Реактивное проактивное интерактивное поведение компании. Реактивная и проактивная модели поведения в бизнесе

Из книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективной личности».

Проактивность

Мы привыкли к тому, что вся деятельность называется активностью. Автор книги подразделяет активность на: реактивность и проактивность. В чем же их существенная разница?

Когда в своих жизненных ситуациях вы пассивно реагируете на внешние условия - вы проявляете реактивность . Например: на вас накричал ваш начальник, соответственно у вас ухудшилось настроение; ваз обрызнул проезжающий мимо автомобиль - вы чувствуете гнев. Во всех этих случаях ваша реакция была мгновенной и она не находилось под вашим сознательным контролем.

Реактивные люди - это люди обстоятельств, в жизни они плывут только по течению, их эмоции зависят от того, как лягут карты в этот день. У них нет внутренней опоры, и соответственно их устойчивость нестабильна.

Основная идея книги «7 навыков высокоэффективной личности» состоит в том, что в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность - возможность ВАШЕГО ВЫБОРА. Ваши жизненные обстоятельства все так же происходят зачастую не зависимо от вашей воли, но теперь вы обладаете сознательным выбором, вы можете выбирать, как реагировать на них - это и есть проактивность.

Теперь у вас появляется надежный фундамент - ваш выбор, который, как штурвал на корабле, определяет направление вашего движения. Вы тот, кто стоит у штурвала.

Что меняет проактивное поведение?

Теперь весь ваш мир делится как бы на две сферы: сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять (здесь вы ведете себя реактивно), и сфера событий, находящаяся под вашим контролем (здесь вы проявляете проактивность).

Именно от того, куда направляете вы большую часть своего внимания и своих действий, зависит ваш успех в жизни. Проактивный человек всегда направляет свои усилия на зону своего влияния, тем самым расширяя постепенно свои возможности. Он не волнуется и не нервничает по поводу подорожания цен на нефть и бензин (если он не имеет прямой возможности как-то повлиять на них), вместо этого он заботится о том, как повысить свой доход, чтобы это повышение цен на него не повлияло, он смещает акцент своего внимания.

Концентрируясь на сфере своих возможностей, вы ощущаете больше силы и уверенности, так как вы способны изменить ту ситуацию, которая возникла. Больше нет чувства безнадежности, нет чувства подавленности и неспособности что-либо изменить. Теперь вы властелин собственной судьбы - само это ощущение добавляет сил и смещает вашу жизнь в положительную сторону, вы становитесь оптимистом.

Проактивность распространяется не только на сферу ваших действий, но и на сферу ваших эмоций. Заметьте, когда вы узнали о повышении цен на бензин, вы предприняли проактивные действия вместо того, чтобы винить саму ситуацию, политиков и олигархов, вы решили взять под контроль свои действия. В этот же самый момент вы обладаете возможностью выбрать свою эмоциональную реакцию.

Задайте себе вопрос: «Хочу ли я беспокоиться по поводу повышения цен на бензин? Хочу ли я испытывать негодование?Хочу ли я испытывать негативные эмоции, которые помешают мне насладиться этим днем?». Вы властелин не только своих действий, но и своих эмоций. Управляя ими, вы становитесь центром своей жизни, теперь вы капитан, ваш корабль больше не плывет по течению, руль в ваших руках.

Давайте обратимся к моему личному опыту.

Раньше, приходя с работы, я чувствовал себя довольно вяло после 8 часов, проведенных за компьютером. Я чувствовал отсутствие желания делать что-либо, чувствовал полное отсутствие энергии к чему-либо. Проводя вечера в бесцельной деятельности, я ощущал недовольство по поводу собственной лени, я хотел заняться чем-то более плодотворным, чем просмотр передач по телевизору. Но тогда, вместо того, чтобы предпринять что-либо, я винил свою работу во всем. «Моя работа просто меня выматывает. У меня больше нет ни на что сил», — вот какие мысли были у меня в тот момент. Состояние, наполненное негативными мыслями, ленью и отсутствием энергии продолжалось довольно долго пока…

Пока я не проявил проактивность и не задал следующий вопрос: «Как я могу повысить свой тонус и справиться с ленью и апатией?»

Вместо того, чтобы пенять на ситуацию, я задался вопросом о том, как ее изменить. С того дня я начал заниматься спортом 3 раза в неделю, сначала было сложно, так как сил явно не хватало для того, чтобы даже просто себя заставить делать какие-либо упражнения. Но с этим я справился.

