«Поэт и мудрец слились в нём воедино », – писал об этом человеке Николай Васильевич Гоголь. Этого писателя, поэта, баснописца знают взрослые и дети. В Санкт-Петербурге в Летнем саду на площадке перед его памятником играют дети, рассматривают сидящего в кресле поэта и героев его басен. Это .
Вспомни, какое литературное произведение называется басней ? Воспользуйся Толковым словарем Ожегова .
Какие басни И.А. Крылова тебе известны? Обратимся к выражениям из басен дедушки Крылова, которые стали крылатыми. Эти выражения часто используются в речи. Но мало кто задумывается, что впервые их произнесли герои басен Ивана Андреевича Крылова. Давай вместе вспомним некоторые выражения и басни, из которых взяты эти строки.
У сильного всегда бессильный виноват. (басня |
А Васька слушает, да ест. (басня |
||||
А Васька слушает, да ест. (басня |
Видит око, да зуб неймет. (басня |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (басня |
- Не правда ли, автор очень по-доброму описывает Лисицу? Лисица не так плоха или не так проста? Какими словами можно охарактеризовать Лисицу? Хитроумная, находчивая, сообразительная или коварная? Как ты думаешь?
- Кого же осуждает и высмеивает Иван Андреевич Крылов в басне? Податливую на лесть Ворону? Податливую на лесть Ворону и хитрую Лису? Обоснуй свою точку зрения.
- Можно ли считать, что Ворона глупа?
- Как ты считаешь, можно ли считать Лисицу победительницей?
Это интересно
Посмотри мультфильм по басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Прежде, чем перейти к чтению с выражением басни И.А. Крылова «Ворона и лисица», посети конкурс творческих работ в школе Зайки Познайки. Внимательно послушай выступление ученицы 4 класса, которая читает басню «Ворона и лисица».
Прочитай с выражением Басню «Ворона и лисица» учителю или взрослым.
Вернемся к басне «Ворона и лисица». Последние слова басни: «…С ним была плутовка такова ». Лисица обманом, притворной похвалой Вороны добилась своей цели. Ворона осталась ни с чем.
Мораль: умей отличать искреннюю похвалу от ложной, не будь слишком доверчивым, рассеянным.
Читай басни Крылова Ивана Андреевича – поэта и мудреца. Если ты будешь читать внимательно – басни Крылова помогут тебе научиться видеть в жизни правду и ложь, настоящее и поддельное, добро и зло. Удачи!
Ответы к школьным учебникам
Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукушка», И. Дмитриев «Муха».
2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.
Басня
- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.
Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни героя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.
Стихотворение - это небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью.
3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?
Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.
4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.
Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Иванович Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.
6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.
1) А. Измайлов «Кукушка».
2) И. Дмитриев «Муха».
3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.
1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;
2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;
4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;
У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;
5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;
8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.
История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».
Литературное творчество многогранно. В ряду его произведений свое место занимают стихотворение и басня. Они во многом похожи, но обладают и индивидуальными признаками. Итак, чем отличается басня от стихотворения?
Определение
Стихотворением называется небольшое (в отличие, к примеру, от поэмы) произведение, написанное, как правило, в соответствии с законами ритма. Однако размеренность и рифма присущи такому произведению не всегда. Например, существует жанр «стихотворение в прозе», в котором метр и рифма не являются определяющими критериями, но присутствуют такие стихотворные особенности, как повышенная эмоциональность, отображение субъективных впечатлений, небольшой объем.
Басня – своеобразный рассказ, стихотворный (реже прозаический), который носит назидательный характер. Создателем жанра считается Эзоп, который, будучи рабом, не мог прямо выражать свои мысли и придумал способ делать это в иносказательной форме («эзопов язык»). С тех далеких времен басня прошла определенное развитие. Она пребывала также в стадии притчи или нравоучительного примера, прежде чем зарекомендовать себя как самостоятельной жанр. Гением басни в русской литературе стал И. Крылов.
Сравнение
Расскажем подробней про отличие басни от стихотворения.
Характер
Этот признак является очень значимым. Стихотворение не ограничено по своему содержанию, целям. Оно может быть признанием в любви, философским размышлением, выражением гражданской позиции и т. д. В одних произведениях поэт описывает окружающую реальность, в других приоткрывает для публики дверь в собственный внутренний мир.
Басня обязательно поучает. Она через представленных персонажей высмеивает людские пороки, обнажает определенные недостатки и заключает в себе наставление, касающееся нравственных истин. Мораль – обязательный компонент подобного произведения. Басня идет рука об руку с сатирой.
Герои
Действующие лица стихотворения могут быть абсолютно любыми: исторические личности, дети, влюбленные… Нередко такие и вовсе отсутствуют, например в стихах о природе. В глубокой лирике на первое место выносятся чувства, эмоции, переживания.
Особенность басни – зачастую олицетворение животных. Каждому из них присущи четкие черты характера человека. Так, если на «сцену» выводится волк, у читателя или слушателя возникают ассоциации с кровожадностью, злобой; свинья – с невежеством; стрекоза – с легкомысленной беззаботностью…
Подобный прием (олицетворение животных) щадит самолюбие человека. Читатель как бы не принимает повествование на свой счет, ведь речь идет о существах, совершенно от него отличных. Однако обязательно происходит сопоставление личных качеств и тех, что описываются в басне. И результатом является эффективный нравственный урок.
Связь с реальностью
Еще один важный момент, указывающий на то, в чем разница между басней и стихотворением. Содержание стихотворения может быть тесно связано с действительностью. Но это необязательно. Вымысел, мечты, фантастические сюжеты изображаются в стихах наравне с реальностью. Зачастую стихотворение не содержит описания конкретной ситуации.
Басня с ее иносказаниями и своеобразными героями хоть и переносит читателя в другой, воображаемый, мир, но подразумевает под собой то, что существует на самом деле. За поверхностной выдумкой скрываются актуальные нравственные проблемы, касающиеся как человека отдельно, так и общества. Описываемая ситуация является типичной, наболевшей.