Районирование города разделение городской территории. Функциональная организация территории города

Общей основой для разнообразной градостроительной деятельности по созданию новых городов, перестройке и обновлению сложившихся городов служит единое представление о формировании архитектурно - планировочной структуры современного города. Как общее понятие архитектурно - планировочная структура города означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров отдыха, создание системы связей между ними и структурную организацию каждой из зон. В одно целое это объединяется архитектурной композицией плана города.

Единое понятие «архитектурно - планировочная структура города» раскрывается совокупностью принципов ее построения.

Функциональное зонирование . Современный город - это сложный комплекс территорий и сооружений, занятых производственными предприятиями, жилыми комплексами, общественными центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерными сооружениями. Основные функции города стабильно материализуются на его территории и впоследствии их не так просто изменять. Поэтому первый принцип, вносящий порядок и систему в планировочную организацию города - это функциональное зонирование, разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых).

Идея функционального зонирования в градостроительстве не нова. Она возникла в начале века как рационалистическая реакция против хаотического смешения на территории города жилищ, фабрик, заводов, складов, подъездных путей, неупорядоченно построенных во второй половине XIX - начале XX в. К середине века эта идея оформилась как ведущая градостроительная концепция, но обнаружила и свои теневые стороны. Обширные территории, организованные по монофункциональному признаку, утрачивают многие качества, присущие полноценной социальной жизни города, и нуждаются в разумном дополнении элементами общественного назначения. Необходимость взаимного дополнения и обогащения функций в разных частях города делает актуальными поиски интегрированных форм архитектурно - планировочной структуры современного города.

Последовательное разделение города на части различного назначения и функциональные зоны, свидетельствующее об успехах социальной организации труда, быта и отдыха горожан, в то же время обостряет проблему планировочной целостности города. Ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха - основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру города нельзя свести к структурной организации функциональных зон и их элементов. Она определяется в первую очередь их рациональным взаимным расположением и возможностью создания удобной, постоянной и надежной взаимосвязи всех частей города.

Дифференциация территории города на структурные зоны, обладающие разной ценностью и характеризующиеся разными типологическими особенностями, - свойство всех городов мира. В основе функциональной организации территории города лежит принцип выделения территорий города, выполняющих однотипные функции.

На протяжении многих десятилетий практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифференциации во времени и пространстве основных функций жизнедеятельности человека: работы, жилища и отдыха. Это нашло свое отражение в методике функционального зонирования территорий, которая в соответствии с требованиями СНИП 2.07.01 - 89 гг. предполагает деление города на три основные зоны: селитебную, производственную, ландшафтно - рекреационную (рис. 2.1). В единое целое эти зоны связывает система транспорта.

Селитебная зона (зона расселения населения) - территориальное пространство, предназначенное для реализации бытовых функций населения. В ней размещаются жилищный фонд, общественные здания и сооружения, а также отдельные коммунальные и промышленные объекты, не требующие устройства санитарно - защитных зон.

Основными элементами селитебной территории являются:

a) жилые микрорайоны и кварталы;

b) участки учреждений и предприятий обслуживания внемикрорайонного значения;

c) зеленые насаждения общего пользования внемикрорайонного значения;

d) улицы, дороги, проезды, площади внемикрорайонного значения.

Производственная зона предназначена для размещения про­мышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально - складских объектов, объектов инженерной инфраструктуры, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений. В составе производственной зоны обычно выделяют подзоны (районы):

· промышленные;

· научные и научно - производственные;

· санитарно - защитные;

· коммунально - складские.

Промышленное производство часто создает неблагоприятные санитарно - гигиенические и экологические условия, как на самой территории предприятия, так и на прилегающей территории. Это делает нецелесообразным размещение предприятий в жилых кварталах или в зонах обслуживания населения.

Даже если отсутствуют отрицательные экологические последствия, размещение крупных промышленных предприятий в жилой застройке часто нецелесообразно, так как для них необходимы слишком большие участки территории. Это заставляет перемещать предприятия в периферийные зоны города. Для крупных городов характерно размещение подобных предприятий и экологически опасным производств в особых промышленных зонах.

С целью защиты населения города от производственных выбросов между промышленным районом и жилой застройкой формируется санитарно-защитная зона. При размещении промышленных предприятии важными являются санитарно - гигиенические характеристики производства, которые в значительной степени влияют на размер санитарно - защитных зон, условия формирования промышленных районов и всей структуры города.

Коммунально-складская зона формируется для размещения складов торговых организаций; предприятий по обслуживанию транспортных средств (трамвайных депо, троллейбусных и таксомоторных парков, парков уборочных машин и другие); предприятий бытового обслуживания (например, фабрик - прачечных и фабрик химической чистки); снабженческо - сбытовых баз и складов материально - технического снабжения.

Ландшафтно-рекреационная зона - зона, в которой находятся места массового отдыха населения, крупные массивы зелени, курортные территории и районы охраняемого ландшафта.

Городская территория включает в себя также прочие земли, где размещаются питомники, кладбища, отдельные объекты инженерной инфраструктуры и внешнего транспорта, полигоны по обезвреживания бытовых отходов, земли для ведения сельского хозяйства и другое. В чистом виде перечисленные функциональные зоны, особенно селитебные и производственные, создаются редко. В большинстве городов тип зоны формируется по преимущественному размещению ней объектов определенного функционального значения. При формировании этих зон запрещается предусматривать в них объекты, совместное размещение которых не допускается санитарно - гигиеническими, противопожарными и техническими правилами.

При проектировании городов важное значение имеет правильное взаиморазмещение функциональных зон. Например, селитебная зона должна занимать в городе наиболее благоприятные участки - сухие, повышенные, хорошо инсолирумые, приближенные к зеленым массивам и водоемам. По отношению к промышленной зоне селитебные территории следует располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.

Коммунально - складские районы желательно приближать к про­мышленным районам города, используя неудобные и ограниченно пригодные для строительства земли и санитарно - защитные зоны промышленных предприятий.

Ландшафтно - рекреационную зону целесообразно формировать на участках, имеющих естественное озеленение и водоемы, с учетом возможности обеспечения их удобными транспортными связями. Особая роль при этом отводится пригородной зоне как территории, предназначенной в значительной мере для отдыха населения.

Сооружения внешнего транспорта рекомендуется увязывать с улично-дорожной сетью. Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной территории, обеспечивая удобные транспортные связи с общегородским центром, жилыми и промышленными районами. Грузовые железнодорожные станции размещают за пределами селитебной территории.