Эффект этого оказался намного значительнее, чем я думал. Я не только стал более энергичным, приобрел стройное и физически сильное тело, но и стал ощущать гораздо больше сил в отношении других дел. Даже на работе теперь я чувствую себя гораздо более энергичным, так как лучше высыпаюсь по ночам.

В этом примере мои проактивные действия начались с постановки правильного вопроса, направленного на решение проблемы. Я направил свое внимание на сферу своих возможностей. Я не мог уменьшить свой рабочий день, но мог изменить свой вечер так, чтобы ощущать больше энергии, и я сделал это.

На самом деле, последствия от такого изменения выходят далеко за видимые пределы. Я расширил свою область возможного, теперь я могу заполнить свой вечер насыщенной деятельностью и чувствую себя при этом гораздо энергичнее. Я уверен, что в будущем эта способность может очень пригодиться мне. Никто не знает своего будущего в точности, поэтому очень важно иметь дополнительные козыри.

Хотел бы привести еще один пример, связанный с другой проблемой — проблемой нехватки времени. Эта проблема известна всем и очень многие на нее жалуются (проявляя при этом реактивность).

У меня было большое желание улучшить свой английский и поплотнее заняться теорией перевода, а также начать изучение второго языка - французского. Но откуда взять время на все это? У всех нас есть свои домашние дела. Я не хотел рвать отношений с моей девушкой, я не собирался проводить время за книгами в ущерб тому времени, что мы проводили вместе. Какой же выход? Выход есть всегда, и я его нашел.

Я начал вставать на час раньше перед работой для того, чтобы почитать методические указания по переводу с английского языка на русский. С начала я не мог четко придерживаться этого режима, он на меня давил, но постепенно это вошло в привычку, и теперь вставать рано не составляет для меня больших усилий.

Во время обеда на работе я учу французский, это примерно 30 минут каждый день. Кому-то это может показаться каплей в море, но на самом деле это не так. Хотя изучение французского в таком режиме немного затягивается, но я уверен, что через 1-2 года я буду говорить на нем бегло. Полчаса в день гарантируют то, что я буду знать этот язык, а это все, что мне нужно.

Кстати, проявление проактивности в этом случае дало положительные побочные результаты. Теперь, еще до того как отправиться на работу, я занимаюсь любимым делом, а это значительно улучшает мое настроение не весь день, я ощущаю больше радости. В течение четырех месяцев я сумел посвятить английскому языку более 400 часов, за это время я узнал очень многое, и существенно улучшил свои знания. Плюс к этому, теперь я знаю, как много времени я могу выделить на какую-либо деятельность, если это потребуется.

Я развил в себе способность заниматься ежедневно и целенаправленно, а это гарантия успеха в делах, настоящих и будущих, а так же понимание того как стать лучше и эффективнее. Это, в свою очередь, подкрепляет мою уверенность в собственных силах - возникает положительная обратная связь.

…все в жизни поворачивается к лучшему - вот такое ощущение каждый день.

Как стать проактивным.

Проактивных и реактивных людей отличает главным образом их отношение к действительности и то, на чем они акцентируют свое внимание. Давайте приведем присущие этим людям высказывания, чтобы понять разницу (взяты из книги «7 навыков высокоэффективной личности»)

Высказывания реактивных людей:

— Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени;

— Я не знаю с чего начать;

— У меня нет необходимой информации;

— Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю;

— У меня нет необходимых связей;

— У меня нет денег, чтобы начать это дело;

— Они все равно не поддержат мое предложение;

— Никому это не надо;

Высказывания проактивных людей:

— Как я могу выделить время для этой деятельности?

— Где я могу получить необходимую информацию?

— Как я могу узнать об этом больше?

— Как я могу приобрести необходимые мне связи?

— Где я могу получить необходимые финансовые средства?

— Как я могу заручиться их поддержкой?

— Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?

— Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Как мы видим разница довольно существенная. Реактивные люди в подавляющем своем большинстве ссылаются на причины невозможности чего-либо. При этом они выражают свои высказывания в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.

Проактивные же люди делают акцент на том, что возможно изменить в сложившейся обстановке. Какие действия они должны предпринять для этого? Проактивность - это акцент на своих способностях повлиять на ситуацию. Поэтому самосовершенствование для проактивной личности — процесс непрерывный. Теперь вы уже знаете довольно много о проактивности и, как я надеюсь, готовы начать…

Как всегда, начинать надо с малого. Следующие 30 дней выполняйте простое упражнение: следите за своими реактивными высказываниями; задавайте себе вопросы: «А как я могу изменить эту ситуацию?». В любой ситуации, требующей разрешения, ищите те ее стороны, на которые вы можете повлиять.

