Психология девиантные формы социального поведения. Девиантное поведение и психология

Понятие отклоняющегося поведения. Отклоняющееся (девиантное - от позднелат. deviatio - отклонение) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относят: преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и т. п.).

Наиболее важными критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются следующие (Ковалев):

1) наличие определенного патохарактерологического синдрома, например, синдрома повышенной аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных, эпилептоидных, гипертимных черт характера;

2) проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков;

3) полиморфизм девиантного поведения, то есть сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера - антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;

4) сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня - аффективными, сомато-вегетативными, двигательными;

5) динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.

Клинико-физиологические основы отклоняющегося поведения. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане связаны в основном с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными патологическими формированиями личности (F60-F69), ранними проявлениями формирующихся психопатий (ядерных и органических (F60-F69)), а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями (F07.0).

Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения. Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, с пошатнувшимся институтом брака и семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени, способствуют формированию нарушений поведения. Ситуации недостаточной социально-психологической адаптированности ребенка или подростка, при плохом усвоении социально одобряемых поведенческих стереотипов с интериоризацией асоциальных ценностей, влиянием асоциальных установок выступают в виде важной предпосылки антиобщественного поведения (Чудновский). Социальное напряжение в обществе создает условия для интенсивного возникновения психических расстройств и социально опасных форм отклоняющегося поведения (алкоголизм (F10), наркомании (F11-F14), суициды, преступность); при этом рост случаев психических расстройств и отклоняющегося поведения, в свою очередь, усиливает социальное напряжение в популяции. При изучении патогенного влияния на психическое здоровье социальных факторов следует дифференцировать их на две группы: макросоциальные и микросоциальные. Первые непосредственно обусловлены общественным строем, социально-экономической и политической структурой общества. Вторые отражают конкретные направления общественной жизни людей в ее различных сферах (труд, отдых, быт). Психологические проблемы в семье и в рабочей микрогруппе по-прежнему остаются одной из основных причин развития нарушений психического здоровья, преломляясь через призму макросоциальных условий (Дмитриева, Положий).


Понятие аддиктивного поведения. Нездоровый образ жизни, алкоголизация и никотинизация населения, все более распространяющееся употребление наркотиков и токсических веществ, делинквентное поведение, включая сексуальные девиации, уход от социально конструктивной деятельности, праздное времяпрепровождение - все это дает основания для формирования концепции саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния личности (Попов). В основе саморазрушающего поведения лежит стремление к уходу от жизненных проблем.

Менделевич описывает психологические особенности, характеризующие лиц с аддиктивным поведением. К основным признакам таких личностей относятся следующие:

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

3) внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности в принятии решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

8) зависимость;

9) тревожность.

Для аддиктивных личностей характерен феномен «жажды острых ощущений» со стремлением к риску, тяготением к опасным ситуациям и видам деятельности, отсутствием стабильности и надежности в межличностных взаимоотношениях. Основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, серой и скучной жизнью, перед обязательствами и ответственностью, склонность к интенсивным эмоциональным переживаниям, к опасным ситуациям, риску и авантюрам.

Основные формы отклоняющегося поведения. Пьянство и алкоголизм. Девиантное поведение в виде употребления и злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физическую зависимость от них, является одной из самых распространенных форм отклоняющегося поведения. Формированию хронического алкоголизма (F10) как прогрессирующего заболевания у взрослых предшествует довольно продолжительный период пьянства. В подростковом возрасте сформировавшийся хронический алкоголизм встречается редко, а наиболее актуальной проблемой является ранняя алкоголизация. Личко разграничивает понятие ранней алкоголизации как одного из проявлений девиантного поведения у подростков и хронического алкоголизма как болезни. К ранней алкоголизации относится употребление опьяняющих доз алкоголя до 16 лет и более или менее регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте. Различают три стадии алкоголизма (F10).

1. Начальная стадия характеризуется психической зависимостью от алкоголя, нарастанием толерантности к спиртному, появлением палимпсестов, проявляющихся в частичном забвении отдельных событий и своего поведения в состоянии опьянения. На этой стадии совершается переход от эпизодического пьянства к систематическому. У больных обнаруживаются изменения в протекании познавательных психических процессов: отмечается снижение процессов памяти, вначале удержания, а затем и запоминания, нарушение внимания и снижение работоспособности. На начальной стадии появляется астенический симптомокомплекс.

2. Развернутая стадия характеризуется неудержимым, компульсивным влечением к алкоголю. Толерантность к алкоголю в этом периоде достигает своего максимума, формируется абстинентный синдром, появляется физическая зависимость от алкоголя. Отмечаются выраженные нарушения сна. В этот период возможно также формирование алкогольных психозов (F1x.5). Использующиеся механизмы психологической защиты заключаются в безоговорочной тенденции к самооправданию. С механизмами патологической психологической защиты связан своеобразный алкогольный юмор - плоский, грубый, циничный, с элементами агрессивности.

3. На третьей, заключительной, стадии алкоголизма тяга к алкоголю обусловлена необходимостью снятия физического дискомфорта; она носит неудержимый, необузданный компульсивный характер. Снижение интеллектуально-мнестических функций является выраженным, вплоть до корсаковского амнестического синдрома (F1x.6) с глубокими нарушениями памяти, конфабуляциями, амнестическими дезориентировками. Алкогольное слабоумие (F1x.73) нивелирует индивидуальные психологические свойства личности. Этические, моральные нормы поведения, чувство ответственности отсутствуют. Типичными являются колебания настроения - «сиюминутность» поведения, дисфории, тяжелые депрессии. Снижается критика к своему состоянию, положению в обществе.

Наркомании (F11-F14) и токсикомании (F15-F19 ). Общее название болезней, проявляющихся тенденцией к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема. В процессе болезни происходят глубокие изменения личности заболевшего, наблюдаются разнообразные расстройства психической деятельности вплоть до слабоумия (F1x.73), нарушаются функции внутренних органов и нервной системы; следствием измененной психики может стать и нанесение в той или иной форме вреда обществу.

