Развитие ветеринарии древней руси. Народная ветеринария в древней руси ix— xiv вв Военная ветеринария в древней руси

В Древней языческой Руси лечебную помощь больным животным оказывали сами славяне-скотовладельцы, а затем кудесники и знахари, которые лечили различными лечебными травами («зельем»), заговорами и заклинаниями. Позднее народная ветеринария на Руси становится прерогативой пастухов, конюхов и кузнецов.

В период первых феодальных княжеств на Руси (IV-VI вв.) появляются ветеринарные специалисты (коновалы, лекари). Об этом сообщается в древних «писцовых» книгах Великого Новгорода (XII в.), в которых приводится перечень специальностей этого периода.

С XV по XVII в. в истории русского народа происходили важные события - разрозненные княжества земли русской объединялись в единое централизованное государство во главе со столицей Москвой. Молодое Русское государство вступало на путь экономического и культурного прогресса. На этом фоне развивались отечественное животноводство и ветеринария.

В 1511 г. при московском царском дворе утвержден Конюшенный приказ (Конюшенная организация). Конюшенный приказ имел большой штат обслуживающего персонала: конюхов, кузнецов, шорников, ветеринарных лекарей и др. Вначале они обслуживали царское придворное хозяйство, а позднее, с развитием и усилением экономики и военного дела в стране, - армию, ее конницу.

Начиная с ХIV в. на Руси появляется отечественная и иностранная (переводная) рукописная и печатная литература по различным вопросам биологии, медицины, сельского хозяйства и ветеринарии: «Травники», «Лечебники-сборники», «Конские лечебники» и пр. В этот период в стране были переведены отдельные научные труды иностранных авторов: «Книга лошадиного учения» Антуана де Плювителя, «Конюший и коновал» Солли Зельса и др. В этих сочинениях были описаны некоторые хирургические болезни сельскохозяйственных животных и способы их лечения. В одном из рукописных медицинских лечебников XVII в. имеется специальная глава «Лечебник конский», в которой приведены отдельные хирургические болезни лошадей, а также их лечение средствами и способами народной ветеринарии.

XVIII в. в России был периодом, когда страна вступила на путь быстрого экономического и культурного развития. Государственные реформы Петра I значительно содействовали развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли и науки. Петр I уделял большое внимание развитию ветеринарного дела и подготовке ветеринарных кадров в России. Ветеринарию он называл «доброй наукою». В первой половине XVIII в. он издал ряд указов по ветеринарии и подготовке ветеринарных кадров: «О наборе в полки коновалов» (1707), «Об устройстве ветеринарных и скотоврачебных училищ» (1708) и др.

В 1735 г. при Главной конюшенной канцелярии под Москвой была организована первая в России Хорошевская конюшенная школа. Основной задачей ее была общеобразовательная подготовка учеников, которых после окончания школы отдавали вольным мастерам для обучения уже определенной специальности - ветеринарной (коновальной), кузнечной и др. Для обучения ветеринарному (коновальному) делу обычно из Хорошевской школы отбирали лучших учеников. После трехлетнего прохождения ветеринарно-производственной практики под руководством ветеринарных лекарей (мастеров) на конских заводах учеников экзаменовали. Аттестовывали их в зависимости от результатов экзамена и назначали на службу в русскую армию и конские заводы на должность коновала-мастера или коновала-подмастерья.

В начале XIX в. в России закладываются научные основы отечественной ветеринарии и, в частности, хирургии на базе достижений медицинской науки. Все больше и больше уделяется внимания подготовке ветеринарных специалистов, потребность в которых возрастает в связи с созданием крупных кавалерийских и артиллерийских соединений, дальнейшим развитием животноводства и необходимостью вести борьбу с повальными инфекциями, наносящими огромный ущерб государству. В 1803 г. была открыта в Петербурге первая в стране Коновальная артиллерийская школа для подготовки ветеринарных кадров русской армии. Вскоре при медицинских факультетах Харьковского и Московского университетов в 1805 г., а в Виленском университете в 1806 г. были созданы специальные кафедры основ ветеринарии, или ското-лечения. Профессора-медики этих университетов стали первыми отечественными учеными, зачинателями ветеринарного хирургического образования в России.

В Московском университете элементарные основы ветеринарии , в том числе хирургию сельскохозяйственных животных, читал с 1805 г. проф. И. С.Андриевский (1759-1809), с 1806г. в Виленском университете - проф. Л. Я. Боянус (1776-1827), в Харьковском университете - проф. Ф. В. Пильгер (1760-1828) и др. Учеными-педагогами были созданы первые отечественные научно-практические труды по ветеринарии и, в частности хирургии.

Современные славянские народы начали складываться в VI-IX вв. н. э. К VIII-IX вв. относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.

В VII-IX вв. большинство племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархально- феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI в. в среде быстроразвивающихся восточнославянских племен.

В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Охота и рыбные промыслы являлись подсобными занятиями. Историки отмечают, что у славянских племен имелось большое количества скота, кроме того они занимались выращиванием проса и пшеницы. В VIII--IX вв. у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы -- «забои» -- окружались плетнем. Хлев делился на секции -- «стайки» -- для содержания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей домашних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий коня стали широко использовать в качестве тягловой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

До принятия христианства на Руси было язычество. Людьми, имевшими, по мнению древних славян, непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельствуют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «огненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медикаменты в виде всевозможных трав. Постепенно происходило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса прокладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние наблюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эффективных способов и средств лечения. От волхвов пошли знахари и коновалы.

Знахари лечили больных животных народными средствами (травами), заговорами и заклинаниями. Заговоры -- чудом уцелевшие формы древних магических заклинаний -- сохраняются в народном целительстве до настоящего времени.

О развитии ветеринарии (скотолечения) у славян свидетельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 г. археолог Н.Е. Брандербург при раскопках одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов VII--IX вв., а в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свидетельствует о том, что на Руси в VII--IX вв. уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.

История Древней Руси VIII--IX вв. характеризуется тем, что в это время происходит распад первобытного родоплеменного строя и развитие феодального общества, а в IX-XIV столетиях на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. В IX в. образуется Киевская Русь, затем -- Великий Новгород (XII в.), Ростово-Суздальское княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XII в.), Московское княжество (XIII в.) и др. Возникают города, развиваются ремесла и торговля. Согласно древним русским летописям, на Руси в IX в. было 89 городов, а в XII в. число их возросло уже до 350. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов. При выборе территории для строительства городов, мест общественного поселения и постройки животноводческих объектов древние строители начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими соображениями, но и требованиями санитарного, гигиенического и зоогигиенического характера. Животноводческие строения ставили на сухой, хорошо проветриваемой, возвышенной местности, вблизи источника чистой воды.

В IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство -- Киевскую Русь, имевшее выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени. Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отношения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, возникали и развивались города -- ремесленные и торговые центры, выделялась организованная в дружины верхушка -- князья и прочие «нарочитые люди».

В IX-XI вв. в Киевской Руси при формировании феодального общества происходит превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей- феодалов.

Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной, благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности. В отличие от стран Западной Европы культура Киевской Руси не знала мертвящего влияния схоластики. Русская культура и государственность Киевской Руси являлись результатом внутреннего развития славянских племен Восточной Европы.

