Психологические типы личности по К. Юнгу

Мария Луиза Фон Франц

Число и Время

Глава 8

Архетипы и числа как "области" проявляющихся ритмических последовательностей

В современной теории чисел принято рассматривать целые числа как поля. В частности, в исследованиях распределения простых чисел, с давних времён предпринимались попытки выстроить их в виде различных матриц или областей, начиная со знаменитого "решета Эрастофена" (см. рис.), где вычеркиваются все составные числа.

Решето Эрастофена [Источник: Martin Gardner, “Mathematical Games,” Scientific American (March, 1964), p. 120, copyright © 1964 by Scientific American, Inc. All rights reserved.]

[Фотографии любезно предоставлены Научной лабораторией Лос-Аламос, Калифорнийский Университет]

Как показано выше, числа выстроены в форме спиральной решетки и рассчитаны с помощью компьютера от 1 до 10.000 и от 1 до 65.000 (точки - это простые числа). Они выстроены в следующем порядке:

Использование подобных матриц на Западе началось только со времен Эвариста Галуа, в то время как на Востоке они применялись испокон веков. В настоящее время, концепция числового поля преобладает в западной теории чисел. В геометрии так же были приняты аналогичные понятия. К примеру, сегодня пространством называется "совокупность с определяемыми смежными отношениями".

В других областях науки идея поля или структуры имеет различные нюансы. Тот же Ланселот Л. Уит определяет идею структуры как "эффективные модели взаимоотношений в любой ситуации". По отношению к частицам, например, это означает, что они "склонны к систематическому и упорядоченному расположению в пространстве". Можно добавить, что в пространстве элементарных частиц, их свойства когерентности согласуются для большей эффективности.

Данную идею, на мой взгляд, можно рассматривать в иной форме - как свойство качественной однородности. Упомянутые китайские матрицы понимаются как качественные "поля", а не как матрицы в западном смысле слова. Они предствляют собой, так сказать, всеобъемлющий архетипический порядок unus mundus и всё его мыслимое содержимое.

Такие же построения присутствуют и в древней западной теории чисел. Пифагорейцы, Платон в последние годы жизни, так же как и большинство мифологических и качественных теорий чисел на Западе - все они отмечали сходство между архетипическими образами (идеями) и числами, стремясь выстроить их в иерархическом порядке. В своих работах по синхронии, Юнг писал о подобных исторических попытках. Он упоминает Dialogus inter naturam et filium philosophiae (Беседы между природой и сыном философии) Эгидиуса де Вадиса, где автор соотносит с числами ряд религиозных и алхимических значений. Аналогичные попытки рассмотреть соответствия или идентичности архетипических образов и чисел также были предприняты Агриппой фон Неттесгеймом и предшествующими ему нумерологами. Ещё одной попыткой создания подобной модели было стремление Платона иерархически упорядочить "идеи" в форме пирамиды, высшей точкой которой являлась идея о благе. Я не буду подробно останавливаться на аналогичных идеях, которые плодились как кролики в "Театре" 17 века. В большинстве своём, они состояли из статичных структур, где числа приравнивались к "идеям" или "областям космоса", основываясь на мистических аналогиях. Переводя на язык психологии, это значит, что они стремились обозначить универсальный порядок коллективного бессознательного (как суммы архетипов).

Эти концепции четко определяли определённый порядок бытия. Более того, числа в этих концепциях просто приравнивались друг к другу, без попыток более детально обозначить сходства. Но прежде чем мы перейдем к рассмотрению данного вопроса, нужно ответить на ещё один: Каким образом мы можем разделить натуральные числа и архетипические символы, такие как солнечный диск, древо жизни и т.д.? Несмотря на то, что числа всегда считались аналогами данных образов, они содержат в себе более абстрактный компонент. Юнг определял натуральное число как архетип порядка, ставший сознательным . Это означало бы, что наша идея порядка содержит предсознательую часть или, другими словами, она основана на врожденной бессознательной предрасположенности человеческой психики. Как следствие, эта врождённая предрасположенность лежит в основе знания и рационального формулирования порядка, который мы имеем в сознании.