Правильное функциональное зонирование территорий по сравнению со свободным размещением элементов города имеет экономические и социальные преимущества. Экономические заключаются в возможности экономии городских территорий, в уменьшении расхода средств на строительство инженерных и транспортных коммуникаций, на благоустройство территорий. Социальные преимущества проявляются в сохранении и уменьшении нагрузки на природную среду города, в улучшении условий проживания населения за счет повышения удобств при пользовании транспортом и объектами культурно - бытового обслуживания.

Градостроительная практика конца XX - начала XXI вв. показала, что реальный процесс функционирования крупных развивающихся городов не укладывается в рамки «классического» функционального зонирования.

Во-первых, в настоящее время наблюдается, а в будущем ожидается еще более резкое увеличение занятости населения в сфере управления и обслуживания, т. е. как раз в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным зонам. Поэтому становится все труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то определенной зоне города. Она охватывает и промышленные территории, и общегородской центр, и жилые районы города. Жилые кварталы быстро насыщаются сетью учреждений обслуживания, объекты деловой застройки постепенно внедряются состав жилой застройки.

Во-вторых, догматическое применение функционального зонирования территории города породило спальные районы и вымирающие к вечеру промышленные зоны. При этом наблюдается отрицательная реакция населения обособленных жилых кварталов на замкнутость жилых образований, их оторванность от интенсивно функционирующих мест города.

Жесткий функционализм, некогда явившийся новаторским прорывом к пониманию города как целостной социально - экономической системы, в настоящее время претерпевает явный кризис. Построение функциональной структуры города, на основе однозначно фиксированной в пространстве схемы «работа - жилище - отдых» представляется в настоящее время многим специалистам недопустимым анахронизмом, особенно в крупных и крупнейших городах.

Основная тенденция развития современного градостроительства состоит в отказе от функционального зонирования территории общегородского центра и четкого определения границ функциональных зон, переходе к созданию многофункциональных комплексов, которые несут все функции, присущие городу: жилье, работа, отдых, общественное обслуживание.

Планировочная структура города

Планировочная организация территории занимает особое место среди остальных разделов районной планировки, будучи связующим звеном, где пересекаются и координируются интересы различных отраслей народного хозяйства и градостроительства. Использование материалов районной планировки и раздела планировочной организации территории в решении архитектурно - градостроительных задач по существу является процессом обмена информацией. Этот перекрестный обмен в процессе проектирования осуществляется по следующей схеме:

1. Выявление главных планировочных проблем, вытекающих из анализа природно - географической ситуации, современного уровня хозяйственного освоения территории и перспектив развития отдельных отраслей народного хозяйства;

2. Составление общей концепции планировочной организации территории района на перспективу;

3. Разработка частных планировочных предложений, обеспечивающих рациональное решение каждой из отдельных отраслевых задач районной планировки.

Само понятие «планировочная структура территории» пришло в районную планировку из градостроительного проектирования, где давно уже используют такие термины, как «структура города» или «планировочная структура города», имея в виду общую планировочную концепцию, его первоначальный замысел или главную идею. При этом понятие территории объекта районной планировки трактуется как своеобразная сложная система, и исходя из этого основным методом решения задачи является последовательное построение ряда информационно - логических моделей с постепенным увеличением их информативной нагрузки.

В соответствии с этим под планировочной структурой территории в районной планировке следует понимать модель взаимного размещения и пространственных взаимосвязей народнохозяйственных объектов и важнейших элементов природного ландшафта на различных этапах их хозяйственного освоения.

Основные элементы планировочной структуры объекта районной планировки в зависимости от их назначения, пространственно - геометрической формы и характера образующих их объектов могут быть подразделены на:

Главные и второстепенные;

Точечные (планировочные центры), линейные (планировочные оси) и плоскостные (планировочные зоны);

Природно - ландшафтные (реки, морские побережья, леса, горы и т. п.);

Транспортные (разного рода транспортные узлы и магистрали) и народнохозяйственные (города, агломерации, крупные промышленные объекты).

Каждый из указанных элементов планировочной структуры в соответствии с особенностями своего воздействия образует собственную зону влияния.

Если функциональное зонирование отражает, прежде всего, различия в характере использования различных частей города, то планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системе связей между ними. Планировочная структура города в значительной степени зависит от его величины и построения транспортной структуры города. Транспортная инфраструктура не только фиксирует планировочную структуру города, но и во многом предопределяет ее последующее развитие. При проектировании города необходимо выявить его «каркас» - территории наиболее интенсивного освоения и сосредоточения наиболее важных функций, обычно связанных с центром города и главными транспортными магистралями. «Каркас» является наиболее устойчивой во времени основой пространственно - планировочной организации города. В обобщенном виде он фиксирует геометрию плана и тем самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города.

Необходимо учитывать, что элементы транспортной инфраструктуры жестко фиксированы в пространстве, и эта жесткость тем выше, чем выше класс коммуникации. В принципиальном плане можно выделить три вида планировочных схем города: радиально - кольцевую, шахматную и свободную (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Планировочные схемы города: а - радиально - кольцевая; б - шахматная; в - свободная

Радиально - кольцевая (концентрическая) схема содержит два принципиально разных типа магистралей - радиальные и кольцевые.

Радиальные магистрали служат для связи центра города с периферийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиальной направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично расположить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентрированы) основные объекты общественной и деловой застройки.

При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально - кольцевой схемы является компактная форма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города.

Однако в полной мере преимущества этой схемы могут быть реализованы только в небольших по размеру городах. При увеличении территории центральная часть города испытывает функциональные перегрузки и отрезана от природного окружения, а периферийные районы оказываются на значительном удалении от центра.

Разновидностью радиально - кольцевой схемы является «звездо­образная» планировка . В этом случае застройка располагается не концентрическими полосами вокруг центра города, а сосредоточивается вдоль магистралей - лучей; при этом между лучами «звезды» могут размещаться массивы зелени. В этом случае налажена хорошая связь между окраинами и центром. Однако при такой схеме затруднены связи периферийных районов друг с другом. Звездообразная схема требует внимания к проблеме развития центра и роста интенсивности движения в его пределах.

Шахматная схема , при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой планировке легко осуществляется размежевание участков.

Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет формирование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города.

Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты центральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к основным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты времени на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается на слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.

В отдельных старых городах центральная часть может состоять из узких и кривых улиц, не имеющих четкого геометрического рисунка. Такая схема называется свободной.

На практике рассмотренные основные типы планировки города приспосабливаются к конкретным природным условиям. Город, расположенный между морем и горами, как правило, развивается по линейному плану. Радиально - кольцевая структура города принимает форму полукружия, когда городской центр находится у моря или приближен к реке. В крупных городах на разных территориях возможно использование фрагментов различных схем планировочной структуры.

