Пять факторов возникновения конфликта. Конструктивное или деструктивное развитие конфликтов: факторы их «управляемости


Тест № 1
Тема: Общие вопросы теории социального конфликта
Какому классику теории конфликтов принадлежит высказывание: «Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликта, а различным отношением к нему со стороны власти... Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую воз-можность, получает этот ритм себе в противники»:
а) К. Боулдинг;
б) Л. Козер;
в) Р. Дарендорф.
Какие из перечисленных ниже, недостающих людям ценностей приводят к конфликту:
а) власть;
б) нереализованные взгляды, установки;
в) материальные блага;
г) социальный престиж.
Какое положение является верным:
а) чем общество беднее, тем чаще в нем возникают конфликты;
б) в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликт - явление весьма редкое.
Как называется крайняя форма, которую принимают внутренние и внешние конфликты:
а) забастовки;
б) бунт;
в) протест;
г) война.
Какая стадия конфликта является собственно конфликтом:
а) скрытая;
б) напряженности;
в) антагонизма;
г) несовместимости.
Конфликт - это:
а) отсутствие согласия между членами общности по поводу коллективных устремлений;
б) межличностное и межгрупповое соперничество за лучшие профессиональные позиции;
в) столкновение людей или групп, в котором они стремятся оттеснить и даже уничтожить друг друга.
Какой тип стратегии поведения властей при урегулировании конфликтов считается более приемлемым для общества:
а) отрицание наличия конфликта;
б) репрессии;
в) коренное разрешение конфликта;
г) урегулирование конфликта до исчезновения его взрывоопасности.
Когда воспринимаемые сторонами причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе, то такой конфликт относится к типу:
а) ложного;
б) смещенного;
в) скрытого.
При каком из двух типов конфликтов существует большая вероятность нарушения социальной стабильности:
а) горизонтальном;
б) вертикальном.
Способствует ли урегулированию конфликтов ставка исключительно на институт большинства:
а) да;
б) нет.
Относятся ли понятия «конкуренция» и «конфликт» к понятиям одного смыслового
ряда:
а) да;
б) нет.
Современная теория конфликта исходит из ряда посылок:
а) конфликт присущ человеку, как и всем животным;
б) конфликт происходит из-за разделения людей на классы;
в) конфликт - есть напряженность, деформация внутри системы, социальное бедствие;
г) конфликт функционален для социальных систем, созидателен.
Что является универсальным источником всех экономических конфликтов:
а) деньги;
б) власть;
в) престиж;
г) нехватка средств к существованию.
Социобиологическая теория конфликта выводит его причину из:
а) социального неравенства людей;
б) несовершенства человеческой психики;
в) естественной агрессивности человека вообще.
Как связаны между собой уровень развития общества и уровень его конфликтно
сти:
а) они не связаны друг с другом;
б) чем общество беднее, тем больше в нем конфликтов;
в) чем выше уровень развития, тем выше уровень притязаний.
Можно ли рассматривать конфликт как способ лучшего узнавания друг друга и
сближения:
а) да;
б) нет.
Какие проявления политического кризиса полнее раскрывают его суть:
а) массы открыто выражают свое недовольство политикой верхов;
б) кризис правительства;
в) кризис политического деятеля;
г) паралич власти;
д) кризис политической партии.
Конфликты, требующие для своего разрешения изменения социальной системы, ведут к:
а) расколу общества на непримиримые группы;
б) революции и гражданской войне.
Конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется, называется:
а) ложным;
б) латентным;
в) неверно приписанным.
К деструктивным функциям конфликта можно отнести:
а) представление о другой стороне как о враге;
б) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами;
в) содействие переоценке прежних ценностей и норм;
г) вскрытие противоположных интересов и определение необходимых изменений.
Состояние общества, при котором нарушен допустимый предел неустойчивости, называется.
Какое утверждение является более верным:
а) конфликт есть нормальное общественное явление;
б) конфликт - форма социальной патологии.
Позитивные функции конфликта:
а) разрядка напряженности;
б) коммуникативно-информационная;
в) продуктивная конкуренция.
Причины возникновения конфликта:
а) депривация;
б) неадекватность восприятия;
в) семантические трудности в общении;
г) недостаток информации.
Предмет, находящийся на пересечении интересов различных субъектов, стремящихся к единоличному контролю над ним, - это:
а) объект конфликта;
б) предмет конфликта.
Возможность беспредметного конфликта:
а) исключена;
б) реальна в ряде случаев.
К простой форме патологической конфликтности относят:
а) бойкот;
б) саботаж;
в) протест.
Сложными формами патологической конфликтности являются:
а) словесная и физическая агрессия;
б) травля;
в) революция;
г) война.
К методам ненасильственного протеста и убеждения относятся:
а) лозунги, карикатуры и символы;
б) письма поддержки или протеста;
в) отказ от почестей;
г) отлучение от церкви.
Двойственный характер функций конфликта определяется:
а) наличием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов;
б) сложностью оценки последствий конкретного конфликта;
