Ранение князя андрея на поле аустерлица. Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир

Лев Толстой до сих пор славится тем, что подробно изображал духовную эволюцию или деградацию своих персонажей, поясняя, что и к чему привело. Эти переломы в жизни героев не происходят на пустом месте, а являются результатами каких-то событий. Одно из таких ключевых происшествий – ранение князя Андрея Болконского. Анализ отрывка «Под небом Аустерлица», описание и значение этого фрагмента необходимы читателю для наиболее полного понимания замысла писателя, его авторской позиции и идеи романа, считающегося легендарным образчиком русской литературы в нашей стране и за рубежом.

Князь Андрей пошел на войну по собственному желанию, на что имел несколько причин. Во-первых, Болконский хотел вырваться из обыденности, он устал ходить на светские вечера и вести пустые разговоры. Герой не мог бездействовать, жить без идеи. Он понимал, что даже в любви к жене он ошибался, не находил понимания у нее. Во-вторых, герой амбициозен, самолюбив, поэтому он хотел совершить подвиг, ждал «своего Тулона».

Что произошло с Андреем под небом Аустерлица? Перед битвой героя охватывают противоречивые мысли. С одной стороны, он думает о смерти, о том, что в бою от него мало что зависит, вокруг тысячи случайностей. И цель всего этого крайне туманна: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?». Но инстинкт самосохранения перекрывается тщеславием, герой мысленно уже ведет за собой войско к победе против одной из самых сильных европейских армий. Л.Н. Толстой намеренно снижает пафос происходящего, Андрей слышит шутки солдат. Они далеки от высокопарных рассуждений, но именно на них лежит вся ответственность за победу.

В бою он действительно устремляется вперед, берет знамя и пытается повести наступление. Автор описывает героический поступок обыденно: громоздкая, неудобная ноша в виде знамени, а ранение сравнивается с ударом палки по голове. И вот герой падает, находится на грани жизни и смерти, смотрит вверх и видит небо. Что понял Андрей под небом Аустерлица? В этот момент он осознает, что нет ничего важного в войнах, подвигах, знаменах и битвах. Самое важное, самое вечное – это как раз небо, природа, сама по себе простота жизни, а остальное суетно.

Каковы смысл и роль эпизода «Небо Аустерлица» в романе «Война и мир»? Отрывок вводится автором для того, чтобы отразить его пацифистское мировоззрение, а также показать ключевой момент в жизни героя, который изменил его ценности. С этого момента Болконский понимает тщетность и ненужность войны и славы, в его жизни наступает новый период.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Момент, когда Андрей смотрит в небо, понимает, что значит жизнь для него, я бы назвал кульминацией всего эпизода. До того, как его ранили, он говорил: “Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне дорогие многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей” . После того как он полежал на поле боя, посмотрел на небо и осознал всю ценность жизни, он уже никогда не скажет такого.

В сущности, этот эпизод отражает переломный момент в жизни князя Болконского. До этого момента он относился к жизни, как к дорогой игрушке, которую нелегко потерять, но лежа на поле и, понимая, что эта игрушка ускользает из его рук, а вместе с ней ускользает и весь мир, эта игрушка превратилась в золотой самородок, за который он отдал бы все на свете.

В бою на поле Аустерлица участвовали многие из действующих лиц романа, но все их помыслы были не о том, как выиграть этот бой у противника, а о том, как отличится самому, показаться начальству. Но если посмотреть на эти порывы “ложного” героизма со стороны, то и эти подвиги ничто по сравнению с тем, к чему они привели – поражению. Зачем было Андрею поднимать солдат на бой, если заведомо было видно, что это ни к чему не приведет, он всего лишь делал то, о чем давно мечтал. С Ростовым та же ситуация – он ехал к командованию по поручению и он был горд только тем, что он увидит государя или главнокомандующего, а не тем что он выполняет военную задачу, которая, быть может, спасет несколько сотен человеческих жизней.

Напротив, понимая насколько дорого ему все на этом свете, он будет рад даже тому, что его нашли французы, так как они те, кто может ему помочь и спасти его от неминуемой гибели: “…Он знал, что это был Наполеон – его герой… Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь” .

Болконский на поле Аустерлица

“…Но князь Андрей не видел, чем это закончилось. Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел” .

Все эти порывы к чему-то необычному, великому, у наших героев не имели основания под собой. Под ними не было нравственной почвы для их свершения, кроме тщеславия и эгоизма.