Скот, как и земля, являлся одним из источников богатства и знатности их владельца. Даже кованые железом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, назывались скотницами. Скотница, в широком смысле, означала княжескую казну, скот -- деньги.

На Руси в IX-XII вв. «скотоводство у славян находилось на высоком уровне по сравнению с другими народами. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу» (М. Е. Лобашев, 1954). Феодалы заботились о развитии «молочного и мясного скотоводства, коневодства, овцеводства и птицеводства». Для получения шерсти и шкур разводили овец. При раскопках древних городищ нередко обнаруживали ножницы для стрижки овец. В княжеских и боярских хозяйствах скот с весны до осени находился на пастбище, а зимой -- в теплых помещениях (хлевах, кошарах и т. д.). В русских летописях упоминаются профессии животноводов -- конюхи («коневеки»), пастухи, чабаны («овчухи») и др.

Лошадей («кони») и крупный рогатый скот («говядо»), принадлежавших князьям, боярам и другим скотовладельцам, метили тавром («пятнили»).

В стране уделялось большое внимание развитию отечественного коневодства. Лошадь, как тягловая сила, широко применялась в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке грузов и в военном деле. При исследовании памятников XII и XIII вв. кости лошадей в пищевых отбросах обнаруживали очень редко, потребление конины в пищу прекратилось. Показатели костных остатков свидетельствуют, что первое место занимали кости свиней (42%), далее кости крупного (26%) и мелкого (12%) рогатого скота. Соотношение этих костных остатков примерно соответствует соотношению видов животных в стаде.

В эту эпоху заготавливали сено для кормления скота в стойловый период. В раскопках поселений IX-XII вв. были обнаружены железные косы, которые представляли собой промежуточное орудие между современной косой и серпом. Кража животного из хлева расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Это говорит о тех трудностях, которые в то время были связаны с содержанием животных в зимний период и с необходимостью заготавливать корма.

В Древней Руси крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, которые употреблялись в пищу довольно широко. Употребляли в пищу мясо говядины, баранину, свинину, жиры («волога»), мясо домашней птицы, различные мясные продукты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной ценности лучше, чем мясо взрослых животных, поэтому его рекомендовали в пищу детям и больным людям.

Скот на мясо убивали прямо во дворе или на городском рынке, что нередко приводило к массовому распространению заразных болезней («моровых поветрий») среди людей.

В древних русских летописях (IX--XII вв.), «Русской правде» (IX в.) содержатся сведения о сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о продуктах и сырье животного происхождения и торговле ими, а также о специализации в животноводстве: стоимость коня определялась в две гривны «коне княжа» -- в три гривны, рабочего вола -- в одну гривну. Лучшими лошадьми в эту эпоху считались венгерские скакуны и кони, привозимые с востока. В период Киевского государства начало складываться коннозаводство.

В Древней Руси существовали поборы скотом, лошадьми, которых забирали для комплектования дружин. Как известно, русские дружины прошли от Камы до Малой Азии, воевали с печенегами, предпринимали неоднократные походы на Византию, во всех походах участвовали конные воины. В летописях говорится о походе князя Игоря в 944 г.

В 988 г. при Владимире Святославовиче (980-1015) было принято христианство, объявленное официальной религией государства и всего народа. Отказ от язычества и принятие в качестве государственной религии христианства укрепило экономические и культурные связи Киевской Руси с Византией.

Принятие христианства способствовало распространению грамотности, особенно широко это проявилось во времена правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. Русь приобщилась к византийской культуре, это был факт крупнейшего прогрессивного значения. Культурное наследие античного мира стало известно на Руси раньше, чем во многих странах Западной Европы. Экономические и культурные отношения с Византией, Ираном, Средней Азией и другими странами способствовали распространению на Руси медицинских знаний. Развивалась переписка книг. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, книг, появились различные рукописные оригинальные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи.

В Киевской Руси развиваются различные ремесла, в X в. их было 42, а в XVI в. -- уже 210. В связи с развитием ремесел в Киевской Руси X-XIII вв. среди ремесленников были «врачеватели», лечившие людей, кузнецы, «коневые лекари», «кровопуски». Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла.

В IX-XIV вв. лечением больных животных, кроме «коневых лекарей» (коновлов), занимались волхвы и знахари. В древних рукописных сочинениях волхвы описываются как «кудесники», или «зелейники» (зелье -- лекарственные травы). Народ считал их премудрыми людьми с большим жизненным опытом, они умели читать и писать, знали приемы медицины и ветеринарии.

Заимствованная из Византии православная религия принесла в Киевскую Русь и установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя Владимира Святославовича» (конец X или начало XI вв.) говорил об особом, выделенном и узаконенном положении врача в обществе, относя лечцов в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X в.) в числе преступлений против церкви и христианства называл и волхование, и зелейничество.

Лечением животных, в этот исторический период, занимались коновалы (кровопуски) и знахари, которые в своей практике использовали многовековой опыт народа и природные лекарственные средства. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли пастухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовых почек, бессмертника, коры дуба, поддорожника, тысячелистника, марьина корня, иван-чая и др.

Профессор И.П. Попов (1908 г.), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отмечал, что коновал являлся «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов».

Свой практический опыт врачи-ремесленники и коновалы передавали из поколения в поколенье, от учителя к ученикам, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входивших в состав обширного русского государства.

В народной ветеринарии широко использовались различные лекарственные формы растительного, животного и минерального происхождения. Археологические находки показывают, что русская земля была обильна лекарственными растениями и давала богатый выбор для их лечебного применения.

Начиная с IX в. в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» -- клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» -- гребень эпидемической или эпизоотической волны.

В IX-XIV вв. русские лекари знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлением колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.

В лексиконе появляются слова и характерные выражения для различия связанных с заразными болезнями понятий: «мор», «моровое поветрие», «лиговое поветрие». Наряду со словом мор «я старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотий -- применялись такие выражения, как моровое поветрие, моровая напасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности именовались заморными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись слова: смрад, покость, дурн».

Анализ материалов Полного собрания русских летописей и других летописных сочинений XI-XIV вв. показывает, что в этот период русскому народу были известны некоторые способы передачи отдельных инфекционных болезней от домашних животных человеку (например бешенства, сибирской язвы).

Академик С.Н. Вышелеский в 1945 г. писал, в что в древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. В короткие сроки вымирали целые поселения, а оставшиеся в живых в страхе покидали свои насиженные места.

Первое на Руси упоминание о болезнях животных известно из Никоновской летописи (979 г.), в которой имеется запись: «...много пакости бываху человеку и скотом и зверем лесным и польным». Древние русские летописцы отмечают, что чаще острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных наблюдали в годы неурожаев, голода, бескормицы и войн. По данным Лаврентьевской летописи, эпизоотия в коннице князя Владимира Святославовича свирепствовала в 1042 г.:. В том же веке отмечены эпидемии и эпизоотии в Новгороде, Пскове и др. городах. В Тверской летописи (1158 г.) говорится: «...мор быть много в Новгороде и людях и конях, яко нельзя даже дойти сквозь город, ни на поле выйти, смрада ради мертвых; и скот рогатый помре». Известно об эпизоотии в Новгороде в 1204 г.: «...изомреша кони в Новгороде и по селам». В 1284 г. эпизоотии привели к гибели скота не только в пределах России, но и в соседних: Польше, Литве и в других сопредельных территориях. Имеются сведения об эпизоотиях в 1291 и 1298 гг. («быть мор на скота»). Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, -- зооантропонозы -- наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. В летописи 1373 г. указывается, что во время эпизоотий сибирской язвы эта инфекционная болезнь от животных передавалась людям. Безусловно, дошедшие до нас сведения об эпизоотиях в Древней Руси далеко не отражают полной картины этого стихийного бедствия.