Как видите, Стивен Кови даже не призывает к действиям, было бы слишком сложно измениться в одночасье и сразу стать проактивным. Приведенное выше упражнение поможет вам постепенно сместить акцент своего внимания с того, что вы изменить не в силах, на то, что вы можете сделать - это и есть первый шаг в направлении проактивности.

По собственным наблюдениям могу отметить следующее: на каком-то этапе вы просто сами захотите начать действовать проактивно, когда вы увидите, сколько возможностей находится в ваших руках, вы просто не сможете сидеть, ничего не предпринимая. Ведь вы хотите улучшить свою жизнь, она для вас важна. ВЫ хотите быть счастливы - для этого необходимо быть деятельным и проактивными.

Поверьте, это не сложно. Все начинается с мышления, с вашего способа восприятия этого мира. Если ваше мышление проактивно, то ваши действия, рано или поздно, станут проактивными - вот тогда вы почувствуете разницу. Начните прямо сегодня. Быть проактивным, в первую очередь, означает действовать самому.

Дмитрий Балезин.


Проактивность – первый и самый знаменитый из семи навыков.

Я не ставлю целью пересказывать или делать конспекты книги – лучше Кови мне не рассказать. Но, я ставлю цель кратко, простыми словами попытаться выделить основы. Чтобы это запомнилось и надолго (лучше навсегда)) запечатлелось в мозгу. Я убедительно прошу вас внимательно читать написанное в теоретических статьях, ибо это сироп/экстракт. Правильное понимание теории – ведёт к правильному выполнению на практике.

Итак:

Пункт первый: есть всего две модели подхода к своей жизни – проактивный и реактивный.

Проактивность означает, что, будучи людьми, мы несем ответственность за свою собственную жизнь. Наше поведение зависит от наших решений, а не от нашего окружения. Мы можем подчинять наши чувства нашим ценностям. Мы инициируем происходящее и несем за это ответственность. Высокоэффективные люди не уклоняются от ответственности. Они не объясняют свое поведение обстоятельствами и непростой ситуацией. Их поведение есть продукт их собственного сознательного выбора, базирующегося на ценностях, а не продукт окружающих условий, основанный на чувствах.

Реактивность. Если наша жизнь стала зависеть от различных обстоятельств, то это потому, что мы - сознательно или нет - сделали свой выбор и позволили внешним силам управлять нами. Делая такой выбор, мы становимся реактивными. Реактивные люди часто находятся в зависимости от физических условий окружающей среды. Если погода хорошая, они чувствуют себя хорошо. Если погода плохая, то это сказывается на их настроении и работоспособности. Реактивные люди, зависят от социальной среды, от «социальной погоды». Если окружающие относятся к ним хорошо, у них все в порядке, если же плохо, то они становятся закрытыми и занимают оборонительную позицию.

Примеры мышления и речи:

Проактивная модель: Посмотрим, какие есть возможности. Я могу выбрать другой подход. Я контролирую свои чувства. Я могу подготовить эффективную презентацию. Я приму соответствующее решение. Я выбираю… Я предпочитаю… Я сделаю…

Реактивная модель: Я ничего не могу поделать. Вот такой я есть. Он так меня раздражает. Они не согласятся на это. Мне придется это сделать. Я не могу… Я вынужден… Если бы только…

Главный вывод: всё что проактивно – правильно и ведёт к повышению эффективности, всё что реактивно – снижает эффективность и не даёт расти.

Пункт второй — фундаментальный принцип человеческой природы: между раздражителем и реакцией у человека всегда остается свобода выбора. Мы располагаем независимой волей-способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от какого-либо влияния извне.

Другими словами — независимо от того, в какой жизненной ситуации мы оказались:

— мы в любом случае имеем время на выбор реакции (подумай, прежде чем действовать)
— мы должны использовать это время на выбор наиболее проактивного сценария действий (я смогу изменить эту ситуацию)

Рекомендация: никогда не торопитесь моментально реагировать в любой критической, конфликтной, просто жизненной ситуации. Сначала подумайте. Выберите проактивную модель поведения для данных условий и действуйте по ней.

И не переживайте, что вас могут назвать «тормозом» из-за того, что вы долго раздумываете, в казалось бы, простой ситуации.

