Расписание намкай норбу. Песня "иллюзорное тело" намкай норбу ринпоче, учитель дзогчен! Южный Кунсангар приглашает членов Дзогчен-общины в свой летний лагерь

ОМ АХ ХУМ!
НАМКАЙ НОРБУ РИНПОЧЕ, УЧИТЕЛЬ ДЗОГЧЕН написал в 3911 год мева,
или год Дерева - Собаки, 20 февраля 1995 года, в Нью-Йоркской больнице.

Обратите внимание,
что Намкаю Норбу Ринпоче исполняется 80 лет
08 декабря 2018 года!

ИЛЛЮЗОРНОЕ ТЕЛО

У того. кто, подобно Владыке Наропе,
Постиг окончательный смысл иллюзорного тела
И обладает не только рассудочным его пониманием,
Несмотря на тяжелую лейкемию,
Не будет ни заботы, ни страха.

У того, кто, как и я, на пути,
Кто уверен в знании иллюзорного тела,
Но еще не полностью его осуществил,
Я уверен, это иллюзорное тело, подобное пузырю,
Не останется надолго,
Если не лечить лейкемию

Иллюзорное тело из плоти и крови,
Зависящее от времени и обстоятельств,
Иногда здоровое. иногда больное,
Всегда может поразить любая болезнь,
Пока материальное состояние его не будет исчерпано -
Я слышал, это природа всего составного

иллюзорное тело из пяти жизненно важных и шести полых органов,
А еще из плоти. костей, крови, кожи,
Чистых сущностей и пяти чувств,
Основа которого - Ветер, Желчь, Слизь.
Если его состояние всего-навсего таково.
Я думаю, важно восстановить гармонию физических элементов.

Когда почки этого иллюзорного тела
Полностью отказали.
Пока современное оборудование очищало мою кровь,
Я достиг границы между жизнью и смертью.
И только благодаря безмерной доброте Самантабхадры основы
Мое тело получило возможность еще немножко пожить

Поскольку Санти Маха Сангха(Сангха Дзогчен)
- единственная основа для того,
Чтобы Вихрь Радости учения Дзогчен
Длился долго и оставался чистым,
То, если это ИЛЛЮЗОРНОЕ ТЕЛО не получит возможности
Пребывать в добром здравии НА ВОСЬМОМ ДЕСЯТКЕ ,
Не останется ли она лишь идеей в моем уме?

Если я загружу иллюзорное тело чрезмерной работой,
То помимо того. что сам не достигну цели,
Возникнут проблемы.
Если не уподоблюсь корове в руках у воров,
И все мужчины и женщины, интересующиеся учением дзогчен,
Станут учиться и практиковать в соответствии с моим пониманием,
То будет для всех для нас великая польза.

При том. что это иллюзорное тело сохранит временное здоровье.
А время и место будут связаны с мудростью энергии,
Да будет у меня возможность передавать
Подлинному состоянию самосовершенства Самантабхадры основы
Всех счастливых существ на пяти континентах этой земли,
И да обретем мы все счастье.
А ЛА ЛА ХО!
Надеюсь, что это осуществится!



Одна из трез песен, написанных Чогьялом Намкаем Норбу Ринпоче в 1994-95 годах во время пребывания на лечении от лейкемии в госпитале "Мемориал Слоан Кеттеринг" в США. Песни опубликованы в сборнике "Песни из больницы и другие стихотворения".

САРВА МАНГАЛАМ!
सर्वमङ्गलं ।

С утренней практикой Джняна Дакини

Южный Кунсангар приглашает членов Дзогчен-общины в свой летний лагерь.

Здесь мы постараемся совместить коллективную и личную практику с расслаблением в сельской местности недалеко от Южного берега Крыма и наслаждением горным воздухом и пространством.

В гаре будут проходить все календарные ганапуджи и вебкасты Учения Чогьяла Намкая Норбу. Кроме того, будут различные коллективные практики, если нужно, то с объяснением. Расписание практик будет гибким и учитывать пожелания присутствующих в гаре на момент еженедельной планёрки. Опыт прошлого года показал, что несколько минут субботнего или воскресного утра могут дать четкое и всех устраивающее расписание на будущую неделю.