Как противоположность числовым и некоторым геометрическим символам, приносящим в сознание идею "строгого порядка", другие известные людям символы - это образы того "гештальта", который частично получен из опыта переживания окружающего мира. Вот лишь некоторые из них - "древо жизни", "тотемное животное", "живая вода", "подземный мир" и "огненный дух". "Строгой упорядоченности" гораздо больше в числовом символизме, чем в вышеупомянутых образах. Тем не менее, мифологические образы всегда связывались с числами. "В действительности", Юнг как-то отметил, что

лишь впоследствии возникает взаимоотношение числа к мифологическому постулированию, хотя, несомненно, сама суть числа связана с ним априори, это становится понятным только проявляясь в сознании.(Она не учитывается.) В этом смысле, число является подлинным символом не только в силу своей арифметической природы, но и по своей сути.

Связь чисел и образов наглядно представлена в религии Майя. Там отдельные боги прямо идентичны числам. Хунабку - трансцедентный верховный бог, главенствующий над всеми созданиями, зовётся "Единственный" (от хун , "один"). Великие герои зовутся "Первым охотником", "Седьмым охотником" и так далее. В то же время, эти числа считаются "временными", поскольку определённый день в календаре Майя отводится соответствующему богу. Только силы подземного мира, родоначальники хаоса и бессмысленности, лишены этой привилегии. Им принадлежат пять "безымянных" дней в конце года.

Аналогично и в древнем Вавилоне все числа от одного до шестнадцати отведены определённым божествам - существовал бог "Восьми", бог "Трёх" и т.д. Эти боги чисел таким же образом связывались со временем, когда им назначались определённые календарные даты.

Идея архетипического поля или коллективного бессознательного, на которую обратил внимание Вильям Джеймс, зиждется на том факте, что архетипы существуют в условиях взаимной контаминации - они пересекаются по смыслу.

Мы можем проиллюстрировать этот феномен на примере архетипа "Великой Матери". Этот образ играет существенную роль в мифологии и религии почти всех наций и культур. Он находит своё отражение в Средиземноморье, в таких фигурах как Хатор, Нут, Исида, Кибела, Астарта и Анат. В христианстве мы видим Деву Марию, в Индии - Шакти, в Северной Америке - так называемую Женщину-паук, а в среде эскимосов - Седна, хозяйка морских животных, и это лишь некоторые примеры.

Ещё одно выражение данного образа принимает форму "пожирающей матери" (B). Она персонифицирована, помимо прочих, в образе полинезийской Хине-нуи-те-по, Бабы Яги из русских сказок, индийской Кали Дурги и немецкой Хель.

Очередная форма проявления Великой Матери предстаёт в форме материнского древа (C). Эта форма - сущность мифического древа, листья которого служат местом обитания душ нерождённых детей, а также суть всех мифов о рождении из дерева. Пример - дерево в могиле Сети I, от груди которого и был вскормлен фараон.

В свою очередь, дерево тесно связано с символом солнца (L). И в самом деле, согласно многим мифам, солнце было рождено из древа или предстаёт как фрукт с дерева света (D).

Как образ гроба, дерево также связано со смертью (E). В разных частях света люди хоронились в деревьях. А сама по себе смерть (F) подобным образом персонифицирована матерью, темной женской фигурой (mors , жен.!).

Образ дракона (G), наделенного связью со смертью - ещё одна форма проявления пожирающей матери. В подтверждение этому имеется ряд средневековых представлений о Лимбо, где царство мертвых располагается в утробе дракона.

Смерть явно контрастирует с древом жизни (H), которое играет существенную роль в большинстве религий. Этот же мотив в роли "фамильного древа" приобретает отцовское значение и соотносится с символом фаллоса (K). В свою очередь, отцовский мотив связан с символом солнца и другими, а фаллический элемент отсылает нас обратно к "Великой Матери", которая часто характеризуется гигантским носом, метлой или какими-либо ещё фаллическими атрибутами.

Проявления и смыслы архетипических образов могут взаимодействовать как угодного. Но вышеприведённых примеров достаточно, чтобы продемонстрировать сеть переплетающихся символических образов куда, при ближайшем рассмотрении, встраиваются архетипы. Другими словами, они находятся в области внутренних качественных нюансов. Эта область может быть обозначена как многообразие содержимого психики, где соотношения разделяются по значению.

