Рабочая программа технический рисунок. Программа курса по выбору "графика и дизайн"

Подобный материал:

  • Рабочая программа теория электрических цепей (тэц) (наименование учебной дисциплины) , 542.79kb.
  • Рабочая программа учебной дисциплины математический анализ уровень основной образовательной , 411.86kb.
  • Рабочая программа учебной дисциплины «Прикладная математическая статистика» Уровень , 346.52kb.
  • Рабочая программа учебной дисциплины линейная алгебра и аналитическая геометрия уровень , 426.51kb.
  • Рабочая программа учебной дисциплины история и методология прикладной математики , 537.44kb.
  • Рабочая программа учебной дисциплины начертательная геометрия уровень основной образовательной , 375.24kb.
  • Рабочей программы учебной дисциплины , 52.11kb.
  • Рабочая программа учебной дисциплины биология уровень основной образовательной программы­­ , 467.35kb.
  • Рабочая программа учебной дисциплины международное экологическое право уровень основной , 452.76kb.
  • Рабочей программы учебной дисциплины культурология Уровень основной образовательной , 154.46kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе _____________Г.П.Иванова

«__» ___________ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Уровень основной образовательной программы бакалавриат

Направление подготовки дизайн

Профиль – дизайн среды

Форма обучения – очная

Срок освоения ООП – нормативный (4 года)

Факультет – Институт культуры и искусства

Кафедра дизайна

Начальник учебно-методического

Управления ______________________________ Т.В.Майзель

Директор ИКиИ __________________________Э.В.Паничева

Заведующая кафедрой дизайна ______________О.В.Кириченко

Воронеж – 2011

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры дизайна от «___»_____________20___г. Протокол №_______

Заведующая кафедрой дизайна_____________________ О.В.Кириченко

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом ИКиИ

От «____»__________________20_____г. Протокол №________

Разработчики:

К.п.н., доцент ____________________________Н.В.Власова

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения технического рисунка является формирование у студентов научно обоснованного подхода к изображению на плоскости трехмерных объектов реального мира и их взаиморасположения в пространстве (посредством изучения алгоритмов решения позиционных и метрических задач). Изучение предмета способствует формированию пространственных представлений, стимулирует логическое и аналитическое мышление, развивает способность к абстрагированию и пространственное воображение.

Одновременно решаются задачи развития композиционных навыков, владения профессиональной терминологией, совершенствования графического мастерства.

Программа предусматривает изучение таких разделов технического рисунка как: основные стандартные виды аксонометрических проекций, методы аксонометрического проецирования, способы оттенения поверхностей объемных тел, теория теней и построение теней в ортогональных и аксонометрических проекциях и т.д.

Ортогональное проецирование является основой изучения содержания данной учебной дисциплины. Обучение строится в форме практических занятий и лабораторных практикумов с небольшой лекцией-беседой в начале академического часа.

Основная специализация профессионального образования (дизайн среды, костюма, графический дизайн) обусловили адаптацию и определенную направленность содержания дисциплины “Технический рисунок”. Особое внимание уделяется разделам, непосредственно связанным с будущей профессией: проецирование сложной пространственной формы, построение линии пересечения криволинейных поверхностей в аксонометрии, построение разверток как геометрической основы создания лекал. Практическое построение теней в ортогональных и аксонометрических проекциях дает будущему специалисту навыки эскизного проектирования, не связанного с компьютерной графикой, применяемой на заключительных стадиях проектирования.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции :

Способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; научно обосновать свои предложения (ПК-1);

Демонстрирует возможные приемы гармонизации форм, структур, разрабатывает комплекс функциональных и композиционных решений метрических и позиционных задач (ПК-3);

Способен к конструированию предметов, комплексов, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации (ПК-4).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Технический рисунок» относится к общепрофессиональному циклу.

2.2. Для изучения данной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

«Начертательная геометрия» (1 курс 1 семестр):

Знания свойств проекций геометрических элементов - точки, прямой и плоскости (в начале одного, затем двух элементов в их взаимном положении);

Умения применять методы преобразования в одно действие (например, способ прямоугольного треугольника, один поворот вокруг вертикальной или глубинной оси);

Навыки решения упражнений на точку, прямую и плоскость с привлечением изображений основных геометрических тел, в которых точки, прямые и плоскости являются вершинами, ребрами, гранями.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Академический рисунок», «Проекционная графика», «Перспектива».

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных и профессиональных компетенций:


п/п


Номер/

индекс

компетенции


Содержание компетенции

(или ее части)


В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

1

2

3

4

5

6

ОК-1

Владеет культурой мышления

Способы обобщения, анализа, восприятия информации

Поставить цель, выбрать пути ее достижения

Культурой мышления

ОК -6

Способен к саморазвитию

Пути и способы повышения своей квалификации

Использовать основные положения науки при решении профессиональных задач

Способами и средствами познания, обучения и самоконтроля

ОК-14

Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества

Сущностные особенности различных типов информации (знаковая, визуализированная, техническая, утилитарно-схематичная и т.д.)

Пользоваться средствами получения, хранения и переработки информации

Основными методами, способами получения информации

ПК-1

Анализирует и определяет требования к дизайн-проекту

Принципы составления подробной спецификации требований к проекту

Синтезировать набор возможных решений пространственных задач

Методами научного обоснования своего решения/ предложения

ПК-3

Разрабатывает проектную идею

Принципы концептуального подхода при решении пространственных задач

Гармонизировать формы, структуры, системы

Комплексом функциональных решений

ПК-4

Конструирует предметы, промышленные образцы, объекты и т.д.