Южный Кунсангар замечательное место для личной практики. Широкое небо гара, обрамленное лишь вдалеке невысокими горами особенно располагает к Намка артэ или практике Лонгде. Летняя погода в Крыму этому обычно весьма благоприятствует.

Участники летнего лагеря смогут поселиться, как в кемпинге гара, так и в соседнем селе Гончарное.
На все вопросы о том, как добраться до ЮК и прочие ответит координатор летнего лагеря в Южном Кунсангаре - Лена +7 978 829 28 92, e-mail: [email protected]

Пишите, если собираетесь приехать.

Расписание занятий в гаре

время занятий Московское

Сообщение от Тубтена Рабджи, личного помощника Ринпоче

В конце утренней сессии практики в среду, 28 февраля 2018 года, во время Друбчена Мандаравы в Дзамлинг Гаре на Тенерифе гекё Дзамлинг Гара и личный помощник Чогьяла Намкая Норбу Тубтен Рабджи поделился новостями о здоровье Ринпоче и высказал всем присутствующим и зрителям вебкаста своё видение сложившейся ситуации.

Я хотел бы передать вам сообщение от Розы Намкай, она попросила меня проинформировать вас о здоровье Ринпоче. Наверное, вы уже видели моё сообщение на Фейсбуке, которое я написал пару дней назад. У Ринпоче грипп, и его врач рекомендовал ему оставаться дома и никуда не ходить, даже к врачу. Он пробыл дома три дня, но существенных улучшений не наступило.

Вчера (27 февраля) его отвезли в клинику на севере [Тенерифе], и сегодня ему намного лучше, он хорошо спал и хорошо ел. Возможно, ему нужен еще один день, но мы надеемся, что завтра он вернется. Я не думаю, что он вернется сегодня [в среду, 28 февраля], поскольку врач хочет удостовериться, что он вылечится от гриппа, и велел ему оставаться у них ещё какое-то время. Вот такая более-менее свежая информация о здоровье Ринпоче с севера Тенерифе. И это очень хорошая новость - Ринпоче чувствует себя намного лучше.

В этом году он подготовил очень плотный график, но я думаю, что он просто не сможет всё это осуществить. Почему он так сделал? Ринпоче берёт на себя очень большую ответственность. Он чувствует свою ответственность за всю Дзогчен-общину, поддерживая её по всему миру. Линги и гары шлют ему сообщения и электронные письма, где пишут о том, как им жаль, что он не смог приехать [в прошлом году], но рады тому, что он приедет [в этом году], и как они ждут его. Когда он получает эти письма, то чувствует, что люди его очень ждут и он должен приехать. Он жертвует собой. Нам нужно это понимать.

Дзогчен-община должна это понять и не заставлять его чувствовать [свою ответственность]. Это мы должны приезжать к Ринпоче получать учение. Мы должны доказать ему, что готовы взять на себя ответственность за сохранение Общины - экономически, финансово и практически. Мы можем доказать ему, что способны позаботиться об Общине и не зависеть от него во всём. Вот что нам действительно нужно делать. Мне это кажется правильным, и люди должны понимать это, особенно Международный ганчи, местные ганчи, инструкторы СМС, Танца Ваджры, Янтра-йоги и т. д. У нас [в Дзогчен-общине] много ответственных людей и много давних учеников Ринпоче.

Ринпоче работает над построением Общины более 40 лет. Теперь он заслужил отдых, а мы должны взять на себя ответственность и не ждать, когда он приедет к нам. Это мы должны приезжать к нему за учением. Вот что мы должны делать, иначе, мне кажется, [дальше так работать] действительно невозможно. Я знаю, каковы способности Ринпоче. Конечно, каждый из нас понимает, что [Учитель] превосходит все границы, он находится за пределами сегодня и завтра, жизни и смерти, того, что правильно и неправильно. Он запределен всему, он подобен пространству. Но здесь мы имеем дело с другим. Мы говорим о дхармакайе, самбхогакайе. Но у Ринпоче есть человеческое тело, он является нирманакайей, и мы хотим видеть его физически. Мы хотим слышать устную передачу из его уст. Мы хотим радоваться вместе с ним, хотим касаться его тела. Хотим видеть его в человеческом теле, а человеческое тело материально. Нужно [понимать], как работать в такой [ситуации]. Неважно, как велик его потенциал, всегда есть ограничения его тела.