Эпидемии и эпизоотии возникали на территории не только спонтанно (самопроизвольно), но и заносились из зарубежных стран. Описаны моры, занесенные от немцев в Псков, из «Индейской стороны» от Солнца Града. Показаны пути распространения через Псков, Новгород и Смоленск. Как и в других странах, широкому распространению эпизоотий способствовали перемещения кочевых племен, непрекращающиеся войны, связанные с передвижением на большие расстояния значительного количества скота, неумение противодействовать распространению заразных болезней и неурожаи, приводящие к голоду скота.

Известно, что в пределах весьма разобщенных населенных пунктах Руси эпизоотии не распространялись с таким размахом, как в Западной Европе. Толчком к распространению чумы крупного рогатого скота, ящура и сапа стало татаро-монгольское нашествие начала XIII в. Эпизоотии границ не знают, поэтому в этот период вслед за передвижением орд происходили вспышки инфекционных болезней не только в России, но и в Литве, Польше, Венгрии и в землях самих западных славян. В XIII-XIV вв. свирепствовали страшные эпидемии и эпизоотии «повальных болезней» (моровая язва и др.).

В IX-XIV вв. на Руси была создана отечественная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естественноисторического и медицинского направления.

Наиболее ранними памятниками, дошедшими до нас, древнерусской письменности, содержащими медико-гигиенические сведения, являются «Изборники Святослава» (1073 и 1076 гг.). Эти собрания различных по характеру статей составлялись для великого русского князя Святослава Ярославовича, они содержали медико-гигиенические сведения.

К числу первых переводных рукописей относится и трактат «Физиолог» (XI в.) -- сборник о зверях и птицах. Характерно, что в греческом источнике описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шостоднев» Иоана, экзарха Болгарского, которая появилась на Руси в конце XI или в начале XII в., наряду с богословскими сочинениями кратко излагалась анатомия человека, заимствованная из греческих оригиналов. В Шестодневе содержится описание строения тела и функций его органов: описаны легкие (плюще), бронхи (пролуки), сердце, печень (естра), селезенка (слезна).

Медицинские и ветеринарные познания приобретались и широко распространялись при помощи рукописных лечебников, которые содержали сведения о свойствах лечебных трав и о способах их приготовления, наряду с вопросами, касавшимися лечения людей, в лечебниках содержались и сведения о лечении животных.

Памятники изобразительного искусства и письменности, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре истории имели правильные представления в области санитарии, гигиены. В IX-XIII вв. в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и животных (зоогигиена). Забота об уходе, кормлении, содержании и воспроизводстве различных видов сельскохозяйственных животных, а также об охране их здоровья, была одной из первоочередных задач.

Еще у древних скифов, сарматов и славян были освоены простейшие приемы консервирования мяса и рыбы путем вяления и копчения. Использовали также холод для замораживания продуктов и соль для засолки. На основе многовекового житейского опыта предков органолептически (по запаху, цвету, сочности, вкусу) умели отличать доброкачественные продукты.

Характеризуя этот период нашей истории, следует отметить, что до XI в. в Древней Руси представления о болезнях животных прежде всего были связаны с действием «злых сил», проявляющих себя в любой воображаемой форме, а начиная с XI--XIII вв. появляются зародыши настоящей науки.

В середине XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию. Политическая раздробленность, постоянные княжеские усобицы, монгольское нашествие совпало с экспансией сформировавшегося в XIII в. Великого княжества Литовского, в состав которого вошли южные и западные русские земли. Период золотоордынского ига нанес огромный ущерб социально-экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Экономическая разруха, связанная с монгольским игом (1240- 1480) пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий и эпизоотий. Утрачены были древнейшие литературные произведения специального характера, не имевшие такого широкого распространения, как богословские сочинения или юридические кодексы. Рукописи по медицине и ветеринарии за период XIII-XIV вв. в большинстве не сохранились.

Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольских поработителей была завершена в XV в. объединением русских земель в единое национальное государство.

План работы

Развитие зоогигиены и ветеринарно-санитарного дела в России 9 – 19 века

    Способы гигиены и ветеринарной санитарии, применяемых в 9 -13 веках,

    Зоогигиена и санитария в русском государстве в

15 - 17 веках,

    Первые указы, в которых излагались ветеринарно-санитарные вопросы (17 -19 века),

    Ветеринарно-санитарное дело в России в 18 -19 веках

Ветеринария (от лат. veterinarius - ухаживающий за скотом, лечащий скот) - ветеринарная медицина, система наук, изучающих болезни животных, вопросы повышения их продуктивности, методы защиты людей от зооантропонозов.

Развитие ветеринарии в России, как и во многих странах происходило постепенно, начиная от народного врачевания и наблюдения за скотом и постепенно переходя в более обоснованную и профессиональную форму. В данной работе поставлена цель рассмотрения истории ветеринарии в России ранних этапов развития этой науки и её прогресса.

Ветеринарно-санитарное дело 9-15 веков

В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую роль играло скотоводство. Историки отмечают, что у славян­ских племен имелось большое количества скота. В 8-9 веках у славян уже были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы окружались плет­нем. Хлев делился на секции для содер­жания животных разного вида. При раскопках городищ и селений найдено значительное количество костей до­машних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей всегда обнаруживались среди пищевых отбросов, что свидетельствует о широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий лошадей стали широко использовать в качестве тяговой силы и потребление конины в пищу прекратилось.

Чтобы понять какой была Русь на рубеже 9 века, следует обратиться к культурологии. До принятия христианства на Руси было язычество. Язычники верили в доброго и злого духов, нечистую силу. Они считали, что от доброго духа - здоровье, хороший урожай, здоровый скот; от злого - неурожаи, смерть и падеж скота. На Руси во времена язычества был развит культ злого духа, ему поклонялись как божеству. Для изгнания болезней обращались к злому духу и пытались задобрить. Во время праздни­ков, опасности, болезни приносили в жертву животных. Храмов у язычников не было, были святилища. Языческий бог Волос был, по воззрению древних славян, покровите­лем стад. Во время эпизоотии к нему обращались с мо­литвами и жертвоприношениями. Это говорит не только об обоготворении животных, но и служит показателем важного значения животных в жизни древних славян.

Людьми, имевшими, по мне­нию древних славян, непосредственное общение с богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О лечении больных животных путем борьбы с духами, демонами и бесами свидетельству­ют дошедшие до нас названия болезней: «лихоманка», «ог­ненный пострел». Волхвы собирали, сушили травы, гото­вили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные заклинания и медика­менты в виде всевозможных трав. Постепенно происхо­дило накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный характер. Путь прогресса про­кладывался бессознательно, на ощупь. Многолетние на­блюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали постепенному отбору наиболее эф­фективных способов и средств лечения. От волхвов по­шли знахари и коновалы.

