Раздел имущества алексин эссе. Раздел имущества

Произведение Алексина “Раздел имущества” имеет очень трагичную развязку и ещё более трагичную историю. В произведение основной мыслью является способность сочувствовать, сострадать окружающим, не быть чёрствым.

Повествование рассказывает о девочке по имени Вера и её бабушке по имени Анисья. Дело в том, что у Веры была травма, однако её выходила и буквально заставила ходить её бабушка, за что Верочка её очень любила и берегла. Эта замечательная женщина пожертвовала ради своей внучки всем, чем только можно, уделяя всё внимание только ей одной, забыв о своей личной жизни. Далее нас знакомят с родителями Верочки. Её мать это сильная волевая женщина, которая любит всё держать под контролем, а работает она экологом, но защищая природу, она не замечает всей её удивительности и красоты. Верочкин отец, сын бабушки Анисьи, был человеком мягким, слабохарактерным, не любившим конфликты. Работал он в музее водя людей по экскурсиям, по прошествии времени становился более мягким, стал говорить тихо, старался не спорить с мамой Верочки. Родители к Верочке относились как к больному ребёнку, но её бабушка считала её вполне нормальной, благодаря чему Верочка быстрее поправлялась.

Вскоре случилось то, что дало Верочке взглянуть по-другому на свою семью. Семья Верочки захотела поселить у себя сестру бабушки Анисьи, забирать её поехали бабушка Анисья и Верочка. Но приехав, они обнаруживают, что сестру Анисьи, тетю Маню, уже похоронили. Не решаясь сообщить об этом маме Верочки, они решают на чуть-чуть остаться в деревне. Но вскоре от матери Верочки приходит письмо, в котором она настоятельно рекомендует оставить тетю Маню в деревне, что, несомненно, очень огорчает Верочку, так как она разочаровывается в них.

Далее напряжение между свекровью и матерью нарастает. Верочка начинает обучаться в обычной школе, где им задают написать сочинение на тему “Самый важный человек в моей жизни”, которое Верочка целиком и полностью посвящает бабушке Анисье. Мать Верочки начинает ревновать её к бабушке, и не хочет делить её любовь с кем-то ещё, и родители хотят разьехаться с бабушкой. Далее следует суд по разделу имущества, на котором Верочка понимает, что судиться с матерью последнее дело.

После суда бабушка Анисья отправляется умирать в деревню, так как быть преградой в семейной жизни сына и его жены. После Верочке становиться всё хуже, и мы понимаем, что, скорее всего она останется инвалидом. Вот на такой трагической ноте и заканчивается произведение.

Картинка или рисунок Раздел имущества

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бёрджесс Заводной апельсин

    Если бы я составлял список литературы, обязательной для изучения в школах, в него бы, без всяких мнений, попал роман Энтони Берджесса Заводной апельсин. Произведение очень жесткое

  • Краткое содержание Чехов Спать хочется

    Под покровом ночи нянька, тринадцатилетняя девочка, покачивает колыбель и тихо напевает песенку. Ребенок в кроватке не хочет спать, и все время хнычет, а Варьку клонит в сон. Но спать ей нельзя, иначе хозяева будут ругаться.

А. Алексин — повесть «Раздел имущества». В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей по отношению к родителям.

Главная героиня Вера была ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически поставила на ноги бабуш­ка Анисья. Ради внучки она пожертвовала личным счастьем, спокойствием, посвятила ей всю свою жизнь. Именно эта ге­роиня несет в себе доброту, любовь, внутреннюю силу, муд­рость, готовность прийти на помощь. Мама же Верочки — это воплощение практицизма, твердости, сильной воли, эгоизма.

Она работала экологом, но «борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли «крепким специалистом». Она никогда не меняла своих точек зрения, а символом ее несгибаемости служила «золотистая коса». Отец Верочки был мягким, без­вольным человеком, работал в музее экскурсоводом. С года­ми он «пригнулся», стал говорить вполголоса, во всем под­чинялся жене. Родители снисходительно относились к доче­ри, считая ее больным ребенком. Бабушка же относилась к ней как к нормальному, полноценному человеку, и постепен­но Верочка стала выздоравливать.

