Ребёнок - библейская этимология.

Читаю происхождение слова "ребёнок" и чувствую, что в данном случае этимология, мягко выражаясь, "притянута за уши". "В XII в. это слово имело форму робенок и являлось уменьшительным от робя , которое находится в тесном родстве с существительным раб (см.)." Типа, "в древнерусском «робя» значило «маленький раб»".

Ну, положим, что так оно и есть. А как насчёт слова "чадо" (англ. child)? На том же сайте сказано, что слово "чадо" образовано от исчезнувшего глагола чати , имеющему ту же основу; что и зачать . Ну, конечно, со словом "чадо" связано же "чадородие"!

Так может и слово "ребёнок" связано с зачатием? Например, мы пишем, и в результате у нас получается "письмо". Точно также мы ебёмся, и в результате нашей ебли у нас получается "ебёнок ". А буква "р" впереди этого слова была приставлена позднее, уже в христианские времена, чтобы слово не резало слух.

Древние язычники жили по поговорке "что естественно, то не безобразно"; христиане же стали стыдиться секса и всего, что с ним связано. Приведём один наглядный пример подобных исправлений. У древних греков финикийская буква "алеф" стала называться "альфой" и её изображали в виде беременной женщины, из чрева которой происходит весь буквенно-числовой ряд "от альфы до омеги". В православной аскетической культуре выпуклый "животик" буквы Азъ стали прикрывать платьицем или передником.

Обращение с детьми как с рабами - это всё-таки примета Нового времени. При этом сразу вспоминается использование детского труда во время промышленной революции в Англии.

Но вот как-то не верится, что наши предки - древние славяне - относились таким же образом к детям. Это представление основано на прогрессистском мифе: чем старее, тем хуже. Однако на поверку оказывается совсем иная картина. Например, при раскопках верхнепалеолитической стоянки Сунгирь обнаружилось, что детская одежда имела больше украшений, чем одежда взрослого мужчины-охотника. Вряд ли детям шили бы такие дорогие одежды, если б к ним относились как к рабам.

Тут можно попробовать произвести этимологию слова "ребёнок" от "Ева". Hawwah объясняется в Бытии III, 20 как "мать всех живущих"; но это также может быть изменённая форма священного имени Хебат. Вполне возможно, что и слово "ебать" в древности тоже относилось разряду священных слов, - оттого оно и стало табуированным, запретным. В таких случаях появляются на свет близкие по смыслу слова, которые обозначают "то же самое", но по-другому. Например, как наши далёкие предки называли вот это животное -

Мы теперь и не знаем, а "медведь" - это всего лишь "мёд ведающий". Подлинное имя тотемного животного не называлось вслух, а использовалось иносказание.

По сообщению Геродота, (I, 198), "всякий раз после сообщения с женщиной вавилонянин воскуряет фимиам; в другом месте то же самое делает и женщина, с которой он сообщился" (цит. по: Розанов В. В. Религия и культура. - М., 1990, т. 1, с. 261).

То есть и мужчина, и женщина исполнены сознанием, что они совершили священнодействие . И. Зейберт в книге "Женщина на древнем Ближнем Востоке пишет: "Половое соединение считалось культовым священным действом и в своём сакральном значении не предполагало ничего непристойного или аморального" (цит. по: Вардиман Е. "Женщина в древнем мире". - М., 1990, с. 252).

Кстати, в японском фильме "Легенда о Нараяме" обыгрывается этот сюжет.

Так вот, вполне вероятно, что в древности сексуальные отношения происходили "не абы как", а для мужчин имели форму ритуального приобщения ("причащения") к Великой Богине, одним из имён которой было Хебат. И доныне религиозные люди совершают моление перед приёмом пищи, а после приёма пищи иногда бывает отрыжка. Примерно так же и здесь: после "ебли" иногда появляется "ебёнок", как "отрыжка", только не изо рта, а из другого похожего органа. То есть "ебёнок" от "Евы" (в славянских языках "б" и "в" взаимозаменяемы: Варвара - это Барбара), как яблочко от яблони. Ева - "евёнок" - "ебёнок" - "ребёнок". Возможно, матерный язык (то есть "язык матерей" эпохи матриархата, ставший непристойным в эпоху патриархата), называя ребёнка "пиздюком", то есть "уроженцем" женской вагины, лучше всего сохранил первоначальный смысл этого слова.

