Психодрама — это метод психотерапии. Как и зачем он используется

по социологии

«Психодрама как метод

групповой терапии»

Выполнила

студентка группы ФФ-2289

специальности «Журналистика»

Катерина Могутова

Проверила: Маисеева Е.В.

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.

Глава 2. Психодраматическая сессия.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Современная жизнь со всеми стрессами и нервными срывами, тяжелыми эмоциональными переживаниями порой не представима без помощи со стороны людей - близких или совсем посторонних. Подобную помощь могут оказать группы психологической поддержки.

В современной литературе понятие групповой терапии используется в трех значениях:
1. Групповая терапия - как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы групповой терапии - трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арт-терапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др. Групповая терапия находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.
2. Групповая терапия - как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.
3. Групповая терапия - как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа .

Существует огромное множество методов групповой и индивидуальной терапии: это арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, техника взрыва, суггестия (внушение), самовнушение, гештальт-терапия, гипноз, гипнотерапия, наркосуггестия, дебрифинг, игровая психотерапия, музыкотерапия, техника наводнения, нейролингвистическое программирование, оперантное обусловливание, поэтическая терапия, психоаналитическая терапия, терапия творческим самовыражением, разговорная терапия, theraplay (терапевтическая игра), холдинг-терапия и др. Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод психодрамы. Он нем и пойдет речь.

1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми . Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.
В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций .

У психодрамы есть два применения - она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться .

Психодраматические группы обычно состоят из 8 - 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными - от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими - на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.
Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз) .

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» - и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение - «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве» .

В психодраме можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «можно», «нужно» и «хочу»… Мы часто говорим себе: «Надо делать это…, надо делать то…». И в это же самое время что-то внутри сопротивляется и канючит: «Не хочу…, не буду!…». И эти два голоса могут встретиться друг с другом в психодраматическом пространстве, чтобы протагонист смог увидеть, в чем глубинный смысл этих разногласий, посмотреть «как будто другими глазами», увидеть картину целиком. А может быть эти голоса услышат и поймут друг-друга - сами или с помощью посредника. И протагонисту может быть очень важно постепенно учиться быть таким посредником для собственных голосов .
Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальт-терапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения. Ролевая игра занимает центральное место в психодраме.
В ходе работы составляется социограмма - специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе. Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Морено противопоставлял психодраму пассивности психоанализа. Он верил, что психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. Гуманиста Морено привлекало, что человек, который играет роль "Бога", получает возможность более полно исследовать свои чувства и может способствовать своей самоактуализации. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написали авторы, и они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Профессиональный актер должен обладать способностями перевоплощаться в того персонажа, которого он играет, исполняя роль именно в театральном представлении, а не в реальной жизни. В психодраматическом представлении актерство может оказаться помехой. Нередко профессиональные актеры подвергаются атакам в группах встреч за то, что прячутся за свои фальшивые фасады.
Морено отмечал, что множество людей реализует ролевое поведение в реальной жизни подобно актерам в театре. У них отсутствует спонтанность, они вовлечены в осуществление бессмысленных ритуалов и ведут себя в рамках тех ролей, которые предлагают им окружающие. Возьмем, к примеру, людей, которые одинаково вежливо улыбаются и в радости, и в горе, не желая обсуждать при других свои актуальные эмоциональные переживания. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения по сценарию.
В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника. Гораздо более волнующие, чем традиционные представления, психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
Понятие спонтанности и родственное ему понятие творчества составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на психотерапевтическое значение той внутренней свободы, которую демонстрировали дети, играющие в венских парках. Казалось, что они не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий. "Спонтанный театр" был создан Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенными индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать любому, пусть даже не изведанному для них пути. Этот метод в значительной степени контрастирует с традиционным театром, в котором пьеса еще и еще раз проигрывается в поисках оптимальной игры.
Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме в качестве "противоядия" все возрастающей ригидности социально-ролевого поведения. Члены психодраматических групп расширяли ролевой репертуар, исследовали индивидуальные особенности и по мере разыгрывания представления находили решения специфических личностных проблем.
В общепонятном значении сценария у участников психодрамы нет. В качестве сценария выступает программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивидуума в важных моментах его жизни - позволяя участникам изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, актуализировать свой человеческий потенциал, она помогает им достичь иного жизненного статуса. Создается впечатление, что, по Морено, эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности.
Спонтанность - это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Как говорил Морено: "Творчество - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким хитрым катализатором творчества является спонтанность" (Могепо, 1974а, р. 76). Другими словами, идеи возникают во время спонтанного действия, а при удаче и достаточной настойчивости могут привести к творческому акту.
Конечным продуктом творческого процесса являются "культурные консервы" (Bischop, 1964). "Культурные консервы" - это то, что сохраняет культурные ценности: язык, литература, искусство, ритуалы. "Консервы" связывают людей с прошлым, а усвоенные благодаря им устойчивые модели поведения, стереотипы мышления помогают решать новые проблемы, преодолевать критические ситуации. Хотя консервация необходима для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством консервации невозможно.
Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" у Морено содержит две основных переменных: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который не знаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-то роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологическое.
Терапевтические цели в психодраме часто включают в себя знакомство клиента с культурными и социальными ограничениями с одновременным облегчением процесса развития творческой спонтанности. Согласно Морено, современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения так же, как примитивные люди боялись огня до тех пор, пока они не научились добывать его. Морено использовал театр в качестве лаборатории для исследования спонтанности. Он обнаружил, что можно научиться спонтанности, и начал разрабатывать специальные психодраматические приемы для тренировки спонтанных действий.
Спонтанность сближает психодраму с другими групповыми подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Естественные барьеры времени и пространства стираются. При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу "здесь и теперь". По сути, психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти .

Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов.

1921 год считается годом рождения психодрамы: именно тогда Морено создал проект под названием «Театр Спонтанности» и стал применять драматическое действие в качестве психотерапевтического метода.

Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:
Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли терапевта.
Вспомогательные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга. Каждая из них представляет собой полный и автономный процесс.

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

    Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).

    Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста (в переводе с греческого – "ведущий (или первый) актер", "прима"), участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.

Драматическое действие

Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: "У меня всегда возникают трудности с мужчинами" или "Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии"). "Контракт" между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.

По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).

Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.

Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности ("surplus reality"). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.

На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.

Шеринг

По материалам книги Пола Холмса «Психодрама: вдохновение и техники»

Одним из наиболее эффективных и интересных методов групповой психотерапии, является психодрама. Многие ошибочно полагают, что данная методика сродни уроку театрального мастерства, однако, это не совсем верно. Психодрама представляет собой ролевое проигрывание значимых событий, в ходе которого создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств. Термин «психодрама» образован от двух греческих слов psyche - душа и drama - действие.

Психодрама, как метод психотерапии, построена на изучении и анализе действий под руководством опытного психотерапевта для решения самого широкого спектра психологических проблем, как у взрослых, так и у детей.

Основы психодрамы были заложены Якобом Морено в 20-х годах XX века. От классической психотерапии этот метод положительно отличает то, что он гораздо эффективнее помогает раскрыться людям, имеющим трудности в описании своих чувств и эмоций.

Цель психодрамы - проработать как внутренние проблемы индивида, так и его отношения с социальной средой (социодрама). Интересен тот факт, что психодрама и социодрама с самого начала успешно использовались педагогами для решения проблем в детских коллективах, что подтвердило безопасность и широкие возможности методики - от развития творческих способностей до решения сложных внутренних эмоциональных конфликтов.

Методы психоаналитической психодрамы

В результате ролевой игры психодрамы происходит спонтанное раскрытие глубинных чувств участников в гораздо большей степени, чем при использовании других методик психотерапии.