О первых серьёзных этапах развития ветеринарии (скотолечения) у славян сви­детельствуют археологические находки ветеринарных металлических и деревянных инструментов и приспо­соблений для фиксации животных. В 1895 году археолог Брандербург при раскопках одного из курганов юж­ного Приладожья обнаружил набор металлических коновальных инструментов 7-9 века, а позднее при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся к той же эпохе. Анализ археологических находок свиде­тельствует о том, что на Руси в 8 – 9 веках уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, бы­ков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным. Таковы были предпосылки развития ветеринарии в древней языческой Руси.

9 век в истории Руси характерен, многими изменениями как в плане самого государства, так и развития ветеиринарии. Происходит распад первобытного родоплеменного строя и развитие феодального общества, а позднее на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. Образуется Киевская Русь, затем - Великий Новгород, Ростово-Суздальское княжество, Мос­ковское княжество и др. Возникают города, раз­виваются ремесла и торговля. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов.

Впервые при выборе тер­ритории для строительства городов, мест общественного поселения и постройки животноводческих объектов древ­ние строители начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими соображения­ми, но и требованиями санитарного, гигиенического и зоогигиенического характера. Животноводческие строе­ния ставили на сухой, хорошо проветриваемой, возвы­шенной местности, вблизи источника чистой воды.

В 9 веке восточные славяне объединились в могучее феодальное государство - Киевскую Русь, имевшее вы­дающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени. Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие отно­шения. Ремесло отделялось от сельского хозяйства, воз­никали и развивались города - ремесленные и торговые центры.

Богатая и могущественная Киевская Русь была госу­дарством высокой и самобытной культуры, свободной, благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности.

Скот, как и земля, являлся одним из источников бо­гатства и знатности их владельца. Даже кованые желе­зом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, назывались скотницами. Скотница, в широ­ком смысле, означала княжескую казну, скот - деньги.

На Руси в I9 -12 веков скотоводство у славян находи­лось на высоком уровне по сравнению с другими народа­ми. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу.Феодалы заботились о развитии молочного и мясного скотоводства, коневодства, овцеводства и пти­цеводства. Для получения шерсти и шкур разводили овец. При раскопках древних городищ нередко обнару­живали ножницы для стрижки овец. В княжеских и бо­ярских хозяйствах скот с весны до осени находился на пастбище, а зимой - в теплых помещениях (хлевах, ко­шарах и т. д.). В русских летописях упоминаются про­фессии животноводов - конюхи, пастухи, чабаны и др.

Лошадей и крупный рогатый скот, принадлежавших князьям, боярам и другим ско­товладельцам, метили тавром (пятнили).

В стране уделялось большое внимание развитию оте­чественного коневодства. Лошадь, как тягловая сила, широко применялась в сельском хозяйстве, строитель­стве, при перевозке грузов и в военном деле. В эту эпоху заготавливали сено для кормления скота в стойловый период. Кража животного из хлева расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Это говорит о тех трудностях, кото­рые в то время были связаны с содержанием животных в зимний период и с необходимостью заготавливать корма.

В Древней Руси крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, которые употреблялись в пищу довольно широко. Употребляли в пищу мясо говядины, баранину, свинину, жиры, мясо домашней птицы, различные мясные продук­ты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной ценности лучше, чем мясо взрослых живот­ных, поэтому его рекомендовали в пищу детям и боль­ным людям.

Крестьяне, имевшие мало скота, в основном питались мясом диких животных. Впоследствии христианская церковь ввела строгий пище­вой режим, запретила употребление в пищу несъедобного мяса: медведя,голубей, сусликов, хомяков,мертвечины.

Скот на мясо убивали прямо во дворе или на город­ском рынке, что нередко приводило к массовому распро­странению заразных болезней («моровых поветрий») сре­ди людей.

Количество скота в крупных княжеских хозяйствах и монастырских имениях было довольно значительным. В лето­писях упоминается также о княжеских пастухах, коню­хах, овчарах. В Киевской Руси, Великом Новго­роде, а также в других славянских княжествах основным производителем продуктов растениеводческого и живот­новодческого сырья являлись крестьяне - смерды. Многие крестьяне вовсе не имели рогатого скота, что вынуждало их идти в кабалу к князю за пользование его скотом.

В Древней Руси существовали поборы скотом, лошадь­ми, которых забирали для комплектования дружин.

В 988 году при Владимире Святославовиче было принято христианство, объявленное официальной религией государства и всего народа. Отказ от язычества и принятие в качестве государственной религии христи­анства укрепило экономические и культурные связи Ки­евской Руси с Византией. Принятие христианства способствовало распростране­нию грамотности, особенно широко это проявилось во времена правления Ярослава Мудрого.

Несмотря на то, что Русь с принятием христианства шагнула далеко вперёд, приобщившись к достижениям Византии и Европы, ветеринария носила ещё достаточно стихийный характер, хотя уже сильно отличалась от языческих представлений о врачевании скота. Период 9 – 13 веков ознаменован возникновением зачатков профессиональной ветеринарии на Руси. Рассмотренная выше обобщённая история Руси, её быт, уклад и, в частности, взаимосвязь сельскохозяйственных животных и человека, говорит нам о том, что развитие ветеринарии было неизбежно и во многом жизненно необходимо.

Лечением животных, в этот исторический период, за­нимались коновалы и знахари, которые в своей практике использовали многовековой опыт народа и природные лекарственные средства. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли пас­тухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовых почек, бессмертника, коры дуба, и др. Пастухи понимали, что нельзя пасти скот ран­ним утром на покрытых росой пастбищах, бо­гатых клевером и люцерной, так как у коров и овец часто после этого наблюдается вздутие живота, общее угнетен­ное состояние и падеж. Пастухи избегали пастбищ, где росло много полыни, они знали, что у коров, отведавших такой травостой, молоко приобретает горький вкус. Свой практический опыт врачи-ремесленники и коновалы передавали из поколения в поколенье, от учителя к ученикам, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных пле­мен, входивших в состав обширного русского государства. В народной ветеринарии широко использовались раз­личные лекарственные формы растительного, животного и минерального происхождения. Археологические наход­ки показывают, что русская земля была обильна лекар­ственными растениями и давала богатый выбор для их лечебного применения.

Начиная с 9 века в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» - кли­нический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «на­пор» - гребень эпидемической или эпизоотической вол­ны («...и бысть сам напор»). В 9 -14 веках русские лекари знали воспаление лим­фатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболе­вание холки («гриб»), болезни с явлением колик («но­готь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.

В лексиконе появляются слова и характерные выра­жения для различия связанных с заразными болезнями понятий: «мор», «моровое поветрие», «лиговое поветрие». Наряду со словом мор - старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотии - применялись такие выражения, как моровое поветрие, моровая на­пасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности имено­вались заморными, поветренными, заповетренными. Си­нонимами заразы являлись слова: смрад, покость, дурн».

