Расшифровываем договор с детским садом. Образовательная программа доо по фгос: требования минобрнауки рф

Часто ли мы, родители дошкольников, отводя ребенка в детский сад, задумываемся над тем, чем он занят в течение дня? Малыш находится под присмотром — для нас это главное. А ведь на самом-то деле жизнь в дошкольном учреждении буквально кипит. Каждый день ребенок учится здесь чему-то новому.
В этом могли убедиться родители, пришедшие на ставший традиционным День открытых дверей в детский сад «Колокольчик». В течение дня они присутствовали при проведении режимных моментов в группах, посетили немало интересных мероприятий.

Скажу честно, как у мамы с двадцатилетним стажем у меня тоже было несколько иное представление о том, как построен воспитательный процесс в детском садике. Да, я знала, что дети там лепят и рисуют, танцуют и поют — в общем, весело живут. Но то, насколько каждое из занятий продумано, взаимосвязано одно с другим, даже и предположить не могла.
Начнем с зарядки. Она открывает «рабочий» день всех ребят, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной. Комплексы упражнений для любого возраста построены по принципу усложнения и меняются через каждые десять занятий. Чтобы детям не наскучило выполнение однообразных движений, практикуется также использование нетрадиционных форм — в виде флеш-моба, ритмических танцев. Кроме того, в еженедельном графике предусмотрено еще три занятия физкультуры.
Думаю, далеко не в каждой семье уделяется такое внимание сохранению и укреплению здоровья ребенка. Впрочем, то же самое можно сказать и об общем развитии малыша. В одной из калужских школ, в которой учится мой племянник, третьеклассникам задали писать сочинение «Кем я хочу стать?» Так вот один мальчик откровенно написал: «Я хочу стать телевизором. Тогда родители будут уделять мне столько же внимания, сколько и ему».
А теперь признайтесь сами себе: часто ли вы, прикрываясь домашними делами и усталостью, отказываетесь почитать своему малышу книжку или поиграть с ним в какую-либо интересную игру?.. А ведь воспитание ребенка заключается отнюдь не в жестких указаниях: «Не бери! Не лезь! И не делай!»
Меня удивила цифра: еженедельно, в зависимости от возраста, в каждой из групп детского сада проходит от десяти до семнадцати занятий, то есть по два-три в день. Непродолжительных, но очень насыщенных. В качестве примера приведу открытое занятие, проведенное в День открытых дверей в группе «Звонкие колокольчики». Тема — гжельская роспись. За полчаса дети узнали о том, где живут гжельские мастера, в чем заключается технология данной росписи, и попробовали сами расписать кувшин из бумаги. Как стало ясно из предварительной беседы, на одном из предыдущих уроков ребята говорили о другом виде художественной росписи — хохломской. То есть работа эта не эпизодична, а системна.
Предвижу вопрос: «А не устают ли в таком случае малыши?» Нет, не устают. Потому что обучаются в процессе игры, потому что все занятия построены на смене разных видов деятельности. На это, собственно говоря, и направлено введение федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Для большинства родителей аббревиатура ФГОС — словно неразгаданная головоломка. Постараюсь доступно ее расшифровать. И снова обращусь к своему родительскому опыту.
По каким параметрам мы раньше оценивали развитие своих детей в детском саду? По тому, умеют ли они на выходе из него считать, писать и читать. Если не умеют — значит, воспитатели недоработали. Такого мнения, к сожалению, придерживается и большинство нынешних мам и пап. С самыми благими намерениями в последний год до школы они отдают свое любимое чадо к репетиторам: мол, потом ему легче будет осваивать школьную программу.
Не побоюсь сравнить эту ситуацию с бомбой замедленного действия. Во многих случаях младший школьник — если не на первом, то на втором-третьем году обучения — теряет интерес к учебе и скатывается с так желанных для родителей пятерок на тройки.
Вызвать интерес к получению новых знаний, сделать так, чтобы ребенок хотел идти в школу — вот первоочередная задача, которая сегодня стоит перед педагогами дошкольного образования. И ее, признаются воспитатели, выполнить гораздо сложнее, чем вложить в дошкольника первоначальные азы грамотности.
Сегодня под готовностью к школе прежде всего подразумевается психологическая и эмоциональная готовность к процессу обучения. А для этого ребенка нужно научить быть внимательным, аккуратным, трудолюбивым, активным, уметь слушать и слышать взрослого, вычленять главное, понимать предложенную задачу, находить разные пути решения. И дошкольное учреждение призвано помочь маленькому человеку безболезненно перейти на новый уровень образования и принять роль ученика, который станет успешным лишь тогда, когда сам захочет учиться.
Это в настоящее время должны понять не только родители детского сада «Колокольчик», ведь с 1 января 2015 года на федеральные государственные стандарты перешли все дошкольные учреждения района.
В течение последних месяцев я вынашивала идею отдать своего сына, которому в мае исполнится шесть лет, в школу. Советовалась с родственниками, мамами нынешних первоклассников, со знакомыми учителями. День открытых дверей в детском саду, общение с воспитателями положили конец моим мучительным сомнениям. Пусть ребенок еще год побудет ребенком, решила я, ведь неповторимое время детства никогда не вернется. А учеба, учеба подождет…