Как и некоторые структуры материального мира, группы объектов архетипического измерения, становясь неполноценными, спонтанно принимают новые формы. Наличие данных структур способствует формированию сходных или взаимодополняющих представлений. Также легко демонстрируется тот факт, что комплексные структуры отображают тенденцию к избирательному взаимовлиянию.

"Ядра" архетипического поля (в нашем случае, произвольно выбранный архетип Великой Матери) - самый неуловимый элемент. Тем не менее, их наличие можно рассматривать как объекты, на которые опираются все остальные образы. Внимательно изучая нашу иллюстрацию, мы также можем поместить архетип "солнца" в центр наблюдаемой области и пересмотреть с этой точки зрения паутину амплификаций. Таким образом, каждый архетип образует потенциальный центр поля репрезентативного содержания строго определяемый относительно условий, область пересечения с другими архетипами. Данная структура характера и для натуральных чисел, взятых в своём качественном аспекте. В результате исследования данного феномена, китайцы объединили числа в матрицы, представленные как ритмически организованные "совокупности", темпорально-обусловленные образы свойств космосического целого. В этом смысле, модель Ло-шу может рассматриваться как качественная область единицы, пяти и десяти. Другими словами, она отображает эволюцию изначальной единицы в Дао (10+1=11).

Вероятно, знаменитая пифагорейская лямбдома (система музыкальных интервалов) также изначально являлась расположением областей в форме круга (мандалы). Гертруда Дегенринг недавно вновь переоткрыла это через видение (!), где она была показана круговом узоре, который является важнейшей упорядоченной структурой. Профессор Рудольф Хесс обнаружил и доказал, что это было круговое расположение пифагорейской лямбдомы, которая идентична необъяснимому рисунку Пифагора на мозайке, датируемой вторым веком нашей эры.

Пифагорейская лямбдома [Источник: Drawing by Gertrude Degenring for Rudolf Haase, “Eine unbekannte pythagoraische Tafel,” Antaios , XII, no. 4 (1970), 358, reproduced by permission of Ernst Klett Verlag and Professor Rudolf Haase.]

В. Хартнер (который, помимо прочего, выдвинул теорию подсознательного математического инстинкта в человеке) обратил внимание на любопытную деталь. В культурах неолита и бронзового века присутствуют две разновидности математически стилизованного орнамента. В одном случае, орнамент характеризуется повторяющимся расположением одинаковых элементов и может подвергаться математическому анализу. В другом - орнамент подчиняется более "высокой" последовательности и состоит из элментов, чередование которых можно сравнить с искривленными полями дифференциальных уравнений (см. иллюстрацию ниже).

[Источник: W. Hartner, "Zahlen and Zahlensysteme bei Primitiv- und Hochkulturvölkern," Paideuma , nos. 6-7 (1940-44), 270.]

Здесь арифметический узор первой разновидности противопоставлен более плавному узору второй. Данный феномен указывает на математический образ мышления, а орнамент второго типа - на математическое чувство . Эти поля, образованные колебательными движениями кривых и "возбужденных точек" (глазоподобные элементы на нашей диаграмме), иллюстрируют идею однородности и числовых полей так, как я пытаюсь её передать. Упоминание Хартнера о том, что этот математический феномен в большей степени связан с функцией чувства (кривые производят музыкальный эффект), поражает меня своей значительностью. Вопсприятие числового "поля" в большей степени происходит через функцию чувства. Позже я рассмотрю этот вопрос более подробно.

Перед нами встаёт вопрос - являются ли все ядра (см. иллюстрацию) одинаковыми по своему значению или подчиняются более высокому порядку, который стоит над ними всеми, то есть над архетипами? В течении своей жизни Юнг пытался продемонстрировать вероятность существования этого высшего принципа, который он называл Самостью. Самость проявляется в форме мандалы - сферического или кругового образа. Структура мандалы обычно разделяется на четыре части и всегда имеет прямое отношение ко времени. По словам Юнга, "Своей центральной точкой, мандала символизирует предельное единство всех архетипов так же, как и всё многообразие мира феноменов. Следовательно, она эмпирически эквивалентная метафизической идее unus mundus ."

