Раскраска гласные звуки для дошкольников. Обучение старших дошкольников грамоте

Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности .

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного

На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Слайд 2.

Давайте с вами вспомним и расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете? А чем устная речь отличается от письменной? (Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной . Устная речь - это любая звучащая речь . Устная речь передается звуками, письменная речь - графическими знаками .) Слайд 3

Приведите примеры устной и письменной речи.

Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Послушайте мою речь и определите, что я скажу:

Листья тополя пожелтели .

Что я сказала? (предложение)

А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово. Приготовили ладошки, считаем.

Сколько слов в этом предложении? (3)

Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? А в письменной речи?

Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

Проверяем Слайд 4

Что вы услышали, когда произносили слова?

Из чего же они состоят?

Какие бывают звуки? (не знаем)

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему..

Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 5.

Произнесите еще раз это слово - АИСТ. Запишем звуковой состав. На прошлом занятии я вам говорила, что звук обозначаем квадратиком. Но прежде, чем записать схему, посчитаем кол-во звуков. Приготовили пальчики и произносим четко каждый звук.: (схема)

Сколько звуков в слове АИСТ? (4), обведем четыре клеточки.


Какие звуки мы слышим?

Физкульминутка Слайд 6

Прежде чем мы про это узнаем, нам надо немножко отдохнуть и набраться сил. Повторяем движения.

IV. «Открытие» нового знания

1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа). Слайд 7

1.Итак, отдохнули, продолжаем. Вернемся к нашему слову АИСТ. Хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? (по-разному)

Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

Что происходит со ртом? (открывается)

Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

Получилось?

Почему?

- Нам помогает произносить звуки воздух и голос.

2. - Когда мы говорим звук , воздух проходит свободно, не встречая преград.

А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

    Знакомство с согласными звуками.

1 – А теперь произнесите последний звук в слове АИСТ.

Посмотрите ротик в зеркало.

Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Физкульминутка

Встаньте. Покажите. Слайд 8

Как ходит курица? А как она кричит? (ко-ко)

Как ходит петух? А как он кричит? (ку-ка-ре-ку)

Как ходит утка? А как она кричит? (Кря! Кря)

Как прыгает лягушка? А как она кричит (ква-ква)

Какая картинка лишняя? Почему? (лягушка не птица)

Какой звук одинаковый вы услышали?

Произнесите его! (К)

Воздух проходит свободно? Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!А как называется этот звук?

V. Первичное закрепление

А, представляете, пока мы с вами разбирали новую тему,Маша провертелась, проиграла, а сейчас не может выполнить задание. Поможете Маше выполнить задание?

1. Игра «Доскажи словечко»

Слайд 9

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Звук получается…

Отгадай

Слайд 10

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.

Шшш… - шуршит опавший лист.

Жжж… - шмели в саду жужжат.

Ррр… - моторы тарахтят.

Так, как отличить гласный звук от согласного? Слайд 11

- Сайд 12 Когда я готовилась к нашему занятию, нашла такую интересную иллюстрацию. Посмотрите. Звуки бегут на перегонки. Какие звуки приходят к финишу первыми?

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1.-Устали, отдохнем??? Тогда, встаем.

Игра «Поймай звук» (стоя) Слайд 13

Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, прыгаете и хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка ). Миша вас проверяет.

2. -Рассмотрите рисунки и схемы к ним. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов? Слайд 14

На какие группы можно разделить схемы слов?

Какая схема лишняя?

Маша не поняла. Почему?

Проверяем.

III. Рефлкесия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

О чем вы узнали сегодня на занятии?

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка

Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

Так, кому было интересно на занятии, все понятно, Кто выбирает зеленый кружок – поднимите руку. И т.д.

Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.


Интернет - урок по обучению грамоте, 1 класс. Урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков)

У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.

Посмотри, что ты видишь?….

А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? …

Вокруг нас можно услышать разные звуки.

Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Поиграем в игру «Угадай звук».

Это соловей

Это фламинго…

Это колибри

Это жаворонок…

Это индюк…

Журавль…

Интересно?

Звуки бывают неречевые и речевые . Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…

Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….

Неречевые звуки — это звуки природы, звуки окружающего мира.

Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука , а в старину говорили длань , мы говорим глаза , а раньше говорили очи , губы – уста, палец – перст, голос- глас.

Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.

«В одном царстве жили — были очень интересные жители.

У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ . Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ .

Жили они дружно. Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ .

На значке кружок, как рот, который поёт.

Их нетрудно перечесть.

Гласных звуков ровно шесть:

А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.

Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете? » Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ . Они живут вместе С ГЛАСными СОГЛАСные.