в) различиями в оценках конфликта со стороны его участников.
Тест № 2
Тема: Участники и динамика конфликта
Что является решающим в определении роли и функции участника конфликта:
а) его материальное положение и культура;
б) задачи, стоящие перед ним;
в) его интересы и позиции.
В какой степени ранг и значения конфликта зависят от ранга его участников:
а) абсолютной;
б) зависимость есть, но не безусловная;
в) зависимости нет.
Чем роль посредника в конфликте отличается от роли судьи:
а) посредник не является центральной фигурой;
б) посредник не обладает никаким статусом;
в) посредник не наделен властью выносить определенное решение.
Какая дилемма выбора модели поведения более типична для конфликта:
а) «стремление - стремления»;
б) «избегание - избегания»;
в) двойное «стремление - избегание»
Какие факторы способствуют искажению восприятия конфликта:
а) алкогольное опьянение;
б) немотивированная агрессивность;
в) психическое заболевание.
Эскалация противоборства характерна для какой стадии конфликта:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
Имеем ли мы дело с начавшимся конфликтом, если только одна сторона действует, ущемляя интересы другой:
а) да;
б) нет.
Для какой стадии развития конфликта более характерны «рефлексивные игры»:
а) латентной;
б) открытой;
в) завершающей.
К какому виду действий относится изоляция противника:
а) наступательному;
б) оборонительному.
Для какого типа эскалации характерны потеря объекта конфликта и переход к более глубоким противоречиям:
а) «генерализация»;
б) «укрупнение».
Какого участника конфликта можно однозначно определить как заинтересованного в развитии конфликта?
а) подстрекатель;
б) посредник;
в) противоборствующая сторона.
Тот, кто планирует конфликт, называется:
а) судья;
б) организатор;
в) пособник.
Возможна ли ситуация, при которой подстрекатель не осознает свою роль в развитии конфликта?
а) да;
б) нет.
В конфликте большее социальное значение имеет:
а) направленность конфликта;
б) ранг участников.
Имитация ролей участников конфликта - это:
а) возможные действия до и после конфликта как выражение субъективных интересов;
б) закономерное и объективное развитие конфликта.
Ролевое поведение участников конфликта сводится к усилиям:
а) расширить свои права;
б) подчиниться влиянию другого.
Установка - это:
а) расхождение между ожиданиями и реальностью;
б) готовность действовать определенным образом.
На развитие конфликта большее влияние оказывают:
а) негативные эмоции;
б) позитивный настрой;
в) количество участников.
Существует прямая зависимость восприятия ситуации в конфликте и выбора модели поведения от следующего фактора:
а) уровня образования;
б) психического состояния.
Последовательность чередования этапов развития конфликтной ситуации:
а) обязательна;
б) не обязательна.
Выбор агрессивной модели поведения в конфликте, как правило, происходит в случае, когда:
а) выгода от противостояния воспринимается сильнее, чем опасность;
б) цель воспринимается трудно достижимой и отдаленной.
Применение угрозы в конфликте - это выражение:
а) тактики;
б) цели.
К оборонительным действиям относят:
а) повреждение собственности;
б) удержание спорного объекта.
Внутренние изменения конфликта характеризуются:
а) сменой предмета и формы взаимодействия;
б) сменой объекта и стратегии.
Фоновая напряженность является:
а) характеристикой эскалации конфликта;
б) неотъемлемым элементом общественных отношений.
Прохождение второго порога эскалации характеризуется потерей возможности контроля:
а) за противником;
б) себя и ситуации.
Обострение конфликта характерно для какого этапа:
а) последней стадии эскалации конфликта;
б) завершения конфликта.
Социальная напряженность характерна для какого вида конфликтов?
а) любого социального конфликта;
б) межгруппового конфликта.
Предъявление требований к другой стороне, на которые она отвечает действиями по сохранению статус-кво - эта модель эскалации называется:
а) нападение - защита;
б) нападение - нападение.
30. Существует ли зависимость поведения участников от принятых ими ранее решений в конфликтной ситуации?
а) нет прямой зависимости;
б) эта зависимость есть.
Тест № 3
Тема: Предупреждение и прогнозирование конфликтов
Какие факторы затрудняют совместную деятельность:
а) психологический;
б) нравственный;
в) правовой.
Вмешательство посторонних в конфликт допускается, когда:
а) действия посторонних регламентируются соответствующими законами;
б) конфликт выходит за рамки личных отношений и становится социально значимым.
Предупреждение конфликта возможно:
а) до начала противоборства;
б) до появления деструктивных последствий действий сторон;
в) на любой стадии развития конфликта.
Преодоление дезорганизующих общественную жизнь факторов, последовательная забота о всех членах общества, повышение культуры - это необходимая деятельность, способствующая предупреждению конфликтов. К какому уровню воздействия она относится:
а) социальному;
б) психологическому.
Возможно ли предотвратить конфликт, воздействуя на мотивацию его членов:
а) да;
б) нет.
Как называется такой метод предупреждения конфликтов, как вовлечение возможного противника (соперника) в свое дело:
а) методом сохранения репутации партнера;