Приемы сближения начертательной геометрии с прикладной графикой (большинство чертежей выполняется без использования оси проекций);

Решать пространственные задачи в двух проекциях (фронтальной и горизонтальной). Третья проекция (профильная) привлекается лишь в случае упрощения решения задачи

Системой рационального решения пространственных

(метрических и позиционных) задач

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2







часов

часов

часов

часов

1

2

3

4

5

6

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции (Л)

6

6

Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

10

10

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

34

34

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовая работа

КР

Другие виды СРС:

-

-

-

-

-

Расчетно-графические работы (РГР)

16

16

Контрольная работы

7

7

Индивидуальные домашние задания

6

6

Внеаудиторное чтение

5

5

СРС в период промежуточной аттестации

Вид промежуточ. аттестации

зачет (З)

+

+

экзамен (Э)

ИТОГО: Общая трудоемкость

часов

зач. ед.

3

3

4.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины


п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела в дидактических единицах

1

2

3

4

2

Основы технического рисунка и графики

Введение в предмет. Цели и задачи курса.

Аксонометрические проекции

1

Сущность метода и основные понятия. Виды аксонометрических проекций.

Стандартные аксонометрические проекции. Построение аксонометрического изображения по заданным координатам точки и по ортогональному чертежу

Аксонометрия геометрических тел.

2

Техническое рисование

1

Форма и формообразование: современные учения о фигурах, пропорциях и отображениях. Построение проектиграфических полей

Формотворчество. Концепции, метод и идеи формотворчества. Концепции природы и идеи человечества в формообразовании. Об операциях проективографии

Роль объемного и плоскостного моделирования в современном художественном проектировании. Искусство визуальных сообщений

Теория теней

1

Теоретические основы построения теней. Источники освещения. Пересечение поверхностей как основа практического построения теней

Тени точки, отрезка прямой линии и плоской фигуры, тени геометрических тел в ортогональных проекциях. Способы построения теней

Оттенение поверхностей объемных тел. Общие понятия. Способы оттенения объема. Распределение светотени на телах вращения и гранных поверхностях.

Тени геометрических тел в аксонометрии. Построение теней группы геометрических тел в аксонометрии

Построение контуров собственных и падающих теней объектов сложной формы

Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной лёгкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование.

Реализация принципа культуросообразности содержания общего среднего образования невозможна без ознакомления школьников с огромным пластом графической культуры. За многовековую историю в её недрах был выработан графический язык делового общения. Изучение графического языка как синтетического, имеющего свою семантическую основу, является необходимым, поскольку он общепризнан в качестве международного языка общения. Значение его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы, а также продолжения образования.

Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которого тесно увязаны с задачами экономического развития страны и утверждения её статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий.

Развитие теоретических основ начертательной геометрии, инженерной графики и других смежных наук расширило способы получения графических изображений. Наряду с ручными, всё более широкое применение находят компьютерные способы формирования графических изображений, составления проектной документации, которые несут в себе геометрическую, техническую, технологическую и другую информацию об объекте. Использование новых информационных технологий обеспечивает создание, редактирование, хранение, тиражирование изображений с помощью различных программных средств, а также возможность передачи их посредством коммуникационных сетей.

Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, способных адаптироваться к быстрой смене труда, поэтому им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая их трудовую мобильность, повышение квалификации и смену профессии. Таким образом, на первый план выступает направление обучения, развивающее логическое, пространственное мышление учащихся с опорой на графическую деятельность, связанную с ясным пониманием методов изображений, принятых в созидательной практике людей.

Тесная связь обучения графики с жизнью, производительным трудом открывают реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятием производственно-технического характера и требованиями технической эстетики, развивает умение наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства.

Кроме этого, графическая подготовка обеспечивает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, обеспечивая их пропедевтику, участие школьников в проектной и конструкторской деятельности, наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, имеющее очень важное место в любом творческом процессе, поскольку новое решение предстаёт перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. Кроме этого, в процессе овладения данной дисциплиной совершенствуется репродуктивное и продуктивное воображение, проявляющееся в создании объёмных образов реального мира и построении новых (конструирование, переконструирование, совершенствование, преобразование и.т.д.). Эти интеллектуальные операции, носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Развитие пространственных представлений позволяет сформировать у школьников эффективные способы переработки информации - визуализации, что способствует огромной экономии времени. При таком способе работы информация практически одномоментно трансформируется в некоторую обобщённую модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуации, явления. Таким образом, развиваются познавательные способности человека, расширяется круг используемых мыслительных средств и умственных операции, что, в свою очередь, повышает адаптивные возможности человека.

Современные требования, предъявляемые к выпускнику общеобразовательной школы, обуславливают необходимость усиления графического образования, являющегося частью общего образования современного человека. В связи с этим актуальным становится рассмотрение графического образования школьников с позиций достаточности для адаптации выпускника общеобразовательной школы к условиям жизни и трудовой деятельности в современном обществе.

Под графическим образованием понимается процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью.

Графическая культура школьника – это совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и прочтения информации, её сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.