Возвращаясь к нашей иллюстрации, я также должна упомянуть, что отдельные части конфигурации архетипа не проявляются [произвольно] во времени, но подчинены закономерной последовательности . Сравнительная мифология имеет дело не только с типичными образами, но и с типичными элементами повествования. Соответственно, отдельные мотивы имеют тенденцию образовывать повторяющиеся временные фазы. Человеческий разум, возможно, предполагал это ещё на ранних стадиях: немецкое слово erzahlen , "рассказывать", содержит идею счёта (zahlen ), так же как и французкое raconter относится к compter и английское "recount" к "count". В Китае, слово "подсчитывать" состоит из элементов suan , "считать или подсчитывать", начала, chi , того, что произойдет, lai .

Подобные психологические явления заставили исследователя А. Зеиденберга предположить, что акт подсчёта возник из обрядов, основанных на мифах о творении. По его словам, "Индексирование - это обряд "подсчёта" мифа". И он допускает, что, возможно, подсчёт начался с внимания, которое уделяемого длительным процессиям.. Я не совсем согласна с данным выводом, хотя он и кажется правдоподобным, всё же процессии состоят из раскрытия или "развёртывания" арехтипических символов во времени. Тем не менее, мне кажется, что темпоральные отношения между числом и архетипическим символом должны иметь более глубокие корни, а не только распределение фигур в процессии.

Интерпретируя мифологические сюжеты, уместно будет подсчитать количество действующих лиц. Давайте возьмём для примера русскую сказку "Царь-девица". Царь для трёх своих сыновей устроил соревнование, где они должны были "срывать его цветы и искать его следы". Один за другим они отправляются в приключение и выходят к перекрёстку, где стоит знак, гласящий: "Направо пойдешь - еды найдешь, но коня голодным оставишь. Налево пойдешь - коня накормишь, но сам изголодаешься. А прямо пойдешь - смерть свою встретишь." Два старших брата поехали налево и направо и потерялись, а младший Иван-дурак поехал прямо к смерти. Там он встретил три Бабы-Яги, которые помогли ему получить "Марью-красу с золотыми волосами" в "царстве под солнцем". Она родила ему близнецов. Два его брата вернулись к царю, а Иван остался в "царстве под солнцем" и правил там до конца своей жизни.

В начале ситуация представляет из себя кватерион из четырёх мужских фигур: царя и трёх сыновей. Затем, следующий кватерион из женских фигур: три ведьмы и Марья-краса. В конце истории образуется "обновлённый" кватерион из трёх мужчин и одной женщины. Следовательно, последовательность архетипических образов проявляет взаимодействие чисел , что можно проиллюстрировать следующим образом:

Результат группировки

Аналогичным образом большинство мифологических сюжетов могут быть описаны через [временно-числовые последовательности]. (Насколько я знаю, триады и кватерионы играют основную роль в этих интерпретациях.) В основе данного феномена, на мой взгляд, заложен изоморфизм между архетипами и числами, как качественными конфигурациями. Лейбниц в своей ранней работе О принципе индивидуации (1663) описывал именно это наблюдение, говоря о том, что сущность вещей "поступает" как число. Глагол "поступать" здесь указывает на динамический асект "сущности" (так Лейбниц называл архетипы) проявляя её темпоральные свойства. В современной психологии глубин мы можем продемонстрировать вероятность проявления архетипов в бессознательном в форме последовательностей символических образов. Вероятно, как однажды заметил Паули, этим можно объяснить феномен предвидения: бессознательное внутри нас знает каким образом могут развиваться события, при наличии определённых конфигураций.

Есть вероятность, что изучение лингвистических структур может пролить свет на распределение архетипических конструкций во времени. Г.Б. Мильн уже положил этому начало, показав, что пословицы и традиционные выражения различных наций и рас имеют четырёчастную структуру.

По утверждению Питера Хофстаттера, наука о человеке, его чувствах и особенностях не имеет ничего общего с универсальной химической классификацией. Если б и было возможно создать такую систему, она открыла бы доступ к конкретным преобразующим уравнениям. Я считаю, что та область чисел и архетипов, которую я пытаюсь описать в этой работе, относится к данной системе. Основная трудность заключается в том, что эта система лежит в основе той деятельности, которую человек предпринимает для более осознанного понимания. И, как результат, она представляет собой и объективную, и субъективную реальность. Всякий процесс постижения, вместе с его сознательными и подсознательными интенциями, движется через скрытые структуры данной области. В то же время, этот процесс содержит в себе эти структуры и отражает их.