Мы носители шаблонных реакций на стандартные проблемы, в большинстве своём – эти реакции реактивны. Если Вы хотите повысить эффективность – реакции необходимо изменять на проактивные.

Пункт третий: есть круг забот и круг влияния – круг влияния необходимо постоянно расширять.

Определить степень нашей проактивности мы можем, посмотрев, на что тратится большая часть времени и энергии. Каждого из нас волнует или заботит широкий спектр вопросов и явлений; здоровье, дети, служебные проблемы, налоги, угроза ядерной войны. Все эти вещи мы можем отделить от того, что не оказывает на нас особого эмоционального или интеллектуального влияния, поместив их в круг забот. Если мы присмотримся к нашему кругу забот, то увидим, что некоторые из входящих в него вещей мы контролировать не можем, в то время как другие подвластны нашему влиянию. Эту последнюю группу забот мы можем объединить, поместив их в меньший по размеру круг влияния. Проактивные люди фокусируют свои усилия на круге влияния. Они расширяют, увеличивают круг влияния. Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в круге забот. Их круг влияния сокращается.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, относятся к одной из трех категорий:

1) проблемы, находящиеся под нашим прямым контролем (т.е. те, решение которых зависит от нас);

2) проблемы, находящиеся под нашим косвенным контролем (их окончательное решение зависит от других людей);

3) проблемы, находящиеся вне нашего контроля (на которые мы никак не можем повлиять: например, наше прошлое или уже сложившаяся ситуация).

————-
Проблемы, находящиеся под нашим прямым контролем, можно решить, совершенствуя наши навыки эффективности. Эти проблемы находятся в нашем круге влияния.

————-
Для решения проблем, находящихся под нашим косвенным контролем, можно прибегнуть к изменению наших методов влияния. Это «общественные победы» о которых мы поговорим во второй части тренинга.

————
Проблемы, находящиеся вне нашего контроля, требуют от нас лишь того, чтобы мы приняли на себя ответственность и спокойно приняли эти проблемы такими, каковы они есть, и научились жить с ними. Отличительной чертой реактивных людей является стремление уйти от ответственности.

————
Один из способов определить, к какому кругу относится та или иная наша проблема, заключается в разграничении понятий «иметь» и «быть». Если круг забот наполнен различными иметь, например: «Если бы я имел начальника без диктаторских замашек…» — это является проявлением реактивной модели.
Всякий раз, когда мы думаем, что проблема «где-то там», сама эта мысль и является проблемой. Мы позволяем тому, что находится вне нас - «где-то там», - управлять нами. Это - парадигма изменения «снаружи внутрь», согласно которой мы сможем измениться только после того, как изменится то, что вне нас.

Главный вывод: общее повышение личной эффективности напрямую зависит от расширения круга влияния. Чем шире ваш круг влияния – тем вы становитесь эффективней.

Проактивность – расширение круга влияния.

1. Составляем весь список своих проблем/вопросов, которые нас волнуют на данный момент.

Например (мой неполный/примерный список) того, что волнует:

a) Непроглядный идиотизм системы ЖКХ
b) Партнер не оправдывает ожиданий
c) Недостаточно денег на реализацию нового проекта
d) Хочу постоянно радовать моих близких, чтобы им было со мной хорошо
e) В стране тупая налоговая система
f) Программист по одному из проектов сорвал сроки

Список неполный, написал шесть пунктов для наглядности.

2. Теперь раскладываем проблемы по группам:

Первая группа — пункты a) и e):

Я не могу влиять на — ЖКХ и налоговую систему.

Если я сейчас пойду на форумы и потрачу день на обсуждение их несовершенства – это ничего не изменит.

Если я буду постоянно дёргаться и расстраиваться по их поводу (отчёты/непонятные начисления/некомпетентные сотрудники) – я только наврежу своей нервной системе.

Потому, я просто принимаю их такими, какие они есть и играю по их правилам (какими несовершенными бы они не были) – раз в месяц плачу квитанции ЖКХ до 10-го числа и раз в квартал сдаю отчёты в налоговую до 20-го.

Вторая группа:

Я могу достаточно эффективно влиять на действия партнера (пункт b) и работу программиста (пункт f). Но, это косвенное влияние — сейчас мы не будем подробно останавливаться на этой группе проблем/вопросов – для них будет вторая часть нашего тренинга.

Третья группа:

Я могу лично порадовать своих близких(d) и заработать денег (с), это возможно сейчас и зависит только от меня.

