Рабочая тетрадь. Организация работы по формированию каллиграфического навыка

Мир знаний очень интересен,
В нём много нераскрытых тайн…
Давайте окунёмся вместе
И разгадаем тайну языка!
Язык – культура нации, опора.
Он сила наша, красота!
Но изучать его так сложно…
Желание приходит не всегда…
Но если есть у педагога
ВДОХНОВЕНИЕ,
То сложная задача решена!

В настоящее время много внимания уделяется информационным технологиям. Задача современного учителя заключается не только в том, чтобы давать ученикам готовые знания, но и в том, чтобы обучать их самостоятельно добывать и осваивать информацию.
Следовательно, на занятиях необходимо применение информационных технологий.

Опыт работы показывает, что нестандартные формы уроков привлекают внимание обучающихся, позволяют активизировать их познавательную деятельность, эффективно организовывать самостоятельную работу на занятии, индивидуализировать процесс обучения.

«Тетрадь-помощник»

Так называется рабочая тетрадь, которую я использую на уроках русского языка (в качестве дополнительного материала к учебнику) для активизации познавательной деятельности старшеклассников.
Тетрадь содержит все разделы русского языка. Каждая тема делится на взаимосвязанные между собой блоки.
Необходимо подчеркнуть, что после контроля домашнего задания, учащиеся начинают работать со второго блока, практические задания нацеливают школьников на самостоятельное выведение правила, блок 1 служит вспомогательным материалом, к которому школьники обращаются при выполнении последующих заданий на уроке. Исключение составляет тема «Количественные числительные», где Блок 1 готовят совместно учитель и школьники.
Ученики работают на электронных носителях или по распечаткам, учитель контролирует процесс работы школьника.

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).

Тип урока: изучение нового учебного материала.

  • Усвоить понятие «количественные числительные», формировать и отрабатывать навыки безошибочного склонения количественных числительных, закреплять орфографические навыки правописания числительных.
  • Развивать речь учащихся, умение доказывать свою точку зрения, сравнивать, строить аналогии.
  • Воспитывать уважение каждой личности к окружающим, вежливость, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Сетка времени:

1-2 минуты – организационный момент.
5 минут – проверка домашнего задания.
30 минут – изучение нового материала (через отработку практических заданий).
3 минуты – домашнее задание (занесено в Блок 5), комментарий работы учеников.

Материально-техническое обеспечение: Электронная тетрадь-помощник, раздаточный материал («Модель склонения количественных числительных»), учебники, рабочая тетрадь по русскому языку.

Для удобства работы учащиеся рассаживаются за круглым столом.

Страничка контроля домашнего задания


Сроки выполнения: 2 недели. Оформить /БЛОК 1. Справочный материал/ самостоятельно. (Этапы работы контролируются учителем).

Задание :

1. Из истории количественных числительных (материал готовят 4 человека).
2. «Количественные числительные в нашей жизни». Творческая страничка (в работе задействованы все учащиеся).

БЛОК 1. Справочный материал

(Перед выполнением практической части учащиеся могут обращаться к справочному материалу)

Тема: Количественные числительные. Склонение количественных числительных.

Как быть без чисел нам?
Скажите, господа!
Везде расчет и
строгий счет нам нужен.
Наука без числа давно бы умерла,
Поэтому ценить число мы будем.

Учащиеся самостоятельно готовят теоретический материал «Из истории количественных числительных» (Презентация). Материал заносится в БЛОК 1 (справочный материал). На уроке дети презентуют тему. В этом же блоке учителем предлагается «Модель склонения количественных числительных» (на электронных носителях и в распечатанном виде). После знакомства с историей количественных числительных, ученики осваивают новый материал через выполнение практических заданий.

Количественные числительные: простые (пять) и составные (тридцать шесть).
Изменяются по падежам. Не имеют рода (кроме «один», «два») и числа (кроме слова «один»).

СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ!!!