Мотивация употребления алкоголя и наркотических веществ имеет несколько форм (Короленко).

1. Атарактическая мотивация заключается в стремлении применения веществ с целью смягчения или устранения явлений эмоционального дискомфорта. Вещество, вызывающее опьянение, используется как лекарственный препарат, снимающий негативные феномены и симптомы душевного неблагополучия (тревогу, депрессивные переживания). Употребление вещества может быть направлено также на купирование внутриличностного конфликта при психогенных расстройствах.

2. Гедонистическая мотивация выступает продолжением и развитием атарактической: атарактическая приводит эмоциональное состояние в норму из сниженного, а гедонистическая способствует повышению нормального (не сниженного) настроения. Гедонистическая направленность проявляется в получении удовлетворения, чувства радости, эйфории от приема веществ на фоне обычного настроения.

3. Мотивация с гиперактивацией поведения близка к гедонистической, но основывается не на эйфоризирующем, а на активирующем эффекте вещества. В ряде случаев оба эффекта могут действовать совместно. В качестве мотивации при этом выступает стремление вывести себя из состояния пассивности, безразличия, апатии и бездействия. С этой целью используют вещества, провоцирующие необычную, запредельную живость реакции и активность.

4. Субмиссивная мотивация применения веществ отражает неумение противостоять давлению окружающих, неспособность отказаться от предлагаемого окружающими приема алкоголя, наркотических лекарственных или ненаркотических лекарственных веществ, которая является следствием специфических личностных особенностей субъекта с чертами робости, застенчивости, конформности, тревожности.

5. Псевдокультурная мотивация основывается на мировоззренческих установках и эстетических пристрастиях. Поведение индивида при этом носит характер причастности к традиции, культуре, избранному кругу лиц. При псевдокультурной мотивации важным является не столько само употребление веществ, сколько демонстрация этого процесса окружающим.

Профилактика отклоняющегося поведения. Индивидуальная профилактическая работа должна быть направлена на два относительно самостоятельных, но взаимосвязанных между собой объекта: 1) на криминогенную среду конкретной личности и 2) на саму личность с отклоняющимся поведением. Воздействие на криминогенную среду, как правило, является не столько психологической задачей, сколько правовой, социальной и социально-психологической. Воздействие на личность предполагает решение двух основных задач: а) структурно-содержательную перестройку ее мотивационной сферы (стратегическая задача) и б) коррекцию конкретной мотивации субъекта в характерной для него криминогенной ситуации (тактическая задача). Индивидуальная профилактика возможного преступного поведения представляет собой конкретизацию общепсихологических и специально-криминологических мер в отношении отдельного лица или группы конкретных лиц.

Антонян считает целесообразным применение поэтапной программы индивидуальной профилактики, связанной с воздействием на мотивационную сферу личности, которая осуществляется в следующих ситуациях.

1. В «латентной» ситуации лишь формируются мотивы вероятных антиобщественных действий или возникает реальная угроза появления таких мотивов.

2. В «предпреступной» ситуации поведение субъекта в дополнение к негативным мотивационным сдвигам характеризуется относительно устойчивой аморальностью и противоправностью.

3. В «преступной» ситуации в отношении субъекта уже ведется уголовное дело. Совершенное преступление и прогностические выводы о возможных путях исправления правонарушителя и предупреждения рецидива обусловливают содержание и форму воздействий.

4. «Постпреступная» ситуация индивидуальной профилактики, как правило, связана с нахождением осужденного в местах лишения свободы. В целях перевоспитания виновного и предупреждения рецидива здесь особенно важно выявление мотивов совершенного преступления и принятие мер к их устранению.

Девиантологическое знание зародилось в начале XX века в недрах социологии как специальная теория. Появление терминов "девиантность" и "девиация" связывают с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма . К настоящему времени для обозначения проблематики девиаций и девиантного поведения в научный обиход введено новое название - девиантология .

Предметом девиантологии являются девиантность и девиации, как многоуровневые социально-психологические феномены с различными формами проявлений.

Термин "девиация" (нарушение, отклонение от заданного курса, аномалия) выходит далеко за рамки психологической науки, его широко используют при рассмотрении биологических, физических, химических и других процессов.

В социальных науках используют термин "социальные девиации", под которыми понимают любые отклонения в развитии и функционировании субъектов социального взаимодействия (личности, группы, субкультуры) от общего направления развития системы, в которую они включены, причиняющие ущерб обществу или личности, а также сопровождающиеся ее социальной дезадаптацией .

При этом девиантные действия выступают в разном качестве:

как средство достижения значимой цели;

как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении .

Принято выделять следующие формы отклоняющегося поведения:

1) антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих (хулиганство, кражи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками).

2) асоциальное поведение - это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений (уходы из дому, бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, настенные рисунки и надписи непристойного характера, ненормативная лексика).

3) аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности (употребление наркотиков и алкоголя, самопорезы, компьютерная и игровая зависимость, пищевые злоупотребления, отказы от пищи, суицидальное поведение и самоубийства).

Каждая форма девиации имеет свою специфику. В различных научных публикациях дается обстоятельный анализ различных видов отклонений в поведении подростков. В своей работе я остановлюсь подробнее на тех из них, которые на сегодняшний день в детской и подростковой средах имеют тенденцию к приоритетной распространенности.

Агрессивное поведение. Слово "агрессия" происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Чаще всего под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.

"Психологический словарь" под редакцией В.П. Зинченко предлагает следующее определение: "Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт" .

девиантное поведение копинг стратегия

Проявления агрессии весьма разнообразны. Она имеет различные виды и формы. А Басс и А. Дарки выделяют следующие формы агрессивности подростков:

физическая агрессия;

вербальная агрессия;

косвенная агрессия - использование направленных против других лиц сплетен, шуток и проявлений неупорядоченных взрывов ярости;

негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная против авторитетных и руководящих лиц;

раздражение;

подозрительность;

обида - проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-либо или всем миром за действительные или мнимые страдания.