Методы психодрамы прекрасно сочетаются с другими техниками и усиливают их эффект.

  • Групповая психодрама - участники группы совместно выбирают героя (протагониста) и тему, актуальную для всех. Затем герой проигрывает ситуацию с вовлечением других участников на роли как его самого, так и важных людей из его референтного окружения. После отыгрывания ситуации участники дают эмоциональные отклики, делятся своими впечатлениями и открытиями. Важно отметить, что данный процесс не является оценкой действий участников, а позволяет им раскрыть свои собственные чувства. Учитывая важность данного этапа, групповую психодраму в Москве в ЦМЗ «Альянс» проводят только высококвалифицированные специалисты.
  • Индивидуальная психодрама - или, как ее еще называют, «монодрама» - это разновидность индивидуальной психотерапии. Данный прием используется также в других терапевтических подходах, таких, как гештальт-терапия. Гештальт, психодрама - наиболее эффективные и популярные методики, с успехом практикуемые специалистами нашего центра.

Принципы психодрамы

  • роли и ролевые игры (участники выбирают наиболее важную и актуальную для всех тему и распределяют роли);
  • спонтанность (психодрама всегда проходит по неумышленному и незаданному сценарию);
  • теле (процесс восприятия происходящего между всеми участниками процесса);
  • катарсис и инсайт (осознание пациентом своей проблемы через переживания всех участников).

Психодрама, в отличие от театра, всегда проходит без заранее запланированного сценария, и именно эта возникающая спонтанность помогает многим пациентам в результате психотерапии психодрамы, в том числе, избавиться от внутренних зажимов и вызванных ими неврозов.

Все большую популярность также приобретает детская психодрама для лечения невротических расстройств у детей, а также и для развития креативности и социальных навыков.

Техники проведения психодрамы

Психодрама является уникальным инструментом, поскольку включает огромное количество техник, разработанных для самых разных ситуаций. Основные техники психодрамы были подробно описаны еще женой Якоба Морено.

Существуют и ключевые техники, подходящие под большинство ситуаций, которые могут быть скомбинированы и скорректированы опытными специалистами ЦМЗ «Альянс» для конкретной ситуации каждого клиента:

  • техника монолога;
  • техника представления себя;
  • техника двойника.

Продедура психодрамы включает

  • стадию разогрева (выбор темы, настрой группы, распределение ролей);
  • стадию действия (в соответствии с рекомендованной ведущим техникой);
  • стадию шеринга (обмен эмоциями между участниками).

Метод психодрамы, проводимый в ЦМЗ «Альянс», имеет неограниченный спектр применения: от формирования и развития уникальных личностных качеств до серьёзной психотерапевтической работы в случае клинических проблем. Итоги работы, в том числе с семейными отношениями, лечение зависимостей, выстраивание эффективных социальных взаимоотношений - показывают самые высокие результаты. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам лучших специалистов по психодраме с полноценным психотерапевтическим образованием.


