Рационализация состоит в том что. Рационализация: что это за психическое явление и как оно проявляется

Описание

Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.

Связь с типами личности

Считается, что рационализация особенно характерна для шизоидных личностей.

Литература

  • Мак-Вильямс, Нэнси . Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - Москва: Класс, 1998. - 480 с. - ISBN 5-86375-098-7

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рационализация (психология)" в других словарях:

    - (лат. rationalis разумный) приведение чего либо к рациональному, разумному виду. Рационализация (философия) смена метода познания на рационализм. Рационализация производства поиск более оптимальных способов… … Википедия

    психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

    Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

    Область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование… … Психологический словарь

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Психология труда - – раздел психологии, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности. * * * отрасль психологической науки, изучающая особенности и закономерности различных видов трудовой деятельности и отношения человека к труду, деятельность индивида в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

Психология в своем исследовании мира обширна, она имеет сотни отраслей и еще больше методов. Сегодня мы поговорим об одном из методов психологической защиты – рационализации.

Основные понятия

Мы обязаны возникновением этого термина великому ученому Зигмунду Фрейду, а также его дочери Анне Фрейд, которая дополнила понятие, введенное отцом, дав новый толчок рационализации.

Рационализация – это метод , позволяющий реагировать на вызывающие у нас неприятные ощущения действия, ситуации, слова, негативные чувства и мысли . Эта психологическая защита позволяет скрыть негатив, маскируя эти чувства, заменяя их на более приемлемые обществом.

По своей сути рационализация является оправданием мыслей, чувств, поступков, желаний, которые не свойственны человеку. Именно этот способ защиты популярен и распространен в практике, поскольку наше поведение зависит от множества факторов, оказывающих влияние на нас. Когда мы сами объясняем свое поведение посредством анализа, то выбор падает на самый приемлемый для нас мотив, то есть мы рационализируем.

Если наша рационализация происходит неосознанно, то нельзя считать ее ложью и обманом. Несмотря на то что этот механизм не считается притворством, психология данного метода считается самой опасной, даже если принимать во внимание то, что в нем имеется небольшая доля правды. Люди, которые прибегают к этому методу защиты, делают свой мир и жизнь логически предсказуемыми, имея свое обоснование (оправдание) для каждого своего действия.

Рационализация позволяет человеку избавиться от такого груза, как тревога и напряжение. Попав в неловкую, неприятную ситуацию, благодаря рационализации вы не ударите в грязь лицом и выйдете из любого положения с гордо поднятой головой. Некоторые ученые в области психологии говорили, что рационализация позволяет оставаться в толпе, ощущая себя при этом цельной, настоящей личностью.

Давайте дополним теорию примерами. Представим ситуацию: студент не сдал экзамен или же получил не ту оценку, которую хотел. Что мы увидим?

Мы увидим полное отрицание своей вины: «Преподаватель оценил меня предвзято», «Специально завалил», «Я все ответил идеально!» Встречали такое в своей жизни? Скорее всего, да, и не один раз.

Давайте теперь представим рабочий коллектив, где обязательно есть такой сотрудник, который, по его собственным словам, идеален, но вот беда: «Начальник глупый и мне завидует, поэтому не повышает!», « Да я сколько сделал для этой компании, а меня ни капли здесь не ценят!» До боли знакомо, не правда ли?

Такие люди сначала ловко и правдоподобно, с соответствующей мимикой, жестами и интонацией сначала убеждают всех вокруг в своей правоте, а затем начинают и сами свято верить в свои слова. Их оправдание становится неоспоримой истиной для всех. Те люди, которые пользуются рационализацией, продумывают несколько возможных вариантов дальнейших своих действий и их возможных результатов.

Человек, боящийся потерять самоуважение, прибегает к рационализации, оправдывая при этом не только свои действия, но и действия других людей. Эти самые действия или поведение сам человек не способен принять, потому что его личное самомнение будет при этом уязвлено. Все оправдания построены исключительно логическим путем.

При возникновении конфликта человек с помощью механизма рационализации уменьшает как для себя, так и для других участников конфликта причины возникновения данного спора. Это и есть защита.

Разновидности и методы данной психологической защиты

Рассмотрим виды рационализации:

  • Персональная защита, то есть человек защищает себя самого, или же групповая, где человек отстаивает права тех людей, с кем себя ассоциирует.
  • Актуальная защита, то есть ее действие временно.
  • Предвосхищающая, то есть неудачу еще не потерпели, но уже начинаем себя оправдывать, как бы заранее.
  • Прямая защита, здесь человек стремится преувеличить роль своей неудачи, ярко аргументируя ее.
  • Непрямая защита, когда человек начинает затрагивать то, что не является предметом неудачи, но косвенно с ним связано.