аутоагрессия или чувство вины .

В социальной и юридической психологии выделяют две формы агрессивного поведения: индивидуальную и групповую.

Следует также различать понятия "агрессия", "агрессивность" и "агрессивные действия".

Агрессивность - это определенное психическое состояние, а именно: целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Агрессивность, как психическое состояние может возникать в тех или иных случаях и обуславливать агрессивные действия в ответ на различные стимулы.

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то можно говорить об агрессивном поведении .

Если же агрессивность проявляется с определенным постоянством в различных ситуациях, то мы имеем дело с агрессивностью, как чертой личности и агрессией как формой поведения данной личности.

Подводя итог вышесказанному, дадим определение агрессии.

Агрессия - это форма девиантного поведения, выражающаяся в проявлении агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда или оскорбления окружающим.

Агрессивное поведение, как и другие формы девиантного поведения, является проявлением социальной дезадаптации - это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.

Агрессивное поведение отмечается у детей разного возраста, но наиболее ярко данный вид отклонений в поведении наблюдается у подростков. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенности растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

При определенных условиях агрессивное поведение переходит в противоправное. Взаимосвязь между делинквентым поведением личности и агрессией неоднозначна. С одной стороны, агрессия - универсальное свойство любого индивида, способствующее выживанию и адаптации. С другой стороны, существует некая черта, разделяющая "нормальную" и "асоциальную" агрессию, переходя которую человек оказывается по ту сторону закона.

Стремясь ответить на вопрос о природе противоправной агрессии, А. Бандура и Р. Уолтерс исследовали социальные условия становления и личностные особенности подростков с устойчивым антиобщественным поведением. По мнению авторов, подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию. Авторы предполагают, что неспособность устанавливать позитивные отношения с отцом оказывается одним из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности .

Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вину за агрессивное поведение. Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. В условиях жестоко регламентированного внешнего контроля (заключения) нередко они чувствуют себя комфортно, порою даже более, чем на свободе.

Тот факт, что несмотря на повторные серьезные наказания, агрессивное асоциальное поведение трудно изживается, приводит многих исследователей к выводу, что такой нарушитель практически не способен учиться на опыте. Возможно, это связано с тем, что заслуженное наказание практически никогда не следует немедленно за проступком или вовсе не наступает. Уверенность в том, что преступление останется безнаказанным играет существенную роль в поддержании антисоциального поведения. Таким образом, агрессивность и делинквентность поведения оказываются тесно связанными. Агрессивно-противоправное поведение вызывает негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми.

Алкоголизм. Потребность в алкоголе прямо не входит в число естественных жизненных потребностей, как, например, необходимость в кислороде и пище. Алкоголь вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательным условием официальных церемоний, праздников, способов времяпрепровождения и решения личных проблем. Однако эта социокультурная традиция дорого обходится обществу. Как свидетельствует статистика, 90 % случаев хулиганства, 90 % изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40 % других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70 % случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50 % всех разводов также связаны с пьянством .

Разумеется, эта вредная привычка не распространяется на всех в одинаковой мере - существуют разные микросреды, соответственно, разные микрокультурные традиции, которые, к сожалению, в современном российском обществе превратились в широко распространенные алкогольные традиции.

Постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у человека возникает собственно потребность в алкоголе, задолго даже до первого знакомства с алкоголем. Маленький ребенок, сидя за праздничным столом, ждет, когда ему в рюмку нальют сладкой воды (детского вина), и он под одобрительный гул гостей потянется чокаться со всеми. Почти всегда первое употребление алкоголя оценивается субъективно плохо. Дети отмечают "горький вкус водки", жжение во рту, тошноту. Однако неприятные ощущения со временем забываются, и снова возникают ситуации, которые провоцируют ребенка на употребление алкоголя.

Многие люди употребляют алкоголь без выраженных негативных последствий. Но при определенных неблагоприятных обстоятельствах алкоголь вызывает пагубную привычку и болезненную зависимость в следующем направлении: эпизодическое употребление - бытовое пьянство - алкоголизм.

Наркомания ( от греч. narke - оцепенение и mania - бешенство, безумие). Является одной из самых опасных форм аутодеструкции. Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур с разной целью. О наркотиках много говорится, однако дать точное определение наркотикам не так уж просто. С большим трудом эксперты все-таки выработали приемлемую формулировку. Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотик как "химическое вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры" . Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения.

Зависимое поведение - одна из форм разрушающего поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством прием некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается состоянием эйфории, психофизиологического комфорта. К критериям наркотической зависимости относятся следующие явления: непреодолимая потребность принимать психоактивное вещество, снижение контроля над его употреблением, безуспешные попытки (даже при желании) уменьшить дозу принимаемого вещества, повышение дозы за счет проявления реакции привыкания к наркотику и снижения эффекта наслаждения от его действия.

Выбор в пользу приема наркотиков обусловлен трудностями в адаптации к жизненным проблемным ситуациям.

Среди общих последствий употребления и зависимости от наркотиков выделяются три основных группы:

группа медицинских последствий приема психоактивных веществ: необратимые поражения органов и систем организма, в первую очередь, головного мозга, центральной нервной системы, сердца, печени и почек; передозировки и отравления; психозы; инфицирование ВИЧ и гепатитам В и С; снижение иммунитета; в отдаленной перспективе - онкологические заболевания;

группа психологических последствий: потеря навыков обычной жизни, депрессии, утраты смысла жизни, ощущение безысходности, самоубийства;

группа социальных последствий: потеря социальных связей - семьи, друзей, работы, дома; незаконченное образование; огромные долги; правонарушения; утрата всех прежних интересов и увлечений.

Безусловно, проблема употребления наркотических веществ имеет свои особенности на различных этапах становления человека. Подростковый возраст - это возраст физиологического и психологического созревания человека, который в литературе принято называть "переходным". Это период исканий, проб и ошибок, период разнообразных жизненных экспериментов.

