Ранний восход читать родная литература. Лев Кассиль: Ранний восход


Лев Кассиль

РАННИЙ ВОСХОД

Опиши пейзажи с ветром и с водой и с восходом и заходом солнца.

Когда работа над этой повестью уже была начата, газета «Советское искусство» опубликовала 16 мая 1950 года письмо нескольких крупнейших деятелей искусства, театра и литературы. В нем говорилось о том, что внимание советской общественности и работников всех отраслей искусства все настойчивее привлекает творчество Коли Дмитриева.

«Выставки многочисленных работ этого феноменально талантливого и плодовитого юного художника, - рассказывали авторы письма, - организованные в ряде залов столицы, репродукции рисунков Коли Дмитриева в журналах вызвали живой интерес, всеобщее восхищение и признание самых взыскательных ценителей искусств. Достаточно перелистать, например, книгу отзывов посетителей выставки работ Коли Дмитриева… Здесь в едином взволнованном преклонении перед поразительным и светлым талантом… в патриотической гордости за страну, щедро рождающую дарования такой силы, слились высказывания крупнейших представителей советской культуры, народных артистов и народных художников, студентов, представителей Советской Армии, рабочих, педагогов, школьников.

В работах пятнадцатилетнего художника, едва лишь начавшего свой путь в искусстве, чувствуется следование лучшим традициям великих русских художников, в частности В. Серова. Жизнерадостная и задушевная мягкость колорита, стремительный и точный рисунок, острая наблюдательность, ласковая, сыновняя любовь к родной природе, безукоризненный вкус, творческая смелость, ведущая к вдохновенным находкам, и вместе с тем огромная настойчивость в работе, ученье, самосовершенствовании - вот наиболее отличительные черты этого юного, но богатырского таланта…»

«Мы считаем, - говорилось далее в письме, - что творчество Коли Дмитриева… является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам…» Письмо заканчивалось предложением издать монографию и повесть о Коле Дмитриеве.

Это выступление группы виднейших представителей нашей культуры, среди которых были В. Мухина, С. Меркуров, В. Барсова, С. Образцов, С. Михалков, А. Барто, еще более утвердило меня в ощущении своевременности и права на жизнь книги о художнике-подростке, над которой я уже работал некоторое время, захваченный всецело тем, что увидел в работах Коли Дмитриева, прочел в его дневниках, услышал в рассказах о нем.

Обо всем этом я попытался рассказать в этой книге. В основу повести положена действительная история жизни Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника. Вместе с тем, сохраняя необходимую во всякой повести свободу писательского воображения, я счел возможным в ряде моментов частично додумать, развить отдельные события и положения. Кроме того, пришлось изменить имена некоторых действующих лиц, а кое-где для стройности и цельности повествования дополнительно ввести обобщающие фигуры. Основания для этих дополнений, обобщений и догадок я находил в самом же обширном фактическом материале, собранном при отзывчивой помощи родных, педагогов и друзей Коли Дмитриева, которым я и приношу здесь сердечную благодарность.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Нет, жизнь, жизнь ловить! Воображение развивать. Вот что надо…

И. Репин

Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования.

П. Федотов

Первое открытие

Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции…

Так начал Коля и внезапно остановился, глядя на песок, по которому он, как всегда, прутиком вычерчивал то, о чем собирался рассказать. А замолчал он потому, что ему показалось, будто сейчас под его рукой произошло маленькое чудо. Он даже зажмурился.

Глядя на старшего брата, зажмурилась, старательно сморщив тугую круглую мордашку, и Катюшка. Это Коля научил ее такой игре: плотно зажмурить глаза, а потом сразу раскрыть их - и все на свете вдруг покажется новым, немножко чужим и неузнаваемым по своей окраске. Нечто похожее можно проделать и с ушами: плотно зажать их ладонями, а потом отпустить и снова прикрыть. И тогда все вокруг то будет замирать в ватной тишине, то вдруг наполняться чистыми, будто освободившимися от какой-то шелухи, звуками.

Эта повесть - действительная история о юном художнике Коле Дмитриеве. Автору пришлось изменить имена отдельных действующих лиц и ввести новые события, так как это художественное произведение. Но в целом повесть построена на реальных фактах. Краткое содержание («Ранний восход») - это детство, подростковый возраст, различные люди, оказавшие влияние на мальчика, и неустанная работа над рисунком и красками.

Дошкольник

Все интересы дошкольника Коли отражает это краткое содержание. «Ранний восход» расскажет, что во всем чувствовался замысел рисовальщика, и как будет меняться и тематика, и манера рисования юного художника. А пока это были виды ДнепроГЭСа, праздничный базар в Москве, фигурки футболистов. Еще Коля любил, когда с ним разговаривал отец его друга Женьчи, плотник, на все руки мастер. «Дай голове науку - и все осмыслить человек сможет, руки без лени - и все будет получаться», - так говаривал плотник-золотые руки.