Числительное – сравнительно новая часть речи, в древнерусском языке в качестве числовых наименований использовались существительные, местоимения или прилагательные, а также формировавшиеся на их основе словосочетания для сложных названий чисел.
Исторические изменения в формах и моделях сочетаемости числовых наименований привели к обособлению их в особую часть речи – имя числительное. Важным фактором в формировании новой части речи стало существенное расширение лексического состава числовых наименований – образование новых (сложных) названий чисел из прежних словосочетаний.

Сорок (40) Слово сорок по своему происхождению является существительным со значением "рубаха " (ср. совр. сорочка) или «мешок». В «сорок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, а затем вообще отвлечено от конкретности, именно так возникло числительное сорок , заменившее исконное четыре десятъ . Это слово изменялось по второму склонению. Со временем сорок утеряло свои падежные формы. В современном языке осталось только сорок для им.-вин. падежей и сорока для косвенных.

И.п., В.п. – сорок.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – сорокА.

Девяносто (90) Девяносто возникло из сочетания девять до съта (т.е. девять десятков до сотни).

И.п., В.п. – девяносто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – девяностА.

Сто (100) и тысяча (1000) Сто и тысяча . Слово съто склонялось подобно существительному среднего рода село (род. съта, дат. съту , тв. сътомь , м. съть и т. д.). Это слово в истории языка утеряло падежные формы (в современном языке: сто – ста).

И.п., В.п. – сто.
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. – стА.

Тысяча (1000) Слово тысяча не подвергалось изменению и в современном языке склоняется как существительное мягкой разновидности первого склонения.
От одиннадцати (11) до девятнадцати (19) В древнерусском языке для обозначения количества от 11 до 19 употребляли сочетания: слово-название числа + предлог на + десяте (сверх десяти ). Преобразование словосочетаний (один на десяте – девять на десяте ) в слова «одиннадцать – девятнадцать» способствовало произношение: перенос ударения на переднюю часть словосочетания, изменение согласных в результате редукции безударных: дс – тс – ц (одинна-д(ь)-сять = одиннадцать ).
Двести (200), триста (300), четыреста (400), пятьсот (500), девятьсот (900). Современные числительные 200, 300, 400, а также 500-900 по происхождению сочетания дъвь+съть (им. падеж двойственного числа от съто ) три и четыре+съта (им.падеж мн. число от съто) пять-девять+сътъ (род. пад. мн. ч. от съто) . Эти древнерусские образования сохранились до наших дней, единственное изменение двьсть в двести (ь-и без ударения: ь-е под ударением).

Таким образом, в древнерусском языке слова, обозначающие числа, не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным.

Модель склонения количественных числительных. (Метод ступенчатого восприятия новой темы).

В количественных числительных склоняется каждое слово.

Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Пять ручек Три журнала
Р.п. пятИ ручек !
Д.п. пятИ ручкам !
В.п. пять ручек !
Т.п. пятьЮ ручками !
П.п. о пятИ ручках !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Семьдесят тетрадей Шест…десят человек
Р.п. семИдесятИ тетрадей !
Д.п. семИдесятИ тетрадям !
В.п. семьдесят тетрадей !
Т.п. семьЮдесятьЮ тетрадями !
П.п. о семИдесятИ тетрадях !
Падежи Склонение числительного. Просклоняйте самостоятельно.
И.п. Двести экземпляров Триста учебников
Р.п. двУХсот экземпляров !
Д.п. двУМстАМ экземплярам !
В.п. двести экземпляров !
Т.п. двУМЯстАМИ экземплярами !
П.п. о двУХстАХ экземплярах !
Падежи Склонение числительного Просклоняйте самостоятельно
И.п. Шестьсот книг Семьсот работников
Р.п. шестИсот книг !
Д.п. шестИстАМ книгам !
В.п. шестьсот книг !
Т.п. шестьЮстАМИ книгами !
П.п. о шестИстАХ книгах !

БЛОК 2. Практические задания

Упражнение 1. «Собираем пазлы»

Задание : Допишите части слова числительных.

