Развитие коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки

Как научить ребенка общаться с окружающими людьми. В какие игры играть для развития социально-коммуникативных навыков.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Развитие социально-коммуникативных навыков детей

Главной целью в социально-коммуникативном развитии является воспитание речевой культуры, доброжелательного отношения к людям, воспитанности.

Современное общество требует уверенных в себе личностей, способных совершенствоваться и развиваться. Если посмотреть на проблему глобально, то наши дети должны быть воспитаны так, чтобы страна нравственно и духовно развивалась.

Ответственность за воспитание в ребенке вышеуказанных качеств возлагается на семью и образовательные учреждения. Личностные качества человека закладываются в первые годы жизни. И насколько позитивными будут результаты, зависит от родителей, воспитателей и учителей.

Дружба детей — важная часть социально-коммуникативного развития

Развитие коммуникативных навыков детей в семье

Самый первый наглядный опыт общения дети приобретают в семье. Ребенок учится понимать, как можно и нельзя поступать.

При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.

Существует две модели поведения в семье:

  1. Если родители общаются между собой с уважением, добротой, то это позитивно скажется в будущем на мировосприятии ребенка. Замечательно, когда родители и другие члены семьи заботятся друг о друге, ласково разговаривают, помогают, имеют общие интересы. Недостаточно одного физического ухода за малышом. От родителей требуется также эмоциональное участие в жизни малыша — ласковое общение, поддержка, добрая игра, доверие
  2. К сожалению, в некоторых семьях царит агрессивная или неискренняя атмосфера. Слишком сдержанный эмоциональный стиль общения также негативно влияет на дальнейшую положительную адаптацию ребенка. Плохо, когда родители разговаривают с ребенком в сухом или резком тоне, кричат на него, ругают за оплошности, постоянно одергивают, относятся безразлично к его успехам. Часто родители заменяют живое общение дорогими игрушками, компьютером, подарками. Такой подход также несет негативные последствия

В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.

Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.



Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем

Знание правил и норм при общении

Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.

Желательно, чтобы до момента посещения детского сада родители привили ребенку знание правил общения и поведения. Воспитатели в саду также ведут активную работу с детьми.

С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения :

  1. Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
  2. Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
  3. Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
  4. Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
  5. Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников


С ранних лет приучайте ребенка к вежливости

Как пробудить в ребенке желание общаться?

Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.

Чтобы не лишить ребенка желания общаться с другими детьми, нужно учитывать его темперамент. При этом нужно организовать общение таким образом, чтобы ребенок и окружающие чувствовали себя максимально комфортно.

Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного


Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться

Видео: Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Как научить ребенка умению организовать общение?

Дети первых лет жизни играют рядом, но не вместе. К 3-4 годам появляется общая организованная игра. Чтобы другим детям было интересно играть с вашим ребенком, он должен обладать следующими качествами:

  1. Уметь слышать собеседника
  2. Сочувствовать, поддерживать, помогать
  3. Уметь решать конфликты

Поддерживайте желание ребенка общаться и дружить с детьми, учитывая его темперамент. Направляйте его, объясняйте правила игры и ситуации. Чаще играйте сами со своими детьми дома.



Совместная игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста: игры и упражнения

Игра — это основное средство формирования у ребенка представлений о жизни и взаимоотношениях.

Детям с раннего возраста следует научиться различать чувства людей на примерах героев игры.
К примеру, игра «Как Маша делает?»

Задаете ребенку вопрос и сами даете ответ мимикой. Ребенок научится различать эмоции и чувства.

  • Как Маша плачет?
  • Как Маша смеется?
  • Как Маша сердится?
  • Как Маша улыбается?

Игры с детьми раннего возраста должны быть направлены на:

  1. Развитие доброжелательности к людям
  2. Негатив по отношению к жадности и злу
  3. Элементарное представление о понятиях «хорошо» и «плохо»


Общение и игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Подари улыбку»

Для данной игры необходимо минимум два участника. Попросите ребенка подарить своему союзнику самую дорогую и добрую улыбку. Таким образом дети делятся улыбками и положительно относятся друг к другу.

