Пятифакторный личностный опросник МакКрае и Коста (Большая пятерка). Опросник большая пятерка

Когда понадобится: для диагностики личностных факторов темперамента и характера анкетируемого.

Инструкция

Прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит.

Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В случае когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».

Тестовое задание

1. Мне нравится заниматься физкультурой -2 -1 0 1 2 Я не люблю физические нагрузки
2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком -2 -1 0 1 2 Некоторые люди считают меня холодным и черствым
3. Я во всем ценю чистоту и порядок -2 -1 0 1 2 Иногда я позволяю себе быть неряшливым
4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться -2 -1 0 1 2 «Мелочи жизни» меня не тревожат
5. Все новое вызывает у меня интерес -2 -1 0 1 2 Часто новое вызывает у меня раздражение
6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит -2 -1 0 1 2 Я человек спокойный и не люблю суетиться
7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям -2 -1 0 1 2 Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек
8. Моя комната всегда аккуратно прибрана -2 -1 0 1 2 Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком
9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков -2 -1 0 1 2 Я не обращаю внимания на мелкие проблемы
10. Мне нравятся неожиданности -2 -1 0 1 2 Я люблю предсказуемость событий
11. Я не могу долго оставаться в неподвижности -2 -1 0 1 2 Мне не нравится быстрый стиль жизни
12. Я тактичен по отношения к другим людям -2 -1 0 1 2 Иногда в шутку я задеваю самолюбие других
13. Я методичен и пунктуален во всем -2 -1 0 1 2 Я не очень обязательный человек
14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы -2 -1 0 1 2 Я редко тревожусь и редко чего- либо боюсь
15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее -2 -1 0 1 2 Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны
16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения -2 -1 0 1 2 Я не спеша выполняю чужие распоряжения
17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек -2 -1 0 1 2 Я люблю поспорить с окружающими
18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу -2 -1 0 1 2 Я не очень настойчивый человек
19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения -2 -1 0 1 2 Я могу расслабиться в любой ситуации
20. У меня очень живое воображение -2 -1 0 1 2 Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир
21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу -2 -1 0 1 2 Я скорее подчиненный, чем лидер
22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности -2 -1 0 1 2 Каждый должен уметь позаботиться о себе
23. Я очень старательный во всех делах человек -2 -1 0 1 2 Я не очень усердствую на работе
24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки -2 -1 0 1 2 Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле
25. Мне нравится мечтать -2 -1 0 1 2 Я редко увлекаюсь фантазиями
26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство
27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать -2 -1 0 1 2 Без соперничества общество не могло бы развиваться
28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе -2 -1 0 1 2 Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе
29. В необычной обстановке я часто нервничаю -2 -1 0 1 2 Я легко привыкаю к новой обстановке
30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления -2 -1 0 1 2 Я не люблю тратить свое время на размышления
31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми -2 -1 0 1 2 Я не очень общительный человек
32. Большинство людей добры от природы -2 -1 0 1 2 Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми
33. Люди часто доверяют мне ответственные дела -2 -1 0 1 2 Некоторые считают меня безответственным
34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук -2 -1 0 1 2 Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем
35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность -2 -1 0 1 2 Мое представление о красоте такое же, как и у других
36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей
37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся -2 -1 0 1 2 Есть такие люди, которых я не люблю
38. Я требователен и строг в работе -2 -1 0 1 2 Иногда я пренебрегаю своими обязанностями
39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе -2 -1 0 1 2 У меня очень редко бывает мрачное настроение
40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени -2 -1 0 1 2 Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными
41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю уединение
42. Большинство людей честные, и им можно доверять -2 -1 0 1 2 Иногда я отношусь подозрительно к другим людям
43. Я обычно работаю добросовестно -2 -1 0 1 2 Люди часто находят в моей работе ошибки
44. Я легко впадаю в депрессию -2 -1 0 1 2 Мне невозможно испортить настроение
45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение -2 -1 0 1 2 Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства
46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем -2 -1 0 1 2 Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта
47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми -2 -1 0 1 2 Иногда мне нет дела до интересов других людей
48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю принимать решения быстро
49. У меня много слабостей и недостатков -2 -1 0 1 2 У меня высокая самооценка
50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние -2 -1 0 1 2 Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я
51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю избегать опасных ситуаций
52. Радость других я разделяю как собственную -2 -1 0 1 2 Я не всегда разделяю чувства других людей
53. Я обычно контролирую свои чувства и желания -2 -1 0 1 2 Мне трудно сдерживать свои желания
54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя -2 -1 0 1 2 Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня
55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее -2 -1 0 1 2 Я редко обращаю внимание на чужие переживания
56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации -2 -1 0 1 2 Мне не нравится находиться в многолюдных местах
57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять -2 -1 0 1 2 Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей
58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить -2 -1 0 1 2 Иногда я покупаю вещи импульсивно
59. Иногда я чувствую себя жалким человеком -2 -1 0 1 2 Обычно я чувствую себя нужным человеком
60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя -2 -1 0 1 2 Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние
61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание -2 -1 0 1 2 Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей
62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать -2 -1 0 1 2 Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать
63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую -2 -1 0 1 2 Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков
64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения -2 -1 0 1 2 Обычно у меня ровное настроение
65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми -2 -1 0 1 2 Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком
66. Я привлекателен для лиц противоположного пола -2 -1 0 1 2 Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком
67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком -2 -1 0 1 2 Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный
68. Перед путешествием я намечаю точный план -2 -1 0 1 2 Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы
69. Мое настроение легко меняется на противоположное -2 -1 0 1 2 Я всегда спокоен и уравновешен
70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра -2 -1 0 1 2 Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям
71. Мне нравится выглядеть вызывающе -2 -1 0 1 2 В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой
72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим -2 -1 0 1 2 Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами
73. Я точно и методично выполняю свою работу -2 -1 0 1 2 Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции
74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу -2 -1 0 1 2 Меня трудно вывести из себя
75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое -2 -1 0 1 2 Я не хотел бы ничего в себе менять