Скорее всего, именно по этой причине число имеет отношение к поведению архетипических проявлений . Архетипы проявляют себя в "упорядоченной последовательности", где числа образуют что-то вроде примитивных выражений. Вероятно, психическая энергия является тем элементом, что соединяет последовательность архетипических образов и ряд натуральных чисел. В следующей главе мы изучим данный феномен более подробно.

В этой статье я опишу тебе 8 основных Архетипов, используемых в современной психологии. Их конечно же много больше, но это основные. Названия архетипов могут менять, но суть их остается та же.

Вкратце напомню что такое архетип и в чем его суть.

* Архетип — суть, форма и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение.

Архетипы обеспечивают основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания. Проще говоря — всеобщие, безусловные, психические и поведенческие программы.

Если он не получает нужного и должного внимания, то это отражается на том, как ты себя чувствуешь, каково твое настроение, на твои эмоции в текущем моменте. Очень часто не понимая этого ты можешь принимать мысли того или иного Божества из глубин своего подсознания, которые ты ловишь из коллективного бессознательного нашей планеты за свои собственные мысли!

Итак, вот они 8 архетипов. Здесь они приведены для мужчин. Женщины — просто представьте себе женщину, которая стоит рядом с каждым из мужских Архетипов , и вы сразу поймете в чем суть женской стороны каждого из архетипов.


Архетип Шут: связан с творческим началом. Любит играть с Реальностью. Нестабильность действий, гибкость в поведении, непредсказуемость в поступках и решениях. Любит привлекать внимание и быть в центре.


Архетип Слуга: исполнительность и точность — это его девиз. Нуждается в инструкциях и точных указаниях. Необходим контроль, чтобы все было исполнено вовремя и правильно.


Архетип Крестьянин: все про стабильность и дисциплинированность. Готов много работать для достижения своей цели. Прижимист, шаг за шагом улучшает свое материальное положение.


Архетип Воин: все время в борьбе с собой и окружающим миром. Отвоевывает свое место под солнцем. Напористость и активность в действиях. Воин все время ищет возможности вступить в бой и победить.

Архетип Купец: постоянно ищет выгоду. Для этого ищет пути для возможностей и сотрудничает со своим окружением, избегая конфликтов. Настроен на то, чтобы договариваться с людьми и заводить как можно больше социальных связей.


Архетип Король: все про ответственность и готовность брать ее на себя. Организует контроль над деятельностью и координирует работу других людей. Нацелен на общее благо.


Архетип Учитель: все про знания, их поиск и передачу. Умеет и любит учиться и передавать знания и опыт людям, помогает ученикам найти верный путь. Умеет найти подход к ученику, чтобы донести ему знание.


Архетип Монах: стремится к познанию и уединению. Ему свойственны духовные практики, подкрепленные аскетичностью. Видит и чувствует незримое, владеет мощной интуицией.

В китайской метафизике на два Архетипа больше — есть еще Ремесленник и Славный Малый.


Архетип Ремесленник : это все про созидательное творчество. Ремесленник любит учиться и сразу применять свои знания на практике, создавая что-то своими руками. Смекалистый и трудолюбивый.


Архетип Славный Малый : это про поддержание хорошего настроения в компании. Он не очень любит работать, но очень любит поболтать и потусить. С ним просто отлично провести время — он и посмешит и поддержит. Но сильно расчитывать на него не стоит.

Если вы знакомы с искусством Бацзы, то можете узнать в каждом из архетипов определенный Ментальные тип или Божество. Можете даже написать в комментариях — какие божества вы узнали.

Почему занимаясь Китайской Метафизикой, я обратил свое внимание на тему Архетипов?
Множество моих знакомых психологов очень удивились, когда узнали о моем интересе.

Суть в том, что искусство Бацзы в отличие от психологии может сразу:
типировать доминирующие Архетипы , внутренние, спящие Архетипы и отсутствующие Архетипы по вашей карте,
-определять какие Архетипы конфликтуют в вашей карте Бацзы (а значит и в жизни) и давать сразу рецепты, как снять напряжение ,
-увидеть, какие Архетипы “пришли” к вам на рост и развитие в текущем времени , чтобы направить на них силы и ресурсы,
-понять какие архетипы вы используете как ведущие в отношениях, работе, воспитании детей, общении в социуме и дать рекомендации по коррекции существующих проблем в той или иной сфере,
-дать рекомендации по общей гармонизации Архетипов в карте для достижения внутреннего состояния счастья и удовлетворенности жизнью.

