Разделяй и властвуй с точки зрения филолога. “Разделяй и властвуй” – кто сказал это

Одним из политических принципов действия по отношению ко внешним врагам во все времена являлся призыв: «Разделяй и властвуй!» Кто сказал эти слова, при каких обстоятельствах они зародились и как их смысловая нагрузка видоизменялась в течение столетий, мы сейчас и попробуем разобраться. Также рассмотрим те модели государств, которые, грубо говоря, поддаются данному высказыванию, и попробуем отследить исторический ход событий в их границах.

Откуда взялись эти слова и когда они появились

Для начала попробуем углубиться в само происхождение непосредственно термина «Разделяй и властвуй». Кто сказал его, досконально неизвестно, так как сама фраза в своем чистом виде появилась в юридических письменных источниках лишь в 19-м столетии. Она присутствовала в письме немецкого автора Генриха Гейне, где он указывает на то, что впервые эта фраза была произнесена известным правителем Македонии Филиппом, отцом Александра Македонского. Однако приписывать данный политический принцип сугубо к македонской правящей верхушке тех далеких времен сложно, так как он имел место во многих других странах, существовавших в античный период. Например, по общепринятой версии, историки полагают, что подобная политика занимала фундаментальную позицию в политике Римской империи, так как само выражение «divide et impera» в большинстве источников звучит именно на латыни. Считается, что именно это была самая распространенная форма правления римского сената, их кредо по жизни.

Где же родина этого термина?

Так как данные слова стали своего рода политическим оплотом для многих держав, которые были на земной карте ранее, в наши дни многие народы переписывают их на страницы именно своей истории. Что же, рассмотрим еще одну версию о принадлежности фразы «Разделяй и властвуй». Кто сказал эти слова, знают французы или, по крайней мере, думают, что знают. По их версии именно король Людовик XI на своем веку (а жил и правил он в 15-м столетии) сказал: «Diviser pour regner», что переводится как «разделять, чтобы царствовать».

Однако в 19-м веке данную фразу немного переделал также французский философ сказав именно «Разделяй и властвуй» на латыни. Он часто иронизировал над данным термином, утверждая, что разделяя, ты станешь богат, ты станешь царем, ты сможешь покорить всех людей и посмеяться над справедливостью.

Достаточно парадоксальное исключение

Важно знать, что согласно со всеми существующими документальными источниками, данная политическая формулировка не может иметь античных корней. «Разделяй и властвуй» на латыни впервые прозвучало из уст именно француза Прудона, а во всей документации и законах, имеющих отношение к периоду существования Римской империи, таких слов не находится. Единственное, что заставляет историков задуматься о том, что данная информация была просто утрачена, так это полное соответствие этим словам самой политики античного сената. Ведь именно в те времена покоряла государства, которые отличались сепаратистскими социальными аспектами. Именно эти слова в своей прямой или немного видоизмененной форме лежали в основе ведения политики всеми императорами и прокураторами данной могущественной державы.

Смысл и суть данного термина в политологии

Если говорить о данном высказывании исключительно на уровне теории, то есть описывать принцип его действия, основы и предпосылки, то можно прийти к следующему заключению. Политический принцип «разделяй и властвуй» является формой державного правления преимущественно в тех странах, которые состоят из различных частей. Эти части, в свою очередь, могут отличаться друг от друга по этническому составу населения, по культуре и традициям или даже по происхождению (если государство состоит из ранее отдельно существующих стран, которые были завоеваны кем-то одним). Данная политика гласит, что держать такую «махину» под контролем можно лишь путем постоянного поддержания конфликтов между всеми существующими сторонами в державе. Следует также отметить, что чаще всего данная тактика является скрытной, то есть разжигание и поддерживание конфликтов политического и социального уровня ведется тайно. Обманным образом к этому привлекаются местные власти а также народные массы.

Что значит «Разделяй и властвуй» в истории?

Наблюдая за событиями, которые происходили в период существования Римской империи, можно наиболее точно отследить принцип действия данных слов. Страны, которые покорились этому латинскому древнему народу, часто вели междоусобные войны, в них наблюдались стычки людей, принадлежащих к различным культурным слоям, к разным общинам и культурам. Среди таковых наиболее ярким примером является Египет, который полностью был покорен своим северным морским соседом. Немало территорий Римская империя присоединила к себе и на Ближнем Востоке. Практически все Восточное Средиземноморье находилось в полном распоряжении прокураторов, и при этом к их гражданским стычкам и несогласованностям прибавились в качестве противовеса еще и римская культура, религия, обычаи и политический строй.

