Развитие анатомии в россии. Краткие исторические сведения по анатомии и физиологии

Первые русские анатомы XVIII века

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Первые русские анатомы XVIII века
Рубрика (тематическая категория) Медицина

Выдающиеся российские ученые - анатомы

Первые этапы развития анатомии и медицины Российского государства XVIII века озарены гением Петра I, проявившего интерес к подготовке врачей в Голландии, где он посœещал лекции и анатомические театры профессоров Ф. Рюйша, Г. Бургава и А. Ван-Левенгука. Для просвещения россиян Петром Великим приобретается анатомическая коллекция для Кунсткамеры, которая по его указу с 1718 года постоянно пополняется эмбриологическими и тератологическими препаратами, сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. По возвращению из-за границы в Москву царь организует для бояр цикл лекций и вскрытий, учится сам в Московском анатомическом театре препарировать трупы и производить хирургические операции. В дальнейшем подобные мероприятия стали регулярными и производились в госпиталях, лекарской школе, организованной Петром в Академии наук.

В Москве, Петербурге, Барнауле, Кронштадте и др.
Размещено на реф.рф
городах (более 30) открылись при госпиталях медицинские школы, в которых лекарей по началу обучали иностранные анатомы и хирурги: H.Л. Бидлоо, А. Де-Тильс, Л.Л. Блюментрост и др.
Размещено на реф.рф
В становление анатомии и физиологии в Петровской Академии наук внесли вклад Д. Бернулли, И. Вейтбрехт, И. Дювернуа, в последующем великий М.В. Ломоносов - кандидат медицины Магдебургского университета.

Учеником и последователœем академика М.В. Ломоносова был А.П. Протасов , ставший тоже академиком, читавшим университетский курс анатомии. Он известен работами по анатомо-физио-логическому строению желудка, составлению анатомического словаря на русском языке, по судебно-медицинским вскрытиям трупов.

К.И. Щепин - один из первых русских профессоров-анатомов, преподавал на русском языке анатомию, физиологию и хирургию. В Петербургской и Московской госпитальных школах создал программы этих дисциплин, ввел в них клиническую направленность. В лекциях впервые использовал данные микроскопической анатомии. Погиб в Киеве при ликвидации эпидемии чумы.

М.И. Шеин – перевел с немецкого языка учебник анатомии Людвига Гейстера, который и был издан впервые в 1757 году в Петербурге. При этом считал, что правильное познание строения человека полезно для здоровья, исцелœения, лечения. Ввел новые анатомические термины на русском языке, сохранившиеся до настоящего времени, создал первый русский анатомический атлас.

Н.М. Максимович-Амбодик – профессор повивальных (акушерских) наук, подготовил первую русскую анатомическую номенклатуру и написал ʼʼАнатомо-физиологический словарьʼʼ. Современные названия органов появились не сразу, к примеру, поджелудочную желœезу называли ʼʼвсœемяснойʼʼ, ʼʼязыкообразнойʼʼ, артерию - жилой биючей, вену – жилой кровевозвратной. По этой причине так важна была работа по подбору научных анатомических названий, проводившаяся в течение целого столетия.

В результате из первой анатомической терминологии исчезли многие старославянские обозначения, как лядовия – поясница, рамо – плечевая кость, стечно – бедренная кость, лючкотная вена – легочная вена, хребет – позвоночник, хребетно-костный мозг – спинной мозᴦ. Но многие новые названия закрепились в русской номенклатуре сразу: ключица, лодыжка и др., а некоторые узнаваемо видоизменились: большое берцо – большеберцовая кость, подложечная область от старого названия мечевидного отростка грудины – ложки. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, истоками русских анатомических названий стала русская лексика и греко-латинская терминология.

П.А. Загорский – академик, при составлении русского учебника анатомии тщательно отобрал основные русские термины. Он основал анатомическую школу в Петербурге, занимался изучением тератологии и сравнительной анатомии. Подготовил достойного ученика – профессора И.В. Буяльского, который опубликовал ʼʼАнатомо-хирургические таблицыʼʼ, написал учебник с анатомическим обоснованием хирургических операций, изобрел много инструментов, предложил новые способы бальзамирования. И.B. Буяльский занимался консервированием анатомических препаратов, используя растворы сулемы для инъецирования кровеносных сосудов, а ее порошок засыпал в полости тела. В развитие анатомии в Петербургской школе сделал вклад А.М. Шумлянский , обнаруживший капсулы вокруг сосудистых клубочков почки (капсула нефрона), установивший прямые связи между артериальными капиллярами в сосудистом клубочке. Академик K.Ф. Bольф долгое время возглавлял анатомический отдел Петербургской Кунсткамеры. Его тератологические коллекции легли в основу работ по порокам и уродствам, что дало начало развитию новой анатомической науки – тератологии.

