Психологические особенности здорового образа жизни. Каких правил нужно придерживаться, чтобы быть здоровым? Умеренные физические нагрузки, занятия спортом и другие виды активности также улучшают психическое здоровье

Содержание:

Большинство из нас думают о своем здоровье в физических терминах. Мы или болеем, или здоровы, а о своем состоянии в данный момент мы узнаем благодаря сигналам, которые посылает нам наше тело. Однако, как свидетельствуют приведенные ниже примеры, здоровье оказывается в такой же степени психологической, как и физической проблемой.

  1. Бобу, 22-летнему члену теннисной команды, посоветовали бросить курить, потому что это подрывает его силы во время матчей. Он хочет бросить, но до сих пор не смог этого сделать.
  2. На прошлой неделе Лиза разорвала отношения со своим парнем, а на следующей неделе ей предстоит сдавать важный экзамен за семестровый курс по химии. В результате она свалилась с гриппом.
  3. Недавно Элен обратилась к врачу с жалобой на головные боли. Доктор равнодушно отнесся к проблеме Элен и, по-видимому, не принял ее слова всерьез. Она решила не следовать советам своего врача, а записаться вместо этого на курс тренинга релаксации: возможно, ей это поможет.
  4. Марк, которому сейчас 19 лет, страдает диабетом с 12-летнего возраста. Хотя он знает о том, что должен два раза в день делать себе инъекции инсулина, иногда он «забывает» об этом; за последние 6 месяцев это уже четырежды оборачивалось вызовом «скорой помощи» и препровождением в больницу.

Психология здоровья.

Осознание того, что здоровье в такой же мере психологическая проблема, как и физическая, послужило толчком к развитию новой области психологии - психологии здоровья.

Психологические исследования здоровья касаются четырех главных областей:

    1. улучшение и поддержание здоровья;
    2. профилактика и лечение заболеваний;
    3. выявление причин и коррелятов здоровья и болезни и других дисфункций;
    4. улучшение системы здравоохранения и формирование политики по охране здоровья.

Важнейший урок психологии здоровья заключается в том, что здоровье не является уделом одной лишь области физического благополучия, но оказывается также биопсихосоциальным состоянием. В соответствии с этой биопсихосоциальной моделью, состояние здоровья человека обусловлено взаимодействием целого ряда факторов: биологических факторов, таких как генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям или воздействие на организм вируса гриппа; психологических факторов, таких как переживание стресса; и социальных факторов, таких как объем социальной поддержки, которую получает человек от своих друзей и семьи. Как только мы признаем, что в поддержании здоровья и в заболевании участвуют, помимо биологических, также психологические и социальные факторы, становится очевидным, что хорошее здоровье обретается, скорее, в ходе сознательных усилий по ведению здорового образа жизни, а не дается нам свыше.

Здоровый образ жзни

Серьезную угрозу здоровью представляли в прошлом такие инфекционные заболевания, как грипп, пневмония и туберкулез. Сегодня медицина победила эти болезни, взяла их под контроль. Основными проблемами для здоровья жителей развитых стран в наши дни являются такие «прогнозируемые» заболевания, как сердечные болезни, рак и диабет. Эти заболевания называются прогнозируемыми, потому что они, по крайней мере отчасти, являются следствием влияющего на здоровье поведения, которое люди могут контролировать. В частности, количество ежегодных смертей от рака могло бы снизиться на 25-30%, если бы люди отказались от курения, Количество смертей в результате сердечных заболеваний могло бы существенно уменьшиться, если бы люди отказались от употребления в пищу продуктов с высоким содержанием холестерина, а также от курения и научились бы более эффективно противостоять стрессу. Количество смертей в результате дорожных аварий могло бы снизиться на 50%, если бы меньше пьяных водителей садились за руль.

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни (health behaviors) выражается в действиях, которые предпринимают люди с целью сохранить или улучшить свое здоровье. К ним относится употребление полезных для здоровья продуктов; регулярные физические упражнения; отказ от использования таких опасных для здоровья веществ, как табак, алкоголь и наркотики; поддержание нормальной продолжительности сна; использование автомобильных ремней безопасности; использование крема от загара; использование презервативов; контролирование своего веса; и регулярное участие в программах медицинского обследования и профилактики здоровья, таких как прививки против инфекционных заболеваний и проверки на наличие таких высокораспространенных заболеваний, как рак легких и коронарная сердечная недостаточность.