Подробнее:

Деньги. На личный проект до конца сентября необходимо 20 000 рублей сверх расчётного заработка.

Для этого:

— расширил рекламную кампанию в директе
— обновил объявления о написании продающих текстов на форумах
— провел акцию по разработке сайтов по рассылке
— устроил распродажу текстов на текстовой бирже
— напомнил о себе старым клиентам
— протестировал новую схему привлечения клиентов

Результат от действий – около 10 предварительных заявок, 3 подтверждённых конверсии, налички пока 5 800 рублей.

Порадовать родных и близких. Я их люблю – они у меня самые классные .

— заказал маме пчелиный подмор, растирать колени. Сегодня привезли с пасеки – завтра ей отдам (реально классная штука).

— поинтересовался у любимой, чем её порадовать. Она попросила портреты, фотографии и рисунки в квартире развесить и полку в кухне починить. У нас ремонт в мае закончился, а до этого всё руки не доходят (фи мне!:)) . Сейчас статью допишу и пойду развешивать.

Проактивность – момент выбора реакции

Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю (с) Ганди

Основной момент проактивности в том, что мы сами можем выбрать свою реакцию на внешний раздражитель. Не действовать по шаблону, не позволять первой эмоции захватить себя, не прогнуться под проблемой, а выбрать самый приемлемый и эффективный вариант действий. Тот вариант, который будет наиболее эффективен в плане достижения цели.

Это позволяет после (и во время) любого конфликта/сложной жизненной ситуации/стресса – чувствовать себя великолепно и ощущать, что и в этой ситуации – ты «был человеком» и поступил правильно/эффективно.

Быть проактивным – несложно, сложнее – не забывать, что ты собрался быть проактивным. У меня это всегда было проблемой – не забывать. Напоминалка на компьютере, кстати, помогает, а ещё очень помогает любимая жена, которая тоже прочитала Кови и теперь напоминает мне в любой сложной ситуации: «Будь проактивным!».

Мой сегодняшний личный пример:

17 часов 45 минут. Открыл почту и прочитал, что клиент внезапно прислал деньги за разработку вместо перевода на банковский счёт – по системе экспресс-переводов «Золотая корона».

Потому за 7 минут оделся, спустился с этажа, добежал до банка. Когда вошёл в банк – на часах было 17:57 .

Один человек обслуживался на выдаче переводов и девушка-оператор сказала:

— Вы не успеете, не занимайте очередь… уже касса закрылась.

Что делать? Развернуться и уйти? До другого пункта выдачи – надо заводить машину и ехать, либо пробежаться пару остановок.

Но — я же хочу быть высокоэффективным)). И у меня есть несколько секунд на выбор правильной реакции. И сегодня получилось выбрать реакцию действительно как надо.

Я перегнулся через стойку и доверительно сказал:

— Девушка… а вы знаете… если я буду у Вас последним клиентом – это к счастью. Это значит, что вечер у Вас сегодня точно удастся.

Она на несколько минут зависла – у неё тоже случился разрыв шаблона. Потом сняла трубку внутренней связи и сказала кассирше.

— Открой, пожалуйста, кассу – тут последний клиент. Да… я знаю, что уже шесть часов. Ну, лично для меня…

Так я сегодня получил перевод).

Проактивность, это когда…

…всё валится из рук…
…возникла проблема…
…что-то не получается…

…но, ты всё равно находишь правильную реакцию/способ решения.

Повышение эффективности отдела продаж за 50 дней Рязанцев Алексей

Реактивная и проактивная модели поведения в бизнесе

Крайне важным пунктом является прогнозирование ситуации на рынке. Надо регулярно анализировать рынок, чтобы выявить новые потребности клиента и новые тренды, тестировать новые продукты. В связи с этим приведу в пример небезызвестную компанию Kodak. Вспомните, когда вы слышали о ней в последний раз? Сегодня об этой компании мало кто знает, потому что она допустила две ошибки подряд в стратегическом планировании. Сначала Kodak не поверила в цифровые фотоаппараты и решила по-прежнему производить пленочные, осталась в этом сегменте (производство цифровой техники в свое время было дорогим). Но время показало, что цифровые технологии заменили пленочные на 99 %. Во второй раз компания не поверила в камеры мобильных телефонов: если они стоят всего несколько долларов, что на них можно заработать? Но производители не учли гигантские объемы нововведения – сейчас камера есть почти в каждом телефоне.