Елена Шкумат .

Изменения в законодательстве об образовании коснулись целого ряда направлений деятельности ДОО, а также её документального обеспечения. С начала 2014 года образование детей в дошкольных учреждениях должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Такое соответствие должно отражаться и в образовательной программе ДОО.

1. Образовательная программа не может быть полностью заранее спланирована. Она должна состоять из обязательной части, которая изначально прописывается, и части, которая формируется в процессе обучения. Вторая часть образовательной программы должна формироваться с учетом индивидуальных особенностей детей, их потребностей на каждый конкретный момент времени.

2. Когда обязательная часть образовательной программы подготовлена на основе примерной образовательной программы, включенной в реестр, то она может быть оформлена в виде ссылки на данную программу. А часть, которая формируется самими участниками образовательных отношений, можно оформить в виде ссылки на методическую литературу, представляющую парциальные программы, методические разработки, которые используются в образовательном процессе данной группой.

3. Образовательная программа должна включать в себя задачи по развитию детей во всех направлениях:

  • социальная коммуникация;
  • познание;
  • развитие речи;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

При этом конкретное содержание данных направлений развития детей будет зависеть от их возраста и индивидуальных особенностей.

4. При составлении образовательной программы необходимо учесть соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений: 60% к 40%, соответственно. Стоит учесть, что это правило носит лишь рекомендательный характер , так как дошкольное образование у нас необязательно.

5. Обязательная часть программы направлена на отражение комплексного подхода к развитию и обучению детей во всех направлениях, которые были указаны выше. Часть программы, которая формируется в процессе обучения, должна быть представлена парциальными образовательными программами, методиками, формами образовательной программы, которые выбираются или разрабатываются самостоятельно участниками образовательных отношений.

6. Образовательная программа должна включать и раздел с краткой презентацией, которая разрабатывается для родителей обучающихся. В ней необходимо указать:

  • категории детей, на которых рассчитана данная программа;
  • примерные программы, которые использовались при подготовке;
  • возможности взаимного общения педагогов и семьи воспитанников.

Требования Минобрнауки

Закон об образовании и Минобрнауки в своих письмах предъявляют ряд требований к образовательной программе:

  1. Соответствие ФГОС . Согласно закону об образовании, структура (обязательная часть и составляющая, которая формируется участниками образовательных отношений) и объем образовательной программы должны соответствовать требованиям ФГОС, которые установлены Приказом Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013.
  2. В ДОО могут быть утверждены несколько образовательных программ для работы в группах различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной) или в зависимости от возраста детей.
  3. При разработке образовательной программы необходимо определить количество времени , которые дети будут проводить в ДОО. Образовательные программы с учетом этих данных могут быть различными для групп, где отличается время пребывание детей (кратковременные, полный и продленный день, круглосуточное пребывание). Обратите внимание, что для групп, где дети проводят полные сутки, программа может реализовываться не более 14 часов в день.