В этот период появились первые законодательные акты о мерах борьбы с эпизоотиями

Первое на Руси упоминание о болезнях животных из­вестно из Никоновской летописи в которой име­ется запись. Древние русские летопис­цы отмечают, что чаще острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных наблюдали в годы неурожаев, голода, бескормицы и войн. По данным Лаврентьевской летописи, эпизоотия в коннице князя Вла­димира Святославовича свирепствовала в 1042 г.: Известно об эпизоотии в Новгороде в 1204 г. Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, - зооантропонозы - наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. Безусловно, дошедшие до нас сведения об эпи­зоотиях в Древней Руси далеко не отражают полной кар­тины этого стихийного бедствия.

Эпидемии и эпизоотии возникали на территории не только спонтанно (самопроизвольно), но и заносились из зарубежных стран. Описаны моры, занесенные от немцев в Псков, из Индейской стороны от Солнца Града. Пока­заны пути распространения через Псков, Новгород и Смо­ленск. Как и в других странах, широкому распростране­нию эпизоотии способствовали перемещения кочевых племен, непрекращающиеся войны, связанные с пере­движением на большие расстояния значительного коли­чества скота, неумение противодействовать распростра­нению заразных болезней и неурожаи, приводящие к голоду скота. Известно, что в пределах весьма разобщенных насе­ленных пунктах Руси эпизоотии не распространялись с таким размахом, как в Западной Европе.

В 9-14 веках на Руси была создана отечественная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естественно-исторического и медицинского направления.

Наиболее ранними памятниками, дошедшими до нас, древнерусской письменности, содержащими медико-гигиенические сведения, являются «Изборники Святослава» Эти собрания различных по характеру статей составлялись для великого русского князя Свято­слава Ярославовича и содержали медико-гигиениче­ские сведения. В одном из фрагментов сборника, напри­мер, не рекомендовалось употреблять в пищу молоко коров после первого отела (молозиво), а также молоко, содер­жащее кровь и гной, т. к. оно могло стать причиной же­лудочно-кишечных заболеваний.

К числу первых переводных рукописей относится и трактат «Физиолог»- сборник о зверях и пти­цах. Характерно, что в греческом источнике описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шостоднев» Иоана, которая появилась на Руси в конце 11 века или в начале 12 века, наряду с богословскими сочинениями кратко излагалась анатомия человека, за­имствованная из греческих оригиналов. В Шестодневе содержится описание строения тела и функций его орга­нов: описаны легкие, бронхи, сердце, печень, селезенка.

Медицинские и ветеринарные познания приобретались и широко распространялись при помощи рукописных ле­чебников, которые содержали сведения о свойствах ле­чебных трав и о способах их приготовления, наряду с вопросами, касавшимися лечения людей, в лечебниках содержались и сведения о лечении животных.

Памятники изобразительного искусства и письменно­сти, исследования археологов показывают, что основные санитарно-гигиенические навыки русского народа стояли на значительной для того времени высоте. Наши предки еще на заре истории имели правильные представления в области санитарии, гигиены. В 9 -13 веках в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и животных (зоогигиена). Забота об ухо­де, кормлении, содержании и воспроизводстве различных видов сельскохозяйственных животных, а также об охра­не их здоровья, была одной из первоочередных задач.

Характеризуя этот период нашей истории, следует отметить, что до 10 века в Древней Руси представления о болезнях животных прежде всего были связаны с дей­ствием «злых сил», проявляющих себя в любой вообра­жаемой форме, а начиная с 11 -13 веков появляются заро­дыши настоящей науки.

В середине 13 века Русь подверглась монголо-татар­скому нашествию. Экономи­ческая разруха, связанная с монгольским игом (1240-1480) пагубно отразилась на санитарном состоянии Руси, способствуя развитию эпидемий и эпизоотии. Утрачены были древнейшие литературные произведения специаль­ного характера, не имевшие такого широкого распростра­нения, как богословские сочинения или юридические ко­дексы. Рукописи по медицине и ветеринарии за период 13 -14 веков в большинстве не сохранились.

Эпоха IX-XIV столетий на территории Руси характеризовалась объединением восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. В начале образуется Древнерусское государство - Киевская Русь (IX в.), затем - Великий Новгород (XII в.), Ростово-Суздальское княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XIII в.), Московское княжество (XIII в.) и др. Возникают города, развиваются различные ремесла и торговля. Согласно древним русским летописям, на Руси в XI в. было 89 городов, а в XIII в. их числилось уже 350. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов.

Киевская Русь формировалась постепенно. Столицей ее был г. Киев. Во главе государства стояли князь и крупные землевладельцы и скотовладельцы (князья и бояре). В целях охраны территории государства имелись военные дружины и пехота (дружина воев и ратники).

Когда во главе Киевской Руси стоял князь Владимир Святославович (980-1015), было принято христианство (988г.), объявленное религией государства и всего народа. Деревянные и каменные изображения языческих богов-идолов были уничтожены. Вместо языческого «скотьего бога» Велеса (Волоса) покровителем и защитником скотоводства и стад от разных напастей и хищных зверей стал христианский святой Георгий, изображавшийся на иконах в виде всадника на коне, поражающего копьем змея. Христианская церковь в лице духовенства способствовала укреплению власти князей и бояр-феодалов. Одновременно она насаждала грамотность. В монастырях были созданы школы «учения книжного» и «словес книжных».

Грамотность и древнерусская культура получили особенно широкое распространение в Киевской Руси при царствовании Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054). В этот период появились различные рукописные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, небольшие письма на бересте.

Скот, как и земля, являлся одним из источников богатства и знатности их владельца. Даже кованные железом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, в то время назывались скотницами. Скотница в широком смысле означала княжескую казну, а скот - деньги. В. Н. Татищев, автор книги «История Российская от самых древнейших времен...» (XVIII в.), писал: «В древние времена скот - то самое, что ныне деньги зовем».

В стране уделялось большое внимание развитию отечественного коневодства. Лошадь как тягловая сила широко применялась в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке грузов и в военном деле.

В древних русских летописях (XI-XVII вв.), «Русской правде» (XI в.) содержатся некоторые сведения о сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о продуктах и сырье животного происхождения и торговле ими, а также о специализации в животноводстве.

М. Е. Лобашев (1954) отмечает, что на Руси в XI-XII вв. «скотоводство у славян находилось на высоком уровне по сравнению с другими народами. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу».

В Киевской Руси, Великом Новгороде, а также в другнх славянских княжествах основным производителем продуктов растениеводческого и животноводческого сырья являлись крестьяне-смерды.

В городах и сельских местностях ремесленники из сырья сельского хозяйства изготовляли различные товары, которые пользовались большим спросом на городских рынках – торжках. О росте ремесел на Руси говорят следующие данные: в X в. их было 42, а в XVIв. – уже 210. Среди ремесленников были кузнецы, «коневые лекаря», «кровопуски» и др. В IX-XIV вв. лечением больных домашних животных, кроме «коневых лекарей» (коновалов), занимались волхвы и знахари. В древних рукописных сочинениях волхвы описываются как «кудесники», или «зелейники» (зелье - лекарственные травы). Они умели читать и писать. Народ считал волхвов премудрыми людьми с большим жизненным опытом и знанием приемов медицины и ветеринарии. Волхвы лечили больных людей и домашних животных. К ним за лечебной помощью обращались князья и бояре. Волхвы-кудесники неоднократно упоминаются в былинах.