Война

О ней Коля услышал, играя во дворе. Все замерло. Но плотник перед уходом на фронт поставил в подвале-бомбоубежище бревенчатые опоры. Мать и отец Коли рисовали камуфляжные полотна, которые вместо зданий и вокзалов будут изображать кусты, овраги, рощицы. Коля гордился, что работа родителей позволит выстоять Москве невредимой. О гордости мальчика за советских людей во время войны говорит краткое содержание. «Ранний восход» показывает суровую, холодную, голодную, но гордую Москву, в которой москвичи никогда не сомневались, что ноги врагов в ней не будет.

Родители Коли писали транспаранты на красном белыми и золотыми буквами - «Отстоим Москву». Осенью мальчик пошел в первый класс. И на уроках не мог удержаться, изрисовывая обложки тетрадей. А когда Коля уже учился в третьем классе, однажды подошел к ребятам, которые выпускали стенгазету. И Коля всех удивил, нарисовав на ней заголовок, глобус, танки, красные звезды. На газету приходили смотреть ребята из всех классов, а пионервожатый Юра сказал, что и ему пора стать пионером.

Обо всех событиях жизни может рассказать краткое содержание. «Ранний восход» покажет и знакомство с отцом Юры, профессором Гайбуровым. Очень интересный человек встретился на пути Коли. Он объяснил юному художнику, что всякое дело нельзя бросать на полпути, его надо доводить до конца. Тем более что Коля уже начал ходить в изобразительную студию Дома пионеров Киевского района. Занятия в изостудии вначале не заинтересовали Колю, но потом он понял, что они ему дают, и как быстро он продвигается вперед. Это показывает повесть «Ранний восход» (Кассиль). Краткое содержание книги рассказывает, почему и какие темы выбирал Коля для рисования - он хотел рисовать только то, что он знает и представляет хорошо, то есть не лгать рисунком.

Победа

Вот она и пришла, долгожданная победа, а с ней отец Коли, ослепший от болезни, прозрел. У Коли в семье было двойное счастье. Все высыпали на Красную площадь встречать ранний восход. Кассиль (краткое содержание книги приводится в этой статье) описывает это незабываемое ликование. Коле наказали когда-нибудь нарисовать эту картину.

Честная победа

Собравшиеся знакомые отца-художника в один голос сказали: «Надо по-настоящему учиться». Все лето Коля серьезно готовился к экзаменам в школу при Суриковском институте. Он не успевал встречаться с друзьями - все время поглощало любимейшее дело. Они обижались, посмеивались, но перед Колей стояло одно слово: экзамены, которые он среди большого конкурса выдержал. Для Коли, которому еще не исполнилось и 15 лет, это был действительно ранний восход. Кассиль, краткое содержание повести показывают целеустремленность и настойчивость одаренного мальчика.

Характер и манеры

Вот кем он не был, так это занудой. Мальчик любил людей и смотрел на них со вниманием. От его взгляда всем делалось хорошо. Коля был вежливый и самостоятельный, любил дарить маме хоть и скромный, но букетик цветов. Двигался свободно и легко, жесты были плавными. Одевался просто и аккуратно, в спортивном стиле. Но был у него во дворе недруг Викторин, который каждый раз пытался подбить Колю сделать что-нибудь неправильное, начать курить, например. Но Коля твердо сказал, что будет всегда поступать, как сам считает правильным, по собственной совести. А двор перестал его интересовать совсем.

Новая жизнь

В новой художественной школе нравилось все. Все ребята были новички, и никто не хвастался. И вдруг на уроке по композиции Коля получил тройку: педагоги решили, что он сделал свои рисунки, глядя на работы Серова. Это было не так, но преподаватель сказала, что из этого Коля должен извлечь урок: надо больше учиться. Ему советовали - ищи необычное в обычном, а в необыкновенном отмечай типичное, только тогда будет ярко и правдиво. Он много читал книг по искусству. Школа была - целый мир, поглощавший Колю. Это все отражено в книге «Ранний восход», краткое содержание которой рассказывает о том, что целиком и полностью захватывало и не отпускало подростка.

Репинка

Но вот подошло лето. Коля с сестрой Катей собрались поехать к домработнице Нюше, которая работала у них до войны, и пообещал маме, что рисовать будет много. Их в деревне приняли как самых дорогих гостей. Коля и его сестра быстро подружились с деревенскими ребятами. Один молодой пастушок рассказывал, как ему в одиночку довелось бороться с двумя волками. Коля нарисовал его портрет и пообещал, что в Москве сделает картину «Подвиг пастушка». Подружился Коля и с Мишей Хруповым, который жил в Репинке вторую неделю и показал Коле много красивых мест. По всей Репинке пошли разговоры, что здесь рисует художник, и многие бежали посмотреть. Но для настоящей работы требовалось уединение.

А для ребят из деревни Коля сделал лук и стрелы, а также забавные мишени из бумаги. Он рисовал и рисовал, не останавливаясь. Приближалась осень. За лето накопилось много работ. Папа с мамой будут рады.