Как этот принцип работает в наши дни

По мнению современных политологов, возможность наиболее мощно и властно управлять большими группами народа - это именно теория, которая звучит как «Разделяй и властвуй». Кто сказал, что большое объединение может победить небольшая группа людей, которые стоят во главе государства? Вот именно, гораздо легче управлять отдельными группами народа, которые, доказывая друг другу свою значимость и превосходство, будут постепенно исчерпывать свои ресурсы, следовательно, будут становиться все более слабыми и слабыми. Расставив в каждом регионе представителей местной власти (как когда-то римляне назначали в своих провинциях прокураторов), которые полностью подчиняются центральному органу управления, гораздо проще держать под контролем всех и вся, при этом не опасаясь восстания.

Подобная форма правления - в тайной, однако, форме, наблюдается во многих крупных странах нашего земного шара.

Как устроен наш непростой мир…

Следует отметить, что разделять и властвовать правители начали еще с момента зарождения государства как такового, причем наблюдалось данное явление во всех регионах нашего мира. Можно с полной уверенностью сказать, что данная тактика является политическим, социальным и психологическим оплотом, благодаря которому не только существуют, но и развиваются крупнейшие государства и империи нашего мира. Принцип «Разделяй и властвуй» наиболее ярко проявляется в тех обществах, где между собой конкурируют три и более благородные семьи, большое количество общин, каждая из которых имеет свою историю и традиции.

Самое парадоксальное то, что с данным утверждением согласны и сами участники такого соревнования. Так как все они находятся под покровительством одной единой верхушки, никто не может стать более приоритетным и лучшим в этой бесконечной холодной борьбе. И в то же время выигрывает и сама «общая» власть - народные массы и представители местного управления никогда не восстанут против нее. Они слишком заняты доказательством друг другу своей значимости и важности.

Присмотритесь повнимательнее к каждой стране, к ее регионам и округам - и вы непременно найдете во всем этом культурный раскол, над которым мудро властвует один царь.

На вопрос "Разделяй и властвуй". Кто и когда это сказал? заданный автором Борис Николаевич лучший ответ это Разделяй и властвуй (лат. divide et impera) - формула римского сената, принцип его внешней политики по отношению к большинству врагов; выражает принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей и согласно которому лучший метод управления таким государством - разжигание вражды между его частями. Автор формулы в точности неизвестен. Генрих Гейне в письме из Парижа от 12 января 1842 года, не указывая источника, называет автором македонского царя Филиппа (отец Александра Македонского, 359-336 гг. до Р. Х.).

Ответ от Кокосовый [новичек]
Лукашенко)


Ответ от Отросток [новичек]
Это Цезарь, какие вы глупые интернет есть до сих пор безграмотные и глупые... я в 93 году в 5 лет услышал и не забуду, вы не развитые все люди я радикал и мои единомышленники вместе со мной скоро уничтожат всех вас до единого ничтожества.


Ответ от Ёаша Серый [активный]
Обама так сказал! и Буш ещё и Клинтон кажись.



Ответ от Ismail [новичек]
Макиавелли


Ответ от Артем Павлов [новичек]
Разделяй и властвуй - мудрое правило, но «объединяй и направляй» - ещё лучше. Иоганн Вольфганг Гёте


Ответ от Alex nforced [гуру]
Цезарь однозначно. Варваров натравил друг на друга.
В итоге то, что в Ираке сейчас: суниты против шиитов, проамериканское население против повстанцев.... Кто сегодня Цезарь понятно.. .
Этот принцип и в основе Ближневосточного кризиса, в итоге - полвека нестабильности в регионе богатом углеводородами...


