Расширение диапазона голоса. Упражнения для развития диапазона и силы голоса

Слушатель не до лж ен замечать вашего предела голосового диа па зона. Тут нужно научиться пользоваться приёмом голосовых от тя жек. Т.е. повышая слово или строку, де ла ть понижение в начале следующей строки, с тем чтобы повысить уд ар ное слово в последующей мысли. П от ом опять понизить немного голос, чтоб далее иметь возможность его п ов ысить. Шагайте по лесенке: два шага - вверх, шаг - вниз, два - вверх, шаг - вниз… Подкрепляйте при об ретаемый навык пользования диапазоном - тренировкой голосовой силы.

Упражнение "народный шквал"

Почувствуйте необходимость постепенности и всевозможных градаций силы звука в произнесении этого текста:

Всё бл иже, всё громче
Рокочущий шум:
Трум-ту-ту-тум! Трум-ту-ту-тум!
Сильней всё то тут барабан бьёт, то там:
Трам-та-та-там! Трам-та-та-там!
Трепещут враги. Задрожали враги.
Народ наступает. Сдавайся! Беги!
Народного гнева бушующий шквал
Поднялся, обрушился!
Враг злобный пал.


При усилении слегка повышайте голос. Стремитесь, чтоб при повышении не было больших интервалов. Т.к. слишком высокие и слишком низкие звуки слабо пригодны для усиления. Попробуйте это проверить. Усильте голос на слишком высокой ноте - сразу пустите петуха. Нужно выработать способность ощущать, какие тона грудного и головного регистров, способны к усилению. Усиливая, повышайте голос до самого высокого тона, способного звучать с силой на слове "поднялся". Слово "обрушился" опустите вниз. При этом голос по прежнему звучит с силой.

Тренируйте громкое звучание для укрепления дыхания. Когда от диктора требуют "громче" - не следует переходить на крик. Вспомните об опоре, о мышечной свободе голосового аппарата, о движении голоса вниз и вверх. За счёт активизации дыхания придайте речи большую звучность. На сигнал "громче" реагировать должна диафрагма, активнее подпереть звук, а не глотка, где сразу же произойдёт зажим, и речь перейдёт на крик.

Голос - очень индивидуальная "вещь". У одних он крепок от природы, у других очень капризен. Весь голосовой аппарат очень чувствителен к перегрузкам, охлаждению, к неумелому пользованию в сложных условиях. Нельзя диктору после активной работы сразу же выходить на холодный воздух, и идти, громко, возбуждённо разговаривая с кем-либо, особенно в сырую погоду. Холодный воздух будет попадать на слизистую оболочку голосовых связок, что приведёт к простуде.

Плохо переутомлять голос слишком большой работой. Алкоголь расширяет кровеносные сосуды и нарушает функцию желёз слизистой оболочки. Изменяется тембр. Голос понижается, начинает хрипеть и становится менее выносливым. На голос отрицательно влияет и никотин. Он вызывает спазмы гладкой мускулатуры бронхов и трахеи, и нарушает процесс дыхания. У курящих дикторов возникает сухой кашель, что травмирует голосовые связки. Они теряют свою эластичность, появляются сипота, исчезает мягкость звучания, лёгкость.

Интересно то, что голос очень связан с процессами, которые происходят в организме. На его тембр отражаются болезни желудка и сердца. Сказываются нервно-психические травмы. От нервного потрясения, от переживания, страха, голос начинает срываться, иногда перестаёт звучать или теряет чистоту, выносливость, интонационную подвижность. Необходимо закаливать нервную систему, чтобы во время чтения ничто не могло нарушить психическое равновесие диктора. Носоглотку закаливают полосканием её холодной водой, с постепенные понижением температуры от 20 до 12-10 градусов тепла. Перед эфиром рекомендуется выпить тёплого чая.

Однако, самая лучшая профилактика - это каждодневная голосовая зарядка. Она должна состоять из упражнений на дыхание, упражнений, приводящих голосовой аппарат в свободное состояние, активизирующих работу диафрагмы, укрепляющих опору. Разогревая голос, диктор не только тонизирует мышцы речевого аппарата, но и приводит к психофизиологической настройке весь организм. И, таким образом, настраивает себя на радостный, творческий акт общения с аудиторией. Только так можно научиться говорить красиво и развить речь!

Хочу петь ниже. Как развить диапазон вниз?

Если Вас интересует информация на данную тему, то задавать свой вопрос нужно в этой категории.


Задать вопрос


Вот уже несколько месяцев меня беспокоит вопрос овладевания нижней тесситурой. Мне 25 лет, профессионально вокалом занимаюсь около 10 лет. Пела очень много на верхней тесситуре, но и середина неплохо выработалась. От природы сопрановый голос, но... Три месяца назад с помощью опускания гортани, и различных упражнений на эту тему вдруг начала брать неожиданно низкие для себя ноты, в результате чего фа и соль стали звучать свободно в малой октаве, а ми и ми бемоль точечно. Но поехал верх, в том числе и интонационно, и стал слишком орущим. Помолчала неделю, вернулся верх, но исчез низ. Скажите, что в таких ситуациях делать, и как найти компромисс, не изуродовав ни голос сам, ни диапазон, ни аппарат. Диапазон от соль малой до си третьей. Дарья 26.11.2017 02:15

Ваш вопрос достаточно «стандартный». В том смысле, что я уже отвечала некоторым именно на эту тему и именно в данной рубрике. Все дело в так называемом «механизме звукоизвлечения».

Вы пишете, что голос сопрановый от природы. Усомнюсь, поскольку от природы не бывает того или иного вида голоса, это вырабатывается вокальным воспитанием. Вас учили и «вели» как сопрано, соответственно, выработался стойкий аттрактор на определенный механизм звукоизвлечения, который, как раз, и является превалирующим в типе сопрано. Это так называемые «тонкие связки». Соответственно, у этого механизма есть и определенный диапазон его работы. И Ваш диапазон как раз укладывается практически в канонический для данного типа голоса и вида звукоизвлечения (механизма) интервал – Соль малой-Си третьей.

Сложности с низкой тесситурой возникают оттого, что низкие ноты требуют иного механизма звукоизвлечения. В классике не зря существует деление женских голосов на типы, и самый низкий из них – контральто. Причем, контральто тоже поют «тонкими связками», но в силу строения вокальных органов певиц-контральто этот механизм распространяется ниже, чем он же для певицы-сопрано. Зато сопрановые верха контральто петь не могут.

Словом, все обусловлено физиологией.

Поэтому тут важно понимать, что именно Вы хотите петь? Если Вы хотите получить низы для того, чтобы петь «как контральто» классические вокальные произведения, то это вряд ли возможно. Для сопрано написано одно, а для контральто другое, и это не зря… Один и тот же механизм звукоизвлечения, но ноты разные, поскольку разное строение, размеры вокальных органов…

Другое дело, если Вы задумываетесь о пении современных неклассических произведений. Назовем их «эстрадой», хотя это слишком обобщающее понятие. Если так, то нужно уходить от аттрактора «тонких связок», осваивать иной механизм звукоизвлечения, который как раз превалирует в женских голосах на «эстраде». И этим механизмом («толстые связки») можно петь много ниже, вплоть до середины или начала большой октавы (хотя тут тоже зависит от строения органов, для каждой вокалистки рабочий диапазон все равно будет своим).