Падежи Склонение числительного.
И.п. пять___ семь____ шесть коробок
Р.п. пяти___ _____десяти шести коробок
Д.п. пяти____ семи_______ шести коробкам
В.п. пять______ семь_______ шесть коробок
Т.п. ________стами _____десятью шестью коробками
П.п. о пяти____ семи_______ шести коробках

Упражнение 2. «Собираем конструктор»

Каждый учащийся вытягивает карточку с падежом и склоняет количественное числительное, ответы вносятся в таблицу.

Задание : просклонять числительные: 887, 644, 782 деталей (в зависимости от количества человек в классе).

БЛОК 3. Проверь себя

Задание 1 :Укажите пример(ы) с ошибкой в образовании формы слова.

1. С пятьюстами шестьюдесятью семью. 2 . Шестьсот семидесяти семи экземпляров. 3. Больше шестиста рублей. 4. До тысяча восемьсот
двенадцатого года. 5 . К пятистам семидесяти восьми. 6. У пятьсот восьмидесяти рабочих.

Номера занесите в таблицу:

1 2 3 4 5 6

БЛОК 4. Контрольное задание

Задание : Прочитайте текст, пропишите числительные.

Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.
В (1455 _______________________) году в Неаполе при землетрясении погибло (60000 _________________ человек.
Через (100__________________) лет в Китае число жертв достигло (830_________________) тысяч.
В (1755__________________) году подзем­ная буря разрушила Лиссабон и унесла (70000______________) жизней.
В (1920_____________________) году страшные толчки сотрясли Токио и унесли (100000____________________) человеческих жизней.
В (1948________________________) году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины.
Погибло (80000__________________) человек.
В Армении в (1988_________________________) году подземная буря поглотила (119000__________________) человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (Из "Детской деловой газеты").

БЛОК 5. Домашнее задание

Задание 1 :Просклонять числительное 943 (детали и т.д.).
Задание 2 : «На уроке математики»: К 439 прибавить 89, получится 528. Из 627 вычесть 54, получится 573.
Задание 3 : Вспомнить 5 названий мультфильмов, художественных фильмов, в названии которых есть количественные числительные. Записать эти названия.

БЛОК 6. Страницы «мудрости»

Задание : Соберите пословицы и выучите их. Всего пословиц 3.

БЛОК 7. «Моя дикция» (можно использовать в качестве разминки на занятии)

Скороговорки

1. Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь, строчат.
Сорок сорочек
Просторочены в срок –
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились
Сорок сорок! (Ю.Кушак)

2. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

3. Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

БЛОК 8. «Словесная битва» (соревнование между учащимися)

1. Из 985 деталей 856 отправили на завод. 2. С 888 рублями я отправился в магазин. 3. Из 893 человек на конкурс отобрали 443. 4. Из 149 млн. кв. км земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км. 5. С появления первого человека до 1960 г. сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда еще до ХIХ в. число одновременно проживающих на планете людей не превышало 1 млрд. 6. В Европе проживает примерно 728 млн. человек, в Латинской Америке – более 561 млн. (Тот, кто допускает ошибку, из игры выбывает!!!)

Литература :

1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9- класс: Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 11-е изд., стереотип. – М. «Дрофа», 2002. – с. 148-151.
2. Обнорский С.П. и Бархударов С.Т. Хрестоматия по истории русского языка – М.: Просвещение, 1952.

123. Приведите примеры таблиц, которые вы использовали в школе, встречали в повседневной жизни.

Таблица умножения, расписание поездов, расписание уроков.

124. Укажите основные элементы структуры правильно оформленной таблицы.

125. Приведите пример таблицы типа «объекты - свойства».

126. Приведите пример таблицы типа «объекты – объекты - один».

127. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня – сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

128. Петя, Ваня и Саша учатся в одной начальной школе, но в разных классах. Петя перешёл в тот класс, в котором в прошлом году учился Саша. Через год Ваня перейдёт в тот класс, который в этом году закончит Петя. В каком классе учится каждый из мальчиков?

129. Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зелёного и синего цветов. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг.