Ответ от Jenny [активный]
С латинского: Divide et impera [дивидэ эт импэра] .
Принято считать, что это был девиз внешней политики Древнего Рима, но никаких подтверждений на этот счет у древних авторов не найдено. Немецкий поэт Генрих Гейне (письмо из Парижа от 12 января 1842 г.) считал, что автор этого девиза - македонский царь (359-336 до н. э.) Филипп, (382-336 до н. э.) , отец Александра Македонского.
Считается, что первым правителем, официально употребившим эту фразу, был французский король Людовик XI (1423-1483), сказавший: «Diviser pour regner» - «Разделять, чтобы царствовать» .
Выражение стало широко известным благодаря французскому экономисту и философу Пьеру Жозефу Прудону (1809-1865), который иронизировал: «Divide et impera, разделяй и властвуй, разделяй, и ты будешь царить, разделяй, и ты станешь богат; разделяй, и ты обманешь людей, и ты ослепишь их рассудок, и ты насмеешься над справедливостью» .


Ответ от Ёергей [мастер]
макиавелли


Ответ от Любовь [активный]
Макиавелли


Ответ от KUKA [новичек]
Голощекин!


Ответ от Андрей [гуру]
Людвиг XII
В последствии данный термин широко применялся для характеристики римской политики II-I вв до н. э. Часто ошибочно приписывается Цезарю (по крайней мере нигде в литературе не встречал упоминания его как первоисточник) , из-за широкого применения этого принципа в Галльской войне
Существует и другая теория: впервые фразу произнёс Филипп (отец Александра Македонского)


Ответ от Ђинико [гуру]
"Divide et impera" (Цезарь) - "разделяй и властвуй"-политический принцип, применяющийся в государствах, состоящих из разнородных национальных элементов.


Ответ от Ёерёжка Щербаков [активный]
Вообще я видел это в игре war craft, там такое было 100%


Ответ от SOL-a [гуру]
Цезарь вроде, когда ему нужно было победить своих соперников в борьбе за власть, может, или в войне какой-нибудь.. . Итог - все у него получилось


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Гай Юлий Цезарь


Ответ от Алексей Алексеевич [гуру]
толи николо макиавели толи аристотель Александру македонскому. но вроде первое

Разделяй и властвуй — мудрое, подлое правило человеческих отношений. Контролировать, руководить, управлять одиночками проще, нежели коллективом, потому «разделяй и властвуй» — принцип, которого стараются придерживаться все начальники от самого мелкого, до самого-самого крупного, тем более, что и люди «сами обманываться рады» и с удовольствием делятся — по национальному ли признаку, религиозному, возрастному, по уровню доходов, образования, месту рождения, форме носа, разрезу глаз, цвету кожи, политическим, этическим предпочтениям и… можно продолжать до бесконечности.

Правилу «разделяй и властвуй» противопоставляется другое: «пока мы едины, мы непобедимы» . Но первое укоренилось и считается бесспорным и всесильным, а второе владеет умами небольшой части человечества, именуемой идеалистами, мечтателями и романтиками, и, увы, никак не влияет на жизнь общества

Имя создателя правила «разделяй и властвуй» погребено во мраке веков, потому что люди и пять тысяч лет назад были разумными, наблюдательными и циничными в не меньшей степени, чем сегодня, и действовали так же, и проповедовали то же. Так что утверждение, будто принцип «разделяй и властвуй» впервые гласно и открыто был провозглашен в качестве политики римским сенатом: Divide et impera (Divide ut regnes) — разделяй и властвуй, разделяй, чтобы царствовать, вряд ли правдиво. Так же, впрочем, как и сообщение немецкого поэта Генриха Гейне в письме из Парижа от 12 января 1842 о том, что формула «разделяй и властвуй» впервые составлена македонским царем Филиппом (359-336 г. до н. э.), отцом Александра Македонского. Иные источники приписывают авторство итальянскому мыслителю, дипломату и писателю Никколо Макиавелли, что сомнительно по тем же, указанным выше, соображениям.

Украина в качестве примера использования правила «разделяй и властвуй» сегодня

Она было самой спокойной, дружелюбной и стабильной страной на постсоветском пространстве. Кому-то это очень не нравилось, и народ Украины был разделен по национальному, языковому, религиозному, этическому признакам. Итог: война, ненависть одних граждан Украины к другим, тысячи погибших, миллионы исковерканных судеб, нищета, неуверенность в завтрашнем дне.

