманных поступков.

Также Дмитрий Нехлюдов - главный герой толстовских рассказов «Люцерн» и «Утро помещика »; к ним можно добавить ещё повесть «Казаки », в процессе написания которой фамилия центрального персонажа - Нехлюдов - была заменена Толстым на Оленин. Все эти произведения во многом автобиографичны, и в образе главных их героев легко угадывается сам Лев Толстой .

Центральная сюжетная линия романа

В окружном суде с участием присяжных заседателей слушается дело о похищении денег и отравлении, повлёкшем смерть купца Смелькова. Среди троих обвиняемых в преступлении предстает мещанка Екатерина Маслова, занимающаяся проституцией. Маслова оказывается невиновной, но, в результате судебной ошибки, её приговаривают к четырём годам каторги в Сибири .

На суде, в числе присяжных заседателей, присутствует князь Дмитрий Нехлюдов, который узнаёт в подсудимой Масловой девушку, около десяти лет назад соблазнённую и брошенную им. Чувствуя свою вину перед Масловой, Нехлюдов решает нанять для неё известного адвоката , подать дело к кассации и помочь деньгами .

Поразившая Нехлюдова несправедливость в суде и отношение к этому чиновников вызывают в нём чувство гадливости и отвращения ко всем людям, с которыми ему в этот день, после суда, приходится видеться и, особенно, к представителям того высшего общества, которое окружает его. Он думает поскорее отделаться от присяжничества, от окружающего его общества и уехать за границу. И вот, рассуждая над этим, Нехлюдов вспоминает Маслову; сперва арестанткой - какой он её видел на суде, а затем, в его воображении, одна за другой, начинают возникать минуты, пережитые с нею .

Вспоминая свою жизнь, Нехлюдов чувствует себя мерзавцем и негодяем , и начинает сознавать, что всё то отвращение к людям, которое он испытывал весь этот день, по сути было отвращением к самому себе, к той праздной и скверной жизни, которую он вёл и, естественно, находил для себя общество людей, ведущих такую же жизнь, как и он. Желая во что бы то ни стало порвать с этой жизнью, Нехлюдов больше не думает о загранице - которая была бы обычным бегством. Он решает покаяться перед Катюшей, сделать всё, чтобы облегчить её судьбу, просить прощения «как дети просят» , и если нужно будет, жениться на ней .

В таком состоянии нравственного прозрения, душевного подъёма и желания каяться, Нехлюдов приходит в острог на свидание с Катюшей Масловой, но, к удивлению и ужасу своему, видит, что та Катюша, которую он знал и любил, давно умерла, её «не было, а была одна Маслова» - уличная девка, которая смотрит на него, блестящими «нехорошим блеском» глазами, как на одного из своих клиентов, просит у него деньги, а когда он их передаёт и пытается высказать то главное, с чем он пришёл, она вовсе не слушает его, пряча от надзирательницы взятые деньги себе за пояс.

«Ведь это мёртвая женщина» - думает Нехлюдов, глядя на Маслову. В его душе, на мгновение, просыпается «искуситель» , который говорит ему, что уже ничего он с этой женщиной не сделает и надо лишь дать ей денег и оставить её. Но это мгновение проходит. Нехлюдов побеждает «искусителя» , оставшись твёрдым в своих намерениях .

Наняв адвоката, Нехлюдов составляет кассационное прошение в сенат и уезжает в Петербург , чтобы самому присутствовать при рассмотрении дела. Но, несмотря на все его усилия, кассация отклоняется, голоса сенаторов разделяются и приговор суда остаётся без изменения .

В конце романа, партия Масловой, пройдя около пяти тысяч вёрст, прибывает в крупный сибирский город с большой пересыльной тюрьмой. В почтамт этого города стекалась вся почта, которая шла из центра России Нехлюдову (находясь в постоянном движении по этапам, он просто не мог получать писем). Разбирая почту, Нехлюдов находит письмо своего друга юности Селенина. Вместе с письмом Селенин высылает Нехлюдову копию официальной бумаги с помилованием Масловой, согласно которой каторжные работы заменяются ей поселением в Сибири.

С известием о помиловании Нехлюдов приходит на свидание с Масловой. На этом свидании он говорит ей, что как только получится официальная бумага, они смогут решить, где поселиться. Но Маслова отказывает Нехлюдову. За время своего пребывания с политическими заключёнными, она близко познакомилась с ссылаемым в Якутскую область Владимиром Симонсоном, который влюбился в неё. И, несмотря на то, что Нехлюдов был и оставался единственным мужчиной, которого она по-настоящему любила, Маслова, не желая более жертвы Нехлюдова и боясь, что она испортит ему жизнь, выбирает Симонсона .