На значке чёрточка, как закрытый рот — преграда.

Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.

А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Проведем исследование…

Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :

Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.

Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…

Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.

Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.

Задание 2.

Задание 3. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо . Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы .

Задание 4. Какой звук есть во всех словах: рулет, море, ракета, рисунок, крыло, кресло ? ([р]).

Задание 5. Что изображено на рисунках?


Иногда слова произносятся одинаково, имеют одни и те же звуки, а обозначают разные предметы.

Задание 6. Бывает и наоборот, один предмет, а имен несколько. Например, весёлый — смешной, актёр — артист.

Задание 7. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.

Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.

Слогов столько, сколько гласных звуков!

А вот наш город звуков…. Посмотри, каких звуков больше?

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».

Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!

Это альбатрОс? Да. это альбатрОс!

Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.

Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом , гласный с ударением — ударный гласный , а само усиление голоса — ударением .

Гласные звуки без ударения называются…. безударными .

Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?

Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения .

Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ растянуть слово, как жвачку… Заааамок, лисаааа,

Задание 8. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или растяни слово: школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок .

Задание 9. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…

План фонетического анализа слова:

1. Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.

2. Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.

3. Растяни слово. Узнай и отметь ударный слог.

4. Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику и обозначь. Потом второй, третий и т.д.

5. «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Знакомься… это гномы Том и Тима…

Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый . Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это м ягкий согласный звук . И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Сравни слова на рисунках…

Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….

Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!

Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.

Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:

А мягкий согласный звук так, словно добавляем еще один матрасик.

Понаблюдай за первыми звуками в словах:

  • РУКА — РЕКА
  • ДОКТОР — ДИРЕКТОР
  • ЛЕС — ЛОСЬ
  • МАСЛО — МЯСО

Задание 10. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (какой он): корова , липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Задание 11. «Превращение”. Замени слоги с твердым согласным слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., ле – … /

А вы знаете, что…

Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].

Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Звонкие и глухие согласные звуки

Ты знаешь, что звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?

Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….

Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:

На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.

Мы потолок белили, а дрова пилили.

… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:

Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).

Разучивание скороговорки…

Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.

Обратите внимание на для 2 класса для закрепления знаний


Обучающие сказки для детей

В стране Звуков


Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

«Как звуки научились превращаться в буквы»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
Пчх!
Зачем то позвали кошку:
-Кс, кс, кс!
И заскучали….
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.
-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.

Парад букв

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:
-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

Тема: Гласные и согласные звуки

Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки; научить выделять гласный звук в середине однослож­ных слов; учить образовывать приставочные глаголы; разви­вать графические умения и навыки.

1. Организационный момент

Игра с мячом «О чем я говорю?».

Дети перебрасывают друг другу мяч со словами:

- У меня синяя... рубашка, черные... брюки, красное... пальто.

2. Артикуляционная гимнастика

«Маляр»

Язычок наш- кисточка, нёбо- потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

Сделано немало, кисточка устала.

«Лошадка»

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем- привет!

«Пароход»

Отплывает пароход

Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

Набирает он свой ход.

Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

Он в гудок гудит, гудит

Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

«Пупь счастливый говорит»

Ы-Ы-Ы-Ы-Ы

3. Знакомство с гласными звуками

Логопед объясняет, что гласные звуки произносятся голо­сом, без преграды, их можно долго петь. Предлагает обозна­чить их красным кружком.

«Узнай звук».

Логопед по беззвучной артикуляции просит определить звуки: ау-и-э-о-а-о-у...

Логопед просит показать, как дует ветер (у-у), какой звук произносит лошадка (и-и), как плачет малыш (а-а), как сто­нет тот, у кого заболели зубы (о-о).

«Продолжи слово».

Логопед называет первую букву и просит сказать слово: а...рбуз, у...тка, о...сень, и...грушки, э...таж, о...блако, у...тюг, э...кскаватор и т.д.

«Отгадай звук».

По картинкам дети должны сказать, какой гласный звук они слышат в середине слова: доле, мак, лук, сок, кит...

4. Знакомство с согласными звуками

Логопед объясняет, что согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя петь. Согласные бывают твер­дыми и мягкими.

«Наоборот» - по рядам дети называют твердые и мяг­кие звуки и слоги:

[м], [м"], [п], [п"], [н], [н"], [б], [б"], [в], [в"], [д], [д"], ма-мя, пу-пю, ны-ни, бо-бе, ва-ви, ды-ди...

«Где звук живет?».

Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произно­сят название, определяют первый звук в слове, дают ему ха­рактеристику и ставят игрушку к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):

пирамидка, мяч, Незнайка...