Верочка очень любила свою семью. Но произошли собы­тия, которые заставили ее по-иному взглянуть на своих род­ных. Так, семья решила забрать к себе бабушкину сестру, тетю Маню, которая была больна. Верочка с бабушкой поехали в деревню, однако они опоздали: ее уже похоронили. Некоторое время они оставались в деревне, жили там, не решаясь сооб­щить Софье Васильевне, матери Верочки, обо всем происшед­шем. Но вот от Софьи Васильевны пришло письмо, в котором она просила бабушку не привозить к ним больную тетю Маню. И Верочка испытала сильнейшее разочарование: «Мама на­несла удар по моей вере в то, что люди за добро платят доб­ром».

В дальнейшем противостояние матери и бабушки в повес­ти возрастает. Героиня переходит учиться в нормальную шко­лу, ей задают сочинение «Главный человек в моей жизни». И она посвящает его бабушке, которую зовет мамой Асей. Софья Васильевна ревнует свою дочь к свекрови, она не же­лает ни с кем делить любовь Верочки. В конце концов родите­ли хотят разъехаться с бабушкой, затевают суды, происходит «раздел имущества». Именно в суде Верочка слышит слова о том, что «судиться с матерью — последнее дело». Точно так же считает и сама героиня Алексина. Она оставляет родителям записку, в которой обозначает себя частью имущества, той, которая «по закону отойдет бабушке».

Повесть заканчивается трагически. Бабушка уезжает в родную деревню умирать. Она не хочет мешать жизни сына и невестки, хотя и не мыслит своего существования без Вероч­ки. Девочка же вновь тяжело заболевает, мы понимаем, что теперь она обречена на инвалидность.

Таким образом, автор говорит нам о том, что мы должны учиться сочувствию и состраданию, учиться быть благодар­ными, чуткими. Дети не должны быть эгоистичны, черствы, равнодушны по отношению к родителям, так как это неиз­бежно приводит к трагедии, к непоправимым последствиям.

Урок литературы в 8А классе

Нравственные проблемы в повести А.Г. Алексина «Раздел имущества»

Цели: учить понимать произведения нравственной тематики; учить оперировать понятиями «мораль» и «нравственность»; выявить проблемы в повести; воспитывать уважительное отношение к близким людям.

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Слово учителя.

С творчеством Анатолия Георгиевича Алексина мы знакомы еще с прошлого года, когда читали его замечательные повести «Безумная Евдокия», «В тылу как в тылу». В этом году мы работали с повестью «А тем временем где-то...». Сегодня мы обратимся к еще одному произведению «Раздел имущества». Мы приурочим наше занятие к 90-летию Анатолия Георгиевича, которое будут отмечать в литературных кругах в следующем году.

В произведениях А.Г. Алексина мы всегда встречали людей с различными характерами, судьбами. Главные герои чаще всего оказываются в сложном положении, попадают в трудные ситуации выбора. Это и Сережа Емельянов, и Безумная Евдокия, и герои нашей сегодняшней повести Анисия Ивановна и ее внучка Верочка. Но перед началом работы я задам вам вопрос и прошу честно на него ответить. Был ли в вашей жизни случай, когда вы поступали не по совести. Совершали поступок, за который было бы стыдно?

О чем говорит то обстоятельство, что человек может испытывать стыд за что-то? (О том, что люди со временем понимают, что были не правы).

Действительно, по прошествии какого-то времени, быть может, с возрастом, мы начинаем вспоминать все совершенные нами поступки, анализировать и в какие-то моменты понимаем, что когда-то поступили неправильно. Но больно не только из-за того, что обидели человека, а из-за того, что уже ничего не исправишь, и приходится жить с этим.