130. Три молодых человека - Андрей, Бронислав и Борис. Один из них - аптекарь, другой - бухгалтер, третий - агроном. Один живёт в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий - в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живёт и у кого какая профессия. Известно лишь, что:
1) Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;
2) у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;
3) жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.


{reklama}
131. Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет. Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на географическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник - не на историческом. Леонид играет не на контрабасе. На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учится?
Валерий учится на географическом факультете, он пианист.

132. Мини-исследование. В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учёбу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, активный отдых, сон и другое.
Самостоятельно.

133. В поезде едут пассажиры Иванов, Петров и Сидоров. Оказалось, что такие же фамилии у машиниста поезда, его помощника и у проводника. Известно, что:
1) пассажир Иванов живёт в Москве;
2) проводник живёт на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом;
3) пассажир - однофамилец проводника живёт в Санкт-Петербурге;
4) у пассажира, который живёт ближе к месту жительства проводника, чем другие пассажиры, вдвое больше детей, чем у проводника;
5) у пассажира Петрова трое детей;
6) Сидоров (из поездной бригады) недавно выиграл у машиниста партию на бильярде.
Какая фамилия у машиниста поезда?

Пассажир Иванов живёт в Москве, однофамилец проводника – в Санкт-Петербурге, проводник - между двумя этими городами. У пассажира, живущего там же, где и проводник, чётное число детей; значит, это не Петров, а Сидоров. Следовательно, фамилия проводника - Петров, а фамилия машиниста - Иванов.

2.1. Понятие о стандартах ЕСКД . Если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы избежать этого, в СССР приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности. К конструкторским документам относят чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, некоторые текстовые документы и пр.

Стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, выпускаемой нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.

Каждому стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его регистрации.

Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием инженерной графики.

Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 г. под названием «Чертежи для всех видов машиностроения». В дальнейшем они заменялись новыми.

2.2. Форматы . Основная надпись чертежа. Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает определенные форматы листов, которые обводят тонкой линией. В школе вы будете пользоваться форматом, размеры сторон которого 297X210 мм. Его обозначают А4.

Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле (рис. 18). Линии рамки - сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией, по которой обрезают листы. С левой стороны - на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей.

Рис. 18. Оформление листа формата А4

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись (см. рис. 18). Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22X145 мм (рис. 19, а). Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 19, б.

Рис. 19. Основная надпись учебного чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них - только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной, и вдоль короткой стороны.

В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа.

Прежде чем начинать выполнение чертежа, лист прикладывают к чертежной доске. Для этого прикрепляют его одной кнопкой, например, в левом верхнем углу. Затем на доску кладут рейсшину и располагают верхний край листа параллельно ее кромке, как показано на рисунке 20. Прижав лист бумаги к доске, прикрепляют его кнопками сначала в правом нижнем углу, а затем в остальных углах.

Рис. 20. Подготовка листа к работе

Рамку и графы основной надписи выполняют сплошной толстой линией.

    Какие размеры имеет лист формата А4? На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии рамки чертежа? Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры. Рассмотрите рисунок 19 и перечислите, какие сведения в ней указывают.

2.3. Линии. При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет свое назначение.

Рис. 21. Линии чертежа

На рисунке 21 дано изображение детали, называемой валиком. Как видите, чертеж детали содержит разные линии. Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. На уроках технического и обслуживающего труда вы уже применяли различные линии. Вспомним их.

В заключение следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.

Сведения о линиях чертежа даны на первом форзаце.

  1. Каково назначение сплошной толстой основной линии?
  2. Какая линия называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?
  3. Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?
  4. В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?
  5. Какой линией показывают на развертке линию сгиба?

На рисунке 23 вы видите изображение детали. На нем цифрами 1,2 и т. д. отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради таблицу по данному образцу и заполните ее.

Рис. 23. Задание для упражнений

Графическая работа № 1

Приготовьте лист чертежной бумаги формата А4. Вычертите рамку и графы основной надписи по размерам, указанным на рисунке 19. Проведите различные линии, как показано на рисунке 24. Можно выбрать и другое расположение групп линий на листе.