А Миша Хрупов зазвал Колю на охоту. Вышли чуть свет. День только начинался...

Достоинства: Замечательное оформление Комментарий: Это потрясающая книга!!Настолько трепетно, трогательно и тепло описывает автор жизнь юного художника, светлого мальчика Коли Дмитриева, его переполненный сомнением, неверием в себя творческий путь, его настойчивость, стремление, как хорошо, что ему встретились понимающие люди, которые ценили его картины и помогали советами и просто добрым словом!Замечательные родители, счастливое детство, только, к сожалению, испорченное войной... По-моему, каждому нужно прочитать эту книгу, дети поймут, как важно найти себя в этой жизни, найти свое призвание и оставаться счастливым всю жизнь, занимаясь любимым делом, ну, а для взрослых просто хотя бы на немного вернуться в ту прекрасную страну под названием детство...

Наталия 0, Россия

Светлая, настоящая, лирическая история о маленьком мальчике Коле Дмитриеве, мечтающим стать художником, трогает до глубины души. Коля и его семья живут на Арбате, он как и все мальчики своего возраста любит играть во дворе, гонять мяч и гулять с папой по Москве. Коля занимается музыкой, неплохо сочиняет истории и очень любит рисовать. Лев Кассиль - один из моих любимых писателей еще с детства, поэтому увидев в продаже переизданную книгу ""Ранний восход"", я решила приобрести ее для нашей библиотеки. Если Вы любите ""Тимур и его команда"", ""Чук и Гек"", ""Кондуит и Швамбрания"", то эта книга Вам обязательно понравится.

Карина 0, Россия,Москва

Лев Кассиль

Лев Кассиль
Имя при рождении:

Лев Абрамович Кассиль

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Произведения на сайте Lib.ru

Лев Абра́мович Касси́ль (27 июня () - ) - советский писатель, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1965).

Биография

В городе Энгельс существует Музей Льва Кассиля .

Библиография

  • «Вратарь республики» (1938)
  • «Черемыш, брат героя» (1938)
  • «Великое противостояние» (1941-1947)
  • «Твои защитники» (1942)
  • «Дорогие мои мальчишки» (1944)
  • «Улица младшего сына» (1949)
  • «Ранний восход» (1953)
  • «Про жизнь совсем хорошую» (1959)
  • «Чаша гладиатора» (1961)
  • «Маяковский - сам» (1963)
  • «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964)
  • «Ход белой королевы»
  • «Три страны, которых нет на карте» (1978)

Примечания

Ссылки

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Лев Кассиль Ранний восход Повесть о юном одаренном художнике Коле Дмитриеве. Издание содержит иллюстрации - Детская литература, (формат: 84x108/32, 288 стр.) Золотая библиотека 1973
    250 бумажная книга
    Лев Кассиль Ранний восход Прижизненное издание. Москва-Ленинград, 1953 год. Государственное издательство Министерства Просвещения РСФСР. Иллюстрированное издание. Издательский переплет. Сохранность издания хорошая. Выставки… - Издательство Детской литературы, (формат: 70x92/16, 322 стр.) 1953
    530 бумажная книга
    Лев Кассиль Ранний восход Выставки многочисленных работ, репродукции рисунков Коли Дмитриева - пятнадцатилетнего художника - вызывали всеобщее восхищение в 50-х годах XX в. В основу повести "Ранний восход" положена… - Издательство Детской литературы, (формат: 70x90/16, 320 стр.) 1963
    380 бумажная книга
    Лев Кассиль Ранний восход Что вас ждет под обложкой: Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам… - Клевер-Медиа-Групп, (формат: 145x200, 336 стр.) Просто хорошие книги 2015
    314 бумажная книга
    Кассиль Лев Абрамович Ранний восход Что вас ждет под обложкой:Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам… - Клевер-Медиа-Групп, (формат: 145x200, 336 стр.) Просто хорошие книги 2015
    248 бумажная книга
    Кассиль Лев Абрамович Ранний восход Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказаннаянам классиком отечественной детской… - Клевер-Медиа-Групп, (формат: 145x200, 336 стр.) Просто хорошие книги 2015
    428 бумажная книга
    Лев Кассиль Ранний восход Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам классиком отечественной… - (формат: 145x200мм, 336 стр.) Просто хорошие книги 2015
    250 бумажная книга
    Ранний восход Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказаннаянам - (формат: 145x200, 336 стр.)
    302 бумажная книга
    Лев Кассиль Лев Кассиль. Повести Прижизненное издание. Москва, 1955. ДЕТГИЗ. Издательский переплет. Сохранность хорошая. В сборник "Повести" включены автобиографическое произведение "Кондуит и Швамбрания", повести "Черемыш, брат… - Издательство Детской литературы, (формат: 84x108/16, 512 стр.) 1955
    670 бумажная книга
    Лев Кассиль Лев Кассиль. Собрание сочинений в 5 томах (комплект) В первый том входят: автобиография "Вслух про себя", широкоизвестные повесть "Кондуит и Швамбрания" и роман "Вратарь Республики", рассказы из цикла "Есть на Волге утёс" . Во второй том входят повести… - Детская литература. Москва, (формат: 84x108/32, 3350 стр.) 1965
    2200 бумажная книга
    Лев Кассиль Лев Кассиль. Собрание сочинений в 5 томах. Том 5 Издание 1967 года. Сохранность хорошая. В пятый том собрания сочинений Льва Кассиля вошли: повесть "Ранний восход", очерки "Маяковский - сам", "Чудо Гайдара", "Шагнувший кзвёздам", из записей разных… - Детская литература. Москва, (формат: 84x108/32, 640 стр.) Лев Кассиль. Собрание сочинений в 5 томах 1967
    370 бумажная книга
    Серия "Золотая библиотека" (комплект из 37 книги) В этой серии представлены лучшие советские произведения для детей и юношества. Направленные на формирование сильной личности, они дарят море удовольствия от чтения, ведь в этих книгах герои попадают… - Детская литература. Москва, (формат: 84x108/32, 16803 стр.) Золотая библиотека. Избранные произведения для детей и юношества