Профессор Е.О. Мухин преподавал анатомию в Московском университете. После нашествия Наполеона и пожара в Москве восстановил анатомический музей, содержавший до 5000 препаратов. В 1812 году вышел его учебник ʼʼКурс анатомииʼʼ, в котором автор пропагандировал русскую анатомическую терминологию.

Профессор Д.Н. 3ернов долгие годы руководил Московской кафедрой анатомии; успешно изучал органы чувств, изменчивость борозд, извилин головного мозга и критиковал теорию Чезаро Ломброзо о наследственных факторах преступной личности, о соответствии некоторых типов лица, мозга агрессивно-злобному поведению.

В.А. Бец – представитель Киевской анатомической школы, открывший в извилинах мозга большие пирамидные клетки, названные по его фамилии. В Харькове профессор А.К. Белоусов изучал иннервацию сосудов, предложил новый метод инъекции анатомических препаратов.

Становление анатомии как науки и учебного предмета в XVIII и XIX веках происходило вначале благодаря приглашенным Петром I иностранным специалистам, которые подготовили очень скоро учеников и последователœей в Петербурге и Москве. Обе школы стали ведущими, в провинциальные университеты они направляли своих выпускников, которые основывали кафедры, ставили анатомическую науку, обучали врачей.

Развитие врачевания на востоке России испытывало влияние тибетской и китайской медицины, народной медицины народностей Севера и Дальнего Востока. В Бурятии с середины ХYIII столетия появляются медицинские школы (мамба-дацаны) при Буддийских монастырях. Οʜᴎ используют для обучения медицинскую литературу, способы диагностики и лечения, инструменты из Монголии, Тибета͵ Индии и Китая. Так Ацагатскую школу основал эмги-лама Ирелтуев – искусный лекарь и педагоᴦ. Полный курс обучения занимал в ней 6 лет, и строение человека всœегда рассматривалось под ведущим влиянием функции. В серединœе ХIХ века в Агинском дацане (монастыре) учились тибетской медицинœе братья Бадмаевы Цультим и Жамсадин, позже принявшие православие под именами Александра и Петра (крестники императора Александра III). Οʜᴎ получили университетское медицинское образование в Санкт-Петербурге. Оба имели большую практику в столице в аристократических и дворянских кругах, участвовали в политических и дворцовых интригах.

Определœенный вклад в развитие восточной медицины в России внесли и другие ученые и практики. Так известный Алтайский географ и этнолог Г.Н. Потанин опубликовал статью о Бурятских названиях лекарственных растений, применяемых в тибетской и народной медицинœе. Калмык Дамбо Ульянов – главный лекарь и лама Донского казачьего войска - перевел с тибетского на русский медицинские трактаты ʼʼЧжуд-шиʼʼ, ʼʼЛхантабʼʼ и др.

В Сибири первый университет был открыт в городе Томске в 1870 году. Медицинский факультет в нем заработал с 1876 года под руководством известных профессоров Казанской школы А.С. Догеля и А.Е. Смирнова. Все последующие Сибирские и Дальневосточные медицинские институты и факультеты открылись в годы Советской власти. Алтайский медицинский институт появился в Барнауле в 1954 году в связи с массовым освоением целинных и залежных земель. Его профессиональное становление проходило под влиянием и непосредственном участии ученых и преподавателœей столичных и Томского медицинских вузов, но в определœенном смысле он стал правопреемником Барнаульской лекарской школы ХYIII столетия, открытой по велœению Петра I.

Первые русские анатомы XVIII века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первые русские анатомы XVIII века" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании...

  • Страница 7 из 9

    Биология

    1868 г.- открытие закономерности наследственных признаков

    Грегор Иоганн Мендель (1822-1884 гг.). Австрийский натуралист. Занимаясь опытами по гибридизации гороха, проследил наследование родительских признаков в потомстве первого и второго поколений и пришел к выводу, что наследственность определяется постоянством, независимостью и свободным комбинированием признаков.

    1892 г.- теория наследственности

    Август Вейсман (1834-1914 гг.). Немецкий биолог. Наблюдения цикла развития простейших привели Вейсмана к гипотезе о непрерывности «зародышевой плазмы», и он увидел в этом цитологические доводы о невозможности наследования приобретенных признаков - вывод, имеющий важное значение для развития теории эволюции и дарвинизма. Вейсман подчеркнул резкую разницу между наследуемыми признаками и признаками благоприобретенными, которые, как утверждал Вейсман, не передаются по наследству. Ему первому стала ясна фундаментальная роль хромосомного аппарата при делении клеток, хотя доказать свои предположения в то время он не мог из-за отсутствия экспериментальных научных данных.

