Рассказ о спарте и ее жителях. Сообщение ученика о воспитании мальчиков

Урок в 5 классе история Древнего мира

«Древняя Спарта»

Албуков Николай Николаевич

учитель истории и обществознания.

Класс: 5 класс.

Тип: Изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный (вопросы), письменный (работа с таблицей, схемой).

Технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.

Приёмы: работа с «Опорным конспектом», работа с электронной презентацией, письменно-графический (составление схемы, таблицы).

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты.

Задачи:

образовательные задачи:

    рассмотреть географическое положение Спарты на территории Древней Греции

    охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев.

    рассмотреть систему управления Спарты

развивающие задачи:

    продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер;

    продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;

    продолжить развитие навыков критического анализа текста.

воспитательные задачи:

    вызвать у школьников осуждение по поводу жестокого обращения спартанцев к местным жителям – илотам.

Оборудование:

    ПК, мультимедийный проектор, экран,

    презентация,

    раздаточный материал

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира

Основные понятия урока: Лаконика, Мессения, спартанцы, илоты, Совет старейшин, народное собрание

1. Вводное слово. Описание домашнего задания.

Здравствуйте, ребята! Давайте сейчас на минуту закроем глаза и представим себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древняя Спарта» - именно эта заметка станет вашим домашним заданием на следующий урок. Она должна состоять всего из 10 предложений и рассказывать о географическом положении Спарты, ее составе населениях, нравах и обычаях местных жителей. Я думаю сейчас, нам трудно будет справиться с этим непростым заданием. И поэтому я предлагаю вам перенестись назад в прошлое и очутиться в Древней Греции на территории, которой и находился данный полис. Но прежде чем совершить прыжок во времени мы должны с вами записать задание на дом и взять «Лист путешественника» в котором мы и будем писать наши заметки о Спарте. Эти листы вы дома вклеите в тетрадь и на их основе и основе § 25, составите заметку в журнал.

И запомните наше путешествие длится всего урок и поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.

2. Проверка домашнего задания.

Итак, прежде чем попасть в прошлое и запустить машину времени мы должны отгадать исторические загадки по пройденному материалу.

(активизация мыслительных процессов)

1. Он написал про Илион и Одиссея,
И греки его чтят, любя.
Но до сих пор гадают, где, когда
Он сочинял поэмы, там живя. (Гомер)

2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовет его знать
Страной управлять. (Демос)

3. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти. (Народное собрание)

4. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчет держал? (Демократия)

5. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет –
Выдай правильный ответ. (Ареопаг)

6. Что за камень появился
На земле крестьянина?
Долг у него получился –
Зерно не отдано сполна. (Долговой камень)

7. Он уваженье всех снискал
За то, что был умен и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он все ж не угодил. (Солон)

Вопросы для устных ответов:

1. Какие категории населения афинского государства вы знаете?
2. В чем вы видите причины борьбы демоса против знати?
3. Вспомните и расскажите, как управлялись Афины до Солона?
4. Кто отменил долговое рабство и почему?
5. Какие перемены в управлении Афинами произошли в правление архонта Солона?
6. Что означает слово “демократия” в переводе с греческого?

Итак, мы отгадали загадки и ответили на вопросы и можем пройти через портал времени. Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте на территории Греции. Обратите внимание на карту. (Слайд 1)

(Слайд 2)

3. Изучение нового материала

Географическое положение Спарты.

Спарта расположена на территории п-ва Пелопоннес. В какой части Греции расположен этот полуостров? На севере территория Пелопоннеса соединяется с Грецией небольшим перешейкам, на котором греки дорийцы основали город Коринф (Коринфский перешеек). (Слайд 3)

В конце II тысячелетия до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику на которой основали государство Спарту. А себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Глядя на карту, скажите какие племена, покорили дорийцы?

Покоренный народ, проживавший на данной территории, дорийцы превратили в рабов. Спустя некоторое время спартанцы завоевали близ лежавшую территорию Мессению. Теперь, когда мы узнали о географическом положении Спарты, (Слайд 4)

давайте занесем эту информацию в наши «Листы путешественника» в раздел 1.

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

В процессе нашего путешествия по Древней Спарте не забывай заполнять разделы листа. Так как информация данного листа понадобиться тебе для выполнения домашнего задания.

