Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера — Селигман Мартин

Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами, затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем и дошкольном возрасте.

Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.

Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:

Причины события действуют иногда или всегда;

Являются локальными или универсальными по своему масштабу;

- «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).

Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе («у тебя никогда не получится», «вечно ты все забываешь», «ты все испортил» и т.п.), а также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).

Задача родителей заключается в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей. Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха. Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.

Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками:

Не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;

Подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);

Находить более адекватное действительности объяснение ситуации;

Отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).

Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.

Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о формировании оптимизма у малышей, а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:

Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале компьютерных игр, ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации. Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.

Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет, за что его наказывают.

Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, вам стоит пройти эту программу самостоятельно.

Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы. И только в самом конце внимательный читатель (то есть я:)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то будем оптимистами, ведь так?

Не смотря на объем – более 300 страниц, книгу я прочитала на одном дыхании. Для меня оказалась очень удобной система изложения материала, которой следует автор. Первые 3 части посвящены общим рассуждениям о природе и специфике оптимизма, обоснованию возможности и необходимости формирования оптимизма специальными средствами.

Затем идет часть, включающая подробное описание самой программы формирования оптимизма, и заключительная часть о пределах оптимизма и возможностях его формирования в раннем и дошкольном возрасте.

Сама программа рассчитана на школьников, оптимальный возраст от 8 до 12 лет, так что если ваши детки попадают в эту возрастную категорию, рекомендую особенно внимательно присмотреться к данной книге.

Объяснительный стиль в книге «Ребенок-оптимист»

Программа, изложенная в книге, базируется на определении оптимизма и пессимизма как объяснительного стиля – то есть особенностей объяснения человеком происходящих в его жизни событий. Автор выделяет 3 характеристики объяснительного стиля:

  • причины события действуют иногда или всегда;
  • являются локальными или универсальными по своему масштабу;
  • «кто виноват?» (событие объясняется внутренними или внешними причинами по отношению к человеку).

Мартин Селигман указывает, что объяснительный стиль является врожденной особенностью человека, но закреплению пессимистического стиля способствуют пессимизм родителей, критика ребенка родителями, воспитателями, учителями в пессимистическом ключе

  • «у тебя никогда не получится»,
  • «вечно ты все забываешь»,
  • «ты все испортил» и т.п.

А также реальный опыт обретения беспомощности (концепция «выученной беспомощности», которую автор обосновал многочисленными опытами с лабораторными крысами).

Задача родителей, таким образом, заключается прежде всего в проработке собственного стиля объяснения, и особенно приятно, что ее решению посвящены отдельные страницы в начале каждого раздела программы. То есть автор предлагает сначала родителям научиться мыслить, как оптимист, и только потом приступить к обучению своих детей.

Помимо теории и практики оптимистической трактовки происходящего, родители должны применять исключительно поведенческую критику (то есть критиковать только отдельные поступки, а не ребенка в целом – сравните: «Сегодня на уроке ты часто отвлекался» и «Какой же ты невнимательный!»), а также создавать для своего ребенка ситуации успеха . Впрочем, последнее направление работы в деле воспитания оптимиста, как мне показалось, в рамках данной книги не раскрыто в достаточной степени.

Программа по воспитанию ребенка — оптимиста

Суть программы, которая представлена в книге очень полно и подробно, вплоть до рекомендаций по продолжительности и частоте занятий, сводится к овладению ребенком следующими мыслительными навыками :

  • не поддаваться автоматическим (как правило, пессимистическим) мыслям, научиться отслеживать их;
  • подвергать пессимистические объяснения сомнению, искать для них доказательства или опровержения (в программе детки на данном этапе обучения играют в Шерлока Холмса с собственными мыслями);
  • находить более адекватное действительности объяснение ситуации;
  • отказаться от привычки думать о самом плохом варианте развития событий (декатастрофизация).

Опыт применения данной программы в школах показывает, что дети, действительно, обучаются не доверять слепо своим первоначальным пессимистическим реакциям, замечать множество причин ситуации и брать на себя ответственность только за те из них, которые от них зависят.

Почему так важен объяснительный стиль? Когда ребенок преувеличивает проблему и свою вину в сложившейся ситуации, это парализует его, порождает беспокойство и бездействие, тогда как оптимистический стиль объяснения помогает определиться с конкретными действиями для максимально эффективного разрешения ситуации.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

В книге, кстати, содержатся подробно описанные алгоритмы решения проблем, нахождения компромисса и выстраивания грамотного диалога. И хотя данные рекомендации можно смело отнести к классу общеизвестных:

  • «скажи о своих чувствах»,
  • «попроси о том, чего хочешь»,
  • «посмотри на ситуацию глазами других участников»,
  • «если не получилось, попробуй пойти по другому пути» и т.п.

Их систематизация и донесение до ребенка в форме обучающей программы кажутся мне довольно удачными. В программе используются:

  • вымышленные персонажи (Задира Бренда, Жизнерадостная Холли, Злюка Адам и другие),
  • комиксы,
  • анализ примеров конфликтных ситуаций,
  • игровые приемы.

Думаю, групповые занятия по этой программе проходили очень живо, в домашних условиях, мне кажется, занятия тоже будут достаточно интересными и сближающими ребенка и родителей.

Формирование оптимизма у малышей

Жаль, что программа не подходит дошколятам, мне бы очень хотелось ее использовать в воспитании своего сына. Тем не менее, автор рассказывает и о , а также дает некоторые рекомендации, способные создать и поддержать предпосылки развития оптимизма, но эти рекомендации я уже применяю. Приведу их здесь:

1. Чувство контроля над ситуацией. Родители должны буквально с рождения создавать для ребенка ситуации, в которых он будет что-то контролировать. Кстати, в отношении формирования чувства контроля над ситуацией автор очень восторженно высказывается о развивающем потенциале , ведь ребенок сам, нажатием кнопки, управляет происходящим на экране, – ну не знаю, не знаю, лично я предпочитаю для своего ребенка создавать другие развивающие ситуации.

Следует давать ребенку возможность проявления самостоятельности и выбора – делать покупки в супермаркете, решать, что надеть, что кушать, участвовать в домашних делах и т.д. По большому счету, делая выбор из ограниченного родителями круга альтернатив (отварная или тушеная брокколи на ужин? :)), ребенок учится «брать от жизни все», то есть извлекать максимум из ограниченных возможностей, которые дает нам жизнь.

2. Позитивный настрой. Ребенок растет в эмоционально благополучной атмосфере, получает заслуженную похвалу (М.Селигман приводит исследование, подтверждающие, что похвала «за просто так» также способствует формированию феномена «выученной беспомощности», выражающегося в пассивности и безучастности), наказаниям всегда предшествуют «сигналы безопасности», предупреждения, то есть ребенок отдает себе отчет в том, за что именно его наказывают и почему именно так.