Ключ к пятифакторному личностному опроснику МакКрае и Коста

Описание

Пятифакторный личностный опросник или тест «Большая пятерка» разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983–1985 годах. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R. Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета – модели личности.

Пятифакторный опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:

  • экстраверсия – интроверсия;
  • привязанность – обособленность;
  • самоконтроль – импульсивность;
  • эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
  • экспрессивность – практичность.

В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А.Б. Хромовым в 1999 году.

Ключ к тесту

1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:

Оценочная шкала

2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Бланк ответов

I II III IV V
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
1.1 = 2.1 = 3.1 = 4.1 = 5.1 =
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
1.2 = 2.2 = 3.2 = 4.2 = 4.3 =
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
41 42 43 44 45
1.3 = 2.3 = 3.3 = 3.4 = 3.5 =
46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
56 57 58 59 60
1.4 = 2.4 = 3.4 = 4.4 = 5.4 =
61 62 63 64 65
66 67 68 69 70
71 72 73 74 75
1.5 = 2.5 = 3.5 = 4.5 = 5.5 =
I = II = III = IV = V =

3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора «экстраверсия – интроверсия».

Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: II (привязанность – обособленность); III (самоконтроль – импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность – практичность).

Интерпретация

На основе анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11–15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11–15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3–7 баллов), то для испытуемого, скорее всего, характерен признак подчиненности (конформности).

Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».

1. Экстраверсия – интроверсия

1.1. Активность – пассивность

1.2. Доминирование – подчиненность

1.3. Общительность – замкнутость

1.4. Поиск впечатлений – избегание впечатлений

1.5. Проявление – избегание чувства вины

2. Привязанность – обособленность

2.1. Теплота – равнодушие

2.2. Сотрудничество – соперничество

2.3. Доверчивость – подозрительность

2.4. Понимание – непонимание

2.5. Уважение других – самоуважение

3. Самоконтроль – импульсивность

3.1. Аккуратность – неаккуратность (отсутствие аккуратности)

3.2. Настойчивость – отсутствие настойчивости

3.3. Ответственность – безответственность

3.4. Самоконтроль поведения – импульсивность (отсутствие самоконтроля)

3.5. Предусмотрительность – беспечность

4. Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость

4.1. Тревожность – беззаботность

4.3. Депрессивность – эмоциональная комфортность

4.4. Самокритика – самодостаточность

4.5. Эмоциональная лабильность – эмоциональная стабильность

5. Экспрессивность – практичность

5.1. Любопытство – консерватизм

5.2. Любознательность – реалистичность

5.3. Артистичность – отсутствие артистичности

5.4. Сенситивность – нечувствительность

5.5. Пластичность – ригидность

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51–75 баллов), средние (41–50 баллов) и низкие (15–40 баллов).