Юношеский период возрастного развития - это жизненный этап, когда происходит личностное становление человека и его профессиональное самоопределение. В юношеском возрасте риск обращения к наркотикам снижается, но никто от этого не застрахован.

Представляет интерес установленная возрастная градация интереса к наркотикам.

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способы употребления и т.д. О последствиях злоупотребления, если и слышат, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют (возможна токсикомания). Знания отрывочны, получены с чужих слов.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления "легких" наркотиков (марихуана за наркотик не признается). О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие, знакомы с потребителями многие. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы:

1)"употребляющие и сочувствующие" - интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении, с возможностью длительного употребления без возникновения зависимости;

2)"радикальные противники" - многие из них считают употребление наркотиков слабостью и неполноценностью;

3) группа, не определившая своего отношения к наркотикам, значительная часть которой может начать употреблять наркотики под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.

Более 60 % наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом, наркомания - это прежде всего молодежная проблема, тем более что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые "радикальные" наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.

Суицидальное поведение. Термин "суицид" впервые был использован в книге Томаса Брауна "Religio Medici", написанной в 1635 г. и напечатанной в 1642 г .

Согласно определению ВОЗ (1982), "суицид - акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство - аналогичный акт, не имеющий фатального исхода". Самоубийство является сегодня одной из основных проблем общественного здравоохранения.

Более простое и четкое определение дал современный суицидолог М. Фарбер: "Самоубийство - это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни" .

Суицидальный феномен представляет собой статистически устойчивое социальное явление.

Начиная с 1949 г. ВОЗ регулярно публикует сведения о количестве самоубийств в различных странах мира. Так, по данным ВОЗ в 1994 г. было зарегистрировано более 400 тысяч самоубийств в мире и отмечена тенденция к росту. К 2000 г. количество самоубийств выросло до 815000 человек (т.е. примерно каждые сорок секунд происходит самоубийство) и сейчас, таким образом, самоубийства стали тринадцатой по значению причиной смерти населения в мире. Самый высокий уровень самоубийств отмечается в восточно-европейских странах, а самый низкий - в Латинской Америки и странах Азии.

В группе мужчин обнаруживается преобладание уровней суицида. Наибольшее количество завершенных суицидов отмечается в возрасте 35-44 года. Это касается как мужчин, так и женщин. Соотношение между самоубийцами мужчинами и женщинами примерно 4: 1 при удавшихся самоубийствах и 4: 2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Уровень суицидов у молодежи растет более быстрыми темпами .

Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.

Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений. Риск суицидов очень высок у больных алкоголизмом. Это заболевание имеет отношение к 25-30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше - до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

Наркомания и суициды также тесно связаны между собой. Длительное употребление наркотиков и их влияние на организм, также как и общий стиль жизни наркоманов в целом, в значительной мере направлены на саморазрушение, независимо от осознания ими этих намерений. Токсические эффекты наркотиков, также как и алкоголя, предрасполагают к широкому кругу болезней: чаще всего развиваются такие серьезные заболевания как гепатит и эндокардит. У подавляющего числа наркоманов они возникают из-за сочетанного приема таблеток и инъекционных наркотиков. Они страдают от общего стиля жизни, характеризующегося стихийностью и недостаточным питанием. Наркоманы с большой вероятностью заболевают такой фатальной болезнью как СПИД.

Недавние исследования больных наркоманией подтвердило представление о том, что наркотики являются одним из широко распространенных средств совершения самоубийств. Многие наркоманы, как и другие потенциальные самоубийцы, молодые и пожилые, чувствуют себя нелюбимыми окружением и сами не любят никого.

Важной задачей в предупреждении суицидов является своевременная и точная диагностика суицидального риска - оценка индивидуальной значимости и вероятности самоубийства.

Ценой труда и усилий, а другой пытается получить «своё» исключительно незаконным путём? Почему первый страдает муками совести, а для второго нет никаких моральных принципов и ограничений? Как формируется тонкая грань между приемлемой и асоциальной деятельностью?

Все эти вопросы волнуют учёных из различных отраслей: социологии, криминологии, психологии, психиатрии, медицины, философии. Существует даже отдельная дисциплина - девиантология, возникшая на пересечении этих наук. Она занимается исследованием форм девиантного поведения, возможных причин девиаций и разработкой методов профилактики. А вот особенности личности, склонной к девиациям, а также ситуационные реакции, отличительные от принятых норм, сделала предметом изучения психология девиантного поведения.

Понятие девиантного поведения в психологии

В переводе с латыни девиация - отклонение от чего-либо. Девиантное поведение - деятельность, несоответствующая общепринятым нормам, нарушение правил и официально установленных законов, а также игнорирование социальных требований. Иными словами, поведение, частично или полностью нарушающее, принятые в социуме стандарты.

Вопреки бытующему мнению, отклонение не всегда имеет отрицательный характер. К позитивным девиациям относят так называемое социальное творчество: созидательный процесс, направленный на совершенствование и развитие социальных отношений, а также внесение качественно новых форм деятельности. Например, активная общественная позиция, патриотическое движение, поддержание традиций, культурные инновации. Негативное девиантное поведение несёт в себе деструктивную функцию, и связано с понятиями агрессии, насилия, разрушения. Причём локус контроля варьируется от внешнего, направленного на общество, до внутреннего- саморазрушение. Среди распространённых отрицательных форм: алкоголизация, преступность, наркомания, бродяжничество, вандализм, суицид. Девиации - неотъемлемые составляющие любого социума, а степень их выраженности напрямую зависит от социально-политического, экономического и духовного развития общины. Соответственно высокий уровень жизни, наличие возможностей для самореализации и достижения высших благ, способствуют низкой преступности и агрессивности.

Основные подходы в изучении девиантного поведения

Существует огромное количество теорий, посвящённых изучению девиантного поведения. Все подходы можно разделить на 3 группы: биологические, социальные, психологические.