Вам интересно?

Хотели бы вы узнать свои ведущие архетипы и их особенности?
О том как их развивать и выводить себя на качественно новый уровень жизни?
Понять и убрать внутренние напряжения или внешние конфликты в жизни?
Быть может вам интересно с точки зрения помощи и консультации другим людям понять и узнать, как работать с архетипами через искусство Бацзы?

Пишите в комментариях ниже, если будет много интереса и желающих я могу провести вебинаров по этой теме. Могу даже пригласить специалистов, которые трудятся в теме архетипов, чтобы рассказать вам о классических архетипах Юнга и о том, как использовать эти знания, чтобы стать богаче, успешнее, счастливее в отношениях и в жизни в целом.

Попробуйте сразу же определить свой доминирующий Архетип и 2 дополнительных, которые вы чаще всего используете в жизни и в работе. В чем вы чувствует их плюсы и минусы? Пишите в комментариях ваши наблюдения.

С целью определения закономерностей в процессе принятия решения о покупке Geometry Global с 2011 года проводит специальное исследование Connected Shopper. Как показывают его данные, для многих категорий товаров путь к покупке проходит через цифровые медиа, независимо от того, где совершается сама покупка, в онлайне или офлайне. Покупатели в большей или меньшей степени используют поиск информации, сравнение цен, сравнение альтернативных товаров, поиск магазина или акции, рекомендации и мнения экспертов. Данные исследования помогли выделить и сформулировать основные модели поведения покупателей - так называемые архетипы.

В данной статье мы предлагаем рассмотреть основные архетипы покупателей в России и наиболее типичный путь к покупке для каждого из них. В таблице показаны 8 архетипов, доля каждого архетипа среди всех онлайн-покупателей, а также доля офлайн- покупок. Как видно из таблицы, только у трех архетипов («традиционные покупатели», «офлайн-покупатели», «искатели лучшей цены») доля офлайн-покупок составляет более 50% всех совершаемых покупок. Остальные архетипы большую часть покупок совершают в онлайне.

Также надо отметить тот факт, что один и тот же человек может вести себя по-разному в разных категориях товаров, и соответственно будет относиться к разным архетипам в зависимости от категории, в которой совершает покупку. В этой связи можно выделить зависимость между архетипами покупателей и категориями товаров.

Архетип 1 . «Традиционные покупатели» - люди, которые пользуются интернетом для различных целей, однако в процессе совершения покупки им очень важны атрибуты физического мира: возможность потрогать и попробовать товар, возможность вживую сравнить разные товары, наличие консультанта в магазине и прочее. По этой причине в большинстве категорий они предпочитают делать покупки в обычных офлайн-магазинах. Для того чтобы повлиять на процесс покупки данного архетипа, имеет смысл предлагать консультацию, совет, а также - физический контакт с продуктом. Основные категории, в которых поведение покупателей соответствует данному архетипу - косметика и гигиена, еда и безалкогольные напитки, здоровье и фармацевтические товары, товары для спорта, канцтовары.

Путь к принятию решения о покупке «традиционного покупателя» достаточно простой и включает небольшое число шагов. Такой покупатель в большинстве случаев сразу идет в магазин, там выбирает товар, пробует при наличии такой возможности либо получает дополнительную информацию от продавца-консультанта, совершает покупку.

Архетип 2 . «Офлайн-покупатели» считают, что лучше совершать покупку в офлайн-магазине, однако в процессе поиска товара и принятия решения о покупке они активно используют интернет. По сравнению с предыдущим архетипом такие покупатели более глубоко вовлечены в процесс покупки и их путь включает большее количество шагов. К примеру, до похода в магазин данный архетип покупателей ищет и изучает доступную информацию о товаре в различных источниках, включая сайты производителей, читает отзывы покупателей на блогах и форумах, советуется с друзьями и коллегами.

Такие покупатели активно ищут информацию для принятия правильного решения, поэтому бренды могут им помогать сделать правильный выбор как посредством предоставления нужной информации в интернете, так и посредством материалов, размещаемых в точках продаж. Типичные категории для данного типа поведения - книги и журналы, одежда и обувь, билеты.

