Пушкин, "Пророк": анализ стихотворения, тема, образы. «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для «нет прямого оригинала в Библии». Однако если прочитать 6-ю главу Пророка Исайи, то аналогии заявят о себе сами. Это и шестикрылые Серафимы, и уголь, которым Серафим коснулся уст Исайи, и глас Божий, вопрошавший: кого мне послать? Но если в Библии Бог спрашивает, то в стихотворении Пушкина Он утверждает: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли».

Хотя по признанию самого поэта в «Пророке» он перефразировал главу из Иезекииля.

В какой-то момент Пушкин ощутил свое предназначение, почувствовал, что его талант должен служить не только ради написания эпиграмм или романтических поэм. На него возлагается миссия «глаголом жечь сердца людей». Это ощущение и он передал в данном произведении. Случайна ли связь стиха с библейским сюжетом? На этот вопрос попробуем ответить проведенным анализом стихотворения Пушкина «Пророк».

Произведение было написано в 1826 году. Нельзя исключать тот факт, что на создание этого стихотворения поэта вдохновило восстание декабристов и последовавшая за этим событием казнь. Среди людей, сосланных в Сибирь и на Кавказ, было немало друзей и единомышленников Пушкина. Ставя перед собой задачу глаголом жечь сердца людей, поэт понимал, что он должен показывать в своих произведениях правду о самодержавии, о жизни крепостных крестьян, и призывать людей к Свободе.

Одни литературоведы причисляют его к жанру духовной оды, другие признают стихотворение философской притчей. В нем присутствуют элементы обоих жанров. По композиции его можно разделить на 3 части.

Первая часть — состояние поэта до его встречи с Серафимом. Она короткая, состоит из двух строк. Но в эти строки вместилась едва ли не вся прошлая жизнь поэта.

Вторая часть составляет основную мысль стихотворения. Это ─ духовное перерождение, перестройка сознания автора. Оно происходит постепенно. Сначала открылись глаза, и поэт стал замечать все то, на что другие люди в спешке и суете не обращают внимание. Затем ангел коснулся ушей, и поэт стал слышать небо, полет ангелов, и воспринимать, что происходит в морях. Затем ангел вырвал язык поэта и вложил «жало мудрыя змеи». Вместо сердца Серафим вложил горящий уголь.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение написано четырех — и пятистопным стопным ямбом, который своим неспешным ритмом с максимальной полнотой передает страдания, испытываемые поэтом в процессе духовного перерождения,

В этом стихотворении Пушкин активно использует художественные приемы. Это –

  • сравнения (легкие, как сон, персты, лежал как труп, зеницы, как у испуганной орлицы);
  • метафоры (духовная жажда, горний полет, легкие персты, вещие зеницы);
  • эпитеты (пустыня мрачная, язык празднословный и лукавый, уста замершие);
  • славянизмы (зеницы, уста, десница, виждь и внемли).

Использование славянизмов Пушкиным преследовало двоякую цель. Первое ─ славянизмы подчеркивали жанр оды, и второе, они сближали стих со Священным Писанием, поскольку Ветхий завет и Евангелие, переведенные однажды с греческого на старославянский, на протяжении веков не изменялись, и до ХХ века не переводились на современный язык.

По воспоминаниям современников, у Пушкина было 4 стихотворения о Пророке. Видимо, эта тема очень волновала поэта. Но три стихотворения были уничтожены по причинам, о которых мы можем догадываться, зная политическую ситуацию в России и стремление самодержавия удержать власть в своих руках. Но сохранившийся «Пророк» представляет собой творческую программу поэта. Александр Сергеевич взял библейского Пророка для аналогии, поскольку этот образ оказался ближе всего к его мировоззрению и мироощущению, и с наибольшей полнотой передает главную идею стихотворения.

В творчестве Пушкина принято традиционно выделять тему «поэта и поэзии». К этой группе лирических произведений относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию. Одним из таких произведений является стихотворение «Пророк».