3. Оптимистичный стиль объяснения. Его нельзя сформировать у дошкольников с помощью описанной в книге программы, но дети легко его перенимают у своих родителей. Так что если вы знаете за собой склонность объяснять все свои беды внутренними, постоянными и всеобъемлющими причинами, возможно, вам стоит пройти эту программу самостоятельно, пока ваш малыш еще мал.

Надо сказать, что сам автор, конечно, оптимист – на протяжении всей книги он неоднократно подчеркивал, что данная программа позволит навсегда сделать ребенку «прививку от депрессии», обеспечит его успешность во взрослой жизни и давал другие оптимистичные и далеко идущие прогнозы.

И только в самом конце внимательный читатель (то есть я:)) разглядел, что по результатам исследований, действие программы без дополнительных мероприятий после ее завершения продлилось 2 года, кроме того, из 11 проведенных обучающих курсов 3 вообще не показали желаемых результатов. Но начиная обучение по этой программе со своими детьми, мы-то с вами будем оптимистами, ведь так?

Мне будет интересно увидеть ваши комментарии об этой книге или ее основных тезисах, которые я постаралась изложить в своем обзоре. Ну а я уже начала читать новую книгу – «Ваш ребенок может все », она об одной из моих любимых тем — развитии организационных навыков ребенка, после прочтения обязательно поделюсь с вами своими впечатлениями и открытиями.

А вы что сейчас читаете?

Текущая страница: 1 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Мартин Селигман, Карен Рейвич, Лайза Джейкокс, Джейн Гилхэм
Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера

Martin E. P. Seligman

The Optimistic Child

A Proven Program to Safeguard Children Against Depression and Build Lifelong Resilience

with Karen Reivich, M.A., Lisa Jaycox, Ph.D., and Jane Gillham, Ph.D.

Houghton Mifflin Company

Boston · New York


Напечатано с разрешения Arthur Pine Associates c/o InkWell Management LLC and Synopsis Literary Agency

Иллюстрации Евгении Жирковой

Иллюстрация на обложке Гоши Винокурова


© Martin E. P. Seligmanб Ph.D., Karen Reivich, M.A., Lisa Jaycox, Ph.D., and Jane Gillham, Ph.D. © 1995

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление, макет. «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

* * *

Посвящается моим детям

Дэррилу Селигману (1993)

Николь Селигман (1991)

Ларе Селигман (1989)

Дэвиду Селигману (1973)

Аманде Селигман (1969)


Он над гитарою своей,
Склонен, портняжка летних дней.
Все говорят: «Мир стал другим
От струн гитары голубой».
А он: «Не быть ему таким,
Как до гитары голубой».

Уоллес Стивенс

Человек с голубой гитарой (1937) 1
Перевод Б. Ривкина. «Человек с голубой гитарой / The Man with the Blue Guitar». Уоллес Стивенс, Нью-Йорк, 2003 г.

Часть I
Почему детям нужен оптимизм

Глава 1
Долговая расписка

Я играл в бейсбольной команде Лейк-Лузерна Dodgers. И благоговел перед Дэнни и Тедди. Они были игроки от бога: отбивали самые сложные мячи, бегали по игровому полю с изяществом газели. Мне – десятилетнему мальчишке, который сам играет «на троечку», – они казались воплощением совершенства и здоровья. Укладываясь спать, я часто мысленно представлял Дэнни, который летит в метре над землей, чтобы отбить мяч, или неуловимого Тедди, неудержимо несущегося на базу.

Однажды промозглым августовским утром отец разбудил меня и сказал: «У Дэнни полиомиелит». Через неделю заболел Тедди. Родители не выпускали меня из дома. Игры Юношеской лиги отменили, сезон так и не закрыли. После болезни я встретил Дэнни: его «рабочая» рука иссохла, он не мог пошевелить левой ногой. Тедди я больше не видел – он умер в начале осени.

Следующим летом, в 1954 году, появилась вакцина Солка. Всем детям сделали прививки. Матчи Юношеской лиги возобновились. Страх, державший нас дома, улетучился, мы снова стали общаться, как раньше. Эпидемия закончилась. С тех пор я больше не сталкивался со случаями заболевания полиомиелитом.

Джонас Солк был моим кумиром в школьные годы и долго оставался им, уже когда я работал психологом. Его принцип «знание не ради знания, а ради исцеления» я взял за образец. Вводя в организм детей крошечные дозы вируса, Солк тренировал иммунные системы на сопротивляемость полиомиелиту. Он опирался на иммунологию – направление в науке, быстрыми темпами набиравшее популярность, – победив с ее помощью опаснейшую эпидемию нашего времени.

Я встретился с Джонасом Солком в 1984 году, и эта встреча изменила мою жизнь. Случай познакомиться представился нам в ходе пылких дискуссий между авторитетными психологами и иммунологами по вопросу перспектив очередной молодой дисциплины с неуклюжим названием «психоневроиммунология». Меня пригласили на эту конференцию потому, что в 1960-е годы я помог сформулировать концепцию «выученной беспомощности».

Приступая в 1964 году в Пенсильванском университете к диссертации по экспериментальной психологии, я был охвачен дерзкими мечтами. Мне хотелось понять тайны психологии, которые держат человека в силках и множат человеческие несчастья. Я выбрал экспериментальную психологию, поскольку был уверен, что эксперимент – лучший способ найти корни психологической боли, «препарировав» ее в лаборатории, а затем определить средства ее лечения и предотвращения. Я решил работать в лаборатории Ричарда Соломона, одного из ведущих мировых специалистов в области теории научения. С животными я стал экспериментировать потому, что считал неэтичным исследовать причины психологической боли на людях.

Придя в лабораторию, я застал там странную картину: в комнате царила суматоха, люди бегали, суетились; животные же, напротив, буквально застыли на месте. Аспиранты Соломона, как я узнал, пытались выяснить, каким образом страх вызывает адаптивное поведение. Они ставили над собаками опыт по системе Павлова, посылая им определенный сигнал, который одновременно сочетался с электрическим разрядом. «Выключить» разряд собака могла бы, пробежав в противоположный угол камеры, в которую ее поместили. К досаде аспирантов, собаки не старались избежать разряда – они сидели и не шевелились. Эксперимент застопорился, поскольку животные не поступали так, как от них ожидали, т. е. не убегали от шока.

Для меня же пассивность животных была не помехой, а феноменом, который предстояло изучить. Именно в ней таилась суть человеческой реакции на бесчисленные неконтролируемые события, которые с нами происходят, – сдаться без единой попытки противодействия. Если бы психология могла пояснить данное явление, то человеческую беспомощность можно было бы излечивать или даже предотвращать.