В народной ветеринарии широко использовались различные лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения. Применялись также огородные растения: лук, чеснок, укроп и др.

Профессор И.П.Попов (1908), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отметил, что коновал являлся «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов».

Знания и многолетний опыт лечения домашних животных передавались от отца сыну, от учителя ученикам. Следует отметить, что профессия коновала просуществовала до 30-х годов XX в.

В XI-XIV вв. на Руси была создана отечественная и переводная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естественно-исторического и медицинского направлений. В этой литературе имеются некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и животных, фармакологии.

Переводили рукописные книги обычно монахи.

К числу первых переводных рукописей относится трактат «Физиолог» (XI в.) – сборник о зверях и птицах. Характерно, что в греческой рукописи описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского» (1263) приведены некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и др.

Историк Т.И.Райнов (1940), характеризуя этот период истории научных знаний, указывает, что если до XI в. в Древней Руси господствовали богословско-мистические взгляды на природу, то уже в XI-XIIIвв. мы имеем зародыши настоящей науки, т.е. элементы объективного знания материальной действительности в духе стихийного материализма.

Эпизоотии. Академик С. Н. Вышелесский в 1945г. лисал, что в древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. В короткие сроки вымирали целые поселения, а оставшиеся в живых в страхе покидали свои насиженные места.

Древние русские летописцы отмечают, что чаще различные острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных (моры) наблюдались в годы неурожаев, голода (глада) и бескормицы или войн.

Историк русской медицины Л.Ф.Змеев (1896) описал в Киеве в 867г. большую смертность людей и домашних животных одновременно от неизвестной инфекционной болезни, а в 979г. - в год неурожая и бескормицы - «мор скотов, зверей и людей... и много пакости бываху человеку и скотам и зверям лесным и польным».

Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, - зооантропонозы наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. Так, в Воскресенской летописи за 1302г. говорится: «...бысть мор на люди, и на кони, и на всякий скот... по всей земли русской». По-видимому, это была сибирская язва - пострел.

Иногда летописец кратко и четко писал: в 1154г. на всей Руси «бысть мор в коних всих... яко не был николи же» (т. е. никогда) или в 1286г. «бысть мор птиц; в 1298г. «того же лета бысть мор на скоте... а на люди был да немног».

В русских летописях иногда освещалось, где первоначально возникали эпидемии или эпизоотии самопроизвольно (спонтанно) на территории Древной Руси или они были занесены из зарубежных стран. Так, в Псковской летописи I говорится, что в 1264-1265гг. в г. Пскове «бысть мор на люди», а также «велик мор во скотах». В 1352г. «мор» был занесен из-за границы в нашу страну, «и той мор пошел от Индейской страны, от Солнца Града», или в 1404г. мор пришел «от немець в Псков».

Известный советский историк отечественной микробиологии, эпидемиологии и эпизоотологии А. И. Метелкин (1894-1973) в 1960г. писал: «Наши старинные памятники письменности, начиная с XI в. и кончая второй половиной XVIII столетия, применяли целый ряд слов и характерных выражений для различия связанных с заразными заболеваниями понятий. Наряду со словом мор - старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотий - применялись и такие выражения: моровое поветрие, моровая напасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности, - отмечал А. И. Метелкин, - именовались замор-ными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись слова: смрад, пакость, дурн».

Следует к этому добавить, что в русских летописях XI-XVII вв. часто встречается ряд других медицинских и ветеринарных терминов. Так, например, под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понималась болезнь, под словом «знамя» - клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» - гребень эпидемической или эпизоотической волны («...и бысть сам напор»).

Анализ материалов Полного собрания русских летописей и других рукописных сочинений XI-XIV вв. показывает, что в этот период русскому народу была известна заразительность и некоторые способы передачи отдельных инфекционных болезней от домашних животных человеку (например, бешенства, сибирской язвы). Так, в Новгородской летописи за 1077г. говорится о смерти от бешенства одного монаха, заразившегося через укус бешеной собаки: «Свой его пес уяде и оттого он умре». В Никоновской летописи указывается, что летом 1373г. во время эпизоотии сибирской язвы эта инфекционная болезнь от животных передавалась людям: «...и на кони, и на коровы, и на овцы и всяк скот был мор велик. Потом же прииде и на люди мор велик по всей земле русской».

Гигиена и санитария. В XI-XIV вв. в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и домашних животных (зоогигиена). Забота об уходе, кормлении, содержании и воспроизводстве различных видов сельскохозяйственных животных, а также охране их здоровья была одной из первоочередных жизненно важных задач.

Еще у древних скифов, сарматов и славян были освоены простейшие способы консервирования мяса и рыбы путем вяления и копчения. Было известно, что дым имеет свойство предохранять съестные продукты от разложения и нападения на них насекомых. Использовался также холод для замораживания мяса и рыбы и соль для засолки их.

В древнем рукописном сочинении «Изборник Святослава» (1073; 1076) уделяется большое внимание питанию человека. В этом руководстве не рекомендовалось употреблять в пищу молоко коров после первых дней отела (молозиво), а также молоко, содержащее кровь или гной. Такое молоко может быть причиной желудочно-кишечных заболеваний у человека. Христианская религия запрещала употреблять в пищу людям медвежатину - медведины, а также мясо удавленных диких животных и птиц - давленины.

На основе многовекового житейского опыта предков славяне органолептически (по запаху, цвету, сочности, вкусу и др.) умели отличать свежее мясо (добротное) от плохого (затхлого, гнилого).

Обнаруженные археологами различные предметы домашнего обихода славян (ножи, конские скребницы и др.) показывают, что в этот период чистке лошадей уделялось особое внимание.

Элементы военной ветеринарии. В Древней Руси между отдельными княжествами нередко велись войны, а среди «воев» (воинов) и «коней» (лсшадей) часто возникали различные эпидемии и эпизоотии. Так, в 1153г. в войсках князя Юрия Долгорукого во время его похода на Вятичи был такой «мор», что «...якоже и не бывал... не в конех, но и в воинстве».

Кроме междуусобных войн русскому народу приходилось отбиваться и защищать свою независимость от нашествий половцев, татар, монголов и немецких псов-рыцарей. По данным Б. Ц. Урланиса (1966), в XIв. на Руси было 33 года войны, в XIIв. - 63, в XIIIв. - 47 лет, а в XIVв. - 44 года.

Следует отметить, что частые нашествия иноземных захватчиков на Древнюю Русь способствовали заносу и распространению различных опасных эпидемий и эпизоотий. Так, в Никоновской летописи за 1237г. говорится, что после разгрома татарами русских городов (Рязань, Ростов и др.) все, что пощадили татарские мечи, стрелы, пожары, стало добычей «глада и мора», т. е. голода, эпидемий и эпизозоотий.

Частые войны между князьями и нашествия вражеских захватчиков приводили к экономическому и культурному упадку, обнищанию страны. Так, в результате этих войн в конце XII в. распалось на мелкие княжества первое русское государство - Киевская Русь.