Описание факторов

Первый фактор
Экстраверсия Интроверсия

Высокие значения по фактору определяют направленность психики человека на экстраверсию.

Типичные экстраверты отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению.

Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены.

У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.

В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонии. Экстраверты предпочитают работать с людьми.

В деятельности экстраверты быстрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени.

Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению

Низкие значения по фактору характерны для интровертов.

Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.

Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты.

Интровертированные люди любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению

Второй фактор
Привязанность Обособленность

Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение человека к людям.

Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей.

Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения.

Взаимодействуя с другими, такие люди стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать.

В группе такие люди, как правило, пользуются уважением

Низкие оценки по фактору свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений, небрежны в выполнении своих обязанностей и обещаний.

Люди, имеющие низкие значения по этому фактору, холодно относятся к другим людям, часто не понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей. Люди с такими характеристиками редко демократичным путем становятся руководителями

Третий фактор
Самоконтроль
(высокий самоконтроль поведения)
Импульсивность
(низкий самоконтроль поведения)

На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах.

Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью.

Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью раскованными настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам

Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет «легкой жизни».

Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам.

Такой человек может недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели. Он не прилагает достаточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно относиться к моральным ценностям. Человек, имеющий такую черту, склонен совершать асоциальные поступки. Ради собственной выгоды он способен на нечестность и обман.

Такой человек, как правило, живет одним днем, не заглядывая в свое будущее

Четвертый фактор
Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость

Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность.

Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией.

Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию.

Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах

Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.

На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом

Пятый фактор
Экспрессивность Практичность

Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия.

Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке.

Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек

Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реалистично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи.

Такой человек часто озабочен своими материальными проблемами, упорно работает и проявляет завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы.

Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он проявляет постоянство своих привычек и интересов.

Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпочитает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он несентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор.

Ко всем жизненным событиям такой человек подходит с логической меркой, ищет рациональных объяснений и практической выгоды

Пятифакторная модель личности , также известная как «Большая пятерка» (Big Five) – психологическая модель, описывающая структуру личности человека посредством пяти общих, относительно независимых черт (диспозиций):

  • «нейротизм » (neuroticism, N)
  • «экстраверсия » (extraversion, E)
  • «открытость опыту » (openness to experience, O)
  • «согласие/доброжелательность » (agreebleness, A)
  • «сознательность/добросовестность » (conscientiousness, C)

В настоящее время пятифакторная модель является наиболее широко используемой в психологических исследованиях англоязычных стран: к 2009 году частота цитирования «большой пятерки» превзошла использование моделей Айзенка и Кэттелла вместе взятых более чем в 50 раз.

К сожалению, большинство психологических инструментов, использующих модель «большой пятерки», либо являются коммерческими методиками и отстутствуют в свободном доступе, либо не переведены на русский язык. На данный момент единственным доступным для прохождения тестом является русскоязычная адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ .


Пройти тест:

Наиболее известны следующие реализации «большой пятерки»:

Самый популярный, наиболее широко используемый опросник NEO PI разрабатывается с 1980-х годов американскими психологами П. Коста и Р. МакРаэ (Paul T. Costa Jr., Robert R. McCrae). C 1992 года представлен версиями NEO PI-R (260 вопросов) и NEO FFI (сокращенный, 60 вопросов). Существует русскоязычная адаптация 2010 года (В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, И. Г. Сенин, Т. А. Мартин).

. IPIP Big-Five Factor Markers (50 и 100 вопросов), IPIP NEO PI-R (120 и 300 вопросов) – свободные для некоммерческого использования реализации шкал «большой пятерки» из International Personality Item Pool . IPIP NEO PI-R предлагается как аналог («shown to be mostly identical» ) коммерческого NEO PI. На русский язык не переведены.

