Рассказ лоскутное одеяло. Носова "Лоскутное одеяло" (7 класс)

  1. Данный урок призван способствовать формированию у учащихся трепетного, ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традициям, ремеслам, родной речи).

На примере рассказа «Лоскутное одеяло» можно получить представление об основных мотивах творчества Е. Носова.

  1. В процессе обсуждения рассказа совершенствуется умение учащихся анализировать художественные особенности текста, определять его идейное своеобразие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

Тема: «Чтоб душа не оскудела»

(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
  1. Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
  1. На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.

Оборудование:

  1. Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
  1. На листах напечатать высказывания:

- «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)

- «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)

- «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

  1. На доске драпировка – лоскутное одеяло.
  1. Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
  1. Коллаж «Бабушка».
  1. Музыкальное сопровождение.
  1. Портрет Е. Носова
  1. Словарик просторечий:

Печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;

Вязёнка – пуховой платок;

Застя – заслонив;

Наперво – сначала;

Рушник – полотенце.

  1. Творчески оформленная родословная ученика.

Ход урока:

  1. Интегрирующее начало урока.

Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»

Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?

А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

  1. Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

  1. Решение проблемы. Исследование.

Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).

Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).

Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).

Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).

Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).

Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).

Итак, сделаем первый вывод.

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)

Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

Каковы временные рамки эпизода? (около часа)

Повествование ведется от 1 лица (внука)

С каким чувством внук говорит о бабушке? Прочитайте. (третий абзац).

Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).

Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).

Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).

Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).

Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… потеря родных…)

Как зовут бабушку? (Ионовна)

По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.

Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)

- «Была у меня девочка…», - говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)

Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)

Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)

Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)

Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).

Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)

Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).

А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

Зачем? (достоверный речевой портрет).

Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)

«Истово» - короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.

Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

Физкультминутка . (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).

Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу .

Общий вывод : действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.

Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».

(музыкальное сопровождение).

Я тебя часто вижу во сне

Такой дорогой, безмолвной, смиренной.

Ты слегка улыбаешься мне,

Освобождая от горестей бренных.

Я с тоскою гляжу на тебя,

Вижу темные впалые веки,

Тереблю твои руки любя,

Хочу образ запомнить на веки.

Медный крест у тебя на груди…

И белесых волос уже мало.

Лучшей бабушки мне не найти!

Жаль, при жизни тебе не сказала…

  1. Социализация

Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.

Нравственные заповеди:

«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.

  1. Люби и охраняй родную природу.
  2. Люби родных своих. Составь родословную.
  3. Почитай старших.
  4. Знай историю села, страны.
  5. Береги родную речь.
  6. Храни национальные традиции.
  7. Читай русскую литературу.
  1. Рефлексия.

Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».

Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.

  1. Домашнее задание.
  1. Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
  1. Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».

Лоскутное одеяло

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.

Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.

Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.

Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:

Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?

Про синий косячок.

Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца - майский луг, да и только! Распускают другую - и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи... Или про то не сказывала?

Про колокольцы уже было,- вспоминаю я.

А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда - в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.

Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.

Кой тебе Зимний! - взмаливается бабушка. - Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.- И уже спокойным, добрым голосом продолжает: - А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел - белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли... Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.

Это штык такой?- ликующе млею я.

Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.

Я молча мечтательно киваю.

Нуте... Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик...- Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.

И что?- тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.- А бабушк?

Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.

Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.

Была у меня девочка,- еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:- Спи, угоманивай-ся. Завтра еще чего вспомним...

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.
Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы. И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля. Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола. Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг. Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.
Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:
- Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?
- Про синий косячок.
. - Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами. А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца - майский луг, да и только! Распускают другую - и того краше. Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи. . . Или про то не сказывала?
- Про колокольцы уже было,- вспоминаю я.
- А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли. Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах. Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда - в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать. Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.
Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
- Кой тебе Зимний! - взмаливается бабушка. - Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану. - И уже спокойным, добрым голосом продолжает: - А так много повидал разного. Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел - белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли. . . Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке. А еще солдатский башлык.
- Это штык такой?- ликующе млею я.
- Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают.

"Связь поколений" -Чтобы душа не оскудела…

по рассказу Е. Носова "Лоскутное одеяло"

урок литературы в 6классе

Цель урока: формированиеу учащихсяценностного отношения кблизким людям, к истории страны и национальным святыням(традиции, ремесла, родная речь), родной природе;

Форма проведения: урок - исследование

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Эпиграф: «Рассказы Носова - это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).