Именно эта боль помогла Андрею понять, что он может потерять, расставшись со своей жизнью. Но главное не в том, что он понял, что значит жизнь в полном ее смысле, а то что он понял это не так поздно, чтобы даже не успеть пожалеть об этом.

/ / / Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»)

Роман «Война и мир» наполнен разноплановыми героями, которые имеют индивидуальные характеры, которые наделены своими исключительно личными убеждениями. А все это благодаря таланту и мастерству автора, который был не только успешным писателем, а и замечательным психологом.

В тексте романа читатель встречается с образом князя Андрея, который по первой задумке должен был стать второстепенным образом. Однако в ходе написания романа Лев Николаевич определяет Болконскому главную роль, делает его действующей фигурой на протяжении всего произведения.

В самом начале романа изображен, как человек–протест. Он противится от всего, что его окружает. По мнению Андрея, светское общество, и все, что его окружает, просто остановилось в развитии. Герой желает уйти от этого, вырваться на волю, стать дальше и выше обыденности. По этой причине, Андрей определяет перед собой цель – совершить военный подвиг, прославится. Образцом для подражания для Болконского становится сам Наполеон.

День битвы под Аустерлицем является необычайно важным для главного героя. Честолюбивые планы Андрея не осуществляются. В его душе происходит настоящий перелом, который повлечет за собой изменение мировоззрения князя, его переосмысление жизни и поиск новой истины.

Вчитываясь в эпизод сражения, читатель переносится на местность Працежной горы. Там упал князь Андрей, его ранило. Теперь, голова его совершенно не занята мыслями о битве. Всматриваясь в небо, герой осознал, что ничего не знал об этой жизни ранее.

Находясь в таком состоянии, Болконский смог переосмыслить свое отношение к Наполеону. Возле князя пробегали воины. А вот и голос его кумира слышался издалека. Только теперь Наполеон казался маленьким, ничтожным человеком, тщеславным и жестоким лидером, который мог наслаждаться несчастьем других.

Душа Андрея была переполнена необъяснимыми ощущениями. Желание совершить военный подвиг было разрушено. Болконский находился в растерянности. Однако высоченное небо дарило успокоение. Болконский осознал, что счастье нужно искать в другом месте. Теперь герой задумался о Всевышнем, о своей семье, о жене и сыне. Мысль спокойного домашнего уюта завладела ним. Она приносила ему удовольствие.

Находясь на грани смерти, в герое происходит полное переосмысление жизни. Он отказывается от военной службы и больше интересуется семьей.

Эпизод боя под Аустерлицем открывает читателям совершенно другого Болконского, объясняет причину его внутреннего перелома. Конечно, мысли князя Андрея о жизни и смерти, о важнейших жизненных ценностях заставляют и нас задуматься над этими же вопросами.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

Одним из положительных героев романа является князь Андрей Болконский. Писатель наметил сначала эпизодическую фигуру офицера-аристократа, но затем она вылилась в фигуру главного героя, который в результате долгих поисков, ошибок и борьбы приходит к народу. Это, по мнению Толстого, и делает его положительным.
Позиция князя Андрея в самом начале романа – это конфликт со средой. Этот конфликт назревает из-за неудовлетворенности героя окружающей его действительностью. Болконского не устраивает общество, в котором он находится. Высший свет остановился в своем развитии, походит на болото, которое засасывает в трясину праздномыслия, бездействия, внешного блеска и внутренней бессодержательности. Князь Андрей же хочет вырваться из этой трясины и имеет для этого достаточно сил.

Путь разрешения конфликта со средой, который намечает для себя герой, – попытаться достичь власти через воинский подвиг. Это становится лейтмотивом сюжетной линии образа Андрея Болконского на протяжении всего первого тома.

Образцом героя, который владеет умами людей, долгое время является для князя Андрея Наполеон Бонапарт. Он стремится уподобиться этому кумиру, одержав победу в своем Тулоне, который пытается найти во время войны 1805 года. Аустерлицкое сражение завершает этот этап. В день битвы князь Андрей с нетерпением ждет осуществления своих честолюбивых планов, но после поражения идеальный Тулон развенчивается самим героем.

В девятнадцатой главе третьей части первого тома описывается тот сильнейший внутренний перелом в душе князя Андрея, который повлечет за собой перемену всех его взглядов и станет сильнейшим толчком к более глубокому самоанализу и самосовершенствованию.

Этот эпизод переносит нас на Працежную гору, где «упал с древком знамени в руках» раненый князь Андрей. Его голова теперь уже не занята мыслями о сражении, о поражении и о неудавшемся Тулоне. Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор».

Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть». Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы – разрушена, героем овладевает беспокойство. Но небо обещает успокоение, а это значит, что есть надежда быть счастливым. Только искать счастье нужно где-то в другом месте. И князь Андрей это понимает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

И мысли «о чем-то непонятном и важнейшем» постепенно завладевают им - князь Андрей думает о Боге, о жизни и смерти, о сестре, о жене и сыне: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием…»

Так меняется мировоззрение героя. Побывав на краю смерти, Андрей Болконский направляет все свои личные интересы в сторону семейной жизни, отказавшись от военной службы.

Эпизод на поле боя под Аустерлицем занимает очень важное место в романе. Во-первых, он раскрывает причины внутреннего перелома одного из лучших героев произведения. Этот перелом окажет впоследствии огромное влияние на дальнейшее развитие его личности. Во-вторых, перед нами предстает истинный образ Наполеона, увиденный глазами Андрея Болконского, образ жестокого, тщеславного, ничтожного человека, наслаждающегося несчастьем других людей.

Так, через восприятие одного из персонажей, писатель воссоздает правдивый облик реального исторического лица.

И, наконец, размышления Андрея Болконского о смысле жизни заставляют и нас задуматься о том, что на самом деле важно на Земле: слава и общественное признание или тихое семейное счастье.


Любимые герои Толстого проходят мучительный путь духовных исканий. Они меняются внутренне, мудреют, открывают для себя новое видение смысла бытия. Переломные моменты их жизни автор изображает подробно, выписывая тщательно каждое движение их души.

Духовное взросление Андрея Болконского связано с отказом от мечты о личной славе, индивидуалистической по своей сути, и приобщением к национальной, общенародной жизни. Несколько эпизодов играют ключевую роль в этом процессе. Один из них — «Небо Аустерлица» ( I т. III ч. 16,19 гл.).

В начале эпизода князь Андрей, воодушевленный стремительным взлетом Наполеона, ждет своего Тулона, своего звездного часа: «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело». И действительно, именно он в момент, когда дрогнули ряды русских солдат, первым, с флагом в руках, бросается навстречу врагу. Но странно, эта сцена в изображении Толстого лишена хотя бы малейшего героического пафоса. Князь Андрей совсем не похож на картинного героя. От волнения ли, от подспудного ли страха дрожит его нижняя челюсть, крик его не призывен и громоподобен, а детски-пронзителен, он еле удерживает в руках тяжелое знамя, надрываясь, волочит его за древко. Сам бой нелеп, бестолков.

Перед глазами князя Андрея странная схватка из-за банника рыжего артиллериста со сбитым на бок кивером и французского солдата. Наконец, совершенно неэффектно изображает Толстой ранение героя. Он падает некрасиво, словно «со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат… ударил его в голову». Почему все случилось не так, как представлялось князю Андрею в мечтах? Причина, наверное, кроется в самом видении войны Толстым, знавшим о ней не понаслышке. Толстой не эстетизирует войну, любая мифологизация ему чужда. Война уродлива, неестественна для человека, рожденного жить, а не гибнуть. В ней нет ничего возвышенного, правда войны сурова.

Этой картине нелепого смертоубийства противостоит образ неба, обычного, «не ясного, с тихо ползущими облаками». Он символичен, небо ассоциируется с высотой, чистотой чувств, отрешенностью от суетного течения жизни. Лежащий на поле боя раненый Андрей (рука не поднимается написать титул «князь»!) уже не герой, не будущий властитель дум. Он ребенок, слабый, нуждающийся в помощи, стонет «тихим, жалобным, детским стоном». Предполагая, что умрет, думает о вечном, глядя в высокое, бесконечное небо.

По странному стечению обстоятельств (а в контексте художественного пространства эпизода это, естественно, не случайно!) рядом с Андреем в это время оказывается его бывший кумир Наполеон. Кумиры недосягаемы, обожествляемы. Но Толстой, глядя на Буонапарте глазами своего героя, несколько раз даст прямые характеристики: «маленький и ничтожный». Отчего так? Наполеон в этой сцене явно ассоциируется с теми жизненными ценностями (слава, любовь людей), которые кажутся герою слишком мелкими по сравнению с тем вечным, что открыло ему небо. Когда-то он бежал от семьи, домашнего очага к славе… Теперь семейное счастье и сын кажутся ему единственным смыслом жизни. Надолго ли — покажет время.