Вместе с коллегами Стивом Мейером и Брюсом Оувермиром я провел последующие пять лет, изучая беспомощность и разрабатывая средства для ее преодоления. Мы обнаружили, что вовсе не сам шок, а невозможность реагировать на него вызывала симптомы поведения, наблюдавшиеся у собак. Мы можем лечить беспомощность, если доведем до сознания животных, что их поступки приводят к результату, и предотвращать беспомощность, если у них будет опыт контроля над ситуацией.

Концепция выученной беспомощности произвела фурор. Психологи, придерживавшиеся теории научения, расстроились. Будучи бихевиористами, они считали животных и людей машинами, действующими по схеме «стимул – реакция», неспособными научиться абстрактному мышлению. Выученная же беспомощность предполагала знание о том, что «от моих действий ничего не зависит» – абстракцию слишком умозрительную (когнитивную) для теории научения по модели «стимул – реакция». У клинических психологов выученная беспомощность вызвала интерес своим сходством с депрессией. В лаборатории беспомощные животные и люди – пассивные, вялые, грустные, потерявшие аппетит, неспособные разозлиться – казались такими же, как и пациенты с депрессией2
Отношение общества, да и мое собственное, к опытам над животными изменилось по сравнению с 1960-ми годами. Причинять боль животному недопустимо, и оправданны подобные действия только в том случае, если эксперимент помогает облегчить впоследствии гораздо бóльшие страдания людей (или животных). Задокументировав основные факты, мы прекратили наши опыты над животными. Прим. автора.

Я исходил из того, что выученная беспомощность является моделью депрессии и что любое средство, помогающее преодолеть беспомощность, которое мы откроем в лабораторных условиях, будет излечивать от настоящей депрессии1
По экспериментам, связанным с беспомощностью, см. также: M. Seligman (1993), Helplessness’ On depression, development, and death (San Francisco – Freeman); S. F Maier and M. Seligman (1976), Learned helplessness – Theory and evidence, Journal of Experimental Psychology General, 105, 3–46. См. также M. Seligman (1990), Learned optimism (New York – Knopf), глава 2; Behaviour Research and Therapy (1980), 18, 459–512; P. Sweeney, K. Anderson, S. Bailey (1986), Attributional style in depression: A meta-analytic review, Journal of Personality and Social Psychology, 50, 974–991; C. Robins (1988), Attributions and depression – Why is the literature so inconsistent’ Journal of Personality and Social Psychology, 54, 880–889 и H. Tenen and S. Herzberger (1986), Attributional Style Questionnaire, J. Keyser and R. C. Sweetland (eds.), Test Critiques, 4, 20–30.

Рассматривая в конце 1970-х годов выученную беспомощность как разновидность депрессии, мы обнаружили, что пессимисты более склонны к беспомощности. У данной группы больше и вероятность впасть в депрессию. Оптимисты, наоборот, сопротивляются беспомощности и не пасуют перед неразрешимыми проблемами и неизбежными неприятностями. Этот проект – выявление людей с особой склонностью к пораженчеству и депрессии и обучение их сопротивляться беспомощности – занимал меня и день и ночь. Я находился в его власти до самого знакомства с Джонасом Солком.

Уже на следующий день после знакомства он пригласил меня пообщаться. Спросил о моих исследованиях и планах. Я изложил ему концепцию выученной беспомощности. Объяснил, как пессимизм лишает человека сил противостоять депрессии и даже снижает степень сопротивляемости физическим заболеваниям. Так совпало, что именно в тот день исполнилось тридцать лет первому испытанию вакцины против полиомиелита, и доктор Солк был в приподнятом настроении. «Если бы я сейчас был начинающим ученым, я бы все равно занимался иммунизацией! – воскликнул он с широкой улыбкой. – Только вместо прививок детям я бы выбрал ваш подход. Я бы делал психологические прививки. И проверял бы, могут ли эти психологически вакцинированные ребята успешнее сопротивляться душевным, да и физическим болезням!»

Психологическая иммунизация! Во мне все встрепенулось. Первые же опыты показали, что наши «психологические прививки» имеют поразительный успех. Чтобы научить животных владеть ситуацией, мы создавали для них условия, позволяющие контролировать шок. Разряд отключался, когда собака проявляла активность. Постепенно собаки, как молодые, так и взрослые, осознавали, что могут управлять разрядом. «Привитые» таким образом животные никогда больше не впадали в состояние беспомощности: даже получив разряд, который невозможно было отключить, они не бездействовали2
Обзор литературы по теме всесторонней иммунизации от беспомощности см. в работах Seligman, Helplessness , и Peterson, Maier, Seligman, Learned helplessness.

Соригинальничав, мы назвали данный феномен иммунизацией – не без оглядки на вакцину доктора Солка. Это стало своеобразной долговой распиской, обязательство по которой я так и не выполнил. Я почувствовал, что круг замкнулся. Может ли опыт контроля над ситуацией или приобретение такой черты характера, как оптимизм, защитить детей от психических заболеваний? От физических недугов?

Разгоревшаяся в те годы эпидемия по масштабам была сопоставима с полиомиелитом. По сравнению с 1950-ми годами число людей, страдавших депрессией, возросло в десять раз. В состоянии депрессии человек чувствует себя несчастным. Но симптомы этим не ограничиваются: депрессия заметно снижает работоспособность и подрывает физическое здоровье. Крупномасштабная эпидемия депрессии угрожает будущему нации. Доктор Солк был прав: помочь людям выработать иммунитет к депрессии еще в детском возрасте – прямая обязанность и дело чести психологов.

Эпидемия пессимизма

Мы хотим, чтобы наши дети были не только здоровыми. Мы хотим, чтобы их жизнь была наполнена дружелюбием, любовью и достойными делами. Мы хотим, чтобы они с интересом учились и легко справлялись с трудностями. Мы хотим, чтобы они гордились своими достижениями, росли справедливыми, смелыми, уверенными в завтрашнем дне. Чтобы они справились с поражениями, неудачами, которыми сопровождается взросление, и сами стали хорошими мамами и папами. Наша самая большая мечта – чтобы их жизнь была лучше нашей, а наше самое сокровенное желание – чтобы они переняли все наши достоинства и как можно меньше недостатков.

Нам по силам достичь желаемого. Родители могут научить детей уверенности в себе, инициативности, усердию, доброте и самоуважению. Наука и медицина продолжают делать серьезные открытия, массовые коммуникации делают доступными империи книг, музыки, развивающих игр со всего света. Таким образом, у ответственных родителей есть все основания рассчитывать, что жизнь детей превзойдет их собственную жизнь во всех отношениях.

Имеется, однако, серьезное препятствие, которое может помешать осуществиться нашим мечтам. Из-за него люди лишаются природной активности и оптимизма. Оно называется «пессимизм» и сводится к мыслям о самом катастрофичном развитии событий. Пессимизм стремительно распространяется среди детей, и главная задача родителей – не дать ребенку «подхватить» это новомодное мировоззрение. Данная книга призвана способствовать воспитанию в детях оптимизма, который будет сопровождать их всю жизнь.