Важность соблюдения элементарных принципов здорового образа жизни была проиллюстрирована в классическом исследовании Беллока и Бреслоу. Ученые выделили семь важных привычек, характеризующих здоровое поведение: спать не менее 7-8 часов, не курить, ежедневно завтракать, употреблять не более 1-2 рюмок алкогольных напитков за день, регулярно делать физическую зарядку, избегать дополнительного питания между обычными приемами пищи и не допускать превышения своего нормального веса более чем на 10%. Затем они проинтервьюировали свыше 6000 жителей округа Аламеда, штат Калифорния, с просьбой указать, каких из этих принципов они регулярно придерживаются. Респондентов также просили назвать свои заболевания, оценить уровень своей энергии и указать, как часто они болели (в частности, сколько рабочих дней они пропустили по причине болезни) за последние 6-12 месяцев. Чем большего числа принципов здорового поведения придерживались люди, тем меньшее количество различных видов болезней они называли и тем выше оценивали уровень своей энергии. В других исследованиях были получены сходные результаты; они приведены на рис. 1.


Исследование выпускников Пенсильванского университета 1939 и 1940 годов показывает, что те из них, кто следовал принципам здорового образа жизни, дольше сохраняли свое здоровье. Выпускники были разделены на группы низкого, среднего и высокого риска на основании их веса, занятий физическими упражнениями и употребления табака в годы своего обучения в колледже. Для каждого человека при достижении 67 лет подсчитывался сводный «индекс беспомощности»; основой для подсчета служит степень самостоятельности индивида при решении восьми элементарных повседневных задач: одевание и приведение в порядок своего внешнего вида, утренний подъем, питание, ходьба, принятие ванны и других гигиенических процедур, способность дотягиваться до предметов, носить сумки и выполнять свои основные обязанности. Оценка 0,01 указывает на некоторые трудности в выполнении одной из перечисленных задач. Оценка 0,10 означает некоторые трудности в выполнении каждой из восьми задач. Максимальная оценка 0,30 говорит о неспособности к выполнению всех восьми задач.

К сожалению, не многие люди следуют всем принципам здорового образа жизни. Хотя большинство из нас соблюдают одни принципы, например не курят и поддерживают нормальный вес, но в то же время мы нарушаем другие, например пренебрегаем нормальной продолжительностью ночного сна или физической зарядкой. К числу наиболее злостных нарушителей относятся студенты. Почему это происходит? Мы знаем, что наибольшие проблемы со здоровьем свойственны пожилым людям, но они вовсе не актуальны для студентов. Поэтому студенты часто относятся к болезням как к чему-то их не касающемуся. Может казаться почти невероятным, что соблюдение принципов здорового поведения в юности и молодости способно влиять на здоровье в течение многих последующих лет . Тем не менее это так.

Отношение к здоровью и здоровый образ жизни

Поскольку здоровый образ жизни играет столь важную роль в сохранении хорошего здоровья, следует понять установки, побуждающие людей следовать или пренебрегать принципами здорового поведения. Желание следовать принципам здорового образа жизни стимулируется следующими пятью убеждениями.

  1. Общие ценности, связанные со здоровьем , включающие в себя заинтересованность в здоровье и заботу о здоровье.
  2. Восприятие серьезности угрозы, которую представляют для здоровья различные заболевания.
  3. Осознание своей личной уязвимости в отношении заболеваний.
  4. Убеждение в собственной способности предпринимать необходимые действия, позволяющие снизить такую угрозу (самоэффективность).
  5. Убеждение, что эти действия окажутся эффективными в предотвращении такой угрозы (эффективность поведения).