Игра «У птички болит крылышко»

Один ребенок воображает себя птичкой с раненым крылом, остальные пытаются птичку утешить, сказать ей добрые слова.



Дети водят хоровод

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Вежливые слова»

Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).

Игры-ситуации

Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:

  • Две девочки поссорились — попробуй помирить их
  • Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
  • Ты нашел котенка — пожалей его
  • У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом

Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.

Видео: Как воспитать общительного ребенка?

Умение устанавливать контакт с людьми – важный навык, значение которого особенно велико в сегодняшнем мире больших возможностей. Развитая коммуникабельность помогает понимать окружающих и быть понятным, успешно вести переговоры, продавать себя и товары, быть лидером – легко приспосабливаться к новым условиям и добиваться практически любых целей, как в повседневной жизни, так и в бизнесе. Цель тренинга на развитие коммуникации – формирование практических навыков для решения задач говорящего. Отрабатывая в игровой форме вербальный и невербальный способы коммуникации, мы научимся:

  • производить “правильное” впечатление на собеседника;
  • легко устанавливать и поддерживать контакт;
  • убедительно аргументировать свою позицию и отстаивать свои интересы;
  • выделять и нейтрализовывать попытки манипуляции;
  • управлять эмоциями и безболезненно преодолевать конфликты.

Некоторые из нас очень остро нуждаются в собеседниках, другие могут подолгу оставаться наедине с собой. Потребности каждого человека в общении различны, но от них никуда не деться даже самому глубокому интроверту. Общение - это биологическая потребность, и попытки сопротивляться ей бесполезны. Уже после пяти дней в полном одиночестве в нервной системе человека начинаются дегенеративные изменения, возникают галлюцинации. Сам себе не отдавая отчет, человек ищет собеседника в зрительных и звуковых образах и общается с ним, как с реальным.

Как любой театр начинается с вешалки, так и тренинг на развитие коммуникации начинается со знакомства.

Елена Побирей
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Коммуникативность - это врождённая или приобретённая способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.

Навык - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Говоря же о коммуникативных навыках , имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Формирование коммуникативности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения

дошкольного образования ребенок должен:

* обладать чувством собственного достоинства;

* обладать установкой положительного отношения к миру,другим людям и самому себе;

* может выражать свои мысли и желания;

* активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

* способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

* стараться разрешать конфликты.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Значение игры

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему

человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты

реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его

действительности.

Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

Игра способствует формированию творческого воображения.

Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых

ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Формы организации ежедневной игровой деятельности , в педагогическом процессе можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить (сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры-импровизации, игры-инсценировки, хороводы, игры-имитации, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-соревнования, игры-забавы, игры-разминки,упражнения,подвижные игры и др.)

«Внимание ребёнка к сверстникам может проявляться уже в возрасте от 1 года

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.

Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

Ссоры у детей этого возраста возникают чаще всего из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая, ни на кого внимания и играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!»

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом).

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры.

К 4 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. Воспитатель включает в игры необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним! Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

Со временем с помощью взрослого ребёнок усваивает правила совместной игры. Усвоив закон "очередности", привлекательность хода игры, дети преодолевают каждый свой эгоизм, обретают способность к познанию своего Я с новых сторон (обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого). Дети начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры увеличивается. Ощущение и ситуация игры, даёт, свободу ее участникам, игра реализуются в объединении чётко очерченных правил – правил игры. Ощущение и ситуация игры, проходящая в определённых рамках и очерченных правилах даёт опыт, предоставляет свободу участникам.

Итак, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, является образцом для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках и усвоению нравственных норм.