Возможно, некоторые считают пессимизм всего лишь позой, маской, которую можно снять по желанию. Если бы пессимизм был всего лишь приемом, помогающим казаться всезнайкой на вечеринках, или оружием скептика, защищающим от разочарований, я бы не стал писать данную книгу. К сожалению, пессимизм – явление гораздо более серьезное. Он представляет собой привычку, укоренившуюся в сознании, которая приводит к радикальным и губительным последствиям: угнетенному состоянию, пассивности, низкой успеваемости и даже неожиданному ухудшению физического самочувствия. Пессимизм не «рассасывается» в ходе естественного течения жизни с ее взлетами и падениями. Наоборот, он только усиливается с каждой неудачей, начинает самовоспроизводиться. Америка увязла в эпидемии пессимизма и страдает от самого серьезного его последствия – депрессии.

Когда доктор Солк заговорил о психологической иммунизации, я подумал об эпидемии депрессии среди молодежи. Мне было известно, что недавно разработанные когнитивные и бихевиористские техники помогают ощутимо ослабить депрессию и пессимизм у депрессивных взрослых. А способны ли такие же приемы, если им обучить здоровых детей, помочь им сопротивляться возникновению депрессии в дальнейшей жизни? Сможет ли подобная иммунизация победить эпидемию, способствовать успехам в учебе и спорте? Может быть, «вакцинированные» дети будут реже болеть? Может, на наше счастье, окажется, что беды американских подростков – наркотики, ранние беременности, самоубийства, чувство отчаяния и потери смысла жизни – удастся предотвращать психологическими «прививками» в детстве? Все эти вопросы вертелись у меня в голове после встречи с доктором Солком.

В этой книге рассказывается о программе иммунизации школьников, которая в итоге была разработана. Она позволяет научить родителей, воспитателей, учителей и школьную систему в целом прививать детям оптимизм и чувство контроля над ситуацией. Я расскажу вам об исследованиях, посвященных оптимизму и беспомощности, которые мы вместе с коллегами проводили в течение последних тридцати лет. Мы рассмотрим и источники пессимизма, и его подспудные последствия. Я объясню, как следует действовать, если у вашего ребенка появились тревожные симптомы, и как заменить его пессимизм на оптимизм, а беспомощность – на уверенность в себе. Помните: дети должны смотреть на жизнь незамутненными глазами и чувствовать, что им все по силам.

Глава 2
От первых шагов до первого свидания

В первые два года жизни у человека происходит преодоление беспомощности. Новорожденный почти ничего не умеет, он – производная рефлексов. Когда он плачет, подходит мама, но он не контролирует появление мамы. Его плач – это рефлекторная реакция на боль или дискомфорт, у него нет выбора, плакать или не плакать. Новорожденный по своей воле может управлять только мускулами, связанными с сосанием и вращением глаз. В первые три месяца жизни он учится двигать своими ручками и ножками, но подобные телодвижения малосодержательны. Потом из махания ручонками вырастает хватательный жест. Затем малыш начинает плакать осмысленно, поскольку уже понимает, что мама всегда приходит на его рев. Первый и второй годы сопровождаются двумя величайшими достижениями в ходе становления самостоятельной личности: умением ходить и говорить. В эти два года прилагаются титанические усилия для обретения навыков контроля над ситуацией и достижения поставленной цели. Малыши бунтуют против препятствий и упрямятся, встретив отказ. К счастью, их не так легко превратить в безвольные создания.

Роберту полтора года, и он первый ребенок Джессики и Джо. Они трясутся над сыночком, изумляются всему, что он делает и лопочет. За обедом, пока Роберт разукрашивает свое лицо яблочным пюре и набивает рот гигантскими клецками, Джессика рассказывает Джо, что недавно произошло.

Роберт облюбовал пыльный уголок за диваном, где расположены электрические розетки. Ради удовольствия там постоять он попытался перелезть через журнальный столик, чуть не свалив себе на голову лампу. Почему его туда тянет, Джессика совершенно не понимает. Каждый раз, когда Роберт норовит забраться за диван, она пытается его отвлечь. Сначала Джессика напевает песенку из его любимого мультфильма: «Я люблю тебя, ты любишь меня…» Безрезультатно. Затем Джессика дурачится с его любимой куклой, но и на это Роберт не покупается. Она даже разрешает ему раскидать диванные подушки. Но Роберт все равно стремится за диван.

Ему все нипочем, и маме приходится проявлять изобретательность. Она загораживает нишу за диваном коляской. Но и это срабатывает только на пару минут. Как только она усаживается на свое место, Роберт семенит к краю дивана, плюхается на живот, ползет в желанный уголок, поднимается в нем и с улыбкой до ушей победно хлопает в ладошки. Очевидно, что он гордится собой.

В последний раз, пытаясь остановить Роберта, Джессика ставит перед коляской коробку с книгами. Роберт терпеливо ждет, пока она закончит, а потом совершенно спокойно подходит к этой баррикаде. Сначала он пробует поставить ногу на коробку, чтобы на нее взобраться, но коробка слишком велика для него. Затем он пытается отпихнуть коробку, но не может ее сдвинуть. С решительным лицом Роберт вскарабкивается на коробку и приземляется попой в коляску. Потом он из нее вылезает и оказывается за диваном с торжествующим криком: «Бобби молодец! Бобби молодец!»

Джессика понимает: Роберту доставляет удовольствие покорение коробки. По-прежнему опасаясь, что он покалечится на задворках дивана, она решает соорудить крепость из старых коробок и подушек. Прячет за ней куклу Элмо и предлагает Роберту найти ее. Каждый раз, одолевая гору коробок и подушек, он протягивает Элмо маме со словами: «Бобби молодец! Ура! Бобби молодец!»

Как и большинство родителей маленьких детей, Джессика сканирует окружающий мир, определяя опасности, которые он несет для Роберта. Она не хотела, чтобы сынишка играл за диваном, потому что там чересчур много проводов, и пыталась помешать ему. Роберт же расценил ее усилия как вызов и целеустремленно искал способы справиться с преградами. Джессика могла отругать Роберта за то, что он все время лезет за диван, – в конце концов, ее задача заключается в том, чтобы уберечь его от игр в опасных местах. Однако она поняла, что препятствия только подстегивают сына, и решила поучаствовать в его приключениях и победе. Она похвалила его успехи и воспроизвела для него препятствие в более безопасной обстановке. Тем самым Джессика помогла своему сынишке почувствовать уверенность в себе и осталась верна принципу постоянно создавать ему условия для проявления независимости.