Стараясь манипулировать гортанью, Вы ни как не меняете сам механизм, поэтому удается опуститься на тон, иногда на полтора, но это предел, не меняя механизма, Вы ниже не опуститесь, такова физиология голоса, увы…

К сожалению, изменить аттрактор довольно сложно. Это практически - переучиться. Не буду обманывать, говорить, что все запросто. Нет, не запросто, хотя и возможно. И, конечно, в первую очередь решить, какой же репертуар Вам нужен. Только после этого принимать решение о том, стоит ли это делать.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Занимаюсь эстрадным вокалом уже около 4 лет (мне 20). Диапазон от Ре малой октавы до Ля-Сиb 1 октавы, если не брать во внимание фальцет. Проблема в том, что на протяжении всех моих занятий, педагоги у меня оказывались сопрано и особо не уделяли внимание низким нотам, их тембральным краскам и тому подобному. В момент, когда я поняла, что у меня начали пропадать низы, я начала отдельно ими заниматься. Просто мне кажется, что для хорошего альта потерять Ре малой октавы гораздо страшнее, чем не взять Фа второй. Подскажите, пожалуйста, упражнения для именно низких нот. Так как в принципе они есть, они звучат, но они либо слишком грубые, можно спутать с мужским звуком, либо чересчур мягкие, и теряется этот, я бы сказала, хрип (если его можно так назвать), и мягким звуком с трудом берутся низы. Нота Ми малой октавы берется, нота Миb и Ре уже с трудом, но зато полным голосом Ми, Миb и Ре малой октавы берутся спокойно и без напряга абсолютно. Что с этим делать? Валерия 30.10.2017 03:05

Основной ответ на Ваш собственный вопрос Вы уже дали сами. Вот он: «…полным голосом Ми, Миb и Ре малой октавы берутся спокойно и без напряга абсолютно.» То есть, Вы хотите уметь петь низкие ноты НЕ ПОЛНЫМ ГОЛОСОМ . Но это, увы, невозможно, потому что вокальный аппарат человека просто не позволит этого сделать.

Вот Вы пишете, что «педагоги у меня оказывались сопрано и особо не уделяли внимание низким нотам» . Я несколько по иному «переведу» или «расшифрую» эту фразу – педагоги имели высокий тип женского голоса, но, самое главное, ОНИ ИМЕЛИ КЛАССИЧЕСКУЮ МАНЕРУ звукоизвлечения, чему, собственно, до сих пор продолжают учить «эстрадников» не только частным образом, но и в учебных заведениях у нас в России.

И это является очень большой ошибкой, увы… Мы говорим «эстрада», что по этим понимая? Какой конкретно вокальный стиль? Рок-музыка относится к эстраде? А соул или r’n’b? Эстрадное пение – это какое? Конкретно?

Я не знаю Ваших вкусов, Вы о них не пишете.

Например, взять хотя бы ту же Пугачеву (столп советской и российской эстрады). Она что, поет низкие звуки «не полным голосом»? Ладно, Пугачева уже устарела, кого-нибудь другого, например, Наргиз Закирову. И тот же вопрос… Можно привести массу примеров, только стОит ли… Думаю, Вы понимаете.

При всем при том ни та, ни другая приведенная в пример «звезда» не поет, как сопрано, не только внизу, но и в середине диапазона. И даже на верхах это по-прежнему ПОЛНЫЙ ГОЛОС . Он становится беднее, чем на низах, это связано с физикой звука и биомеханикой вокальных органов, но он не становится от этого «неполным».

Это моя фантазия, возможно, но на мой взгляд (Вы пишете: «…когда я поняла, что у меня начали пропадать низы…» ) низы начали пропадать, когда Вы стали пытаться петь современный вокальный репертуар, который не давали Вам преподаватели. Ну так его и невозможно петь той манерой, которая принята для понятия «сопрано». Сама МАНЕРА пения должна быть иной. В это слово вкладывается понимание механизма создания звука.

Вас, скорее всего, учили петь, как учат петь в опере (женской). Это не важно, что делали такое педагоги, называющие себя «эстрадными». Их самих учили именно так, соответственно они и передают впитанную информацию другим. Назваться-то можно как угодно…

В современных стилях вокала основой является как раз полный голос. Правда, это приводит к сложности с верхами… Да, увы. Но есть и способы преодоления такой проблемы. Женщине совсем не обязательно петь «тонким звуком» (который как раз ниже обозначенных нот и не идет), скорее в современном женском вокале используется иная манера звукоизвлечения.

Так что советовать упражнения для развития вниз того, что вниз все равно не опустится, бессмысленно. Нужно менять сам тип создания звука. Можно попытаться на маленькой лодочке выйти в открытый океан, но надолго ли…


Вам помогла эта информация? Да Нет

Я бас, но нижний диапазон к 18 годам не окончательно сформировался. Можно ли как-то безвредно помочь ему в развитии? Владислав 13.02.2017 15:09

Здесь нет ничего удивительного. 18 лет - это еще достаточно молодой возраст, чтобы в нем уже окончательно сформировался мужской голос. Прекращение пубертатного периода - это еще далеко не все.

Мне, по крайней мере, неизвестны знаменитые басы, которым бы было 18 лет... Просто Вы слишком рано хотите получить тот голос, который можно было бы назвать полноценным певческим басом. Терпение, занятия... Думаю, реальный бас сформируется годам к 24-м, хотя это тоже достаточно индивидуально все, ни кто не может ничего гарантировать, кроме Господа Бога...


Вам помогла эта информация? Да Нет

Я занимаюсь вокалом с преподавателем академ.вокалом около 4 с половиной месяцев. Я альт, голос достаточно низкий, но диапазон 3 с половиной октавы, и высокие ноты беру очень хорошо. Проблема в том, что преподавательница делает упор именно на развитие головного регистра и все, то есть на занятии с грудным регистром мы работаем совсем чуть-чуть, только распеваемся, да и то не доходя до предела моей нижней границы. Все песни, которые мы поем, идут строго в головном регистре и все. Но я хочу развивать и грудной регистр в том числе. На мои просьбы об упражнениях именно на грудной регистр, мне говорят «а зачем тебе петь низко» и «у тебя не звучит голос». Права ли преподавательница или мне стоит сменить учителя? Оксана 12.03.2016 03:46

Вы не указали свой возраст, это обязательное требование. Отвечу в порядке исключения.

Вы не сообщили, также, о том, что вы хотите петь, какой репертуар? Если речь идет о современных песнях, а не классических ариях и романсах – меняйте преподавателя.

Классик и будет тянуть вас в «головной регистр», то есть на тонкие связки. Женщины в классических вокальных жанрах поют именно таким методом.

Так что нужно понимать, что преподаватель-академистка вряд ли научит тому звучанию, которое вы хотите получить. Собственно, по вопросу уже понятно, что вы хотите…

Думайте, решайте…


Вам помогла эта информация? Да Нет

Добрый день, дельные ответы даете, надеюсь, и мне повезет. Вокалом занимаюсь уже около года, хотя в этом деле новичок. Ситуация такая: хочу, чтоб голос стал более низким (сейчас он какой-то мягкий), хочу развить «благородный» хрип в голосе. Такой, знаете, по типу штробаса. И чтоб тембр изменился в эту сторону в повседневной жизни, а не только, когда специально используешь такую технику в песнях. Ну и, собственно, вопрос: возможно ли изменить свой тембр в возрасте 22 лет, какие упражнения (тут, если можно, поподробнее) необходимо делать, как часто? Дмитрий 01.12.2015 21:24

То есть, ваш вопрос сводится к двум другим – получится ли у меня в 22 года петь так, как поют уже «пожилые» (ну, извините, сравнение такое) мужики? Да еще чтоб и с хрипотцой… Как Рэй Чарльз, например… Это уже от себя добавила, конечно.

Первый вопрос всецело замещается вторым. Получив возможность создавать «благородную хрипотцу» в голосе, вы не станете желать петь ниже. По крайней мере – сразу.

Сделать это можно, но писать здесь об упражнениях… Вы же должны понимать, не ребенок, все же, что упражнения, тем более ОПИСЫВАЕМЫЕ на словах – целая книга…

Нужно смотреть в сторону управления ложными связками. Именно их «включение» в вокальный процесс дает «хрипотцу». Но легко перебрать с этим делом, не умея пользоваться…

Так что ответ – да. Но придется этому научиться.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 22. Пою давно, распеваю и грудной, и головной регистры. Крайняя нота грудного внизу – Ми (иногда Ре, но уже еле-еле звучащая) малой октавы. Хотелось бы развить диапазон вниз. Как именно это можно сделать, и как правильно это делать?) Элиза 26.11.2015 16:36

Вы не прислали свой пример, что очень жалко… Дело в том, что все зависит от того, ЧТО и КАК вы поете. Вот судя по описанию и по сообщенным нотам – вы поете той манерой, которую называют «классической», то есть на «тонких» связках.