Топ 10 методик

1.Научитесь замечать реальность и того, с кем общаетесь

Бывали ведь в ситуациях, когда вам уже неинтересно, а человек всё говорит и говорит, не обращая внимания на то, что вы уже даже не смотрите на него? Ведь после такого нет желания снова с ним встречаться, правда? И важно учитывать не только обратную реакцию собеседника, но и обстановку, в которой находитесь. Развить в себе внимательность можно постепенно, выполняя каждый день такое упражнение:

  • Сядьте удобно и попробуйте сконцентрироваться только на том, что вы слышите. Достаточно будет и пары минут для выполнения. Сначала будет слышен просто шум, а потом вы начнёте выделять отдельные звуки и понимать, откуда они доносятся.
  • Следующий шаг состоит в том, чтобы всё внимание направить на то, что вы видите. Мысленно отмечайте каждый предмет, будь то стул или завалявшийся гвоздик.
  • Теперь пару минут концентрируйтесь на своих ощущениях и мыслях. Прочувствуйте каждую часть тела, обратите внимание на каждую возникающую в голове мысль.

Это упражнение вырабатывает умение замечать детали, другого человека и себя в контакте с ним. Ведь формирование близких и доверительных отношений невозможно, когда толком не слышишь и не замечаешь партнёра. А так неосознанно будет ощущаться та невидимая грань, когда понимаешь, что нужно промолчать или взять паузу, или наоборот, что пора вступать активно в разговор.

2.Читайте книги для расширения кругозора

Учитывая все нюансы, попрактикуйтесь и сделайте ещё попытку, до тех пор, пока результат не удовлетворит вас. Таким образом, будет происходить формирование грамотной и чистой речи, что играет огромную роль в процессе общения.

3.Язык тела

9.Научитесь слушать собеседника, не перебивая его

Таким образом, вы сможете расположить его к себе, давая пространство высказаться, получите больше информации о нём, а также отследите, какие ошибки он допускает в разговоре, чтобы не повторять их с другими людьми. Отслеживая свою реакцию на его поведение, вы поймёте, как выглядите сами в глазах других, возможно, возьмёте на вооружение какие-либо жесты или слова, которые вас заинтересуют.

10.Отмечайте общие черты характера с собеседником и ваши различия


Это поспособствует принятию и уважению чужой точки зрения, иначе конфликты, чувство раздражения и нежелания общаться будут вашими постоянными спутниками. Мы все разные, с разным опытом, мыслями, и необходимо уметь быть в контакте с другим человеком, несмотря на разность взглядов. Учитесь уважать не только себя, но и остальных людей, давая им право думать не так, как вы, но при этом оставаться рядом. Если вы с чем-то не согласны, не обязательно говорить собеседнику, что он не прав или в чём-то не разбирается, а просто скажите, что у вас немного другое по этому поводу мнение, в силу того, что прожили другой опыт. Ваша задача – найти точки соприкосновения, а не наоборот, доказать своё превосходство.

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели моего блога! Самое главное – наличие мотивации и желания, тогда не возникнет сложностей с освоением науки общения и поисков ответов на вопрос, как стать коммуникабельным. Рискуйте, пробуйте, боритесь со своими страхами, и тогда перед вами откроются совсем новые горизонты возможностей.

Не забывайте подписываться на обновления блога. До скорых встреч.

Елена Чеснокова
Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста

1. Социально-

(ФГОС ДО)

2 Понятие

социальный портрет выпускника ДОУ

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС ДО)

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие » . Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие :

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- формирование социально- коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

Использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

Реализация общеобразовательной программы;

Обогащение предметно-пространственной среды.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

2 Понятие коммуникативные умения детей дошкольного возраста

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Почепцов, В. А. Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности .

По мнению Лисиной М. И., общение в деятельности педагогов, родителей выступает :

Как средство решения учебно-воспитательных задач;

Как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты;

Как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

Как необходимое условие его социально-личностного развития .

Таким образом, по М. И. Лисиной, общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией , выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из определения можно заключить, что общение имеет три стороны своего проявления : коммуникативную , интерактивную и перцептивную.

По Лисиной М. И. коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое восприятие другими людьми, обмен информацией , обмен переживаниями.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (или воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений, межличностное взаимодействие в совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей, восприятие и понимание другого человека, понимание людьми друг друга.

Перцептивная сторона общения является очень важной и обязательной составной частью коммуникации , потому что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Происходит восприятие одним человеком другого. На восприятие и оценку людьми друг друга влияют различные факторы. Так, исследованиями установлено, что дети, прежде всего, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков) . Они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам.