Существуют две модели поведения в бизнесе :

1) реактивная . Анализируя пример с компанией Kodak, можно понять, что ее поведение на рынке являлось реактивным: реакция на изменения была запоздалой. Если бы компания вложилась хотя бы в камеры для мобильных, может, и не успела бы снять сливки, но осталась бы на плаву;

2) проактивная . Это значит смотреть дальше и анализировать суть вещей, предсказывать цепь событий и потребности клиентов, тестировать и пробовать все новое. Здесь особенно важно «поймать волну», а для этого нужно ее искать.

Из книги Российская реклама в лицах автора Гольфман Иосиф

Из книги Управление жизненным циклом корпорации автора Адизес Ицхак Калдерон

Реактивная ориентация на сбыт На этапе Младенчества компании ориентируются на продукт, а на этапе «Давай–Давай» они поворачиваются лицом к своим рынкам. Однако поворот к рынку не означает наличия маркетинговой ориентации. Он указывает лишь на ориентацию на сбыт. Что же

Из книги Добавьте в корзину. Ключевые принципы повышения конверсии веб-сайтов автора Айзенберг Джеффри

Из книги Управление персоналом для менеджеров: учебное пособие автора

Модели позитивного трудового поведения В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать его на уровне обобщенных, укрупненных

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

Модели предпринимательского поведения Следует упомянуть и о так называемом предпринимательском поведении. Конечно, любой предприниматель, будучи живым человеком, проявляет разные формы поведения, однако при этом наблюдается некоторая специфика. Вот несколько

Из книги Начальники и подчиненные: кто есть кто, взаимоотношения и конфликты автора Лукаш Юрий Александрович

Модели ролевого поведения Человек играет роли в группе, его поведение зависит от того, насколько он органичен в роли, насколько она ему нравится и удовлетворяет его амбиции, насколько его исполнение роли соответствует ожиданиям других людей, членов группы. Неверное

Из книги Организация сервиса в сбытовой политике предприятия автора Мельников Илья

1.3. Теории психологии и психологические модели поведения человека в организации Предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих

Из книги Прорыв в бизнесе! 14 лучших мастер-классов для руководителей автора Парабеллум Андрей Алексеевич

2.4. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации В деловой сфере проявляется такая модификация поведения, как трудовое поведение. Установление типа или диспозиции типов трудового поведения работника позволяет прогнозировать это поведение на

Из книги Чему не учат в российских школах бизнеса автора Богаченко Сергей Александрович

Лидерство в бизнесе Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления.В настоящее время развитие лидеров – одна из приоритетных задач многих корпораций. Лидеры, помимо всего прочего, должны обладать одним обязательным качеством – умением работать в

Из книги Пора проснуться. Эффективные методы раскрытия потенциала сотрудников автора Клок Кеннет

Модели покупательского поведения Чтобы работа была более успешной маркетолог должен знать некоторые особенности поведения покупателей и факторы влияния на него. Например, какие факторы влияют на процесс покупки, как принимается решение о покупке, какой может быть

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Модели поведения покупателей товаров конечного пользования Модель поведения покупателя товаров конечного пользования состоит из нескольких блоков. В первый блок входят факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей; второй блок представляет собой процесс

Из книги автора

Модели поведения покупателя-предприятия Процесс принятия решения покупки покупателем-предприятием более сложный, чем процесс принятия решения у покупателей товаров конечного пользования. Он состоит из следующих стадий: возникновение и осознание потребности;

Из книги автора

Провалы в бизнесе Сет Годин написал небольшую книгу «Яма» (The Dip). Ее главная мысль сводится к следующему: при построении бизнеса в 100 % случаев между вложениями и результатами образуется яма.Когда бизнес начинается, от сильной мотивации и сознания, что это что-то новое и

Из книги автора

Карьера в шоу-бизнесе Поклонники, которые помогают творческим людям и коллективам и при этом зарабатывают деньги, организовали шоу-бизнес и менеджмент от искусства. Это целая профессия, столь же серьезная, как режиссура и книгоиздательство, которые тоже близки к

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога. Сегодня я расскажу вам о таком психологическом свойстве, как проактивность. Если Вы не хотите быть марионеткой внешних обстоятельств, а хотите стать автором событий своей жизни, то эта статья для Вас. Ведь проактивность — это независимая свобода выбора, и при желании, каждый может развить в себе это качество.