Учитывая важность предмета для социальной адаптации выпускников школ, уникальность предметной области (ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах представления информации), пропедевтический характер по отношению к другим предметам школьного учебного плана, считаю необходимым использовать возможности учебного плана и вести элективный курс “Графика. Техническое рисование” для учеников 7-8 класса.

Место проведения элективного курса “Графика. Техническое рисование” МБОУ СОШ №17 г. Улан-Удэ Республика Бурятия. Основной формой организации учебной деятельности является учебно-практическая деятельность учащихся. Каждый раздел курса включает в себя основные теоретические сведения и графические работы.

На занятиях используются учебники и пособия по черчению, рекомендованные Министер- ством образования РФ, интерактивные ресурсы Данный курс целесообразно изучать исходя из необходимости учёта потребностей личности школьника, его семьи и общества, распространённости изучаемых технологических умений в сфере производства и образования.

Программа составлена на основании обязательного минимума содержания по графике

для не полной средней школы по1 учебному часу в неделю в течение одного года в соответствии с учебником: А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский, М.Астрель. АСТ, 2010 г. И предполагает продолжение элективного курса, так как не охватывает рекомендуемое стандартом содержание программы по графике для выпускников.

I. Пояснительная записка

Программа “Графика.Техническое рисование” рассчитана на учащихся 7-8 классов средней школы в объёме 34 часа. Цель данной программы заключается в том, чтобы, опираясь на знания, полученные учащимися в процессе уроков технологии, математики решить задачу преодоления постоянно увеличивающегося разрыва между объёмом знаний и сроками обучения учащихся, обеспечить более детальную графическую подготовку, углубить межпредметные связи.

Программа опирается на учебник черчения А.Д.Ботвинников, В.П.Виноградов, И.С. Вышнепольский.

Элективный курс знакомит учеников с понятием технический рисунок, аксонометрическая проекция. Опираясь на данные понятия, программа рассматривает изображения простейших геометрических тел.

Изложение материала ставит задачу на основе навыков, полученных на уроках рисования, постепенно привить учащимся более конкретные правила графики.

В процессе курса, переходя от рисунка к выполнению развёрток геометрических тел, формируется связь между плоскими изображениям и объёмным телом.

1. Учащийся должен иметь представление о прямых, ломаных, кривых, параллельных, перпендикулярных линиях. Что такое окружность, полуокружность, дуга окружности. Чётко различать простейшие геометрические тела и их формообразующие.

  1. Должен иметь представление о способах построения технического рисунка.
  2. Иметь навыки простейших геометрических построений.
  3. Уметь выполнять развёртку геометрического тела.
  4. Обладать минимальными навыками выполнения чертёжного шрифта.
  5. Уметь выполнять простейший анализ формы предмета, состоящего из нескольких геометрических тел.

1. Введение (4 час)

Измерители:

Различать прямые, ломаные, кривые, параллельные, перпендикулярные линии,

Различать окружность, полуокружность, дугу окружности,

Делить окружность на 3, 4, 6, 8 частей.

2. Правила оформления чертежей. (14 ч.)

Чертёжные шрифты (5 час)

Измерители:

Умение правильно подобрать нужный размер шрифта,

Точное определение соотношения высоты и ширины букв и цифр в надписях,

Правильное определение типа букв и цифр.

Линии чертежа (2 час). Правила нанесения размеров (4 час).

Масштаб (1 час). Сопряжение (2 час).

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая - основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба. Что такое сопряжение и способы его выполнения.

Измерители:

Знания о ГОСТ-ах, умение применять линии чертежей в соответствии с назначением, умение выбрать и нанести необходимое количество размеров, умение применять различные масштабы, знать способы построения сопряжений.

3. Рисование простейших геометрических тел.(15 час)

Простейшие геометрические построения.

Измерители:

Уметь назвать, показать, изобразить куб, параллелепипед, пирамиду, конус, усечённый конус, цилиндр и назвать формообразующие их геометрические фигуры,

Знать, что такое технический рисунок, аксонометрическая проекция и способы его выполнения.

III. Календарно-тематическое планирование.

IV. Технологическая карта.

V. Контрольно-измерительные материалы

VI. Учебно-методическая литература

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: ACT: Астрель, 2007.

2. Василенко Е.Л., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. - М.: Просвещение, 1988.

3. Василенко ЕЛ., Е.А., Жукова Е.Т., Катханова Ю.Ф., Терещенко А.Л. Карточки-задания по черчению для 8 класса. - М.: Просвещение, 1990.

4. Гервер ВЛ. Творчество на уроках черчения. - М.: Владос, 1998.

5. Гордеенко НЛ., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. школы / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: ACT: Астрель, 2006.

6. Ботвинников АД. и др. Черчение: Методическое пособие к учебнику. - М. Астрель: ACT, 2003..

7. Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева ИЛ. Рабочая тетрадь по черчению. - М.: Вентана-граф, 1998.

8. Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.

9. Подшибякин В.В., Задания по техническому черчению для 8 класса. -С.Лицей, 1999 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра «Дизайн архитектурной среды»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Б.2.1.4 «Академический рисунок»

направления подготовки

(54.03.01) 072500.62 «Дизайн»

Профиль 2. «Промышленный дизайн»

Профиль 1 "Графический дизайн"



форма обучения – очная курс – 1 семестр – 1, 2 зачетных единиц – 4, 4 часов в неделю – 4, 4 академических часов – 144, 144 в том числе:

лекции – нет практические занятия – 72, 72 лабораторные занятия – нет самостоятельная работа – 72, 72 зачет – 1 сем.