Да, в градации женского голоса (с классической точки зрения) один и тот же механизм производства звука может иметь регистровые отличия. Но, тем не менее, «грудные тоны» женского КЛАССИЧЕСКОГО вокала совершенно не похожи на «грудной голос» женского, опять же, но другого вокала. Допустим, народного…

Вся современная песня пошла именно из народного голоса, не только в России, мы, как раз, только «догоняем»… А девушкам, пришедшим учиться, зачастую сообщают, что подобный голос, подобное звучание – это «на связках», и так петь нельзя…

Повторяю, вы не предоставили информации об уже ВОСПИТАННЫХ чертах вашего голоса, поэтому я не могу дать каких-то конкретных советов. Сайт сделан для тех, кто практикует современный вокал, пошедший именно из голоса (звучания) народного.

Если вы поете в классической манере, если ваши педагоги стремились к тому, чтобы сделать ваш голос «воздушным и легким», если вам запрещали «петь на связках», то ответ один – НИКАК .

Механизм создания звука, тонкие связки, препятствует возможности «уйти ниже», это физиология работы наших вокальных органов. Чтобы петь ниже – нужно поменять ВЗГЛЯД на вокал, и обучить голос работе в другом качестве, с использованием другого механизма звукоизвлечения.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Вопрос связан не с расширением диапазона, а улучшением его звучания. Мне 20 лет, в возрасте 15-16 лет занималась академическим вокалом, на распевках дотягиваясь до Соль третьей октавы. После долгого перерыва пошла на эстрадный вокал, и сейчас нижняя граница - Соль малой октавы (раньше ниже До первой я не могла петь вообще). Однако весь грудной регистр (малая и вся первая октава) звучат отвратительно, в «разговорной позиции» голос скрипит, нижние ноты тяжелые и некрасивые, в целом на пение это мало похоже. При этом верхние ноты на головном регистре звучат по-прежнему легко и звонко, но на распевках с преподавателем мы до них даже не доходим. Возможно ли это из-за того, что я не умею петь в разговорной позиции, и с практикой нижний регистр станет лучше? Или тембр так и останется вялым и скрипучим? Может, стоило бы продолжать заниматься академическим вокалом, развивая верхний регистр, чем пытаться «перестроиться» и петь грудным голосом? Лина 02.09.2015 17:37

В данном случае четко прослеживается то, что называется чувством эстетики звука. Вам не нравится звучание своего голоса. Причем не нравится именно в нижнем участке диапазона, в верхнем все иначе. В первую очередь вы ПРИВЫКЛИ к тому звуку, который слышите на верхах, а во-вторых вы испытываете определенные трудности с нижней частью диапазона, потому что раньше никогда не пели «толстыми» связками (в «разговорной позиции», как вы пишете).

Отсутствие привычного звучания, сложности технического плана вызывают отторжение, нежелание продолжать. Я не пророк и не могу ответить, станет ли нижний регистр звучать лучше, это зависит от вас и вашего педагога. Но могу сказать точно одно - если не освоить «разговорную позицию», полновесный тембр, то в эстраде делать нечего.

Эстрадные песни, спетые «по-академически», слушаются «вне стиля» (см. ). Продолжать ли заниматься эстрадным вокалом или вернуться к академическому - выбор за вами.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 21 год. Моя самая низкая нота на speech фа большой. На fry распеваюсь до до контр. Постепенно развивается громкость, верхняя половина контр звучит достаточно громко с twang (с тембром fry). Переход на тонкие связки - си малой. Возможно ли научиться брать хотя бы верхнюю половину контр ТЕМБРОМ speech? Виталий 12.05.2015 13:29

Это вопрос из разряда «предскажите будущее». Но гадать – дело бесполезное. Может и получится, может и нет. Если целенаправленно работать, сдвиги будут, но как можно узнать заранее, где предел этих сдвигов?

И что-то вы в одну кучу свалили twang, fry, понятие «тембра»… Громкость не обязательно бывает с вокальностью twang, и без нее (него) развить громкость вполне можно. Не ставьте знак равенства между громкостью и твангом!

Точно так же не ставьте знак равенства между твангом и fry. Fry (или штробас) – это расслабленные связки, непериодические вибрации. Twang – третья форманта, продукт резонанса надсвязочной полости гортани. Это СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ВЕЩИ !

Да и вы пишете о верхней половине (тетрахорде) контроктавы, используя термин speech, то есть речевой голос. Если вы не можете говорить столь низко, то как может голос быть «речевым»?

Вокальность speech предполагает состояние смыкания связок в «толстом» виде, это так, но для получения все более низких звуков одних толстых связок мало. Гортань-то тоже двигаться должна! Так что ниже звук – ниже гортань. И дальше все зависит от тренировки и от ваших природных возможностей (мне же неизвестно, каков тип голоса, как устроен ваш вокальный аппарат и т.д.).


Вам помогла эта информация? Да Нет

Занимаюсь эстрадным вокалом с педагогом второй год. Диапазон от Фа-Фа# малой октавы до Фа второй октавы (некрасивым визгом достаю до До третьей октавы, дальше не смыкаются связки). Очень хочу сделать красивыми, вокальными ноты до До третьей октавы и развить диапазон вниз хотя бы до Ре малой октавы (в идеале до Си большой). К педагогу обращалась, она говорит, что нет смысла, и лучше работать над тем, что есть (не конкретно мне нет смысла, а вообще). Но я хочу петь песни, рассчитанные на большой диапазон, две октавы, мне кажется, очень мало. И еще, у меня ларингит (узлы на связках), на вокал уже не влияет (раньше была хрипотца, сейчас слышно только в речи). 17 лет. Валентина 03.11.2014 15:04

Ну а чего вы хотите для 17 лет? У вас пока не может быть голоса 30-летней женщины. Ваши Фа-Фа# малой октавы вполне обычные ноты внизу.

А почему вы ничего не пишете, что при подъеме голоса он где-то «переключается»? Ориентировочно в районе Си1 - Ре2 октавы? Или будете утверждать, что у вас он нигде из одного регистра в другой не переходит? Ларингит, кстати, это не узлы на связках, это хроническое воспаление гортани.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 15 лет. Голос от соль-ля второй, до ми малой. Хотелось бы еще ниже. Есть ли шанс, что голос еще понизится, или переходный возраст для женского голоса уже закончен? Джесс. 27.09.2014 17:10

Обязательно понизится. Но и петь нужно в соответствующей манере, а не на «тонких связках».


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 20 лет. Мой диапазон от сольМ до соль 2, можно ли еще развить низы? Если брать фаМ то возникают не очень приятные ощущения в голосовых связках. Лиза 28.06.2014 12:27

Вы просто поете на тонких связках. Или, как выражаются часто, фальцетом (хоть это и неправильное название). Вот как раз и укладывается в приведенный диапазон ваш «второй этаж» голоса. Когда научитесь петь голосом ПОЛНЫМ – низы придут сами.

Фа малой октавы находится уже за пределами регистра, называемого «верхним», но при пении этой ноты вы не меняете механизм работы связок (просто с детства привыкли петь только так, а не иначе). В результате возникает несоответствие режима и высоты звука, а это и приводит к неприятным ощущениям, перенапряжению.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Просматривая вопросы людей, натыкаюсь на факт, что большинство (я бы даже сказал все) парней могут доставать до нот большой октавы. Но я не наблюдаю этого у себя, и у меня сразу возникает вопрос: "Почему??" Мне почти 17, диапазон Фа-диез малой -- Фа-диез второй.. Иногда Соль... То есть спеть Ре-диез, Ми второй октавы большого труда не составляет. Но вот нижние ноты!.. При пении Соль малой - это предел... Можете подсказать, пожалуйста, считать ли это проблемой или нет? Может подскажете, как расширить вниз свой диапазон? Учился с 9-ти лет года 4, потом ломка, и вот сейчас прошёл ровно год, как я продолжил занимался вокалом, близким к академическому, а сейчас и эстрадным. Но я чётко различаю, поэтому беру низы нежно и довольно тихо. Разговорная речь на До. Надеюсь, этого хватит... Никита 10.01.2014 01:48

Хорошо бы еще, Никита, если бы вы просматривали не только вопросы, но и мои ответы на них. Вы прислали достаточно информации, чтобы я могла сказать, что у вас просто еще не закончилась ломка голоса. Она может продолжаться долго, если вам почти 17, это вовсе не значит, что она прекратилась. Голос еще будет опускаться.