    В ыставки многочисленных работ, репродукции рисунков Коли Дмитриева - пятнадцатилетнего художника - вызывали всеобщее восхищение в 50-х годах XX в.

    В основу повести «Ранний восход» положена действительная история Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника.

    Лев Кассиль

    РАННИЙ ВОСХОД

    ОТ АВТОРА

    Когда работа над этой повестью уже была начата, газета «Советское искусство» опубликовала 16 мая 1950 года письмо нескольких крупнейших деятелей искусства, театра и литературы. В нем говорилось о том, что внимание советской общественности и работников всех отраслей искусства все настойчивее привлекает творчество Коли Дмитриева.

    «Выставки многочисленных работ этого феноменально талантливого и плодовитого юного художника, - рассказывали авторы письма, - организованные в ряде залов столицы, репродукции рисунков Коли Дмитриева в журналах вызвали живой интерес, всеобщее восхищение и признание самых взыскательных ценителей искусств. Достаточно перелистать, например, книгу отзывов посетителей выставки работ Коли Дмитриева… Здесь в едином взволнованном преклонении перед поразительным и светлым талантом… в патриотической гордости за страну, щедро рождающую дарования такой силы, слились высказывания крупнейших представителей советской культуры, народных артистов и народных художников, студентов, представителей Советской Армии, рабочих, педагогов, школьников.

    В работах пятнадцатилетнего художника, едва лишь начавшего свой путь в искусстве, чувствуется следование лучшим традициям великих русских художников, в частности В. Серова. Жизнерадостная и задушевная мягкость колорита, стремительный и точный рисунок, острая наблюдательность, ласковая, сыновняя любовь к родной природе, безукоризненный вкус, творческая смелость, ведущая к вдохновенным находкам, и вместе с тем огромная настойчивость в работе, ученье, самосовершенствовании - вот наиболее отличительные черты этого юного, но богатырского таланта…»

    «Мы считаем, - говорилось далее в письме, - что творчество Коли Дмитриева… является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам…» Письмо заканчивалось предложением издать монографию и повесть о Коле Дмитриеве.

    Это выступление группы виднейших представителей нашей культуры, среди которых были В. Мухина, С. Меркуров, В. Барсова, С. Образцов, С. Михалков, А. Барто, еще более утвердило меня в ощущении своевременности и права на жизнь книги о художнике-подростке, над которой я уже работал некоторое время, захваченный всецело тем, что увидел в работах Коли Дмитриева, прочел в его дневниках, услышал в рассказах о нем.

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    ГЛАВА 1

    Первое открытие

    Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции…

    Так начал Коля и внезапно остановился, глядя на песок, по которому он, как всегда, прутиком вычерчивал то, о чем собирался рассказать. А замолчал он потому, что ему показалось, будто сейчас под его рукой произошло маленькое чудо. Он даже зажмурился.

    Глядя на старшего брата, зажмурилась, старательно сморщив тугую круглую мордашку, и Катюшка. Это Коля научил ее такой игре: плотно зажмурить глаза, а потом сразу раскрыть их - и все на свете вдруг покажется новым, немножко чужим и неузнаваемым по своей окраске. Нечто похожее можно проделать и с ушами: плотно зажать их ладонями, а потом отпустить и снова прикрыть. И тогда все вокруг то будет замирать в ватной тишине, то вдруг наполняться чистыми, будто освободившимися от какой-то шелухи, звуками.

    Зажмурившись, Катя ждала, что брат, как всегда, открыв глаза, скажет: «У меня сейчас все желтое стало», на что она готовилась тотчас же откликнуться: «Ох, и у меня все желтенькое совсем!» Но на этот раз брат ничего не сказал. И, когда Катя осторожно приоткрыла один глаз, она увидела, что Коля ногой стирает какие-то полоски, начерченные им на песке. При этом вид у Коли был словно озадаченный и чем-то даже смущенный. Он смотрел себе под ноги, хмурился, моргал и потом, вдруг оглядев знакомый двор, растерянно уставился на сестренку и сидевшего рядом с ним верхом на скамейке Женьчу Стриганова.