Биологические доктрины объясняют природу возникновения девиаций исходя из физических характеристик индивида: конституции тела, наследственной предрасположенности, хромосомных аномалий, сбоев в работе эндокринной системы. Самая известная теория принадлежит Чезаре Ломброзо.
Итальянский криминалист и судебный психиатр, он много лет проработал тюремным врачом, что позволяло ему проводить антропологические исследования преступников. Ломброзо пришёл к выводу: наследственно-биологические факторы (особое строение черепа, особенности внешности, генетическая предрасположенность) являются основополагающими факторами возникновения девиантности. В своё время теория Ломброзо была одной из самых популярных, но учёный так и не смог до конца доказать причинно-следственную связь между физиологией и склонностью к совершению преступлений. Тем не менее именно его труд стал основой для развития нового направления - девиантологии.

Социальные теории основываются на убеждении, что именно общество - причина отклоняющегося поведения. Например, теория конфликта объясняет возникновение девиаций в ответ на неравенство в распределении власти и благ. В любом обществе есть классовое распределение, и зачастую переход на более высокую ступень иерархии усложняется законами и правилами социума. Представители этой теории считают, что преступность невозможно искоренить пока будут существовать привилегированные слои населения.

Большинство психологических теорий видят причины девиантного поведения в : конфликт между бессознательным и сознанием, психологические реакции на невозможность удовлетворения базовых потребностей, особенности характера. При этом данный подход не исключает роль среды обитания и влияния наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению девиантного поведения.

Отклоняющееся (девиантное - от позднелат. deviatio - отклонение) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным видам отклоняющегося поведения относят: преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и т. п.). Как правило, существует связь между этими видами отклоняющегося поведения, которая заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях, посвященных отклоняющемуся поведению, значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении такого рода поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение в виде делинквентных (от лат. deliquens) - противоправных и аутоагрессивных поступков может быть как патологическим, обусловленным различными формами патологии личности и личностного реагирования, так и непатологическими, т.е. психологическими (Амбрумова). Сами по себе девиантные поступки не являются обязательным признаком психических нарушений и, тем более, серьезного психического заболевания. В основном они обусловлены социально-психологическими девиациями личности, прежде всего, микросоциально-психологической запущенностью, а также ситуационными характерологическими реакциями (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др. В части случаев девиантное поведение у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования личности и с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, и потому относится к проявлениям психической патологии, чаще пограничной.

Наиболее важными критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются следующие (Ковалев):

1) наличие определенного патохарактерологического синдрома, например, синдрома повышенной аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных, эпилептоидных, гипертимных черт характера;

2) проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков;

3) полиморфизм девиантного поведения, т. е. сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера - антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;

4) сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня - аффективными, сомато-вегетативными, двигательными;

5) динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.

Клинико-физиологические основы отклоняющегося поведения. Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков в клиническом плане связаны в основном с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными патологическими формированиями личности, ранними проявлениями формирующихся психопатий (ядерных и органических), а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями.


Патохарактерологические реакции у детей и подростков как особая форма психического расстройства описаны Ковалевым. Патологические ситуационные (патохарактерологические) реакции являются психогенными личностными реакциями, проявляющимися в стереотипных отклонениях поведения (по типу «клише»), которые возникают в разных психотравмирующих ситуациях, имеют склонность превышать определенный «потолок» нарушений поведения, возможный у сверстников, а также, как правило, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами и ведут к более или менее длительным нарушениям социальной адаптации. Эти реакции отличают от реакций «характерологических» – непатологических нарушений поведения у детей и подростков, которые проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными нарушениями. Патологические ситуационные реакции чаще развиваются постепенно на основе психологических, однако у детей и подростков с психопатическими чертами характера, резидуально-органическими церебральными изменениями, даже минимальными, а также при патологически протекающем пубертатном кризе эти реакции могут сразу возникать как патологические. Патохарактерологические реакции, в противоположность острым аффективным, оказываются затяжными, продолжительными нарушениями - они длятся многие недели, месяцы и даже годы. С патохарактерологических реакций начинаются психопатические развития («краевые психопатии» по Кербикову).

Патохарактерологические реакции у подростков проявляются, в основном, ситуативно обусловленными патологическими нарушениями поведения: делинквентностью, побегами из дома, бродяжничеством, ранней алкоголизацией и употреблением других психоактивных веществ, суицидальным поведением, транзиторными сексуальными девиациями. Среди делинквентных подростков до 16 лет 71% алкоголизируются, 54% совершают побеги из дома; у 10% отмечаются сексуальные девиации, у 8% - суицидные попытки (Семке).

Психогенные патохарактерологические формирования личности (Ковалев) представляют собой становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов (неправильного воспитания, длительных психотравмирующих ситуаций, прежде всего вызывающих патологические ситуационные реакции личности). Понятие психогенного патологического формирования личности тесно связано с разработкой представлений о возможности возникновения под влиянием неблагоприятных факторов микросоциальной среды стойкой приобретенной патологии личности - «реактивной психопатии» по Краснушкину, «краевой психопатии» по Кербикову.

Под психопатиями в клинической психиатрии понимают патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью патологических расстройств, в той или иной мере препятствующих полноценной социальной адаптации субъекта. Диагностика психопатий основывается на клинических критериях, предложенных Ганнушкиным. Поведенческие расстройства при психопатиях с импульсивностью, агрессивностью, пренебрежением к существующим морально-этическим нормам обусловливают социальный аспект этой проблемы. Уже в первых клинических описаниях аномалий личности (Кандинский, Бехтерев) обращается внимание на те характерологические черты, которые могут иметь значение для формирования преступного поведения: проявляющаяся с детства жестокость по отношению к людям и животным, эгоизм, отсутствие сострадания, наклонность ко лжи и воровству, неуравновешенность эмоций, нарушение нормального соотношения между силой внешних раздражителей и реакцией на них, патология влечений.