Пока у вас возможности женского голоса - Фа-Соль второй октавы. Поэтому и внизу вы поете достаточно высоко. Когда гортань окончательно изменится, голос опустится минимум на октаву, вы даже Фа первой споете с трудом (если тип голоса будет - тенор).

Поэтому ничего пока делать не надо, лучше привыкать петь верхние ноты, чтобы не растерять их при росте гортани, низы никуда не денутся, появятся сами собой, а вот верхи... Так что вам лучше смотреть в другую сторону, чем вы смотрите сейчас.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Подскажите, пожалуйста! У меня голос контральто! В процессе обучения возникает много вопросов, на которые я не получаю ответы! И вот волнующий меня вопрос! Когда мой голос стал педагог вести в регистр 2 октавы, то есть до ноты Ми, то мой голос стал выше! Вопрос - низа я не потеряю? Так как я беру Ре малой октавы! Как правильно развивать регистры у контральто? Елена 18.12.2013 00:48

Да в общем-то так же, как и другие голоса. Голос ваш стал чуть выше вероятно потому, что высокой тесситурой увлеклись и забыли про низы. А про них забывать нельзя. Распевки делать НА ВСЕМ ДОСТУПНОМ ДИАПАЗОНЕ , а не только от середины к верху. И репертуар подбирать нужно такой, где есть как верх, так и низ. В противном случае со временем низы и в самом деле могут потеряться.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 15, раньше в хоре пела (сопрано), теперь буду с преподавателем заниматься. С верхними нотами до третьей октавы все в полном порядке, но вот с Ми первой октавы и ниже полный ноль. Ну то есть я более-менее взять могу, просто получается глухо, в себя как-то. Посоветуйте что-нибудь, если не трудно. Надя 04.12.2013 21:22

Посоветовать-то не трудно. Вы создаете звуки в головном регистре своего голоса (на тонких связках, если выражаться по-другому). Так, как привыкли петь детским голосом. Может быть, у вас и процессы перестройки гортани ("ломка") пока еще не закончились. Я этого знать не могу, не услышав вас.

Однако то описание, которое вы даете, свидетельствует почти на 100% о пении в головном регистре. А он и будет ниже Ми-Ре первой октавы звучать глухо, потому что там уже нужно петь грудным регистром. Вот и все, что вам нужно, чтобы получались сочно низкие ноты.

Как скоро вы этому научитесь, не знаю, возраст у вас еще пока такой, что что-то предполагать сложно. Надеюсь, педагог вам поможет "включить", а потом и развить регистр нижний, грудной.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 20 лет, вокалом не занимался, ну почти не занимался. Посещал преподавателя около месяца, но потом забросил (расписание не позволяло). После первого занятия преподавательница сразу сказала мне о том, что голос низкий и станет еще ниже. Меня это сильно смутило, поскольку всегда обладал лёгким голосом. Моя самая низкая нота - это До малой октавы, но выше Ми первой очень сложно петь, чувствуется очень сильное напряжение по всему телу, хотя год назад я спокойно пел до Соль первой. Так вот, смирившись с относительно низким голосом, мне захотелось петь ниже. Но ниже Си большой так и не смог опуститься. Утром без разминки могу петь Ля большой, но уже после 10 минут упражнений она просто теряется. В августе наконец-то вернулась Соль первой, но она берется почти криком. Не могли бы вы подсказать, что с моим голом? Ведь для баритона Си большой это не слишком низко, а Ми первой не слишком высоко... Я понимаю, что без записи это почти невозможно понять, но у меня просто нет элементарной возможности сейчас что-то записать. И еще, буквально 2 месяца назад мой разговорный диапазон стал ВЫШЕ. Когда я стараюсь говорить громче, чувствуется напряжение в гортани, иногда просто пропадает грудное резонирование, говорю буквально на связках. Дмитрий 28.09.2013 20:18

Дмитрий, похоже, статью «Пение «на горле», «на зажиме». Как это выглядит? И насколько реальное звучание может отличаться от его «словесного» портрета» , которая есть на сайте, вы не читали… А ведь в ней есть все ответы на ваши вопросы. Ну и в связанных с ней ссылками.

Читайте.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 17 лет, диапазон Си бемоль контроктавы и Си бемоль - Си первой октавы, низы звучат басово и с обертонами, недавно научился петь и выше и заметил, что там голос тоже звучит очень уверенно и с обертонами. Так какой у меня голос (самоучка)? Чингис 07.09.2013 18:33

Откуда я знаю? Я же вас не слышала. Пришлите запись, тогда смогу сказать. Тип голоса не измеряется «линейкой».


Вам помогла эта информация? Да Нет

Такая проблема - мне 20 лет, не могу нормально петь ниже СольМ. Объясняю.. Эта нота, как бы «стандартная», на ней гортань, судя по всему, настроена. Так вот, если петь ниже, то голос мин. за 10-15 устает, в зависимости от плотности звука, можно более менее еще попеть таким, субтоновым звуком, но он тоже оказывает действие и голос/горло устают. Петь так могу вплоть до, ну, где-то РеМ, ДоМ цеплять. Если сесть на горло и «басить» то ЛяБ - край. Но таким басовитым звуком петь… Голосу приходит хана уже через 5 мин. Переход у меня ре#1-ми1. Т.е. голос, как бы, баритон и окрас имеет мужской, не женоподобный, как у многих теноров, но низов нет (Дальше. Микст и выход в головной, все более менее плавно, край - Ми2, ну если совсем пищать, то Соль2, но то уже бестолковщина. В общем СольМ - Ми2 могу хоть петь, хоть выть, хоть орать во все горло, сколько влезет, могу, даже поджимая горло. Что можете сказать по моему случаю? Смириться или есть шансы? Роман 15.06.2013 11:54

Очень странно услышать, что речевой регистр может распространяться всего лишь от СольМ до Ре1. Я предполагаю, что проблема заключается в звукоизвлечении, в технических особенностях. Скажите, а разговаривать низко вы можете? На уровне начала малой октавы? Или, точнее. В каких примерно нотах, на какой высоте происходит спокойная речь?

Чтобы что-то внятное сказать по поводу ваших вопросов, мне нужно обязательно услышать, как вы поете от До1 вниз, через СольМ к ДоМ (лучше гамму), а также восходящую гамму от СольМ (или ЛяМ) вверх к До2 или выше, как получится. Вот эти два примера помогут понять, верно ли вы вообще извлекаете звук. Если да, то проблема может быть физиологическая, то есть медицинская, а если нет… То по крайней мере смогу подсказать, в чем ошибаетесь.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Здравствуйте, мне 20 лет. Мой диапазон от ЛЯ большой до ФА ДИЕЗ первой (грудной голос). На головной выхожу напряженно, но не очень. Очень люблю петь вверху, в области тенора, но частенько и внизу охота попеть. У меня такой вопрос: обычно я без особых проблем беру СОЛЬ, ЛЯ и даже ФА большой октавы, но при длительном пении на верхних нотах около двух тонов внизу как бы пропадают. До СОЛЬ большой вообще не добраться, а ЛЯ и СИ большой звучат очень слабо. В общем, низы теряются, слабеют. Нормально ли это? Чем это обусловлено? И как это предотвратить? Александр 14.05.2013 14:35

Предотвратить это можно лишь с набором опыта, развивая голос. Видите ли в чем дело, вы сами пишете, что «после длительного пения»… Аппарат привыкает! Реакции мышечные как бы «замораживаются» для исполнения определенного диапазона. Вот почему трудно научиться петь вверху? Потому что вся наша жизнь (речь обычная) высоких нот не требует. Мы очень редко к ним обращаемся. Не все, конечно, но подавляющее большинство людей.