б) методом практической эмпатии;
в) методом согласия.
В каких пределах допускается подчеркивание превосходства одного партнера над дру-гим:
а) ограничений нет;
б) в пределах здравого смысла;
в) не допускается вообще.
Институциализация отношений предполагает:
а) четкие нормативные механизмы;
б) распределение социальных ролей в рамках общего интереса;
в) создание социально-психологической атмосферы максимального комфорта для всех участников.
От чего зависит эффективность применения нормативных механизмов в предупреждении конфликтов:
а) от отношения людей к ним;
б) от неукоснительного следования им;
в) от силы возможного наказания за нарушение норм.
Что способствует позитивной сублимации конфликта, а также ослабеванию остроты конфликтной ситуации:
а) статус сторон;
б) уместный юмор;
в) авторитет противоборствующих сторон.
Эффективности прогнозирования развития ситуации способствуют навыки:
а) аналитические, коммуникативные, психологической корреляции;
б) управления и анализа.
Склонность к прогнозированию обусловлена привычками:
а) рационализации, соизмерения целей и ресурсов, выявления мотивов деятельности;
б) использования собственного опыта и воздействия на окружающих.
Результативность прогнозирования определяется:
а) наличием многоплановой информации о ситуации;
б) возможностью отбора необходимой информации.
Сбор и обработка информации относится к какому этапу прогнозирования:
а) выявление симптомов;
б) анализ информации;
в) моделирование.
Метод анализа «от простого к сложному» называется:
а) дедуктивным;
б) индуктивным.
Более ресурсоемкой является деятельность по:
а) предупреждению конфликтов;
б) разрешению конфликтов.
Какой тип участников конфликта потенциально более склонен к деятельности по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий:
а) организатор;
б) посредник.
Факторы, способствующие склонности личности к предупреждению конфликтов:
а) наличие свободного времени;
б) заинтересованность в сохранении хороших отношений;
в) опыт участия в конфликте.
Качества, способствующие предупреждению конфликтов:
а) стремление к превосходству;
б) властолюбие;
в) терпимость.
На каком уровне наиболее эффективна деятельность рядового гражданина по преду-преждению конфликтов:
а) макроуровне;
б) микроуровне;
в) межличностных отношений.
Предупреждение конфликтов на макроуровне:
а) невозможно;
б) сводится к минимизации деструктивного потенциала социальных противоречий.
Субкультура насилия характеризуется:
а) склонностью и оправданием насилия над личностью;
б) нетерпимостью к инакомыслию;
в) атмосферой взаимопонимания и доверия.
Каким образом соотносится увеличение разрыва между образом и качеством жизни элиты и масс с проблемой социальных конфликтов в обществе:
а) не связано с ней напрямую;
б) приводит к возникновению конфликтов;
в) препятствует возникновению конфликтов.
Причины социальных конфликтов:
а) отсутствие обеспечения заданий ресурсами;
б) баланс прав и обязанностей;
в) наличие жестких критериев оценки результатов деятельности.
Ситуация, при которой работник находится одновременно в оперативном подчинении нескольким руководителям:
а) абсолютно не влияет на качество его работы и соответствует принципам совре-менного менеджмента;
б) безобидна, если в должностной инструкции определен порядок и последовательность его подчинения;
в) полностью ненормальная ситуация.
Если начальник не знает имен своих подчиненных и имеет склонность к превентивным «разносам», - это является характеристиками какого типа управления?
а) авторитарного;
б) хаотичного;
в) либерального.
Если в порочные круги управления вовлечено более чем три рабочих места, - это сви-детельство:
а) наличия совместной ответственности;
б) невозможности совместной ответственности.
Привычка руководителя игнорировать современные принципы управления в сложной ситуации:
а) позволяет ему более гибко решать проблемы;
б) ведет к возникновению конфликтов.
Сбалансированность взаимодействия как условие предупреждения конфликтов - понятие:
а) объективное;
б) субъективное.
Конфликтоустойчивость личности определяется:
а) эмоционально-волевыми качествами;
б) нравственными принципами;
в) мотивацией;
г) стереотипами поведения.
Тест №4
Тема: Методы разрешения конфликтов
1. Одним из методов урегулирования конфликтов является уход от него. Что из перечисленного можно считать уходом:
а) индифферентное поведение;
б) переход на чисто деловые отношения;
в) молчание.
Стиль реагирования в конфликте, построенный на уменьшении одной из сторон собственных притязаний, сглаживании противоречий, называется:
а) уклонением;
б) компромиссом;
в) приспособлением.
Подход, позволяющий всесторонне обсудить конфликт и найти решение, предполагает:
а) сглаживание конфликта;
б) обострение конфликта до открытой конфронтации.
Какие из перечисленных ниже методов разрешения конфликта относятся к стратегическим:
а) планирование социального развития организации;
б) сглаживание конфликта;
в) материальное и моральное вознаграждение за труд;
г) скрытые действия.
Метод ухода от конфликта неприменим в случаях:
а) тривиальности проблем конфликта;
б) страха перед противоположной стороной;
в) важности проблемы;
г) давления более важных обстоятельств.