Развитие скоростных видов транспорта, необходимость быстрого и комфортного передвижения из отдаленных частей города в центральную значительно усложняют планировочную структуру города. Однако все разнообразие типов планировочных структур в различных частях города, в основном, укладывается в указанные виды планировочных схем или их сочетание. Для крупных городов с многовековой историей характерно сочетание всех указанных видов планировочных схем, отражающих различные этапы градостроительного развития.

Основными принципами планировочной организации города являются:

Гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспре­пятственное развитие города;

Дифференциация транспортных магистралей;

Организация эффективной системы обслуживания;

Создание экологической инфраструктуры города, включая единую систему зеленых насаждений;

Эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования;

Композиционные требования к плану города (развитие гoродского центра, районных центров в городе, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).

При всех особенностях планировочной структуры, формирующейся на основе рассмотренных транспортных схем с учетом реальной обстановки, в городах (особенно крупных и крупнейших) могу быть выделены принципиально различающиеся территории по распоположению зон в составе города.

Рис 2.3. Территории по расположению зон в составе города

Центр города - относительно небольшая центральная территория города, в которой находятся участки административных зданий культурные и деловые объекты, озелененные территории, площади пешеходные пути, проезды и стоянки. В этой зоне сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения.

Малый и средний город обычно имеет компактный общегородской центр. В крупных и крупнейших городах - развитая пространственная система центров, главным элементом которой является общегородской центр, где находятся объекты с преобладающим удельным весом административно - общественных функций. Помимо общественных функций, центр города выполняет и жилые (в частности размещение гостиниц).

Для исторических центров городов характерна плотная застройка, радиально - кольцевая или близкая к ней планировка, постепенное вытеснение жилой застройки зданиями делового назначения, широкое развитие культурно - зрелищных, торговых учреждений, резкое превышение дневного населения над ночным. Эта зона является «носителем» образа города, синонимом их значения и величия.

Так, в Москве исторический центр находится в пределах Садового кольца; исторический центр Санкт-Петербурга в условных границах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро.

При планировочном решении центра должна быть обеспечена удобная связь его с основными селитебными зонами города. Остановки общественного транспорта следует размещать в пределах пешеходной доступности от основных объектов центральной зоны, все функциональные зоны и элементы центра должны быть связаны пешеходными путями, из этой зоны следует исключить движение транзитного транспортного движения.

Центральная зона , кроме ядра города, включает в себя близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, меняет свой облик и приобретает функции центра. Для нее также характерно значительное превышение численно - дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения.

К центральной зоне Москвы относится территория в границах окружной железной дороги с примыкающими территориями, в Санкт-Петербурге - зона от центра города до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону.

Внешняя зона - это территория города без пригородов, где со­средоточена основная часть населения. В Москве в состав этой зоны включается территория в пределах Московской кольцевой автодороги, в Санкт - Петербурге - территория административно подчиненная городу без населенных пунктов, подчиненных его администрации.

Пригородная зона объединяет окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города, поддержания экологического равновесия, размещения ряда объектов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В природной зоне размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней находятся резервные территории для развития города.

Пригородная зона Москвы включает в себя лесопарковый защитный пояс и территорию городов - спутников (Зеленограда, Пушкина, Подольска и другие). Пригородная зона Санкт - Петербурга включает в себя городские поселения, административно подчиненные городу, и территории, примыкающие к городу в радиусе до 50 км.

Для крупных и крупнейших городов в целом характерно после­довательное смещение населения от внутренних колец города к внешним, сильное развитие маятниковой миграции, ограничения на проведение градостроительных мероприятий в центральных районах города.

При организации селитебной зоны учитывается необходимость организации всех нужных функциональных процессов в жилой среде (отдых, быт, обслуживание и хозяйственные функции); обеспечения удобной транспортной и пешеходной доступности общественных центров, мест труда, остановок общественного транспорта; создание благоприятной по санитарно - гигиеническим показателям и эстетической полноценной среды.

Основными элементами планировочной структуры селитебной территории города (рис. 2.4) являются жилые группы (жилой двор, микрорайоны, несколько жилых групп, объединенных культурно - бытовыми объектами - КБО), жилые районы (несколько микрорайонов объединенных общим центром районного значения) и планировочные районы (несколько жилых районов, объединенных общим центром городского значения).

Рис. 2.4. Традиционная планировочная структура города

Жилая группа состоит из расположенных рядом в определенном порядке нескольких домов. Несколько жилых групп, объединенные объектами общественного, культурно - бытового назначения и дневного обслуживания, образуют микрорайон . Микрорайоны смещают в пределах межмагистральных территорий.

Из нескольких микрорайонов, объединенных культурно - бытовыми объектами периодического обслуживания, формируется жилой район . Планировочное построение и композиция жилого района определяются его местом в плане города, природными условиями, общей композиционной идеей и исторически сложившейся застройкой. Важным фактором планировочной организации селитьбы является - членение ее на межмагистральные жилые территории сетью городских дорог. Жилые районы и микрорайоны формируются в соответствии со структурой межмагистральных территорий. При этом, чем интенсивнее используется территория, тем больше требуется транспорта для ее обслуживания и тем больше она членится.

Планировочный район объединяет несколько жилых районов и комплекс объектов эпизодического обслуживания населения. В зависимости от размеров территории города и общей планировочной структуры селитебная зона может формироваться как один или сколько планировочных районов.

Все планировочные элементы города связаны между собой, на планировочную структуру города влияет размер территории, величина численности населения города, природные условия, морфологи, территории, административное значение и период формирования рода. Все формы планировочной организации города могут использоваться на различных этапах проектирования и взаимно дополнять друг друга, если в крупных и крупнейших городах возможны все планировочные элементы, то в малых и средних городах только жилые группы, микрорайоны, жилые районы. При пересеченном рельефе экстремальных климатических условиях вместо микрорайонов иногда формируются жилые группы.

С середины 50 - х. годов микрорайон является важнейшим структурным элементом селитебной территории городов. В микрорайонах размещаются центры или учреждения первичного и повседневного обслуживания, что и определяет их разделение на жилую территорию и территорию общественную. Население микрорайона может колебаться от 4 до 15 тыс. человек. Это зависит от плотности, принятой в данном месте, характера застройки и конфигурации ее границ, размеров жилого района, в котором данный микрорайон находится, и т. д. Основные общественные учреждения микрорайона - школа, а также культурно - бытовые, торговые и детские учреждения.

Особая роль в микрорайоном структурировании жилой среды принадлежит школьным зданиям. Во многих случаях определение размеров территории и численности населения микрорайонов при той или иной этажности застройки устанавливается в зависимости от возможной вместимости школ и детских учреждений. Это объясняется в первую очередь тем, что в пределах микрорайона ребенок должен передвигаться, не пересекая автомобильных магистралей.