Рис. 24. Задание к графической работе № 1

Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2.4. Шрифты чертежные . Размеры букв и цифр чертежного шрифта. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом (рис. 25). Начертание букв и цифр чертежного шрифта устанавливается стандартом. Стандарт определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами и строчками.

Рис. 25. Надписи на чертежах

Пример построения одной из букв во вспомогательной сетке показан на рисунке 26.

Рис. 26. Пример построения буквы

Шрифт может быть как с наклоном (около 75°), так и без наклона.

Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 1,8 (не рекомендуется, но допускается); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер (h) шрифта принимается величина, определяемая высотой прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Высота буквы измеряется перпендикулярно к основанию строки. Нижние элементы букв Д, Ц, Щ и верхний элемент буквы Й выполняют за счет промежутков между строками.

Толщину (d) линии шрифта определяют в зависимости от высоты шрифта. Она равна 0,1h;. Ширину (g) буквы выбирают равной 0,6h или 6d. Ширина букв А, Д, Ж, М, Ф, X, Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ю больше этой величины на 1 или 2d (включая нижние и верхние элементы), а ширина букв Г, 3, С меньше на d.

Высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера шрифта. Так, высота строчных букв размера 10 равна 7, размера 7 равна 5 и т. д. Верхние и нижние элементы строчных букв выполняются за счет расстояний между строками и выходят за строку на 3d. Ширина большинства строчных букв равна 5d. Ширина букв а, м, ц, ъ равна 6d, букв ж, т, ф, ш, щ, ы, ю - 7d, а букв з, с - 4d.

Расстояние между буквами и цифрами в словах принимают равным 0,2h или 2d, между словами и числами -0,6h или 6d. Расстояние между нижними линейками строк берут равным 1,7h или 17d.

Стандарт устанавливает и другой тип шрифта - тип А, более узкий, чем только что рассмотренный.

Высота букв и цифр на чертежах, выполненных в карандаше, должна быть не менее 3,5 мм.

Начертание латинского алфавита по ГОСТу показано на рисунке 27.

Рис. 27. Латинский шрифт

Как писать чертежным шрифтом . Оформлять чертежи надписями надо аккуратно. Нечетко сделанные надписи или небрежно нанесенные цифры разных чисел могут быть неправильно поняты при чтении чертежа.

Чтобы научиться красиво писать чертежным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку (рис. 28). После овладения навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строки.

Рис. 28. Примеры выполнения надписей чертежным шрифтом

Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что буквы написаны правильно, обводят их мягким карандашом.

Для букв Г, Д, И, Я, Л, М, П, Т, X, Ц, Ш, Щ можно провести только две вспомогательные линии на расстоянии, равном их высоте А.

Для букв Б, В, Е, Н. Р, У, Ч, Ъ, Ы, Ь. Я между двумя горизонтальными линиями следует добавить посредине еще одну, но которой выполняют средние их элементы. А для букв 3, О, Ф, Ю проводят четыре линии, где средние линии указывают границы скруглений.

Для быстрого выполнения надписей чертежным шрифтом иногда пользуются различными трафаретами. Основную надпись вы будете заполнять шрифтом 3,5, название чертежа - шрифтом 7 или 5.

  1. Чему соответствует размер шрифта?
  2. Чему равна ширина прописных букв?
  3. Чему равна высота строчных букв размера 14? Чему равна их ширина?
  1. Выполните в рабочей тетради но заданию учителя несколько надписей. Можете, например, написать свою фамилию, имя, домашний адрес.
  2. Заполните основную надпись на листе графической работы № 1 следующим текстом: чертил (фамилия), проверил (фамилия учителя), школа, класс, чертеж № 1, название работы «Линии».

2.5. Как наносят размеры . Для определения величины изображенного изделия или какой-либо его части но чертежу на нем наносят размеры. Размеры разделяют на линейные и угловые. Линейные размеры характеризуют длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Угловой размер характеризует величину угла.

Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, но обозначение единицы измерения не наносят. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.

Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Правила нанесения размеров установлены стандартом. Некоторые из них вы уже знаете. Напомним их.