экзамен – 2 сем.

РГР – нет курсовая работа – нет курсовой проект – нет Цели и задачи дисциплины 1.

Программа составлена на основе общеобразовательного стандарта высшего образования ФГОС-3 (ВПО).

Цель преподавания дисциплины заключается в приобретении студентамидизайнерами навыков в изобразительной грамоте, развитии объёмно-пространственного мышления и конструктивного видения объектов окружающей среды, а также в формировании необходимой теоретической и практической базы для освоения последующих профилирующих дисциплин.

Также данный курс играет немаловажную роль в развитии эстетического и художественного вкуса, что является необходимым условием для успешной профессиональной деятельности дизайнеров в современном обществе.

Задачи изучения дисциплины.

В основе подготовки студентов лежит реалистический рисунок, что способствует развитию понимания логики конструктивного строения объектов материального мира и, соответственно, закономерностей взаимосвязи внутреннего содержания и внешней формы, что, в свою очередь, является первоочередной задачей в творческой деятельности дизайнеров.

Основные задачи курса ориентированы на приобретение студентами навыков владения визуальным языком, как способа мышления, творческого общения и решения сложных профессиональных задач.

Этому способствуют такие задачи как освоение студентами законов перспективного изображения объектов в пространстве с учётом линейной и воздушной перспективы, приобретение навыков передачи объёма линейно-конструктивным рисунком, где немаловажную роль играют умение использования линии и штриха, а также метода модульного пропорционирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Решающую роль в профессиональной деятельности дизайнера имеет высокоразвитое объемно-пространственное и художественно-композиционное мышление.

Процесс развития его средствами дисциплины «Академический рисунок» идёт в комплексе, в тесной связи с такими дисциплинами, как «Академическая живопись», «Академическая скульптура», «Пропедевтика», «Проектирование», «История искусств», «Природные формо- и структурообразование», «Технический рисунок».

3.Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных компетенций:

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Формирование профессиональных компетенций:

Владение рисунком, умение использовать рисунки в практике составления композиции и переработки их в направлении проектирования любого объекта; владение принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейноконструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой;

приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотопия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-2).

Студент должен знать:

Виды графического изображения предметного окружения

Методы наглядного моделирования трёхмерной формы.

Школы современного искусства

Студент должен уметь:

Изображать объекты предметного мира в пространстве на основе знания их строения и конструкции;

Выбирать формы и методы изображения и моделирования предмета.

Студент должен владеть:

Методами изобразительного языка академического рисунка;

Приёмами выполнения работ различными графическими материалами.

4. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий

–  –  –

Вопросы для экзамена По данной дисциплине предусмотрено выполнение экзаменационной работы.

Экзаменационная работа выполняется с учётом всего изученного материала и приобретённых навыков графического изображения.

Цель экзамена – выявить у студентов способность к ассоциативно-образному мышлению и навыки визуализации дизайнерских идей.

Задание на экзамене – выполнить абстрактную композицию на тему «человек в архитектурной среде».

В данном задании необходимо найти наиболее удачное композиционное и смысловое расположение фигуры человека и элементов архитектурного окружения.

В изображении необходимо передать линейную и воздушную перспективу, пространственное расположение и объёмное построение объектов с выявлением формообразующих линий.

Допускается, если это необходимо для выражения художественной идеи, передача свето-теневых и тональных отношений.

Задание выполняется карандашом на листе бумаги формата А3. Время выполнения задания – 3 часа.

Тестовые задания по дисциплине (Учебным планом не предусмотрены)

15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине

–  –  –

Дополнительная литература

3. 4. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. – 223 с.

4. Дейнека А.А., Учитесь рисовать. М., Изобразительное искусство, 1961.Пособие по рисованию (под общей редакцией Кардовского Д.Н., Яковлева В.Н., Корнилова К.Н.) М., 1938.

5. Рисунок: учебное пособие для вузов / Ф.В.Антонов, Н.П.Бесчастнов, Б.А.Бурмистров и др. – М.: Легпромбытиздат, 1988.

6. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. С.-П.: Аврора, 1996.

7. Клаудия Найтс. Рисунок тушью. Минск, 2000.

8. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц.

– М.: Высш. школа, 1978.

9. Пособие по рисованию (под общей редакцией Кардовского Д.Н., Яковлева В.Н., Корнилова К.Н.) М., 1938.

10. Бесчастнов, Н. П. Живопись [Электронный ресурс]: учебное пособие / Бесчастнов Н. П. - Москва: Владос, 2008. - 223 с. - ISBN 978-5-691-00475-9: Б.ц.

Периодические издания

11. Журнал «Театр. Живопись. Кино. Музыка [Текст]» за 2010-2013 гг.

Интернет-ресурсы Интернет журнал. Электронные книги по риcунку.

12. vk.comdesign_inspiration_club

13. htt://www.art-labirint msk/ru/

14. htt://www.wm.painting.ru/ Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

15. http://window.edu.ru/ Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования

16. http://elibrary.ru/ Научная электронная библиотека

17. http://www.scholar.ru/ Научные статьи, диссертации и авторефераты из электронных научных библиотек

16. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Занятия проводятся с использованием интерактивных технологий в специальной аудитории «Класс рисунка». Работы выполняются карандашом, мягкими материалами, тушью на бумаге на мольбертах. В учебном процессе используются плакаты с изображением скелета и мышечной системы, различные гипсовые геометрические фигуры, предметы быта для постановки натюрмортов, гипсовые фигуры человека, а также наглядные пособия с изображением натюрмортов и стилизованной фигуры человека.