Принимая для размещения в микрорайоне типовую школу на 960 учащихся и тем самым предопределяя численность обслуживаемого школой населения в 6000 человек (при норме 160 школьных мест на 1000 жителей), можно установить, что территория микрорайона 4 - 5-этажной застройки (при плотности жилого фонда брутто 2800 м² на 1 га) должна быть примерно 20 га.

Увеличение площади микрорайона иногда приводит к размещению в нем не одной, а двух школ с числом мест, соответствующим численности обслуживаемого населения. Изменение этажности застройки и плотности жилого фонда вносит изменения в численность населения и влияет на выбор типовой школы и размеры территории микрорайона. При таком подсчете численность населения отдельных микрорайонов может колебаться в следующих пределах:

В зоне многоэтажной застройки - 6 - 10 тыс. человек;

В зоне малоэтажной застройки - 4 - 6 тыс. человек;

В пределах усадебной застройки - 2 - 4 тыс. человек.

Организация быта населения требует четкой организации культурно - бытового обслуживания. Микрорайон включает систему обслуживания, тесно связанную с населением и наиболее часто посещаемую. Поэтому к степени удаленности предприятий обслуживания от мест проживания предъявляются определенные требования.

В микрорайонах размещаются учреждения, удовлетворяющие повседневные потребности населения. Это, как уже указывалось, первая ступень обслуживания, располагаемая в микрорайоне в пределах пешеходной доступности (не более 500 м от дома) при затрате времени 5 - 7 минут.

2.3. Градостроительное зонирование

Градостроительное зонирование - это деление (разбивка) земельной территории муниципальных образований (в том числе и поселений) на части, в которых определяются территориальные зоны с видами их градостроительного использования и ограничения на их использование (карта градостроительного зонирования муниципального образования).

На карте градостроительного зонирования:

1) Устанавливаются границы территориальных зон. Любой земельный участок относится только к одной территориальной зоне. То есть не допускается формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, размещённых в разных территориальных зонах.

2) Обязательно отображаются границы зон с особыми условиями использования территории, границы территорий объектов культурного наследия.

В соответствии с Градостроительным кодексом в городских, сельских поселениях проводится территориальное зонирование. Оно основано на выделении зон поселения, объединенных функциональным использованием, параметрами и ограничениями на их застройку (рис.2.3).

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур
Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий

Рис.2.3. Перечень территориальных зон.

Для каждой зоны определяются разрешенные и разрешенные только по специальному согласованию виды среды, а также доли площади предназначенные для них. Виды среды, не приведенные в перечне запрещаются.

По разрешенным видам среды в каждой зоне устанавливаете значение занимаемой ими доли площади зоны для основных функций - минимальное (не меньше); для функций, сопутствующих основным - минимальное и максимальное (от... до...); прочих функций - максимальное (не больше). По видам среды, разрешаемы только по специальному согласованию, устанавливается максимальное значение доли площади зоны. В территориальных зонах могу выделяться подзоны, режим использования которых определяется градостроительном регламенте.

Состав территориальных зон в поселениях может различаться зависимости от местных условий, нормативных правовых и нормативно - технических документов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительства. Примерный перечень территориальных зон городских и сельских поселений установлен в Градостроительном кодексе и включает в себя:

Жилые зоны;

Общественно - деловые зоны;

Производственные зоны;

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

Рекреационные зоны;

Зоны сельскохозяйственного использования;

Зоны специального назначения;

Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Жилые зоны - это зоны, предназначенные для проживания населения, а также для проживания в сочетании с отдыхом или с ведением и индивидуального подсобного хозяйства. Выделяют несколько типов жилых зон :

Зона усадебных и блокированных жилых домов;

Зона многоквартирных жилых домов до трех этажей;

Зона многоквартирных жилых домов в 4 - 5 этажей;

Зона многоквартирных жилых домов в 4 - 12 этажей.

Для каждой зоны установлены разрешенные, сопутствующие и условно разрешенные виды использования. Так, например, в зоне многоквартирных жилых домов до трех этажей разрешена постройка жилых домов усадебного типа; блокированных жилых домов; многоквартирных жилых домов не выше трех этажей; библиотек; аптек с торговой площадью до 20 м²; магазинов с торговой площадью до 60 м². В ней могут размещаться детские сады, начальные и средние школы, небольшие предприятия общественного питания; кабинеты практикующих врачей; парикмахерские.

Неосновными и сопутствующими видами использования являются сады, огороды, бани, сауны (при условии канализования стоков); парники, теплицы; хозяйственные постройки; встроенные, подземные или полузаглубленные гаражи и т. п. Размещение ряда объектов требует специального согласования, т. е. они относятся к числу условно разрешенных видов использования (магазины, клубы, почтовые отделения, объекты с параметрами более или менее указанных в требованиях к застройке и т. п.).

Разрыв между престижными кварталами Москвы и рабочими окраинами заметнее год от года

Сегодня в Москве все больше элитных районов, отгороженных от остального города высокими заборами. О том, как идет процесс разделения на бедные и богатые районы, чем он грозит горожанам, корреспондент "НГ" побеседовал с директором направления "Муниципальное экономическое развитие" фонда "Институт экономики города" Германом Ветровым и с руководителем проектов фонда "Институт экономики города" Денисом Визгаловым

Разделение города на престижные и непрестижные районы - процесс неизбежный?

На наш взгляд, это процесс объективный. Люди всегда расселялись в пределах городов по определенным принципам - в зависимости от профессии, имущественного или социального положения. Вспомните средневековые города, в которых были кварталы, слободы, где жили те или иные ремесленники, мастеровые. Были и районы, где селились богатые люди. Это результат вполне естественного желания жить рядом с себе подобными.

Если говорить о Москве, то даже в советские времена между районами была разница. Ленинский проспект и университет облюбовала академическая наука, государственные чиновники предпочли экологически благополучное западное направление, генералитет сделал выбор в пользу Кутузовского проспекта, а южные районы более активно впитывали мигрантов, приезжую рабочую силу…

Москва все же очень нетипичный город, и ярко выраженного разделения у нас все-таки не было. Москва была выбита из общемирового процесса развития городов. Сегрегация в том же Париже или Лондоне имеет исторические корни, статус кварталов там определился еще лет 400 назад. У нас этот процесс искусственно сдерживался на протяжении без малого восьмидесяти лет. Конечно, в больших городах и в советские времена было разделение на элитные и рабочие районы, хоть и не явное. Однако власть пыталась эту тему замалчивать, а сам процесс как-то сглаживать. Долгое время рыночные механизмы не действовали при расселении. Результат такой политики очень необычен - на единице московской площади пока что концентрируется жилье достаточно разных типов. В престижном районе можно встретить элитный дом, а рядом хрущевку, и картина в итоге получается очень пестрая. Она, конечно, понемногу размывается, но последствия политики советских времен будут ощущаться очень долго. Пока у московского рынка недвижимости нет и той внутренней мобильности, которая есть на Западе. Наши возможности быстро перемещаться по городу, менять жилье при смене статуса пока сильно ограничены. Переселиться в Москве - дело достаточно тяжелое. Начавшаяся ипотека меняет картину, но пока ипотека дорога и организационно сложна.