Применение фразеологизма «разделяй и властвуй»

- «Святой Бруно сам не шевельнет и пальцем, чтобы опровергнуть обоих своих противников, он знает более удобный способ избавиться от них, он предоставляет их - divide et impera - их собственной распре» (Карл Маркс)
- «…Это делалось для того, чтобы натравить провинции друг на друга, чтобы использовать в интересах патриархально-феодальной деспотии национальную вражду между немцами и славянами, а также местную ненависть каждой крошечной немецкой провинции ко всем соседним провинциям. «Divide et imperal» (К. Маркс и Ф. Энгельс)
- «Распадение человека с природой, как вбиваемый клин, разбивает мало-помалу все на противоположные части, даже самую душу человека - это divide et impera логики путь,к истинному и вечному сочетанию раздвоенного» (А. герцен)
- «Политика твоя мне не нравится. В Махиавели ты не годишься с твоим divide… ..» (А. Герцен)
- «И вот для того, чтобы сломить могущество кланов, правительство всегда следовало политическому правилу divide et impera» (Т. Смоллет «путешествие Хэмфри Клинкера»)
- «В политике нет места смирению, а только безграничная простота (и святая и лукавая простота) может принимать за смирение исконный полицейский прием: divide et impera, разделяй и властвуй, уступи неважное, чтобы сохранить существенное…» (В. И. Ленин)
- «Отвратительная «внутренняя политика» русских титулованных мещан-империалистов оставила в сердцах людей тяжкое воспоминание о национальном гнёте и кровавой травле иноплеменных -«инородцев», - воспоминание о том мерзком приёме укрепления власти паразитов, который выражается словами «разделяя - властвуй!» и который одинаково любезен, одинаково необходим всем капиталистическим государствам» (М. Горький)

«Разделяй и властвуй» — гласит старое римское правило. Именно так Рим и действовал, так покорял народы, так устанавливал и удерживал свою власть. Нынешняя технология господства англосаксов базируется на тех же самых правилах. Наши «партнеры» позаимствовали от римлян не только правовую систему и культурные ценности, но и принципы ведения геополитической борьбы.

И эти принципы применяются по сию пору. Поэтому понимание методики действий наших противников может дать нам очень много при анализе текущей ситуации.

Римляне любили выражаться коротко. «Пришел, увидел, победил» — вот сгусток политической мысли, сложенной в афоризм великим Цезарем. Ни добавить, ни убавить. Однако к правилу «Разделяй и властвуй» мы для его большей наглядности должны добавить ещё одну ступень.

Разделяй, стравливай и властвуй.

Вот теперь мысль приняла законченную форму.

Пример применения этой тактики вы найдете в истории многократно. Тут и малоизвестные у нас картины покорения Индии англичанами, когда они постоянно натравливали одного раджу на другого, в итоге подминая под себя и того и другого. И более известные сцены захвата Америки и уничтожения аборигенов-индейцев, где англосаксы заключали союзы с одним племенем против другого. А по итогам победы выдавали намеренно зараженные оспой одеяла своим вчерашним союзникам.

Но все эти примеры далеки от нашей страны. Поэтому давайте вспомним свою собственную историю.

Российская империя. Огромная. Сильная. И потому очень опасная для конкурентов. Финляндия вошла в состав России в несколько этапов. Первым стал Ништадский мир со шведами 1721 года, когда Эстония, часть Финляндии и Латвии были у Швеции фактически куплены за несколько миллионов золотых талеров. Далее часть Финляндии «пришла» к нам при Елизавете Петровне, а окончательно территория Финляндии «собралась» внутри Российской империи при Александре I. Что характерно – все приобретения были не захватами, не оккупацией, а получены в результате договоров со Швецией, законность которых никто не отрицал. Это к вопросу о международном праве. Согласно этому праву Финляндия стала частью Российской империи. При этом имела свою парламент, когда его не было ещё в России, свою собственную денежную единицу, свою отдельную полицию и таможню. При поездке из Петербурга в Финляндию, которая начиналась в нескольких десятках километров от столицы Империи, вы должны были бы проходить таможню. Оставаясь при этом внутри Российской империи. Этим особым статусом Финляндии активно пользовались революционеры, которые совершали теракты в столице и быстро скрывались у финнов. И ничего царская власть не смогла с этим поделать до самой революции и своего падения.

Никаких восстаний против «кровавого царского режима» в Финляндии никогда не было. Почему? Да потому, что финнов вполне устраивало такое положение. У них НИКОГДА не было своего государства и они не особенно его и хотели.