Какими же способами обладает рационализация? Давайте рассмотрим:

  • Дискредитация цели. Потерпели неудачу и говорим: «Все равно призы там были плохими», а следовательно, не к чему было и стремиться, и совсем не жалеем.
  • Дискредитация жертвы. Поступили с кем-то дурно? Обидели или же подставили, и часто возникает: «Сами виноваты», «Сами бы так же со мной поступили».
  • Преувеличенная роль обстоятельств: «Так сложились обстоятельства, что никак бы не получилось при любом раскладе».
  • Вред во благо: «Ей же лучше будет» «Для ее же блага» – расхожие отговорки, в которые такие люди искренне верят.
  • Самодискредитация: « Я такой плохой, я так ужасно поступил, как же мне плохо от этого!» – кто же посмеет напасть на жертву, которая, к слову, могла совершить все что угодно.
  • Самообман.

Каждый способ опасен и губителен для человеческой личности как разумного создания.

Кто чаще прибегает к такому методу защиты

Какие группы людей чаще всего используют рационализацию? Конечно, любой человек может к ней прибегнуть, но психологи выделили две особые группы, которым действительно нужна психологическая помощь:

1. Обсессивные личности. Это люди, которые постоянно сомневаются во всем: в себе, в своих способностях, в окружающих людях, работе и так далее. Также они подвержены , то есть негативному потоку мыслей, которые становятся навязчивыми.

Психология по сей день продолжает изучать этот способ психологической защиты. Это весьма интересный метод, но очень опасный для любого человека.

Подумайте только, сколько вреда приносит нам с вами такой способ защиты. Вместо того чтобы принять свои ошибки и по настоящему раскаяться, продолжив борьбу, люди придумывают себе подчас нелепые оправдания, искренне веря в них. Рационализация опасна, поэтому существуют методы ее лечения, специальные тренинги и упражнения. Автор: Вера Чугуевская

Что такое Рационализация? Значение и толкование слова ratsionalizatsija, определение термина

1) Рационализация - (от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

2) Рационализация - (rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

3) Рационализация - - В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

4) Рационализация - – переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

5) Рационализация - - по М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

6) Рационализация - (rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация

(от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

(rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

– переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

По М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

(rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Иногда, кажется, что мы не живём, а спим. Почему такое представление возникает? Оно возникает тогда, когда стараешься жизнь подменить умом. В результате делаешь жизнь серой и скучной, не остаётся в ней места чуду!

З. Фрейд заметил, что после сеанса гипноза, во время которого человеку внушили, чтобы он раскрыл свой зонтик, совершающий это бессмысленное действие человек, сразу находил себе оправдание, а по сути самооправдание. Но рациональный человек не тот кто постоянно занимается самооправданием.

Обычно у людей объяснение было следующее: « проверяю, как зонт работает».

Загипнотизированному до этого человеку было невдомёк, что на самом деле это действие ему внушили.

Фрейд назвал этот защитный механизм «рационализация». Рациональный человек всегда найдёт логичное объяснение своему поведению, оправдывающее его. Даже если эти объяснения притянуты за уши.

Чем умнее человек(Рациональный человек), тем больше он найдёт аргументов в своё оправдание в той или иной ситуации.

Давайте обратимся к нашей палочке-выручалочке, к Википедии:

Рационализация (психология)

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Рационализа́ция (лат. rationalis - разумный, лат. ratio - разум) - механизм психологической защиты, при котором в мышлении используется только та часть воспринимаемой информации, и делаются только те выводы, благодаря которым собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Иначе говоря, подбор (поиск) рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины. Термин был предложен Зигмундом Фрейдом, в дальнейшем понятие развила его дочь Анна Фрейд.

Защитная функция рационализации состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку.

Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - желанием сделать окружающих более самостоятельными. И везде рационализация по сути выступает как самооправдание и самообман. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается подсознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.

Знаменитый пример рационализации - басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Такое вот самооправдание и самообман.Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Проблемы начинаются тогда, когда рационализация используется для того чтобы выдавать себе индульгенции на деструктивное поведение.

Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.

Постоянная рационализация, прежде всего невроз, когда человек спонтанные свои поступки обязательно оправдывает!Сглаживание разницы между желаемым и действительным всегда является подспудной целью рационализации. Ненароком с помощью логики завышается ценность достигнутого результата и умаляется то, что по разным причинам не получилось. И это всё тоже самооправдание и самообман.

Рационализация напоминает комфортное осмысление, такое осмысление, которое удобно и не вызывает тревожных сомнений. Но не лучше ли, не сдерживая возбуждения, ослаблять тревогу, а не пытаться всю жизнь свою под комфортное осмысление подгонять.

Рационализация как невроз и защитный механизм особенно наглядно у психастеников проявляется! Мнительный психастеник постоянно всё объясняет и доказывает, предусматривает и планирует. Сил на реальные стремления и находки уже и не остаётся!