В случаях несущественных расхождений интересов, в условиях привычной модели дей-ствия сторон наиболее эффективным методом является:
а) метод «скрытых действий»;
б) метод «быстрого решения»;
в) метод сглаживания;
г) метод «силы».
Определите, каких шагов требует стратегия «выиграть - выиграть»:
а) использовать конкуренцию;
б) установить потребности другой стороны;
в) использовать власть путем принуждения;
г) разработать варианты решений, удовлетворяющие потребности каждого.
Какая стратегия поведения в конфликте делает из оппонентов партнеров:
а) «выиграть - выиграть»;
б) «выиграть - проиграть»;
в) уход от конфликта;
г) подавление конфликта.
«Метод силы» применяется в следующих случаях:
а) когда необходимо быстрое, решительное действие;
б) для выработки интегративного решения;
в) когда более сильная сторона осознает свою правоту;
г) при наличии времени для поиска альтернативы.
Сигналами конфликта в межличностных отношениях являются:
а) напряжение;
б) недоразумение;
в) дискомфорт;
г) кризис;
д) инциденты.
Какие из нижеперечисленных действий являются формами ухода от конфликта:
а) молчание;
б) демонстративное удаление;
в) затаенный гнев;
г) депрессия;
д) игнорирование обидчика;
е) едкие замечания по «их» поводу;
ж) переход на «чисто деловые отношения».
В каких конфликтных ситуациях «метод ухода» оправдан:
а) «минимальный выигрыш от его разрешения;
б) издержки на разрешение конфликта превышают выигрыш.
По отношению к конфликту можно занимать позицию:
а) игнорирования;
б) силового решения;
в) компромисса.
Какие из них ориентированы на выработку альтернативных стратегий разрешения конфликта?
Подкуп, кулуарные переговоры, обман характерны для какого метода разрешения конфликта:
а) «сглаживания»;
б) «быстрого решения»;
в) «скрытых действий».
К базовым тактикам управления конфликтом относятся:
а) сотрудничество;
б) соперничество;
в) приспособление.
Метод компромисса применяется в случаях:
а) важности цели конфликта для обеих сторон;
б) ограниченности ресурсов;
в) нежелательности исхода «выигрыш - проигрыш».
Сотрудничество неприменимо в случаях:
а) полной неопределенности ситуации;
б) соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон.
Юридическим конфликтом признается любой конфликт, в котором:
а) спор не связан с правоотношениями сторон;
б) субъекты, мотивы их поведения либо объект конфликта обладают правовыми признаками;
в) спор влечет юридические последствия.
К признакам юридического конфликта относится:
а) конфликт, который разрешается органом, уполномоченным на это государством;
б) решение, принятое по конфликту, обязательное для сторон.
К парламентским формам разрешения конфликтов относятся:
а) согласование правовых актов;
б) парламентские дебаты;
в) конфликты в законотворческом процессе;
г) судопроизводство.
Основные способы разрешения конфликта в парламенте:
а) навязывание своей воли другим участникам;
б) компромисс;
в) консенсус.
К юридическим средствам разрешения конфликта относятся:
а) бездействие;
б) судебное и арбитражное рассмотрение дел;
в) конституционные процедуры.
Конституционный суд разрешает конфликты:
а) между депутатами парламента;
б) по поводу незаконного голосования за отсутствующих депутатов;
в) между государственными органами Федерации и ее субъектов.
Согласование правовых актов возможно в следующих формах:
а) признание акта недействительным;
б) внесение в него поправок или дополнений;
в) издание нового акта.
В гражданском праве существует:
а) презумпция вины нарушителя;
б) презумпция невиновности;
в) другие подходы к определению вины.
Наиболее результативный путь разрешения конфликта:
а) сглаживание противоречий;
б) устранение противоречий между интересами субъектов.
Основными способами устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, являются:
а) силовое, в том числе военное, решение конфликта;
б) устранение объекта конфликта;
в) раздел объекта конфликта между сторонами;
г) компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне;
д) перенос отношений сторон в другую плоскость и выявление у них общего интереса.
Арбитражный суд рассматривает:
а) трудовые споры;
б) наследственные дела;
в) экономические споры между предпринимателями.
Формами завершения юридического конфликта являются:
а) меры государственного принуждения;
б) примирение сторон;
Силовые приемы как способ разрешения конфликта:
а) недопустимы ни при каких условиях;
б) могут быть оправданы, если мирные средства оказались неэффективными;
Формами применения силы являются:
а) физическое поражение людей;
б) оттеснение толпы;
в) задержание зачинщиков;
г) установление санитарных зон.
Тест №5
Тема: Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
Какой из перечисленных ниже методов урегулирования конфликтов признается универсальным:
а) уход от конфликта;
б) переговоры;
в) откладывание разрешения конфликта;
г) примирение сторон через посредника.
Конструктивное разрешение конфликта зависит от:
а) адекватности его восприятия;
б) открытости общения;
в) атмосферы сотрудничества;
г) использования силы;
д) ориентации на разовый выигрыш.
Если участник конфликта берет на себя ответственность за свою реакцию поведения, избегает обвинений в адрес других, то шанс на то, что он сосредоточит свое внимание на обсуждении проблемы, а не побочных вопросах:
а) убывает;
б) возрастает;
в) остается неизменным.
Переговоры проходят через различные фазы:
а) подготовительную;
б) первоначального выбора позиции;
в) финальную.
Какая фаза переговоров не названа? .
Наличие опыта выступает одним из существенных компонентов эффективности переговоров. Опытные участники переговоров больше времени отдают:
а) поиску альтернатив;
б) диагностике;
в) тактикам;
г) поиску цели.
Какие из перечисленных ниже требований относятся к посреднику на переговорах:
а) в своих действиях он подчеркнуто нейтрален;
б) переговоры - предмет его самореализации;
в) он не должен подгонять дискутирующих;
г) имеет административную власть в выработке решений;
д) он задает вопросы уточняет их, выдвигает предложения обеим сторонам для преодоления разногласий;
е) он отвечает за конкретное соглашение.
К особенностям арбитража относятся:
а) участие третьего лица в переговорах незначительно;
б) действия третьего лица доминируют;
в) участие третьего лица в переговорах воспринимается сторонами как доброволь-ное;
г) решение выносится на публичное обсуждение.
Можно ли рассматривать конфликт в сфере производства как способ сигнализации администрации со стороны работников о своих потребностях:
а) да;
б) нет.
Разница между манипуляцией и открытым влиянием не всегда бросается в глаза. Что из перечисленного ниже относится к манипуляции:
а) информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, не оглашается;
б) объекту влияния предоставляются все факты;
в) объекту влияния предоставляется свобода выбора;
г) объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора.
Люди не всегда придерживаются этических норм на переговорах. Что из перечисленного ниже можно использовать как контрмеры в таких случаях:
а) согласиться обсудить это позднее;
б) попросить перерыва;
в) пропускать некоторые враждебные замечания мимо ушей;
г) использовать враждебные замечания в положительных целях;
д) раскрыть их тактику, показав, что Вы ее поняли;
е) прибегнуть к юмору.
Какие виды деятельности имеют отношение к переговорам:
а) достижение реальных результатов;
б) требование подчинения;
в) поддержание конструктивного климата;
г) использование авторитета власти;
д) процедурная гибкость.
Успешные переговоры предполагают исход:
а) «выиграть/проиграть»;
б) «выиграть/выиграть»;
в) другой исход.
Посредничество предполагает, что третья сторона:
а) выносит рекомендации, обязательные к исполнению;
б) имеет жесткий контроль над процессом переговоров, но не над их содержанием;
в) отказывается от права принимать решения или рекомендации.
Механизмами разрешения конфликта являются:
а) разрешение конфликта самими участниками;
б) вмешательство третьей стороны.
В социальных конфликтах крупного масштаба роль третьей стороны могут играть:
а) государство;
б) правительственная организация;
в) отдельные лица, обладающие международным авторитетом.
Волевое прекращение конфликта может обеспечивать:
а) посредник;
б) консультант;
в) третейский судья.
Руководитель (администратор, менеджер) в урегулировании конфликта чаще всего выступает в роли:
а) консультанта;
б) посредника;
в) арбитра.
При урегулировании конфликтов по вертикали руководителю целесообразнее выступать в роли:
а) наблюдателя;
б) помощника;
в) арбитра.
Роль посредника для руководителя эффективна в ситуациях:
а) конфликта по горизонтали;
б) резкого обострения взаимоотношений;
в) конфликта по вертикали.
Если целью переговоров является желание одной из сторон выиграть время для наращивания своих ресурсов, то такие переговоры выполняются функцию:
а) коммуникативную;
б) информационную;
в) отвлечения внимания.
В случае, когда уступки одной стороны в ходе переговоров значительно превышают уступки другой, принятое решение относится к типу:
а) компромиссного;
б) асимметричного.
Главными показателями успешности переговоров являются:
а) высокая субъективная оценка переговоров обеими сторонами;
б) подписание сторонами договора;
в) выполнение сторонами взятых на себя обязательств.
Договор, заключенный в устной форме, не имеющий характера официального договора, представляет собой:
а) протокол о намерениях;
б) соглашение;
в) джентльменское соглашение.
Прекращение действия договора обозначается термином:
а) пролонгация;
б) пакт;
в) денонсация.
Нужны ли переговоры, если противоречие можно преодолеть на основе законодательных или иных нормативных актов:
а) да;
б) нет.
Переговоры могут быть:
а) индивидуальными (между двумя участниками);
б) требующими обращения к третьему лицу;
в) групповыми (командными).
В качестве результатов переговоров выступают следующие акты:
а) договор;
б) спор;
в) пакт;
г) конвенция.
Возможностями оправдания расторжения договоров являются:
а) непосильные обязательства;
б) заключение договора под давлением или угрозой;
в) заключение договора в результате обмана.
Предметом переговоров является:
а) сам конфликт;
б) список взаимопринятых предложений из пакетов предложений участников.
30. Переговоры представляют собой:
а) перетягивание каната каждой стороной;
б) стремление к торжеству собственной позиции;
в) процесс взаимосогласованных действий с целью установления меры соответствия и меры несоответствия позиций.