Но вот внутренние предатели Февраля 1917 года, при поддержке Анатанты, начали разваливать Россию. В итоге следующего этапа – октябрьского Ленин признает отделение Финляндии.

Что было? Одна страна, в которой НИКОГДА не было финско-русских противоречий. Как не было и русско-русских и финско-финских за несколько последних столетий. Стоило рухнуть государству, стоило ПОДЕЛИТЬ его, как немедленно началась гражданская война. Причем в России русские убивали русских, а рядышком в «независимой» Финляндии финны убивали финнов.

Первый этап – разделение прошел.

Далее наступает второй этап- стравливание. В России красные, В Финляндии победили белые. Вот вам и конфликт. Которого, повторяю, никогда до этого не было. Далее Антанта вооружает Финляндию, у которой никакой армии не было просто потому, что не было самой Финляндии. Её территория используется англичанами во время Гражданской войны в России для нападения на Кронштадт и флот. Первые бомбовые атаки Питера в его нынешних границах на совести британских, а отнюдь не немецких летчиков и относятся они к периоду гражданской войны.

Итог – недоверие и ненависть. Раскол. Ранее претензий не было, теперь они есть.

В 1939 году начнется русско-финская война, потом она повторится внутри Второй мировой. Когда была одна Российская империя русские и финны не могли воевать друг с другом, у них не было никакого повода для конфликта.

Перед нами методика англосаксов.

  1. Сначала разделить ОДНУ страну на части.
  2. Потом создать конфликт, поддержав одну из частей (меньшую и слабейшую) против другой.
  3. Стравить обе части ОДНОЙ страны в войне, ослабив обе и подчинив ВСЮ страну своей воле.

Теперь с пониманием этой методики посмотрим на ситуацию на Украине.

  1. В 1991 году и ранее Запад поддерживает всех, кто выступает за развал единого Союза.
  2. Путем пропаганды, фальсификации истории и привода к власти сових марионеточных политиков, провоцируется создание конфликта между Россией и Украиной. Конфликта, которого в истории не было, так как это обе части ЕДИНОГО народа и ЕДИНОЙ страны. Имевшиеся в средневековый период столкновения были в истории всех европейских стран и «отчего-то» не мешают созданию Евросоюза. Для Украины забытые многие сотни лет назад взаимные стародавние претензии вытаскиваются и педалируются всячески, создавая иллюзию «вечной» вражды с Россией.
  3. В нужный Западу момент начинается вооруженный конфликт на Донбассе, с целью стравить между собой Россию и Украину в в войне.

Методика разделения и стравливания она универсальна и её применение не останавливается ни на минут. Дробить дальше. Стравили Украину с Россией – не получилось до конца осуществить план? Ничего. Пытаемся дробить Россию.

  1. Нет передаче налогов и акцизов из Сибири в Москву!
  2. Свободу !
  3. Урал вполне может жить, как Франция. Особенно, если напечатает свои .
  4. Санкт-Петербург может стать .

Что тут хочется заметить:

  1. Место тем, кто выступает за разделение России … Почему они на свободе — для меня большая загадка.
  2. Тех, кто хочет отделить Сибирь и Карелию от России очень мало – человек 10-15 не больше. Достаточно ОДНОГО показательного процесса и посадки пары-тройки самых буйных, чтобы остальные либо прекратили свою деятельность (искренне заблуждающиеся), либо уехали в Лондон и продолжили её оттуда (платные мерзавцы).
  3. Относиться ко всем этим «регионалистам» надо максимально серьезно. Они первая часть методики англосаксов, завершающим этапом которой ВСЕГДА БУДЕТ ВОЙНА. Там, где её невозможно себе даже представить. Но кто мог себе представить войну на Донбассе пару лет назад?

Но это ещё не все.

Одной обороной войны не выиграть. Нужно и нападение.

Поэтому сажая тех, кто хочет отделять Сибирь, Кавказ или Питер от России, на международной арене мы обязаны выступать за правой наций на самоопределение.

Мы за свободный Квебек (вслед за Шарлем де Голлем), мы за свободную Калифорнию.

Ну, а что Северная Ирландия должна воссоединиться с просто Ирландией, так тут и дискутировать особо не о чем.