1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Для этого сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают (рис. 29, а). Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Какой должна быть стрелка, показано на рисунке 29, б. Выносные линии выходят за концы стрелок размерной линии на 1...5 мм. Выносные и размерные линии проводят сплошной тонкой линией. Над размерной линией, ближе к ее середине, наносят размерное число.

Рис. 29. Нанесение линейных размеров

2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Так, на рисунке 29, в сначала нанесен размер 5, а затем 26, чтобы выносные и размерные линии на чертеже не пересекались. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм.

3. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак - кружок, перечеркнутый линией (рис. 30). Если размерное число внутри окружности не помещается, его выносят за пределы окружности, как показано на рисунке 30, в и г. Аналогично поступают при нанесении размера прямолинейного отрезка (см. рис. 29, в).

Рис. 30. Нанесение размера окружностей

4. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут прописную латинскую букву R (рис. 31, а). Размерную линию для указания радиуса проводят, как правило, из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны, упирающейся в точку дуги окружности.

Рис. 31. Нанесение размеров дуг и угла

5. При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла (рис. 31, б).

6. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят знак "квадрата" (рис. 32). При этом высота знака равна высоте цифр.

Рис. 32. Нанесение размера квадрата

7. Если размерная линия расположена вертикально или наклонно, то размерные числа располагают, как показано на рисунках 29, в; 30; 31.

8. Если деталь имеет несколько одинаковых элементов, то на чертеже рекомендуется наносить размер лишь одного из них с указанием количества. Например, запись на чертеже «3 отв. 0 10» означает, что в детали имеются три одинаковых отверстия диаметром 10 мм.

9. При изображении плоских деталей в одной проекции толщина детали указывается, как показано на рисунке 29, в. Обратите внимание, что перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит латинская строчная буква 5.

10. Допускается подобным образом указывать и длину детали (рис. 33), но перед размерным числом в этом случае пишут латинскую букву l .

Рис. 33. Нанесение размера длины детали

  1. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?
  2. Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?
  3. Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? между размерными линиями?
  4. Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?
  5. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов?

Рис. 34. Задание для упражнений

  1. Перечертите в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение детали, данное на рисунке 34, увеличив его в 2 раза. Нанесите необходимые размеры, укажите толщину детали (она равна 4 мм).
  2. Начертите в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм. Нанесите их размеры. Начертите дуги окружности с радиусами 40, 30, 20 и 10 мм и нанесите размеры.

2.6. Масштабы . В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких - деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Изображения крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину имеющимися чертежными инструментами. Поэтому при вычерчивании больших деталей их изображение уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.

Масштаб - это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.

Масштаб уменьшения-1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина-1:1.
Масштаб увеличения-2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.

Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.

Масштабы записывают так: M1:1; M1:2; M5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.

Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре (рис. 35).

Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.

  1. Для чего служит масштаб?
  2. Что называется масштабом?
  3. Какие вам известны масштабы увеличения, установленные стандартом? Какие вам известны масштабы уменьшения?
  4. Что означают записи: М1:5; М1:1; М10:1?

Рис. 35. Чертеж прокладки, выполненный в различных масштабах

Графическая работа № 2
Чертеж «плоской детали»

Выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии (рис. 36). Нанесите размеры, укажите толщину детали (5 мм).

Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

Указания к работе . На рисунке 36 дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить эскизно ее изображение на отдельном листе. Затем следует перейти к выполнению чертежа.

На листе формата А4 чертят рамку и выделяют место для основной надписи (22Х145 мм). Определяют центр рабочего поля чертежа и от него ведут построение изображения.

Вначале проводят оси симметрии, строят тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого размечают изображения прямоугольных элементов детали.

Рис. 36. Задания к графической работе № 2

Определив положение центров окружности и полуокружности, проводят их. Наносят размеры элементов и габаритные, т. е. наибольшие по длине и высоте, размеры детали, указывают ее толщину.