Проблема психопатии в детском и подростковом возрасте является спорной в связи с незрелостью, несформированностью структуры личности в эти периоды жизни. Тем не менее исследования ряда отечественных психиатров (Сухарева и др.) показывают наличие ряда форм психопатий, прежде всего конституциональных («ядерных») не только в подростковом, но также и в детском возрасте. Уже в детском возрасте (примерно к 11–12 годам), по данным Личко, проявляются основные компоненты психопатий эпилептоидного и шизоидного типа, а у старших подростков - признаки неустойчивого, истерического и гипертимного типа.

В отличие от психопатий, при психопатоподобных состояниях имеет место не нарушение процесса формирования личности, а ее «поломка», дефект, связанный с экзогенным (инфекционным, травматическим и др.) повреждением механизмов и структур формирующейся личности. Общей основой этих состояний является вариант психоорганического синдрома, характеризующийся дефектом эмоционально-волевых свойств личности. Психоорганический синдром - симптомокомплекс нарушения памяти, интеллекта и аффективности, характеризующийся в экспериментально-психологических исследованиях истощаемостью психических процессов, недостаточностью активного внимания, снижением памяти, прежде всего, расстройством процессов произвольного запоминания и воспроизведения, снижением уровня аналитико-синтетической деятельности мышления с тенденцией к ориентации на конкретно-ситуативные признаки явлений, а также особенностями эмоциональности, связанными с недостаточностью контроля над эмоциями, их периодическим отреагированием в виде своеобразных аффективных «разрядок», тенденцией к формированию дисфорий - периодов тоскливо-злобного настроения с постепенно, исподволь накипающим раздражением и бурными аффективными «разрядками», регулирующими «эмоциональный гомеостаз».

Концепция саморазрушающего поведения, выходящего из-под контроля самосознания, неразрывно связана с понятиями психической болезни или пограничного психического расстройства, представляющими собой специфически человеческую форму патологии, которая проявляется преимущественно нарушением отражения человеком окружающего и своего собственного внутреннего мира. Поэтому в механизмах развития отклоняющегося поведения существенную роль играет расстройство адаптации личности к окружающей среде. К признакам нарушения социальной адаптации при этом относят: снижение потребности в принадлежности к социуму, в принятии и поддержке окружающими людьми, потерю социально направленных чувств, недоверие к близкому социальному кругу и социальным нормам, неконтактность, негативное отношение к требованиям окружающих и конфликтность во взаимоотношениях с ними. Для обозначения расстройства поведения в виде мелких правонарушений и проступков, не достигающих преступления (криминала), наказуемого в судебном порядке, в настоящее время широко используется понятие «делинквентности». Если криминальное поведение квалифицируется на основе правовых норм, закрепленных в Уголовном кодексе, то делинквентное – на основании морально-этических норм, зафиксированных в общественном мнении.

По Личко, делинквентность является наиболее ярким проявлением поведения неустойчивого типа психопатий и акцентуаций характера. Она встречается также при гипертимной и истероидной психопатии и акцентуации. У эпилептоидов и шизоидов делинквентность чаще приходится видеть, когда девиация характера достигает степени психопатий. Иногда делинквентное поведение может встречаться у эмоционально лабильных подростков в условиях эмоционального отвержения и безнадзорности. Другим типам психопатий и акцентуаций характера, особенно сенситивному и психастеническому, делинквентность не свойственна.

В общем виде факторы, обуславливающие формирование расстройств поведения, могут быть подразделены на следующие:

1) болезненное усиление влечений в результате органических заболеваний головного мозга или конституционально обусловленной неполноценности, что ведет к изменениям влечений, достигающим иногда степени глубоких, несовместимых с общественными нормами извращений;

3) реакции протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей или других воспитателей;

4) неразрешимые личностные конфликты, приводящие к импульсивным действиям, направленным на попытку их разрешения.

Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения. Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени, способствуют формированию нарушений поведения. Ситуации недостаточной социально-психологической адаптированности ребенка или подростка, при затруднении усвоения социально одобряемых поведенческих стереотипов с интериоризацией асоциальных ценностей, влиянием асоциальных установок выступают в виде важной предпосылки антиобщественного поведения (Чудновский). Социальное напряжение в обществе создает условия для интенсивного возникновения психических расстройств и социально опасных форм отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомании, суициды, преступность); при этом рост случаев психических расстройств и отклоняющегося поведения, в свою очередь, усиливает социальное напряжение в популяции . При изучении патогенного влияния на психическое здоровье социальных факторов следует дифференцировать их на две группы: макросоциальные и микросоциальные. Первые непосредственно обусловлены общественным строем, социально-экономической и политической структурой общества. Вторые отражают конкретные направления общественной жизни людей в ее различных сферах (труд, отдых, быт). Психологические проблемы в семье и в рабочей микрогруппе по-прежнему остаются одной из основных причин развития нарушений психического здоровья, преломляясь через призму макросоциальных условий(Дмитриева, Положий).