Тут у меня недавно появился новый "френд",

Сегодня возраст понимается как продолжительность времени от момента рождения человека до другого определенного момента времени (паспортный возраст, хронологический возраст). Мы не обращаем внимания на социальную (идеологическую) составляющую понятия – изменение положения индивидуума в связи с возрастными физическими и психологическими изменениями, по достижению определенного возраста человек необходимо включается в различные структуры общества.

Основной социальный справочник европейской цивилизации – Библия, Ветхий Завет предусматривал разную ответственность человека в связи с возрастом; например, к военной службе призывались юноши по достижению 20 лет; Чис. 1:3: «От 20 лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их». До 20 лет человек считался МАЛОЛЕТНИМ, к его проступкам относились снисходительно, т.к. он согласно общим представлениям действовал БЕЗ РАЗУМА. Идея заложена в стихе книги Числа 14:29: «В пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от ДВАДЦАТИ лет и выше, которые роптали на меня»; лиц моложе указанного возраста Господь, очевидно, щадил в связи с их неразумием.

Один из факторов УДИВИТЕЛЬНОГО ВЫЖИВАНИЯ еврейского народа в сложнейших политико-религиозных условиях – несозревших людей (проще говоря – дураков) не допускали к юридическим действиям. Талмуд (Устный Закон) отказывается от ТОТАЛЬНОГО определения совершеннолетия по достижению определенного года и делает упор на ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. Талмудисты считали, что физическая и умственная полноценность личности наступает одновременно с половой зрелостью, при нормальных условиях для юношей в возрасте 13 лет, а для девушек в возрасте 12 лет. Если совершеннолетие не будет достигнуто в указанном возрасте, то человек остаётся на положение МАЛОЛЕТНЕГО до 35 лет, зрелость определялась не исчислением лет, а наличием признаков взрослости, т.е. способностью лица совершать ЮРИДИЧЕСКИЕ действия.

Примерная возрастная периодизация человека и понимание возраста в Талмуде (трактат Авот), связанное с образованием и социально-правовыми отношениями:

Грудной период - 1 месяц - 1 год.
- Детство - мальчики до 12 лет, девочки – до 11 лет; согласно трактату Авот («Отцы», V, 21): в 5 лет изучение Святого Писания; в 10 лет – изучение Мишны (основные религиозные предписания).
- Подростковый период: юноши до 16 лет; девушки до 15 лет: в 13 лет – Заповеди, исполнение религиозных (а соответственно и социальных) обязанностей; в 15 лет – изучение Талмуда.
- Юношеский период: юноши 23 год; девушки 21 год; изучение Талмуда: 18 лет – хупа (женитьба); в 20 лет – избрание рода занятий.

1) Существующая этимология

А) Викисловарь, РЕБЕНОК

Корень: -реб-; суффикс: -ёнок.
Значение: человек до начала полового созревания; детёныш человека; сын или дочь по отношению к своим родителям; человек, отличающийся наивностью и неопытностью.

Этимология по Максу Фасмеру
Формы ед. ч. происходят от др.-русск. робя, мн. робята, робъ «раб». Ср.: ст.-слав. рабъ (др.-греч. doulos (раб)), робъ - то же, болг. роб «раб», сербохорв. роб (род. п. роба), словенск. rob (род. п. roba), чешск. rоb «раб». Из праслав. формы *orbъ, от которой в числе прочего произошли: вост.-слав. и зап.-слав. rоbъ, ю.-слав. rаbъ. Ю.-слав. формы на -о-, вероятно, заимств. из придунайских районов. Русск. *реб- получено из *роб- в результате стар. ассимиляции гласных. Исходной формой было *orbe (род. *orbete). Родственно лат. orbus «осиротевший», греч. orfanos (сиротство) - то же, арм. оrb (основа на -о) (род. п. оrbоу) «сирота», готск. arbi ср. р. «наследство», arbja м. «наследник», греч. orfovotai epitropoi orfanon (Гесихий)), ирл. orbe «наследство», др.-инд. arbhas «маленький, мальчик». Ср. раб, паробок. Знач. «раб» могло развиться из «сирота», потому что первонач. сироты выполняли наиболее тяжелую работу по дому… Нельзя выдвигать праслав. праформу *reb-, вопреки Мейе (МSL 14, 383), Микколе (Ваlt. u. Slav. 39), а также *rbho-, вопреки Педерсену (KZ 38, 313); см. Соболевский, там же.