Конфликт – это процесс, который начинается тогда, когда одна сторона начинает ощущать, что другая сторона оказывает на нее негативное воздействие.

Существуют три подхода к оценке конфликта. В соответствии с первым подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой. Второй подход заключается в том, что конфликт – это естественный элемент существования и развития любой группы. Без него группа не может успешно функционировать, и в ряде случаев конфликт позитивно воздействует на эффективность ее работы. Современный подход к конфликту основывается на том, что отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводит к застою, тормозит развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Именно поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять им для достижения целей организации.

Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Если говорить о степени проявления конфликта. Тут можно говорить о скрытом конфликте, о слабом конфликте или же о неразрешимом конфликте.

По сторонам, участвующим в конфликте, он может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны также классификация конфликтов по горизонтали, по вертикали и смешанные. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70–80% от всех остальных. Они наиболее нежелательны для руководителя. В этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Конфликты могут иметь рациональную и эмоциональную природу, т. е. могут быть порождены двумя группами факторов: организационными и эмоциональными.

Первая группа связана с различием во взглядах на цели, структуру, распределение ролей в группе и т.п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе факторов относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т.п. Конфликты, порождаемые этими факторами, слабо поддаются полному устранению.

Конфликты могут иметь как позитивные, так и негативные последствия. К числу позитивных последствий конфликта можно отнести активизацию инновационных процессов, повышение качества принимаемых решений, уровня их обоснованности, улучшение количественных и качественных показателей работы. При этом нередко улучшаются и социально-психологический климат в коллективе, и взаимопонимание его членов. Это связано с тем, что он может привести к следующим благоприятным последствиям. Во-первых, конфликт может повысить мотивацию на достижение целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, к уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы. В-третьих, конфликт может играть созидательную роль в деле поиска новых путей функционирования группы, поиска новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т.п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, к выявлению отношений между отдельными членами группы, что, в свою очередь, может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.

Негативные последствия конфликта – понижение уровня сплоченности членов коллектива, проблемы общения, агрессивность либо, напротив, отсутствие интереса к достижению высоких результатов работы. К тому же конфликты могут сопровождаться дополнительными потерями рабочего времени, нарушениями дисциплины, ухудшением состояния здоровья работников, их уходом с предприятия.


Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений . Одной из форм осуществления инновации является конфликт.

Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффектив­ность совместной деятельности коллектива (рис. 18.5).

Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности .

Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

Известно, что конфликт может выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл).

В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных ре­шений проблем.

Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более добро­желательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте .

Конфликт может негативно воздействовать на группу (организацию). Это проявляется в различных аспектах.

Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации.

Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический кли­мат. Исследования показывают, что в результате деструк­тивного разрешения конфликтов ухудшаются взаимоотно­шения в 19 - 30% случаев .

Частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности.

Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива

После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций . Это происходит в случаях, когда: конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппо­нент, который был неправ; конфликт оказался длительным и победа правого оппонента оказалась «пирровой»; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.

1. Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого - деструктивен.

2. Среди конструктивных функций конфликта можно выделить: устранение противоречия в функционировании кол­лектива; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; ослабление психической напряженности; спо­собствование развитию личности; улучшение качества дея­тельности; повышение авторитета участника в случае его победы. Негативное воздействие конфликта заключается в том, что он: значительно ухудшает настроение; приводит к насилию и гибели людей; разрушает межличностные отно­шения, вызывает болезни; может ухудшать качество инди­видуальной деятельности; способствует закреплению соци­альной пассивности личности.

3. Положительное влияние конфликта на социальное окружение заключается в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению груп­пы перед внешней опасностью и др. Негативное влияние кон­фликта заключается в нарушении системы отношений, ухуд­шении социально-психологического климата, качества со­вместной деятельности, снижении сплоченности группы.