Чтобы понять эти установки, давайте обратимся к истории одного студента, несколько лет назад слушавшего курс по психологии здоровья. Боб был единственным курящим в своей группе и поэтому испытывал определенное давление со стороны преподавателя и студентов к отказу от этой привычки. Несмотря на признание им того факта, что курение связано как с раком легких, так и с сердечными заболеваниями, он считал эти связи незначительными. Кроме того, поскольку он отличался хорошим здоровьем и занимался различными видами спорта, Боб был уверен в собственной неуязвимости для этих заболеваний. Однажды во время каникул по случаю празднования Дня благодарения, когда все члены семьи по традиции собирались вместе, Боб отправился домой и в буквальном смысле испытал потрясение от новости, что его любимый дядя, заядлый курильщик с большим стажем, заболел раком легких и что ему осталось жить не больше нескольких месяцев. Внезапно состояние собственного здоровья приобрело для Боба огромное значение, которое он раньше не осознавал. Иллюзия собственной неуязвимости для рака легких рассеялась вследствие того, что им заболел один из членов его семьи. Юноша на примере близкого человека убедился, насколько серьезными могут оказаться последствия курения. Отношение Боба к необходимости отказа от курения также радикально изменилось. Он пришел к выводу, что отказ от курения может предотвратить опасность заболевания (эффективность поведения). Кроме того, он приобрел убеждение в собственной самоэффективности, или уверенности в том, что он сможет бросить курить. После возвращения из дома Боб совершенно прекратил курить. Эти отношения схематически изображены на рис. 2.
В целом убеждения, касающиеся здоровья(health beliefs ), предопределяют такие формы здорового поведения, как сокращение/отказ от курения, физические упражнения, профилактические меры против заболевания раком кожи (например, использование крема от загара), регулярная чистка зубов зубной щеткой и нитью, контроль за состоянием своих легких путем периодического прохождения флюорографических обследований, избегание форм сексуального поведения с высоким риском заболевания СПИДом, использование презервативов и контроль над своим весом при помощи диет.


Рис. 2.

Теория разумного поведения

Еще один установочный компонент, позволяющий прогнозировать здоровое поведение, был выявлен Фишбейном и Айзеном (Fishbein, Ajzen, 1980), разработавшими модель разумного поведения. Теория разумного поведения (theory of easoned action) опирается на представление о том, что действие является прямым следствием намерения его совершить. Рассмотрим в качестве примера снижение употребления в пищу продуктов с высоким содержанием холестерина. Представьте, что ваш отец убежден, что холестерин опасен для здоровья, а его избыток в пище чреват серьезными последствиями (способствует возникновению инфаркта). Предположим, он также считает, что может изменить свой рацион, сделав его более здоровым, и верит в то, что это снизит угрозу возникновения сердечного заболевания. Тем не менее он все еще не готов приступать к решительным действиям. В этом случае знание о том, намеревается ли он изменить свое питание или нет, повысит вашу способность прогнозировать, действительно ли ваш отец предпримет определенные действия по изменению диеты. Знание о намерении индивида совершить определенные действия позволяет нам прогнозировать, будет ли он, например, контролировать свое сексуальное поведение в целях снижения риска заболевания СПИДом, использовать противозачаточные таблетки, регулярно проверять состояние своих легких в ходе флюорографических обследований, применять крем от загара и заниматься физическими упражнениями наряду с другими формами здорового поведения.

Важную роль в реализации здорового образа жизни играет также ощущение собственной самоэффективности или самоконтроля, которое позволяет прогнозировать столь различные действия, как использование студентами колледжей презервативов, физические упражнения и успешность в отказе от курения. Женщина, пытающаяся соблюдать диету, может совершенно ненамеренно свести на нет все свои усилия одной мыслью: «Мне никогда не удастся это сделать» или «Я уже не раз пробовала соблюдать диету, и это всегда заканчивалось неудачей». И наоборот, она достигнет успеха, если будет уверять себя в том, что ее питание всецело находится под контролем и что она способна при желании его изменить.

Анализ детерминант здорового поведения позволяет лучше понять, почему так мало людей следуют ему на практике. Курильщик может решить, что прекратить курить очень трудно (низкая самоэффективность). Не делающий утреннюю зарядку может считать, что одними физическими упражнениями не снизить риск конкретного заболевания (низкая эффективность поведения). Индивид, страдающий избыточным весом, может не понимать, что излишний вес действительно угрожает его здоровью (слабое восприятие угрозы). Для того чтобы какое-либо связанное со здоровьем действие смогло реализоваться на практике, все эти представления и убеждения должны пересечься в одной точке; кроме того, у каждого человека имеется также целый ряд оправданий и рациональных объяснений, почему не следует предпринимать конкретного связанного со здоровьем действия.