Б) Словарь русского языка XI-XVII в. Академия Наук, М., 1997

РОБЕНОКЪ. 1. Ребенок. А воръ Зарутцкой зъ жонкой и съ РОБЕНКОМЪ прибежал в Астарахань. Посольство Барятинского, 1619 г. 2. Мальчик, подросток. Привелъ в приказную избу … трехъ робенковъ тынгускихъ: … один Жакжаулъ одиннадцати лътъ, а другой … осьми лътъ, а третий … шти лътъ. ДАИ, 1679. 3. Парень юноша. 4. Работник.

РОБЯТА. множ. к РОБЯ и РОБЕНОК. 1. Дети, с 1487 г. 2. О детях и подростках мужского пола. 1496-1504 гг.
РОБЯ. Ребенок, 1613 г.
РЕБЕНОКЪ. Ребенок. С 1653 г.

В) В других толковых и этимологических словарях аналогично.

Г) Обобщение и выводы
Макс Фасмер выводит термин РЕБЕНОК из мифического ПРАславянского - ORBЪ, объяснение термина ЗАПУТАНО различными ссылками на десяток языков, якобы имеющих связь с термином. Невозможно понять – какое ЗНАЧЕНИЕ (смысл) Фасмер вкладывает в это слово, с одной стороны вроде «РАБ», с другой стороны – «СИРОТА»; объяснение составлено в НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ форме, как впрочем, и все комментарии Фасмера. Совершенно не учитывается иудеохристианская организация европейского общества, других массовых носителей письменного знания не существовало вплоть до Нового времени.

Подобный термин упоминается в Повести временных лет - "унуки" (внук) = иврит - ТИНОК ребенок, младенец, ЙАНУКА ребенок. Понятие РЕБЕНОК фиксируется в русских актах и церковной литературе с XV века, общее значение – подросток, юноша; у В. Даля – ребёнок, «зовут младенца, отрока до юношества».

Вывод
Понятие РЕБЕНОК является заимствованием из сакрального языка иудеохристианства – иврита, необходимо «связать» слово с терминологией и образами иудаизма.

2) Этимология иврита и образы иудаизма

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – РЕБЕНОК = РЕ+Б+ЕНОК.

А) РЕ+Б+ЕНОК
Возрастная градация детей осуществлялась по мере их физического и психического развития; общий корень = Й.Н.К., ЙНАК сосать, впитывать, черпать (силы, средства, мысли); в разной огласовке образует понятия: младенец, отпрыск, мальчик, ребенок, детство, ребячество.

РЕИА внешний вид, наружность; или РЕА помысел, склонности, мысль, намерение + Б связка (предлог В) корней + ЙНОКА грудной младенец, ребёнок; т.е. сознание (помысел) младенца, человек находящийся в периоде формирования физического тела и психики.

Б) РЕБ+ЕНОК
РАБА (арам.) большой + ЙНОКА грудной младенец, ребёнок; т.е. большой младенец, физически развит (может участвовать в домашнем хозяйстве), психически должен находится под контролем - с умом младенца.

В) Образы иудаизма

Исаия 11:8: «И младенец (ЙНК) будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи».

Числа 11:12: «разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка (ЙНК), в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?».

Плач Иеремии 4:4: «Язык грудного младенца (ЙНК) прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им».

Втор. 32:25: «извне будет губить их меч, а в домах ужас - и юношу, и девицу, и грудного младенца (ЙНК), и покрытого сединою старца.

Псалом 8:3: «Из уст младенцев и грудных детей (ЙНК) Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя».

3) Подобная терминология в других европейских языках

Английский – ЯНКИ (сосунки)
Кличка американцев – янки (Yankee, yank), так называли колонистов английские солдаты, намекая на молодость (сосунки) складывающейся американской нации. В 1758 году британский генерал Джеймс Вульф употребил это слово по отношению к своим солдатам - уроженцам Новой Англии, с этого времени и берёт своё условное начало слово «янки», сначала термин носил пренебрежительный, неуважительный оттенок и применялось преимущественно британцами к коренным жителям Новой Англии; термин до сих пор не дешифрован.

Болгарский – Юнак
Стройный юноша, молодец = ивр. ЙАНУКА, ЙАНИК ребенок;

Венгерский язык - Unok|a внук, внучка = ивр. ЙНУКА грудной младенец, ребенок; ТИНОК младенец, ребенок.

Немецкий язык - Enkel внук; Enk+el = ивр. ЙНУКА ребенок, младенец; продолжительность жизни в средневековье была короткой, редко кто доживал до 50 лет (еврейский юбилейный год), дед видел внука в возрасте младенца, ребенка, откуда и оформился термин.