Здесь Пушкин обращается к образам библейской мифологии. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы «кризиса», и чудесное преображение чувств и способностей, осознание своей миссии пророка. Чувства поэта предельно обостряются: открывается «мудрое зрение», а также расширяется восприятие внешнего мира. Поэт задается вопросом: возможно ли столь изощренно тонкое восприятие и мудрое наблюдение передать обыкновенным человеческим словом («И он к устам моим приник/ И вырвал грешный мой язык,/ И празднословный, и лукавый, / И жало мудрыя змеи/ В уста замершие мои/ Вложил десницею кровавой».) Поэту необходим «жар сердца»: только очень высокий накал чувств может переплавить обыденную прозаическую жизнь в чистое поэтическое золото («И он мне грудь рассек мечом, / И сердце трепетное вынул,/ И угль, пылающий огнем, / Во грудь отверстую водвинул».) Одной острой наблюдательности и умения поэтически рассказать о том, что видишь, недостаточно для настоящего искусства – это мертвое фотографирование, натурализм. Необходимо активное отношение к наблюдаемому, умение критически, точно, правдиво оценивать его, нужна глубокая и верная идея, наполняющая душу поэта. Так завершается преображение пророка: поэт приходит к мысли, что он должен не просто утешать, радовать людей или доставлять им наслаждение своим творчеством, а учить читателя, вести его за собой.

Это стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи».

Посланец Бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно: «моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон». Восприятие мира лирического героя меняется; он становиться открыт миру, чувствует с ним неразрывную, ограниченную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорит людям слово истины.

В третьей части поэт слышит «Бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Здесь облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» Божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который Бог дарит людям красоту и гармонию.

Взгляды Пушкина на предназначение поэта и поэзии коренным образом отличаются от взглядов романтиков. Основное отличие состоит в том, что Пушкин не рассматривает поэтический талант как заслугу личности, проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд пушкинской философии. Талант для него – это не печать «богоизбранности». Божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Поэт – просто человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, - это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого «угля» человек мертв. Нравственный закон – тот «глас Божий», который к поэту «воззвал». И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них Божественной душе, о красоте мира и добре, которое они призваны творить.

Для придания большей выразительности языку Пушкин в стихотворении «Пророк» использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная); сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы); эпитеты (сердце трепетное, горний ангелов полет, дольней лозы прозябанье, грешный язык). Архаическая церковная лексика придает языку торжественность, подчеркивается непреходящий, вечный характер изложенного.

Итак, в стихотворении «Пророк» отразилась одна из центральных идей творчества Пушкина, его представление об истинном предназначении поэта и поэзии, о Божественной «природе» его дара и обязанности истинного поэта следовать своему великому призванию, неся тем самым свет Красоты и Мудрости остальным людям. Стихотворение «Пророк» - это своего рода поэтическая программа Пушкина, его взгляд на мир сквозь призму поэтического дара.

Стихотворение «Пророк» А.С. Пушкин написал осенью 1826 года. В это время он находился в ссылке в Михайловском за вольнодумство. Летом 1826 года поэту стало известно, что пятеро его друзей-декабристов были казнены. Он узнал тогда и о том, что многие его товарищи были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин потом жалел, что в это время он находился в Михайловском, иначе бы он, так же как и его друзья участвовал в восстании декабристов. Поэт сильно переживал расправу над своими товарищами. Стихотворение «Пророк» стало неким откликом на все эти события.

Изначально А. Пушкин написал четыре стихотворения, направленные против политической власти. Все они были объединены в цикле «Пророк». Однако из него до нас дошло только одно стихотворение. Остальные три были в то время уничтожены. В этих стихах писатель хотел доказать, что он пишет по велению своей души, а не по приказанию политической власти. Что он имеет право на самовыражение. Отвечать же за свои грехи он будет только перед Богом.

Жанр стихотворения

Жанр «Пророка» – духовная ода. Стихотворение поражает выразительностью художественных образов и торжественностью стиля. Произведение было не оценено многими его современниками. Оно вызвало резкую критику с их стороны. Так как монолог лирического героя ведется от первого лица, то его современникам стало казаться, что автор повествует о себе. Из-за этого многие стали считать, что А. Пушкин стал слишком много о себе воображать. Ведь он не «посланник Бога», а обычный человек. Они ошиблись. Поэт в своем стихотворение всего лишь хотел доказать важность предназначения поэта. Именно поэтому «Пророк» был написан в таком жанре, хотя раньше оды посвящались только грандиозным событиям в стране или создавались для восхваления царственных особ. Пушкин в своем стихотворение хотел показать, что искусство - это не просто попытка самовыражения. Оно создается не для получения прибыли или славы. Оно имеет благородную цель, исполнение которой можно посвятить всю жизнь.