. The Big Five Inventory , BFI (Dr. Oliver P. John и коллеги) – один из последних методов тестирования, использует в качестве стимульного материала фрагменты предложений. Доступен онлайн для некоммерческого использования. На русский язык не переведен.

Профессиональные личностные опросники OPQ/OPQ32 (Occupational Personality Questionnaires) компании SHL. Один из первых коммерческих инструментов «большой пятерки», используется при подборе персонала для оценки потенциала различных категорий сотрудников. С 1994 года существует русскоязычная адаптация.

Личностный опросник Хогана HPI (Hogan Personality Inventory) – один из элементов международной системы инструментов оценки Hogan, используется при подборе и оценке персонала. Существует русскоязычная версия.


Особенности реализации:
  • удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
  • для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
  • совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.

NEO PI-R - это аббревиатура, в переводе с англ. означает Revised NEO Personality Inventory (пересмотренный личностный опросник NEO) - так называемая методика психологической диагностики личности, представляющая собой опросник, состоящий из 240 вопросов.

Опросник разработан в рамках концепции 5 «больших» факторов, отражающих основные черты личности, такие как:

1. Экстраверсия - количество и интенсивность энергии, направленная наружу в социальном мире.

2. Приятность в общении - виды взаимодействия с другими индивидуумами.

3. Добросовестность - степень организованности, настойчивости, контроль и мотивация в поведении.

4. Нейротизм - выявляет лиц, склонных к психологическим стрессам.

5. Открытость - активный поиск и оценка опыта для себя.

Каждый из 5 «больших» факторов, в свою очередь, подразделяется на 6 подфакторов:

1. Экстраверсия: теплота, коллективизм, настойчивость, активность, поиск возбуждения, положительные эмоции.

2. Приятность в общении: доверие, прямолинейность, альтруизм, соглашательство, скромность, мягкость.

3. Добросовестность: компетентность, порядок, чувство долга, стремление к достижению результата, самодисциплина, осмотрительность.

4. Нейротизм: озабоченность, враждебность, депрессия, осознание себя, импульсивность, уязвимость перед стрессом.

5. Открытость: фантазия, эстетика, чувства, действия, идеи, ценности.

Тест был разработан Пол Т. Коста-младшим и Робертом Мак-Крей. Опросник предназначен для взрослых (от 18 лет) мужчин и женщин без явных психических патологий.

Короткая версия, NEO-Five фактор Inventory (NEO-FFI), имеет 60 пунктов (12 пунктов в области). NEO PI-R и NEO-FFI были обновлены в 2010 году.

Оригинальная версия измерений была опубликована в 1978 году, был Нейротизм-Экстраверсия-Открытость Inventory (NEO-я). Эта версия могла измерять только 3 «больших» фактора. Позднее, в 1985 году опросник был пересмотрен, появились еще 2 «больших» фактора, и переименован в личностный опросник NEO (NEO PI). В этой версии, NEO рассматривается как часть названия теста, а не аббревиатура. Далее появилась третья версия, NEO PI-R, опубликованная в 1990 году. В 2005 – м году была опубликована последняя версия NEO - NEO-PI-3.

NEO PI-R представляет собой систематическую оценку эмоциональных, межличностных, эмпирических, поведенческих и мотивационных стилей - подробное описание личности, которое может быть ценным ресурсом для различных фирм. Взятые вместе 5 «больших» факторов и 6 подфакторов, включая шкалу приятности в общении и добросовестность, отражают полную и подробную оценку нормальной личности взрослого человека.

NEO PI-R черты не обязательно являются стабильными на протяжении всей жизни. На основании поперечных и продольных исследований исследователи пришли к выводу, что нейротизм и экстраверсия снижается с возрастом, в то время как увеличивается приятность в общении и добросовестность, особенно в возрасте от 20 до 40.

NEO PI-R признан на международном уровне в качестве золотого стандарта для оценки личности. Сегодня, уважаемые разработчики личностных тестов для профессионального рынка, как нечто само собой разумеющееся публикуют данные о взаимосвязи их испытания с 5 «большими» факторами использования в той или иной форме NEO в качестве ориентира.

Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big five), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета - модели личности.

Таким образом, модель большая пятёрка (Big five)– диспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) модель личности человека (см. рис.1 Модель большая пятерка)

Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:

  1. экстраверсия – интроверсия;
  2. привязанность – обособленность;
  3. самоконтроль – импульсивность;
  4. эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
  5. экспрессивность – практичность.

В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А. Б. Хромовым в 1999 г.

Тест большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ):

Инструкция

Прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».

Выбранное значение записывается в бланк ответов в левую ячейку.

Стимульный материал Теста большая пятерка (Big five) .

1. Мне нравится заниматься физкультурой

Я не люблю физические нагрузки

2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком

Некоторые люди считают меня холодным и черствым

3. Я во всем ценю чистоту и порядок

Иногда я позволяю себе быть неряшливым

4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться

«Мелочи жизни» меня не тревожат

5. Все новое вызывает у меня интерес

Часто новое вызывает у меня раздражение

6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит

Я человек спокойный и не люблю суетиться

7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям

Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек

8. Моя комната всегда аккуратно прибрана

Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком

9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков

Я не обращаю внимания на мелкие проблемы

10. Мне нравятся неожиданности

Я люблю предсказуемость событий

11. Я не могу долго оставаться в неподвижности

Мне не нравится быстрый стиль жизни

12. Я тактичен по отношения к другим людям

Иногда в шутку я задеваю самолюбие других

13. Я методичен и пунктуален во всем

Я не очень обязательный человек

14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы

Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь

15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее

Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны

16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения

Я не спеша выполняю чужие распоряжения

17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек

Я люблю поспорить с окружающими

18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу

Я не очень настойчивый человек

19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения

Я могу расслабиться в любой ситуации

20. У меня очень живое воображение

Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир

21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу

Я скорее подчиненный, чем лидер

22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности

Каждый должен уметь позаботиться о себе

23. Я очень старательный во всех делах человек

Я не очень усердствую на работе

24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки

Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле

25. Мне нравится мечтать

Я редко увлекаюсь фантазиями

26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям

Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство

27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать

Без соперничества общество не могло бы развиваться

28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе

Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе

29. В необычной обстановке я часто нервничаю

Я легко привыкаю к новой обстановке

30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления

Я не люблю тратить свое время на размышления

31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми

Я не очень общительный человек

32. Большинство людей добры от природы

Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми

33. Люди часто доверяют мне ответственные дела

Некоторые считают меня безответственным

34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук

Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем

35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность

Мое представление о красоте такое же, как и у других

36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых

Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей

37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся

Есть такие люди, которых я не люблю

38. Я требователен и строг в работе

Иногда я пренебрегаю своими обязанностями

39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе

У меня очень редко бывает мрачное настроение

40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени

Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными

41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях

Я предпочитаю уединение

42. Большинство людей честные, и им можно доверять

Иногда я отношусь подозрительно к другим людям

43. Я обычно работаю добросовестно

Люди часто находят в моей работе ошибки

44. Я легко впадаю в депрессию

Мне невозможно испортить настроение

45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение

Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства

46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем

Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта

47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми

Иногда мне нет дела до интересов других людей

48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать

Я предпочитаю принимать решения быстро

49. У меня много слабостей и недостатков

У меня высокая самооценка

50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние

Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я

51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности

Я предпочитаю избегать опасных ситуаций

52. Радость других я разделяю как собственную

Я не всегда разделяю чувства других людей

53. Я обычно контролирую свои чувства и желания

Мне трудно сдерживать свои желания

54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя

Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня

55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее

Я редко обращаю внимание на чужие переживания

56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации

Мне не нравится находиться в многолюдных местах

57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять

Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей

58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить

Иногда я покупаю вещи импульсивно

59. Иногда я чувствую себя жалким человеком

Обычно я чувствую себя нужным человеком

60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя

Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние

61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание

Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей

62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать

Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать

63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую

Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков

64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения

Обычно у меня ровное настроение

65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми

Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком

66. Я привлекателен для лиц противоположного иола

Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком

67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком

Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный

68. Перед путешествием я намечаю точный план

Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы

69. Мое настроение легко меняется на противоположное

Я всегда спокоен и уравновешен

70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра

Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям

71. Мне нравится выглядеть вызывающе

В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой

72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим

Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами

73. Я точно и методично выполняю свою работу

Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции

74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу

Меня трудно вывести из себя

75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое

Я не хотел бы ничего в себе менять

Ключ к тесту, обработка результатов Теста большая пятерка (Big five). (Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ))