Изучение древнерусского и иностранного вооружения в эпоху IX-XIVвв. показывает, что в этот исторический период войны проводились холодным оружием: тяжеловесными мечами, дротиками, саблями, секирами, стрелами, копьями и т. д. Войска подразделялись на легкую конницу и пехоту. Полученные в бою раны как у воинов, так и у лошадей под-разделялись на колотые, рубленые и пр. Во время войн у лошадей наблюдались ушибы, растяжения сухожилий и т. п. Лечили эти травмы сами всадники, применяя средства народной ветеринарии. В качестве кровоостанавливающего вещества и для перевязки травмированной конечности использовали сухие заранее прокипяченные овечью шерсть, грубый холст (своего рода бинты), различные лекарственные рас-тения, деготь, золу и другие средства. После окончания войны лечением травм у лошадей занимались кудесники, коновалы и знахари.

В период войн и в мирное время особое внимание обращали на полноценное кормление, чистоту кожного покрова, грив, копыт лошадей, т. е. лошади были окружены постоянной заботой со стороны воинов. Конь был спутником и другом всадника. В древнерусском народном эпосе - былинах, повествованиях и др. - уделяется большое внимание единству русской земли, ее славным воинам-богатырям, а также их коням.

Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 2287 | Нарушение авторских прав


| 2 | | | | | | | | | | | | | |

1.Развитие ветеринарии в странах древнего мира

а) В Др. Китае

лечением людей и животных занимались одни и те же люди-жрецы и лекари-практики. Китайские врачи применяли многие лекарственные ве-ва растительного, животного, минерального происхождения. Наблюдая за животными дали знания о ядовитых растениях. Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Для лечения применяли метод иглоукалывания. В диагностики болезни большое внимание уделялось пульсу. Уже 3тыс.лет назад в китайской медицине сосуществовали 4 раздела: внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария.

б) В Др.Индии

Лечением животных занимались знахари, которые постепенно превращались во врачей-целителей. В Индии благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ ветеринария занимала очень почетное место. Вет. врачи принадлежали в высшему медицинскому сословию. Источник сведений о лечение людей и животных-Аюрведа. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, применяли в виде: порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей. Др индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок, ими описано более 10-ти хирург. инструментов и способы проведения хирург. операций. Знали что бешенство от укуса бешеными животными, умели готовить противоядие от укусов змеи.

в) В Др. Персии

Лечением занимались Кудесники. Использовали для лечения различные колдовские и религиозные приемы и лекарственные травы. Они были убеждены что в голове больного имеется злой дух и его необходимо прогнать. Для этого они использовали иногда рассечение черепа. Большое место животным отведено в священном писании Авеста. Животные распределены на две группы: полезные (лошадь, корова, собака, птица) и бесполезные (волки, змеи, насекомые). Один из первых врачей Персии использовал в лечении нож, лекарства и имя бога. Веет. врачи получали плату за лечение животных.

г) В Месопотамии

Вет. были известны болезни: сибирская язва, чума КРС, бешенство. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. в первые были предприняты попытки лечения животных. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей. Умели готовить отвары из растений и делали мази для наружного применения. Разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения широко использовали воду и масла. Первые гос. школы медицины. Появились первые законы медицины.

д) В Др. Египте

Уже были веет. врачи. Социальное положение врачей было высоким. Они знали рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в хирургии, умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи нашли много хирург. инструментов. Считали что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной (исходить от богов и духов). После того, как закончено изгнание духов, можно применять лекарство. Существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов. Многие боги имели отношение к врачеванию, изображались с головой птицы или животного.

е) В Др. Греции. храмовая и народная ветеринария, лечением животных занимались иппиаторы.

ж) в Др. Риме. животных лечили проф вет врачи, рабы военнопленных, которых потом сменили военноотпущенные и приезжие иностранцы из стран востока, малой азии и египта. Вет наука заимствовалась из греции

2. Периоды развития ветеринарии

Примитивное врачевание

В течение тысячелетий происходило накопление знаний и опыта. Уже на ранних стадиях врачевания знали рвотные, слабительные лечебные средства, о противоядиях, об использовании органов животных для внутреннего и наружного применения. Ощущения, производимые болезнями, народный язык отождествляет с ударами острым предметом-колотье, резь, ломота и тд. Телесные страдания народ рассматривал как следствие удара или укола-удар, лихорадка (трясца). Болезнь считали внешним и враждебным маленьким существом, которое будто бы проникает в тело извне и вызывает болезненное ощущение.(рак, грыжа). На большую часть древних лечебных приемов и средств наложило отпечаток фантастическое представление о мире. Ранняя форма фантастического представления – фетишизм – культ неодушевленных предметов. (мог стать любой предмет) . С развитием мифологических представлений болезни стали рассматривать как влияние злых духов, поражающих человека и животных карающей силой. В связи с этими представлениями создались и методы борьбы с болезнями. Использовали амулеты, заговоры и заклинания. Считалось что амулет защищает от проникновения болезней. В период тотемизма – веры в общее происхождение и кровную близость родовой группы людей чаще с какими-либо животными – амулеты в виде животного, которое считалось их предком. Их цель- охранять от проникновения злых духов вызывающих болезнь, либо изгнать ее из тела. Для изгнания давали слабительные средства. Постепенно выделилась профессия, и среди них знахари.

Народная ветеринария

Народное врачевание - одна из ранних форм народной ветеринарии, которая сохранила опыт врачевания, возникший в первобытно-общинном строе, и обогатила его практическими познаниями природы. Первыми лекарствами были растения. Растения играли огромную роль в магических ритуалах. из них изготавливали успокоительные и болеутоляющие средства. Мощным стимулом для развития животноводства и народной ветеринарии стало появление пастушества. они ухаживали за животными, оказывали помощь при травмах, родах, кастрации самцов. Пастухи собирали и сушили лекарственные растения, отличали ядовитые от не ядовитых. так же они использовали – жир, костный мозг, желчь, куриные яйца. Пастухи наблюдали действие растений на животных, и переносили свои наблюдения на человека. Развитие гончарного производства дало возможность не только хранить пищу но и готовить и сохранять лекарства.

Профессиональная ветеринария

Постепенно занятие врачеванием выделилось из числа остальных профессий того времени- появился врач-профессионал. Эта профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в гос-ве. Свою подготовку врачи получали в семье. Врачевание больных людей и животных не разграничивалось.

3. Народная ветеринария в древней Руси 9-14 век .

Лечением занимались кроме коневых лекарей (коновалов) волхвы (или кудесники, зелейники) и знахари. Народ считал их премудрыми людьми с большим жизненным опытом, они умели читать и писать, знали приемы медицины и ветеринарии. Коновалы применяли растительные и минеральные снадобья, особенно различного рода травы и яды. кроме кастрации животных занимались лечением скотины, причем то всех болезней: как наружных, так и внутренних. Они умели сводить лишай спец. травами и мазями, выводить глистов, делать примочки, промывать и обрубать копыта, прокалывать животному брюхо, вставлять кольца в нос быкам, отпиливать рога. Большую роль в накопление знаний были пастухи. Они знали что нельзя пасти скот ранним утром на пастбище, т к наблюдаться вздутие у коров и овец. Свой опыт коновалы передавали из поколения в поколение. Появляются вет. термины.(недуг, скорбь, хворь –болезнь). Знали о лимфатических узлах, заболевание холки, болезни с явлениями колик у лошадей. Известны некоторые способы передачи отдельных инфекционных болезней от животных к человеку. Эпизоотии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. Летописцы замечали что острые инфекционные болезни наблюдались в годы не урожаев, голода, бескормицы и войн. Первая переводная рукопись трактат Физиолог-сборник о зверях и птицах.