Оптимизм сызмальства закаляется в горниле самостоятельных поступков . Задача вашего ребенка – под опекой внимательных родителей получить привычку без страха смотреть в лицо трудностям и преодолевать их. С наступлением школьного возраста тактика воспитания оптимизма смещается с самостоятельных действий к образу мышления . В школе дети уже задумываются о причинно-следственных связях. Они находят объяснение своим успехам и неудачам. Рассуждают, что именно им нужно, чтобы превратить неудачу в успех. Такие мысли и есть корень их оптимизма или пессимизма.

Иэну шесть лет, и он уже оценивает себя с пессимистичной точки зрения. Папа постоянно стремится повысить самооценку мальчика, но в итоге делает только хуже. Вернувшись домой, отец зовет: «Ребята, сюда! У меня тут огромная коробка, которую надо немедленно вскрыть!» Иэн и его девятилетняя сестра Рейчел бросаются к двери и выхватывают сверток у папы. Они с восторгом обнаруживают в нем самый большой набор «Лего», который им доводилось видеть.

Дети шлепаются на пол и начинают возиться с деталями конструктора. Рейчел быстро собирает космический корабль. Она последовательно сооружает различные части – сначала основной корпус, затем крылья. Одновременно она в лицах изображает членов экипажа, которые обсуждают свою задачу: «Мы летим на Луну, чтобы забрать оттуда астронавтов. Потом мы последим за марсианами, но так, чтобы они нас не поймали».

Иэн подражает сестре. Рейчел берет синий кубик – и Иэн хватает синий кубик. Если Рейчел соединяет его с желтым кирпичиком, то и Иэн делает то же самое. Но корабль у него не получается. Рейчел собирает слишком быстро, и Иэн за ней не поспевает. Чем ближе к космическому полету Рейчел, тем больше переживает Иэн. Он злится каждый раз, когда части конструкции разваливаются. Наконец он начинает швырять детали в сестру.

Папа видит, как Иэну тяжело, и хочет его подбодрить.

Папа: Иэн, все здо́рово! У тебя выходит отличная ракета!

Иэн: Нет. Здорово у Рейчел! У меня дурацкая. Крылья отваливаются! Я не умею! У меня никогда ничего не получается.

Папа: А мне нравится. Думаю, у тебя самая лучшая ракета в окрýге.

Иэн: Нет! У Рейчел она больше и с длинными крыльями, и они не падают, как у меня! У меня ничего никогда не получается! Ненавижу «Лего»!

Папа: Ну, неправда. У тебя все получится, если настроишься. Давай я помогу тебе. Твоя ракета сможет полететь на Луну, на Марс и на Юпитер и будет самая-самая быстрая. Вот какая у тебя будет ракета!

Иэн: Ну ладно, собирай. Моя не годится.

У папы чуткое сердце. Он понимает, как Иэн несчастен из-за того, что никак не угонится за старшей сестрой, и старается помочь мальчику. Похвалами он пытается повысить самооценку Иэна. Когда Иэн выражает сомнения в своих способностях, отец говорит ему, что все получится, если настроиться.

Папа делает три ошибки. Во-первых, он говорит неправду. И Иэн это знает. Как бы сильно он ни старался, у него все равно не получится построить такой же сложный космический корабль, как у его девятилетней сестры. И ракета у него вовсе не отличная. Папа должен был объяснить, что, когда Иэну исполнится девять лет, он, как и Рейчел, соберет более устойчивую конструкцию, и что когда Рейчел было шесть лет, у нее выходили такие же сооружения, как у Иэна.

Во-вторых, чтобы настроение у Иэна улучшилось, отец собирает ракету вместо сына, тем самым посылая сигнал: «Когда что-то идет не так, как тебе нужно, сдавайся и пусть тебя кто-то спасает». Пытаясь повысить самооценку сына, папа учит его беспомощности. Нет ничего плохого в том, чтобы позволить Иэну пережить неудачу. Неудача сама по себе не является катастрофой. Она, конечно, может на какое-то время снизить самооценку, а вот неверная интерпретация неудачи, скорее всего, окажется гораздо более губительной. Папа должен был посочувствовать Иэну, дав понять, что осознает, как сыну плохо («Помню, как в семь лет я сделал воздушного змея и ужасно расстроился, когда мы с папой стали его запускать, а он развалился на четырнадцать кусочков»). Папа не должен был решать проблему Иэна вместо него самого.

Третья ошибка – самая серьезная, и именно ей посвящено основное содержание данной книги. Папа должен изменить восприятие неудачи у Иэна. Мальчик видит свои несчастья и трагедии в самом мрачном свете. «Я неумеха» и «У меня ничего никогда не получается» – все эти обобщающие формулировки приведут к еще бóльшим неудачам. Иэну не просто привычны пессимистичные заявления – он таким образом реагирует на проблемы, то есть опускает руки, сдается, ведет себя как плакса. Приобретенный пессимизм Иэна самовоспроизводится.

Психологи уже знают, как справиться с пессимизмом. Когнитивная психология разработала эффективные методы, меняющие неадаптивное мышление, во власть которого люди отдаются при неудачах. Родители могут освоить эти методы и успешно применять их по отношению к детям. Техника превращения пессимизма в оптимизм помогает привить иммунитет к депрессии.

Познакомимся теперь с Тамарой, которая, в отличие от Иэна, получает прививки от депрессии. Мама Тамары не повторяет ошибок папы Иэна, и девочка оценивает себя оптимистично. Сталкиваясь со сложностями (а это происходит так же часто, как и у Иэна), она уже знает, как с ними справляться. Мама Тамары не опровергает реальность, чтобы улучшить настроение дочки, а признает ее огорчение и учит упорству вместе с активным подходом к решению проблем. Она направляет Тамару, объясняя ее неудачи в жизнеутверждающем и достоверном ключе.

Семилетняя Тамара гораздо полнее своих сверстниц и двигается неуклюже по сравнению с другими детьми. Мама записывает ее в балетную школу, чтобы улучшить моторику. Тамара воодушевлена и ждет не дождется начала занятий. В преддверии балетных уроков Тамара вместе с мамой отправляется покупать форму для танцев. Тамара выбирает розовое трико с юбочкой и белые балетки. Каждый вечер она надевает свой балетный наряд и кружится по дому. «Мамочка, смотри, какая я балерина! Вот начнутся уроки, и я стану настоящей балериной. Когда я вырасту, я буду танцевать лучше всех в мире!»

Каждый раз мама включает для Тамары музыку и наблюдает за тем, как вальсирует дочка. Тамара часто теряет равновесие и оказывается на полу. Как ни в чем не бывало она поднимается и продолжает кружиться и прыгать под музыку.

Во вторник у Тамары первое занятие. Мама приводит ее в класс, где бегают худенькие и грациозные девочки. Тамара целует маму на прощанье и идет к преподавателю. По возвращении мама застает Тамару в слезах.