А как вы оцениваете современную ситуацию в Москве?

Говоря о современных тенденциях, важно различать два основных вида сегрегации - этническую и социальную. Этническая сегрегация - когда город делится по национальному признаку, в нем появляются этнические кварталы - азербайджанские, китайские, русские и т.д. Социальная сегрегация - когда возникают бедные и богатые районы, престижные и непрестижные. У этих двух видов сегрегации разные причины и разные корни, о каждом нужно говорить отдельно.

Что касается этнического разделения, то оно, видимо, не будет очень ярко проявляться. Дело в том, что в Москве люди в большей степени стремятся соотносить себя с социальными группами, а не с национальными. Что мы наблюдаем: азербайджанцы или армяне, которые приезжают сюда, на первых порах стараются селиться кланами - вместе с друзьями, родственниками, стараются зацепиться за что-то и на основе этого организовать свой национальный социум. Однако, как только их материальное положение улучшается, они переезжают в другой - более престижный район. Замечено, что в этом случае люди всячески стараются, наоборот, слиться с новой социальной средой, и им уже не очень хочется выпячивать свою национальную идентичность. Социальная идентификация для них важнее национальной.

Вы считаете, нет опасности, что в Москве появятся национальные гетто, как, к примеру, во многих других мегаполисах?

Такая опасность есть. Особенно на фоне все возрастающей ксенофобии, характерной сегодня для всего российского общества. Но, на наш взгляд, для Москвы это не будет определяющим фактором. Советская система расселения, заложенная в фундаменте, не позволит этого сделать.

Почему же по этому пути пошли американские и некоторые европейские города? Есть, например, Чайна-таун или Гарлем в Нью-Йорке, турецкие кварталы в Берлине…

Ну, у американцев есть своя уникальная особенность - афроамериканцы. Афроамериканцы в Америке по характеру жизни очень отличаются от остального населения. Существует очень серьезный социальный, бытовой, культурный барьер между этими группами населения. У нас таких мощных барьеров нет. Мигранты из стран СНГ намного ближе к русским по своему менталитету, образу жизни и даже по культурной идентификации. В конце концов все мы жили в Стране Советов, питались одной идеологией. Люди за годы советской власти все-таки приучены к межнациональному сожительству.

Если взять, например, турецкую или арабскую миграцию в европейские страны, это была монолитная волна и очень быстрая. У нас процесс миграции растянут во времени: она активно проходила в течение всего советского периода - 70-80 лет. И потом - она была более эластичной.

Другое дело, как скажется рост ксенофобии. Тут много зависит от властей, от того, как они будут регулировать эти процессы. Сегодня у страны нет четкой миграционной политики. А ведь мы стоим на пороге демографической катастрофы. В год страна теряет по 800-900 тысяч человек, чуть ли не миллион! А с другой стороны, в нашем обществе все нарастает неприятие по отношению к мигрантам, гастарбайтерам - они, мол, живут за наш счет, отнимают у нас рабочие места. Но ведь мигранты - это очень важный винтик в нашей экономике. Они занимают те ниши на рынке труда, на которые, как правило, уже нет спроса у москвичей, к тому же это самые низкооплачиваемые места. Если уж Москва претендует на роль Мирового города, то от такого процесса никуда не денешься. С этим надо не только смириться, но и гордиться этим, как ни странно это покажется обывателю. Каждый город, будь то Нью-Йорк, Париж или Сингапур, подпитывается за счет мигрантов. В Лондоне, например, у каждого четвертого школьника английский язык не родной, и никто не видит в этом ничего плохого.

А как обстоят дела с разделением по социальному принципу?

Здесь ситуация совсем иная. Тут сегрегация будет только расти, причем расти стремительно. И чем больше город, тем интенсивнее пойдет в нем этот процесс, тем больше будет контрастов. В мегаполисы со всей страны всегда стекаются и самые богатые, и самые бедные люди. Бездомным, нищим и другим маргинальным группам в крупном городе всегда легче выжить И богатство концентрируется здесь - большие возможности, большие доходы. Уже по стоимости жилья сегодня можно выделить формирование респектабельных районов и бедных.

У каких районов Москвы больше шансов превратиться в трущобы?

Менее престижные сегменты столицы давно известны - это южные, юго-восточные и восточные районы, об этом четко говорит соотношение цен на жилье. У каждого района уже сложился свой имидж. И этот имидж трудно сломать (и надо ли ломать?). Однако говорить о трущобности целых московских районов не стоит. Москва все же столица и, слава Богу, даже не имеет представления о том, что такое настоящие трущобы.

Разделенный город - это хорошо или плохо?

Все зависит от того, как сами горожане к этому относятся, насколько они чувствуют себя комфортно от такого разделения. В Америке, например, никаких комплексов нет, хотя территориальная и культурная сегрегация там сильная. У нас люди пока не привыкли к такому очевидному неравенству, даже внешнему - между микрорайонами, отдельными домами. Неприятие, враждебность, даже презрение ко всему "ино…" порождает адекватную встречную реакцию - цинизм, агрессию. Нетерпимость делает сегрегацию "плохой". Она порождает внутри города закрытые анклавы, высокие заборы, все только "для своих" - свои магазины, автобусные остановки, места для прогулок. Каждая из разделенных общин будет стремиться создать свою собственную закрытую среду за огромным забором. И от этого степень самой сегрегации будет расти. Надо сохранить некий баланс, чтобы город оставался доступным, чтобы городская среда была прозрачной и проницаемой для разных социальных групп населения.

А можно ли добиться этого? Какие здесь есть пути?

В частности, нужно сильнее развивать общность городского пространства, прозрачность, доступность городской среды. Американцы научились это делать. Там каждый живет в районе, соответствующем определенному социальному статусу, но общаются все вместе в одних и тех же торговых центрах, в одних и тех же ресторанах, на одних и тех же общественных площадках. Есть города в той же Европе, очень сильно социально разделенные, но это комфортные города, с качественной средой для проживания, Надо пытаться создать нормальные условия, соответствующие разным уровням дохода, тогда, возможно, сгладятся и противоречия.