Соответственно, реакции нужно вырабатывать новые, которые забыты напрочь, поскольку есть у всех только в очень раннем детстве. Вокальный аппарат, связки привыкли работать в определенном диапазоне, а тут требуется другой. Как в спорте – пробежать быстрее привычного ОЧЕНЬ трудно, пока не натренируешься.

У вас с низами подобное происходит. Подобное, а не точно соответствующее. Голос привык работать вверху, а вы ему раз – и другую нагрузку! Он сразу перестроиться не готов, еще не достаточно разработан. Поэтому все вокалисты, которые учатся профессионально, обязательно выполняют перед пением ряд разминочных упражнений НА ВСЕМ доступном диапазоне, чтобы мышцы и мозг как бы «вспомнили», как им нужно себя вести и внизу, и вверху.

Я больше чем уверена, что попроси даже вокальную «звезду» после часа пения в высокой тесситуре спеть в гораздо более низкой, без подготовки, сразу – вряд ли споет качественно. Поэтому у всех есть своя тесситура, в которой и написаны характерные для них песни. Ведь вы говорите о КРАЕ грудного регистра. А обычно рабочий диапазон никогда до самого края не доходит, в репертуаре нет крайних нот, поскольку певец понимает, что спеть их хорошо он может не всегда.

Тут подойдет некий образный пример. Помните тину или ряску на поверхности какого-нибудь озерка или болотца? Нужна вода чистая, что мы делаем? Поболтали руками, разогнали с поверхности эту тину, воду набрали. А ряска опять начинает затягивать поверхность, и наша «лужица» чистой воды уменьшается постепенно, пока совсем не затянется.

Примерно то же и с голосом. Болтание руками, разгон тины – это разогрев голоса, распевание. Поем на «чистой воде». Петь прекратили – началось «затягивание», возвращение аппарата к прежним условиям. Чтобы опять петь качественно – надо снова тину разгонять.

А голос профессиональный, разработанный – это практическое отсутствие «ряски», все структуры вокального аппарата уже привыкли, постоянно поддерживается состояние «чистой воды». Абсолюта, естественно, не бывает, но в сравнении – «вода чище».


Вам помогла эта информация? Да Нет

У меня такой вопрос: мне 18 лет, мой диапазон от Ми большой октавы до Ре первой! Но речь пойдёт о низах - Ми звучит колоритно и «мясисто», Ре уже не так уверенно, а на До вообще связки не смыкаются. Очень хотелось бы петь ниже, чем я сейчас могу (хотя бы уверенно брать До). Посоветуйте, что делать? Антон 01.05.2013 01:20

А что вас беспокоит? Ну, голос пока, судя по диапазону, имеет баритональный тип, для 18 лет Ми большой – вполне нормально для низов. Со временем голос еще пониже станет, если упражнять потихоньку, без фанатизма, будете и До петь уверенно. Но, когда будете старше. Пока процессы изменения еще не закончились.

Какие-то специальные упражнения не нужны, да их и нет, простое распевание вниз. Просто молодые люди, вот и вы, в том числе, уверены, почему-то, что если взрослый вокалист, которому 30 лет и больше, может петь низкие ноты, которые не можете пока вы, то дело обязательно в тренировке.

Не только. Дело еще и в работе самого организма. Невозможно сказать, станете ли вы к 25 годам петь До или нет, это зависит от того, насколько изменится ваша гортань, складки, словом, зависит от физиологии в первую очередь, а уже потом от тренинга. Так что мой совет – распевайте голос вниз, но без фанатизма, он сам постепенно сможет брать более низкие ноты, если позволит ТИП голоса.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Хотела бы задать такой вопрос: как научиться доставать низкие ноты? Мне 17 лет. Дело в том, что я совсем не могу петь в малой октаве. Максимум Си малой и то еле-еле, а ниже связки просто не смыкаются, а очень бы хотелось доставать хотя бы до Соль малой. Мой голос - сопрано, точный тип не знаю. Самая высокая нота, взятая мною - Соль 3. Поначалу я думала, что, возможно, у меня колоратурное сопрано. Но колоратуры, как правило, поют очень легким голосочком. А у меня во 2 октаве голос звучит звонко и пронзительно, немного тяжеловато. В 1 октаве же бесцветно звучит. Аlina 02.04.2013 11:27

У вас вполне может быть ТАКОЕ сопрано, что малая октава недостижима. Кроме того, вам пока 17 лет, то есть голос ваш еще не установился окончательно и может стать несколько ниже годам к 20. Если сейчас малая октава не получается совсем, то, возможно, станет возможна к этому возрасту, нужно просто продолжать распевать голос вниз.

Увы, но «низы» в большей степени зависят от природы, чем «верха» (которым нужна техника). Помочь вам пока нечем, только ждать, пока завершится рост гортани.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Почему, когда я долго (около часа) пою низкие ноты, то они начинают пропадать и становится трудно их петь? Оля 30.03.2013 18:58

Потому что голос перенапрягается. Такая тренировка вам на пользу не идет, организм отказывается работать. Час – это много. Все вокальное занятие должно проходить не более часа, а за это время тренировать нужно весь диапазон, а не только низкие ноты. Да и не пишете вы, что значит «низкие»? Какие именно?


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 18 лет. Эстрадным вокалом (профессионально) занимаюсь 4-й год. В начале обучения не пела даже До первой октавы, постепенно, диапазон стал расширяться, и через 2 года я стала петь Ля малой. И вот сейчас я бьюсь, не могу никак опуститься хотя бы до крепкой Соль малой. Теоретически все понимаю - тело должно быть свободным, никаких зажимов, опора крепкая... И все равно, голос звучит сдавленно и некрасиво. Может, посоветуете какие-нибудь упражнения (кроме «мычаний», их я знаю:) для «низов»? Viktoria 15.02.2013 20:56

Если вы занимаетесь профессионально с 14 лет, то как, сами, что ли? Тогда почему (если я права) говорите о профессиональности? В этом возрасте профессиональные занятия возможны лишь под руководством специалиста. Все остальное – любительство. В частности, сразу возникает вопрос о типе голоса. Если у вас сопрано, то вы Соль малой можете вообще никогда не взять качественно! А если с вами рядом педагог, то что она/он вам говорит?

Присылайте запись (как вы поете, что) и произведение (отрывок в низкой тесситуре), и гамму нисходящую (вниз от наиболее высоких нот до предела). Попробую ответить, но без примера самого голоса это невозможно.

А упражнений на развитие ТОЛЬКО НИЗОВ по моим сведениям не бывает.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Когда я занималась у педагога, то она сказала мне, что низов у меня нет и не занималась этим со мной никогда. Но при самостоятельном обучении я каким-то образом смогла опуститься на 4 ноты! это было то, чего мне не хватало. Но после лета, после небольшого перерыва я снова беру их тихо или не беру. Что делать мне?( Arina 23.01.2013 12:55

Я прошу указывать свой возраст!

Если вы еще учитесь в школе, то ничего удивительного с вами не произошло, повлиял период остановки вокальных занятий. Ответ – продолжать делать упражнения, распевая голос не только вверх, но и вниз. Низкие ноты вернутся очень быстро, так как вы взрослеете, а это связано с общим понижением голоса. Просто вспоминайте, каким образом развили свои «низы» и повторите, получится даже легче, чем в первый раз.