Динамика конфликтов

Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта пред­ставляет собой ход развития, изменения конфликта под воздейст­вием его внутренних механизмов и внешних факторов.

19.1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы - начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта может быть зафиксировано в виде пер­вых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физиче­ские движения, так и передача информации);

Второй участник (оппонент) осознает, что указанные дейст­вия направлены против его интересов;

В связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника .

Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т. е. соверша­ет мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта может иметь различные формы и ис­ходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении дейст­вий, направленных друг против друга.

В динамике конфликта можно выделить следующие перио­ды и этапы (рис. 19.1).

Латентный период (предконфликт) включает этапы: возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией . Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п). Так как противоречие еще не осознанно и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является ре­зультатом действия преимущественно объективных причин. Еже­дневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длитель­ное время, не проявляя себя.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную воз­можность возникновения конфликтов, которая перехо­дит в реальность только в сочетании с субъективными факторами

Одно из условий такого перехода - осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости пред­принять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реа­лизации интересов способствует тому, что проблемная ситуа­ция воспринимается субъективно, с искажениями. Субъектив­ность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и ин­тересы. Индивидуальность осознания порождается также раз­личиями в знаниях, потребностях, других особенностях участ­ников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппо­нентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противо­действие сторон Часто они, или одна из них, пытаются ре­шить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны) Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом слу­чае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то об­щественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию си­туации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период часто называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом Он включает: инци­дент, эскалацию конфликта; сбалансированное противодейст­вие, завершение конфликта.

Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов доста­точно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инци­дентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт раз­вивается дальше как череда конфликтных событий, инциден­тов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба накаляет эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Ввиду важности данного этапа он будет более подробно рассмотрен в следующем параграфе.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согла­сия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Послеконфликтный период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализа­цию их отношений.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в кон­фликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по от­ношению друг к другу не дают возможности сразу нормализо­вать отношения.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодей­ствия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установле­ние доверия.

Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную дли­тельность: быть спрессованы до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетия (война за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826 гг. или вьетнамская война 1959-1973 гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать, например, после инцидента одна из сто­рон уступает и конфликт завершается.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивает­ся по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эс­калация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремится к соглашению, приемлемому для обеих сторон (Р. Валтон).

Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрез­ках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ре­сурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует.

19.2. Эскалация конфликта

Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, кото­рая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит пе­реход к более примитивным формам отражения.

Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в ре­зультате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реали­зованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации об­раз врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага стано­вится доминирующим в информационной модели кон­фликтной ситуации, свидетельствуют:

недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, ли­бо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все воз­никшие проблемы и виноват во всем);

негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противополож­ное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет унич­тожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот);

деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой сто­роны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои инте­ресы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Ко­гда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргумента­ции. Человек обычно придает значительную личностную окра­ску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом слу­чае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в лично­стный план.

Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интере­сов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация

конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего из аргументов - насилия.

По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные дейст­вия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызы­ваться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я» .

Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциаль­ной. Поэтому интенсификация физического насилия в кон­фликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М. Дойч).

Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъек­тов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяе­мых в нем средств.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории «симметричного схизмогенеза» (Г. Бейтсон). Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают два варианта схизмогенеза - дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодо­полняющих действий, например, настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. В ходе взаимодействия все большая на­стойчивость одного субъекта может вести ко все большей уступ­чивости другого, и наоборот, и так до разрушения взаимоотно­шений. Симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. На по­ведение субъекта другой отвечает поведением той же направлен­ности, но более интенсивным и т д. Результатом также будет разрушение отношений.

Хотя Г. Бейтсон прямо не связывает симметричный схизмогенез с развитием конфликта, очевидно, что эскалация борьбы происходит именно по такому принципу. Из призна­ния внешнего сходства сторон и «симметричности» развития взаимодействия не следует, что стороны в процессе борьбы преследуют одинаковые цели . Одна сторона может стре­миться к изменению сложившегося соотношения позиций, придерживаться наступательной стратегии; другая - пытаться сохранить статус-кво и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Очевидно, что более интенсивные наступа­тельные действия с большей вероятностью будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот.

Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности и угрозы. Теория эволюцион­ной эпистемологии (Г. Вольмер, К. Лоренц) утверждает, что человек, не обладающий специальными органами, способствующими выживанию при нападении или защите (клыками, лапами, копытами и т.д.), выжил благодаря способностям мозга, которые позволяют лучше приспосабливаться к услови­ям окружающей среды История развития мозга растягивается на сотни миллионов лет. Продольный разрез человеческого мозга по срединной линии показывает наличие очень древних 271

и молодых частей, совокупная деятельность которых определя­ет способ восприятия мира, а также управляет поведением че­ловека. Архаические механизмы агрессивных и защитных действий по отношению к источнику угрозы в виде своеобразных программ заложены в глубинных слоях промежуточного мозга (он сформировался сотни миллионов лет назад). Они были необходимы для обеспечения выживания на первой, биологиче­ской фазе эволюции.