Помимо прочего, существуют и другие факторы, подрывающие самые благие намерения следовать здоровому образу жизни. Например, многие связанные с риском для здоровья действия подростков вовсе не планируются; они происходят в результате стечения обстоятельств: курение, употребление алкоголя, секс с отсутствием предохранения и другие рискованные действия. Другие негативно сказывающиеся на здоровье действия могут быть обусловлены плохим настроением, как это происходит с людьми, страдающими бесконтрольным потреблением пищи. Алкоголь способствует утрате самоконтроля и может увеличивать вероятность возникновения курения или секса без предохранения. Действия, направленные на сохранение здоровья, вызваны ожиданиями позитивных или негативных последствий, и эти факторы также не полностью учитываются моделями аттитюдов, касающихся здоровья. Например, люди загорают, чтобы приобрести красивый цвет кожи, и не задумываются при этом о риске подвергнуться заболеванию раком кожи или о других негативных последствиях воздействия солнечных лучей. Наконец, модели аттитюдов основаны на допущении, что люди обладают немалыми когнитивными способностями и используют их при принятии решений, касающихся своего здоровья; однако, довольно часто наши выводы или решения достигаются скорее путем использования чрезвычайно упрощенных или эвристических процессов, нежели в результате тех систематических и последовательных шагов процесса принятия решений, которые предусматриваются этими моделями. Некоторые исследователи считают, что степень идентификации себя с категорией людей, практикующих действия, направленные на сохранение (разрушение) здоровья, позволяет лучше прогнозировать конкретные действия индивида. Так, например, школьница-подросток, считающая себя похожей на курящих, пьющих и нарушающих правила вождения автомобиля подруг, будет с большей вероятностью совершать те же самые действия, нежели девушка, не ассоциирующая себя с прототипическим образом «отвязного» подростка. Иначе говоря, существует множество других социально-психологических подходов к пониманию причин поведения, наносящего ущерб здоровью; согласно этим подходам, аттитюды и намерения совершать определенные действия могут играть важную роль лишь в отношении некоторых форм здорового поведения и лишь при определенных условиях.

Такие наносящие ущерб здоровью привычки, как курение, называются в числе основных причин болезней и смертей. К сожалению, зачастую они приобретаются в самом начале жизни, до того как люди начинают осознавать, какой опасностью это может им грозить

При оценке вывода о том, что убеждения, касающиеся здоровья, являются важными детерминантами здорового образа жизни, должен также учитываться тот факт, что большая часть исследований, посвященных данной проблеме, проводилась среди представителей сравнительно обеспеченного среднего класса, получающих достойное медицинское обслуживание. Если мы обратимся к реалиям жизни бедных семей, мы обнаружим, что гораздо более важными, чем убеждения, касающиеся здоровья, детерминантами здорового образа жизни оказываются стоимость медицинской профилактики, например возможность сделать бесплатную маммограмму и доступ к медицинскому обслуживанию. Так, многие семьи с низким уровнем дохода не имеют возможности регулярно пользоваться медицинскими услугами и поэтому вынуждены либо прибегать к ним в крайних случаях, либо вовсе обходиться без них. Эти факты выглядят еще более печальными в свете того обстоятельства, люди с низким уровнем дохода отличаются, как правило, худшим здоровьем, по сравнению с более обеспеченными. По-видимому, причина кроется в том, что представители групповых меньшинств и люди с более низким уровнем дохода, уровнем образования и профессиональным статусом чаще подвергаются воздействию высокострессовых и негативных жизненных событий. Вопреки желаемому, эти социальные, классовые и этнические различия имеют тенденцию еще к большему усилению.

Изменение установок, касающихся здоровья

Изучение установок, касающихся здоровья, оказывается чрезвычайно полезным не только потому, что это помогает нам прогнозировать, кто будет практиковать ту или иную форму здорового поведения, но и выявляет условия, при которых люди могут изменять свое поведение в отношении здоровья. Исследователи считают, что этому могут способствовать убеждающие сообщения, усиливающие чувство уязвимости при одновременном усилении чувства самоэффективности и эффективности ответных действий. Каким образом можно довести до людей необходимую информацию? Одна из целей пропаганды здорового образа жизни заключается в охвате как можно большего числа людей при помощи средств массовой информации. Всем нам доводилось слышать телевизионные и радио- обращения, призывающие нас употреблять в пищу больше клетчатки, снижать содержание холестерина или отказаться от курения. Насколько эффективны такие сообщения? К сожалению, оценка результатов прилагаемых усилий говорит о весьма скромных достижениях в этой области. Сообщения средств массовой информации могут приводить к изменениям установок, касающихся здоровью, однако их влияние на реальное поведение оказывается незначительным.