1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:

Оценочная шкала

2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор "экстраверсия – интроверсия" состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 "активность – пассивность" оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Бланк ответов.

3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора "экстраверсия – интроверсия".

Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: II (привязанность – обособленность); III (самоконтроль – импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность – практичность).

Интерпретация Теста большая пятерка. (Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ))

1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии "Большой пятерки" соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого скорее всего характерен признак подчиненности (конформности).

2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».

1. Экстраверсия – интроверсия

1.1. Активность - пассивность

1.2. Доминирование - подчиненность

1.3. Общительность - замкнутость

1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений,

1.5. Проявление - избегание чувства вины

2. Привязанность - обособленность

2.1. Теплота - равнодушие

2.2. Сотрудничество - соперничество

2.3. Доверчивость - подозрительность

2.4. Понимание - непонимание

2.5. Уважение других - самоуважение

3. Самоконтроль - импульсивность

3.1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)

3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости

3.3. Ответственность - безответственность

3.4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)

3.5. Предусмотрительность - беспечность

4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость

4.1. Тревожность - беззаботность

4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность

4.4. Самокритика - самодостаточность

4.5 Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность

5. Экспрессивность - практичность

5.1. Любопытство - консерватизм

5.2. Любознательность - реалистичность

5.3. Артистичность - отсутствие артистичности

5.4. Сенситивность - нечувствительность

5.5. Пластичность - ригидность

3. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

рис.1. Модель Большая пятерка (Big five) .


Описание пяти факторов.

Первый фактор

Экстраверсия

Интроверсия

Высокие значения по фактору определяют направленность психики человека на экстраверсию.

Типичные экстраверты отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению.

Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены.

У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.

В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонны. Экстраверты предпочитают работать с людьми.

В деятельности экстраверты быстрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени.

Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению.

Низкие значения по фактору характерны для интровертов.

Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.

Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты.

Интровертированные люди любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению.

Второй фактор

Привязанность

Обособленность

Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение человека к людям.

Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей.

Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения.

Взаимодействуя с другими, такие люди стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать.

В группе такие люди, как правило, пользуются уважением.

Низкие оценки по фактору свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений, небрежны в выполнении своих обязанностей и обещаний.

Люди, имеющие низкие значения по этому фактору, холодно относятся к другим людям, часто не понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей. Люди с такими характеристиками редко демократичным путем становятся руководителями.


Третий фактор

Самоконтроль

Импульсивность

(высокий самоконтроль поведения)

На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах

Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью

Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью раскованными настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам.

(низкий самоконтроль поведения)

Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет «легкой жизни».

Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам

Такой человек может недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели. Он не прилагает достаточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно от носиться к моральным ценностям. Человек, имеющий такую черту, склонен совершать асоциальные поступки. Ради собственной выгоды он способен на нечестность и обман.

Такой человек, как правило, живет одним днем, не заглядывая в свое будущее.

Четвертый фактор

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.

На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом.

Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность.

Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией.

Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию.

Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах.

Пятый фактор

Экспрессивность

Практичность

Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия.

Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке.

Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.

Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реалистично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи.

Такой человек часто озабочен своими материальными проблемами, упорно работает и проявляет завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы.

Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он проявляет постоянство своих привычек и интересов.

Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпочитает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он несентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор.

Rating 5.00 (2 Votes)

Опросник FPI

Вводные замечания. Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРIи др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Оснащение. Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале

могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Порядок работы. Исследование может проводиться индивидуально либо с группой испытуемых. В последнем случае необходимо, чтобы каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но и отдельный опросник с инструкцией. Размещаться испытуемые должны так, чтобы не создавать помех друг другу в процессе работы. Психолог-исследователь кратко излагает цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений психолог предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.