Вам помогла эта информация? Да Нет

мне 18 лет, занимаюсь вокалом с 6 лет, не совсем эстрадным (по старой школе, близкой к академическому), именно к грамотной эстрадной технике вокала приблизился не так давно, занимаясь с педагогом, и сейчас работаем над головным регистром. «Стабильный» диапазон (в котором уверенно звучу) от Ля большой до Фа 1, но при упражнениях «цепляю» Сиb-Си первой октавы (по словам педагога, есть задатки и для уверенной До). С «верхом» дела продвигаются успешно, но меня интересует, могу ли я развить «низ»? По словам родных, в семье были поющие мужчины, и голоса были очень низкие (к сожалению, диапазон узнать не могу, поскольку нет возможности сделать это). Это имеет какое-нибудь значение? И возможно ли вообще это сделать? Пробовал «колоритно» брать низы (с обертонами), звучание понравилось и себе, и окружающим, и предыдущему педагогу, но новый педагог сказал, что слишком «глубокая» позиция, не совсем эстрадная. Я в смятении, нравится, как звучит голос на «низах» в этой позиции, с ней беру Фа большой, а в новой, нужной, только Ля большой, и звук не такой объёмный и бархатный. Могу ли я найти где-нибудь хорошую литературу по этому поводу, можете что-нибудь подсказать? Дима 08.11.2012 03:31

Трудно сказать. Большая октава в эстрадном вокале – редкость. Весь формат эстрады не предполагает настолько низкого звучания мужского голоса. На ум приходит только Барри Уайт и Крис Ри. Но – там все связано с типом их голоса, низким самом по себе. Поэтому подумайте, а нужны ли вам такие низкие звуки? Не ради «спортивного» интереса, а исходя из применения? Где, в каком репертуаре?

То, что в вашей семье были мужчины с низкими голосами, не дает оснований проводить «генетическую» параллель. Не доказано, что голос обязательно подчиняется законам наследственности, то есть, тут каждый думает, как хочет.

Вы уже заметили, что позиция серьезно влияет на возможности. В академической можно Фа, а в эстрадной ниже Ля уже не то. Так вся позиция эстрадная и «заточена» под получение более высокого звучания голоса! Плюс тип голоса. Если вы в грудном регистре поете Фа первой, то голос достаточно высокий, развить его вниз может не дать его природа. Но, опять же, а надо ли?

В вокале тех певцов, о которых я написала, нижняя половина большой октавы звучит «разговорно» - мягко, тихо, «вкрадчиво». Сам репертуар этого требует. Так, я уверена, сможете и вы.

Но если все же хочется «блеснуть», то почему не использовать фрагментом в песне академическую ноту или две? Тут важно так построить всю песню, чтобы появление в ней таких нот было бы оправдано самой идеей. Иначе, спеть Фа можно, практически «проговорив» ее.

Мне кажется, лучшим выходом будет именно рассмотрение самой необходимости спускаться настолько низко, используя эстрадную позицию.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Что это такое? Утром я могу, как бы басом петь к ре-до диез первой октавы, а днём эти ноты уже как-то шепотом и тихо получаются.... Что делать, чтобы и днём было так же? Ольга 13.09.2012 18:10

Утром у всех людей голоса ниже, так устроено природой. Ночью связки не работают, и, как бы, «замораживаются». Чтобы опять приобрести обычную палитру спектра, голосу нужно «разморозиться», отойти от сна, «разработаться». Вот поэтому он звучит по утрам ниже.

А чтобы брать низкие ноты всегда, нужно разрабатывать голос, развивать его, занимаясь вокальными тренировками. Но даже в этом случае голос все равно по утрам будет звучать ниже, чем днем. Обычно все вокальные занятия начинают не ранее, чем часа через три после того, как люди просыпаются, и начинают с обязательной распевки, «растяжки», «зарядки» для голоса.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Я занимаюсь вокалом и параллельно пою в храме. Пою я в трех регистрах, поэтому лучше напишу их диапазоны отдельно (то, что реально звучит): грудной - До большой (Си контр)-Си малой; смешанный - До1-Ля1; головной - Соль малой-До3. Конечно, удобнее всего мне петь грудью. С утра я спокойно распеваюсь до Си-бемоль, Ля, Ля-бемоль и даже Соль контр (чисто грудью, без штро-баса, я его не люблю). Но уже вечером не могу распеться ниже Си-контр. И если с утра наиболее мощно и наполненно голос звучит на До большой-Ми малой, то во второй половине дня это Ми большой-Си малой. Как петь ниже, чтобы мощнее звучать целый день хотя бы до До большой? И вообще, некоторые профи говорят, что я не бас, а баритон (один педагог пока низы не распел, думал, что я тенор:-)). Какой у меня тип голоса, если в хоре я пою и второй бас, и первый, и второй тенор? И как укрепить низы? Алишер 18.08.2012 22:46

То, что голос в целом более низок утром, после сна, а днем и вечером более высок – свойства его от природы, с этим ничего не поделаешь. Вокалисты минимизируют это влияние общего фона состояния организма довольно простым способом – определением тренировочного и рабочего диапазона. Рабочий – всегда несколько уже тренировочного, поэтому он постоянен.

Применительно к вашему голосу я бы сказала, что ваш рабочий диапазон начинается с Ми большой октавы. Вы же не всегда можете, как пишете, опуститься ниже? Значит, более нижние ноты нельзя отнести к рабочему диапазону. В нем есть только те, которые вокалист поет ВСЕГДА , хоть утром, хоть вечером.

Просто такому вокалисту не доверят партию, где нужно будет петь ниже Ми. Вам доверяют и многое другое, понимаю, но я придерживаюсь существующих правил.

Вы, кстати, не пишете, сколько вам лет, а это важно. Если вы совсем молодой человек (до 20 лет), то ваш голос очень «способен», так скажу. В миксте до Ля1 поднимаетесь, прекрасно. Поэтому доверяют и партии теноров. Это же хоровые партии, а не сольное пение, их тесситура хоть и высока, но достаточно узка.

Вопрос о типе голоса сложен, но, судя по описанию, я бы тоже отнесла вас к баритону, а не басу. Развивать же голос нужно в упражнениях, вы это знаете, продолжать их петь, пробовать все новые и новые, ибо здесь есть тонкость. Упражнение, к которому организм привык, перестает оказывать развивающее действие. Оно работает, как тренировка, но уже не развивает. Для развития голоса упражнения нужно периодически менять.

Петь каждое упражнение нужно обязательно «на полную катушку», то есть во всем диапазоне, который может сейчас получиться. Это, чтобы увлекаясь низами, не терять верха и наоборот. Однако, тип голоса рано или поздно обозначит предел. Прочитайте еще раз о рабочем диапазоне. Может статься, что ни при каких стараниях голос (в этом смысле) не опустится ниже До большой, например. Это просто будет говорить о его типе. Да, утром распоетесь, например, до Ре контр, но важна та нота, до которой вы распеваетесь ВСЕГДА , повторяю.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Здравствуйте! Заметил вот такую вещь. Сразу после пробуждения, особенно если хорошо выспался, я могу совершенно спокойно петь соль большой октавы. Голос при этом звучит естественно, открыто, одновременно глубоко и звонко. В течение дня нижняя часть диапазона начинает пропадать. К вечеру уже с трудом даётся Си большой. При этом звук на низких нотах становится каким-то сиплым, сдавленным, натужным. С более высокими нотами (от фа малой и выше) ничего не происходит, они звучат и чувствуются практически неизменно в течение дня. Почему так происходит? Есть ли способ заполучить низкие ноты насовсем? Кирилл 26.05.2012 11:10

Утром вокальная система у всех людей расслаблена по причине продолжительного отсутствия работы (7-8 часов сна), да и весь организм еще «не включился». Это замечено давно, ведь голос по утрам садится у всех людей, независимо от его типа. Сопрано тоже могут спеть утром более низкие ноты, если захотят.

От Фа малой и выше находится центральная часть вашего речевого регистра, в ней вы разговариваете, то есть этот участок наиболее развит благодаря всей жизни, просто подавляющее количество звуков вы производите именно в этом диапазоне.

Чтобы постепенно приблизить низ, нужно в течение дня периодически возвращаться к тренировочной распевке (какой-нибудь не сложной), стараясь спускаться максимально вниз. Самые низкие ноты пока пробуйте брать мягко, без лишней громкости, полезно также приемом мычания.

Постепенно с тренингом низы придут «насовсем». Но, если бросить упражнения после этого и не заниматься с полгода, голос опять приподнимется. Голос напоминает некоторую пружину, которую все время нужно растягивать, если требуется определенный диапазон.