Следует обратить внимание в стихотворение на то, что его персонаж в нем перерождается. Пушкин хотел сказать этим то, что он, как и любой другой человек несовершенен. Но все же он стремится стать лучше. Каждое свое произведение он старается наполнить великим смыслом. Он пытается через него донести ту правду людям, которую они сами не замечают. Человек, который не боится говорить о своих недостатках, не может быть излишне гордым. Через свое стихотворение он хотел объяснить другим автором, что искусство – это великая вещь. Стихи, написанные для утверждения собственных амбиций, ничтожны.

Интертекстуальность

Основой сюжета является библейское сказание пророка Исайя, находящееся в 6 главе его книги. В нем повествуется о видение пророка, в котором к нему является серафим. Он очищает пророка от грехов, после чего последний слышит глас Божий, который посылает Исайю нести духовную правду людям.

Тема и идея

К теме «поэта и поэзии» рано или поздно обращается любой писатель. Пушкин особенно ярко ее представил в своем стихотворение «Пророк». В нем он сравнивает поэта с библейским пророком. По его мнению, они оба должны «открывать глаза» людям на правду. Это очень тяжелая миссия, так как эта правда не всегда бывает «хорошей», все как раз наоборот. Чаще всего, она «горькая», поэтому люди категорически отказываются ее замечать. Предназначение поэта нести божественную истину людям и является идей произведения. Она постепенно раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из трех частей.

  1. Первая часть совсем маленькая. Она состоит всего из одного, но очень важного предложения. В нем описывается внутреннее состояние героя до его встречи с вестником бога шестикрылым серафимом. Герой в это время пребывает в творческом поиске. Ему не хватает духовных знаний. Он хочет понять свое предназначение в жизни.
    С серафимом лирический герой сталкивается на перепутье. Это очень символично. Перепутья нет, и не может быть в пустыне. Оно в данном случае выступает символом выбора, к которому пришел герой. Символично и появление вестника Бога. Согласно канонам Библии, его мало кто может увидеть, он является лишь к исключительным людям. Тем самым автором подчеркивается избранность поэта.
  2. Во второй части А. Пушкин показывает, как происходит перерождение лирического героя. Сначала серафим прикасается к глазам и ушам пророка, и тот начинает видеть и слышать то, что для других незримо и неслышно. На этом преображение героя не заканчивается. Недостаточно видеть и слышать больше чем простые люди. Поэтому серафим вырывает его язык и меняет на жало змеи. Рассекает ему грудь, вынимает сердце и вставляет на его место пылающий уголь. Это делается для того, чтобы герой мог правильно доносить до людей божественную мысль. Но и этих преобразований недостаточно. Для того чтобы творить, нужна цель. Без нее поэт остается «трупом». Эту цель ему дает Бог.
  3. В третьей части повествуется о том, как герой начинает слышать глас Божий, который требует от него «жечь» своей речью сердца людей.

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Это стихотворение отличается от многих других его произведений тем, что в нем А. Пушкин обращается не к мифам Древней Греции, а к Библии. Если раньше его героями были Аполлон и Парнас, муза и лира, то теперь свои мысли он пытается передать через библейского пророка.

Предлагаем вам еще раз освежить в памяти известные

«Пророк» – одно из наиболее известных стихотворений Пушкина . Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе.

Основой произведения стал библейский сюжет из VI главы книги пророка Исайи. Но автор наполнил его совершенно иным философским смыслом, превратив в манифест о предназначении писателя. Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира. Но до «Пророка» ничего подобного по силе эмоционального воздействия и глубине мысли в его творчестве еще не было.

Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды , поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником». Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.

«Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной» . Всего одно предложение, но какой емкий образ! Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Нисколько не удивляет «перепутье» в пустыне, где нет дорог. Ясно, что это символ выбора , к которому подошел герой.

Встреча с серафимом, согласно библейским канонам, говорит о многом. Ведь это наиболее приближенные к Богу ангелы, которые являются только исключительным людям. Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии.

Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах. Первая ступень – символическое открытие глаз и приобретение чуткого слуха. Это лишь результат простого прикосновения. Но следующие метаморфозы далеко не так безболезненны. Видеть и слышать более тонко и глубоко, чем обычный человек, для настоящего поэта – мало. Чтобы выражать открывшуюся мудрость, не годится «празднословный» , «лукавый» и «грешный» язык. Его следует вырвать и поменять на «жало мудрыя змеи» .