Рационализацию очень часто путают с интеллектуализацией. Конечно, эти два процесса тесно связаны и зачастую сопутствуют друг другу. Тем не менее, разница между ними есть.

Интеллектуализация, по сути, нейтрализация эмоций и чувств, замена их мыслями, а рационализация ещё и объяснение своих переживаний и поступков. Общее между рационализацией и интеллектуализацией не что иное, как самооправдание.

Для полной и ясной картины рационализации полезно сравнить её с тем, что называется объяснение. Постоянное объяснение самому себе своего поведения, поступков, мотивов и есть рационализация. И это конечно всегда объяснение комфортное, удобное и оправдывающее.

Рационализация не решает проблемы, а только ретуширует её, тщательно при этом её скрывая!

Стремление человека жить в упорядоченном, логичном, стабильном мире и вызывает рационализацию и интеллектуализацию. Но мир не только устойчив, но и изменчив, часто непредсказуем и логике не подчиняется. И чтобы тяжело не переживать противоречия жизни, человек прибегает к рационализации как самооправданию и самообману.

Невроз это постоянный самоконтроль, обязательно включающий в себя рационализацию! И чем меньше самоконтроля, тем и меньше будет рационализации.

А рационализируем ли мы свои эмоции? (В данной статье я использую слово «эмоции» в широком смысле, как весь спектр переживаний, начиная от простейших комплексов ощущений и продолжая сложными чувствами.)

Рационализируем. Ещё как. И тем самым врём себе .

Вы хотите полностью объяснять эмоции? При большом желании, вы этого достигните. В лучшем случае это буде схематичное, мало что означающее для практической жизни «словоблудие». В худшем: очередное сдерживающее влияние на эмоции, их искажение.

Мы не всё в жизни способны объяснить? Рождение и смерть, бесконечность недоступны нашему пониманию. А почему подвластны уму эмоции?

Воле они подвластны, а уму нет. А воля, этот экстренный, аварийный я бы сказал, механизм психики, срабатывает тогда, когда надо себя заставить что-то сделать или задавить в себе. Например, эмоции подавить.

Допустим, мы подумали и решили, что страх это плохо! Подключили волю и . Вместо того, чтобы страх пережить сполна и тем самым освободиться от него, мы загнали его внутрь и устроили с ним борьбу, тратя на это немало нервных сил.

Рационализация – это выработанный в ходе столкновения с психоэмоциональными перегрузками способ объяснения механизмов реагирования внешнего и внутреннего мира с рационально-обусловленной позиции. Наиболее актуальными моментами служат ситуации отсутствия сознательного компонента, когда ситуация имеет бессознательную или неконтролируемую природу. Относится к защитному механизму, обусловленному использованием мышлением лишь части воспринимаемой из реальности информации, и подгона результата анализа, чтобы поведение выступало контролируемым и соответствующим действительности актом.

Рационализация – это защитный механизм, реализующий попытку объяснить необъясненное непонятное или не принимаемое поведение или же оправдать проступок, ошибку, в стремлении сохранить и позитивное самовосприятие. Коррелирует возникновение такого типа защиты с акцентуацией и индивидуалистичных черт личности. Тем не менее, являясь наиболее распространенной, по численным показателям встречаемости, формой защиты от , рационализация использовалась каждым, протекая в легкой или углубленной форме. Базовым стремлением к предсказуемости эмоциональных и действенных реакций, к стабильности окружающей системы, а также значимостью социальной желательности обусловлено возникновение рационализации, как наиболее социально приемлемого и эволюционно актуального способа защиты психики.

Рационализация в психологии

Рационализация в психологии это термин, введенный З.Фрейдом, а впоследствии и целая концепция, разработкой которой занималась А.Фрейд. Направлена рационализация на избегание , путем объяснения случившихся событий с точки зрения сознательного выбора, тогда как в реальности действия и выбор осуществлялись не контролирующей частью сознания, а под руководством бессознательных .

Рационализация – защитный механизм, позволяющий скрыть неприятные или неугодные мысли и чувства не только от общества, но также от самого себя. Являясь наиболее распространенным механизмом защиты психики от фрустрирующих моментов, рационализация не имеет ничего общего с намеренным обманом или попытками оправдаться. Весь механизм действия происходит вне контроля сознания, но может носить логическое обоснование и иметь под собой вполне существенные аргументы. Однако в построении рационализаторских концепций наличествует лишь малая доля истины, а остальное замещается фантазией и подменой понятий, что несет в себе угрозу для личности человека.

Мир рационализатора прост, строен, предсказуем, сам человек уверен, с и сохраненным . При таком подходе нарушена живая связь с реальностью и недоступны новые источники получения опыта, который часто приходит через болезненные ощущения. Обедняется сама личность человека, из которой вырезаются все негативные (относительно убеждений человека), но возможно вполне полезные (эволюционно) навыки, чувства и желания.