Простившись с Масловой, Нехлюдов обходит тюремные камеры острога вместе с путешествующим англичанином, в качестве его переводчика , и только поздним вечером, в уставшем и подавленном состоянии, возвращается в номер своей гостиницы. Оставшись один, Нехлюдов вспоминает всё виденное им за последние месяцы: то «страшное зло» , которое он видел и узнал в кабинетах чиновников, в судах, в тюрьмах и т. д.; зло которое «торжествовало, царствовало, и не виделось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его» . Всё это теперь поднимается в его воображении и требует разъяснения. Устав думать над этим, Нехлюдов садится на диван и «машинально» открывает Евангелие , подаренное ему англичанином .

Читая Евангелие, Нехлюдов не спит всю ночь, «как губка воду» впитывая «в себя, то нужное, важное и радостное, что открывалось ему в этой книге» и находя для себя ответы на все мучавшие вопросы. Таким образом, заканчивая свой роман, в последней главе его, Лев Толстой , устами Дмитрия Нехлюдова, высказывает свой взгляд на христианское учение .

В евангельском понимании Толстого «„Воскресение“ <…> восстание любви из гроба тела» , «из гроба своей личности» .

Отклики

Прямое использование в близкой роману по времени литературе

Театральные, оперные и кинематографические постановки романа

Театральные драматические постановки

  • 1930 - Московский Художественный театр (В. И. Немирович-Данченко)
  • 1998 - Малый театр (Э. Е. Марцевич)

Оперные постановки

Среди оперных переложений романа - Risurrezione (англ. ) итальянского композитора Франко Альфано , Vzkriesenie словацкого композитора Яна Киккера (англ. ) и Resurrection американского композитора Тода Маховера (англ. ) .

Экранизации

  • - Воскресение / En Opstandelse (Дания), режиссёр Вигго Ларсен
  • - Воскресение / Resurrection (США), режиссёр Дэвид Гриффит , Катюша Маслова - Флоренс Лоуренс , Дмитрий Нехлюдов - Артур Джонсон
  • - Воскрешение - Россия
  • - Воскресение / Résurrection (Франция), режиссёры Андре Кальметт , Анри Дефонтен
  • - Песнь Катюши / Katyusha no uta (Япония)
  • - Катюша / Katyusha (Япония), режиссёр Киямацу Хосояма
  • - Воскресение женщины/ A Woman’s Resurrection (США), режиссёр Гордон Эдвардс, Катюша Маслова - Бетти Нансен , Дмитрий Нехлюдов - Уильям Келли
  • - Катюша Маслова - Россия, режиссёр Пётр Чардынин , Катюша Маслова - Наталья Лисенко
  • - Воскресение / Resurrezione - Италия, режиссёр Марио Казерини , Катюша Маслова - Мария Джакобини, Дмитрий Нехлюдов - Андреа Хабэй
  • - Воскресение / Resurrection - США, режиссёр Эдвард Хосе, Катюша Маслова - Полин Фредерик , Дмитрий Нехлюдов - Роберт Эллиотт
  • - Воскресение / Résurrection Франция. Режиссёр Марсель Л’Эрбье
  • - Воскресение / Resurrection - США, режиссёр Эдвин Карев, Катюша Маслова - Долорес дель Рио , Дмитрий Нехлюдов - Род Ла Рок,
  • - Воскресение / Resurrection - США. Режиссёр Эдвин Карев, Катюша Маслова - Лупе Велес , Дмитрий Нехлюдов - Джон Боулс
  • - Воскресение / Resurrección - США, режиссёры Эдуардо Аросамена, Дэвид Селман. Катюша Маслова -

Еще в конце 80-х годов Толстой написал первую редакцию будущего романа «Воскресение» (опубликован в «Ниве» в 1899 г. с цензурными изъятиями и за границей полностью), называвшуюся тогда «коневской повестью», так как в основе сюжета лежала действительная история, рассказанная Толстому известным юристом А.Ф. Кони. К завершению работы над романом он обратился в 1898 г., чтобы, вопреки объявленному отказу от вознаграждения за поздние произведения, получить гонорар и передать его духоборам (сектантам протестантского толка), переселявшимся из России в Канаду.

В новом романе Толстого прочно соединились социальная тематика и моралистическая тенденция. Сюжетный узел романа завязывается во время, казалось бы, случайной встречи на судебном заседании князя Нехлюдова и осужденной за отравление пьяного купца проститутки Масловой. В этой женщине Нехлюдов узнает когда-то соблазненную им и покинутую на произвол судьбы воспитанницу своих тетушек Катюшу.