С начала культурной эволюции человека в противополож­ность агрессивным и защитным действиям развился интерес к неизвестному. Оценка неизвестного как угрожающего или интересного является продуктом взаимодействия архаических ре­акций промежуточного мозга и сравнительно недавно обретен­ных реакций конечного мозга (формировался в последние 3- 4 млн. лет). Если господствуют спонтанные страхи, то сигналы промежуточного мозга подчинят и вытеснят физиологически более слабые процессы конечного мозга. Поэтому сочувствие, терпимость, компромиссное поведение и другие положитель­ные социальные приобретения могут быть не реализованы из-за чувства небезопасности, социального давления, страха и стрессов всех видов, возникающих во время угрозы.



По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики . Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он раз­вивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону (рис. 19.2).

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных жела­ний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая на­пряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изме­нения позиции оппонента, понимаются противоположной сто­роной как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем бес­плодные дискуссии. Однако ожидания участников парадок­сальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче под­держивать эмоционально. Действительные проблемы конфлик­та теряют значимость, тогда как личность противника оказыва­ется в центре внимания.

На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и по­ложением этого «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т е все, что «не я» или «не мы», является плохим, и поэтому отвергается.

272На пятом этапе эскалации явные признаки посту­пательной регрессии проявляются в форме абсолютизации не­гативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие мораль­ные обязательства Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в же­стком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

Описанная выше регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм и всего того, что называют социальным опы­том конструктивного взаимодействия.

19.3. Динамика различных видов конфликтов

Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь раз­личные продолжительность, значимость и интенсивность. Ис­следования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют. Выявле­но, что большинство конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,8%) имеет продолжительность до одного месяца. Конфликты между руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а продолжительностью до одного месяца - 49%. В то же время только 65% конфликтов между государственными служащими разрешаются в течение полугода.



Существуют различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях. В экстремальных условиях конфликты развиваются в «ускоренном» темпе, более скоротечны (рис. 19 3).

В течение одной недели завершаются около 70% конфлик­тов, происходящих в экстремальных условиях. Более 55% таких конфликтов разрешаются в течение первых трех дней Экстре­мальные условия выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия.

Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал победу в конфликте «по вертикали» (рис. 19.4).

Руководитель обычно добивается своих целей в скоротеч­ных конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.

Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности для подчиненного. На конфлик­ты продолжительностью до полумесяца приходится 13% кон­фликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% кон­фликтов с победой подчиненного.

Это может быть объяснено следующим образом. Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем боль­ше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу, тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник прав в конфликте, тем настойчивее в борьбе его оппонент - подчиненный, тем длительнее конфликт, так как руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.


В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта. При длитель­ном противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план и борьба идет по поводу пре­тензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в хо­де конфликта. Происходит замена деловой сферы конфликта 276

личностной (рис. 19.5).

В таких конфликтах сложно выявить правую и неправую стороны, так как оба оппонента в длитель­ном противоборстве обычно допускают действия, не дающие возможности считать их позицию конструктивной. Данная тенденция подтверждается в межэтнических и политических конфликтах, которые носят затяжной характер.

Важной особенностью динамики криминальных конфликтов является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия. В криминальных конфликтах количество циклов взаимодействия, состоящих из однора­зового «обмена» реакциями, ограничено, и чем с более высо­кого «стартового уровня» конфликт начинается, тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия .

Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года. Существуют колебания в частоте конфликтов в зависимости от организации совместной деятельности в течение года. Наибо­лее «конфликтным» временем года, например для офицеров, является весна (29,7%), а месяцем - май (рис. 19.6). Основны­ми причинами колебания частоты конфликтов в течение года является, во-первых, цикличный характер воинской деятельно­сти. Вторым фактором повышенной частоты конфликтов вес­ной и осенью могут быть особенности психических состояний офицеров, связанные с этими переходными временами года.

Наибольшее число конфликтов среди госслужащих (рис. 19.6 б) характерно для февраля (17,8%), марта и сентября (по 12,3%). Это обусловлено возрастанием рабочей нагрузки, свя­занной с распределением ресурсов, исполнением бюджета, за­вершением массовых отпусков .

Анализ межличностных конфликтов учащихся закрытых учебных заведений (рис. 19.6в и 19.6г) показывает, что ос­новные тенденции распределения конфликтов в течение года могут быть объяснены спецификой основного вида деятель­ности - учебы. Наиболее конфликтным является первый се­местр учебного года и особенно период сдачи зачетной и эк­заменационной сессий. Частота конфликтов в этот период возрастает примерно в 1,5 раза по сравнению со среднемесячным уровнем .




а) конфликты между офицерами ,

б) конфликты между госслужащими ,

в) конфликты между курсантами ,

г) конфликты между суворовцами }