Рационализация в психологии это достаточно широкое по спектру проявления понятие – от защитного механизма психики нормального человека (не влияющего существенно на ход жизни и развития) до симптоматики психиатрической клиники, как одного из видов бреда (когда доказательная база, опирающаяся на логические построения направлена на поддержание бредовой концепции пациента).

Сложность в работе с данным типом психической реакции зависит от стадии рационализаторских убеждений. В одних случаях бывает достаточно легко показать человеку надуманность приводимых им доводов, после чего наступает работа с травматическими переживаниями, скрывающимися за не истинным объяснениями ситуации. А бывают случаи, когда логическое оспаривание и приведение любых фактов не дает никакого результата. В этом варианте моменты рационализации тесно сопряжены с непосредственной безопасностью Я человека или же стоят на страже глубокого травматического опыта. При наличии столь сильного сопротивления не имеет смысла силой ломать защиту, так как есть высокая вероятность, что психика не обладает в данной временной точке необходимыми ресурсами для интеграции опыта, который придется пережить в случае убирания защитной заслонки. В данном контексте имеет смыл сначала поработать над поиском ресурсов и подбираться к травматичной области аккуратно, ориентируясь на готовность клиента к контакту с собственным переживаниями.

Способы рационализации имеют два проявления – человек либо оправдывает себя, либо ищет объяснения в факторах, не имеющих отношения к его персоне (обстоятельства, действия других). Какое бы направление (относительно внутреннего мира или внешних факторов) не носила рационализация, стоит, прислушиваясь к действительности уловить тот момент, когда данный механизм приобретает серьезные объемы и становится непробиваем при простом разговоре и указании фактов. Также следует обратить внимание на длительное использование рационализации для обезболивания в месте повторяющихся случаев или относительно всего мира, как способ существования. В таких случаях стоит заглянуть к психотерапевтам, основная работа которых при снятии рационализации сводится к умению показать, что реальный мир не так ужасен, а истинные поступки и желания не приведут к глобальным катаклизмам. Что можно жить счастливым человеком, имея недостатки, негативные , агрессивные мысли – стоит лишь посмотреть, что так живут многие и найти свой собственный способ организации окружающего пространства так, чтобы мир или сам человек себе не был противен.

Рационализация в психологии – примеры из жизни

Рационализация в жизни выглядит как поиск смыслов и объяснений даже в тех моментах, когда стоит довериться ситуации, рискнуть или сделать упор на чувствование. Это один из способов избегания тревоги и сохранения мнимого чувства комфорта. Один из общих примеров будет выглядеть как поиск смысла в путешествии с непонятными людьми в незнакомую страну, когда речь идет о расширении кругозора, своего общения и эмоционального опыта. Тревога от предвкушения нового заставляет искать, как человеку это пригодится для его работы или совершенствования навыка. При отсутствии рационализации тревоги и признании факта ее наличия человек скорее проанализирует возможные риски, подготовится к особо волнующим моментам или откажется от мероприятия, если на данный момент не под силу совладать со всеми возможными трудностями.

Также рационализация может проявляться в объяснении собственного поведения, противоречащего нормам этики или морали. Например, пройдя мимо лежащего на тротуаре, мы объясняем это тем, что, скорее всего это алкоголик, а когда берем взятку, оправдываемся тем, что так поступают все и вообще без этих денег не купить новые сапоги, а уже зима. Стремление в объяснении собственных неудач внешними факторами направлено на перекладывание ответственности за неудачу на внешние факторы и тем самым сохранение чувства достоинства и самооценки. Можно выстроить целую систему доказательств того, что выговор был получен из-за плохого настроения шефа, а также что все поступившие на бюджет дали взятку или имеют блат. В таких историях человек выглядит невинной жертвой ужасного окружающего мира, а не лентяем, который завалил сроки проекта или не готовился к экзаменам.

Даже при внешне положительном поступке мы можем столкнуться с рационализацией, если спросим у человека истинные мотивы. В том случае, если они окажутся негативными или порицаемыми или же вступают в конфликт с внутренними представлениями о себе, человек выдаст крупицу правды и стройную рационализацию.

Данный механизм мешает замечать реальность, анализировать ее и делать выводы, набираясь опыта для дальнейшей жизни. Живя в иллюзорном мире собственной благополучности и предсказуемости мира, человек неизбежно сталкивается с событиями, которые оказываются сильнее этого механизма защиты и тогда удар оказывается сокрушительным, ведь навыка преодоления негатива не выработалось. И когда рушатся защитные стены, оказывается, что нужно учиться принимать себя несовершенного, а порой ужасного, смиряться с тем, что некоторые свои реакции и поступки вы сможете объяснить через длительное время раскопок на психотерапии и учиться жить в непредсказуемом мире, где у вас отсутствует контроль над всем происходящим.