М. И. Лисина выделяет три основные категории средств общения :

1. экспрессивно - мимические средства общения (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);

2. предметно - действенные средства общения (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выражающие протест, желание уклониться от контактов с взрослыми или стремление приближаться к нему, быть взятым на руки);

3. речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики) .

Понятие «коммуникация » рассматривается в работах таких выдающихся личностей как : А. Зверинцев, Г. Г. Почепцов В. А. Спивак, М. А. Василик, Ф. И. Шарков и др. А. Зверинцев рассматривает коммуникацию , прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения . Г. Г. Почепцов в книге «Теория коммуникации » под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».

По своей структуре коммуникативные умения являются сложными ; они включают в себя простейшие (элементарные) умения . По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно- коммуникативные , регуляционно-коммуникативные и аффективно- коммуникативные группы умений

Коммуникативные навыки - понятие , отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А. А. Князькова) .

3 Коммуникативная готовность детей к школе , социальный портрет выпускника ДОУ

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру , коммуникативные способности , готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

По мнению группы исследователей (Т. В. Антонова, 1995; Ю. М. Жуков, 1990; и др., коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов : когнитивного, эмоционального, поведенческого.

Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию) .

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Именно эти составляющие являются необходимым условием успешности развития ребёнка, его подлинной интеграции в общество, и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается :

1. Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др., что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту ;

2. Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас , грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка;

3. Умение владеть собственной речью, включающее умение правильно и точно выразить свои мысли, полно и последовательно передать содержание прочитанного и воспринятого на слух литературного произведения, отвечать на поставленные вопросы и т. д.

4. Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне, достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни . Согласно исследованиям в русле концепции М. И. Лисиной психологическая готовность к школьному обучению рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность , т. е., как готовность и способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия с взрослым, прежде всего с учителем.

Коммуникативная готовность к школе , это готовность дошкольников к новым формам общения Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе , так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности - принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения , ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

4. Комплекс игр коммуникативного содержания

«Царевна Несмеяна»

Цель : создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей , побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Содержание взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной , которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать ее улыбку или смех. В качестве царевны Несмеяны выбирается необщительный (лучше девочка) ребенок, а остальные всеми силами стараются ее развеселить

«Игра с масками»

Цель : Развивать умения проявлять чуткость , отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям приготовить дома маску своей любимой собаки (или какого-нибудь другого домашнего животного) . Две такие «маски» могут в классе построить диалог о том, как им живется у своих владельцев, как они к ним относятся, а также как они сами относятся к своим владельцам. В заключение ребята делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

«Чудесный терем дружбы»

Материал : дом из фанеры, с тем количеством окон, сколько детей в группе .

Цель : развивать умение детей замечать и оценивать личностные качества и поступки своих сверстников в группе детского сада.

Задачи : учить детей видеть в товарищах положительные черты характера, замечать достоинства друг друга; учить выражать свое отношение к личностным качествам товарищей.

Содержание : воспитатель обращает внимание детей на домик , сделанный из плотного картона или фанеры. Домик этот очень нарядный, солнечный. В нем столько окон, сколько детей в группе . Воспитатель : «Этот домик не простой, в нем живет много загадок. Если мы с вами сумеем отгадать все загадки, то дом превратится в чудесный терем дружбы. Хотите попробовать?».

Затем воспитатель называет отдельные яркие, положительные черты характера, личностные качества, которые свойственны определенному ребенку. Например :

Это девочка, она очень хорошо поет и любит петь.

Так воспитатель говорит о каждом из детей группы . Дети отгадывают, о ком идет речь, если замечали это качество у своих товарищей. После отгадки в окне домика появляется фотография ребенка, о котором уже отгадана загадка.

«Радио»

Цель : воспитать у детей умение быть внимательными , запоминать наиболее существенные признаки

Сегодня мы будем играть в новую игру, она называется «Радио» . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы . Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте : «Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Кто знает эту девочку?» Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. «А теперь диктором будет кто-нибудь из вас» , - говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки. Педагог следит, чтобы дети перечисляли характерные черты своих товарищей : как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.