Португальский язык – crian;a РЕБЕНОК; испанский - nico; cr+ian;a, очевиден еврейский корень Й.Н.К.

Очевидно, что на философское осмысление европейцами категории ВОЗРАСТ и сопутствующих представлений повлияла лексика иврита и идеи иудаизма (библейские понятия и образы), возрастные понятия «привязаны» к общественным функциям человека «созревшего» для их исполнения.

В данной категории отчетливо видна ИСКУССТВЕННОСТЬ европейских языков, понятия не создавались через расширение племенного лексикона, а прямо заимствовалось из языка Бога и «подгонялись» под фонетические особенности племенной речи. На территории где господствовало иудеохристианство всегда «под рукой» был справочный аппарат – еврейская община с высокообразованными теологами, лингвистами, переводчиками и необходимая справочная литература. В истории отмечены случаи, когда римские понтифики консультировались у выдающихся еврейских теологов (раввинов), у каждого епископа в близком окружении были евреи: врачи, алхимики, финансисты, переводчики, дипломаты и т.д.

род. п. -нка, мн. ребя́та, диал. робёнок, робя́та, др.-русск. робя, мн. робята, робъ "раб", ст.-слав. рабъ δοῦλος, робъ – то же (Супр.), болг. роб "раб", сербохорв. ро̏б, род. п. ро̀ба, словен. ròb, род. п. róba, чеш. rоb "раб".

Праслав. *orbъ дало вост.-слав. и зап.-слав. rоbъ, ю.-слав. rаbъ. Ю.-слав. формы на -о-, вероятно, заимств. из придунайских районов; см. Нахтигал, Akzeпtbew. 271 и сл. Русск. *реб- получено из *роб- в результате стар. ассимиляции гласных. Исходной формой было *orbę, род. *orbęte; см. Соболевский, Лекции 90; Преобр. II, 190. || Родственно лат. orbus "осиротевший", греч. ὀρφανός – то же, арм. оrb (основа на -о), род. п. оrbоу "сирота", гот. arbi ср. р. "наследство", arbja м. "наследник", греч. ὀρφοβόται ̇ ἐπίτροποι ὀρφανῶν (Гесихий), ирл. orbe "наследство", др.-инд. árbhas "маленький, мальчик"; см. Педерсен, Kelt. Gr. 1, 32, 117 и сл.; Ягич, AfslPh 13, 292; Миккола, Ursl. Gr. 89 и сл.; Траутман, ВSW 12; Торп 19; Хюбшман 423. Ср. раб, па́робок. Знач. "раб" могло развиться из "сирота", потому что первонач. сироты выполняли наиболее тяжелую работу по дому; см. Янко у Гуйера (LF 40, 303 и сл.). Сближение с лит. dárbas "работа" (Бецценбергер, GGA, 1896, 956) сомнительно. Нельзя выдвигать праслав. праформу *reb-, вопреки Мейе (МSL 14, 383), Микколе (Ваlt. u. Slav. 39), а также *r̥bho-, вопреки Педерсену (KZ 38, 313); см. Соболевский, там же.

Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

РЕБЕНОК ударение, формы слова, синонимы к РЕБЕНОК , что такое РЕБЕНОК , РЕБЕНОК это, значение слова РЕБЕНОК , происхождение (этимология) РЕБЕНОК в других словарях

+ РЕБЕНОК ударение, формы слова - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

+ РЕБЕНОК - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

+ РЕБЕНОК - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

РЕБЕНОК это

ребенок

РЕБЁНОК, -нка, в знач. мн. ч. употр. дети, -ей и (разг. ) ребята, -ят, м. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Грудной р. Р. дошкольного возраста. В семье двое детей. Как маленький р. кто-н. (неопытен или наивен, доверчив). Он уже не р. (о том, кто повзрослел, взрослеет). Ребёнку ясно (о чём-н. совершенно очевидном). Взять ребёнка из детдома (усыновить). Дом ребёнка (лечебно-профилактическое учреждение для содержания малолетних до 3 лет детей, лишённых возможности воспитываться в семье).

| уменьш. -ласк. ребёночек , -чка, м. ; мн. ч. ребятишки , -шек, -шкам; ребятки , -ток, -ткам.

| прил. ребячий , -ья, -ье (разг. ). Р. возраст.