Похожие работы:

« Кафедра «Истории Отечества и культуры» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Б.1.2.1 «История науки и техники» (15.03.05) 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» Профиль 1 Технология машиностроения форма обучения – очная курс – 1 семестр – 2 зачетных единиц – 2 часов в неделю – 2 академических часов...»

«ЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ _ _ Руководитель ООП Зав. кафедрой по направлению подготовки 13.03.02 социологии и психологии профессор А.Е. Козярук доцент Н.А. Вахнин «» _ 2015 г. «» 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА»...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра «Истории Отечества и культуры» АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по дисциплине Б.1.2.1 «История науки и техники» 21.03.01 Нефтегазовое дело Профиль – Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений форма обучения – заочная курс – 1 семестр – 2 зачетных единиц – 2 академических часов – 72 в том числе: лекции – 4 коллоквиумы...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра философии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Философия науки и техники» Б.1.2.2. для направления подготовки 08.03.01 «Строительство» Профиль 2 «Промышленное и гражданское строительство» Квалификация (степень) – бакалавр форма обучения – заочная курс – 3 зачетных единиц – 2 всего часов – 72 в том числе: лекции – 4 практические...»

«Программа дополнительного образования «Обучение игре на гитаре» на 2014-2015 учебный год ПДО Ходжаева Юлия Игоревна Содержание 1. Пояснительная записка..2. Учебно-тематический план..8 3. Содержание программы..9 4. Результаты работы по программе.. 5. Материально-техническое обеспечение программы.15 6. Список литературы..16 7. Приложение 1...17 8. Приложение 2...18 9. Приложение 3...19 Пояснительная записка Музыка – источник радости любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для...»

«Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ выражает искреннюю благодарность за оказанную помощь в организации и проведении Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития авиации, наземного транспорта и энергетики (АНТЭ-2015)» ФГБУ «Российский фонд ОАО «Казанский фундаментальных исследований» электротехнический завод» ОАО Казанский завод «Электроприбор» Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова –...»

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» Кафедра « Теплогазоснабжение, вентиляция, водообеспечение и прикладная гидрогазодинамика » РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине « Гидрогазодинамика » направления подготовки (13.03.01) 140100 «Теплоэнергетика» б1ТПЭН форма обучения – очная курс – семестр – зачетных единиц – 3 всего часов – 180 лекции – 28 коллоквиумы – 8 практические занятия –...»

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Факультет искусств

Кафедра дизайна

УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методической комиссии факультета искусств

«____»__________________2011 г.

Протокол №

Председатель УМК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Технический рисунок»

Блок дисциплин (ПД)

Направление 072500 «Дизайн»

Квалификация – бакалавр

Факультет искусств

Форма обучения – очная

Семестр – 2

Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы, 108 часов

В том числе:

Аудиторных – 61 час, из них:

Лекций – 0

Практических – 0

Лабораторных – 56

Самостоятельных – 47

Итоговый контроль (зачет) – 5 (2 сем.)

Сыктывкар, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по дисциплине Технический рисунок составлена на основе учебного плана по направлению 072500 Дизайн в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования .

Цели и задачи дисциплины Техническое рисование

Творческая работа дизайнера немыслима без навыков грамотного технического оформления всевозможных идей. Рисунок, эскиз или набросок должны быть сделаны чисто, разборчиво, быть доступными пониманию специалистов различных областей. В этой связи освоение студентами курса Технический рисунок является значительным этапом их общей профессиональной подготовки по направлению Дизайн.

Современные объекты в области архитектуры, промышленного дизайна создаются при использовании современных техник и технологий, которые, базируются на основных принципах и правилах, принятых в черчении и рисовании. Познакомить с ними студентов означает расширить их общий кругозор и спектр вариантов выбора будущей профессиональной деятельности , которая может быть связана как с инженерным делом, так и с дизайном промышленным или среды.

Целью курса Технический рисунок, наряду с черчением, является обучение студентов правилам и способам графического построения различных объектов, а также рациональному, грамотному, изящному их оформлению.

Задачи курса сводятся к следующему:

· дать студентам знания о способах технического проектирования, изображении в перспективе;

· обучать анализировать форму и конструкцию предметов;

· научить выполнять основные геометрические построения, необходимые вырезы;

· проводить разного рода аналогии между способами и средствами изображения предметов в черчении и рисовании, а также показывать процессы и конечные формы такого взаимодействия.

Место дисциплины Техническое рисование в структуре ООП бакалавриата

Техническое рисование в структуре ООП бакалавриата по направлению Дизайн относится к общепрофессиональному циклу дисциплин его части (Б.2) и, частично, вариативной . Освоение дисциплины связано с черчением, рисунком, декоративным искусством, проектированием, цветоведением. Приступая к овладению приемами технического рисования, студент должен иметь представления о методах изображения, принятых в академическом рисовании, черчении, знать некоторые особенности декоративной и проектной деятельности , владеть чертежными принадлежностями и др. художественными материалами, понимать принципы образования тона, цвета.

Овладение техническим рисованием необходимо для дальнейшего освоения курсов черчения, начертательной геометрии, рисунка, графики, проектирования.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса Техническое рисование.