2. На листах напечатаны высказывания:

-«После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души». (А. И. Солженицын)

-«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». (Д.С. Лихачев)

-«Малая родина - это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

3. На доске драпировка - лоскутное одеяло.

5. Коллаж «Бабушка».

6. Музыкальное сопровождение.

7. Портрет Е. Носова.

8. Лексика:

- печурка - углубление впечке для просушки обуви, вещей;

Вязёнка - пуховой платок;

- застя - заслонив;

- наперво - сначала;

- рушник - полотенце.

9. Творчески оформленная родословная учеников.

Х О Д У Р О К А:

I . Интригующее начало урока.

Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего началась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает выражение «малая родина»?

А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина - это окоём нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

Окоем- Пространство, котороеможно окинуть взглядом, горизонт. Разгораясь по всему окоему, мерцало дымное зарево. А.Н. Толстой.

II . Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один-единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в эпиграф к уроку: «Рассказы Носова - это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

III . Решение проблемы. Исследование.

Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…)

Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья - треугольнички, сшитые между собой)

Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

Предлагаю вам помечтать. (Звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное оделяло).

(Продолжает звучать музыка)

Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый - солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый - поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»)

Какой человек сможет увидеть краски земли? (любящий природу)

Чтение учеником стихотворения Рыленкова «Все в тающей дымке…»(дифференцированное домашнее задание).

Итак, сделаем первый вывод .

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись:

Лоскутное одеяло - это…образ земли

- Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

Каковы временные рамки эпизода? (пред сном-переход в иное состояние)

Повествование ведется от чьего лица (внука)

С каким чувством внук говорит о бабушке? Зачитайте. (Третий абзац)

Вы заметили, что невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики - члены этой семьи)

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание)

Итак, второй вывод . Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений)

(На доске появляется запись:

Лоскутное одеяло-это символ дружной семьи,родословной, связи поколений

Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга)

- Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история)

Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… Потеря родных…)

Как зовут бабушку? (Варвара Ионовна)-библейский персонаж-Иона

По отчеству можно предположить, что она из семьи священника - история таких людей скорей всего трагична.

Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не примечательный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)Почему она гладит этот лоскутик?

-«Была у меня девочка…», - говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (истории семьи, познание жизни, историястраны)

Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летопись истории, книга времен)

(На доске: Лоскутное одеяло-это летопись истории, книга времен

-Зачитайте начала рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки).

Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

1.-Найдите описание комнаты бабушки. Какими эпитетами пользуется автор? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).-терем, волшебный

Как готовит себя бабушка ко сну? (Шепчет молитву «перед Николой»).

Как вы думаете, бабушка для себя благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

За чем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «щепотью» в сторону внука? (Забота привычная и постоянная).

Зачитайте глаголы.

Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? (Бабушка хлопочет, она хранительница домашнего очага, все домашние дела на ее плечах).

3.-А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

- Зачем? (Достоверный речевой портрет).

Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

Какие слова оценочного характера употребляет автор-наречия? («сноровно», «истово»)

«Истово» - короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил - то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное - живет по христианским заветам!), и с внуком о сокровенном - давнем - поговорит.

Что главное сейчас в жизни бабушки-все, что впитала в себя за долгую трудную жизнь душабабушки, все накопленныедушевные богатства-все передать внуку, чтобы не прерывалась связь поколений, чтобы и он когда-то так же истово за свою семью стоял.

- Итак, четвертый вывод : лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

(На доске:

Физкультминутка. (Оськина Е..)

Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

И все же в лоскутном одеяле - история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу.

Общий вывод: действительно рассказ Е.Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность…струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

IV .Социализация.

Ребята, вы богаты. У вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»

Убабушки история семьи запечатлена в каждом лоскутике, а во многих семьях истории семьи хранят старые вещи. Чтоб душа не оскудела, именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь. Покажите нам, ребята, итоги ваших исследований, итоги задушевных разговоров со своими родными..

V .Рефлексия.

Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е.Носова «лоскутное оделяло»?

Совпадает ли ваш ответ с теми выводами, которые мы с вами сделали сегодня..

Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

Я желаю вам, чтобы ваша душа никогда не оскудела.

Звучит запись песни «Бабушка» в исполнении группы «Любэ».

VI .Домашнее задание.

Написать сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».