Но и острым «жалящим» словом, несущим истину, не создать образцы высокого искусства. Ясный разум, наблюдательность и талант будут холодны и мертвы без горячего сердца. Поэтому ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнем» . После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины. И «божий глас» воскрешает духовный «труп» , которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк напоминал людям о «божьей искре» в каждой душе.

В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. Это:

  • многочисленные метафоры «неба содроганье» , «глаголом жги» ;
  • эпитеты «жало мудрыя змеи» , «язык празднословный» , «духовная жажда» ;
  • сравнения «как сон» , «как труп» , «как у испуганной орлицы» .

Для усиления божественности сюжета поэт использует много старославянских слов: персты, зеницы, глас, виждь, внемли, горний . Они наполняют текст библейской атмосферой. Это было необходимо Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. Эмоциональной напряженности добавляют и строки, которые начинаются с союза «и». Такое стилистическое построение характерно для библейских текстов.

Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. Пушкин использует различные виды рифмовки. Похоже, в этом произведении Александр Сергеевич не добивался совершенства формы, а полностью был сконцентрирован на содержании стиха.

Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей» . В этом его подлинное призвание.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение широко известно, его и сейчас изучают по школьной программе. Считается, что «Пророк» должен был быть лишь первой частью из целого цикла, в который входили бы четыре стихотворения. К сожалению, до нас дошла только одна часть, названная «Пророк».

История создания и композиция стихотворения

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году в Михайловском. В этот момент А. С. Пушкин был под сильным впечатлениями от расстрела своих друзей-декабристов.

Проводя анализ стихотворения «Пророк» Пушкина стоит заметить, что в нем было введено аллегорическое понятие слова «Пророк». По некоторым признакам произведение напоминает оду. Монолог-призыв, написанный в ораторском стиле. В стихотворении используется многократно союз «и». Такой прием создает единство пространства и всего целого. Звукопись, а именно шипение согласных, передает мучительный путь героя, его страдания.

В стихотворении использована кольцевая композиция. «Пророк» по стилистике напоминает библейскую легенду, ведь стихотворение начинается притчей, а завершается голосом Бога.

В этом анализе стихотворения «Пророк» нужно упомянуть и о проблематики произведения. Мы отметим две основные линии, которые поднимаются в сюжете:

1. Тема поэта и поэзии, которую часто затрагивал Пушкин в своих произведениях. Цель поэта - жечь сердца людей то есть их растапливать от жестокости и злобы.

2. В стихотворении присутствует библейская тематика, а именно упоминание серафимов и их описание. В этом ярко прослеживается обращение к Библии и Богу.

Общий анализ стихотворения «Пророк» Пушкина

Главное героя не покидает чувство тревоги. Сначала он переживает за людские грехи, а потом об ответственности, которая на него обрушилась. Пушкин, как великий поэт определил ряд качеств, которыми обладает творческий человек и чем он отличается от обычных людей. По словам Пушкина, поэт видит то, что за гранью человеческого зрения и восприятия мира. Он сравнивает себя с орлом, который может высоко взлететь и любоваться солнцем или наблюдать за полетом ангелов.

Стихотворение построено на контрасте. Вначале мы видим одинокого путника, томимого, который потом встречается с серафимом и наделяется живительными силами, ведь измученный поэт так долго ждал превращения. Оканчивается стихотворение призывом к Богу с просьбой призвать нового пророка, чтобы он наказал людей за их грехи и грешную жизнь в целом. Для Пушкина - поэт - это жизнь, вера, в которую он переродился. Для переродившегося поэта - принятие Бога - это новая жизнь. У такого человека вера и Бог в душе. Принимая такого нового себя, поэт должен отступиться от человеческих пороков. Он должен умереть и родиться заново.

Одаренный талантом Пушкин, считает своим жизненным предназначением дарить добро людям и наставлять их на истинный путь. В сюжете произведения используется библейская легенда, что позволяет Пушкину размышлять о пророчестве. Тему пророка после Пушкина подхватили и другие российские дарования.

Надеемся, что этот анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, помог вам лучше понять всё произведения в целом. Мы выделили основные моменты, которые на наш взгляд имеют характерное значение. На нашем сайте мы размещаем множество анализов литературных произведения, как отечественных писателей, так и зарубежных. Будет рады, если вы посетите раздела «Блога» , вы обязательно найдете много интересного.