Обработка результатов. Первая процедура касается получения первичных, или “сырых”, оценок. Для ее осуществления необходимо подготовить матричные формы ключей каждой шкалы на основе общего ключа опросника. Для этого в бланках чистых ответных листов, идентичных тем, которыми пользовались испытуемые, вырезаются “окна” в клетках, соответствующих номеру вопроса и варианту ответа. Полученные таким образом шаблоны поочередно, в соответствии с порядковым номером шкалы, накладываются на заполненный исследуемым ответный лист. Подсчитывается количество отметок (крестиков), совпавших с “окнами” шаблона. Полученные значения заносятся в столбец первичных оценок протокола занятия.

Вторая процедура связана с переводом первичных оценок в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы. Полученные значения стандартных оценок обозначаются в соответствующем столбце протокола нанесением условного обозначения (кружок, крестик или др.) в точке, соответствующей величине стандартной оценки по каждой шкале. Соединив прямыми обозначенные точки, получим графическое изображение профиля личности.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека.

Многофакторный личностный опросник FPI

(модифицированная форма В)

Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

  1. Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.
  2. По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).
  3. Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.
  4. У меня часто болит голова.
  5. Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.
  6. Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.
  7. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
  8. Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.
  9. Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.
  10. Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.
  11. Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.
  12. Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.
  13. Не думаю, что можно было бы простить обиду.
  14. Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.
  15. Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.
  16. Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.
  17. В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.
  18. Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.
  19. Легко могу развеселить самую скучную компанию.
  20. Я легко смущаюсь.
  21. Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.
  22. Нередко чувствую, как у меня немеют или холодеют руки и ноги.
  23. Бываю неловким в общении с другими людьми.
  24. Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.
  25. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
  26. Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.
  27. Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.
  28. Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.
  29. Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.
  30. Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.
  31. Часто у меня нет аппетита.
  32. В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.
  33. Обычно я решителен и действую быстро.
  34. Я не всегда говорю правду.
  35. С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.
  36. Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.
  37. То, что прошло, меня мало волнует.
  38. Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.
  39. Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.
  40. Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.
  41. Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.
  42. Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.
  43. Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.
  44. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
  45. В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.
  46. При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.
  47. Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.
  48. Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.
  49. Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.
  50. Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.
  51. Иногда могу похвастаться.
  52. Активно участвую в организации общественных мероприятий.
  53. Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.
  54. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
  55. Я почти всегда подвижен и активен.
  56. Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.
  57. Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.
  58. Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.
  59. Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.
  60. Обычно мне трудно возражать моим знакомым.
  61. Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.
  62. Я люблю не всех своих знакомых.
  63. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
  64. Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.
  65. Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.
  66. Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.
  67. Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.
  68. В компании я веду себя не так, как дома.
  69. Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.
  70. Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.
  71. Хороших знакомых у меня очень немного.
  72. Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.
  73. В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.
  74. Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.
  75. Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.
  76. Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.
  77. Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.
  78. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
  79. Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.
  80. Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.
  81. Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.
  82. К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.
  83. Я робею при выступлении перед большой аудиторией.
  84. У меня довольно часто меняется настроение.
  85. Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.
  86. Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.
  87. Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.
  88. К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.
  89. Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.
  90. Стараюсь вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.
  91. Я уверен в своем будущем.
  92. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
  93. Я не прочь посмеяться над другими.
  94. Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.
  95. Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.
  96. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.
  97. Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.
  98. У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.
  99. Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.
  100. Я нередко бываю рассеянным.
  101. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
  102. Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.
  103. Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.
  104. Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.
  105. Нередко чувствую себя вялым и усталым.
  106. Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.
  107. К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.
  108. Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.
  109. Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.
  110. Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,
  111. Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.
  112. Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.
  113. Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.
  114. Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.

Ответный лист

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст_________________

_____


Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

Раздражительность 11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3, 8,23,53, 67,71,79.113

Уравновешенность 10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

Экстраверсия–интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

Маскулинизм–феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________

________

Дата____________________________________Возраст______________________

Профиль личности

Номер шкалы

Первичная оценка

Стандартная оценка, баллы

Перевод первичных оценок в стандартные

Первичная оценка

Стандартная оценка по шкалам