Путь художника джулия кэмерон скачать pdf. «Путь художника» Джулия Кэмерон

Эта книга – практический курс, рассчитанный на 12 недель ежедневных занятий, помогающих начинающему (продвинутому) творцу (любому из нас) разглядеть и разбудить в себе новые, подчас неожиданные таланты.

Гениальность – это высшая степень развития творческих способностей. Не каждому человеку дано стать гением, но в силах каждого попытаться. Чтобы этого добиться нужно долго и упорно работать над собой, постоянно развивая и совершенствуя собственный навыки, которые в отличии от гениальности даны природой. Джулия Кэмерон и ее книга «Путь художника» помогут раскрыть весь свой творческий потенциал, став истинным творцом.

Скачать «Путь художника» в fb2, epub, pdf, txt Джулии Кэмерон вы можете бесплатно на сайт

О чем эта книга?

Не бывает неталантливых людей. Мир не населен гениями, но каждый человек имеет уникальные возможности, развитие которых легко приведет к осуществлении заветной мечты. Такую мысль выражает Джулия Кэмерон в своей книге «Путь художника», которая уже много лет считается одним из лучших пособий по саморазвитию и творческому самоусовершенствованию.

Но автор также уверена, что в силу различных обстоятельств люди сами «хоронят» свои таланты. К основным причинам Джулия Кэмерон относит комплексы, боязнь быть осужденным обществом, неуверенность в собственных силах и т.д. В оптимистическом сценарии все эти преграды, человек должен преодолеть еще в детстве при помощи своих родителей, но случается так, что этот нежелательный багаж приходится брать с собой в сознательную жизнь. И если в детстве это не так страшно, то взрослый человек рискует стать никем и прожить скучную жизнь, а этого допустить никак нельзя.

Чему учит эта книга?

В книге «Путь художника» Джулия Кэмерон учит осуществлять мечты, реализовывая весь свой творческий потенциал. Будучи одним из самых известных коуч по развитию творческих способностей, она расскажет, как найти свое место в жизни и обрести такое желанное счастье.

В книге Вы отыщите ряд эффективных и несложных упражнений, усердное выполнение которых поможет измениться самому, изменив свои жизненные приоритеты, усовершенствовав собственные навыки и реально оценив возможности. Методики от госпожи Кэмерон учат выплескивать негатив и притягивать позитив, который необходим, как фундамент для продуктивной работы.

Купить или скачать книгу «Путь художника» для ipad, iphone, kindle и android можно на сайт без регистрации и смс.

Для кого эта книга?

Книга «Путь художника» рассчитана на широкий круг читателей. Информация, скрытая под ее обложкой, имеет универсальный характер. Все желающие обрести свое место в жизни, раскрыть творческие способности или просто стать счастливым почерпнут из этого пособия необходимые знания.

Название : Путь художника.

От автора:
Эта книга и есть то, что я делаю. Вот уже десять лет я веду семинары, целью которых является высвобождение творческого начала. Моими учениками были художники и не художники, музыканты и режиссеры, домохозяйки и адвокаты - словом, любой, кто хотел научиться жить более созидательно, занимаясь каким-либо искусством. Более того, любой, кто хотел бы научиться искусству жить творчески. За эти годы я нашла, изобрела, угадала разные приемы, а также была одарена ими свыше. Используя их, преподавая и рекомендуя другим, я видела, как исчезали преграды, мешающие творчеству, и менялись судьбы людей, и все лишь благодаря тому, что мы привлекали Великого Создателя к открытию и пробуждению в нас творческих сил.
«Великий Создатель? Точно о каком-то индейском божестве. Звучит как-то слишком по-христиански, чересчур мудрено, слишком…» Глупо? Бесхитростно? Угрожающе? Не спорю. Воспринимайте это как тренировку восприимчивости или как игру. Просто скажите себе: «Ладно, пусть будет Великий Создатель, кем бы он ни был» - и продолжайте читать. Позвольте себе допустить, что где-то существует какой-то там Великий Создатель, который способен помочь вам высвободить творческое начало.