  • 12. Психологические особенности акцентуированного поведения в подростковом возрасте. Виды акцентуаций. Методы диагностики и коррекции.
  • 19. Направления и формы работы психолога с учительским коллективом. Роль психолога в формировании профессионального мастерства учителя. Педагогические способности. Психолого-педагогический консилиум.
  • 20. Теория учебной деятельности д.Б. Эльконина. Знания, умения, навыки в составе учебной деятельности. Мотивы учения и их классификация. Диагностика учебной мотивации.
  • 22. Общение и его психологические характеристики. Структура, функции и виды общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения.
  • 24. Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Психологические характеристики коллектива. Социометрия.
  • 27. Психологические особенности ощущения и восприятия. Виды ощущений и восприятия. Закономерности ощущений. Свойства восприятия. Зрительные иллюзии.
  • 28. Психологические особенности внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Диагностика и коррекция внимания. Управление вниманием учащихся на уроке.
  • 29. Эффективность консультационного процесса. Факторы, влияющие на успешность консультационного процесса
  • 30. Направления в психологическом консультировании. Психоанализ з.Фрейда. Структура личности по з.Фрейду. Психокоррекционные приемы и техники психоанализа.
  • 32. Этапы психологического консультирования. Специфика подготовки консультанта к проведению сессии.
  • 33. Транзактный анализ э.Берна. Виды транзакций. Теория игр. Использование в практике психологического консультирования и коррекции.
  • 34. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Супружеские проблемы в психологическом консультировании.
  • 35. Когнитивно-поведенческое направление в психологическом консультировании.
  • 36. Бихевиоральное направление в практике психологического консультирования и коррекции. Положительное и отрицательное подкрепление, величина и режим подкрепления.
  • 37.Основные психотерапевтические направления в психологическом консультировании.
  • 38. Консультирование по проблемам личностного плана.
  • 39. Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Клиентоцентрированная терапия к.Роджерса и ее основные принципы.
  • 40. Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога. Виды профессиональной деятельности.
  • 42. Организация и планирование работы школьного психолога. Документация школьного психолога. Кабинет школьного психолога.
  • Рабочая документация школьного психолога
  • 1. План работы психолога
  • Методические рекомендации к организации
  • 43 Прцедуры и техники.
  • Защитные механизмы для снижения тревожности
  • Как помочь тревожному ребенку.(коррекция)
  • Повышение самооценки.
  • Обучение детей умению управлять своим поведением.
  • Снятие мышечного напряжения.
  • 45. Психологические особенности детей, имеющие отклонения в умственном развитии. Понятие задержка психического развития. Умственно отсталые дети. Педагогически запущенные дети.
  • 46. Гештальтерапия ф. Перлза. Основополагающие принципы работы психотерапевта в рамках гештальтподхода. Цикл контакта в рамках гештальтерапии, способы прерывания контакта.
  • 48. Психодрама Дж. Морено. История возникновения. Основные понятия. Применение в практике психологического консультирования.
  • 49. Специфика психологического консультирования. Отличия психологического консультирования от других видов психологической помощи. Личность психолога-консультанта
  • 50. Логотерапия в. Франкла. Методика сократического диалога, логотерапевтическая теория неврозов, техники парадоксальной интенции.
  • 1. Современные технологии воспитания.
  • 2. Предмет и задачи методики преподавания педагогики. Внеучебная работа по пед.
  • 4. Особенности содержания социального воспитания в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
  • 5. Социализация личности: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Содержание и принципы социального воспитания.
  • 6. Формы организации обучения: классно-урочная система, факультатив, экскурсия, д/з, консультация, экзамен
  • 7. Педагогика как наука. Закон об образовании рф, рб.
  • 8. Развитие теории свободного воспитания в истории мировой педагогики. Руссо, Песталоцци, Толстой, Монтессори, Френе, Роджерс, Сухомлинский
  • 9. Содержание образования. Виды образования. Гос.Стандарт образования, учебные планы, учебники, программы
  • 10. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, педагогика сотрудничества, профильное обучение, игровые технологии, метод проектов.
  • 19. Диагностика результатов воспитательной работы.
  • II. Движущие силы процесса обучения
  • III. Функции учебного процесса
  • IV. Основные звенья учебного процесса
  • I. Понятие о диагностики обучения
  • III. Основные виды контроля
  • II. Классификация о методах обучения.
  • 48. Психодрама Дж. Морено. История возникновения. Основные понятия. Применение в практике психологического консультирования.