  1. Анализ текста

Мы можем заметить, что А.Г. Алексин всегда старается проникнуть в самые глубины души, в ее потайные уголки и поднять на поверхность то, что было скрыто. Так он раскрывает характеры Верочки, главной героини повести, ее матери Софьи Васильевны, отца и бабушки Анисьи Ивановны. Все они – члены одной семьи. Обычная ли это семья? (Не совсем, потому что в этой семье болен ребенок)

Болезнь Верочки объединяет всех, живущих под одной крышей. Кажется, что все должны сплотиться, объединить свои силы. Но здесь не все просто. Каковы отношения между родителями? (В этой семье главой является мама Софья Васильевна. Она была экологом, «без устали боролась за окружающую среду». Но «борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечала ее красот». Маму называли «крепким специалистом». Она никогда не меняла своих точек зрения, а символом ее несгибаемости служила «золотистая коса». Папа Верочки работал экскурсоводом в музее. С годами он «пригнулся», говорил вполголоса, «а прим маме даже и в четверть». «За музейные ценности папа боролся так же, как мама за окружающую среду»).

Итак, мы видим, что за внешним лоском скрываются сложные отношения. Волевая мама подавляет мягковатого папу. Тем не менее, они как родители хотят, чтобы их единственный ребенок поправился и включился в жизнь общества. Анисия Ивановна тоже заинтересована в выздоровлении внучки и всячески пытается помочь ей. Отличаются как-то методы лечения родителей и бабушки? (Родители смирились с болезнью Верочки, и методика их лечения основана на «неполноценности» их дочери. Анисия Ивановна же видит во внучке обычного ребенка, разговаривает с ней как с равной, всегда говорит: «Ничего страшного!»).

Мы видим, что родители и бабушка по-разному подходят к вопросам лечения Верочки. Родители считают, что при девочке можно говорить все, что угодно, потому что она «не понимает». Так, папа рассказывает о своем разочаровании в жизни, мамин коллега Антон Александрович признается Софье Васильевне в любви на глазах Веры. Бабушкины методы резко отличаются от родительских. Чей способ лечения, на ваш взгляд, более человечный, гуманный? (Анисии Ивановны)

Как вы думаете, почему? С чем это связано? (Бабушка была медсестрой и знает, что такое воля к жизни, желание жить).

Верно. Анисия Ивановна повидала немало случаев, когда люди были на грани жизни и смерти, видела, что такое любовь к жизни. И как говорит сама Верочка «бабушка сумела убедить меня, как, наверное, убеждала не раз тяжелобольных, что там, за труднодоступными хребтами, долина спасения». Внучке становилось легче, когда бабушка просила ее принести коробку с нитками, чтобы обучить Верочку шитью. Любой человек чувствует себя нормальным, когда с ним обращаются как с обычным, нормальным человеком.

Но родители тоже старались. Родители всегда являются для нас эталоном, образцом для подражания. Были ли случаи, когда Верочка усомнилась в искренности своих родителей? Когда ей было трудно понять поведение своих родителей? (У бабушки была старшая сестра тетя Маня. Это была добродушная женщина, живущая в одиночестве, в деревне. Тетя Маня всегда отправляла своим родственникам соленые грибы и варенье. Но болезни настигла эту женщину. Благодаря Верочке Софья Васильевна с мужем решили приютить родственницу у себя. Но смерть опередила Анисью Ивановну и ее внучку. К моменту их приезда о тете Мане напоминал холмик с крестом под «накренившейся крышей дуба». Несколько дней не могли написать письмо в город, потому что трудно сообщить такое. Внезапно пришло письмо от Софьи Васильевны, в котором она просит не привозить тетю Маню).

Именно содержание этого письма заставило Верочку по-иному взглянуть на своих родителей. Если раньше она этого не замечала, но теперь все изменилось.

Прочтите письмо Софьи Васильевны.

Чтение письма.

О каких чертах характера своей матери не знала Верочка ? (О лицемерии, притворстве, тщеславии, эгоизме) .