Стадии изменений установок

Одна из причин, по которой кампании по изменению установок, касающихся здоровья, не всегда приводят к изменению соответствующего поведения, состоит в том, что люди не могут измениться в один момент, этот путь состоит из нескольких этапов. Различные способы воздействия дают разные результаты, в зависимости от стадии, на которой в настоящий момент находится человек, обладающий негативно влияющей на здоровье привычкой. Эти стадии с соответствующими им процессами описываются транстеоретической моделью поведенческих изменений. Разработанная изначально для работы с такого рода аддиктивными нарушениями, как курение, эта модель сегодня применяется ко многим формам здорового поведения, включая физические упражнения и регулярные маммографические обследования.

Стадия беспроблемного (pre-contemplation) существования индивида характеризуется отсутствием у него намерения как-либо изменять свое поведение. Многие на этой стадии даже не осознают наличия проблемы, хотя она может представляться вполне очевидной их родственникам, друзьям, соседям и товарищам по работе. Примером может служить пьющий человек, обычно не замечающий тех проблем, которые он создает своей семье. Поэтому не вызывает удивления, что такие индивиды являются плохими объектами для воздействия.

Стадия раздумий (contemplation) наступает, когда индивид начинает сознавать наличие проблемы и задумывается о ней, но еще не готов к каким-либо конкретным решительным шагам по ее устранению. Многие люди могут оставаться на стадии раздумий годами, например курящая женщина, которая осознает необходимость отказаться от этой привычки, но не решается это сделать. Для людей, находящихся на этой стадии, процедуры вмешательства, связанные с изменением аттитюдов, могут оказаться успешными.

На подготовительной (preparation) стадии люди формируют намерение изменить свое поведение, но могут к этому еще не приступать. В некоторых случаях это происходит отчасти потому, что подобные попытки не заканчивались успехом в прошлом. Другие индивиды начинают изменять свое целевое поведение уже на подготовительной стадии, например снижая количество выкуриваемых за день сигарет, однако, как правило, еще не принимают обязательств окончательно прекратить конкретное поведение. На стадии действий (action ) индивиды изменяют свое поведение, чтобы справиться с проблемой. Для того чтобы поведение действительно менялось, от индивидов требуется совершать временные и энергетические затраты. На стадии поддержания (maintenance) люди стараются предотвратить возможность возникновения рецидивов и укрепить достигнутые результаты. Обычно, если человек оказывается способен воздерживаться от аддиктивного поведения в течение более шести месяцев, можно считать, что он находится на стадии поддержания.

Транстеоретическая модель оказывается чрезвычайно полезной, поскольку учитывает тот факт, что конкретные способы вмешательства могут работать более эффективно на одной стадии в сравнении с другой. В частности, информирование индивидов, находящихся на беспроблемной стадии, об их проблеме может способствовать их перемещению на стадию раздумий. Для перемещения людей со стадии раздумий на подготовительную стадию можно использовать процедуру воздействия, заставляющую их оценить те мысли и чувства, которые они испытывают по отношению к себе в связи с существующей проблемой, а также то, как ее разрешение изменит их. Способы вмешательства, призванные побудить людей принять на себя обязательства в отношении того, когда и каким образом он собираются менять свое поведение, могут послужить мостом между подготовительной стадией и стадией действий. Способы вмешательства, опирающиеся на социальную поддержку и практические навыки, окажутся наиболее эффективными при работе с индивидами, перешедшими со стадии действий на стадию поддержания достигнутых успехов.


Часто, очень часто в конце рабочего дня мы бываем как выжитый лимон. Мы жалуемся на упадок сил, головную боль, ломоту в тканях и суставах, и вообще раздражительны и подавлены. И вроде бы нет причин нашим недомоганиям, хотя по большому счету, все недомогания сами же и создали. Мы нарушаем законы психологии здорового образа жизни.
-----

Современная жизнь, с её непомерными темпами жизни, с большими требованиями к профессиональным качествам, предъявляет к человеку максимум работоспособности, конкурентоспособности, и естественно здоровья. В психологии человека есть понятие: психология профессионального здоровья – это наука о психологических условиях здоровья в любой профессиональной деятельности, о методах и средствах его развития и сохранения.

Каковы же признаки здорового человека? Среди них можно выделить три основных.

Во-первых, структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.

Во-вторых, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде.

В-третьих, сохранение и развитие потенциальных физических и психологических возможностей здорового образа жизни и деятельности человека.