Именно потому, что «Путь художника» по сути является ещё и духовным путем, который зарождается и практикуется в творчестве, в этой книге будет встречаться слово «Бог». У некоторых читателей оно может вызвать сомнения, напомнить устаревшие, бесполезные, неприятные или просто невероятные представления о Боге, которые им приходилось слышать с детства. Пожалуйста, сохраняйте непредвзятость.
Помните: чтобы успешно освоить этот курс, понятие о Боге вовсе не обязательно. Мало того, многие общепринятые представления о Боге могут только помешать восприятию. Не позволяйте семантике стать ещё одной ловушкой, что заманивает вас в творческий тупик.
Встретив слово «Бог» на страницах этой книги, можете смело заменить его чем-нибудь вроде «благосклонной направляющей силы» или «потока». Речь идет о творческой энергии. Бог - это краткая отсылка к ней, понятная большинству, но ничем не хуже и другие обозначения: Богиня, Разум, Вселенная, Источник, Высшая Сила. Да и не в том дело, чтобы как-нибудь её обозначить. А в том, чтобы попробовать ею пользоваться. Многие сочли очень полезным представлять себе эту энергию как духовное электричество.

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ДУХОВНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
НЕДЕЛЯ 1. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ
Художники-тени. - Защищая внутреннего творческого ребёнка. - Ваш внутренний враг: основные отрицательные убеждения. - Внутренний союзник: позитивные орудия. - Позитивные творческие утверждения.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 2. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В своем уме. - Ядовитые друзья. - Вредители. - Скептицизм. - Внимание. - Дорожные правила.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 3. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО СИЛЫ
Гнев. - Синхрония. - Стыд. - Критика и как к ней относиться. - Детективное расследование. Упражнение. - Рост.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 4. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ
Подлинные перемены. - Погребённые мечты. Упражнение. - Воздержание от чтения.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 5. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ВОЗМОЖНОСТИ
Рамки. - В поисках реки. - Ловушка целомудрия. - Тест на ловушку целомудрия. - Запретные удовольствия. Упражнение. - Список пожеланий. Упражнение.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 6. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ИЗОБИЛИЯ
Великий Творец. - Роскошь. - Счет. Упражнение. - Денежное безумие. Упражнение.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 7. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО СВЯЗИ
Умение слушать. - Перфекционизм. - Риск. - Зависть. - Карта зависти. Упражнение. - Археология. Упражнение.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 8. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО УСТОЙЧИВОСТИ
Выживание. - Сила слоновой кости. - Выигрыш под маской потери. - Возраст и время: продукт и процесс. - Заполняя форму. - Раннее воспитание. Упражнение. - Утверждения.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 9. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО СОСТРАДАНИЯ
Страх. - Энтузиазм. - Творческие развороты. - Разделываясь с преградами.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 10. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ЗАЩИЩЕННОСТИ
Опасности на тропе. - Трудоголизм. - Засуха. - Слава. - Соперничество.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 11. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО НЕЗАВИСИМОСТИ
Признание. - Успех. - Дзен спорта. - Творческий алтарь.
Задания и Проверка
НЕДЕЛЯ 12. ВОССТАНАВЛИВАЕМ ЧУВСТВО ВЕРЫ
Доверие. - Тайна. - Игра воображения. - Скорость бегства.
Задания и Проверка
ЭПИЛОГ
ПУТЬ ХУДОЖНИКА: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ: ОБРАЗОВАНИЕ СВЯЩЕННОГО КРУГА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Путь художника - Джулия Кэмерон - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Книга Джулии Кэмерон «Путь художника» вот уже более 20 лет пользуется большим успехом. Она представляет собой пособие, которое поможет человеку творчески раскрыться.

Принято считать, что творчество только для гениальных людей. Если человек садится за фортепиано с первой или второй попыткой создать нечто прекрасное, а мелодия не радует слух, то он решает, что не способен стать творцом. Если у человека не получается создать шедевр живописи, то он опускает руки и решает, что “не судьба”. На самом же деле, всё может быть совсем иначе.

Книга поможет раскрыть свой творческий потенциал в течение 12 недель специальных упражнений. Она даст необходимую веру в себя, вдохновение. Ведь именно это важно в творчестве. Когда человек думает, что если он не Шекспир, то и не нужно лезть в литературу, это не даёт ему вдохновения, а значит, не даст создать что-то новое и восхитительное. Но когда он верит в себя, в свою идею, когда вдохновлён и испытывает душевный трепет, тогда он может стать истинным творцом. Конечно, не всегда получается с первого раза, часто нужен немалый труд, но результат превзойдёт все ожидания.