Дата _______

Тема: «ДРЕВНЯЯ СПАРТА»

Раздел 1. Географическое положение

(Заполни пропуски в предложениях)

    П-ов Пелопоннес находится на _____________ Греции;

    Спарта находится на территории пол-ва __________________________;

    Во ___тыс. до н.э. дорийцы завоевали территории _________ и ___________.

Итак, движемся в город. Ребята, когда мы попадем, в сам город не забывайте что спартанцы очень воинственные люди.

А теперь пора познакомиться с категориями населения Спарты. Но чтобы не терять времени и собрать, как можно больше информации мы будем работать по группам. (Работа в группах с документами).

1 группа

C ПАРТАНЦЫ

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное вид занятия – военное дело.

После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами , которые ее и обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не войну, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него забирали.

Спартанцев было во много раз меньше чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия.

Формированию сильной армии способствовало воспитание спартанцев. Каждого новорожденного ребенка в Спарте относили старейшинам, которые и решали его судьбу. Слабых детей сбрасывали в пропасть, а здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно, зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично . В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть.

    Зачем спартанцам была нужна сильная армия?

    Как воспитывали спартанцев? Какую цель преследовало подобное воспитание.

2 ГРУППА

ИЛОТЫ

Покоренное спартанцами архейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли - илотами . На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты.

Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то жизнь их не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Раз в год весною спартанские юноши собирались по ночам в отряды, надевали плащи и отправлялись в селение илотов. Там они убивали самых сильных мужчин и подростков, способных поднять восстание против спартанцев. Впрочем, спартанцы никогда не трогали женщин и стариков. Для юных спартанцев это была игра. Как волчата, притаившись в стогах сена и дождавшись ночи, они врывались в хижины илотов и убивали застигнутых в врасплох людей. И если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его: «Ты не спартанец, ты жалкий трус!».

    Какое положение занимали илоты среди категорий населения Спарты?

    Как спартанцы относились к илотам? Чем можно объяснить такое поведение?

    Как можно назвать поступки, которые совершали спартанцы по отношению к илотам?

Каждая группа, прочитав текст и ответив на вопросы, заполняет в «Листе путешественника» раздел 2 . На эту работу вам 5 минут (Слайд 5)

Раздел 2. Население Древней Спарты

(Используя текст, заполни таблицу)

1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

Какое положение занимали в обществе?

дорийцы, граждане

греки рабы

Чем занимались?

войны

земледельцы

5. Система власти.

(составляем кластер)

Отдохнули, ребята! Пока вы отдыхали ко мне подошел спартанец и передал пергамент на котором записаны законы Спарты. Он сказал что, прочитав этот пергамент мы узнаем о системе управления Спарты. Давайте его прочтем и занесем данные в наши «Листы путешественника» в раздел 3 «Система управления Древней Спартой». Для того чтобы разобраться со схемой мне нужны два помощника.

(Один учащийся заполняет таблицу, другой читает пергамент и все учащиеся заполняют схему)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СПАРТЕ ПО ЗАКОНАМ ЛИКУРГА.

Во главе государства стоял Совет старейшин , который состоял из 30 человек. Совет старейшин обладал огромной властью. Совет старейшин состоял из 28 геронтов - старейшин, которые решали вопросы суда, следили за исполнением законов, созывали народное собрание . Геронты выбирались народом, и занимали свой пост пожизненно. В совет старейшин входили и 2 царя , они выполняли роль военноначальников и обладали неограниченной властью только во время военных походов.

Затем, чтобы геронты и цари не нарушали законов государства, народное собрание выбирало наблюдателей – 5 эфоров. Эфоры могли даже смещать царей. Но все наиважнейшие вопросы государства, в том числе и избрание совета старейшин, проходило на Народном собрании. В нем принимали участие только мужчины-спартанцы. Собрание проходило у реки Эврот. Народу предлагались решения. Никому кроме царей и геронтов не разрешалось высказывать собственное мнение. Выслушав лаконичную речь царя или геронта народ криком одобрял или опровергал внесенное предложение.

(Слайд 7)

Раздел 3. Система управления Древней Спарты.