Я уверен, что он хотел бы провести этот двухнедельный ретрит, не прерываясь [из-за болезни], но мы видим, что это невозможно. Тем самым каждому из нас нужно взять на себя свою личную ответственность, и все мы, если считаем себя ответственными людьми, должны понять, как мы можем помочь Ринпоче и взять на себя ответственность за продолжение нашей мировой Общины, иначе он будет чувствовать лишь свою ответственность и продолжать составлять плотный график, и из-за этого не будет конца его проблемам со здоровьем. Это совсем не хорошо ни для кого, а для него в особенности.

Чогьял Намкай Норбу родился в 1938 году в Дерге в Восточном Тибете. В 3-летнем возрасте он был узнан многими высокими тибетскими учителями как воплощение Адзома Другпы — великого учителя Дзогчен — и получил полное традиционное образование, соответствующее его рангу тулку (перерожденца). Помимо теоретических дисциплин, он получал наставления от многих учителей различных буддийских школ и выполнял практики под их руководством. В 18 лет он встретил своего коренного учителя Чангчуба Дордже, благодаря которому смог полностью пробудить своё духовное знание.

В 1960 г. профессор Дж. Туччи пригласил его в Рим для исследовательской работы в Восточном институте. Впоследствии Чогьял Намкай Норбу занимал должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета, где работал до 1992 года и внес большой вклад в развитие тибетологии на Западе.

В середине 70-х, впервые в западном мире, он по просьбе учеников начал передавать Учение. Сейчас Чогьял Намкай Норбу - один из главных ныне живущих учителей Дзогчен. Он является основателем международной Дзогчен-общины, института Шанг-Шунг и организации A.S.I.A., которая помогает тибетским школам и больницам. Много лет он неустанно путешествует по миру, передавая учение Дзогчен и посвящая себя заботе о тибетской культуре.

БИОГРАФИЯ ЧОГЬЯЛА НАМКАЯ НОРБУ

Эта краткая биография была первоначально опубликована во втором издании книги Намкая Норбу Ринпоче «Ожерелье из драгоценного камня Дзи: история культуры Тибета» на тибетском языке, выпущенную информационной службой Его Святейшества Далай-ламы.

Чогьял Намкай Норбу родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли — Тигра (1938 г.). Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было два года, Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нем воплощение Адзома Другпа. Адзом Другпа был учеником Первого Кенце Ринпоче — Джамьянга Кенце Вангпо (1829-1892гг.), а также учеником Патрула Ринпоче. Оба знаменитых Учителя были лидерами Римэ — внесектарного движения в Восточном Тибете в девятнадцатом веке.

Адзом Другпа получал передачу наставлений от своего коренного Учителя Жамьянга Кенце Вангпо тридцать семь раз, а от Патрула Ринпоче он принял полную передачу Учения Лончен Ньинтиг и наставления по Ца-лунг.

Затем Адзом Другпа стал тертоном — открывателем скрытых Учений Терма, имея видения и указания от самого Всеведающего Жигме Лингпа. В то время ему было тридцать лет. Адзом Другпа жил и учил в Адзомгаре, в Восточном Тибете и стал Учителем многих мастеров Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу Ринпоче по отцу Тогдэн Ургьен Тензин, который и стал его первым Учителем Дзогчен.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение ума Нгаванга Намгьяла Лхобруга Шабдуна Ринпоче (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью — Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были дхармараджами — светскими и духовными правителями Бутана.

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления Дзогчен от Дзогчен Хан Ринпоче. С восьми до четырнадцати лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также «Забмо Дандон» Кармапы Ранджунга Дорже. Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты.

Затем со своим дядей Тогдэн Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл Учений Лонгчен Ньинтиг.

В 1951 году, когда Намкаю Норбу Ринпоче было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину, жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини, и принять от нее посвящение. Эта женщина — Учитель по имени Аю Кхадро Дорже Палдрон (1838-1953гг.) была ученицей великого Жамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула, а также старшей современницей Адзома Другпа. В это время ей было сто тринадцать лет, и она уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в созерцании.