Сроки разработки и утверждения

ДОО самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу. При этом должны быть учтены ФГОС и примерные образовательные программы дошкольного образования. Последние, в свою очередь, должны пройти экспертизу и быть включены в реестр примерных образовательных программ. На сегодняшний день ещё нет ни одной включенной в реестр примерной образовательной программы. Хотя их проектов подготовлено уже достаточно много. Ознакомиться с ними можно .

Обратите внимание! Можно и не торопиться с подготовкой новой образовательной программы. Рособрнадзор указал в своем письме, что ДОО имеют право закончить подготовку данного документа до 01.01.2016, то есть до окончания переходного периода. Вполне целесообразно дождаться, когда будет сформирован реестр примерных образовательных программ, прошедших экспертизу.

Парциальная программа - это программа, реализуемая в рамках основной образовательной деятельности, которая направлена на реализацию одного или нескольких направлений вразвитии ребенка.

Вопрос: Здравствуйте! Можете прояснить пункт в разделе «Обязанности родителей»: «Родитель обязуется взаимодействовать с Учреждением по всем направлениям развития, воспитания, обучения ребенка»? Далее есть стандартная формулировка про неисполнение обязательств и отчисление. Что за этим кроится?

Дело в том, что с заведующей мы вышли на тропу войны. Был конфликт ее денежных интересов в связи с тем, что ее логопункту я предпочла коррекционные занятия в другом центре. Эта госуслуга (занятия с логопедом и психологом) оплачивается единожды, поэтому я отказалась от логопеда в садике.

Может ли заведующая на основании этого пункта отчислить моего ребенка? Насколько правомерен этот пункт? Ведь его можно использовать в любой ситуации «несогласия на взаимодействие». Я, например, прививки ребенку не делаю и не оплачиваю платные развлекательные мероприятия в садике, не хожу на собрания. Психолог меня замучил своими «поговорим», которые сводятся к агиткам от заведующей.

Проясните мне, пожалуйста, ситуацию. Рискую ли я по этому пункту получить отчисление из сада моего ребенка? И еще, подписан, но на нем нет даты подписания руководителем, нет даты в графе «Действителен до…». Стоит лишь дата подписания мной, и вообще это не договор, а его копия. Это имеет значение? Ольга Полетаева

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Без ознакомления с содержанием Вашего договора трудно судить в полной мере о правонарушениях, поскольку в ст. 54 и 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закона) и примерной форме договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8, не отражена «стандартная формулировка про неисполнение обязательств и отчисление».

При этом, согласно ч. 2 ст. 61 Закона договор с ДОО (образовательные отношения) может быть прекращен досрочно только в трех случаях:

1) по инициативе родителей (законных представителей) в случае перевода обучающегося в другую ДОО;

2) по инициативе ДОО в случае установления нарушения порядка приема в ДОО, повлекшего незаконное зачисление в ДОО;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон в случае ликвидации ДОО.

Говоря о негативном исходе, важно знать, что согласно ч. 4 ст. 61 Закона основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт ДОО об отчислении обучающегося из этой организации, который Вам обязаны выдать согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, который можно смело обжаловать со взысканием с ДОО всех соответствующих убытков.

Если у Вас есть основания полагать, что права Вашего ребенка и Вас, как его родителя, нарушаются (например, не представлен оригинал договора с ДОО или договор неправильно оформлен, в договоре имеются условия, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании и пр.), то рекомендую обратиться за поддержкой в защите прав своего ребенка в прокуратуру , сотрудники которой согласно ч. 1 и 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре РФ» обязаны принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений детских прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, а также предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах ребенка.