Среди психологических факторов отклоняющегося поведения важную роль играет мотивация, выполняющая четыре основные функции: отражательную, побудительную, регулятивную, контролирующую. Делинквентное и криминальное поведение не столько коррелирует со слабыми знаниями морально-правовых требований правонарушителями, сколько с криминогенной деформацией их побудительных мотивов. Формирование системы побуждений личности возможного правонарушителя и их актуализация в конкретной жизненной ситуации главным образом выполняют отражательную функцию; возникновение мотива и формирование цели поведения - побудительную; выбор путей достижения цели, прогноз возможных последствий и принятие решения на совершение проступка - регулятивную; контроль и коррекция действий, анализ наступивших последствий , раскаяние или выработка защитного мотива - контролирующую (Кудрявцев). Основываясь на данных о нарушениях структуры мотивов, их опосредованного характера и иерархичности построения (Гульдан), выделил два основных механизма формирования мотивов противоправных действий у психопатических личностей: нарушение опосредования потребностей и нарушение их опредмечивания. Нарушения опосредования потребностей заключаются в несформированности либо в разрушении у этих лиц под влиянием каких-либо факторов (например, аффективного возбуждения) социально детерминированных способов реализации потребностей. Нарушается связь субъективной возможности реализации потребности с сознательно принятым намерением, целью, оценкой ситуации, прошлым опытом, прогнозом будущих событий, регулятивной функцией самооценки , социальными нормами и др. Уменьшается число звеньев в общей структуре деятельности, что ведет к непосредственной реализации возникающих побуждений. Потребности приобретают характер влечений. По этому механизму формируются аффектогенные и ситуационно-импульсивные мотивы противоправных действий. Аффектогенные мотивы характеризуются тем, что непосредственным мотивом поведения становится стремление к немедленному устранению источника психотравмирующих переживаний. Эмоциональное возбуждение, возникающее в связи с объективной или субъективной невозможностью рационального разрешения конфликта, разрушает основные виды контроля и опосредования поведения, снимает запрет на деструктивные, насильственные действия и побуждает к ним. У психопатических личностей по сравнению с психически здоровыми лицами наблюдается более низкий «порог» аффективного реагирования и распространенность условных психогений. В ситуационно-импульсивных мотивах актуальная потребность удовлетворяется «ближайшим объектом» без учета существующих норм, прошлого опыта, конкретной ситуации, возможных последствий своих действий. При этом если в «волевом» преступном действии социальные и правовые нормы преодолеваются тем или иным образом в сознании субъекта , то при импульсивном поведении они вообще не актуализируются в качестве фактора, опосредующего поведение. К мотивам, связанным с нарушением формирования предмета потребности, относятся мотивы психопатической самоактуализации, мотивы-суррогаты и суггестивные (внушенные) мотивы противоправных действий. Общим в них является формирование мотивов, отчужденных от актуальных потребностей субъекта и ведущих при их реализации к его социальной дезадаптации. Мотивы психопатической самоактуализации, при которых устойчивое мотивационное значение приобретает та или иная черта личностной дисгармонии, ведут к реализации стереотипных, ригидных «сценариев личности», осуществляемых в определенной мере независимо от внешних условий и актуальных потребностей субъекта. Формирование мотивов-суррогатов связано с объективной, а у психопатических личностей чаще с субъективной невозможностью адекватного опредмечивания потребностей. Их реализация ведет не к удовлетворению потребности, а лишь к временной разрядке напряжения, связанного с этой потребностью. Суггестивные мотивы по отношению к потребностям субъекта носят внешний, заимствованный характер, их содержание может быть прямо противоположным собственным установкам, ценностным ориентациям личности (Гульдан).

Важное значение для понимания и прогнозирования отклоняющегося поведения имеет также изучение личности неблагополучного ребенка или подростка, его социально-психологических и психологических свойств, таких как: эгоцентризм с преимущественной ориентацией на собственные субъективно-значимые ценности и цели и с недоучетом требований реальности, интересов окружающих лиц; нетерпимость в отношении психологического дискомфорта; недостаточный уровень контроля за собственными эмоциональными реакциями и поведением в целом; импульсивность, когда актуальные побуждения, минуя когнитивную переработку, непосредственно реализуются в поведении; низкий уровень эмпатии, отражающий сниженную чувствительность к страданиям других лиц, недостаточная степень интериоризации морально-этических и правовых норм, интериоризация асоциальных норм, регулирующих поведение.

Совокупность специфических свойств личности преступника может служить научно-практическим ориентиром при изучении лиц с отклоняющимся поведением , при прогнозировании и предупреждении возможных преступлений этих лиц Кудрявцев, Антонян). Изучение личности в этом случае предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике личности в целом. В ходе анализа необходимо поставить вопрос: какие элементы ситуации или она в целом и каким образом воздействовали на те или иные элементы (этапы) мотивационного процесса, на формирование мотивов, их конкуренцию, иерархию и т. д. Изучение противоправного поведения показывает, что личность как бы тяготеет к определенным ситуациям в силу того , что они для нее оказываются адекватными, т.е. отвечающими ее внутренней структуре.

Разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному, это зависит от их личностных характеристик. Человек социален по своей сути - он функционирует в социуме и руководствуется социальными мотивами. Поэтому важно понимать, что любое девиантное поведение, к примеру, девиантное поведение подростков, в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами (семейное воспитание, отклонения в психике, педагогическая запущенность).

Анормальное поведение

Поведенческие реакции человека всегда являются результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и собственной личности. Проще всего соответствие поведенческих реакций человека общим стандартам отражает такая характеристика как «ненормальное и нормальное поведение». «Нормальным» считается такое поведение, которое полностью соответствует ожиданиям социума, без явных признаков болезни психики.

«Ненормальным» (анормальным) называют поведение, которое отклоняется от социальных норм, либо имеет явные признаки психического заболевания. У ненормальных поведенческих реакций есть много форм: поведение может быть патологическим, делинквентным, нестандартным, ретристским, креативным, маргинальным, девиантным, отклоняющимся.

Методы определения нормы называются критериями. Негативные критерии рассматривают норму как полное отсутствие симптомов патологии, а позитивные - как наличие «здоровых» признаков. Поэтому девиантное поведение как отдельное понятие имеет свои особенности.

Социальная психология полагает, что асоциальное поведение - способ вести себя, не обращая внимания на нормы социума. Такая формулировка связывает девиации с процессом адаптации к обществу. Так, девиантное поведение подростков обычно сводится к одной из форм неуспешной либо неполной адаптации.

Социология использует другое определение. Признак считается нормальным, если его распространённость составляет более 50-ти процентов. «Нормальное поведенческие реакции» - это среднестатистические реакции, характерные большинству людей. Девиантное поведение является отклонением от «серединки», проявляясь лишь у некоторого количества детей, подростков, молодёжи, или людей зрелого возраста.

Медицинская классификация не относит девиантное поведение ни к медицинскому понятию, ни к формам патологии. Его структуру составляют: реакции на ситуации, акцентуации характера, психические болезни, нарушения развития. Однако далеко не каждое расстройство психики (всевозможные психопатии, психозы, неврозы) сопровождается отклоняющимися симптомами.