Обводят чертеж линиями, установленными стандартом: сначала - окружности, затем - горизонтальные и вертикальные прямые. Заполняют основную надпись и проверяют чертеж.

ИСТОЧНИКИ

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Предмет и методы исследования в экономической науке. Основные этапы развития экономической теории.

2. Формирование экономической мысли в Древнем Мире (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).

3. Экономические учения средневековья. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер.

4. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма».

5. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 1, 2.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 1.

3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 1-4.

1. Аристотель. Никомахова этика. Политика. / Аристотель // Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 53-293, 375-644.

2. Груневеген, П. Политическая экономия и экономическая наука/ П. Груневеген//Экономическая теория// под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004.- С.680-687.

3. Ксенофонт. Домострой// Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. С. 197-262

4. Шумпетер, Й.А. История экономического анализа / Й.А. Шумпетер / под ред А.С. Автономова.- СПб.: Экономическая школа Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2001.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке?

2. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность концепции Аристотеля « экономика и хрематистика».

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке и в Западной Европе? Изложите суть концепций «социальная физика» Ибн-Хальдуна и «справедливая цена» Ф.Аквинского.

4. Какие права и нормы хозяйственных отношений установлены в Русской Правде?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Заполните таблицы 1.1-1.8. При оформлении табл. 1.1. -Эволюция предмета экономической науки используйте статью П. Груневегена «Политическая экономия и экономическая наука».

2. Составьте резюме, дайте краткую характеристику эпохе дорыночной экономики.

3. Составьте глоссарий по теме №1: экономика, хрематистика, методы, методология, парадигма, экономическая школа, экономическое направление, гипотеза, концепция, теория, синтез, анализ, позитивный и нормативный методы анализа.

4. Составьте тесты по дидактическим единицам (функции денег, «социальная цена», богатство, деньги, стоимость, свойства товара).

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
. Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
. Все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

  • Тетради №1 и №2 (для текущих работ)
  • Тетрадь №3 (для контрольных работ.)

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ.

Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
Для уроков познания мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.
В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.
Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.

Оформление надписей на обложке тетрадей

Тетради учащихся 1-го и 2-го классов подписывает учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя. Не обязательно, чтобы тетради были подписаны одним почерком.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета.
Нумерация класса пишется арабскими цифрами.
Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества обучения.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

Оформление письменных работ по русскому языку

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д .

С 3 класса (со 2 полугодия) допускается в записи даты писать числительные прописью: первое декабря .

Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1-вариант.
1-в.(запись римскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью с 3 класса начиная с третьей четверти.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).

Образец:

Упражнение 234.
Упр.234.

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например:

Ветер
восток
песок

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

Например: Ветер, восток, песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой-гл.,звонкий-зв.,согласный-согл.,твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время- буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений
точки не ставятся.

Например: мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

Организация работы по формированию каллиграфического навыка

У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

1-2 класс- 2 строки, ежедневно.
3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.

Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку. Многие учителя применяют различные приспособления для формирования каллиграфического письма: трафареты, кальку и т. д.

Для стимулирования детей в практике используются различные приемы поощрения: надписи на обложке (Твою тетрадь приятно проверять! Пишу красиво и грамотно. Чистюлька. Пишу на «5»!), выставки лучших тетрадей.

К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля. Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен помнить о принципах дифференцированного подхода.

Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа).
Между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток.
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем на четвертой).
Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях.
В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм).
Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер.
Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10 мячей.
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
- записать выражение полностью;
- указать цифрами над знаками порядок действий;
- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
- записать окончательное значение выражения.

Приводим образцы оформления сложных уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

Х+123- 56*2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
627+123-56*2=638
638=638

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

Слова длина, ширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина -12 см
Ширина - 6 см
Периметр -? см
Площадь - ? см2
(12+6)*2=36 (см)
12*6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см, площадь=72 см2 (д/з)

Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в.. раз.

Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.

Ведение дневников в начальной школе

Дневник является официальным школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.
Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., познание, физ-ра, изо);
  • запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец: с.132, упр.453
с 154-155 (пересказ)

  • в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
  • в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»; в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.