Разница между магистр и специалист. Чем отличаются степени бакалавр, специалист и магистр? Виды учебных программ

Сравнительная характеристика двух направлений высшего образования.

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры - 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

Кто такой специалист, и кто такой бакалавр?

В России существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
квалификация «дипломированный специалист» .

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как чиновники пришли к выводу, что она нужна в медицинских, военных и технических вузах.

Предусмотрены следующие сроки получения образования:

Не менее 4 лет для бакалавра,
не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
не менее 6 лет для магистра.

При этом "бакалавр" и "магистр" - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр - эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако для бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, которая является бесплатной, тогда как для специалиста магистратура считается вторым высшим, и, соответственно, уже оплачивается. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. Поступить в магистратуру, по разным данным, смогут 1 из 5 или 1 из 3 бакалавров. Те, кто не поступил на бюджетное отделение, могут пойти поучиться на магистра за деньги, попробовать силы в другом вузе, пропустить год или вовсе отказаться от дальнейшего образования. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на третьем году обучения, первые два года - одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Плюсы и минусы бакалавра

С момента принятия соответствующего закона в научных кругах не стихают споры по поводу достоинств и недостатков новой образовательной системы. Дискуссия в основном ведется вокруг того, чем хороша и чем плоха степень бакалавра.

Плюсы:

Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России решит проблему признания наших дипломов за рубежом и сделает наше образование конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.
Другой плюс в пользу получения степени бакалавра - это то, что данный выпускник при желании может легко поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности - за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования.
И третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность заняться работой и карьерой. Что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров!

Минусы:

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования.

Так, ряд профессоров ведущих российских вузов выразили сомнение в том, что отпущенного на подготовку бакалавра времени будет достаточно для того, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. А раз так, то бакалавры будут покидать альма-матер недоучками, что приведет к общему падению уровня образования в России.
Кроме того, хотя в ряде отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами на разработку соответствующих образовательных планов.

Отношение работодателей

Самое главное, что волнует поступающих в вуз абитуриентов - насколько будет востребовано их образование на рынке труда. И, с принятием новой образовательной системы, эти волнения становятся еще более выраженными, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «сокращенные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний в СМИ на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу, а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях, а также в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, все зависит от конкретной должности, на которую кандидат претендует.

Однако, несмотря на навязчивое муссирование темы "недоучек" в прессе, можно заметить, что в основной массе работодатели не проявляют особой активности по этому поводу - хотя бы потому, что они еще не поняли разницы между специалистами и бакалаврами. Официально система была введена совсем недавно, а те бакалавры, которые уже были выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности». Обойти этот момент еще до стадии собеседования весьма просто, ведь в резюме, как правило, не указывается никакая образовательная градация, а просто стоит упоминание о наличии высшего образования. Тем более о подобном очень редко спрашивают на собеседовании. Если же на интервью все-таки всплывает слово «бакалавр», то собеседники относятся к нему в соответствии с собственными представлениями об образовании: если компания западная, а соискатель достаточно эрудирован, то наличие у кандидата степени бакалавра воспринимается абсолютно нормально.

Очевидно, что для того, чтобы работодатели почувствовали разницу и сумели сравнить уровень подготовки специалистов и бакалавров, на рынок труда одновременно должны выйти российские выпускники, обучившиеся по двум разным программам. А для этого как минимум придется подождать ближайшие пять лет.

В настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников на бакалавров, специалистов и магистров. Оказывается, между этими тремя учеными званиями существует ощутимая . Она заключается прежде всего в продолжительности обучения.

Принято считать, что студенты учатся ровно 5 лет. Это актуально для выпускников-специалистов. Для бакалавров продолжительность обучения составляет всего 4 года. Магистр должен проучиться в высшем учебном заведении 6 лет.

Далеко не для каждой специальности существует выбор продолжительности обучения и, соответственно, ученого звания. Чтобы узнать, какой способ обучения можно выбрать для интересующей специальности в выбранном вузе, нужно обратиться в деканат. Там можно выяснить для себя все интересующие вопросы.

При поступлении в учебное заведение студент не обязан сразу же определяться с продолжительностью обучения и его направленностью. Окончательно принять решение нужно будет по окончании 4 курса. Именно в это время студент может либо закончить обучение, получив степень бакалавра, либо продолжить учиться в вузе. Если студент захочет выучиться на специалиста, то ему останется учиться еще 1 год. Если же он захочет стать магистром, то в стенах родного вуза ему придется еще на 2 года.

Качество и специфика знаний бакалавров, магистров и специалистов

Бакалавр не может считаться человеком, получившим высшее образование. Скорее всего, окончание бакалавриата будет приравниваться к незаконченному высшему образованию. Несмотря на это, некоторые студенты предпочитают получить диплом бакалавра и на этом закончить обучение.

Специалист - человек с законченным высшим образованием. Он по специальности, но при этом его знаний недостаточно для проведения научной работы. Продолжительность обучения специалиста меньше, чем магистра, но качество знаний при этом не хуже. Такие выпускники более приспособлены для работы на производстве. Знания, полученные в магистратуре, пригодятся для дальнейшей работы в сфере науки. Как правило, выпускники магистратуры далее поступают в аспирантуру.