Конечно, это неприятно, потому что родители для нас всегда первые люди в жизни. И принять то обстоятельство, что люди могут оказаться не такими, какими мы их представляли, всегда сложно, порой даже невозможно. И теперь все встало на свои места. Вспомните, какие еще эпизоды заставляют Веру по-иному взглянуть на свою маму? (Эпизод с Федькой Следом. Когда мама узнала, что чувство есть только со стороны молодого человека она сказала «одностороннее движение всегда безопаснее», то есть жить нужно только для себя. Эпизод за ужином, когда профессоры говорили об Анисии Ивановне с благоговением, Софья Васильевна произнесла: «а у меня «средь шумного бала случайно...» создалось впечатление, что Верочка – круглая сирота»)

Да, именно в этих эпизодах проявляется горькая правда. Мамины фразы об «одностороннем движении», ее желание «выглядеть всегда красиво» выдали ее. За внешней красотой скрывалась фальшь. Оттого Верочке больнее принять это, потому что произошло все неожиданно.

Как вы думаете, случайно ли Верочка в сочинении «Главный человек в моей жизни» написала о бабушке? (Нет. Верочка делает это сознательно, она любит бабушку всем сердцем, она безгранично благодарна Анисии Ивановне за ее помощь)

Конечно, это был осознанный поступок. Так в чем же заключается «человеческий подвиг» бабушки? (Он заключается в том, что она обращается с внучкой как со здоровым ребенком)

Верно. Анализируя эти обстоятельства можно понять, почему Верочка решает остаться с бабушкой. Как получилось, что в этой семье делят не только мебель, но и ребенок становится частью имущества?

Вспомните фразу, которую услышала Верочка в суде «по закону, по справедливости...». По мнению девушки эти слова говорят тогда, когда хотят встать поперек справедливости. «Если все нормально, зачем об этом кричать?». Также и Софья Васильевна хотела разъехаться с Анисией Ивановной «по закону, по справедливости». Таким образом Верочка стала считать себя «той частью имущества, которая по закону отойдет бабушке». В чем же кроется смысл названия повести «Раздел имущества»?

Там же в суде Вера слышит слова судьи «судиться с матерью – последнее дело». Тогда же все меняется. Уезжает бабушка. Значит, суда не будет. Только горькая правда о том, что «нужен тот, кто нужен. Нужен, когда нужен. Нужен, пока нужен» предстает здесь уже открыто. Ничего уже не изменить.

Почему А.Г. Алексин отдает право повествования подростку? (Дети воспринимают все иначе, более остро, они не хитрят, болезненно относятся ко лжи и фальши).

Верно. Когда мы еще не взрослые, но уже и не дети, то мир нам кажется совсем иным. Хочется, чтобы нас окружало добро, любовь, честность. Поэтому все события мы видим глазами Веры, сначала ребенка, потом старшеклассницы. Так о чем же это произведение? (Это произведение о семье, о чести, о любви, о дружбе).

Алексин поднимает самые трудные темы, а проблемы, которые он ставит еще сложнее. Ведь такая семья не одна. Какие здесь можно выделить проблемы? (Проблема отношения родителей с детьми; проблема людского тщеславия; проблема эгоизма; проблема отношения к больному ребенку; проблема человеческого достоинства).

Общечеловеческие проблемы характерны для произведений А.Г. Алексина. Причем, проблемы нравственные, те, которые связаны с нашими душевными качествами. Мы часто узнаем себя в героях Алексина, пусть даже не всегда можем признаться в этом самим себе. Сколько лет прошло, а проблемы все равно остались. Мы видим, как живут люди, встречаемся с поистине дикими случаями человеческой бессердечности: стариков выселяют, отбирают у них пенсии, обманывают. Почему так происходит? Почему эта проблема актуальна до сих пор? Да потому что от такой проблемы сразу не избавишься. Чтобы жить по-другому, необходимо задуматься уже сейчас. Ведь наша жизнь похожа на улицу. Если эта улица освещена добром, любовью, наша жизнь будет наполнена самым лучшим, что есть на земле. Но когда мы выбираем темную улицу, идем на ощупь, думая лишь о том, как бы самому не заблудиться, не упасть, не обращая внимания на тех, кто рядом, в конечном итоге остаемся в одиночестве, а весь пройденный путь не стоит и выеденного яйца. Не будьте равнодушными, бесчеловечными, злыми, ибо это вернется к вам в 2 раза сильнее.