Это же очевидно…

Именно это создание «каши в голове», создание «калейдоскопа» в умах людей и позволило «жрецам»-демонам осуществлять на про­тяжении столетий самое первое «качание маятника» в сознании каж­дого человека: «Что первично: материя или сознание (дух)?» И человек ищет истину там, где найти её он не сможет никогда потому, что её там просто нет (рис. 9-21). Человека поставили перед выбо­ром одной лжи из двух .

Именно это лежит в основе принципа управления людьми, стра­нами и народами под лозунгом «Разделяй и властвуй», концептуаль­ного принципа несправедливости и безнравственности, который дей­ствует до сих пор. На основе этого безнравственного принципа обма­на и стравливания людей друг с другом построены материализм и идеализм, два противоборствующих философских учения. Именно в сокрытии методологии, в сокрытии правильного представления об окружающем мире скрыта тайна безнравственной концептуальной власти несправедливого общества.

Но именно с позиций этих ложных философских учений строят свои идеологии современные партии и движения. Одни готовы жизнь отдать «за царя» (православие в трактовке РПЦ – в основе идеа­лизм), другие «за генсекретаря» (марксизм – в основе материализм). Но не правы и те, и другие!

Мне вспоминается беседа с одним из виднейших авторитетных старцев Оптиной пустыни отцом Илием. До своего служения в Опти­ной пустыни старец отец Илий был монахом в Афонском монастыре в Греции и по рассказам он там, в течение 5 лет стяжал Святой Дух, живя в пещере в полном одиночестве. Встреча происходила летом 1996 года непосредственно в Оптиной пустыни, что под Козельском, в кото­ром я, кстати, начинал службу лейтенантом в ракетной дивизии в 1967 году. Организовали эту встречу руководители РОД (российского об­щенародного движения), в которое я после досрочного увольнения из армии был принят руководителем информационно-аналитического цен­тра. Этим руководителям РОД очень хотелось проверить на практике действенность теоретических положений КОБы в отношении РПЦ. Поэтому они избрали для себя форму «информационного боя гладиа­торов», а сами со стороны наблюдали за происходящим и не вмешива­лись. Этот приём я осознал потом, после встречи. Кстати, затем мне очень часто приходилось оказываться в подобных ситуациях.

Нет смысла подробно описывать все частные детали встречи. Остановлюсь на главном.

Когда речь зашла о положении дел в сегодняшней России, то наши мнения (отца Илия и мои) совпали: ситуация сложная и тяжёлая.

А вот когда речь пошла о том, что надо делать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, мнение старца Илия свелось к тому, что необ­ходимо людям ходить в церкви, молиться, читать святое Евангелие и т.д. На мой вопрос о том, кто, например, приведёт в церковь подрос­тка, у которого отец сейчас пьянствует, а мать гулящая, ясного отве­та не последовало, а последовали общие рассуждения о том, что эти­ми вопросами (такими детьми, беспризорниками и т.п.) должна зани­маться «власть».


Подобные ответы последовали и по другим прозаическим вопро­сам жизни людей: питание, одежда, обувка тем же детям – «как быть?». Ответы и рассуждения Илия можно свести к тезису: «Цер­ковь отвечает за души людей, а «власть» – за материю» .

Но ведь у человека есть и душа, и тело. И они существуют вместе.

Человек материален . Он состоит из твёрдой материи, жидкой, газообразной, у человека есть биополе.

Человек имеет вполне определённое информационное состоя­ние как внешнее, так и внутренне: индивидуальный внешний вид, индивидуальное состояние внутренних органов.

Всё это (и материя, и информация) в человеке разМЕРены, на­делены мерой . Рост, вес, цвет волос и т.д. – это всё частные меры общей полной меры человека. И самой главной мерой в человеке является алгоритм работы его головного мозга , то есть правила жизни, которыми человек руководствуется. Эти «правила жизни» каж­дого человека и определяют его душу, его нравственность, его сте­пень соответствия Богу. (Обо всём этом далее в книге будет подроб­ный разговор).

Я всё это с позиций триединства чётко сформулировал и разло­жил «по полочкам», сказав, что при таком подходе, когда одни отве­чают за «душу», а «материя» их не интересует (т.е. не интересует быт человека, его жизнеобеспечение), а другие «отвечают» за «тело» («материю») причём отвечают «безответственно», то получается что единого человека «разрывают на две части. А кто же должен отве­чать за всего человека целиком?