Можно ли управлять процессом разделения города?

Административно регулировать сегрегацию можно, но трудно. Главный регулятор на этом поле - рынок. Административными мерами можно контролировать качество городской среды, снижать напряжения между разными районами, можно обеспечить дружественные контакты между ними. Существует масса рычагов воздействия. Например, можно проложить автобусные маршруты, которые соединят разные разделенные районы. В Америке была практика, когда школы строились в пограничных зонах, в итоге туда попадали и богатые, и бедные, и афроамериканцы, и белые. Есть опыт, когда городские власти перекраивали сетку административных районов, так что к каждому району отошел кусочек бедного квартала и кусочек богатого.

Какой из европейских городов ближе к Москве? На кого можно ориентироваться?

С точки зрения политики властей управления сегрегационными процессами можно поучиться у англичан, у французов, у чехов. Летом была конференция мэров, на которую приезжал мер Лондона. Кто-то задал ему вопрос о том, что Лондон чуть ли не самый "цветной" город в Европе, там сегодня все реже встретишь исконных англичан. Он рассмеялся и сказал, что этим как раз британцы и гордятся. Потому что каждая из наций, которая вливается в город, отдает ему самое лучшее, что у них есть, - культуру, знания, таланты, языки, новые идеи, опыт общения. Англичане научились этим гордиться. Может быть, как раз этого нам и не хватает.

Наряду с традиционными достопримечательностями, которые осматривать в ходе путешествий любит большинство туристов, существуют ещё особые места для гурманов, которые крайне редко преподносятся как туристические и достойные осмотра, но тем не менее которые для истинных ценителей путешествий являются лакомым блюдом, от которого невозможно оторваться.

Одним из таких блюд выступают двойные города, которые фактически (порою и формально) до определенного исторического момента представляли собой единое целое, а потом через них прошла граница, и окна одного дома смотрят на окна другого, соседнего, находящегося уже за границей. Классическим, самым известным примером таких разделенных городов еще 30 лет назад являлся Берлин, искусственно разделенный на Восточный и Западный - с колючей проволокой и охранниками посередине.

В эту же группу попадают и разные населенные пункты, вплотную подошедшие друг к другу, между которыми практически нет нейтральной зоны, состоящей из полей или лесов.

1 место. Нарва (Эстония) - Ивангород (Россия). Вид двух частей еще недавно фактически единого города, разделенных пограничной рекой, с двумя вплотную стоящими и смотрящими друг на друга грозными крепостями, напоминающими о существовавшей на этом месте границе еще многие сотни лет назад - что может быть очаровательнее и милее? Забравшись в Нарве на холм со смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривались крепости и пограничный мост, по которому ходили туда-сюда люди из одного геополитического образования в другое, я сидел наверное с полтора часа, сидел, наблюдал за этой необычной картиной мироустройства и радовался, что наконец доехал до такого необычного места. Заслуженное 1 место.

2 место. Згожелец (Польша) - Гёрлиц (Германия). Когда-то единый немецкий город, ныне разделенный на большую немецкую часть и малую польскую. Города соединяет два моста, по которым так и хочется ходить вновь и вновь. Один мост пешеходный, а другой - автомобильный, у которого еще сохранились здания таможен, ныне не действующих. Этот город не был разбомблен в войну, так что его центр со старинными красивыми зданиями вплотную подходит к пограничной речке. Всего несколько шагов в одну сторону - начинается немецкоязычный мир, все начинают говорить по-немецки, несколько шагов в другую - и уже вокруг одни польские слова в воздухе. Никакой переходной зоны между языками нет, что сильно удивляет. Границы физической уж не осталось, а граница языковая видна необычайно чётко.

Разное здесь всё - и архитектура, и люди. И даже магазины в Польше работают до 10-11 вечера, а сонной Германии - до 6-7.

3 место. Могилёв-Подольский (Украина) - Атаки (Молдавия). Городки соединяет автомобильный мост через Днестр, по которому можно пройти пешком. Могилев - Европа, хоть и раздолбанная, а Атаки - настоящая Азия с грязью и толпами цыган (именно здесь один из центров цыганского населения в СССР). Контраст огромен.

Еще был в следующих местах (все они интересны, но слабее трех вышеупомянутых): Франкфурт (ФРГ) - Слюбице (Польша), Кель (ФРГ) - Страсбург (Франция), Цешин (Польша) - Тешин (Чехия). Кто такое любит, тоже рекомендую посетить.

А вот Брест (РБ) и Тересполь (Польша) - хоть и близко, но не двойные города. Между ними река, кусты, и эффекта нужно нет. Посещать нет смысла. Аналогично не выглядит двойным Шегини (Украина) - Медыка (Польша) - они хоть и рядом, но разделены. Но зато прохождение границы пешком в Медыке интересно другим - безумными толпами селюков-контрабандистов, прячащих в трусы и другие укромные места пачки сигарет. Колорита хоть отбавляй...

Из тех двойных мест, где пока не был:
Большие Слеменци - село, разделенное между Украиной и Словакией. Есть пункт пропуска.
Посёлки Чертково (Воронежская обл.) и Меловое (Луганская обл.) - по сути слившиеся геграфически поселки России и Украины разделены лишь линией жд. Граница прошла прямо по домам людей.

Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

1) по величине (численности населения, или людности);

2) функциям;

3) степени участия в территориальном разделении труда;

4) происхождению;

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

1)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

2)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

3)Города-курорты.

4)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.

Кроме печально известного Берлина, в мире немало других населенных пунктов, жители которых оказались по разные стороны границы. Колючая проволока, проходные пункты, пограничные столбы — полоса отчуждения между государствами в некоторых местах пролегла через огороды, центральные улицы и даже жилые дома. Иногда это выглядит смешно, но по большей части трагично. «Моя Планета» расскажет об особенностях жизни в разделенных городах.

Селменцы

Словакия — Украина

В 1945 году в селе Селменцы красноармейцы проложили государственную границу между СССР и Чехословакией прямо через главную улицу, сады и огороды жителей. При этом у некоторых сельчан дом остался в одной стране, а колодец и сарайчик — за границей. Пара домов, которые мешали прокладывать полосу заграждения, и вовсе попали под снос. С 1947 года жителей разделили еще основательней: трехметровым глухим забором. Чтобы общаться, сельчане шли на хитрость: бросали друг другу письма через забор, а новости сообщали пением на венгерском языке, которого не понимали пограничники: копая огород, они в песнях сообщали о рождении детей, смерти родственников или предстоящих свадьбах.