Педагогика и психология определили девиантное поведение как способ действий, причиняющий личности вред, усложняющий её самореализацию, развитие. Такое способ реагирования у детей имеет свои возрастные ограничения, а сам термин применяют к детям только старше 7-9 лет. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может понимать или контролировать своё поступки, реакции.

Различные теории сходятся в одном: сущность девиантности заключается в уверенном способе действий, отклоняющемся от стандартов социума, причиняющим ущерб, отмеченном социальной дезадаптацией, а также приносящим какую-либо выгоду.

Типология

Типология отклоняющегося поведения построена так, что наряду с девиантным поведением можно спокойно использовать другие термины: делинквентное, асоциальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, деструктивное, нестандартное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально неадаптированное, а также поведенческая патология.

Типы девиаций делятся на 2 крупные категории:

  1. Отклонение поведенческих реакций от психических стандартов и норм: явные либо скрытые психопатологии (среди которых астеники, эпилептоиды, шизоиды, акцентуанты).
  2. Действия, нарушающие социальные, правовые, культурные стандарты: они выражаются в виде проступков либо преступлений. В таких случаях говорят о делинквентном или криминальном (преступном) способе действий.

Помимо этих двух типов, существуют другие виды девиантного поведения:

Классификация

Одной классификации девиантного поведения на данный момент нет. К ведущим типологиям поведенческих девиаций относится правовая, медицинская, социологическая, педагогическая, психологическая классификация.

Социологическая считает любые девиации отдельными явлениями. По отношению к социуму такие отклонения бывают: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп. Социологическая классификация выделяет такие типы отклонений, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция.

Правовая: всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий — уровень общественной опасности. Девиации делятся на деликты, преступления, а также дисциплинарные проступки.

Педагогическая. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Отклоняющееся поведение у школьников имеет характер социальной или школьной дезадаптации. Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи, хулиганство, враньё. Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.

Клиническая основывается на возрастном и патологическом критериях, которые уже достигают уровня заболевания. Критерии взрослых: расстройства психики от употребления разных психоактивных веществ, синдромы психических нарушений, связанные с факторами физиологии, расстройства влечений, привычек, сексуальных предпочтений.

При сравнении всех этих классификаций напрашивается мнение, что они все превосходно дополняют друг друга. Один вид поведенческих реакций может иметь разнообразные формы: плохая привычка - отклоняющееся поведение - расстройство либо болезнь.

Признаки отклонения

Главными признаками разнообразных поведенческих отклонений являются: постоянное нарушение социальных норм, отрицательная оценка со стигматизацией.

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут меняться со временем. Как пример можно упомянуть постоянно меняющееся в обществе отношение к гомосексуалистам.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию. Такие известные социальные ярлыки, как «алкаш», «бандит», «проститутка» уже давно стали в социуме ругательными. Многим хорошо известны проблемы ресоциализации уголовников, только вышедших на волю.

Однако для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения:

  • Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует - в зависимости от его формы - деструктивно или аутодеструктивно;
  • Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций - делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным;
  • Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики мы говорим не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм);
  • Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот;
  • Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Негативные и позитивные отклонения

Социальные девиации бывают позитивными или негативными.

Позитивные помогают социальному прогрессу и развитию личности. Примеры: социальная активность по усовершенствованию социума, одарённость.

Негативные нарушают развитие либо существование социума. Примеры: девиантное поведение подростков, суицид, бродяжничество.

Девиантное поведение может выражаться в широком диапазоне социальных явлений, а критерий его позитивности или негативности имеет субъективный характер. Одна и та же девиация может оцениваться позитивно или негативно.

Причины возникновения

Известны многочисленные концепции девиантности: от биогенетических до культурно-исторических теорий. Одна из главных причин социальных девиаций – несоответствие норм социума требованиям, выдвигаемых жизнью, вторая – несоответствие самой жизни интересам конкретной личности. Помимо этого, девиантное поведение могут вызывать: наследственность, ошибки воспитания, семейные проблемы, деформация характера, личности,потребностей; психические заболевания, отклонения психического и физиологического развития, негативное влияние массовой информации, несоответствие коррекции действий индивидуальным потребностям.

Девиантность и делинквентность

Понятие девиантность приобретает всё новые нюансы, в зависимости от того, рассматривается это явление педагогикой, психиатрией или медицинской психологией. Патологические варианты девиантных действий включают в себя разные формы девиантности: суициды, преступления, разные формы наркотизации, всевозможные сексуальные девиации, в т.ч. проституция, неадекватное поведение при расстройствах психики.

Иногда асоциальное действие определяется как «нарушение принятых социальных норм», «достижение целей всяческими незаконными средствами», «любое отклонение от стандартов, принятых в социуме». Нередко в понятие «девиантное поведение» закладывается проявление любых нарушений социальной регуляции поведения, а также дефектность саморегуляции психики. Поэтому люди часто приравнивают девиантное к делинквентному поведению.

Девиантное (анормальное) — целая система поступков, или же отдельные поступки, которые никак не соответствуют моральным либо правовым нормам социума.

Делинквентное (от англ. «вина») — психологическая склонность к правонарушениям. Это криминальное поведение.

Как сильно ни отличаются виды девиантного поведения, они всегда взаимосвязаны. Совершению многих преступлений часто предшествуют какие-то аморальные действия. Вовлечённость человека в какой-либо тип девиаций повышает общую вероятность делинквентных действий. Отличие делинквентного поведения от девиантного в том, что оно меньше связано с нарушением психических норм. Само собой, делинквенты намного опаснее для социума, чем девианты.

Профилактика и терапия

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.

Различают несколько видов профилактики девиантности:

Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий:

  1. Работа в больницах и поликлиниках;
  2. Профилактика в вузах и школах;
  3. Работа с неблагополучными семьями;
  4. Организация общественных групп молодёжи;
  5. Профилактика всевозможными СМИ;
  6. Работа с беспризорными детьми на улице;
  7. Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.