Многочисленные исследования доказывают, что истинные причины заболевания кроются не в особенностях физиологии, а эмоциональных условиях жизни человека. Первично болезнь возникает на фоне ежедневных негативных эмоции , которым окружен современный профессионал.

Следовательно практическая психология должна научить правилам и техники противостояния негативным эмоциональным атакам окружающих людей, сложностям психологического микроклимата в коллективе, развитию положительных черт характера, способствующих грамотному искусству общению и самосохранению своего психологического здоровья.

Конечно, причины болезней являются определенные черты характера, особенности характера.

Так люди, которые всё выполняют с тщательностью, качественно, стремятся к успеху, фанатичны в работе, обладающие ко всему этому высокой эмоциональностью, скорее всего, склонны к заболеваниям сердечно-сосудистых заболеваний, повышению артериального заболевания, нарушению сердечного ритма, приступам радикулита. Это тип людей «А».

А вот тип «В» склонны к размеренности, низкому уровню активности и работоспособности, отсутствию эмоциональности в общении, нежелании профессионального роста, отсутствие целей. низкая самооценка. Все это приводит к рутине в работе, а соответственно заболеваний обмена веществ, заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечных заболеваний.

Тип людей «С», которые уступают во всем, подвержены меланхолии, очень сильная эмоциональность, да ещё стремление подавлять её, загонять в себя, такие люди могут заболеть онкологией.

Исходя из этих обобщений, волевое развитие положительных черт характера является профилактикой заболеваний. А если вы приобрели эти болезни, то ежедневная повторение установок по выработке нужных связей в голове, а затем и жизненных правил приведет к выздоровлению.

Это очень хорошо описано в книге американского психотерапевта ЛУИЗЫ ХЕЙ «Новейшая энциклопедия здоровья и счастья». Долгое время она была моей настольной книгой. И, по моему мнению, кому сейчас довольно трудно на пути восстановления здоровья, следует именно обратится к этой замечательной книги.

Легко читается, при первом знакомстве кажется вроде бы не серьезной, но прочитала один раз, второй, и на многие вещи смотришь по другому. Но, самое главное, она восстанавливает оптимизм. Тем более, учится ни когда не поздно. У русского народа есть очень умная пословица « учитесь, пока хрящи не срослись».

В своей энциклопедии Луиза Хей ставит задачу перед читателями, что путем положительных установок нужно ежедневно создавать счастливую и здоровую жизнь . Разобраться, в чем неудовлетворенность в жизни . Само по себе неудовлетворенное состояние это уже нездоровое состояние. Уровень здоровья и общая неудовлетворенность жизнью зависит:

Наличие определенного количества социальных связей и дружеских контактов. Оказывается, положительные эмоции от общения с близкими, психологически совместимыми людьми и вообще хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации.

Замечено, что в отличие от общительных одинокие люди для борьбы со стрессом чаще прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что ухудшает их состояние;
– крепкая семья и наличие в них детей;

– интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение. Доказано, что безработица отрицательно сказывается на здоровье, так как безработные постоянно находятся в стрессовом состоянии, провоцирующем различные заболевания; и не только болезни – пристрастие к алкоголю, это тоже не здоровое состояние.

– особый склад личности, который характеризуется желанием трудиться не только для собственного материального благосостояния, но и осознавая важность и нужность своей деятельности для общества;

– наличие адекватных целей, ценностей, перспектив в профессиональной деятельности;

– оптимизм, вера в себя, в успех общения с другими людьми перспективность будущего.

Общеизвестно, что для поддержания физического здоровья необходимо выполнять комплекс физических упражнений. По утверждению академика Н.М. Амосова человек должен делать не менее 1000 движений в день, это могут быть разные упражнения. Например, общеоздоровительные, или с акцентом на поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы, или профилактике опорно-двигательной системы.

Со временем вы сами выработаете комплекс для разных задач, и это будет правильно. Важно, всё это делать постепенно, систематически. И кстати, физические упражнения будут способствовать созданию хорошего настроения, удовлетворенностью жизнью.