    Психодрама - это метод групповой работы, представ­ляющий ролевую игру, в ходе которой используется дра­матическая импровизация как способ изучения внутрен­него мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важ­ными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе. Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название «спонтанный те­атр». Впервые Морено задумался о терапевтическом потенци­але игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии. По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из акте­ров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вме­сте с его личными проблемами на сцену. Эксперимент ока­зался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы. Морено стал экспериментировать с подобными группо­выми представлениями дальше, применяя уже более форма­лизованные исследовательские методы и разрабатывая тех­нические приемы, которые позже стали неотъемлемой час­тью психодрамы. Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадек­ватных состояний и эмоциональных реакций, их устране­ние, отработка социальной перцепции, углубление само­познания. Во время психодрамы про­исходит поиск эффективных путей решения психологичес­ких проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые собы­тия своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам.

    Необходимое условие для про­ведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтан­ность поведения, импровизация.

    Задачи психодрамы: 1.Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов. 2. Выработка более глубокого и адекватного самопонима­ния клиентом. 3. Преодоление неконструктивных поведенческих стерео­типов и способов эмоционального реагирования. 4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

    Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 ос­новных элементов :

    Протагонист - первый игрок, изображает в пси­ходраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным пер­сонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помо­щью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психоло­гическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни. Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заклю­чаются в организации психодраматического действия, про­странства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального об­мена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли. От хорошего режиссера требуются такие ка­чества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу. Режиссер выполняет функции постанов­щика, аналитика, терапевта. В роли постановщика режиссер организует работу в груп­пе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычай­но чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех уча­стников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли терапевта руководитель психодраматического дей­ствия направляет его в нужное психокорректирующее русло, старается помочь уча­стникам изменить нежелательные формы поведения. Вспомогательные «Я» - это клиенты, исполняющие вспо­могательные роли и усиливаю

    щие функции психолога. Вспомогательные «Я» могут олицетворять значимых для прота­гониста людей или части его собственного «Я».Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосозна­ваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. Вспомогательные «Я» - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, ка­кими они предстают во внутреннем мире клиента. В качестве зрителей выступают члены группы, не при­нимающие непосредственного участия в психодраматичес­ком действии, но обсуждающие ситуацию после ее завер­шения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заклю­чительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоцио­нальное отношение к происходящему, рассказывают о вол­нующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранны в психодраме. Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонис­ту, реагируя критически или сочувственно на то, что про­исходит на сцене, с другой - помочь самим себе, пережи­вая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирую­щего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом. В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неоди­нок со своими проблемами, что другие тоже могут испыты­вать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации. Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально орга­низованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

    Выделяют следующие формы психодрамы :

    1. Психодрама, центрированная на протагонисте. 2. Психодрама, центрированная на теме. 3.Психодрама, направленная на группу. 4. Психодрама, центрированная на группе.

    Центрированная на протагонисте психодрама концентри­руется на главном исполнителе, который с помощью ведуще­го и партнеров изображает реальную или воображаемую ситу­ацию своей жизни. Центральной темой групповой беседы становится страх. Члены группы вкратце изображают ситу­ации, в которых страх угнетал бы каждого члена группы. Характерной особенностью направленной на группу психодрамы является работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы. Центрированная на группе психодрама занимается эмо­циональными отношениями участников группы друг с дру­гом и возникающими «здесь и теперь» общими проблема­ми, вытекающими из этих отношений. Размер группы в психодраме составляет от 6 до 9 человек. Если группа меньше 6 человек, то получается слишком мало зрителей. Если группа слишком велика - даже опытному режиссеру нелегко управляться с запросами протагониста, улавливать реакции отдельных членов группы и следить за динамикой всей группы. Психодрама в группе требует гетерогенного состава группы. Участники группы (различные по своему полу, структуре личности, способностям, опыту) способны изобразить нео­жиданные ситуации более полно, чем гомогенные группы. Психодрама для группы чаще всего осуществляется в го­могенных по составу группах (например, группах супружес­ких пар, родителей, подростков, алкоголиков и т.д.). Длительность психодрамы. Обычно сеанс представля­ется как встреча продолжительностью 50 мин. В реальности встречи могут быть короче или длиннее, и протяженность сеансов зависит от остроты, сложности проблем клиента, от его реакции. Примерные рамки сеанса: от 15-20 мин до 4 ч.