Понятие “проактивность” было введено австрийским психиатром Виктором Франклом, автором книги “Сказать жизни “ДА”. Эту прекрасную книгу он написал после пребывания в нацистском концентрационном лагере. Именно навык проактивности помог ему пережить это тяжелое время, и при этом не потерять внутренней свободы и смысла жизни. Так что же такое проактивность?

Проактивность — это способность человека осознанно выбирать свои реакции на внешние раздражители. Другими словами это определение значит — независимая свобода выбора и принятие ответственности за свою судьбу. Потому что свобода без ответственности порождает хаос.

Проактвиность и реактивность — два отношения к жизни

Проактивность и реактивность это два противоположных подхода к жизненным обстоятельствам.

Реактивность — это пассивное отношение, неосознанная реакция на происходящие события. Проактивность — это осознанный контроль над своими эмоциями и поступками.

Реактивный человек плывет по течению. Его настроение зависит от внешних обстоятельств. Накричал начальник или испортилась погода — его настроение тоже испортилось. Проактивный человек берет ответственность за свою жизнь в свои руки. Даже если он не в силах повлиять на сложившуюся ситуацию, он сам выбирает свое отношение к ней.

Эти 2 типа личности можно легко определить по их высказываниям.

Высказывания, свойственные для реактивного и проактивного человека:

  • я ничего об этом не знаю--->где я могу найти информацию об этом?
  • вот такой я человек--->я могу выбрать другой подход
  • меня это раздражает--->я контролирую свои эмоции
  • меня никто не послушает--->я могу подобрать подходящие аргументы
  • я не умею--->я научусь
  • я вынужден--->я предпочитаю

Как видно из этих высказываний для реактивного типа личности свойственно находить отговорки и причины своего бездействия. Такие люди могут обвинять свое окружение, свое воспитание и даже погоду. То есть они пытаются снять с себя ответственность за свою жизнь.

Для чего нужна проактивность

В книге Стивена Кови “7 навыков высокоэффективной личности” принцип проактивности стоит на первом месте. Это качество — залог успешности.

Разберем ситуацию на примере. В стране кризис, цены подорожали. Реактивная реакция на данное событие: обвинение правительства, жалобы на нехватку денег. Проактивная реакция: забота о повышении своего дохода.

Посудите сами, вторая позиция более эффективна. Если Вы не можете повлиять на ситуацию (а я думаю, Вы не можете снизить уровень цен), то необходимо сместить акцент своего внимания. Вместо того чтобы впустую растрачивать свою энергию на жалобы, проактивная личность направляет ее в более полезное русло.

Еще одно неоценимое преимущество данного качества — личностное развитие. Это хорошо иллюстрирует цитата Виктора Франкла: “Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю”. Реакция проактивного человека основывается не на первичных импульсах, а на внутреннем выборе и личностных ценностях.

Как развить проактивность в себе

В первую очередь, для того чтобы воспитать проактивность в себе, необходимо принять на себя ответственность. Перестаньте винить во всем неудачные обстоятельства и свое окружение. Станьте капитаном своей жизни и возьмите штурвал в свои руки.

Во-вторых, старайтесь проявлять инициативу и быть активным. Как говорится, кто хочет действовать, тот находит возможности, а кто не хочет — ищет оправдания.

И в-третьих, выполняйте упражнения на развитие лидерства и проактивности.

Упражнение на проактивность

На протяжении 30 дней выполняйте следующие практические предложения, это может развить проактивность и сделает ее неотъемлемой частью вашей жизни.

  1. Выше я привел примеры реактивных и проактивных высказываний. Наблюдайте за своей речью и постарайтесь убрать из своего лексикона деструктивные выражения и заменить их на конструктивные.
  2. Давайте себе обещания выполнить что-то полезное для себя. Это может быть упражнение в йоге, обучение какому-то языку и т.д. Выполняйте свои обещания и уделяйте хотя бы 30 минут в день на выбранное занятие.
  3. Перед сном анализируйте свой день и отслеживайте свои реакции. Если в какой-то ситуации вы повели себя реактивно, то нарисуйте в своем воображении, что вы реагируете проактивно. Пообещайте себе, что в следующей схожей ситуации вы будете действовать именно так.

Примеры проактивности

Принципы проактивности применимы не только для успешной работы, но и во всех других сферах жизни.

В отношениях

Хороший пример проактивности в отношениях привел Стивен Кови. Как-то раз после семинара к нему подошел мужчина и сказал:

  • То что вы рассказываете не всегда применимо в реальности, вот например, моя семейная жизнь. Мы с женой разлюбили друг друга, что делать в такой ситуации?