В процессе овладения приемами технического рисования у выпускника по направлению Дизайн с квалификацией (степенью) бакалавр формируются следующие компетенции профессионального характера (ПК) :

Владеет рисунком и использует рисунки практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы цветом и цветовыми композициями (ПК 2).

Разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном творческом подходе решения дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации формы, структуры, комплексов и систем; комплекс функциональных композиционных решений (ПК 3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать :

· историю технического рисования;

· правила и приемы технического рисования;

· методы ортогонального и аксонометрического проектирования;

· способы оттенения плоских и объемных фигур, тел;

· принципы и правила построения изображений в перспективе.

уметь :

· выразительно компоновать рисунки на формате листа;

· аккуратно, четко, последовательно, технически и эстетически грамотно вести работу над рисунком, доводить его до логического завершения;

· пользоваться тоном, цветом, использовать эти средства для усиления выразительности изображения;

· передавать собственные идеи посредством технического рисования;

· объяснять выбор предмета и графическую технику для изображения.

владеть :

· различными приемами проектирования для решения графических задач;

· средствами передачи тона и цвета изображенным предметам;

· навыками активного использования различных источников информации для графического оформления художественного образа;

· умением работать в ограниченных рамках задания, при необходимости его уточнения или частичной замены;

· принципами художественно-образного выражения; интерпретирования, формотворчества.

Общепрофессиональный цикл

Практическая работа должна строиться на целесообразном и рациональном применении научных знаний из области рисунка, черчения, художественно-оформительского искусства.

В основе обучения техническому рисованию главным содержанием является выполнение изображений с натуры, представлению, воображению объектов окружающей действительности по принципам, принятым в черчении, с использованием различных графических инструментов и материалов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

Виды учебной работы

Семестры /зач. единицы

Всего по ГОС на усвоение с

з/к. / зач. ед.

Аудиторные занятия

(базовая часть)

Аудиторные занятия

(вариативная часть)

В том числе:

Практические занятия (П/З)

Семинары (С)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Контроль. сам. работы

Наименование раздела

· Оборудование и принадлежности для технического рисования.

· Характер линий в рисовании.

· Сущность и значение плоскостного рисования.

· Методика процесса рисования. Визирование.

· Процесс получения изображения на три плоскости (фронтальную, горизонтальную, профильную).

· Понятие аксонометрии.

· Прямоугольное и косоугольное проектирование.

· Изометрия. Диметрия.

· Построение плоских и объемных фигур, комбинированных тел и вырезов в аксонометрии.

· Приемы оттенения (штриховка, тушевка, заливка).

· Передача тона и объема приемами оттенения.

· Перспектива: понятие, основные понятия.

· Перспектива с одной, двумя, тремя точками схода.

· Особенности передачи пространства и объема в перспективе.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых

(последующих) дисциплин

Академическая живопись

Академическая скульптура

Пластическая анатомия

Технический рисунок

Пропедевтика

Основы композиции в дизайне

Основы производственного мастерства

Проектирование

История искусств

1.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Всего часов

Приемы плоскостного рисования. Метод ортогонального проектирования

Построение геометрических тел и вырезов в аксонометрии

Оттенение плоских и объемных фигур и тел

Перспектива плоских и объемных фигур

2. Лабораторный практикум

№ раздела дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Трудоемкость (в часах)

См. раздел 1.3.

3. Практические занятия (семинары)

№ раздела дисциплины

Наименование тем семинаров

Трудоемкость (в часах)

По данной дисциплине не предусмотрены

4. Примерная тематика контрольных работ (к. р. выполняется как последнее задание по курсу обучения; рассчитана на 5 часов)

1. Выполнить изображение бытового предмета сложной конструкции, состоящего из нескольких элементов в аксонометрии; показать предмет с разных сторон;

2. Выполнить изображение бытового предмета в аксонометрии, орнаментировав его отдельные фрагменты; показать предмет с разных сторон;

3. Нарисовать фрагмент интерьера определенного назначения, используя одну, две, три точки схода; выполнить рисунок в тоне (цвете), передать фактуру, текстуру материалов предметов интерьера.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины :

А) основная литература

1. Кириллов и рисование: Учеб. для строит. Техникумов. – М. Высш. шк., 1987. – 352 с.

2. Щербина рисование: Учеб. для машиностроит. Техникумов. – М.: Машгиз. 1952. – 188 с.

Б) дополнительная литература:

1. Боголюбов по курсу черчения Машиностроительное черчение. М.: Высш. шк., 1с.

2. , Воинов: Учебник для машиностроительных специальностей средних специальных учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Машиностроение, 1984. - с.304 с ил.

3. Боджсон Бет Основные техники рисования карандашом. – М.: Попурри. 2010. – 128 с.

5. Занд Юрген Основы рисования карандашом. - М.: Попурри. 2011. – 64 с.

6. Как построить композицию и перспективу. – М. 2004. – 32 с.

7. , Колесникова графика / Учеб. для инж.-техн. спец. Вузов.- М.: Высш. шк., 1985 – 176 с.

8. Логан Френк Дж. Учебник рисования карандашом и пером. - М.: Попурри. 2003. – 214 с.

9. Макарова помещений. Стили интерьера на примерах. – М. 2011. – 160 с.

10. , Миронов заданий по черчению: Учеб. пособие для немашиностр. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 19с.,ил.