    ГЛАВА 2

    Цвета радуги

    Какое интересное и важное место - двор! Во сколько разных окон смотрит на него жизнь днем и бросает свои таинственные отсветы по вечерам! Сколько людей встречаются здесь, чтобы разойтись потом в одну сторону, через подъезды, - по своим квартирам, и в другую, через калитку, - по своим делам, в школу, на службу! Двор - как шлюз, через глубокую камеру которого люди опускаются в открытое море, шумящее там, за воротами, а по вечерам поднимаются к своим пристаням.

    Коля любил свой большой двор.

    Так посмотреть - ничего особенного во дворе не было. Обыкновенный московский двор, каких тысячи и в Замоскворечье и в приарбатских переулках. Но как обижало Колю, когда кто-нибудь из взрослых соседей снисходительно говорил: «Место у нас тут тихое, живем в сторонке, неприметно…»

    Неужели они не чувствовали, как замечательно был связан двор со всеми большими и интересными делами, о которых говорил народ и писалось в газетах! Да, двор выходил на тихий Плотников переулок, и слева и справа от него были такие же обыкновенные приарбатские дворы. Но он стоял на земле, под которой как раз в тот год, когда родился на свет Коля, прорыли тоннель арбатского радиуса метро, и Женьча уверял, что ночью, когда все затихает, если припасть ухом к земле во дворе, слышно, как бегут, гудят под землей поезда. Коля тоже не раз украдкой ложился вечером на холодную землю в уголке двора и старался уловить этот подземный гул. И ему казалось, что он слышит… как слышал он по ночам через открытую форточку наплывавшие с ветром издалека гудки пароходов, которые пришли с Волги по новому каналу в Москву, или нежный, полузаглушенный перезвон кремлевских часов…

    А небо над двором!.. Неужели забыли взрослые, как несколько лет назад в ясный, голубой сентябрьский день высоко-высоко в небе висела над двором полупрозрачная капля стратостата! Крохотный шарик, который нес трех смельчаков, поднялся на такую высоту, на какую еще не забирался ни один человек на свете.

    ГЛАВА 3

    Дороги старших

    Ах, эти старшие! Как завидовала им Катюшка! Какие они интересные, независимые, смелые! Например, Женьча и другие мальчишки. Как вольно они живут! И ничего не боятся: выходят сами за ворота в переулок, бегают стремглав по лестницам, перемахивают через ступеньку, а то и две, совершенно не трусят соседской овчарки Джульбарса и как хорошо, как далеко плюют!.. А дядя Гриша, шофер, позволяет им накачивать насосом баллон на машине, и сам товарищ Орлов, старший дворник, дает им иногда длинную кишку и медный брандспойт, чтобы поливать двор и мостовую.

    А что она? Финтифлига… Так назвал ее почему-то Коля. Что это означало, никто не знал. Но что-то тут таилось обидное. И уж совсем непонятно и обидно звучало другое прозвище, которым наделил ее старший брат: Симак-Барбарик… Все удивлялись, и мама и папа, почему Коля так называет сестренку, а тот только лукаво отмалчивался.

    Мама, он опять меня дразнит! - жаловалась Катюшка.

    Коля, зачем ты обижаешь ее? Ведь ты же большой.

    Мамочка, я ее не обижаю, не дразню, но я же не виноват, если она настоящая Финтифлига и к тому же Симак-Барбарик.

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    ГЛАВА 1

    Новые друзья

    Едва Коля впервые попал в изостудию, как он сразу решил, что ничего хорошего здесь у него не выйдет.

    Дом пионеров в те дни занимал помещение эвакуированного детского сада. Это было недалеко от Плотникова переулка, здесь же, близ Арбата, во Власьевском. Отдельной комнаты для изокружка в доме не нашлось. Ребята кочевали из одного угла в другой и большей частью размещались где-нибудь в большом зале. А дом отсырел насквозь, отапливали его плохо, и казалось, что в большом зале гуляет ветер. Настоящих мольбертов не хватало. Ребята таскали с места на место холодные стулья. На одном - сидеть, на другом, прислонив к спинке, - устанавливать доску с наколотой грубой оберточной бумагой. Иной сейчас не было… И все это показалось Коле, когда он первый раз записался в кружок, неуютным, скучным и будничным. Нет, не такой представлял себе Коля студию изобразительных искусств!

    Но совсем не в этом было главное. А вот когда он посмотрел на рисунки, стоявшие на мольбертиках и стульях, его охватил страх. Он не думал, что эти пионеры и пионерки, сидевшие, не снимая пальто, в холодном, неприветливом помещении и выглядевшие немногим старше его самого, могут так хорошо рисовать. Какие красивые тени растушевывали они! Как смело - одним махом - наносили нужные линии, слегка откинувшись назад и уверенно, как показалось Коле, поглядывая на свои творения!