Методы, предложенные Джулией Кэмерон, использовали тысячи людей, и все признают, что они помогли им в творчестве и работе. Ведь творчеством можно считать не только живопись и музыку, а всё то, что человек делает своим собственным способом, следуя зову сердца. Книга помогает услышать этот самый зов и раскрыть свои творческие способности, обрести вдохновение и веру в себя. Книга поможет как тем, кто только хочет отыскать в себе творческое начало, так и тем, кто испытывает временные творческие затруднения и снова ищет свой путь.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Путь художника" Кэмерон Джулия бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Джулия Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА. Ваша творческая мастерская

Введение

Когда меня спрашивают, кем я работаю, я отвечаю так:

«Я режиссер-сценарист, а ещё веду семинары по творчеству».

Тут людям обычно становится интересно.

«Как это? Разве можно научить творчеству?» – интересуются они то с пренебрежительным, то с пытливым выражением на лице.

«Творчеству научить нельзя, – говорю я. – Зато научить людей позволять себе творить можно вполне».

«Вы что, хотите сказать, что на это способен каждый?» – Теперь уже на их лицах борются недоверие и надежда.

«Вы и правда в это верите?»

«А что именно вы делаете?»

Эта книга и есть то, что я делаю. Вот уже десять лет я веду семинары, целью которых является высвобождение творческого начала. Моими учениками были художники и не художники, музыканты и режиссеры, домохозяйки и адвокаты – словом, любой, кто хотел научиться жить более созидательно, занимаясь каким-либо искусством. Более того, любой, кто хотел бы научиться искусству жить творчески. За эти годы я нашла, изобрела, угадала разные приемы, а также была одарена ими свыше. Используя их, преподавая и рекомендуя другим, я видела, как исчезали преграды, мешающие творчеству, и менялись судьбы людей, и все лишь благодаря тому, что мы привлекали Великого Создателя к открытию и пробуждению в нас творческих сил.

«Великий Создатель? Точно о каком-то индейском божестве. Звучит как-то слишком по-христиански, чересчур мудрено, слишком…» Глупо? Бесхитростно? Угрожающе? Не спорю. Воспринимайте это как тренировку восприимчивости или как игру. Просто скажите себе: «Ладно, пусть будет Великий Создатель, кем бы он ни был» – и продолжайте читать. Позвольте себе допустить, что где-то существует какой-то там Великий Создатель, который способен помочь вам высвободить творческое начало.

Именно потому, что «Путь художника» по сути является ещё и духовным путем, который зарождается и практикуется в творчестве, в этой книге будет встречаться слово «Бог». У некоторых читателей оно может вызвать сомнения, напомнить устаревшие, бесполезные, неприятные или просто невероятные представления о Боге, которые им приходилось слышать с детства. Пожалуйста, сохраняйте непредвзятость.

Помните: чтобы успешно освоить этот курс, понятие о Боге вовсе не обязательно. Мало того, многие общепринятые представления о Боге могут только помешать восприятию. Не позволяйте семантике стать ещё одной ловушкой, что заманивает вас в творческий тупик.

Встретив слово «Бог» на страницах этой книги, можете смело заменить его чем-нибудь вроде «благосклонной направляющей силы» или «потока». Речь идет о творческой энергии. Бог – это краткая отсылка к ней, понятная большинству, но ничем не хуже и другие обозначения: Богиня, Разум, Вселенная, Источник, Высшая Сила. Да и не в том дело, чтобы как-нибудь её обозначить. А в том, чтобы попробовать ею пользоваться. Многие сочли очень полезным представлять себе эту энергию как духовное электричество.

Обычный научный подход, в основе которого лежат опыты и наблюдения, без труда позволяет установить практическую связь с этим самым потоком благосклонной направляющей силы. Моя же цель не в том, чтобы объяснять, обсуждать и пытаться давать ему определения. Не нужно понимать природу электричества, чтобы пользоваться им.

Не называйте данную энергию Богом, если вас это смущает. Нет вообще никакой нужды придумывать ей имя, если только это имя не служит удобной ссылкой на то, что вы пережили сами. Не притворяйтесь, будто верите, если это не так. Лучше оставайтесь атеистом или агностиком. Все равно вы сможете испытать на себе, как работа по изложенным мною принципам переворачивает жизнь.

Как художник с художником, я работала с гончарами и фотографами, поэтами и сценаристами, танцорами и романистами, актерами и режиссерами. С теми, кто знал только, кем он мечтает стать, и даже с теми, кто мечтал лишь как-нибудь проявить себя творчески. Я видела, как «вошедшие в ступор» художники снова брались за кисть, как к отчаявшимся поэтам возвращалась их муза, а неуверенные в себе, застрявшие на одной фразе и обессиленные писатели стремительно исписывали последние страницы черновиков. Все это заставило меня не только поверить, но и твердо убедиться в следующем.