Любые вокальные звезды занимаются упражнениями ежедневно, в лучшем случае, ну или не реже 3-х раз в неделю. Это при условии, что диапазон разработан. Все для того, чтобы он остался разработанным. Сами понимаете, если спортсмен забросит тренировки, то… быстро перестанет быть спортсменом.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мой диапазон Фа большой - Соль первой. Переходные ноты - До-Ре. Я баритон? Нота моего речевого разговора - Ля большой. Хотелось бы петь очень низким голосом - басом! Могу ли я достигнуть такого результата? Какие можете дать упражнения, если есть возможность петь низким голосом? Мне многие говорят друзья и знакомые, что у меня не звучит голос в первой октаве (некрасивый он)! Часто песни пою октавой ниже... правильно ли это? Просто мне так ложится песня на слух и поется легко! Вадим 11.05.2012 18:36

Да, скорее всего, баритон. Правда, я много раз говорила о необходимости УСЛЫШАТЬ голос, чтобы точно определить его тип, мало только измерения диапазона, ведь при развитии диапазон можно расширить. Но у вас очень характерные ноты, так что с вероятностью 90% - баритон.

Естественно, что при таком типе голос в первой октаве звучать будет не слишком… То, что вы не мучаете свой голос, любой ценой пытаясь петь песни для высоких голосов в той же тональности, что и они – правильно! Вот сами замечаете, что «…мне так ложится песня на слух и поется легко ».

Никаких особенных упражнений делать и не нужно, просто пытайтесь петь уже известные вам, стараясь с каждой неделей продвигаться на полтончика вниз. Для низких голосов требуется мощный воздушный поток, так что развивайте «дыхалку», низким голосам без нее – никуда!

Чтобы не повторяться, почитайте, пожалуйста, рекомендации в других ответах этой же категории («Хочу петь ниже. Как развить диапазон вниз?» ), они и вам подходят.


Вам помогла эта информация? Да Нет

На данный момент мне 26 лет. Начала я петь с 5 лет. Я пела с мамой народные песни в 2 голоса. В саду солировала. В 11 лет был мой первый телевизионный конкурс, где я пела одну эстрадную, а второю народную песни. В лет 10 пела в хоре в альтах. С 15 лет стала заниматься академическим пением профессионально в колледже. Пропела 6,5 лет. В это же время пела в академическом хоре во вторых сопрано. С 20 лет и по сей день серьезно ЗАНИМАЮСЬ эстрадным вокалом, т.к. мне именно эстрада нравилась все время, и я никогда не переставала петь в этом стиле. Я не знаю, какой у меня тип голоса, потому что пела и в сопрано, и в альтах, но головным регистром. Мой рабочий, грудной регистр соль малой октавы - ре диез второй октавы. Фальцет от соль первой октавы до ля второй октавы. Скажите, пожалуйста, как мне брать низкие ноты, т.к. ниже ноты соль у меня голос уже просто не звучит??? Алина 01.05.2012 19:55

Для вашего голоса (я сужу статистически, поймите правильно) можно развиваться к Ре-До малой. Это тетрахорд от Соль. Средние по типу женские голоса вполне достигают этих нот, вам, возможно, помешало именно длительное пение партий вторых сопрано и альтов (в определенном репертуаре), голос развивался только вверх, а вниз – не нужно было.

Теперь придется научиться. Потенциально – возможно. Это для сопрано крайне трудно, там даже Фа малой может быть пределом груди, а для вас – нет. Начинайте тренинг низов с мычания. Да-да! Вот так просто! «Мычим» ноту, и, постепенно, открываем рот, ДОБАВЛЯЯ силу выдоха. Берем низкие ноты с придыхательной атакой (как еще один вариант упражнения). Нужно следить, чтобы не было «провала» звука. Если он есть, ищите мычанием, находите, опять же, координацию воздуха и складок, но уже в другую сторону – не меньше воздуха, а, наоборот, больше.

Если попробуете «покричать» внизу, навредите, привычные к высоким нотам складки автоматически повысят тон. Значит, делать это нужно МЯГКО . Сильные низкие ноты – прерогатива мужских голосов, вам пока нужно работать аккуратно, всему свое время.


Вам помогла эта информация? Да Нет

Мне 15 лет, я пою в Церковном хоре. Мутация была в 12 лет, хотя голос до сих пор формируется. Пою я менее пяти месяцев, когда пришел в хор, имел диапазон тенора-баритона и с трудом пел Си – Си бемоль большой октавы. Сейчас голос круто ушел вниз, пою в основном в октаву с альтами, но ближе петь в октаву с тенорами и бас. Сейчас рабочий диапазон Соль большой октавы - До первой, предельный - До большой - До второй (фальцетом пою до Ре третьей). Мой учитель говорит, что у меня до сих пор понижается голос. До каких нот он может уйти вниз? И как развивать диапазон вниз? Алексей 16.04.2012 19:41

Ну, до каких нот ваш голос уйдет вниз, может ответить только Бог! Развивать же диапазон именно вниз нужно, вырабатывая у себя мощное диафрагмовое дыхание, создавая мощную опору. Ведь ваши складки при фонации все более и более низких нот «сжимаются» (пока совсем не разойдутся, тогда звука уже не будет). Чтобы звук БЫЛ при такой степени смыкания складок, нужен мощный выдох. В противном случае звук никто не услышит.

То, что голос ваш понижается, связано не только с пубертатным периодом. Вы поете низкие партии! И спрашиваете о развитии «низов», то есть уже психологически «желая» получить БАС . Сейчас вы идете «в ногу» со своей природой, но не забывайте, что если позднее вдруг вы захотите петь выше – может и не получиться.


Вам помогла эта информация? Да Нет

И начинающий певец, и профессиональный всегда будут стремиться к расширению вокального диапазона. Это дает более свободные возможности для исполнения разнообразных композиций. Диапазон голоса – это потенциал певца. Это звуковой объем, возможности вокалиста брать те или иные по звуковысотности ноты.

Диапазоны голоса детей и взрослых

Диапазоны певческих голосов могут отличаться достаточно сильно. Оперные голоса характеристики диапазон имеют отличие от хоровых голосов. Диапазоны голосов в хоре усреднены, разграничены. Диапазон мужского голоса также может быть нескольких видов – бас – низкий голос, баритон – средней высоты и тенор – самый высокий мужской голос. Тенор диапазон голоса будет уходить вверх по высоте, обычно это интервал «до» малой октавы – «до» второй октавы. Баритон будет на несколько тонов ниже, хотя по широте примерно такой же. Максимальный диапазон баса голоса – «фа» большой октавы – «фа» первой октавы, но возможно небольшое расширение диапазона вниз либо вверх. Диапазон голоса октавы будет немного шире баса, с увеличением в сторону низких нот.

Классификация женских голосов и их диапазоны – весьма условное деление. Диапазон может быть одинаков, но один голос более насыщенный и использует грудной резонанс, а другой голос более звонкий и использует головной резонанс. Первый будет относиться к меццо сопрано, второй – к лирическому или колоратурному. Если говорить о том, как развить средний диапазон голоса сопрано, то можно сказать, что только в процессе долгих и упорных занятий происходит развитие диапазона голоса.

Лучший женский голос диапазон 4 октавы – это самый большой женский диапазон голоса, относится к сопрано, так как имеет большую подвижность и характерную звонкость. Самый широкий диапазон голоса в мире – голос диапазоном в пять октав. Певица родом из Перу Има Сумак имеет самый широкий диапазон голоса, также широким диапазоном знаменит Ян Гиллан.

Видео урок

Диапазоны хоровых детских голосов не столь разнообразны, как у взрослых, поскольку находятся в процессе становления. Среди детских голосов можно выделить альт – это низкий голос, и дискант – высокий, его также могут называть сопрано. Диапазон альта голос находится в пределах «ля» малой октавы до «ми» второй октавы. Считается, что диапазон низкого детского голоса альта – не конечный результат, с течением времени альт может развиться и в сопрано, и в меццо-сопрано, и в контральто, если речь идет о женском голосе.

Как узнать свой диапазон голоса? Для этого можно самостоятельно с помощью инструмента распеться до предела вверх и вниз, а можно обратиться к профессиональному педагогу. Он аккуратно и более точно определит ваш диапазон на сегодняшний день, определит и ваш потенциал. Также посоветует, как развить диапазон голоса вверх и порекомендует упражнения для развития диапазона голоса.