В центре повести Алексина “Раздел имущества” – семья. На первый взгляд кажется, что это идеальная семья, в ней царит любовь. Все заботы взрослых обращены к Верочке, у которой родовая травма. В конце – концов девочка выздоровела. И после этого лад в семье исчез. Мама Верочки решает разъехаться с бабушкой и через суд разделить имущество. Все сделать по – честному.

Повествование в произведении ведется от лица Веры, девочки-подростка, которая вынуждена разбираться в поступках близких ей людей.

Вера с особой нежностью говорит о своей бабушке по линии отца, Анисии Ивановне, которая и стала для нее главным лекарем. Бабушка отказалась от любимой работы, чтобы поднять на ноги единственную внучку, всегда была рядом и подбадривала девочку словами: “Ничего страшного”. Внучка и бабушка – единое целое, не случайно Верочка называет бабушку мамой Асей. Анисия Ивановна не только выходила девочку, но и сумела воспитать в ней доброго и совестливого человека.

Вера любит и маму, Софью Васильевну. Но девочка, взрослея, начинает замечать, что мама всегда пользуется четкими формулировками, что как “крепкий специалист”, связанный с природой, никогда природой не восхищалась. Этой волевой, уверенной в себе женщине как будто не хватает душевного тепла. Поражает Веру и двойственность поведения мамы. Софья Васильевна всегда возражала против гостинцев из деревни, но вместе с этим аккуратно размещала в холодильнике и на балконе банки, что присылала бабушкина сестра. Мама приглашает профессоров, лечивших дочь, на ужин, при этом в разговоре с папой напоминает, что нужно приглашать только полезных людей. Бабушку на этом ужине называют “добрым гением”. Мама, кажется, поддерживает всех. Но, оказывается, ее давно раздражает то, что Анисия Ивановна заняла в жизни дочери ведущее место.

Обидевшись на свою свекровь из-за того, что дочь посвятила школьное сочинение бабушке и назвала ее главным человеком в своей жизни, Софья Васильевна внушает мужу мысль о том, что им надо разъехаться. Папа никогда не возражал против маминого решения и постепенно утратил свое лицо. И сейчас он поддерживает решение жены подать в суд на раздел имущества.

Верочку, случайно услышавшую разговор родителей, возмущает потребительское отношение к бабушке. Девочка делает свой нравственный выбор: она решает быть той частью имущества, которая отойдет бабушке. Вера хочет поговорить с судьей и становится свидетельницей судебного процесса по разделу имущества. Сын требует от матери согласия на раздел. Он не просит “ничего лишнего”. Но судья делает вывод, что самое лишнее на земле – судиться с матерью.

В основе конфликта в семье, изображенной в повести, лежит ревность. Мама, выгоняя бабушку из дома, пытается переключить все внимание дочери на себя. Но Алексин, начиная и заканчивая повесть сценой в суде, дает понять читателям, что конфликты в семье и разделы имущества типичное явление.

Повесть заканчивается трагически. Поговорить с судьей девочке не удалось. Отец отыскал ее и объяснил, что ничего делить они не будут. Но к их приходу домой бабушка уже уехала в деревню. И Вера поняла, что она уехала умирать. С девочкой случился удар. Отец успокаивает ее бабушкиными словами: “Ничего страшного!” Нет, теперь все страшно…

(4 оценок, среднее: 3.75 из 5)



Сочинения по темам:

  1. А. Алексин – повесть “Раздел имущества”. В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей...
  2. В семье случилось горе. Его жена Наденька лишилась рассудка, а может быть и жизни. И виной тому стала их любимая...