Тамара: Сегодня все было ужасно! У других девочек получается гораздо лучше. Я то и дело падаю, а они нет. Мисс Харкум показала нам, как красиво разводить руки и держать кисти, но я все время сбивалась, и мои руки никак не слушались. Мне так плохо!

Мама [успокаивая Тамару]: Понимаю, что тебе сегодня пришлось нелегко. Знаю, как обидно, когда получается хуже, чем у других. Я тоже часто расстраиваюсь. Например, когда на работе у меня не выходит так, как нужно. Все просто из рук валится. А знаешь, что я тогда делаю? Просто пробую еще раз и еще, и в конце концов у меня начинает получаться. Пойдем попрощаемся с мисс Харкум, и я попрошу ее показать мне ваши движения, а потом мы с тобой дома потренируемся. Если мы постараемся, на следующем занятии у тебя получится лучше. Договорились?

Тамара: Ладно. Позанимаемся сегодня после обеда? Я хочу, чтобы у меня получалось, чтобы, когда я вырасту, стать балериной.

Мама: Ну конечно! Идем к мисс Харкум, а после обеда отодвинем диван и сделаем из гостиной балетный класс!

Тамара: Вот здорово! Буду заниматься как следует!

Тамара воспринимает неудачу как частный случай («Сегодня все было ужасно» и «У других девочек получается гораздо лучше» вместо «У меня никогда ничего не получается»). Проблемы представляются Тамаре чем-то временным, что можно исправить. Иногда действительность будет убеждать ее в обратном. Из Тамары не вырастет балерина, как из меня не вырос профессиональный бейсболист. Но в детстве мечты имеют особую ценность. Упорство и труд зачастую компенсируют отсутствие таланта. В отличие от Иэна, который уже не будет прилагать усилий, Тамара поймет, что настойчивость и твердость духа дают результат. Расставшись со своей мечтой стать прима-балериной, она будет чувствовать, как замирает время, когда она танцует, и получать удовольствие от классической музыки. Еще Тамара поймет, что людям импонируют ее упорство и жизнелюбие.

В период полового созревания мировосприятие ребенка обретает завершенную форму. Подростки могут впадать в пессимизм, терять ко всему интерес и замыкаться в себе. Из-за болезненных отказов и неудач депрессия в пубертатном возрасте разрастается до пугающих размеров. Ее симптомы отмечены у примерно трети современных подростков тринадцати лет, а к окончанию школы с приступами глубокой депрессии оказываются знакомы уже почти 15 процентов ребят3
P. Lewinsohn, P. Rohde, J. Seeley, S. Fischer (1993), Age-cohort changes in the lifetime occurrence of depression and other mental disorders, journal of Abnormal Psychology, 102, 110–120; C. Garrison, C. Addy, K. Jackson, et al. (1992), Major depressive disorder and dysthymia in young adolescents, American Journal of Epidemiology, 135, 792–802.

Мария вот-вот впадет в ступор, который может закончиться истощающей депрессией – а первая депрессия опасна еще и тем, что неизбежно становится шаблоном реакции на плохие события. Ниже цитата из дневника Марии.

Отстойный день! Кори, конечно же, отказал. Не надо было поддаваться на уговоры мамы и спрашивать его. Зачем только я ее послушалась?! Он стоял себе, и тут подхожу я и начинаю острить. Ну, конечно же, я несла одну чушь. Он смотрел на меня как на полную идиотку. Потом я спросила: «А может, потанцуем на вечере в субботу?» Он уставился на меня и молчал целую вечность, а потом наконец сказал: нет. Так просто. Промямлил какие-то извинения, что, дескать, должен в следующие выходные помогать отцу, но я-то знаю, что это вранье.

Ну почему я всегда слушаю маму? Она же не в теме. Само собой, она знает, что у меня намечается свидание, – она же моя мама. Но она живет в придуманном мире и в фантазиях о своей двенадцатилетней дочурке. Она даже не в курсе, что у меня нет подруг. Она до сих пор уверена, что я дружу с Джоан, Трейси и Леа, а на самом деле мы уже почти не разговариваем. Когда мы перешли в седьмой класс, они начали гулять с Бетси и Кристал из Вудсайда. Наверняка Леа даже не пригласит меня на свою вечеринку. На днях они обедали все вместе и делали вид, что меня не замечают. Я знаю, что они меня видели. А я и не стала заморачиваться, просто села к шестиклашкам в другом конце столовой. Больше не могу. Не хочу в школу. Все там ненавижу! Меня никто не любит.

Я на них не сержусь. Ненавижу себя. Эти противные волосы. Нос как горнолыжный склон. И вся я нескладная. Ричард вчера озверел, когда господин Харпер включил меня в его команду и сказал ему, что надо позволить мне сделать подачу. Бывают дни, когда мне вообще не хочется вставать. Серьезно. Не хочу так жить. Я как те люди, о которых нам рассказывала госпожа Эпплбаум на уроке социологии. Они живут в Индии и называются неприкасаемыми. Полные изгои, к ним все относятся как к грязи и заставляют их делать самую черную работу. Даже если они неплохо соображают, они никогда не станут врачами или кем-то еще в этом роде. Вот я и есть неприкасаемая.

Знаю, это чушь, но вчера вечером я представляла, как буду умирать от тяжелой болезни, и что будут делать мама с папой и Линн с Крейгом, и кто придет на похороны, и что будут говорить. Самое ужасное, что кроме родных я насчитала только одиннадцать человек, которые могут прийти. И это с очень большой натяжкой.

Ладно, на сегодня хватит. Потом допишу.

К 1984 году я уже два десятилетия изучал формы оптимизма и пессимизма от рождения до взрослого возраста. Мне было понятно, что пессимизм в первые годы вызывает депрессию и плохую успеваемость. С учетом теории доктора Солка я предположил, что эффективные методы воспитания оптимизма у взрослых могут применяться и в самом начале жизни – укреплять у школьников и подростков иммунитет к депрессии, которая ожидала Марию. Для проверки своей гипотезы необходимо было создать команду энтузиастов-помощников.

На протяжении тридцати лет основоположник позитивной психологии Мартин Селигман и его коллеги изучали связь между пессимизмом и депрессией и доказали, что хорошее самочувствие и работоспособность — это следствия оптимистичного восприятия действительности и пережитых приятных эмоций.

В этой книге вы найдете ответы на вопросы:

— что такое оптимизм;
— как формируется позитивное и негативное восприятие жизни;
— зачем нужно воспитывать в детях оптимистичное мировоззрение;
— к пессимизму или оптимизму склонен ваш ребенок;
— как изменить отношение ребенка к трудностям и препятствиям.