Намкай Норбу Ринпоче принял от Аю Кхадро, в частности, передачу Учений Лонгчен Ньинтиг и Кхадро Янтиг, в котором основной практикой является созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные терма ума, такие как практика Львиноголовой Дакини — Симхамукхи.

В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном Университете малых национальностей в Ченду. В Китае он встретил знаменитого Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы, Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу Ринпоче достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.

Вернувшись в семнадцать лет домой, в Деге и, следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге. Чжангчуб Дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) — знаменитого Учителя Дзогчен школы Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении Дзогчен — Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих — йогов и йогинь.

От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание Дзогчен. Некоторые передачи он принял также от сына Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.

После этого Намкай Норбу Ринпоче отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан. Вернувшись на родину, в Деге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и лавину насилия. Он вынужден был спасаться в Центральном Тибете и добрался до Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. он работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного Департамента Развития Сиккима.

В 1960 году, когда ему было двадцать два года, Намкай Норбу Ринпоче поехал в Италию, по приглашению профессора Джузеппе Туччи и на несколько лет поселился в Риме. С 1960 по 1964 гг. он занимался исследовательской работой в Итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока. Получая стипендию Рокфеллера, он работал в тесном контакте с профессором Туччи, и вел семинары по йоге, медицине и астрологии.

С 1964 года Намкай Норбу Ринпоче работал профессором Восточного факультета Университета Неаполя, где он преподавал тибетский язык и историю тибетской культуры. Он провел обширное изучение исторических источников тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году, Намкай Норбу Ринпоче собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в Венеции.

С середины семидесятых Намкай Норбу Ринпоче начал учить Янтра-йоге и созерцанию Дзогчен нескольких учеников из Италии. Растущий интерес к этим учениям убедил его еще более посвятить себя этой деятельности. Вместе со своими учениками он основал первую Дзогчен Общину в Арчидоссо в Тоскании, позже основав и другие центры в различных частях Европы, России, США, Южной Америке и Австралии.

В 1988 году Чогьял Намкай Норбу основывает A.S.I.A. (Ассоциацию международной солидарности в Азии), неправительственную организацию, задачей которой стало удовлетворение потребностей тибетского населения в образовании и медицине.

В 1989 году Чогьял Намкай Норбу основывает Институт Шанг Шунг, который ставит своей целью сохранение тибетской культуры, способствуя развитию знания о ней и её распространению.

Более 30 лет Чогьял Намкай Норбу дает учение, называемое Дзогчен, - призывающее к состраданию и ненасилию, - сотням и тысячам людей со всего света (Дзогчен означает «великое совершенство», этот термин относится к нашей собственной истинной природе). С огромным упорством он всегда провозглашал конкретную реализацию истинного послания мира: братства мужчин и женщин из разных частей света, которые стараются вести расслабленную, мирную жизнь в сотрудничестве друг с другом, не отдельную, но гармонично объединенную с нормальностью повседневной жизни.

Помимо своих духовных учений, Чогьял Намкай Норбу усердно занимается улучшением условий жизни тибетцев и сохранением многотысячелетней культуры своей страны. Великолепная тибетская культура берет свое начало 4000 лет назад в Шанг-Шунге, первом царстве на территории Тибета. Знание в ней традиционно разделяется на пять основных областей: искусство, ремесло, лингвистика и поэзия, медицина и так называемое «внутреннее знание», относящееся к пониманию относительного и абсолютного состояния индивидуума.

Уже около двадцати лет при помощи неправительственной организации ASIA (Ассоциация за международную солидарность в Азии), ставящей целью удовлетворять образовательные и медицинские потребности тибетского народа, и Институту тибетских исследований «Шанг Шунг», Намкай Норбу делает всё возможное для общественного и культурного развития своей родины, всегда при этом сотрудничая с местными властями.

Профессор Намкай Норбу - одна из наиболее выдающихся личностей тибетской культуры. Настоящий глубокий знаток традиций и знания своей страны, он посвятил многие годы жизни исследованию и обнародованию своих знаний, ставя целью сохранение культурной идентичности своего народа. Его многочисленные книги сегодня публикуются в большинстве частей света. Он искренне посвятил себя тому, чтобы сохранить обширное культурное тибетское наследие, дабы передать его новым поколениям и западному миру.