Неважно, сколько вам лет и чем вы занимаетесь в жизни, неважно, является ли искусство вашей профессией, хобби или мечтой, – важно, что никогда не поздно заняться творчеством, и это не будет с вашей стороны проявлением эгоизма, тщеславия или глупости. Один мой пятидесятилетний ученик, который «всегда хотел писать», использовал мою методику и стал получать премии за свои пьесы. Ещё один, судья, воспользовался рекомендациями для осуществления мечты всей его жизни – стать скульптором. Конечно, не все после окончания курса делают творчество своим основным занятием. Но даже профессионалы отмечают, что становятся за время нашей учебы в большей степени людьми, а уж потом – творческими людьми.

Опыт – мой собственный и тех, кого я могла наблюдать, – заставил меня поверить в то, что творчество – это наша истинная сущность, а все, что заводит нас в творческий тупик, неестественно и лишь мешает процессу, который когда-то был так же обычен и так же чудесен, как и тот, что дарит жизнь цветку на конце тонкого зеленого стебля. Я нахожу этот процесс установления духовной связи простым и безыскусным.

Если вы находитесь в состоянии творческого «ступора» – а я считаю, что в той или иной мере его переживает всякий художник, – возможно, даже вероятно, что вы научитесь творческой свободе, последовав советам этой книги. Так же как во время занятий йогой у вас изменяется сознание, хотя вы всего лишь делаете растяжку, упражнения из этой книги тоже изменяют сознание, хотя вы только пишете и играете. Итак, выполняйте приведенные упражнения, а результат не заставит себя ждать, независимо от того, верите вы в это или нет, независимо от того, называете это духовным пробуждением или как-то иначе.

Короче говоря, теория ничто в сравнении с практикой. Вы займетесь формированием в своем сознании каналов, через которые творческие силы смогут начать свое действие. Ваше творческое начало даст о себе знать, как только вы согласитесь очистить эти пути. В каком-то смысле оно похоже на кровь. Так же как кровь всего лишь объективная часть вашего физического тела, творческое начало – часть вашего духовного тела, которую не придется изобретать.


МОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ

Я начала вести семинары по развитию творческих задатков в Нью-Йорке. Я вела их, потому что так мне было велено. Однажды я шла по вымощенной булыжниками улице сквозь Вест-Виллидж, залитую прекрасным полуденным светом. И вдруг в какое-то мгновение поняла, что мне следует учить людей, группы людей, тому, как находить выход из творческого тупика. Возможно, это желание передалось мне от кого-то из гуляющих. Несомненно, в Гринвич-Виллидж большая плотность творческих людей – в том числе «застопоренных», – чем где бы то ни было в Америке.

«Я должен найти выход из тупика», – вероятно, выдохнул кто-то.

«Я знаю, как это сделать», – вероятно, ответила я, отозвавшись на чужие слова. Внутренние движения всегда играли важную роль в моей жизни. Я называю их «приказами на марш».

Так или иначе, я вдруг поняла, что знаю, как помочь таким людям, и что мне суждено заняться этим здесь и сейчас, начиная с тех уроков, которые преподали мне самой.

О каких уроках я говорю, спросите вы?

В 1978 году я бросила пить. Я никогда не считала, что обязана алкоголю тем, что стала писателем, однако тогда мне показалось, будто я буду обязана трезвости тем, что перестану им быть. В моем представлении пить и писать было нераздельно, как, скажем, джин с тоником. Загвоздка заключалась в том, чтобы приглушить страх и начать писать как можно скорее, пока спиртной туман не сгустился вокруг моего творческого окошка, вновь заставляя его захлопнуться.

В то время мне было тридцать и у меня был офис на киностудии «Парамаунт». Периодически бывая трезвой, я всю карьеру подчинила такому спазматическому творчеству. Конвульсивному, зависящему от прихоти и эгоистичному. Да, это было творчество, но оно больше напоминало кровь, выходящую толчками из перерезанной сонной артерии. За десять лет писательского труда я не научилась ничему, кроме как безрассудно, очертя голову бросать себя, невзирая на трудности, на стену того, над чем я трудилась. Если мое творчество и было в чем-то духовным, то только в том, что роднило его с распятием. Я падала на прозаические шипы жизни. Я истекала кровью.