У Катюши Масловой сложилась обычная для простой девушки, взятой в барский дом, судьба: ее выгнали, она опускалась все ниже и ниже, пока не стала продажной женщиной и не попала на скамью подсудимых. Из чистой и отзывчивой девушки, глубоко переживавшей свое падение и позор, она превратилась в человека, переставшего даже замечать противоестественность своего положения.

Князь Дмитрий Нехлюдов продолжает череду толстовских героев, знаменуя новый этап размышлений автора над миром и жизнью. В этом смысле герой автобиографичен так же, как и герои предшествующих произведений. Под влиянием встречи с Катюшей Нехлюдов внезапно, без всякой предшествующей подготовки, решает порвать со своим прошлым, искупить вину перед Катюшей, женившись на ней и посвятив ей свою жизнь. Условность ситуации «перелом-прозрение» в данном случае не проходит бесследно ни для развития образа героя, ни для романа в целом. Продолжая философскую связь с предшествующими романами, в «Воскресении» Толстой изображает заведомо преступившего нравственный закон человека, оставляя ему только один достойный путь: воскресение. Однако Нехлюдов пытается нравственно «воскреснуть» в толстовском духе: в его поведении с другими людьми просматриваются все большее и большее раздражение всем вокруг и гордое сознание единоличного владения истиной.

В основе сюжета - личные судьбы Нехлюдова и Масловой, но композиционно роман построен так, что сфера его действия все время расширяется за счет включения в повествование описания жизни в деревне, в Петербурге, в Сибири, противопоставления мира господ (Корчагины, Масленниковы, Шенбок, графиня Катерина Ивановна и др.) и народа. Стремление Нехлюдова изменить судьбу осужденной Катюши ставит его в исключительное положение между двумя резко противопоставленными друг другу в романе мирами: арестованные, каторжные, несчастные и барский, бюрократический мир, определяющий вместе с правительством все условия жизни государства. В отличие от прежних романов Толстого, романов «широкого дыхания», отражавших картину мира во всем объеме, в новом романе не остается места никакой другой России, кроме той, что выведена на страницах романа. В «Воскресении» предстает безрадостная картина жизни, строящейся на всеобщей лживости, бессмысленной деятельности одних и каторжных муках других. Если верить роману, никаких светлых сторон жизни не существовало. Все светлое было подавлено, замучено, обмануто или заключено в тюрьму. В этом контексте очень важное значение и почти символический смысл приобретала сцена суда, помещенная не в конце, а в начале романа и превращающая Нехлюдова из судящего в подсудимого.

Искажение реальной картины мира сочетается в романе с непревзойденным мастерством Толстого - художника, создавшего произведение, насыщенное социальным содержанием, опирающегося на документализм и отличающегося огромной обличительной силой. Столкновения Нехлюдова с разными представителями привилегированных слоев общества приводят его к отрицанию экономического, общественного и государственного устройства, а Толстому позволяют поставить в романе острейшие социальные вопросы эпохи: бедность и бесправие крестьянства, бедственное положение простого городского населения, эффективность деятельности государственного аппарата, несправедливость общественного устройства жизни.

Роман «Воскресение» принято считать одним из величайших творений Толстого, но это одно из самых сложных его произведений и одно из сложнейших явлений русской классической литературы. Это своеобразный документ, отражающий состояние самого писателя и его видение мира в этот период. На страницах романа всюду присутствует сам Толстой, но в роли сурового моралиста, высказывающего по каждому поводу свои замечания и часто придающего тем самым произведению публицистическое звучание.

Обычно жанр «Воскресения» определяется прежде всего как новый тип социального романа, в чем есть большая доля справедливости. Новаторский характер этого жанра обусловлен религиозно-моралистическим содержанием романа. Главные герои, по мысли автора, должны были обрести свое нравственное «воскресение». У Нехлюдова это путь нравственного самосовершенствования, завершающийся чтением Евангелия, понятого в духе Толстого. В статье «Что такое религия и в чем сущность ее?» писатель дал свое определение: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками». В русле такого понимания религии действует и герой Толстого. От этого рассудочного отношения к религии происходило у Толстого и отторжение религиозной догматики, что в романе вылилось в создание прямо кощунственной по своему смыслу сцены богослужения, которая, в числе прочих, и была запрещена цензурой.

«Воскресения» Катюши Масловой в религиозно-нравственном плане практически не происходит: она лишь как бы распрямляется к концу романа, отказавшись от брака с Нехлюдовым и обретя спокойствие, примирившись с жизнью под влиянием своих новых друзей - революционеров. Толстой считал революционеров заблуждающимися людьми, но в романе изобразил их с большой симпатией. Призывая к ненасилию, к братской любви, он предпочел не заметить «нелюбовной» деятельности новых учителей Катюши Марии Павловны, Симонсона и других, приведшей их в тюрьму.