    Коля хотел было уже удрать, чтобы не срамиться при всех. Но тут его заметил ходивший между стульями и мольбертами руководитель студии Сергей Николаевич Яковлев, приземистый, седоватый, с добродушно прищуренными глазами человек. Увидев перед собой заробевшего мальчугана, который сдернул тотчас же со светлых пепельно-золотых волос лыжную шапочку и растерянно водил по залу большими глубоко-голубыми глазами, Сергей Николаевич быстро подошел к нему:

    Ты к нам? Рисовать хочешь? Уже записался? Как фамилия?

    ГЛАВА 2

    «Зеленые» девочки

    Вскоре появились у Коли новые знакомые не только в студии. Играли раз в хоккей возле бывшего сада при клубе глухонемых, на пустыре, куда теперь тоже был открыт доступ, так как заборы были снесены. Конечно, это был не настоящий хоккей: просто гоняли палками ледяшку по пустырю. О настоящих клюшках, которые настоящие хоккеисты, снимаясь всей командой, обычно выставляют вперед тесным рядком, похожим на молоточки в рояле, и мечтать не приходилось. Но от этого азарта в игре было не меньше, чем в настоящем хоккее.

    Коля очень ловко водил по обледенелому пустырю ледяшку, изворачивался, проскакивал вперед, бил по воображаемым воротам. Увлеченный игрой, он, однако, успевал заметить, что на пустырь пришли снова «зеленые» девочки.

    Так мальчики называли промеж себя двух девочек, которые постоянно приходили на пустырь, катались с горки на санках и хотя оставались в отдалении, но то и дело бросали взоры в сторону хоккеистов. Девочки были, вероятно, сестрами-близняшками. Обе в зеленых шубках, в зеленых шапочках, отороченных серым каракулем, в одинаковых серых варежках с белыми узорами и сами совершенно на одно лицо. Издали даже нельзя было никогда разобраться, которая из двух девочек пришла на пустырь.

    Пробовали подсылать туда Катюшку, чтобы она замолвила словечко, не желают ли, мол, сестрицы познакомиться. Можно будет и на санках их прокатить и даже гору, если угодно, сделать повыше.

    Катя, не раз уже выполнявшая обязанности ординарца, опять отправилась в дальний угол пустыря, побыла там с полчасика, как будто по своим делам, и, вернувшись, сообщила, что девочек зовут Кира и Надя, что они действительно сестры-близнецы, а фамилию она у них спросить забыла, и что они не прочь подружиться с хорошими мальчиками. Только пусть уж мальчики, если им так хочется завести знакомство, придут первыми к ним.

    ГЛАВА 3

    Химия салютных огней

    Все как будто шло хорошо. Везде чувствовалось, что близится конец войны. Как ожесточенно ни сопротивляется враг, он уже зря и бессмысленно тратит свои силы и, истекая собственной кровью, бесцельно терзает мир, истосковавшийся по покою.

    В один из летних жарких и ясных дней проползла по Москве серая шестидесятитысячная колонна пленных фашистов. И Коля с ребятами ходил смотреть на них и даже кое-что успел зарисовать в свой альбомчик. Унылые, безрадостные лица, сизо-зеленые мундиры, которые москвичи видели прежде только в кино. Безмолвно стояли на тротуарах тысячи людей, ничего не простивших. В суровой тишине, как бы оковавшей с обеих сторон улицу, шелестел на московском асфальте заплетающийся шаг тех, кто еще недавно собирался парадным маршем пройтись по Красной площади и по всей нашей стране, попирая сапогами из фашистского цейхгауза все, что нам было дорого и свято. «Доннерветтер, клякспапир!» - кричал фашистам из толпы Викторин. Женьча, что-то подсчитывая, бормотал себе под нос. А Коля молчал, вглядывался и то и дело раскрывал свой альбомчик, судорожно выхватывая его из кармана.

    В школе дела тоже шли хорошо. Коля с отличными отметками перешел в следующий класс. Был им доволен и вожатый Юра. На сборе отряда Колю Дмитриева упомянули в числе лучших пионеров. Хвалил его в студии Дома пионеров и Сергей Николаевич. Только сам Коля был недоволен собой. Подолгу просиживал он, мрачнея, над своими работами, сделанными в студии и дома, и чувствовал, как они ему сейчас уже неприятны.

    Все мне разонравилось, - жаловался он Женьче.

    Не халтуряй, - степенно советовал Женьча.

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

    ГЛАВА 1

    В доме против Третьяковской галереи

    Был он, казалось, наделен врожденным изяществом, какой-то особой свободой и в то же время скромной простотой движений. Смотрел на людей и с ненасытным и добрым вниманием. От его взгляда у всех делалось хорошо на душе, и воздух, казалось, вокруг этого стройного, светлоголового подростка становился прозрачнее и чище. Шел ли он с мячом в руке на пустырь, чтобы «постучать» в футбол с ребятами, отправлялся ли со своим походным ящичком в парк на зарисовки, покупал ли цветы, взыскательно и бережно перебирая их у уличного киоска, - все в нем радовало даже посторонних людей. Смотрели ему вслед и говорили! «Ну какой ладный паренек! И вежливый, и держится самостоятельно».