На что Кови ответил ему:

  • Любите ее.
  • Но я ее уже не люблю.
  • Так полюбите ее!
  • Нет, вы не понимаете, никаких чувств больше нет.
  • Это вы не понимаете. “Любить” — это глагол, то есть это действие. Любите ее, цените, уважайте, служите ей и жертвуйте ради нее.

Если вашими действиями могут управлять только чувства, а не осознанный выбор, то вы в очередной раз сняли с себя ответственность за свою жизнь.

В психологии

В психологии есть один интересный тест для детей. Ребенку показывают картинку, на которой изображен мальчик, споткнувшийся об лавочку. Психолог задает вопрос: “Кто виноват?” Дети 3-4 лет обычно отвечают — скамейка. После 5 лет отвечают: мальчик, который не увидел скамейку.

Это тест на внутреннюю зрелость. Но есть и множество реактивных взрослых, у которых отношение к жизни как у трехлетних детей, и во всем виновата скамейка, т.е. внешние факторы.

В менеджменте

На западе существует множество тестов и тренингов на проактивность. Так как это считается одним из главных качеств успешных менеджеров и руководителей. К сожалению, в России к этому относятся по-другому, и порой проактивных людей считают выскочками с высокими амбициями.

Но на самом деле, работники с такими качествами способны не только подняться по карьерной лестнице, но и могут продвинуть вперед всю компанию. Так как проактивность — это одно из условий для эффективной реализации задач.

Надеюсь, эта информация была для Вас полезной, и Вы почерпнули для себя что-то новое и интересное. Оставляйте свои комментарии и делитесь с друзьями в социальных сетях. С уважением, Руслан Цвиркун.

Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность - это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос - готовы ли сам человек открыть эти двери?

Что такое проактивность?

Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.

Реактивные люди - это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.

Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия - проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.

Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность - это свобода вашего выбора.

Таким образом, проактивные люди - это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.

Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.

Структура проактивности

Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.

    Активность подразумевает деятельность в направлении поставленных целей. Причем деятельность активную.

    Ответственность подразумевает осознание ответственности за те последствия, к которым ведут предпринимаемые вами действия. Многое из того, что происходит с вами в жизни - результат ваших действий.Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Пока человек не признается самому себе: «Я сегодняшний есть следствие выбора, сделанного мной вчера», он не сможет решиться: «Я делаю другой выбор».
    Для того чтобы лучше разобраться в еще одном аспекте различия между проактивностью и реактивностью, предлагается разделить все события в жизни на 2 сферы.

    Сфера событий, на которые вы не способны никаким образом повлиять. Например: изменения курсов валют, политические решения, революции, войны, цены на бензин, газ, электричество (за исключением ситуаций, когда у вас есть такие полномочия) и так далее. Стивен Кови называет сферу таких событий «кругом забот».

    Сфера событий, подвластных вашему непосредственному влиянию. Например, собственное образование, здоровье, отношения, карьера, задачи в рамках полномочий на работе и так далее. Аналогичное название - «круг влияния».

«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос - куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?

Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.

Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.

Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости - удел реактивных.

Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.

В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.

Проактивность Реактивность
Активность и инициативность Пассивность
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов
Принятие ответственности за последствия принятых решений Избегание ответственности, перекладывание ее на других
Стремление к целям, с опорой на принципы Ориентир на эмоции
Быть объектом действия Быть субъектом действия
Осознание свободы выбора реакции на любое событие Прямая зависимость между событием и реакцией на нее
Высказывания реактивных людей Высказывания проактивных людей

Я хотел бы этим заняться, но у меня нет времени.

- Как я могу выделить время для этой деятельности?
- Я не знаю с чего начать. - Где я могу получить необходимую информацию?
- У меня нет необходимой информации. - Как я могу узнать об этом больше?
- Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. - Как я могу приобрести необходимые мне связи?
- У меня нет необходимых связей. - Где я могу получить необходимые финансовые средства?
- У меня нет денег, чтобы начать это дело. Как я могу заручиться их поддержкой?
- Они все равно не поддержат мое предложение. - Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали?
- Никому это не надо. - Что я могу сделать сам для улучшения ситуации?

Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность - это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, - один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.

А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.

Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»

Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
. Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
. Видеотренинги Владимира Герасичева.
. Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
. Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
. Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
. Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет - оправдания».

Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
. Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат - это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
. Общаться с позиции «я выигрываю - он выигрывает».