Точно также для развития и поддержания положительных черт характера , способствующих формированию психологии здоровья, важно овладеть психотехническими упражнениями . Вот некоторые из них:

«Добрая улыбка ». Каждый день начинайте с настроя на положительные эмоции. Представьте, что вы излучаете тепло, свет, добро. Улыбнитесь себе «внутренней улыбкой», пожелайте доброго утра «себе любимому», своим близким. При всей занятости старайтесь в течение дня встречать окружающих той же доброй, искренней, приветливой улыбкой, ведь от вас исходят только положительные эмоции, не позволяйте себе «заражаться» негативными эмоциями окружающих. Поддерживайте это состояние на протяжении всего рабочего дня, вечером проанализируйте, как вы себя чувствовали. Самочувствие резко улучшится.

. «Я рад тебя видеть ». При встрече с любым человеком, даже с тем, кого вы совсем не знаете, первая ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!» Скажите это от всего сердца или подумайте так и только после этого начинайте разговор. Если в ходе беседы вы почувствуете раздражение или гнев, то каждые 2–3 минуты произносите мысленно или вслух: «Я рад тебя видеть!».

«Приятный разговор ». Если вопрос, который вызывает у вас неприятные эмоции, не слишком принципиален, стремитесь общение с человеком сделать максимально приятным. Прав ваш собеседник или неправ (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь. Чтобы этому человеку с вами было хорошо, спокойно и у него появилось желание еще раз встретиться и пообщаться с вами.

«Созерцатель ». Научитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, созерцательно, то есть, прежде чем реагировать на слова или поступки окружающих людей, спросите себя: «А как бы поступил на моем месте спокойный, опытный, мудрый человек? Что бы он сказал или сделал?» Итак, настройте себя на философское восприятие действительности, в течение нескольких минут созерцательно размышляйте о проблеме и лишь, затем принимайте решения и действуйте.
Эти психотехнические упражнения необходимо выполнять систематически, желательно ежедневно, и тогда положительный результат не заставит себя ждать, а вы обретете позитивное настроение и откроете новые возможности для сотрудничества с людьми.

Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Охрана собственного здоровья это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, - сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровье - самое ценное, что мы имеем. Его нельзя купить ни за какие деньги. Здоровье нужно закалять и сохранять. Формирование здорового образа жизни зависит только от нас самих, наших предпочтений, убеждений и мировоззрений.

В наше время, научно-технической и промышленной революции за человека почти все делают машины, лишая его двигательной активности. Основная доля физических нагрузок приходится на спорт и физическую культуру. На которые у нас как всегда нет возможности, времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и ожирение и остальные недуги.

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  1. распорядок дня
  2. рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание
  3. дыхание
  4. режим сна
  5. искоренение вредных привычек,
  6. оптимальный двигательный режим,
  7. плодотворный труд,
  8. личную гигиену,
  9. массаж
  10. закаливание и т.д,

Рассмотрим некоторые из них.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко-тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы, интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и наклонностями человека.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание . Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон: равновесие получаемой, к расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Наиболее полезен для детей и подростков школьного возраста четырехразовый режим питания:

  • I завтрак - 25% суточного рациона
  • II завтрак - 15% суточного рациона
  • обед - 40% суточного рациона
  • ужин - 20% суточного рациона

Самым сытным должен быть обед. Ужинать полезно не позднее, чем за 1,5 ч до сна. Есть рекомендуется всегда в одни и те же часы. Это вырабатывает у человека условный рефлекс, в определенное время у него появляется аппетит. А съеденная с аппетитом пища лучше усваивается. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья,

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон . Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2, 5ч, до сна. Это важно для полноценного переваривания пиши. Спать следует в хорошо проветренном помещении. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение, нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию. Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

Гимнастика

В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Гимнастика имеет много разновидностей, и знакомство с ними мы начнем с зарядки."Лучшего средства от хвори нет, делай зарядку до старости лет", - гласит древняя индийская пословица. А зарядкой принято называть 10-15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию. Во время сна центральна нервная система человека находится в состоянии своеобразное: отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. Выполнение физических упражнений вызывает потоки нервных импульсов от работающих мышц и суставов и приводит центральную нервную систему в активное, деятельное состояние. Соответственно активизируется и работа внутренних органов, обеспечивая человеку высокую работоспособность, давая ему ощутимый прилив бодрости.Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

Стресс может оказывать как мобилизующее, так и негативное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса. Одними и, наверное, наиболее, значимыми их них являются физическая культура и спорт.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Физическая культура - составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного, труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, без нее многие органы человеческого тела работают на сниженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную нагрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они испытывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

Про здоровый образ жизни сейчас идет много разговоров. Помимо того, что эта тенденция активно набирает обороты в России, впереди летний сезон, когда каждый второй стремится привести себя в форму перед выходом в открытых нарядах и купальниках. Но, к счастью, все больше людей начинают задумываться не только о краткосрочном эффекте, который дает, например, диета, но и о более комплексном подходе к своей жизни. Давайте разберемся, что же этот подход в себя включает.