Степень магистра пригодится при поступлении в некоторые иностранные учебные заведения. В соответствии с законами ряда других государств, только окончание магистратуры засчитывается в качестве высшего образования.

Тесное сотрудничество стран сказывается на культуре, традициях и даже словарном запасе отдельных народов. Так, в русском языке в последнее время появилось очень много слов иностранного происхождения, значение многих из них непонятны для простого человека. Недавние реформы в системе образования привели к путанице со степенями и квалификацией выпускников. Поэтому многих абитуриентов и их родителей интересует, что такое бакалавр, специалист и магистр и чем они отличаются.

Такая система пришла к нам из Европы, и она облегчает устройство на работу наших выпускников за границей. В американских и европейских вузах знают лишь о том, что такое бакалавр и магистр, специалистов там нет, а у нас они считаются чем-то средним между первой и второй степенью. Присоединение к Болонской конвенции подразумевает изменение прежних стандартов образования и переход к системе обучения развитых стран.

Отучившись четыре года, студент получает что говорит о его полноценном образовании в высшем учебном заведении с третьей или четвертой степенью аккредитации. С таким документом уже можно идти и спокойно устраиваться на работу, другое дело, что работодатели неохотно берут таких специалистов, а вся проблема кроется в непонимании уровня квалификации. Многие приравнивают бакалавра к младшему специалисту, сравнивают с получением образования, но это не так.

Чем отличается бакалавр от специалиста? Да лишь тем, что при получении второго диплома студентами рассматривается больше предметов, некоторые из них изучаются более детально. Отличия начинаются с 3 курса, поэтому если захочется перейти с бакалавра на специалиста, то придется погашать академическую задолженность, состоящую из неизученных ранее дисциплин. Диплом специалиста предполагает возможность занимать руководящие должности, а вот с дипломом бакалавра можно получить обычную должность бухгалтера, инженера, маркетолога, менеджера, юриста и т.д.

Что такое бакалавр - более-менее понятно, но многим абитуриентам не ясно, чем отличается специалист от магистра. В первом случае нужно учиться 5 лет, а во втором 6 лет, так есть ли смысл тратить свое время и просиживать в университете дольше? Это уже каждый должен решать самостоятельно, но не стоит пытаться получить лишь потому, что это престижно. В обучении на специалиста основной упор делается на практическое применение полученных знаний, то есть из таких студентов получатся отличные профессионалы определенной отрасли. А вот магистры в основном занимаются научной деятельностью, поэтому их и готовят как будущих ученых.

Нужно учитывать, что не во всех странах существует единое понятие о том, что такое бакалавр. Если у нас и в большинстве европейских странах это понятие обозначает молодых людей, окончивших 4 курса вуза и получивших полное высшее образование, то во Франции так именуют абитуриентов. То есть в этой стране бакалаврами называют выпускников средних школ, получивших аттестат. Не все так однозначно и в США. Конечно, что такое бакалавр, там знают, потому что учатся по но выпускнику присваивается квалификация с уточнением, например, Бакалавр математики, Бакалавр права, Бакалавр философии и т.д.

После нововведений в российскую систему высшего образования возникла некоторая путаница. Даже работодатели с опаской относятся к записям в дипломе «бакалавр» и «магистр», уж как-то привычнее «дипломированный специалист», а те, кто редко сталкивается с этими понятиями, разницы вообще не видят. Хотя, на самом деле, она существует.

Определение

В переводе с латыни магистр обозначает «наставник, учитель». В средние века, например, такое звание присваивалось только человеку, обладающему знаниями по семи наукам, считавшимся в то время основными. То есть, магистр должен обладать поистине энциклопедическими знаниями. В России до революции было только два научных звания: доктор наук и магистр. Это звание было очень ценно, магистры имели право заведовать кафедрой и получали академические серебряные знаки. После распада СССР некоторые звания и степени были пересмотрены и восстановлены. Это относится к магистрам. Если определить некоторую градацию, то магистр – это ступень между бакалавром и кандидатом наук. Но эта степень к учёным степеням не имеет отношения, а говорит о том, что её обладать имеет высокие знания, может их анализировать и систематизировать, а также заниматься некоторой научной работой.

Дипломированный специалист – это советское явление, обозначающее человека, получившего высшее образование. На сегодняшний день диплом специалиста получают выпускники ВУЗов – практики. На территории Евросоюза такой квалификационной степени не существует. В связи с переходом на европейский тип обучения, российская система высшего образования планирует отказаться от присвоения звания «специалист».

Особенности обучения

Дипломированным специалистом становятся после пяти-шести летнего обучения в ВУЗе. После этого на руки выдаётся диплом о присвоенной квалификации, например, агроном или инженер. Человек может сразу приступить к работе по специальности в качестве практика или же продолжить обучение для получения следующего звания – магистра.

Степень магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Обучение продолжается два года и на руки выдаётся диплом о присвоении степени магистра определённой науки. Как правило, человек, ставший магистром, занимается научной деятельностью, а не практической.

Выводы сайт

  1. Магистр – это степень, которую можно получить как бакалавр, так и дипломированный специалист.
  2. Магистр призван заниматься научной деятельностью, а дипломированный специалист – практической.
  3. Чтобы стать специалистом нужно отучиться в ВУЗе 5-6 лет, обучение магистра происходит на базе высшего образования, и длится два года.