Обучение рок вокалу – идеальные занятия, на которых будет происходить быстрое расширение диапазона голоса. Вам не просто расскажут, как расширить диапазон голоса певца, а доступно объяснят и покажут, как проверить диапазон голоса, наглядно продемонстрируют, как расширить диапазон голоса вверх и способы достижения.

Обучение музыке в целом очень важно и для вокалиста, и для того, кто играет на каком-либо инструменте. Чтобы самому разобраться, как увеличить рабочий диапазон голоса, потребуется много времени, педагог же сможет объяснить и показать наглядно все, что требуется. Только профессиональный вокалист доступно расскажет, как повысить диапазон голоса и покажет эффективные упражнения для этого.

Цель упражнений - развить диапазон и силу голоса. Упражнение 1. «Повышение голоса по строчкам». Повышая голос с каждой новой строчкой стихотворения, рассчитайте свой диапа­зон, начав с удобного низкого уровня и заканчивая на удобном верхнем звуке.

Видел я оперу, слышал я пение Вьетти и Сальви.

Чудно природа устроила звучную арфу их груди:

Чистые, полные, сладкие звуки льются свободно,

Льются и вьются, летят и кружатся, и снова

В брызгах, в лучах ниспадают блестящею яркою трелью!

Слышал я плески и ложь, и партера, и самого рая!

Видел: букеты цветов и венки на счастливцев летели!

Видел и слышал я все и дивился и пенью и слуху -

Тонкому слуху судей, под холодным родившихся небом!

Только последнему, правду сказать, не совсем-то я верю!

Знаю: мы, русские, тоже певучий народ от природы;

Знаю, однако, и то, что природа дала нам простую

И заунывную песнь, а не эти скачки и рулады!

Ты нам родная; а это... одна лишь заморская роскошь!

М.Дмитриев

Упражнение 2. То же. Начать с удобного верхнего и закончить на удобном низком звуке.

Однозвучно гремит колокольчик, И дорога пылится слегка, И уныло по ровному полю Разливается песнь ямщика. Столько грусти в той песне унылой, Столько грусти в напеве родном, Что в душе моей хладной, остылой Разгорелося сердце огнем. И припомнил я ночи иные

И родные поля, и леса,

И на очи, давно уж сухие,

Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,

И дорога пылится слегка.

И замолк мой ямщик, а дорога

Предо мной далека, далека...

И. Макаров Упражнение 3. «Повышение и понижение голоса». Головной регистр

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Постепенное понижение голоса Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Средний регистр

Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Грудной регистр

Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Самый низкий тон

Грустно, Нина: путь мой скучен. Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

А. С. Пушкин Упражнение 4. «Зазывалы». Зазывать народ послушать тжсты: Я - песельник. Я девок вывожу В широкий хоровод. Я с ветром ворожу. Я голосом тот край, где синь туман, бужу,

Я песню длинную прилежно вывожу.

Ой, дальний край! Ты - пой! Ой, косыньку развей!

Ой, девка, заводи в глухую топь весной!

Эй, девка, собирай лесной туман косой!

Эй, песня, веселей! Эй, сарафан, алей!

Легла к земле косой, туманится росой...

Ал сарафан - пожар, что девичий загар!

А. Блок

Следует добиваться ощущения того, что вы говорите дыхани­ем. Дыхание чистое, быстрое, легкие доборы воздуха. Упражнение 5. «Уличные продавцы». Пуговичный разносчик

Из-за пуговицы не стоит жениться,

из-за пуговицы не стоит разводиться!

Нажатие большого и указательного пальца,

и брюки с граждан никогда не свалятся.

Голландские, механические,

самопришивающиеся пуговицы,

6 штук 20 копеек...

Пожалте, мусью!

Разносчик кукол

Танцующие люди из балетных студий, лучшая игрушка в саду и дома, танцует по указанию самого наркома!

Разносчик яблок

Ананасов! Нету... Бананов! Нету...

Антоновские яблочки, 4 штуки 15 копеек, прикажите, гражданочка! Разносчик точильных камней

Германский небьющийся

точильный брусок,

30 копеек любой кусок.

Точит в любом направлении и вкусе

бритвы, ножи

и языки для дискуссий!

Пожалте, граждане!

Разносчик абажуров Абажуры любой расцветки и масти. Голубые для уюта, красные для сладострастии. Устраивайтесь, товарищи!



Продавец шаров

Шары-колбаски.

Летай без опаски.

Такой бы шар

генералу Нобиле -

они бы на полюсе дольше побыли.

Берите, граждане...

Разносчик селедок

А вот лучшие республиканские селедки -

незаменимы к блинам и водке! Разносчица галантереи

Бюстгалтеры на меху! Продавец клея

У нас и за границей, а также повсюду граждане выбрасывают битую посуду. Знаменитый Экцельзиор, клей-порошок, клеит и Венеру, и ночной горшок. Угодно, сударыня? Разносчик духов

Духи Коти на золотники!

Духи Коти на золотники!

Продавец книг

«Что делает жена, когда мужа нету дома» -

сто пять веселых анекдотов бывшего графа Льва Николаеича Тол­стого

вместо рубля двадцати - пятнадцать копеек.

В. В. Маковский

Креативный подход в виде 5 упражнений для увеличения диапазона голоса предложила радио DJ Юлиана Романова.

Бубнение на одной ноте… Что может быть хуже этого!? Наверное, только напрочь лишённая дикции речь.

Поймите, микрофон (и аудитория) требует того, чтобы с ним разговаривали искусно. Не знаете с чего начать, начните с диапазона своего голоса. «Раскачав» его максимально широко, вам будет гораздо легче играть интонацией, а с этим, считайте, у вас полдела в кармане, я имею в виду выступления и работу на радио.

Упражнение # 1 — «Колокола»

  • Имитируйте звучание большого колокола и на самом низком своём регистре произносите БОМММММ.
  • Далее имитируйте звучание маленького колокольчика и произносите на самом высоком регистре бим – бом – бим – бом
  • Поочерёдно без пауз произносите БОМММММ, а потом бим – бом – бим – бом.

Упражнение # 2 — «Маляр»


Вот небольшое трёхстишие:

«Краской крашу я карниз:
Вверх и вниз, вверх и вниз
Вот и выкрашен карниз».

Постарайтесь произнести первые 2 строчки следующим образом: махайте правой рукой вверх-вниз и каждое слово произносите на разной высоте. 3 строчку произнесите как резюме.

Упражнение # 3 — «Лестница»


Перед вами небольшое стихотворение:

По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной
Мы с тобой идём в поход.
За горой нас солнце ждёт.
Наш подъём всё выше, круче.
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам на встречу солнце встало.

Для того, чтобы овладеть перспективой распределения высоты голоса, не повышайте быстро голос, рассчитайте его так, чтобы хватило на все строчки, для этого высотные интервалы должны быть небольшими.

Упражнение # 4 — «Прыжок»


Данное упражнение способствует развитию гибкости голоса.

Вот текст, он же — литературное описание прыжка:

Разбег… прыжок.. и вот лечу, головой «загиб кручу»… теперь мне надо опуститься., Чтоб ставить точку … научиться.

Упражнение # 5 — «Голосовая гимнастика»


Всё, что вам нужно делать – читать стихотворение и делать при этом физические упражнения, которые подчёркнуты. Не ленитесь, попробуйте, это действительно работает…

  • Исходное положение: ноги на ширине плеч – вдох, на выдохе – прочтите
    Ох, чечётку раз по сорок
  • Наклонитесь вперёд, руки вверх, прочтите интонационно выше:
    Выбивай с утра, топор,
  • Наклонитесь ниже, руки поднимите выше и прочтите интонационно выше
    Чтоб встал скорей посёлок
  • В этом же положении – вдох, прочтите ниже
    К дому дом, к двору двор
  • Поднимитесь чуть выше, руки вверх и прочите ниже
    К новоселью новоселье
  • Вернитесь в исходное положение и прочтите ещё ниже
    К тыну тын, к дыму дым

Желаю всем успехов. Тренируйтесь, и у вас обязательно всё получится.