    Основные фазы психодрамы : 1. Разогрев и разминка. 2. Собственно драматическое действие. 3. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоци­ональный обмен).

    При проведении психодрамы используются следующие типичные методики:

    1. Представление самого себя (самопрезентация) 2. Монолог. 3. Дублирование (множественное дублирование). 4. Обмен ролями. 5. «Пустой» стул и «высокий» стул. 6. «Зеркало». 7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций. 8. «За спиной» 9. Идеальный другой. 10. Волшебный магазин.

    – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершённые ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психологических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевлённые предметы.

    Через сценическое разыгрывание эпизодов из своей жизни (прошлого, настоящего и будущего) человек получает возможность, используя свою спонтанность и креативность, войти в контакт с собственным прошлым и приобрести навыки, которые станут ему необходимы в будущем. Зерка Морено называет этот процесс "способом безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки".

    считал психодраму наукой, которая ищет истину драматическим способом:

    "Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и стра­ хов. Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных кон­ фликтов в том виде, в котором они существуют, допол­ няя свое исследование ранними впечатлениями и вос­ поминаниями".

    Главное в психодраме – это действие . Сам называл психодраму «методом, в котором истина души познаётся в действии». Большинство из нас привыкли мысленно вникать в проблемы, чтобы докопаться до их сути, анализировать, искать причины их возникновения и делать определённые выводы. Психодрама переносит проблему в действие. Здесь появляется возможность рассмотреть её комплексно, развернув в пространстве и времени, в ситуации «здесь и теперь», увидев её с разных точек зрения и восприняв всеми психическими функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией.

    Кажется, что в психодраме всё происходит играючи, как бы само собой, однако в её основе лежит очень непростое, последовательно осуществляемое действие. Его греческое название – драма. Драматически изображается и переносится в действие сложная внутренняя проблема. В результате таких психодрам возрастает мужество, необходимое для вступления в контакт с забытыми воспоминаниями, с голосами и образами внутреннего мира. Психодрама может стать для человека поворотной точкой в его жизни, во взаимоотношениях с окружающими, в конфликтной ситуации. Сильное переживание имеет большие последствия, подобно расходящимся по воде кругам от упавшего камня. Такое переживание продолжает оказывать воздействие в реальной повседневной жизни. Оно доходит до глубины души, затрагивает содержание психики и приводит его в движение. Неосознанное , подавленное , давно отодвинутое в сторону содержание теперь требует работы над собой, осмысления и тогда, наконец, в сознании происходят существенные изменения. Поэтому не зря свой метод Морено называл «глубокой эмоциональной хирургией» .

    Виды психодрамы и прикладное использование метода

    Морено уделял внимание трём разновидностям психодрамы: психодраме, центрированной на протагонисте , в которой вся сессия целиком посвящалась проблеме какого-то одного члена группы; психодраме, центрированной на группе , которая касалась внутригрупповых взаимоотношений или других вопросов, затрагивающих и вовлекающих в действие всех участников группы, включая ведущего; и наконец, психодраме, центрированной на теме , актуальной для всех присутствующих. Эта тема могла быть связана с внутренними переживаниями людей или касаться их внешней деятельности, иметь отношение к современным мировым проблемам, политическим событиям и т.п.

    В качестве терапевтического метода психодрама может развиваться в самых разных плоскостях; столь же разнообразны области её применения. Она может включать в себя бихевиоральную или семейную терапию; в ней могут затрагиваться социальные и медицинские аспекты; её применение возможно в любой ситуации, где существует внешний конфликт, а также для поиска пути внутреннего развития, ведущего к обретению человеком собственного «я».

    Психодрама там, где есть интрига, столкновение сил, конфликт. А интрига есть везде. Стало быть и психодрама тоже присутствует везде, но только в скрытом, непроявленном виде. Остаётся лишь её провести.