волк, баран, матрешка, паровоз...

«Звуковые бусы».

У каждого ребенка карточка с нарисованными в черно-белом варианте бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками: красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если согласный мягкий.

5. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(встать, руки на поясе)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)

Взвился вверх и полетел. (бег)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

6. Работа в тетради

В тетради у каждого ребенка - контурное изображение платья. Логопед начинает предложение, дети заканчивают его глаголом, образованным при помощи приставки, и одно­временно рисует в тетради:

К празднику платье нужно сшить. К нему нужно пуго­вицы пришить. (Рисуют пуговицы.) Воротник кружевом об­шить. (Обводят воротник.) Карман нужно пришить. (Рису­ют карман.) На кармане цветок вышить. (Рисуют цветок.) Внизу платье подшить. (Обводят платье внизу.)

Ольга Дмитриева
Конспект занятия «Гласные и согласные звуки»

Гласные и согласные звуки

Тема : Обобщающее занятие : «Гласные звуки[а] , [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область : «Коммуникация»

Цель :

Обобщение пройденного материала по гласным звукам[а] , [о], [и], [у], [э], [ы].

Задачи :

Образовательные :

Закреплять знания детей о гласных звуках .

Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове .

Продолжать учить определять количество слогов в слов

Обучать звуковому анализу слова роза .

Познакомить со слогообразующей функцией слова.

Развивающие :

Развивать речь, внимание, мышление.

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приёмы :

Музыкальное сопровождение.

Словесный (вопросы, объяснение) .

Наглядный (картинки, слайды презентации) .

Игровой (Д/и «Найди пару» , «Узнай звук » , «Найди звук » , «Чудесный мешочек» ).

Практический (упражнения) .

Наблюдение за работой детей, советы.

Материал : Демонстрационный : картинки-схемы слов мак, дом, лук, лес, кит, роза, фишки красного и серого цвета, презентация «Гласные и согласные звуки » . Раздаточный : картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цвета.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте . И они, наверно хотят с вами познакомиться.

Сейчас мы с вами вспомним звуки . И попробуем их найти в ваших именах.

Сейчас сядет тот, у кого в имени есть

Звук И (Инна, Миша, Кирилл, Карина, Тимур) ;

Звук Э (Семён, Сеня) ;

Звук О (Соня)

Звук А (Аня, Даша)

Молодцы, вот наши гости с вами познакомились, а мы с вами вспомнили звуки .

Скажите, а как называются звуки , которые мы искали в ваших именах?

Совершенно правильно. Это гласные звуки . А почему они так называются?

Давайте посмотри на доску. И попробуем найти в этих словах волшебные, гласные звуки и отметить их красным квадратиками.

(Дети рассматривают картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит) .

Назовите гласный звук , сколько всего звуков ?

Молодцы. Ребята сегодня мы с вами попробуем разобрать слово роза.

(Дети вместе с воспитателем делают звуковой разбор слова роза ).

В слове роза сколько звуков ? А сколько гласных ? Совершенно верно. А теперь я открою вам маленький секрет : сколько в слове гласных , столько в слове и слогов.

Ребята скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

А какие приметы осени вы знаете?

Правильно падают листья, птицы улетают на юг, часто идут дожди, дуют холодные ветры.

Налетел холодный ветер, и полетели наши звуки в разные стороны , а мы сейчас попробуем их поймать.

Поиграем в игру «Поймай звук » .

Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова , необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук , пруд, укроп, рука) .

А теперь будем ловить звук [а] , вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла) . Молодцы!

Сильный ветер нагнал тучи и пошёл дождик.

Физкультминутка «Дождик»

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика» )

А сейчас садитесь по удобнее, я вам расскажу сказку.

Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а , о-о-о, у-у-у, и-и-и.

Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки , которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки .

Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше.

Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з.

Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки , но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки.

Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика.

Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им : «Вы хотите научиться петь?» , «Да» - ответили синие. «Хорошо!» - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны ?». «Да мы согласны , ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ .

И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки : Мааа, Нооо, Сууу! .

Вот так гласные и согласные стали дружить . Они стали складываться в слоги, а слоги в слова.

Сколько бывает в словах слогов?

Правильно.

А теперь мы с вами поиграем и попробуем отличить гласные и согласные звуки .

Просмотр презентации «Гласные и согласные звуки

Для того, чтобы вы лучше запомнили различие между гласными и согласными звуками я хочу прочитать вам стихотворение :

Гласные тянутся

песенкой звонкой,

могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть,

Свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.