    1865-1880-е гг. - биохимическая теория брожения. Пастеризация. Исследования в области иммунологии

    Луи Пастер (1822-1895 гг.). Французский ученый, труды которого положили начало развитию микробиологии как самостоятельной научной дисциплины. Пастер разработал биохимическую теорию брожения; он показал, что в этом процессе активную роль играют микроорганизмы. В результате этих исследований был разработан метод предохранения вина, пива, молока, фруктово-ягодных соков и других пищевых продуктов от порчи, - процесс, названный впоследствии пастеризацией. От исследования процессов брожения Пастер перешел к изучению возбудителей заразных болезней животных и человека и поиску методов борьбы с этими болезнями. Выдающимся достижением Пастера было открытие принципа предохранительных прививок против куриной холеры, сибирской язвы скота, бешенства. Разработанный им метод профилактической вакцинации, при которой вырабатывается активный иммунитет по отношению к возбудителю болезни, получил широкое распространение во всем мире. Его исследования патогенных микробов послужили основой для развития медицинской микробиологии и учения об иммунитете.

    1846 г.- открытие эфирного наркоза. У. Мортон, американский врач.

    1847 г. - первое применение эфирного наркоза и гипсовых повязок в полевых условиях

    Медицина 19 века

    Николай Иванович Пирогов (1810-1881 гг.). Русский хирург и анатом, исследования которого положили начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии; основоположник военно-полевой хирургии. Богатый личный опыт военного хирурга позволил Пирогову впервые разработать четкую систему организации хирургической помощи раненым на войне. Им была предложена и введена в практику неподвижная гипсовая повязка при огнестрельных ранениях (во время Крымской войны 1853-1856 гг.). Разработанная Пироговым операция резекции локтевого сустава способствовала ограничению ампутаций. Практический опыт Пирогова по применению различных антисептических веществ при лечении ран (йодной настойки, раствора хлорной извести, азотно-кислого серебра) предвосхитили работы английского хирурга Дж. Листера по созданию антисептики. В 1847 г. Пирогов опубликовал исследование, посвященное влиянию эфира на животный организм. Им был предложен ряд новых методов эфирного наркоза (внутривенного, интратрахеального, прямокишечного), созданы приборы для введения наркоза. Пирогов исследовал сущность наркоза; он указал, что наркотическое вещество оказывает действие на центральную нервную систему через кровь, независимо от путей введения его в организм. При этом Пирогов обратил особое внимание на наличие в эфире сернистых примесей, которые могут быть опасны для человека и разработал методы очистки эфира от этих примесей. В 1847 г. Пироговым впервые был применен эфирный наркоз в полевых условиях.

    1863 г. - исследование И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга»

    Иван Михайлович Сеченов (1829-1905 гг.). Русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественнонаучного направления в психологии. Сеченов занимался многими проблемами физиологии и психологии. Однако наибольшее значение имеют его «Рефлексы головного мозга», где впервые проблемы психологии решались с позиций физиологии, с естественнонаучных позиций.

    1867-1880-е гг. - открытие антисептики

    Джозеф Листер (1827-1912 гг.). Английский хирург, известный введением в медицинскую практику антисептики. Основываясь на трудах и клинических данных Н. И. Пирогова, Л. Пастера и др., Листер в результате многолетних исследований разработал способы обеззараживания ран раствором карболовой кислоты. Им же была предложена антисептическая повязка, пропитанная карболовой кислотой. Листером были разработаны также новые методы оперативной техники, в частности, он ввел в качестве материала для хирургических швов антисептический рассасывающийся кетгут.

    1895 г.- открытие условных рефлексов. Исследования в области высшей нервной деятельности.

    Иван Петрович Павлов (1849-1936 гг.). Русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Им были проведены исключительные исследования по работе сердечно-сосудистой системы человека, по физиологии пищеварения, по функциям больших полушарий головного мозга, доказан принцип рефлекторной саморегуляции всех систем организма, открыты условные рефлексы.

    Задание:

    • Прочитать предложенный текст;
    • Выписать имена и фамилии ученых и деятелей, которые внесли весомый вклад и оказали влияние на развитие анатомии, как науки (ФИО, годы жизнидеятельности, вклад в науку)

    Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.

    Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

    Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

    Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

    Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.

    Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.

    Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.

    Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.

    Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.

    Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

    Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.

    Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.

    Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.

    На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

    Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.

    Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

    К наиболее значительным достижениям XVII-XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748-1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.

    В XVIII - XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.

    Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

    В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748-1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.

    Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».

    Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».

    Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .

    П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.

    Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.

    В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872-1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.

    Формированию физиологии как самостоятельной науки вXX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.

    И. М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления - сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.

    На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.

    Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

    При Петре I в основанной им в 1707 г. лекарской школе при генеральном госпитале в Москве производились вскрытия трупов. Будучи в Голландии, Петр I многократно посещал музей Рюйша и купил большую коллекцию его препаратов и рецепты изготовления инъекционных масс. Развитие материалистического естествознания в России в 18 в. особенно продвинулось вперед после основания в 1724 г. Академии наук и благодаря трудам гениального ученого М.В. Ломоносова. Первым русским анатомом был ученик М.В. Ломоносова А.П. Протасов, известный работами о строении и функциях , о телосложении человека; одним из первых он правильно понял, что изучение важно для разработки основ гармонического физического развития человека.

    Выдающимся русским анатомом того времени был профессор Московского генерального госпиталя К.И. Щепин. Курс и ряд других смежных наук на медицинском факультете Московского университета читал С.Г. Зыбелин – автор «Слова о сложениях тела человеческого и о способах, как оные предохранять от болезней», опубликованного в 1777 г. М.И. Шеин создал первый анатомический атлас «Syllabus, seu index omnium partium corporis humani figuris illustratus», перевел на русский язык «Сокращенную , все дело анатомическое кратко в себе заключающую» Гейстера и положил много труда на создание русской анатомической терминологии. Н.М. Амбодик-Максимович в 1783 г. издал «Анатомико-физиологический словарь», явившийся вкладом в создание отечественной анатомической терминологии. В 18 в. в Москве был построен первый анатомический театр. В это же время благодаря ряду оригинальных исследований русских ученых отечественная вышла на арену мировой науки. Так, в 1782 г. А.М. Шумлянским опубликовано оригинальное исследование о строении почек.

    В 1780 г. Д.И. Иванов издал труд о происхождении межреберных нервов, в котором впервые правильно установлены взаимоотношения между спинномозговыми нервами и симпатическим нервным стволом с отходящими от него ветвями.

    В Петербургской медико-хирургической академии возникла крупная русская анатомическая школа. Создателем ее являлся П.А. Загорский, написавший первое оригинальное отечественное руководство по – «Сокращенная , или руководство к познанию строения человеческого тела…». Эта книга служила учебником в течение нескольких десятилетий. Из школы П.А. Загорского вышли профессора И.Д. Книгин, П.С. Карейша, П.А. Наранович, а также И.В. Буяльский, крупный анатом и хирург, опубликовавший получившие европейскую известность и признание анатомо-хирургические таблицы. Буяльский первым читал курс пластической в России. Особое развитие получила топографическая благодаря деятельности гениального русского ученого-анатома, хирурга и общественного деятеля Н.И. Пирогова. Он создал учение о топографии главных кровеносных сосудов, нервных стволов и о фасциях; предложил для изучения взаимоотношений между органами метод распилов замороженных трупов и метод ледяной скульптуры: на замороженном трупе долотом и молотком удаляют определенные части тела, чтобы открыть и скульптурно представить отдельный или взаимоотношения между органами. Огромной славой пользуется знаменитый труд Н.И. Пирогова «Топографическая иллюстрированная анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело человека», издававшийся с 1852 по 1859 г.

    В Московском университете в конце 19 в. возникла анатомическая школа Д.Н. Зернова, который известен своими исследованиями индивидуальной изменчивости борозд и извилин коры мозга; им составлен учебник описательной анатомии. Во второй половине 19 в. успешно работали анатомы киевской и харьковской школ. Профессором Киевского университета В.А. Бецом изучены особенности строения коры в различных участках больших полушарий головного мозга, открыты гигантские пирамидные клетки (клетки Беца). Он установил принципы архитектонического расчленения коры мозга на основные области. М.А. Тихомиров создал учение о вариантах и , которое основывалось на принципах развития сосудистой системы в филогенезе. Большой вклад в изучение лимфатической системы , печени и почек внес своими работами киевский анатом Ф.А. Стефанис. В Харькове А.К. Белоусов одним из первых исследовал иннервацию кровеносных сосудов. Профессор анатомии Новороссийского университета Н.А. Батуев перевел на русский язык и издал анатомический атлас Шпальтегольца – один из лучших атласов, по которому учились многие поколения отечественных медиков.