Пограничники не пропускали даже членов одной семьи: например, в документальном фильме «Граница» рассказывается печальная история о семилетней девочке, которая в момент разделения села находилась у бабушки и так и осталась расти у нее . Ее мать следила за жизнью дочери через колючую проволоку: она видела ее в свадебном платье и с новорожденным ребенком на руках, но не могла подойти. Когда же мать умерла, дочь могла лишь посмотреть на гроб издали.

Впрочем, иногда жителям разрешали посещать друг друга: пешая тропа открывалась ненадолго в хрущевскую и горбачевскую оттепели и в 2005 году, когда члены Конгресса по правам Человека пытались убедить власти Украины и Словакии открыть границу для местных. Однако со вступлением Словакии в Шенгенскую зону в 2008 году граница стала жестче: жителям украинской деревни Малые Селменцы требуется виза, чтобы навестить родственников в словакском селе Вельке Селменцы. Недавно здесь был обнаружен старый подземный туннель, соединяющий разделенные части деревни, по которому контрабандисты переправляли табачные изделия из Украины в Словакию. Местные жители считают границу своей закарпатской Берлинской стеной, которая, в отличие от оригинала, не пала до сих пор.

Никосия

Греция — Турция

Если в других разделенных городах ситуация довольно мирная, то в столице Кипра Никосия уживаются два непримиримых врага: на юге — греки, образовавшие Республику Кипр и исповедующие православие, на севере — турки-мусульмане, провозгласившие себя в 1983 году Турецкой Республикой Северного Кипра. Мир в городе, как и во всем Кипре, вот уже почти 40 лет поддерживают войска ООН, создавшие разделительную «зеленую линию» между противниками. Впервые турки атаковали Никосию еще в 1570 году: осада переросла в захват города, были убиты тысячи местных жителей, христианские храмы перестроены в мечети. С прибытием на остров англичан конфликтов стало меньше. Однако в 1963 году произошла очередная кровавая распря, встал вопрос о разделении Никосии на две части: турецкую Лефкошу и греческую Лефкосию. В 1974 году на Кипре пришли к власти радикалы, мечтавшие присоединить остров к Греции. Чтобы этого не допустить, турки ввели войска. Высадка армии и этническая чистка, произведенная турками на Севере, привели к фактическому разделению Кипра на две части: причем Турецкую Республику официально международное право до сих пор не признает.

«Зеленая линия», образуемая войсками ООН, в Никосии проходит прямо по цитадели, через Старый город и главную торговую улицу Ледра. Цитадель разделена поровну: пять бастионов — у греков, пять — у турок, один контролируют миротворцы. Граница обозначена бетонным забором или самодельным заграждением из бочек из-под горючего, разрисована с обеих сторон национально-патриотической символикой — турецкой и греческой.

Андрей Кашуков Чтобы попасть на турецкую часть, надо пройти контрольно-пропускной пункт, разделяющий обе зоны, и заплатить за это удовольствие €25 — за эту сумму на легковую машину выдается пропуск сроком на месяц. Более длительные «абонементы» стоят дороже. При въезде на турецкую часть первое, что бросается в глаза, — это нищета. Обветшавшие здания, меньше машин и магазинов, раздолбанные местами дороги, от которых мы уже отвыкли.

Максим Беспалов На Кипр нас привела моя страсть к границам и заброшенным местам. А этого там навалом! В Европе полно городов и сел, разделенных границей, но Никосия — самый интересный из них. Ведь этот город является столицей сразу двух стран… Вот она — граница!

Следующие полчаса исследуем этот забор, переходя от одной забаррикадированной улочке к другой. Вообще пограничная недвижимость считается в Лефкоше неликвидной. Всюду, куда мы ни подавались, было либо запустение, либо какие-то мастерские. Посовещавшись, решили идти прямо, через стены старого города, хоть туристическая карта там и заканчивалась… Внезапно оказываемся у пропускного пункта Ledra Hotel. Долгое время здесь находился единственный пограничный переход между двумя частями Кипра. А в самом отеле с 1974 года расположена штаб-квартира миротворческих сил ООН. Еще за неделю до путешествия мы с Фомкой обсуждали возможность попытки попасть на греческую половину острова…

На турецком пропускном пункте нам поулыбались и выдали-таки вкладыш в паспорт, который не дали в аэропорту, поставив штамп о выезде уже в него.

— Только грекам его не показывайте, — посоветовал пограничник.

И вот мы на нейтральной полосе, в буферной зоне.

Оказывается, тут совсем не страшно.

Входим в ворота, разделяющие зоны влияния греков и турок, оглядываемся.

«Осторожно! Вы въезжаете на оккупированную Турцией территорию!» — выложено мелкой плиткой на каменном заборе.

Подходим к греческому посту. Греки-киприоты не признают разделение острова и границу на нем, а потому с их стороны на переходах находятся не погранпункты, а полицейские посты. При входе здесь просто проверяют паспорт, а при выходе вообще не останавливают.

— У нас тут такое дело, — несмело начинаем мы разговор. - Можно нам пройти к вам без визы?

— Как это без визы? — удивляется греческий полицейский. — А ну покажите свои паспорта!

Он листает наши документы, находит в них штампы с Эрджана и неодобрительно машет головой.

— Вот эти штампы! Вы же прилетели в Эрджан, а этот аэропорт никто не признает! Извините, мы не можем вас пустить! Штампы!

— А у меня открытая шенгенская виза есть, — подает голос Фомка.

— А! Виза! Ну с ней вы можете пройти! Она «бьет» штамп из Эрджана. А вас — обращается к нам со Стормом — мы пустить не можем, извините.

Я отдаю Фомке свой фотоаппарат с просьбой сделать пару кадров на той стороне. Фомка уходит куда-то в глубину Евросоюза...

Валга / Валка

Эстония — Латвия

Валка в Латвии и Валга в Эстонии — города-близнецы с зеркальными гербами, которых сейчас отделяет друг от друга лишь неглубокая сухая канавка и едва заметные и пограничные столбы. До 1920 года это был единый город Валкъ, бывший когда-то частью Российской империи в составе Лифляндской губернии. Еще пять лет назад Валгу и Валку разделяла невысокая ограда — граница проходила прямо по центру города, по улицам и даже по забору детского садика, и, чтобы попасть из одной части в другую, туристам требовалась виза. Впрочем, для жителей разделенного города больших неудобств не было: как члены Евросоюза, они могли проходить через КПП несколько раз в день, так как порой работали в одной части города, а жили в другой.

В 2008 году Эстония и Латвия вошли в Шенгенскую зону, границы в городе были сняты, таможенный пункт остался пустовать, а власти принялись развивать программу латвийско-эстонского соседства. Официально в городе два языка, однако значительная часть населения говорит по-русски, с 2003 года издается русскоязычная газета «Валкъ», чья цель «через газету объединять жителей приграничных районов Латвии и Эстонии, давать нужную, необходимую друг другу информацию». С января 2014 года, когда Латвия перейдет на евро, сработает еще один объединяющий фактор: единая валюта.