ЧАСТЬ I
Почему детям нужен оптимизм

Глава 1
Долговая расписка

Я играл в бейсбольной команде Лейк-Лузерна Dodgers. И благоговел перед Дэнни и Тедди. Они были игроки от бога: отбивали самые сложные мячи, бегали по игровому полю с изяществом газели. Мне — десятилетнему мальчишке, который сам играет «на троечку», — они казались воплощением совершенства и здоровья. Укладываясь спать, я часто мысленно представлял Дэнни, который летит в метре над землей, чтобы отбить мяч, или неуловимого Тедди, неудержимо несущегося на базу.

Однажды промозглым августовским утром отец разбудил меня и сказал: «У Дэнни полиомиелит». Через неделю заболел Тедди. Родители не выпускали меня из дома. Игры Юношеской лиги отменили, сезон так и не закрыли. После болезни я встретил Дэнни: его «рабочая» рука иссохла, он не мог пошевелить левой ногой. Тедди я больше не видел — он умер в начале осени.

Следующим летом, в 1954 году, появилась вакцина Солка. Всем детям сделали прививки. Матчи Юношеской лиги возобновились. Страх, державший нас дома, улетучился, мы снова стали общаться, как раньше. Эпидемия закончилась. С тех пор я больше не сталкивался со случаями заболевания полиомиелитом.

Джонас Солк был моим кумиром в школьные годы и долго оставался им, уже когда я работал психологом. Его принцип «знание не ради знания, а ради исцеления» я взял за образец. Вводя в организм детей крошечные дозы вируса, Солк тренировал иммунные системы на сопротивляемость полиомиелиту. Он опирался на иммунологию — направление в науке, быстрыми темпами набиравшее популярность, — победив с ее помощью опаснейшую эпидемию нашего времени.

Я встретился с Джонасом Солком в 1984 году, и эта встреча изменила мою жизнь. Случай познакомиться представился нам в ходе пылких дискуссий между авторитетными психологами и иммунологами по вопросу перспектив очередной молодой дисциплины с неуклюжим названием «психоневроиммунология». Меня пригласили на эту конференцию потому, что в 1960-е годы я помог сформулировать концепцию «выученной беспомощности».

Приступая в 1964 году в Пенсильванском университете к диссертации по экспериментальной психологии, я был охвачен дерз-кими мечтами. Мне хотелось понять тайны психологии, которые держат человека в силках и множат человеческие несчастья. Я выбрал экспериментальную психологию, поскольку был уверен, что эксперимент — лучший способ найти корни психологической боли, «препарировав» ее в лаборатории, а затем определить средства ее лечения и предотвращения. Я решил работать в лаборатории Ричарда Соломона, одного из ведущих мировых специалистов в области теории научения. С животными я стал экспериментировать потому, что считал неэтичным исследовать причины психологической боли на людях.

Придя в лабораторию, я застал там странную картину: в комнате царила суматоха, люди бегали, суетились; животные же, напротив, буквально застыли на месте. Аспиранты Соломона, как я узнал, пытались выяснить, каким образом страх вызывает адаптивное поведение-. Они ставили над собаками опыт по системе Павлова, посылая им определенный сигнал, который одновременно сочетался с электрическим разрядом. «Выключить» разряд собака могла бы, пробежав в противоположный угол камеры, в которую ее поместили. К досаде аспирантов, собаки не старались избежать разряда — они сидели и не шевелились. Эксперимент застопорился, поскольку животные не поступали так, как от них ожидали, т. е. не убегали от шока.

Для меня же пассивность животных была не помехой, а феноменом, который предстояло изучить. Именно в ней таилась суть человеческой реакции на бесчисленные неконтролируемые события, которые с нами происходят, — сдаться без единой попытки противодействия. Если бы психология могла пояснить данное явление, то человеческую беспомощность можно было бы излечивать или даже предотвращать.

Вместе с коллегами Стивом Мейером и Брюсом Оувермиром я провел последующие пять лет, изучая беспомощность и разрабатывая средства для ее преодоления. Мы обнаружили, что вовсе не сам шок, а невозможность реагировать на него вызывала симптомы поведения, наблюдавшиеся у собак. Мы можем лечить беспомощность, если доведем до сознания животных, что их поступки приводят к результату, и предотвращать беспомощность, если у них будет опыт контроля над ситуацией.

Концепция выученной беспомощности произвела фурор. Психологи, придерживавшиеся теории научения, расстроились. Будучи бихевиористами, они считали животных и людей машинами, действующими по схеме «стимул — реакция», неспособными научиться абстрактному мышлению. Выученная же беспомощность предполагала знание о том, что «от моих действий ничего не зависит» — абстракцию слишком умозрительную (когнитивную) для теории научения по модели «стимул — реакция». У клинических психологов- выученная- беспомощность вызвала интерес своим сходством с депрессией. В лаборатории беспомощные животные и люди — пассивные-, вялые, грустные, потерявшие аппетит, неспособные разозлиться — казались такими же, как и пациенты с депрессией. Я исходил из того, что выученная беспомощность является моделью депрессии и что любое средство, помогающее преодолеть беспомощность, которое мы откроем в лабораторных условиях, будет излечивать от настоящей депрессии.

Рассматривая в конце 1970-х годов выученную беспомощность как разновидность депрессии, мы обнаружили, что пессимисты более склонны к беспомощности. У данной группы больше и вероятность впасть в депрессию. Оптимисты, наоборот, сопротивляются беспомощности и не пасуют перед неразрешимыми проблемами и неизбежными неприятностями. Этот проект — выявление людей с особой склонностью к пораженчеству и депрессии и обучение их сопротивляться беспомощности — занимал меня и день и ночь. Я находился в его власти до самого знакомства с Джонасом Солком.

Уже на следующий день после знакомства он пригласил меня пообщаться. Спросил о моих исследованиях и планах. Я изложил ему концепцию выученной беспомощности. Объяснил, как пессимизм лишает человека сил противостоять депрессии и даже снижает степень сопротивляемости физическим заболеваниям. Так совпало, что именно в тот день исполнилось тридцать лет первому испытанию вакцины против полиомиелита, и доктор Солк был в приподнятом- настроении. «Если бы я сейчас был начинающим ученым, я бы все равно занимался иммунизацией! — воскликнул он с широкой улыбкой. — Только вместо прививок детям я бы выбрал ваш подход. Я бы делал психологические прививки. И проверял бы, могут ли эти психологически вакцинированные ребята успешнее сопротивляться душевным, да и физическим болезням!»

Ребенок-оптимист — Селигман Мартин (скачать)

(это ознакомительный фрагмент книги, ~20%)

Человек-оптимист находит позитивную сторону в любом вопросе или ситуации, тем самым ощущает себя в разы счастливее, чем окружающие его люди. Любой взрослый человек скажет, что оптимист намного счастливее в нашем мире, чем любой другой человек. Человек-оптимист способен во всех ситуациях увидеть положительную сторону , и как следствие, такие люди более счастливые. Последнее время многие родители задаются вопросом: «Как воспитать малыша оптимистом ?».