11. Основы композиции и перспективы. Шаг за шагом. – М. 2006. – 32 с.

12. , Куьменко машиностроительного черчения. – М. 2000. – 208 с.

13. рисования карандашом. - М.: Попурри. 2010. – 152 с.

14. Чекмарев геометрия и черчение: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 000 «Общетехн. дисциплины и труд». – М.: Просвещение 1987. – 400 с.: ил.

15. Чекмарев графика: Учеб для немаш. спец. вузов.- 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк. 1998. – 365 с.

16. Эйвис Джон, Эйвис Мелани Выбираем цветовой дизайн. – М. 2006. – 168 с.

Перед выполнением каждого задания преподавателю следует знакомить студентов с планом и последовательностью предстоящей работы, обращать внимание на основные этапы, возможные проблемы. Трудности могут возникнуть с выбором композиции изображения, его масштабом, определением угла зрения в перспективном рисунке.

Ведущему педагогу рекомендуется активно привлекать разнообразный наглядный материал, коим могут стать готовые чертежи, фотографии, трехмерные модели, показанные на экране компьютера, примеры из современных журналов, а также альбомы по рисунку, живописи. Все перечисленные пособия в разных вариантах и формах содержат информацию, способную помочь студенту сформулировать идею и способ ее реализации.

В качестве предметов для их изображения в ортогональной или аксонометрической проекциях необходимо использовать привлекательные образцы с точки зрения эстетики, истории, этнографии.

Преподавателю рекомендуется поощрять самостоятельность студентов, которая может быть выражена в выборе предмета, модели для рисования, дополнительных источников иллюстрирования собственных идей, приемов графического интепретирования реальных или воображаемых образов.

Синтетическая направленность курса осуществляется на основе связи графических методов отображения информации с практикой художественной изобразительной и конструкторской деятельности. Поэтому при подборе заданий для практической деятельности учащихся важно следить за тем, чтобы требования к их выполнению соответствовали условиям графической, технической грамоты, а изобразительная сторона – способствовала этому.

При выполнении заданий рекомендуется использовать цвет в различных формах и вариантах, лучше, если это будут технологии, материалы и инструменты, связанные с графической и конструкторской деятельностью. Примером набора инструментария могут быть: цветные гелевые и капиллярные ручки, карандаши, фломастеры, цветная бумага и картон. Технологии должны заключаться в использовании различной штриховки, проведении всех типов линий, выполнении простейших разверток поверхностей, вырезании и комбинировании разноцветных геометрических фигур.

Для более цельного восприятия студентами предмета Техническое рисование преподавателю следует, учитывая синтетический характер курса, выраженного в объединении двух предметов черчения и рисования, по возможности увеличивать этот список за счет других художественных дисциплин. Например, при рисовании предмета мебели в перспективе, можно предложить предметы мебели определенного стиля, рассказав параллельно об их истории, особенностях конструкции.

В качестве основного формата для решения графических задач рекомендуется формат А3. При желании преподавателя или студента возможен формат А2. При выборе размера листа важно, чтобы его размер не затруднял ведение студентами графических построений. Можно также заранее тонировать тем или иным способом лист формата. При этом следует соотносить цвет тона листа с характером и содержанием изображения на нем – они должны соответствовать центральному замыслу.

ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

Плоскостное рисование

2. Четкий конструктивный анализ форма предмета;

3. Передача пропорций и характера предмета;

4. Качество линий;

5. Передача объема предмета.

Ортогональное проектирование

1. Конструктивный анализ формы предмета, выбор главного вида;

2. Технически грамотное изображение всех необходимых видов;

3. Гармоничная компоновка изображения;

4. Целесообразное нанесение размеров;

5. Качество линий.

Аксонометрическое проектирование

1. Выразительная, грамотная компоновка изображения;

2. Точность построения и расположения предмета в аксонометрии;

3. Тщательность линейной проработки форм всех контуров предмета, эстетика технического рисунка;

4. Соответствие изображения натуре в пропорциях;

5. Способность пользоваться инструментами.

Оттенение фигур

1. Грамотная компоновка изображения;

2. Целесообразность выбора приема оттенения;

3. Умение выбирать участки фигур и насыщенность тона для их проработки;

4. Четкость и аккуратность при работе с материалами и инструментами в придании фигурам тона, цвета;

5. Разнообразие и оригинальность в оттенении фигур;

Перспективное рисование

1. Выбор угла зрения, количества точек схода для выразительной передачи изображения;

2. Грамотная, четкая компоновка изображения;

3. Способность использовать возможности фото в создании собственной композиции;

4. Умение разными примами передавать материальность предметов;

5. Способность передачи тоном (цветом) объема, освещенности;

в мастерской и самостоятельно

Задание 1.

Цель: выполнить изображение предмета приемом плоскостного рисования с натуры, от руки (3 ч.).

· выбрать для изображения любой предмет (различные инструменты, бытовые предметы или др.);

· разбить мысленно контур предмета на простые геометрические тела, зарисовать на формате листа, обращая внимание на характерные главные и второстепенные черты предмета;

· уточнить контуры изображения, особенности которого выделить определенным типом линий.

Инструменты и материалы

Задание 2.

Цель: выполнить эскиз предмета с натуры методом ортогонального проектирования (3 ч.).