Ольга Федотова, коренная жительница Валги (Эстония) Я родилась в Валке в Латвии, когда вышла замуж, мы перебрались жить в Эстонию к мужу, поэтому могу сравнить. Со времен СССР здесь все перемешалось: много смешанных семей, которые разделила граница. На КПП — огромные очереди, проверка сумок, печати в паспорта, в общем, кошмар. Существовал закон, по которому, не имея вида на жительство, можно было находиться в другом государстве только 180 дней, и у некоторых было так: семья в Латвии, работа в Эстонии, 180 дней отходил и потом выбирай: или семья, или работа . Одни продавали жилье в одном месте и покупали в другом, кто-то просто перебегал границу в неположенном месте. У нас есть еще граждане и неграждане, так вот неграждане еще ко всему прочему регулярно меняли паспорта, так как их заштамповывали на границе. Гражданам печати не ставили. С Евросоюзом границы убрали, все вздохнули с облегчением. Ходим свободно и сколько хотим. Когда какие-то большие праздники, ярмарки, дни города, принимают участие оба государства. В Эстонии уровень жизни выше во всех сферах, они ближе к Западу, а в Латвии — на порядок ниже, больше бардака и коррупции, там до сих пор дают взятки полиции, в Эстонии этого нет. Вот вам пример: у нас речка протекает по двум городам, ее берег благоустроили: сделали дорожки для велосипедов, роликов, дорожки для прогулки, пляж, детские площадки, скамеечки. В Эстонии благоустроили 5 км — по евростандартам, а в Латвии сделали от силы 500 м: и то дорожки деревянные и ничего особенного. Огромная разница! Так все латыши ходят к нам отдыхать, кататься на великах, роликах, зимой — на лыжах, тоже вроде как для двух городов затевалось, а в Валке ничего не сделано.

Люди уже знают, где что можно купить подешевле: что-то дешевле в Эстонии, покупают там, что-то в Латвии (например, зубной врач раза в три дешевле), так все и ходят… Но в целом в Шенгене особо разделение не чувствуется, то есть не чувствуется граница; есть языковой барьер, но выручает разговорный русский и у молодежи — английский.

Идея проложить границу через дома принадлежит предприимчивым рестораторам: когда в поздний час по Нидерландскому закону следовало закрыть заведение, они пересаживали клиентов за столик в бельгийскую часть, где не существовало такого запрета

Барле

Бельгия — Нидерланды

Наверное, самое причудливое разделение города произошло между Бельгией и Нидерландами: городок Барле оказался порезанным на мелкие кусочки, принадлежащие двум странам, граница проходит не по рекам или полю, а прямо по велосипедным дорожкам, улицам, домам и ресторанам; иногда поделенными оказываются входная дверь или витрина магазина. Можно за полчаса прогулки пересечь границу 50 раз. Бельгийская часть, называемая коммуной Барле-Хертог, представляет собой 24 участка: самый маленький размером с огород — 26 соток, из них 20 окружены территорией Нидерландов, а три примыкают к бельгийской границе. Нидерландская часть — община Барле-Нассау: в том числе это семь анклавов, расположенных внутри бельгийской территории. Такое удивительное деление города произошло в результате торговли землей и переделов между фламандскими феодалами в 1200-1650-х годах. Идея проложить границу через дома принадлежит предприимчивым рестораторам: когда в поздний час по нидерландскому закону следовало закрыть заведение, они пересаживали клиентов за столик в бельгийскую часть, где не существовало такого запрета.

Кафе, расположенное в двух государствах одновременно, есть в городе и теперь. Некоторые «разрезанные» дома стали жилыми: в итоге хозяин спит в Бельгии, а готовит и ест на кухне в Нидерландах. Принадлежность дома к той или иной стране, как правило, определяется по тому, в каком государстве находится входная дверь. Разделенные здания имеют два адреса и две таблички с разными флагами. Государственная граница обозначена в Барле не везде, а только в центре города: местами выложена крестами из белой плитки, местами — металлическими шайбами. В остальной части можно узнать, где вы, лишь по GPRS. В городе — две мэрии, по улицам ездят два мусоровоза: бельгийский и нидерландский, работают две национальные телефонные компании, однако жителям разрешено звонить друг другу не по международному, а по местному тарифу. Впрочем, жителям это разделение никак не мешает, они спокойно ходят туда-сюда, общаются на разных языках, едят бельгийский шоколад и голландский сыр и пользуются другими преимуществами жизни на границе: например, еще недавно бензин в Бельгии стоил дешевле, и в Барле-Хертоге стояли очереди. Туда же отправлялись нидерландцы по воскресеньям, когда в Барле-Нассау все рестораны были закрыты.

1-е место. Нарва (Эстония) — Ивангород (Россия)

Вид двух частей еще недавно фактически единого города, разделенных пограничной рекой, с двумя вплотную стоящими и смотрящими друг на друга грозными крепостями, напоминающими о существовавшей на этом месте границы еще многие сотни лет назад, — что может быть очаровательнее и милее? Забравшись в Нарве на холм со смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривались крепости и пограничный мост, по которому ходили туда-сюда люди из одного геополитического образования в другое, я сидел, наверное, с полтора часа, сидел, наблюдал за этой картиной мироустройства и радовался, что наконец доехал до такого необычного места.

2-е место. Згожелец (Польша) — Герлиц (Германия)

Когда-то единый немецкий город, ныне разделенный на большую немецкую часть и малую польскую. Города соединяет два моста, по которым так и хочется ходить вновь и вновь. Один мост пешеходный, а другой — автомобильный, у которого еще сохранились здания таможен, ныне недействующих. Этот город не был разбомблен в войну, так что его центр со старинными красивыми зданиями вплотную подходит к пограничной речке. Всего несколько шагов в одну сторону — начинается немецкоязычный мир, все начинают говорить по-немецки, несколько шагов в другую — и уже вокруг одни польские слова. Никакой переходной зоны между языками нет, что сильно удивляет. Границы физической уж не осталось, а граница языковая видна необычайно четко.

Разное здесь все — и архитектура, и люди. И даже магазины в Польше работают до 10-11 вечера, а в сонной Германии — до 6-7.

3-е место. Могилев-Подольский (Украина) — Атаки (Молдавия)

Городки соединяет автомобильный мост через Днестр, по которому можно пройти пешком. Могилев — Европа, хоть и раздолбанная, а Атаки — настоящая Азия с грязью и толпами цыган (именно здесь один из центров цыганского населения в СССР). Контраст огромен.