Соединяя в одном произведении религиозно-моралистическое и остросоциальное содержание, Толстой не мог не впасть в явные противоречия. Жанр социального романа требовал беспощадного обличения и анализа причин сложившейся ситуации. Религиозно-духовный или религиозноморалистический роман по природе своей ориентирован на показ не сущего, а «должного», чего вообще вряд ли возможно достичь в рамках реалистической литературы. Толстой попытался совместить несовместимое в рамках своего понимания жизни.

С появлением романа непосредственно связано важнейшее событие в жизни Толстого. В 1901 г. было опубликовано определение Святейшего Синода об отпадении Льва Толстого, находящегося «в прельщении гордого ума своего», от Церкви, констатировавшее факт еретического заблуждения писателя и предупреждавшее об опасности такого пути. Вопреки широко распространившемуся и утвердившемуся мнению, Толстого не отлучали от Церкви с положенным преданием анафеме.

В последние годы жизни писатель создал еще несколько ярких художественных произведений, написанных в «старой манере»: рассказы «За что?», «После бала», ряд неоконченных повестей, например, «Посмертные записки старца Федора Кузмича» и другие, среди которых выделяется и имеет значение своего рода художественного завещания повесть «Хаджи-Мурат» (1896-1904). Ее сюжет возвращал писателя к годам юности на Кавказе, рассказывая о событиях кавказской войны и одном из сподвижников Шамиля Хаджи-Мурате. Действующими лицами повести стали многие исторические деятели той поры, в том числе сатирически изображенные император Николай I и наместник Кавказа Воронцов. Но центральное место в повести принадлежит главному герою, чьи поступки неоднозначны, а характер сложен и соединяет в себе смелость, чувство собственного достоинства, добродушие, гордость и непосредственность с мстительностью и жестокостью. Самым главным качеством Хаджи-Мурата Толстому видится его удивительная жизнестойкость, о которой писателю напомнил случайно встреченный на пути «раздавленный репей среди вспаханного поля». Этот образ имеет в повести символическое значение, предваряя и завершая повествование о судьбе героя и превращая повесть в своеобразную притчу, истолковывающую образ, данный в ее начале. Столь же значима и другая особенность поэтики повести - использование горского фольклора. Горские песни всякий раз предвосхищают самые драматические эпизоды жизни Хаджи-Мурата и превращаются в повести в своеобразный повторяющийся композиционный прием.

Художественное творчество Толстого в поздний период не было однородным, рассчитанным только на интеллигентного читателя. Самым заветным желанием Толстого было желание писать так, чтобы его понимал «50-летний, хорошо грамотный крестьянин». В позднем творчестве представлен целый ряд произведений, предназначенных для так называемого народного читателя. В 1884 г. по инициативе Толстого и при содействии его единомышленников и последователей было основано издательство «Посредник», целью которого стало распространение среди народа достойных его книг художественного и научного содержания. Для этого издательства предназначался цикл народных рассказов, являющихся лучшими образцами произведений Толстого для народа.

Отдельные отличительные черты народных рассказов и их художественный метод в целом сложились под влиянием традиций «народной литературы». Толстой создавал не стилизацию под древнюю литературу и фольклор, а совмещал прямой способ изображения действительности (картины реальной жизни современного ему крестьянства) с показом идеального мира, идеальных отношений и «должного». В некоторых рассказах преобладают фольклорные мотивы («Работник Емельян и пустой барабан», «Сказка об Иване-дураке...»), другие восходят к литературным истокам («Где любовь, там и Бог», «Чем люди живы»), третьи являют как бы синтез тех и других начал («Крестник»).

Ориентация на «народную литературу» сказалась в характерном отборе сюжетов, восходящих к древним литературным источникам («Два брата и золото», «Два старика»), в подчеркнутом дидактизме, определяющем и общий пафос произведений и особенность авторской позиции, в традиционной функции «демонических» персонажей, в особенностях языка и приемах цитирования евангельских текстов, в лаконизме рассказов. Толстой прибегает к изображению фантастических эпизодов и ситуаций, видений, чудес. Поэтика народных рассказов резко отличается от всего предшествующего художественного творчества писателя отсутствием психологически тонкого изображения внутреннего мира героев, которые здесь характеризуются через свои поступки и действия. При обилии обращений к древним литературным традициям и фольклору в литературе того времени (Лесков, Гаршин, Короленко, Салтыков-Щедрин и др.) толстовские рассказы были явлением уникальным, так как писателю удалось создать оригинальный и самостоятельный жанр.