СОВЕТ СТАРЕЙШИН

(30 чел)

законы

Заполните схему)

ГЕРОНТЫ

суд, исполнительная власть


2 ЦАРЯ

войско


ЭфОРЫ

наблюдатели


НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

высший орган власти в государстве


6. Спартанское воспитание

В начале путешествия мы говорили, что спартанцы воинственные люди. Вся жизнь в Спарте построена на военный лад. Спартанцы гордились тем, что их город единственный в Элладе не имеет стен, ибо его стенами являются сами спартанцы. Не зря великой доблестью среди спартанцев считалось погибнуть, защищая государство. Мать, отправлявшая своего сына на войну подавала ему щит со словами «Вернись сын или со щитом, или на щите!». Как вы думаете, что означают эти слова? С чего всё это начиналось?

В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей. Можете ответить: почему?

(Слайд 8)

Сообщение ученика о воспитании мальчиков.

Мальчиков с 7 лет отбирали у родителей и воспитывали в военных отрядах. Спали они на подстилках из колючего тростника, ходили босиком. Раз в год выдавался плащ, который одевали на голое тело. Волосы стригли наголо. Взрослые следили за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закалялся характер и появлялось мужество. Их обучали стойко переносить лишения и голод, кормили плохо, поощряя воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радовался: «Молодцы, они сумеют прокормить себя во время военного похода, их не испугают трудности!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не пожалуются, тот тоже изобьёт. За что? (Как ответят дети?) Добавить: не за воровство, а за то, что попались.

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту мальчики учили мало. Зато напряжённо занимались бегом, гимнастикой, метанием диска и копья, показывая смелость и ловкость. (Слайд 9)

(Слайд 10)

7. Закрепление ранее изученного

Итак, ребята наше время истекает, и мы должны снова вернуться назад из прошлого в будущее, мы успели заполнить наши «Листы путешественника и теперь у нас достаточно материала, для того чтобы написать заметку в журнал. Но для того чтобы вновь открыть портал и вернуться, нам необходимо ответить на тест (Слайд 11):

1 . Найдите правильный ответ.

Спартанцы:

1) были исконными жителями Лаконии, области в Южной Греции

2) завоевали Лаконию и подчинили своей власти ее исконных жителей

3) по приглашению исконных жителей пришли в Лаконию

2. Выберите Неправильный ответ.

1) процветало искусство;

2) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;

3) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть.

3. Выберите Неправильный ответ

Спартанские мальчики:

1) упорно занимались грамотой и письмом;

2) часами разучивали военные песни;

3) с семилетнего возраста жили отдельно от родителей в отрядах сверстников;

4) славились умением красиво и долго говорить.

4. Выберите правильные ответы.

В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:

1) строились прекрасные дворцы и храмы

2) жители держали в рабстве своих соплеменником – греков

3) спартанцам было запрещено занимать торговлей и ремеслом

5. Найдите лишнее.

Спартанские мальчики:

1) умели стойко переносить лишения

2) говорили кратко, давали меткие и точные ответы

3) никогда не подвергались физическим наказаниям

6. Назовите понятие, которое соответствует определению .

Орган управления в Спарте, которому принадлежала огромная и бесконечная власть:

1) совет старейшин;

2) народное собрание;

3) ареопаг.

7. Назовите понятия, которое не соответствуют определению .

Рабы, принадлежавшие Спартанскому государству:

1) демос

2) илоты

3) архонты

(Слайд 12)

Закройте глаза, вытяните руки вверх и приготовьтесь к прыжку, расслабитесь мы на месте дома. Вы молодцы отлично поработали не забывайте про домашнее задание.

8. Домашнее задание

(Слайд 13)

§ 31 Древняя Спарта

Написать заметку о Спарте (10 предложений)

1. Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти "цари" были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

2. Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, "выборщики", находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти "достойные" и становились геронтами.

3. Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

4. Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

5. Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, "один на один" и в фаланге.

6. Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была т.н. "черная похлебка" - суп из крови и уксуса.

7. Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

8. Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

9. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам "в пользование".

10. Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере "свободных граждан" Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

11. Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

12. Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

13. В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти «цари» были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, «выборщики», находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти «достойные» и становились геронтами.

Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, «один на один» и в фаланге.

Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была «черная похлебка» - суп из крови и уксуса.

Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам «в пользование».

Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере «свободных граждан» Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

Друзья, а вам известно, почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Факты, которые вы узнаете в продолжении поста, дадут ответы на все ваши вопросы в продолжении поста.


С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.



Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.



Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.



Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.



В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.



Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.



Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.



Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.



Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины - образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.



Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.



Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.



Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.



Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.



Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.



Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.



Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.



После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.



Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».



По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах - это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.