Ребенок-оптимист. Как вырастить по проверенной программе

Ранее психологи придерживались мнения, что если уж человек родился , то его не исправить. В настоящее время все больше психологов придерживаются противоположной точки зрения. Каждый человек рождается со своим характером , но мировосприятие формирует семья . Таким образом, если у вас в семье принято негативно отзываться обо всем, что происходит: изменение расписания в школе, необходимость в помощи по уборке класса или в садике группы. Со всей долей негатива высказываете свое мнение на этот счет – рассчитывайте, что ребенок тоже вечно будет недовольным и никакие обстоятельства не позволят ему искать положительные стороны в любых изменениях в жизни. Но каждый родитель понимает, что оптимисту жить гораздо приятнее, что ему любые проблемы кажутся простыми. В связи с этим – все хотят помочь малышу и вырастить его с оптимистичным взглядом на жизнь. Психологи собрали пять основных правил , которые помогут стать счастливее не только детям, но и родителям.

Хватит жаловаться

Только родители формируют мировосприятие у своего ребенка, поэтому очень важно понимать, что слышит ребенок каждый день. Если мама и папа при общении с ребенком использует такие фразы как: «опять опоздали», «сегодня был плохой/тяжелый день», «сегодня тебе не повезло», «не надо пробовать, у тебя не получиться» и так далее, рекомендуем избавиться от таких фраз. При постоянном сосредоточении ребенка на грустных мыслях или на неудавшемся действии – это .

Попробуйте заменить привычные грустные фразы на позитивные: «отличная песня», «на работе получила интересный проект», «в магазине купили вкусный йогурт». Учите ребенка искать хорошее в любой ситуации. Даже если вы оба понимаете, что получается сейчас не очень – найдите что-то хорошее в этом.

Одобрять умеренный риск

Любой психолог скажет, что очень важно дать возможность ребенку совершать собственные поступки и приобретать свой опыт путем проб и ошибок. Получение собственного опыта – самый короткий путь к радости и развитие такого навыка, как умение достигать обозначенной цели.

Разрешите ребенку самостоятельно уйти на детскую площадку, попробовать залезть на дерево, отпустите ребенка с ночевкой к его друзьям. Когда ребенок может самостоятельно принимать решение, когда ребенок будет пробовать все новое (в рамках разумного), тогда родители будут чаще слышать: «Мам, у меня получилось! Я сделал это!». Осознанная самостоятельность дает уверенность и счастье маленькому человеку. Важно конечно знать и понимать границы дозволенного, но это вы должны будете обозначить сразу. А уж как будет действовать в этой ситуации ребенок – будет зависеть от степени его самостоятельности. Поэтому в определенных пределах просто отпустите его!

Прощаемся с «курицей-наседкой»

В наше время многие родители так вживаются в роль «курицы-наседки» , что перестают понимать, когда нужно отключить тотальный контроль . Малыш не поделил формочки для песка в песочнице – дайте пять минут детям разобраться самостоятельно. Наблюдая за подобными ситуациями на площадках мы видим обратное. Мамы моментально налетают на детей и растаскивают их по углам песочницы, так и не дав детям возможность приобрести свой опыт решения конфликтных ситуаций. Иногда маме стыдно за невоспитанность сына, но в данном случае не факт, что вторая половина конфликта знает как себя вести. Поэтому важно деткам самим попадать в подобные ситуации и искать свой выход.

Ребенок должен сам понять, принять, проанализировать ситуацию и потом принять решение . Возможность самостоятельного понимания ситуации и её контроля – вот залог хорошего настроения ребенка . Самостоятельно решенная ситуация дает уверенность в своих сила, а это и есть оптимизм. Оптимизм нужно воспитывать и закалять, как характер!

Не сдаваться

Дети, в силу отсутствия опыта и страха неудачи зачастую предпочитают сдаться раньше времени. Когда при посещении секции/кружка/студии у ребенка не получается достичь нужного результата, или просто трудно, ребенок говорит: «я глупый», «я хожу уже год, а у меня ничего не получается», «у меня кривые ноги, поэтому футбол это не мое», « у меня короткие пальцы, я не стану пианисткой», и так далее. Такие ситуации не редки, ведь идя в секцию малыш в своих фантазиях видит себя уже в роли гуру или, как минимум, примой оперного театра.

Понимать реальность

Многие люди считают, что оптимизм это некая форма восприятия мира в розовых тонах. Большая часть людей считают, что оптимист приукрашивает мир . Это не правда. Оптимист хорошо понимает реальность , и радуется как раз тому, что смог получить максимальный результат, который он мог получить из того, что есть.

Иногда ребенок не в состоянии извлечь из реальной ситуации максимум пользы, потому что ему не хватает жизненного опыта . Семья переехала из одного района города в другой, ребенок , ведь на старом месте у него было много друзей на площадке. В такой ситуации ребенку достаточно показать пути решения . Провести разговор с малышом, в котором объяснить, что переезд это не так уж и плохо, ведь у ребенка остались старые друзья, а если сходить на новую детскую площадку, можно завести еще и новых друзей. Показывая ребенку пути решения его проблем, родители всегда могут настроить свое чадо на оптимистичный лад . А такое принятие ситуации очень важно для растущего карапуза!

Мартин Селигман "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера"

Уже более тридцати лет назад, исследовав связь между пессимизмом и оптимизмом Селигман выдвинул некую теорию о том, что связь как раз есть. В случае положительного опыта, пережитых приятных эмоций – у детей формируется оптимистичное мировосприятие. И наоборот. Если опыт негативный, то и настроение аналогичное.

Селигман считает, что ребенка оптимистом надо взращивать с пеленок. Поэтому чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что у вас вырастет ребенок-оптимист ! Автор называет эту методику "прививкой" от депрессии. И правда, в жизни его ждет столько разочарований и невзгод, что учиться жить, порой в нескончаемой череде неудач, лучше с оптимистичным взглядом на них.

В книге про ребенка оптимиста вас жду ответы на вопросы, как и зачем сформировать у ребенка позитивное отношение к ситуациям, можно будет пройти тест на оптимизм , а также вы узнаете, как именно помочь своему чаду изменить негативное отношение на позитивное.

Полезное видео

Видео-обзор по известной программе Мартина Селигмана о том, как вырастить ребенка-оптимиста

Итоги

Что такое оптимистичный взгляд на жизнь? Оптимизм дает возможность искать разные варианты решения жизненных проблем и ситуаций. Оптимизм – это уверенность в том, что все получится.

Дети копируют модель поведения с родителей. Показывайте правильный пример восприятия ситуации ребенком, и ваше чадо вырастет оптимистом.

Фото и видео: свободные источники Интернет