Слушание дела было назначено на двенадцать часов.

А я прибежала к одиннадцати утра, чтобы заранее поговорить с судьей, рассказать ей о том, о чем в подробностях знала лишь я.

Народный суд размещался на первом этаже и казался надземным фундаментом огромного жилого дома, выложенного из выпуклого серого камня. "Во всех его квартирах, - думала я, - живут и общаются люди, которых, вероятно, не за что судить... Но рассудить нужно многих. И вовремя, чтобы потом не приходилось выяснять истину на первом этаже, где возле двери, на стекле с белесыми островками было написано: «Народный суд».

Каждый воспринимает хирургическую операцию, которую ему приходится вынести, как едва ли не первую в истории медицины, а о смерти своей мыслит как о единственной в истории человечества. Суд, который был назначен на двенадцать часов, тоже казался мне первым судом на земле.

Однако за два часа до него началось слушание другого дела. В чем-то похожего... Но только на первый взгляд, потому что я в тот день поняла: судебные разбирательства, как и характеры людей, не могут быть близнецами.

Комната, которая именовалась залом заседаний, была переполнена.

Сквозь щель в дверях, обклеенных объявлениями и предписаниями, я увидела судью, сидевшую в претенциозно-высоком кресле. Ей было лет тридцать, и на лице ее не было величия человека, решающего судьбы других.

Склонившись над своим торжественным столом, как школьница над партой, она смотрела на длинного, худого, словно выдавленного из тюбика, мужчину, стоявшего ко мне спиной, с детским недоумением и даже испугом... Хотя для меня она сама была человеком с пугающей должностью.

Народных заседателей сквозь узкую щель не было видно.

Неожиданно дверь распахнулась, и в коридор вывалилась молодая, дебелая женщина с таким воспаленным лицом, будто она была главной героиней всего происходившего в зале. Женщина, ударив меня дверью, не заметила этого. Мелко дрожащими пальцами она вытащила сигарету, поломала несколько спичек, но наконец закурила, плотно закупорив собой вновь образовавшуюся щель. Она дымила в коридор, а ухом и глазом, как магнитами, притягивала к себе все, что происходило за дверью.

Кого там судят? - спросила я.

Женщина мне не ответила.

Мама, поймите, я хочу, чтобы все было по закону, по справедливости,

Донесся из зала сквозь щель слишком громкий, не веривший самому себе голос мужчины, выдавленного из тюбика.

Возникла пауза: наверное, что-то сказала судья. Или мама, которую он называл на «вы».

Что там? - вновь обратилась я к женщине с воспаленным лицом.

Она опять меня не услышала.

На улице угасающее лето никак не хотело выглядеть осенью, будто человек пенсионного возраста, не желающий уходить на «заслуженный отдых» и из последних сил молодящийся.

В любимых мною романах прошлого века матерей часто называли на «вы»:

«Вы, маменька...» В этом не было ничего противоестественного: у каждого времени своя мода на платья, прически и манеры общения. В деревнях, я знала, матерей называют так и поныне: там трудней расстаются с обычаями.

Но в городе это «вы» всегда казалось мне несовместимостью с веком, отчужденностью, выдававшей себя за почтительность и деликатность.

«По закону, по справедливости...» - похожие слова я слышала совсем недавно из других уст. Их чаще всего, я заметила, употребляют тогда, когда хотят встать поперек справедливости: если все нормально, зачем об этом кричать? Мы же не восторгаемся тем, что в наших жилах течет кровь, а в груди бьется сердце. Вот если оно начнет давать перебои...

На улице как-то неуверенно, не всерьез, но все же заморосил дождь. Я вернулась в коридор и опять подошла к женщине, превратившейся, казалось, в некий звукозаписывающий аппарат.