+ РЕБЕНОК синоним - Словарь русских синонимов

РЕБЕНОК синоним

ребенок

Синонимы:

малышка, голышка, голопуз, отпрыск, сосун, малолетний, клоп, малолеток, малолетка, под стол пешком ходит, неждачник, ребеночек, мальчонка, детка, девочка, чайлд, мальчуга, голыш, пузырь, ползунок, хлебогрыз, дитятко, карапет, дочка, малыш, маленький, самовар, кнопка, мелочь пузатая, сынишка, сын, сынок, кровь от крови, детище, карапуз, дошкольник, пеленашка, лялька, бутуз, кроха, беби, мальчуган, кровинка, малец, малявка, дочурка, пискун, птенец, бастрюк, младенец, дитя, чиграш, спиногрыз, первенец, пискля, ползун, мальчик, мальчишка, порождение, грудничок, первеница, киндер, плоть и кровь, плоть от плоти, кость от кости, плод, сопля, рожоное дитя, дите, грудняк, (грудной, титечный) (ребенок, младенец), дитенок, ангельская душка, малютка, ребятенок, пупс, чадо, чертенок, крошка, эскиз, детуля

+ РЕБЕНОК - Малый академический словарь русского языка

РЕБЕНОК это

ребёнок

Нка, мн. ребята, -бят,

также в знач. мн. употр. дети (см. ребенокСинонимы:

бастрюк, беби, вундеркинд, голопуз, голыш, голышка, девочка, детище, детка, детуля, дитя, дитятко, дочка, дочурка, дошкольник, карапуз, киндер, кнопка, кровинка, кроха, крошка, лялька, малец, малолетка, малолеток, малыш, малышка, мальчик, мальчишка, мальчонка, мальчуга, мальчуган, малютка, малявка, младенец, отпрыск, плод, ползунок, порождение, птенец, пупс, ребеночек, ребятенок, сосун, сын, сынишка, сынок, чадо

Ребёнок . В XII в. это слово имело форму робенок и являлось уменьшительным от робя , которое находится в тесном родстве с существительным раб (см.). Новое значение слова развилось из старого - «слабый», «робкий».

Ребёнок . Вот беда какая: такое хорошее, милое слово, а по происхождению связано с отвратительным «раб»! В древнерусском «робя» значило «маленький раб», «дитя роба». Но ведь «раб » (см. это слово) означало тогда «сирота». Постепенно «робенок» получило значение просто «дитя», а в «ребенок» оно превратилось под воздействием так называемой ассимиляции: один звук при этом становится подобным другому, соседнему или близкому. Еще в праславянском языке в исходной форме «орбе» звук «о» уподобился конечному носовому звуку «ę».

род. п. -нка, мн. ребя́та, диал. робёнок, робя́та, др.-русск. робя, мн. робята, робъ «раб», ст.-слав. рабъ δοῦλος, робъ - то же (Супр.), болг. роб «раб», сербохорв. рȍб, род. п. ро̀ба, словен. ròb, род. п. róba, чеш. rоb «раб» Праслав. *orbъ дало вост.-слав. и зап.-слав. rоbъ, ю.-слав. rаbъ. Ю.-слав. формы на -о-, вероятно, заимств. из придунайских районов; см. Нахтигал, Akzeпtbew. 271 и сл. Русск. *реб- получено из *роб- в результате стар. ассимиляции гласных. Исходной формой было *orbę, род. *orbęte; см. Соболевский, Лекции 90; Преобр. II, 190. || Родственно лат. orbus «осиротевший», греч. ὀρφανός - то же, арм. оrb (основа на -о), род. п. оrbоу «сирота», гот. arbi ср. р. «наследство», arbja м. «наследник», греч. ὀρφοβόται ̇ ἐπίτροποι ὀρφανῶν (Гесихий), ирл. orbe «наследство», др.-инд. árbhas «маленький, мальчик»; см. Педерсен, Kelt. Gr. 1, 32, 117 и сл.; Ягич, AfslPh 13, 292; Миккола, Ursl. Gr. 89 и сл.; Траутман, ВSW 12; Торп 19; Хюбшман 423. Ср. раб, па́робок. Знач. «раб» могло развиться из «сирота», потому что первонач. сироты выполняли наиболее тяжелую работу по дому; см. Янко у Гуйера (LF 40, 303 и сл.). Сближение с лит. dárbas «работа» (Бецценбергер, GGA, 1896, 956) сомнительно. Нельзя выдвигать праслав. праформу *reb-, вопреки Мейе (МSL 14, 383), Микколе (Ваlt. u. Slav. 39), а также *r̥bho-, вопреки Педерсену (KZ 38, 313); см. Соболевский, там же.

Происхождение слова