4.Народная ветеринария в 15-17веке .

в сельском хозяйстве и животноводстве стали появляться элементы технического прогресса. Начали проводить мероприятия по уходу за скотом, по постройке спец. помещений для животных, оборудованных стойлами, по более совершенному кормлению скота. В 16-17 веках коновалы, рудометы (кровопускатели) имелись и в городах и в селах, причем они стремились, главным образом, в города, где был более выражен спрос на представителей этой профессии. Коновальный промысел был наследственный. Коновал отправлялся в путь, как правило, в сопровождении одного или двух помощников, подбиравшихся из числа бывалых и ловких людей и находился в пути обычно в течении осени, зимы и весны. В типичный набор снадобий, которые коновалы брали с собой в путь, входили различные сущ. травы, листья, коренья, камешки, краска из голубой глины, алебастр, сулима, мышьяк, сабур, антимоний, квасцы, купорос, горючая сера и тд. Излюбленным коновальским лекарством для лошадей являлось так называемая кладь, состоящая из смеси яиц, вина, антимония, мышьяка, постного масла. С помощью простых снадобий некоторые коновалы весьма удачно лечили скотские болезни включая даже сап и сиб. язву. Коновал очень часто одновременно был и знахарем. Некоторые коновалы искренни верили в свои таинственные знания и обладали силой внушения. Неотъемлемой принадлежностью вольнопрактикующих(странствующих) коновалов, атрибутом их профессии была кожаная сумка с особым медным знаком, изображающим всадника на коне, и крепкая смотанная веревка – повал. в сумке имелись ножи, клещи, молоток для выбивания волчьих зубов, деревянные лещетки и различные лекарственные средства растительного, животного и хим. происхождения. Во второй половине 15 века при великом князе Иване 3 в селе Хорошеве создана первая государева конюшня. Она послужила основой коннозаводства в России. Конюшенный приказ (1496г) в начале в ведении которого было обслуживание царского придворного хозяйства, упорядочение работы по воспроизводству и содержанию лошадей, принадлежащих царю. Позднее, по мере развития экономики страны и военного дела, задачи приказа расширились: он стал заботиться об удовлетворении потребности русской армии лошадьми разных пород и назначения. Кон.Приказ. имел свой стяг (флаг) и был создан почти на 125лет раньше Аптек. приказа. Звание конюшего присваивалось виднейшим дворянам. 1496г. на должность главы приказа был назначен боярин А.Ф. Челяднин, а 1586г-Борис Годунов. Конюш.приказ имел штат обслуживающего персонала до 350 чел. В 1680году по к. Приказу числилось 10 русских конских мастеров. В дальнейшем конюшенный приказ был переименован в конюшенную канцелярию в – 1705гду ликвидирована, и ее дела передали в приказ большего дворца. В первой половине 17 века при конюш. приказе в государственных конюшнях уже были созданы спец. лечебные (лековые) конюшни, а при них- конские аптеки. Задачи и обязанности конских мастеров для того времени были значительные. Они не только занимались кастрацией жеребцов(класть жеребцов) и животных других видов а так же диагностикой различных болезней лошадей и их лечением. Ветеринарное(коновальные) инструменты изготавливали русские мастера- слесари, кузнецы. в тех случаях, если лекарство в аптеки конюшенного приказа не было, его выписывали из аптек. приказа по особым памяткам – заявкам. На больных лошадей составляли сказки-описание болезни.

Аптекарский приказ .(1581) Со временем Аптекарская палата была переиме­нована в Аптекарский приказ. Вначале снабжение царской аптеки медикаментами осуществлял Приказ Большого дворца, однако специфика лекарственного снабжения, необходимость надзора за всё увеличивавшимся штатом придворных врачей и аптекарей по­служили причиной организации отдельного Аптекарского при­каза, укомплектованного соответствующими специалистами. Располагался Аптекарский приказ в одном из зданий Кремля, примыкавших с юга к коло­кольне Ивана Великого, в 1657 г. переведён за Мясницкие ворота в Огородную слободу. На должность судей Аптекарского приказа назначались близкие царю люди, связанные с ним родственными узами. В их обязанность входило личное испытание предписы­ваемых царю лекарств. Постепенно функции Аптекарского приказа усложнялись и расширялись. Приказ был обязан наблюдать за аптеками, за вра­чами, за призрением больных и «прилагать старания о всеобщем здравии сограждан, о воспрепятствии распространению прилип­чивых болезней» (В.И.Разумовский, 1913). В 1654 г. в Москве при Аптекарском приказе была откры­та медицинская школа, которая просуществовала несколько лет. В Аптекарском приказе испытывали поступившие лекар­ства, готовили спуски (сплавы, смеси) различных продуктов, мази и препараты. В лаборатории существовали весы (вески), на кото­рых можно было взвесить количество вещества, равное ячменно­му зерну. Объём жидкости измерялся при помощи яичной скор­лупы - скорпянки. Аптекарский приказ, оставаясь придворным ведомством, к концу XVII в. фактически превратился в центральный орган управления всей государственной медициной.

5.Первые указы и грамоты по санитарии мероприятия по борьбе с эпидемиями Российской Империи 15-17века.

В. указе царя Михаила Рома­нова (1629) категорически предлагалось на рынках для продажи каждого вида продуктов отводить своё место, «чтобы в рядах тор­говых всякие люди сидели с товарами своими, которыми това­рами в которым ряду торгуют, где кому указано, а порознь бы никто, никаков человек с разными товарами в иных рядах не торговали…». В указе 1659 года «О чистоте в Москве». В 1683 г. издан указ «О неторговании рыбой и мясом в шалашах и на скамьях». В 1691 г. издан указ о порядке торговли мясом, который предлагал торговцам подвергать свежее мясо, оставшее­ся от продажи, солению, причём о наличии такого мяса торговцы обязаны были сообщать и записывать в книги. В указах 1686-1689 гг. предлагалось очистить город от тру­пов и нечистот, соблюдать чистоту на улицах и вокруг дворов: «... послать в Земский приказ, велеть на Москве, во всех улицах и переулках всяких чинов людям сказать, чтоб они, всякой против своего двора, велели осмотреть навозу и мертвечины и всякого скоредного помёту; велеть очистить и вывозить на Земляной го­род» и «наказывать за выбрасывание сору». Исследователи отмечают, что в Рос­сии с 1661 г. по 1700 г. было издано 43 указа по ветеринарии, из них 37 по борьбе с эпизоотиями и 6 по общим ветеринарно-санитарным вопросам. Мероприятия:1) отделение больных от здоровых животных. 2) Сорокодневий или карантин. 3)перекапывание дороги чтоб не могли проехать в зараженную деревню. 4) нельзя собирать шкуру с больных. 5) хранить живность в далеке от населенных пунктов. 6) скотные дворы мыть щелоком.