Что такое здоровый образ жизни?

Это образ жизни, когда человек стремится к состоянию физического, душевного и социального благополучия. Здоровье здесь воспринимается не просто как физический аспект, т.е. отсутствие болезней, но как возможность жить полноценной, активной жизнью и получать от нее удовольствие. Физический фактор тут, конечно, тоже играет важную роль, потому что при наличии болезни на первый план выходит желание от нее избавиться. Но это не ставит крест на всем остальном. Многие известные диетологи, такие как Говард Хэй, Поль Брегг, Кацудзо Ниши, прошли собственный долгий путь борьбы и победы над болезнью с помощью натурального питания, на основе которого создали свои системы и философию здорового образа жизни.

Мы наслышаны о пользе зеленых соков по утрам, сочетании кардио- и силовых тренировок, необходимости много ходить пешком и избегать чипсов и жареной картошки. Какие-то принципы мы знаем с детства, о других узнаем от друзей, читаем в блогах и ленте новостей, к чему-то приходим на собственном опыте. Но чаще всего эта информация разрозненна. Мы схватываем отдельные принципы, которые не складываются в единую систему. А главное, часто не понимаем, зачем оно нам надо.

Нам понятно, что здоровый образ жизни подразумевает особое питание и регулярную физическую нагрузку. Многие к этому стремятся и на этом же останавливаются. Но на самом деле, это далеко не все. Помимо физического аспекта важен также аспект психологический. Многое начинается с нашей психологии, отношения к себе самому и понимания своих потребностей.

Здоровый образ жизни – это не про овсянку на завтрак и спортзал 3 раза в неделю. Нет. В первую очередь, здоровый образ жизни – это про любовь и заботу о себе. Мы можем сидеть на низкоуглеводной диете, лишать себя сладостей, до умопомрачения гонять на тренировки и муштровать свое тело. В результате мы получим красивое и рельефное отражение в зеркале, почувствуем легкость и удовлетворение результатом. Но станем ли мы от этого счастливее? Начнем ли получать удовольствие от жизни, наслаждаться каждым моментом и любить то, чем мы занимаемся? Станем ли мы от этого более здоровыми в том широком смысле этого слова?

Вряд ли, если мы будем делать это без любви и уважения к себе. Забота о себе начинается тогда, когда нам важно не только то, как мы выглядим, но и то, как себя чувствуем, удовлетворяем ли свои потребности, следуем ли зову сердца.

И, конечно, не стоит забывать о социальном аспекте. Мы живем в обществе, взаимодействуем с людьми и строим отношения. Когда мы начинаем заботиться о себе, для нас становится важным то, как мы живем и как мы можем это улучшить. Мы начинаем налаживать отношения с близкими, стремиться к взаимопониманию, тратить меньше энергии на ссоры и обиды и вносить в отношения больше теплоты и доверия. Это может быть просто комплимент коллеге или улыбка прохожему, слова благодарности или душевный разговор.

Но социальный аспект не ограничивается только кругом наших знакомых. Мы также можем помогать тем, кто в этом нуждается, мы можем заботиться о природе. Доброе дело, помощь бездомным животным или сортировка мусора – каждый маленький шаг ведет нас к более гармоничным отношениям не только с собой, но и окружающим миром.

Человек – это уникальное существо, рассматривать которое стоит в системе «тело-разум-душа». Концентрируясь на одной области и развивая только ее, мы приходим к определенному перекосу, когда начинают страдать другие области, что может выражаться в неудовлетворенности, отсутствии интереса к жизни и апатии. В то время как забота обо всех трех аспектах делает нас целостной личностью.

О теле мы можем заботиться с помощью здорового питания и физической активности, о разуме – с помощью познания себя и саморазвития, а о душе – делая то, что дарит нам радость и удовольствие. Такой подход дает нам системный взгляд на себя и способность развиваться, учитывая все аспекты. Этот путь более сложный, но он же и приносит нам энергию, силу, бодрость, возможность расти и творить, строить гармоничные отношения, любить и быть счастливым. Для меня именно это и является здоровым образом жизни.