    Действующими лицами может быть всё что угодно: живые и неживые объекты, мысли и чувства; от отдельных людей до целых групп и даже государств.

    Психодрама может использоваться при работе с:

      детьми (детские группы) – детская психодрама ;

      родителями с детьми вместе (смешанные группы);

      целыми отдельными семьями (папа, мама, ребёнок, бабушка, дедушка и др.);

      супружескими парами;

      рабочими коллективами, фирмами и организациями.

    По результатам исследований бельгийских психологов Лет Диллен и Лени Денев, была доказана способность психодрамы, с одной стороны, выводить детей из состояния глубокой печали, а, с другой, определять причины этого состояния у детей, с тем, чтобы воздействовать на них с помощью техники социального атома . Такого рода воздействие позволяет испытуемым построить такую пространственную модель, внутри которой осуществляется конструирование их Я с помощью значимых других.

    Базовые понятия и элементы в психодраме

    Морено вывел несколько важных понятий, таких как «спонтанность», «креативность», «здесь-и-теперь» и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии. Достижение спонтанности и креативности – основная цель психодрамы. В них Морено видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному.

    В психодраматическом методе используется пять основных элементов :

    Протагонист (буквально – «первый актёр») – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.

    При этом, очень важно понять, что протагонист вовсе не должен играть какую-то роль и становиться актёром, а совсем наоборот . От протагониста ожидается, что на сцене он раскроется сам и раскроет свой внутренний мир. «Ему следует держаться свободно, делать всё, что приходит на ум, и никого из себя не изображать. Для него очень важно не казаться, а просто быть тем, кем он является в жизни».

    Директор (психотерапевт, ведущий группы) – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создаёт условия для постановки любой индивидуальной драмы.

    Директор выполняет четыре функции. Во-первых , директор является организатором процесса, режиссёром-постановщиком , «начинает» драму, стимулирует протагониста к действию, в процессе которого он, наблюдая за поведением протагониста, старается приблизить его к наиболее глубокому осознанию самого себя и ситуации, в которой он оказался. Во-вторых , директор – это ведущий группы , и как ведущий группы он должен следить за сохранением эмоционального контакта между протагонистом и другими участниками, а также старается создать в группе атмосферу взаимной поддержки и взаимопонимания. В-третьих , как терапевт он должен «разговорить» протагониста, как-то его зацепить, слегка на него нападая или даже подшучивая над ним; если же инициативу берёт в свои руки сам протагонист, терапевт может взять на себя пассивную роль. И, наконец, в-четвёртых , в качестве аналитика директор находится вне драматического действия, давая инструкции вспомогательным лицам, чутко следя за настроением группы и анализируя чувства, мысли, поведение и отношения каждого члена группы.

    Вспомогательные или дополнительные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым, способствуя развитию драматического процесса. Они помогают директору, следуя его инструкциям и указаниям. Но в первую очередь они оказывают помощь протагонисту, изображая важных для него реальных или мнимых персонажей, существующих в его внутреннем мире.

    Зрители или группа – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. При этом, даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее, остаются активно и позитивно вовлечёнными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу. Морено сравнивал различие между театральными зрителями и зрителями психодрамы с различием между человеком, просматривающим фильм об извержении вулкана, и человеком, непосредственно наблюдающим за ним у подножия самого вулкана. Наличие зрителей имеет двойной эффект. Они, во-первых, помогают протагонисту, настраивая его на определённый резонанс, подбадривая, зажигая, критикуя, выражая понимание и спонтанно включаясь в действие. Чем более изолированным чувствует себя протагонист, тем важнее для него сопереживание зрителей, признание и понимание окружающих. А во-вторых, сами зрители могут оказаться пациентом, увидев свой «коллективный синдром». Проблема одного участника группы часто касается всех остальных. И тогда один из участников становится её выразителем.

    Сцена (сценическая площадка) – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.