И когда я это сформулировал и обсновал, у отца Илия наступил шок. Он ничего не смог сказать. Он замолчал. Его «окружение» тут же засуетилось, приговаривая, что мол «батюшка устал» , что «ему пора отдыхать» и т.п.

На этом беседа закончилась, а руководители РОДа на практике убедились в силе теоретических основ КОБы.

Отсюда, кстати, проистекают две противоборствующие между собой за господство над людьми власти:

«Светская» власть .

«Духовная» власть .

На Руси всегда было их противостояние с момента внедрения иудохристианства. Вспоминайте: «сенат» и «синод», цари и патриар­хи. Сейчас Алексий-II даже свои награды ввёл, свои ордена, медали … У президента свои награды, у патриарха свои. Кто кого?

Оглянитесь вокруг и задумайтесь. Нас везде ставят перед вы­бором:

«Какой строй лучше: капитализм или социализм?» – А это дурь! И там, и там – толпо–«элитарная» система, невольничий ра­бовладельческий строй. Только в одной пирамиде наверху «элита» либо из царской семьи, либо из бизнесменов, либо из демократов, и в другой пирамиде «элита» либо из парт.сов.номенклатуры (из «слуг народа»), либо из патриотов-националистов.

«Какая экономика лучше: плановая или рыночная?» – И это тоже дурь. Да ещё какая! План – это то, что надо сделать, чего надо достичь. И план обязательно должен быть. А рынок – один из спосо­бов достижения цели. Причём очень хороший способ. Но это всего лишь способ. И когда противопоставляют город, в который надо прий­ти (план), дороге, по которой надо идти в этот город (рынок), то это называется шизофрения. Поэтому нельзя план противопоставлять рынку. Рыночную экономику надо осуществлять по плану! Более под­робно рассмотрим «экономику» в нашей книге позднее.

«Какая партия в США хорошая: демократическая или рес­публиканская?» . Это тоже дурь, так как обе эти партии выражают интересы своего хозяина – глобальной финансовой мафии. И когда надо в США что-то быстро изменить, эта мафия приводит в штатов­ский «белый дом» демократов, а когда надо застабилизировать ситу­ацию, мафия приводит республиканцев.

То же касается и всех российских партий. Они, сами того не пони­мая, работают на одного хозяина, ту же глобальную мафию, которая поставила цель: разрушить СССР-Россию. А народу забивают голову выборными проце-дурами: «Выбирайте лучших!» А что выбирать меж­ду «холерой» и «чумой», когда все эти партии одинаковы с точки зрения удержания в России рабовладения, толпо–«элитарной» пирамиды.

Все телевизионные, радио и печатные СМИ, все политологи и социологи также пользуются этим приёмом. Задумайтесь, например, над тем, как проводятся опросы телезрителей по какой-нибудь про­блеме. Даются два-три ответа на поставленный вопрос и телезри­тель должен выбрать один из ответов. А если все навязанные отве­ты неверные? Но обыватель над этим не задумывается… Так про­граммируется мнение миллионов людей на решение той или иной про­блемы. С этой же целью приглашают на передачи «авторитетов» и ставят телезрителей и читателей газет перед выбором: «Кто прав?» «Какое мнение верное? Выбирайте!» . Этот приём использует и Познер, и Швыдкой, и Соловьёв, и … Наиболее выпукло это демон­стрирует Соловьев в телепередачах «К барьеру», когда сталкивает лбами одну ложь против другой лжи, выдавая это за демократию.

Именно это лежит и в противостоянии науки и религии. Людей, не­способных воспринимать мир таким, каков он есть на самом деле, и мыслить соразмерно Объективной Реальности – таких людей легче уг­нетать и грабить «изящно» и «культурно», да так, что они этого не будут даже понимать! Чтобы этого достичь, надо спрятать от людей методо­логию самостоятельного познания мира и формировать у них «калей­доскопический идиотизм». Такими людьми легче управлять, их легче обманывать. На протяжении нескольких тысячелетий именно это и по­зволяло реализовывать принцип: «разделяй и властвуй» (рис. 9-21).