    Дома всегда любовались, когда Коля входил в комнату, совал с неизбежным грубоватым смущением маме купленный букетик душистого горошка, двигался широко, свободно, легко. Жест у него был пластичный, просторный, иногда будто небрежный, но почти всегда точный: книжка, принесенная им и посланная размашисто на стол, ложилась в нужный уголок. Ставил вещь на место сразу, не переставляя, не терпел суеты, радовался порядку в доме и сразу примечал малейшие перемены.

    О-о, занавесочки повесили! Как у нас хорошо теперь! - радовался он, едва войдя в дом. - Мама, а ты сегодня по-новому причесалась. Вот идет тебе так!

    Сам он не был щеголь, ценил простоту в костюме, любил одеваться во вкусе спортивном, которого старался строго придерживаться. Короткие штаны с накладными карманами, клетчатая рубашка-«ковбойка» с расстегнутым мягким воротником, закатанные выше локтя рукава.

    Таким был Коля Дмитриев, когда его приняли в Среднюю Художественную школу.

    ГЛАВА 2

    Не боги горшки обжигают

    Было еще немало трудных дней у Коли. Он позволял себе иногда слишком большие вольности в рисунке, особенно в композициях. У него-то самого все это шло от необузданной пылкости воображения, от умения поймать и проследить связи, другим незаметные, от смелого, порою дерзкого поиска наиболее разительных черт. И это всем очень нравилось в классе. Коле начинали подражать. А у подражателей такие повторения влекли за собой уже неизбежные погрешности в рисунке, так как приходили готовыми с чужого листа и теряли то, что у Коли опиралось на ясное разумение и собственную догадку. За это подражатели получали, естественно, плохие отметки. Им это казалось обидным: «Почему у Дмитриева пять, когда нарисовано так же?» Это уже нарушало ту незыблемую академическую дисциплину, которая требуется для постановки точного рисунка. Следовало, таким образом, прибрать к рукам слишком уж прытко шагавшего юнца, полагали некоторые педагоги, чтоб другим неповадно было.

    Коля сначала не понимал, в чем дело, почему у него стали хуже отметки по специальности. На какое-то время он даже приуныл. Забеспокоился и Федор Николаевич и отправился к дяде Володе, чтобы посоветоваться.

    Да не волнуйся ты! - урезонивал его дядя Володя. - Никто его не испортит. Нельзя его испортить. Я же тебе объяснял. А то, что школят его как следует, это даже полезно. Он некоторых вольностей набрался, это верно. Пусть его погоняют как следует. Это ему на пользу.

    Успокаивала Колю и Антонина Петровна:

    Ты очень увлекаешься необычным. А ты ищи в обыкновенном свое, никем не виденное, но ему присущее. В будничном разгляди то, что для глаза будет празднично, а в необыкновенном отмечай типичное, самое характерное. Тогда и будет правдиво, и ярко, и жизненно.

    ГЛАВА 3

    Краски восхода

    За час до утренней побудки в лагере хватились, что Коли Дмитриева нет. Койка его была прибрана, но сам он исчез. Это было очень странно. Все всполошились. За десять дней пребывания в школьном лагере близ села Подмоклово на Оке все привыкли считать Колю мальчиком дисциплинированным и аккуратным. Вечером накануне он был на линейке со всеми, потом отправился на общее мытье ног, лег вовремя, был на месте во время ночного обхода дежурного по лагерю. А сейчас словно сквозь землю провалился…

    Куда мог деться такой старательный, никогда не позволяющий себе дурных выходок мальчик, о необычайном трудолюбии которого среди «шпротов», как называли старшеклассники младших обитателей лагеря Художественной школы, ходили уже легенды! «В первом-то классе Дмитриев с утра до ночи только и знает, что пишет и пишет. Прямо ненормальный какой-то…»

    Первые дни Коля ходил в майке, сильно обжегся на солнце, и все его дразнили: «Сгорел на работе». Куда же он пропал сегодня?

    Сергей Павлович немедленно организовал поиски. Несколько групп школьников, которые тут же не без удовольствия назвали себя «поисковыми партиями», вышли за пределы лагеря. Мальчишки были очень довольны этим неожиданным развлечением, а девочки, и прежде всего, конечно, Юля Маковкина, волновались и строили всякие страшные предположения. Выйдя из лагеря, миновав холм с березовой рощей и приблизившись к лесу, все стали кричать: «Коля-а-а-а! Дми-три-ев! Ау-у!»

    В чем де-ло-о? - послышалось вдруг позади искавших.