Архетип 3 . «Искатели лучшей цены» - покупатели, которые точно знают, что им нужно, и ищут лучшее ценовое предложение в онлайне либо офлайне. В отличие от предыдущего архетипа, процесс поиска направлен не на выбор товара, а на выбор самой низкой цены и наиболее выгодного места покупки. Путь к покупке обычно включает поиск акций и специальных предложений, купонов со скидкой.

Несмотря на то что такие покупатели в принципе уже сделали выбор и хотят найти лучшую цену на конкретный товар, можно предложить им более выгодные условия и тем самым стимулировать покупку альтернативного продукта. Наиболее характерные категории для такого поведения - косметика и гигиена, недвижимость, товары для спорта, алкогольная продукция.

Архетип 4 . «Новички» только начинают пробовать онлайн-шопинг. Обычно первые онлайн-покупки совершаются в базовых категориях с небольшим риском, возможностью оплаты наличными и возврата - книги, одежда и обувь, билеты, отдых и путешествия. Для данного типа поведения характерно принимать во внимание советы друзей и знакомых. Путь к принятию решения о покупке достаточно простой и включает всего несколько шагов: совет друга или коллеги, онлайн-поиск информации о товаре, покупка.

Архетип 5 . «Онлайн-исследователи» - это покупатели, которые ищут товар с высокой степенью риска в случае неправильного выбора. Они осуществляют поиск конкретной модели и сравнение онлайн, а затем совершают покупку в офлайн-магазине. Наиболее характерные категории для такого поведения: автомобили и запчасти, товары для дома, финансовые продукты, недвижимость, товары для спорта, мобильные телефоны, товары для ухода за младенцами, мебель и декор для дома.

Процесс принятия решения о покупке в данном случае длительный и включает много шагов. Для того чтобы повлиять на такого покупателя, нужно предоставить ему убедительную информацию о преимуществах бренда и товара в различных точках контакта, не только через брендированные сообщения, но также через агентов влияния в блогах и на форумах.

Архетип 6. «Лучшее из обоих миров» - это продвинутые пользователи интернета и опытные онлайн-покупатели. Они осуществляют поиск товаров в онлайне и в офлайне и совершают покупку там, где им это более удобно. Наиболее характерные категории -товары категории люкс, портативная техника. У данного архетипа больше интереса к современным технологическим решениям, таким как видеообзоры в YouTube или на подкаст-платформах. У данного архетипа наиболее сложный путь к принятию решения о покупке, пример пути приведен на схеме.

Архетип 7 . «Искатели акций» в сети ищут именно специальные предложения, акции, купоны и другие выгодные предложения. Не во всех случаях им нужен какой-то конкретный товар или услуга. Мотивом для покупки является именно выгодное ценовое предложение. Наиболее характерные категории для такого поведения: компьютерные комплектующие, программы, видеоигры, электронные книги, игрушки, подарки, техника для дома, товары категории люкс, фильмы, портативная техника, путешествия и отдых. К примеру, если речь идет о поиске наиболее выгодного варианта летнего отпуска, покупатель может рассматривать несколько стран и курортов и сделать выбор в зависимости от наличия самого выгодного горячего предложения.

Архетип 8 . «Онлайн-покупатели» отдают предпочтение онлайн-шопингу в большинстве случаев, когда существует такая возможность. Почти 60% всех покупок такие покупатели совершают в онлайне. Простота и удобство покупки в интернете определяют предпочтения данного архетипа относительно места покупки. Наиболее характерные категории для этого типа поведения: книги и журналы, одежда и обувь, модные товары, музыка и аудиокниги, билеты. Путь к принятию решения о покупке включает поиск информации онлайн, выбор товара в онлайне и, соответственно, покупку в онлайн-магазине.

Как мы видим, в процессе покупки товаров и услуг современные покупатели демонстрируют различные модели поведения. На процесс принятия решения о покупке влияет ряд факторов, в том числе продуктовая категория, отношение покупателя к онлайн- и офлайн-каналам, личный опыт покупок в интернете. При всем многообразии возможных моделей поведения выделяются определенные закономерности, на основании которых можно строить стратегию продвижения бренда таким образом, чтобы наиболее эффективно оказывать влияние на человека на его пути к принятию решения о покупке.