· выбрать для изображения любой предмет из предложенных преподавателем;

· рассмотреть предмет, выявить его общую форму, а также форму деталей, входящих в его состав, масштаб;

· определить количество необходимых видов, расположить их грамотно на формате листа с учетом масштаба предмета;

· проверить выполненное изображение.

Инструменты и материалы : лист формата А3, простые карандаши различной твердости.

Задание 3.

Цель: построить предмет в аксонометрии (диметрии), имеющий форму многогранника (4 ч.).

· выбрать предмету наиболее целесообразное положение для его изображения в диметрии;

Инструменты и материалы

Самостоятельно

Задание 4.

Цель: построить предмет в аксонометрии (изометрии), имеющий форму многогранника (4 ч.).

· выбрать предмету наиболее целесообразное положение для его изображения в изометрии;

· расположить координатные оси на формате листа;

· разместить предмета на координатных осях в соответствии с его масштабом;

· уточнить контуры изображения, выделив передний план утолщенной линией.

Инструменты и материалы : лист формата А3, простые карандаши различной твердости, линейка, рейсшина.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами.

Задание 5.

Цель: построить геометрические тела в изометрии (пятигранная призма, шестигранная призма, восьмигранная пирамида) с помощью инструментов, от руки (4 ч.).

· построить геометрические фигуры приемом деления окружности R45 на 5, 6, 8 равных частей.

· расположить координатные оси на формате листа;

· построить геометрические фигуры в изометрии на основе полученных в результате деления окружности фигур; дополнить фигуры необходимыми линиями для преобразования их в геометрические фигуры;

· выделить передний план полученных изображений утолщенным контуром, линии построения сохранить.

Инструменты и материалы : лист формата А3, простые карандаши различной твердости, линейка, циркуль, рейсшина.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами, при этом расположить геометрические тела иначе.

Задание 6.

Цель: построить тела вращения в изометрии, преобразовав их в определенные предметы быта (4 ч.).

· продумать назначение и конструкцию предмета для изображения; начертить изометрические оси в соответствии с размером и расположением предмета на формате листа;

· построить соответствующее выбранному предмету тело вращения в изометрии в необходимом масштабе;

· дополнить геометрическое тело элементами, соответствующими выбранному предмету быта, вычертив их в изометрии;

· придать изображению тон любыми известными способами.

Инструменты и материалы:

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами.

Задание 7.

Цель: построить комбинированный предмет, состоящий из 3-4 элементов, в изометрии с вырезом (6 ч.).

· выбрать предмет для построения;

· начертить оси координат; изобразить на них предмет;

· выполнить целесообразный вырез, заштриховать его;

· придать определенный тон изображению любым известным способом.

Инструменты и материалы: лист формата А3, простые карандаши, линейка, циркуль, цветные материалы по выбору.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами.

Задание 8.

Цель: оттенить поверхность основных геометрических тел условной штриховкой, отмывкой, тушевкой, точками (6 ч.).

· построить различные геометрические тела в изометрии, расположив их на формате листа композиционно грамотно;

· оттенить поверхности всех геометрических тел различными способами, учитывая направление освещения.

Инструменты и материалы : лист формата А3 (4 шт.) или А2, простые карандаши, линейка, акварель , тушь, перо и др.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами, при этом выполнить оттенение поверхностей комбинированными способами.

Задание 9.

Цель: изобразить предмет мебели сложной конструкции (фото прилагается) в перспективе, используя две точки схода (4 ч.).

· выбрать предмет мебели (стул, кресло, банкетка, буфет или др.) какого-либо исторического стиля, периода;

· придать определенный тон (цвет) изображению любым известным способом.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами.

Задание 10.

Цель: выполнить интерьер общественного помещения с соответствующими предметами мебели, используя две точки схода (6 ч.).

· выполнить необходимые построения на основе линии горизонта и двух точек схода;

· придать отдельным фрагментам изображения тон и цвет (штриховка, тушевка и/или др.).

Интерьер может иметь: дверной и оконный (оконные) проемы, ниши, колонны, картины, настенные панно, лампы и/или др.. Предметами общественного помещения могут быть: столы, стулья, кресла, диваны и/или др., вещи, соответствующие назначению помещения;

Инструменты и материалы : лист формата А3, линейка, акварель, тушь черного цвета.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами, при этом для изображения выбрать домашний интерьер.

Задание 11.

Цель: выполнить любой интерьер, используя три точки схода (6 ч.).

· продумать назначение и внешний вид интерьера; мысленно расставив в интерьере мебель;

· определить целесообразность расположения третьей точки схода; выполнить необходимые построения на основе линии горизонта и трех точек схода;

· показать определенную толщину всех элементов рисунка (пользуясь 2-мя точками схода);

· придать фрагментам изображения тон (штриховка, тушевка и/или др.).

Инструменты и материалы : лист формата А2, линейка, рейсфедер, тушь черного цвета, перо.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами.

Задание 12.

Цель: нарисовать фрагмент городской улицы по фотографии, используя две точки схода (6 ч.).

· сделать фотографии различных фрагментов улиц города, выбрать наиболее удачный вариант;

· перенести изображение с фото на лист графическими средствами, допуская при этом некоторые отклонения в масштабах и соотнесении отдельных частей городского пейзажа;

· придать элементам изображения тон (цвет) любым известным способом.

Инструменты и материалы : лист формата А3, линейка, карандаш, цветные материалы по выбору.

Самостоятельно : выполнить аналогичное задание с подобными задачами.