Перерыв скоро будет, не знаете? - спросила я, поскольку в коридоре, кроме нее, никого не было.

Она оторвалась от щели и шепотом крикнула мне: «Не мешайте!» - словно присутствовала на концерте великого пианиста и боялась упустить хоть одну ноту, хоть один такт.

«Наверняка должен скоро быть, - решила я. - И можно будет поговорить, посоветоваться...»

Всю ночь я репетировала свой разговор с судьей. Придумывала фразы, которые, я надеялась, услышав от меня, она запомнит и повторит во время судебного разбирательства.

Но беседа оттягивалась, и я, подобно студентке перед экзаменационной дверью, стала вновь как бы заучивать факты, аргументы и даты. Они незаметно вытянулись и ленту воспоминаний - не только моих собственных, но и чужих, которые при мне повторялись так часто, что тоже стали моими.

Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»...

А у меня была родовая травма. Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. И в моей еще ни о чем не успевшей поразмышлять голове произошло кровоизлияние, но, как сказал, утешая маму, один из лечивших меня врачей, «ограниченного характера». Характер был «ограниченный», а ненормальность охватила весь мой организм и стала всеобщей. Собственных впечатлений о том первом дне жизни у меня, к сожалению, не сохранилось.

Но история моей болезни вошла в историю: не потому, что я заболела, а потому, что в конце концов вылечилась. Это был уникальный случай. И мой младенческий кретинизм даже попал в учебники. Прославиться можно разными способами!

Я благоговела перед врачами. С заискивающей надеждой заглядывала им в глаза... Но не раз думала и о том, что вот так, от одного неловкого движения акушера зависит вся человеческая жизнь: Моцарт не станет Моцартом, а Суриков или Поленов не смогут держать кисть в руке, не подчиняющейся рассудку. Да и простые смертные вроде меня будут приговорены к вечным страданиям. Из-за одного неловкого движения человека, который не имеет права на такое движение, ибо еще более, чем судья, определяет будущую человеческую жизнь, а в случае минутной ошибки выносит незаслуженный приговор и всем, кто к этой жизни причастен.

В отличие от нормальных детей я не ползала и вообще не проявляла ни малейшей склонности «к перемене мест».

На это обратили внимания в тот самый момент, когда моя бабушка собралась выходить замуж.

«Первая и последняя!» - называл ее шестидесятилетний жених.

Он влюбился в меня, когда нам едва исполнилось по семнадцать, впоследствии рассказывала мне бабушка. - Но между нами ничего не было.

Совсем ничего? - цепко спросила я.

Кажется, был... один поцелуй.

Именно в семнадцать?

Бабушка кивнула.

Синхронное - воскликнула я. - У меня тоже в семнадцать...

И я ничего не знала?!

Сообщи я немедленно, этот запоздалый поцелуй показался бы землетрясением. А так, видишь... все живы-здоровы. Хотя мама, как говорится, оказалась непосредственной свидетельницей.

Каким образом?

Увидела из окна.

Бабушка не нашла в поцелуе ничего угрожающего моей жизни. Она понимала меня с полуслова. А часто и полслова не нужно было произносить.

Только взглянет - и сразу готов диагноз: «Ты больна?», «Ты получила тройку?» Во всех случаях она предлагала одно и то же, но безотказно действовавшее средство: «Ничего страшного!»

Действительно, после того, что случилось со мной в изначальный миг моей жизни, ничто уже не могло выглядеть страшным.

Бабушка любила вспоминать, как ее первый возлюбленный объявился через сорок три года.

В позднем браке есть свои преимущества: не хватит сил и времени на развод!

Мама отговаривала ее от «неверного шага».

Это противоестественно! - восклицала она. - Природой для всего установлены свои сроки.

Насчет природы мама была в курсе дела: она занималась охраной окружающей нас среды.

Но и от окружающей среды приходится охранять! - уверяла она бабушку. - Что ж получается? Всю жизнь имел жену, а теперь ищет няньку!