Принимая во внимание сложность пути к покупке, рекомендуется разрабатывать комплексные решения, выходящие за рамки торговых точек и охватывающие наиболее важные шаги в процессе принятия решения. Предлагаемый подход в настоящее время не используется в российской практике, поэтому для компаний представляется возможность оптимизировать коммуникационные решения и добиться преимущества по сравнению с конкурентами.

Текст: Ольга Беляева, директор по стратегическому планированию Geometry Global


Вначале разберем, что такое архетип. Архетипы – это некие образы, с присущими им отличительными чертами. Для удобства восприятия их часто связывают с достаточно известными персонажами мифов или героев художественных произведений. Так или иначе в нас слышны отголоски самых разных архетипов, которые могут с собой взаимодействовать и дополнять друг друга и лишь, когда какой-то из них явно превалирует над другим, это могут замечать окружающие невооруженным глазом. Так например женщина с ярко-выраженным архетипом матери будет стараться всячески проявлять свою заботу, ей важно реализовать себя именно с материнской точки зрения, если есть свой ребенок – хорошо, значит на них она будет выплескивать своё тепло. Если пока детей нет, такая женщина будет проявлять беспокойства об остальных людях из своего окружения. Например, в отношениях с мужчиной, она не особо требовательна, куда важней ей отдавать себя. Ей не так важна чувственная сторона отношений, сколь необходимо чувствовать свою нужность. Женщина с архетипом ребенка, напротив, ищет в окружающих поддержки, от мужа ждет опеки, ей не просто принимать решения самой, она восприимчива и ранима. Думаю, общий принцип понятен, а теперь кратко опишу архетипы Богинь, приведенные в этом раскладе.

Артемида.

Для такой женщины важно ощущение собственной свободы, она трепетно относится к собственной независимости, является прообразом современных женщин-феминисток. Она принципиальна и целеустремленна, может быть упряма. Не боится трудностей, развит соревновательный дух.

Афина

В действиях руководствуется здравым смыслом, реалистов, не терпит сантиментов. Обладает аналитическим складом ума, не терпит спонтанности, планирует свою жизнь.

Геста

Серьезна, спокойна, внимательна к мелочам. Интроверт, не любит больших и шумных компаний. Любит уют и порядок. Неспешна, сосредоточенна на внутренних переживаниях.

Гера

Реализация через мужа. Такой женщине особенно дискомфортно пребывать в одиночестве. Она сосредоточенна на внешних проявлениях жизни, стремится к благополучию и признанию.

Деметра

Это как раз архетип матери о котором говорилось в начале. Реализует себя в заботе и помощи другим, опекает тех, кто, как она считает, в этом нуждается. Миролюбива и преданна.

Персефона

Один из самых сложных образов, прежде всего для носительницы архетипа. Женщина-девочка, которой сложно самостоятельно принимать решения, важно чувствовать надежного человека рядом, который бы сумел направить. Может быть излишне доверчива и уязвима.

Афродита

Привлекательная, кокетливая, задорная женщина, она легка, изменчива, способна подстраиваться под обстоятельства. Одинаково легко находит общий язык и с мужчинами и с женщинами.

Триодита

Притягивает тайное, непознанное, во всем ищет скрытый смысл. Сильно развиты инстинкты, доверяет своей интуиции. Часто увлекается эзотерикой))

Ну и сам расклад:

Каждая женщина является носительницей, как правило, нескольких архетипов, каких-то в большей, каких-то в меньшей степени. Этот расклад призван помочь оценить свои сильные стороны, а так же те, что ещё стоит развивать.

1. Артемида. Сила духа, независимость, целеустремленность
2. Афина. Интеллект, логика, здравомыслие
3. Гестия. Самодостаточность, целостность, духовность
4. Гера. Значимость партнерских отношений, противоречивость, ревность
5. Деметра. Забота, щедрость, самоотдача
6. Персефона. Восприимчивость, гибкость, пассивность
7. Афродита. Женственность, обаяние, чувственность
8. Триодита. Мистицизм, интуитивность, уединенность.

(с) Геката

Копирование материала возможно только с указанием автора - Геката и ссылки на сайт сайт

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.