    Слово у дверей

    (Эпилог)

    Зимой 1951 года в одном из центральных залов столицы снова открылась «выставка работ ученика Московской Средней Художественной школы Коли Дмитриева». До этого выставка в течение нескольких месяцев переходила в Москве из одного зала в другой, и везде она вызывала самый отзывчивый и взволнованный интерес. Затем выставка побывала в Ленинграде. Оттуда ее тоже долго не отпускали. Но вот теперь она снова вернулась в столицу.

    В один из воскресных дней выставку посетила большая группа пионеров, приехавших из подмосковных районов. Здесь были и юные геологи, и маленькие садоводы-мичуринцы, и авиамоделисты, и будущие кораблестроители. Всех их привел на выставку невысокий плечистый человек с маленькой старомодной бородкой, уже очень немолодой, в коротких штанах и толстых туристских чулках, в просторной вельветовой блузе, из карманов которой торчали карандаши и поблескивал металлический ободок лупы. Те, кто читал эту книгу, узнали бы в нем профессора Александра Николаевича Гайбурова.

    Профессор подвел своих питомцев к большой, массивной белой двери, которая вела в зал, где разместилась выставка, широко раскинул руки и свел их, как бы собирая пионеров вокруг себя потеснее.

    Милые мои друзья, - начал он, и все затихли. - Мы сейчас с вами увидим замечательные работы одного из талантливейших младших сыновей нашей великой Родины, совсем еще юного художника - Коли Дмитриева. Прежде чем раскроется эта дверь, я хотел бы вам сказать несколько слов…

    Давно не делился сокровищами своей книжной полки. Решил исправиться. Кто-нибудь помнит такую замечательную книгу детства "Ранний восход", написанную Львом Кассилем? Этой книгой я зачитывался в детстве. Она рассказывает о жизни, творчестве и трагической гибели юного и очень талантливого художника Коли Дмитриева. Купил прекрасное Детгизовское издание 1963 года с иллюстрациями работ Коли у букиниста просто за смешные деньги!

    Если кто не читал эту книгу категорически советую. Вот что написал о самой книге Лев Кассиль: "«Ранний восход»... Так называется большая повесть, которая недавно закончена мною после двухлетней работы. В повести рассказывается о том, как жил, рос, воспитывался, учился и работал замечательный юный художник, ученик московской средней художественной школы, пионер Коля Дмитриев. Я назвал свою повесть о Коле Дмитриева «Ранний восход», потому что вся светлая короткая жизнь Коли, оборвавшаяся на самой заре - в пятнадцать лет - от несчастного случая на охоте, была необыкновенно ранним восходом громадного таланта, уже ярко проявившегося и обещавшего так много дать нашему искусству".

    Коля (Николай Фёдорович) Дмитриев - необыкновенно одаренный юный художник-акварелист, которому прочили славу великого Валентина Серова. Он родился 9 марта 1933 г. в Москве, в семье художников по текстилю Фёдора Николаевича и Натальи Николаевны Дмитриевых. И всю свою короткую жизнь рисовал. Его биография укладывается в какие-то несколько строк, но он успел заявить о себе как о большом мастере. Мальчик обладал и музыкальными способностями. В 1940 г. поступил в музыкальную школу, однако с началом войны она закрылась. Детство его пришлось на трудное военное и послевоенное время - дети рано тогда приобретали чувство ответственности. Мама направляла развитие сына с самых ранних лет, приучая его к труду и помогая ему сознательно выбирать средства художественной выразительности в соответствии с замыслом.

    С одиннадцати лет Коля уже учился в изостудии при районном Доме пионеров, а в тринадцать - поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) им. В. И. Сурикова. Он никогда не расставался с карманным альбомчиком, постоянно делая зарисовки с натуры. Сюжеты для своих работ находил буквально повсюду - в родных арбатских дворах и переулках, в деревне, куда выезжал на летний отдых. Писал пейзажи, натюрморты, портреты близких и знакомых, многофигурные композиции, чудесно изображал бытовые сценки. Он умел передать красоту изменчивых состояний природы, непогоду и яркое солнце, дыхание полей, прозрачность березовой рощи. Все его акварели, даже «пасмурные» и «вечерние», были пронизаны светом. Любил читать, особенно классику, и с удовольствием иллюстрировал понравившиеся ему вещи. Так появились иллюстрации к повестям и сказкам Пушкина, произведениям Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Гоголя, к басням Крылова, очень верно отображающие характеры действующих лиц и окружающую их обстановку.

    Последнее свое лето Коля провел в деревне Репинке Калининской области. Много работал. За два месяца он создал около 150 акварелей и рисунков. Его жизнь трагически оборвалась 12 августа 1948 г.: на охоте неожиданно выстрелило ружье - пуля попала в висок… Похоронили Николая в Москве, на Ваганьковском кладбище. А через год, в 1949-м, в Центральном доме работников искусств открылась первая выставка его работ. В 1953 г. Лев Кассиль написал о нем повесть «Ранний восход», выдержавшую десятки изданий и переведенную на несколько языков. Интерес к его творчеству не уменьшается и сегодня. В Москве, Петербурге и других городах проходят персональные выставки этого замечательного художника, так и оставшегося навечно молодым.